Работа с убеждениями, ложными верованиями, иррациональными установками и тому подобным — очень интересная и очень продуктивная область психологической практики. Внимательное исследование устойчивых ментальных конструкций и последовательное избавление от дисфункциональных убеждений — это относительно простой, быстрый и эффективный способ решения многих (но не всех!) психологических проблем.
Одна из наиболее проработанных и известных систем, имеющих в своей основе работу с убеждениями — РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческая терапия). Она представляет собой практическое развитие общих идей и принципов когнитивной психотерапии и исходит из предположения, что причиной психических расстройств являются нарушения в работе механизмов познания, когниции.
Прежде всего, это ошибки мышления и возникающие в их результате нелогичные убеждения, максималистские требования и нереалистичные ожидания, которые и приводят к возникновению конфликтов и психологических проблем. А терапевтический процесс, исходя из этого, сводится к тому, чтобы исправить допущенные ошибки и скорректировать существующую систему убеждений — сделать ее более реалистичной и функциональной.
Таким образом, теоретическая база РЭПТ довольно проста и может уместиться на одной странице текста со всеми посылками, выкладками и пояснениями. Кто не знаком с РЭПТ — в интернете полно обзорных материалов. Основной же акцент в РЭПТ сделан на практической стороне вопроса — на создании эффективной методологии работы с ошибочными, неэффективными убеждениями. Именно в этом самая сильная и привлекательная сторона РЭПТ — в наличии простых и универсальных алгоритмов работы с психологическими проблемами, которым несложно обучиться даже самостоятельно.
NB: РЭПТ здесь рассматривается в том виде, в котором она описана в книге Элисса «Практика РЭПТ». Возможно, она уже не вполне соответствует взглядам сегодняшних РЭПТологов. Но, собственно говоря, и вся критика направлена на поверхностное (устаревшее?) понимание работы с убеждениями. К современной РЭПТ все это может не иметь отношения (при условии качественной и всесторонней подготовки специалистов).
Но именно простота и доступность этой терапевтической методики приводит к негативным последствиям, когда чисто прикладная система ошибочно абсолютизируется и возводится в ранг универсальной жизненной философии. Это не вина РЭПТ, как таковой, а результат попадания узкоспециализированного инструмента в руки тех, у кого еще недостаточно жизненного опыта и общей психологической подготовки, чтобы понимать его сильные и слабые стороны.
Отчасти, это личная «заслуга» создателя РЭПТ — Альберта Эллиса. Одним из принципов заложенных в разработанный им метод терапии является постепенное обучение пациента самостоятельному применению техник РЭПТ, вплоть до того, чтобы со временем он сам смог выполнять роль терапевта для своих близких. Красивая и вполне разумная идея, предполагающая, что попытки помочь другим заставят человека лучше понять самого себя и научат эффективнее работать со своими собственными убеждениями. Ради этого РЭПТ упрощен насколько это возможно, но именно эта кажущаяся простота и является источником потенциальных проблем.
Сознательно или не очень Эллис совершает ту самую ошибку, которая недавно уже описывалась — проецирует свои индивидуальные особенности на пациентов и последователей. Прежде чем сформировать свой собственный терапевтический подход Эллис обучился на психоаналитика и прошел полную программу личного анализа у одного из учеников знаменитой Карен Хорни. А затем долгое время успешно вел свою собственную психоналитическую практику. То есть к работе с убеждениями в качестве основного терапевтического инструмента он пришел с очень серьезным багажом знаний и умений. И как бы критично он сам ни относился к психоанализу, его взгляды на психику и психотерапию были сформированы под влиянием фрейдовской психодинамической теории личности.
Создавая свой метод терапии и будучи при этом хорошо подготовленным и проработанным психоаналитиком, Эллис не мог не опираться на ранее приобретенные представления о психике и аналитические навыки. То есть, строго говоря, РЭПТ — это инструмент для бывшего психоаналитика, который имеет серьезную базовую подготовку и большой практический опыт работы с людьми. При таких вот условиях использование методологии РЭПТ будет корректным и более-менее застрахованным от грубых ошибок.
А если сюда добавить тот факт, что Эллис довольно серьезно изучал классическую философию и черпал вдохновение именно оттуда, это делает ситуацию еще сложнее. РЭПТ, как ее описывает сам Эллис, не содержит в себе какой-то особой философской базы — в нее заложены только выводы, к которым он пришел в процессе своих изысканий. Быть может, глубоких знаний философии для применения методов РЭПТ и не требуется, но надо учитывать тот факт, что, создавая учебник, специалист всегда совершает ошибку профессионала — не включает в него всего того, что ему самому кажется очевидным. И вот здесь стоит задуматься, что мог счесть абсолютно очевидным практикующий психоаналитик с глубокими познаниями в философии?
То есть РЭПТ в руках и устах Эллиса — это не совсем тот РЭПТ, что практикуется вчерашним студентом-психологом, изучившим эту систему по учебникам и краткосрочным курсам повышения квалификации. Как бы ни был прост РЭПТ, как бы ни были в нем проработаны методы и алгоритмы, в руках человека без серьезной психологической и философской подготовки эта методика может быть весьма и весьма опасна!
Что не так с РЭПТ?
РЭПТ в руках специалиста не вполне подготовленного для ее применения — это только часть проблемы. Другая опасность данной терапевтической методологии связана с тем, что она не принимает в расчет происхождение психического расстройства, с которым призвана справляться.
«РЭПТ не предлагает разработанного положения, объясняющего возникновение психологических расстройств, она более подробно рассматривает вопрос о том, как эти расстройства закрепляются».
Эллис, Практика РЭПТ
А вслед за этим Эллис признает, что и причина возникновения ошибочных убеждений в РЭПТ раскрыта довольно условно — все списывается на встроенную в человеческое сознание тенденцию совершать ошибки мышления. Сознание склонно ошибаться — такого объяснения, по-видимому, достаточно.
«Это частично следует из гипотезы о выраженной биологической склонности людей мыслить и действовать иррационально. […] РЭПТ утверждает, что тенденция мыслить иррационально у людей имеет биологические корни, однако она признает и вклад в развитие психологических, расстройств средовых переменных и поэтому поощряет выдвижение людьми биологически обусловленных требований. Таким образом, родители и культура обычно учат детей, каким именно предрассудкам, стереотипам и табу следовать, но не они являются причиной их базовой склонности к предубежденности, ритуализму и фанатизму».
Эллис, Практика РЭПТ
Вероятно, здесь Эллис, имея гораздо более глубокое понимание и того, и другого, не счел необходимым избыточно усложнять теорию РЭПТ. В конце концов, речь идет о методе терапии, а не о разработке самостоятельной и всесторонней психологической теории. С практической точки зрения, это разумно, но только при озвученном выше условии, что специалист, обучающийся РЭПТ, до этого прошел всестороннюю психологическую подготовку и уже имеет представления о природе и происхождении психических расстройств и ошибочных убеждений.
Однако в некоторых случаях, столь неосмотрительная позиция по отношению к истокам психического расстройства может привести к ошибками и возникновению более глубоких проблем, независимо от уровня подготовки специалиста.
ПЕРЕпрограммирование вместо ДЕпрограммирования
Работая с психологической проблемой специалист РЭПТ последовательно рассматривает цепочку ошибочных суждений и убеждений, которые привели к формированию данной проблемы. Или, говоря более строго, привели к тому, что нейтральная по своей природе жизненная ситуация, стала восприниматься искаженно и причинять душевную боль. Убрав тем или иным способом ошибочные убеждения, человека можно будет вернуть к чистому, непредвзятому восприятию исходной ситуации — душевный дискомфорт, таким образом, будет снят, проблема решена.
Однако РЭПТ здесь занимает очень специфическую позицию и вместо полной деконструкции иррациональных ошибочных убеждений предлагает заменить их правильными, рациональными установками. Одна система убеждений заменяется на другую. И если в краткосрочной перспективе это абсолютно оправдано, поскольку дает быстрый осязаемый результат, то в долгосрочной — неизбежно приводит к необходимости снова и снова реконструировать систему убеждений, поскольку любое убеждение функциональное сегодня, становится дисфункциональным завтра.
Процесс такой адаптации убеждений к непрерывно меняющейся реальности заведомо бесконечен. И, надо полагать, это одна из причин, почему Эллис считал необходимым обучать пациента самопомощи — чтобы в дальнейшем тот мог сам проводить регулярную реактуализацию своих убеждений. Без этого навыка он окажется навсегда привязан к психотерапевту.
Другой аргумент в пользу замены одних убеждений другими — это возможность обойти те острые углы, с которыми непременно придется столкнуться при полном и чистом отказе от имеющихся убеждений. Но это тема отдельного разговора — дайте знать в комментариях, если рассказ об этом вам интересен.
Блокировка развития
Всякий внутренний конфликт может быть разрешен на текущем уровне сознания или, говоря философским языком, трансцендирован — преодолен через выход сознания за пределы той плоскости, в которой этот конфликт существует. При переходе из двухмерного пространства в трехмерное параллельные прямые могут стать пересекающимися, а пересекающиеся — параллельными. Однако РЭПТ оперирует исключительно на том уровне, на котором возникла исходная проблема, и вместо демонстрации параллельности пересекающегося показывает, что пересекающееся — это не так уж и плохо, а параллельное — не так уж и хорошо.
В каждом психическом расстройстве, в каждом конфликте есть что-то конструктивное. То, что дисфункционально с одной точки зрения, может быть функциональным с другой. И если функциональная часть конфликта в терапевтическом процессе игнорируется, это лишает человека возможности сделать тот шаг, который в перспективе выведет его из плоского восприятия жизни в объемное, трехмерное.
Можно привести и иную аналогию — чисто физиологическую. Всякая боль несет с собой нечто конструктивное и нечто деструктивное. С одной стороны, боль — это важная информация об опасном повреждении организма, мобилизующая сознание на решение проблемы. С другой — та же самая боль может иметь и дисфункциональные последствия в виде помутнения сознания и/или неконтролируемых физических реакций, которые могут помешать исправлению ситуации или повредить организму еще больше. Но если мы попытаемся избавиться от негативных последствий болевых ощущений, высока вероятность того, что вместе с тем мы лишимся и той ценной информации, что эта боль нам несет. Не ощущая боли непосредственно, человек может попросту забыть о необходимости предпринять какие-то действия для спасения организма.
Точно так же и боль душевная — она не всегда следует из чисто когнитивных ошибок. Во всяком случае, если рассматривать работу психики на том уровне, на котором ее рассматривает РЭПТ. И если за этой болью стоит нечто большее, чем иррациональные убеждения, то временное облегчение, которого довольно легко добиться работая с убеждениями, принесет с собой и негативные последствия — исключение из поля сознания того деструктивного процесса, который эту боль вызвал.
Например, общее или частное недовольство собой — его причиной могут быть, по меньшей мере, два разных обстоятельства:
1) Болезненная, неадекватная требовательность к себе, в основе которой лежат иррациональные установки по типу: «Я должен то-то и то-то». Здесь нет никаких объективных оснований, чтобы испытывать серьезный душевный дискомфорт, — одни только ошибочные долженствования. РЭПТ в подобной ситуации действительно будет очень удобна и эффективна.
2) Нереализованность, несоответствие своему потенциалу. Душевный разлад вызванный не ложными представлениями о том, кем или каким человеку следует быть, а непосредственной констатацией упущенных возможностей развития. Экзистенциальный внутренний конфликт, который не может быть разрешен через работу с убеждениями. Однако, он может быть хорошо такой работой размыт или замаскирован. Пользуясь инструментарием РЭПТ несложно будет выстроить в сознании контр-теорию, которая защитит человека от болезненных переживаний. Но вместе с избавлением от дискомфорта исчезнет и стимул для развития, которое могло состояться, если бы отнестись к этой боли с должным вниманием.
На возможность возникновения внутреннего конфликта по причине отставания в развитии или недостаточной реализации заложенного потенциала указывал Юнг (см. индивидуация) и вся плеяда экзистенциальных психотерапевтов. Эта одна из тех тем, что могут показаться несущественными для молодого специалиста, но с возрастом и опытом это становится все более очевидно: душа требует развития, и когда она этого не получает, случается специфическая форма невроза, который не лечится никак иначе, кроме как через содействие развитию и вывод человека на новый уровень самосознания.
Работа с убеждениями, в таком случае, строго противопоказана, поскольку дает лишь временное облегчение, которое неизбежно обернется новым обострением. Фактически, невроз будет только прогрессировать, а техники когнитивной терапии лишь отсрочат наступление полномасштабного кризиса. И если в легкой форме невроз развития может быть преодолен малой кровью, то после продолжительного игнорирования проблемы на ее решение сил может уже и не хватить.
Сфера применимости
Нежелание вникать в причины и механику возникновения иррациональных верований создает предпосылки для другой проблемы — некоторые ошибочные убеждения могут плохо поддаваться РЭПТ поскольку их происхождение изначально не связано с логикой и ошибками мышления. А значит и техники нацеленные на исправление подобных ошибок тут ничем не помогут или будут малоэффективны.
Формирование ментальных структур подобных обычным ложным верованиям является одной из форм психологической защиты — в сознании искусственно выстраивается «выгодная», «удобная» точка зрения, поддержание которой позволяет психике справиться с каким-то более глубоким конфликтом.
Например, человек может верить в свою моральную непогрешимость, но не потому, что произошла ошибка мышления, а потому что эта вера защищает его от разрушительного признания какого-то глубокого своего греха. В таком случае работа с убеждением на рациональном уровне столкнется с сильным сопротивлением. Логические аргументы не будут иметь достаточной силы, поскольку убеждение изначально не логично — оно психологично. И здесь легко побеждает та самая, приписываемая биологии человеческая иррациональность — психологическая выгода в два счета переигрывает самую строгую и убедительную логику.
Другое проявление той же самой проблемы — убеждения, в основе которых лежит глубоко травматический опыт сохраняющий в себе сильный эмоциональный заряд. В их отношении логика тоже бессильна, и пока не будет снят этот самый заряд, подобного рода установки будут демонстрировать полнейшую индифферентность к любым разумным аргументам.
По всем внешним признакам такие установки неотличимы от обычных ошибочных убеждений, но механическое и бездумное применение к ним техник РЭПТ приведет к разочарованию как пациента, так и терапевта.
Будучи психоаналитиком, Эллис не мог не знать специфики психологических защит и эмоциональных узлов в основе иррациональных убеждений. И наверняка соответствующие оговорки в той или иной форме включены в код РЭПТ, но даже тогда остается неясным, как работать с подобными убеждениями, оставаясь при этом в рамках РЭПТ. Без традиционных методов психотерапии здесь никак не обойтись.
А еще одним следствием отказа от того, чтобы досконально разобраться в механизме возникновения убеждений, является невозможность копнуть глубже и вместо бесконечной борьбы с частными убеждениями разом перетряхнуть всё ошибочное мировоззрение. Оставаясь на уровне социально-личностных проблем и связанных с ними убеждений, РЭПТ сильно теряет в глубине и универсальности.
Таким образом, РЭПТ, если не выходить за рамки ее методологии, имеет довольно узкую область применения — относительно простые психологические проблемы и расстройства с низким эмоциональным накалом. В общем и целом, это технология для работы со здоровыми людьми, столкнувшимися с мелкими душевными неурядицами, социальными конфликтами, проблемами в личных отношениях и тому подобным. Для сложных неврозов или проблем экзистенциального и пост-экзистенциального уровня методик РЭПТ самих по себе будет недостаточно. А это снова возвращает нас к проблеме профессиональной подготовки специалистов — имея в своем арсенале только РЭПТ, психолог не может претендовать на что-то большее, чем простое психологическое консультирование.
Типологические ограничения
РЭПТ, как и любая другая система когнитивной психотерапии, целиком и полностью полагается на то, что логика и разумные аргументы имеют для человека определяющее значение. «Раз логично, значит, правильно» — на эту фундаментальную установку сознания опираются они все. При этом игнорируется, во-первых, тот любопытный факт, что и это тоже всего лишь еще одно убеждение, а во-вторых, что наличие такого убеждения свойственно далеко не всем.
Если описывать это в категориях юнговской типологии, то однозначный приоритет логики и здравого смысла над всем остальным характерен только для ведущей функции мышления. Во всех остальных сценариях строгая логика имеет лишь совещательный характер и в два счета пересиливается аргументами иного рода. А в случае ведущей функции чувства и подавленного мышления, любые попытки апеллировать к логике будут иметь эффект ровно противоположный ожидаемому — протест, сопротивление и еще большее укрепление имеющихся убеждений.
Это вопрос не интеллектуальных способностей пациента, а системы внутренних приоритетов, в соответствии с которыми ранжируются психические функции. И исходя из той же типологии можно предположить, что когнитивные методы работы хорошо подходят лишь каждому четвертому человеку, еще двум они подходят весьма относительно, а одному — вообще противопоказаны.
И даже если отвлечься от юнговской или любой иной типологии, несомненным остается тот факт, что не все люди в равной степени полагаются на рассудок и логику. Чем ни объясняй эти различия, очевидно, что есть люди, на которых логика не производит такого уж большого впечатления, и те, для кого на логике сошелся весь белый свет. Для одних когнитивная психотерапия будет идеальна, для других — бессмысленна.
На фоне всего этого широкая фактическая применимость и подтвержденная эффективность РЭПТ объясняется, вероятно, общим приматом рационализма в современном обществе. Научное мировоззрение и вера в силу разума формируют тот самый опорный для когнитивной терапии постулат «Логично, значит, правильно» даже у тех, кому он типологически не свойственен.
РЭПТилоиды :-)
Применение или обучение РЭПТ в условиях недостаточной квалификации, отсутствия фундаментальных познаний в психологии и личной непроработанности формируют очень характерный и легко узнаваемый типаж РЭПТилоида — «умного» человека, у которого есть ответы на любые вопросы и есть вопросы на любые ответы.
Гибкость мышления, тренируемая в процессе работы с убеждениями, из полезного навыка превращается у него в эффективный механизм психологической защиты. Поверхностная, выхолощенная, лишенная ценностных установок психическая структура и отсутствие какой какой-либо смысловой направленности превращают его жизнь в пустое гедонистическое существование — в ложном соответствии с принципами РЭПТ.
Размножаются путем вербального инфицирования — распространяют свое деструктивное мировоззрение под видом психологического консультирования. Часто берут за это деньги, но могут лечить и бесплатно — из болезненной потребности подтверждать и закреплять свою систему псевдофункциональных убеждений.
В первые недели после инфицирования будущий РЭПТилоид испытывает значительное снижение психической напряженности, не теряя при этом человеческого облика. Но затем болезнь быстро прогрессирует, подавляя когнитивные функции и снижая эмоциональную восприимчивость. Невротические установки, через «лечение» которых произошло заражение, постепенно замещаются псевдорациональной убежденностью в полном своем психическом здоровье. Заболевание, таким образом, становится практически неизлечимым и цикл психофизической трансформации в новую форму жизни на этом завершается.
В повседневной жизни РЭПТилоид практически неотличим от обычного человека. Более того, в силу произошедшей в нем трансформации и лишения некоторых свойственных здоровому человеку психических функций, он может выглядеть по-своему привлекательно — как энергичный, позитивный и очень разумный человек. При более близком знакомстве, однако, быстро выявляются характерные для этой формы жизни черты: токсичный скептицизм, навязчивая тенденция умничать и давать советы, демонстративная моральная и ментальная гибкость, подмена и пересиливание эмоций рациональными конструктами, пустующий ценностный уровень, отсутствие глубоких интересов и привязанностей, неспособность к близости.
Прогноз — неутешительный.
p. s.
Большая часть проблем в РЭПТ все-таки связана с недостаточной компетентностью специалистов ее применяющих. Остальные возникают из-за узкой специализации данной системы и могут быть отнесены к когнитивной психотерапии в целом. Невозможно создать простой и универсальный терапевтический инструмент. Получаться будет одно из двух — либо простой, либо универсальный. В РЭПТ выбор сделан в пользу простоты, а универсальность принесена в жертву.
Но если к методологии РЭПТ относиться трезво, с четким пониманием ее сильных и слабых сторон, это отличный инструмент, который хорошо ляжет в руку тем, кому в целом нравятся и подходят когнитивные методы психотерапии. Систематически практикуемый здравый смысл — это, безусловно, целительная штука!
Сам я с РЭПТ знаком не особенно глубоко и исхожу, в основном, из того, как описывает эту технологию сам Альберт Эллис. Мне, в общем и целом, очень близок и понятен когнитивный подход, но свои взгляды на работу с убеждениями несколько отличаются. Согласен, что в основе любой психологической проблемы лежат ошибочные убеждения, но позиция Эллиса по этому вопросу мне кажется поверхностной.
РЭПТ — очень земная и прагматичная штука, и в этом ее сила. Но в этом же и ее слабость, поскольку работая с убеждениями можно докопаться до гораздо более интересных результатов, чем банальное решение частных психологических проблем. Микроскоп и гвозди.