На семинарах, консультациях и в почте часто спрашивают о психосоматике — о связи телесных заболеваний с душевным состоянием.
Можно было бы ответить просто: да, такая связь прослеживается, и острый психический конфликт очень часто находит свое отражение в общем состоянии организма.
Что тут непонятного? Это же очевидно!
Но на этот вопрос можно и стоит взглянуть несколько шире, и тогда перед нами предстает иная, куда более впечатляющая и драматичная картина, о которой в сфере академической психологии говорить не принято, ибо сие есть недоказуемая антинаучная ересь.
Юнг, конечно, пытался вынести тему связи «всего со всем» на обсуждение научного сообщества, но не очень-то у него это получилось, и его теория коллективного бессознательного со всеми его интересными спецэффектами так и осталась нишевым продуктом, пользующимся спросом только у истовых юнгианцев. А самого Юнга похлопали по плечу, похвалили за глубокие и красивые философские прозрения, снисходительно нарекли мистиком и отправили на пенсию. Но давайте обо всем по порядку…
В давние, но не древние, времена, когда медицина уже крепко стояла на ногах, а психиатрия находилась в зачаточном состоянии и выполняла лишь карательную функцию, взгляд на душевные недуги был простым и прямолинейным. Так уж устроен процесс познания: сначала мы узнаем что-то одно, а дальше пытаемся объяснить все новое терминами и следствиями уже известного.
Смотрит первобытный человек на ночное небо и видит на нем светящиеся точки. До поры до времени у него нет никаких идей о том, что это такое. Эти огоньки настолько выбиваются из его непосредственного опыта, что ему остается выдумывать им искусственные поэтичные объяснения, например, что это души великих предков.
Затем этот же человек обнаруживает в дальнем лесу куст, усеянный огнями, очень похожими на те, что он привык видеть в небе. Он подходит к кусту и обнаруживает там маленьких светящихся букашек — светлячков. И теперь у него есть новая, куда более убедительная теория об огнях в небе. Это точно не души предков! Они очень высоко, до них нельзя дотянуться, чтобы проверить, но что еще это может быть — конечно же, это светлячки там, над головой!
И так далее. Новый опыт ведет к новым предположениям, до тех пор, пока сами звезды не становятся предметом опыта, и только тогда они обретают собственную независимую сущность в нашем познании, и мы перестаем пытаться определить их через что-то уже известное — мы признаем за ними право на неизвестность и впервые начинаем их действительно изучать.
Проще говоря, на начальном этапе познания мы говорим, что апельсин — это такое яблоко, только в кожуре, мягкое и без огрызка. Но когда мы знакомимся с апельсином поближе, мы, в конце концов, приходим к выводу, что апельсин — это апельсин, и в яблочных терминах он никак не описывается.
То же самое происходило с попытками разобраться в устройстве человеческой души с «научной» точки зрения. Первыми психиатрами были медики с их обширным медицинским багажом, соответственно и первые идеи о психике выражались терминами физиологии и анатомии.
Следуя этому принципу «от уже известного», религиозные культы изгоняли из человека демонов и бесов с помощью молитв и разного рода ритуалов. А первобытная психиатрия пыталась вылечить истерию [см. «бешенство матки»] фумигацией влагалища. И с тех давних пор мы не так уж далеко ушли вперед.
Знаете суть научного подхода в изучении устройства организма? Все просто: «Давайте отрежем вот эту непонятную штуку и посмотрим, что будет дальше с этой несчастной крысой». Отрезали хвост — крыса не умерла, но сильно убавила в своей прыткости. Отлично — хвост нужен для координации движений! Перерезали какую-то ткань в позвоночнике — у крысы отнялись задние лапы и хвост. Понятно — это были какие-то сигнальные провода. Воткнули скальпель в мозг — крыса окочурилась. “Упс!” — вероятно, это было что-то очень нужное. И так далее.
Психиатрия первоначально занималась тем же самым: путем проб и ошибок пыталась подобрать ключик к психическим процессам, воздействуя на хорошо изученный в физиологическом плане организм. К какому выводу они пришли? К тому, что психика определенно связана с физиологией.
Делаем буйному сумасшедшему лоботомию — грубо и целенаправленно повреждаем лобные доли головного мозга отверткой — и он сразу же перестает доставать своими истериками. Правда и человеком он быть перестает, но это уже нюансы. Главное, что связь между физиологией и психикой установлена — вырезаешь кусок мозга, и человек начинает вести себя иначе. Надо только составить карту местности и научиться аккуратно вырезать дефективные зоны.
Затем, много лет спустя, на сцену вышла психология со своим программным заявлением, что апельсин — это апельсин, а психика — это психика, и ее следует изучать отдельно от физиологии и анатомии организма. К сожалению, душу нельзя рассмотреть под микроскопом, и потому предметом изучения становятся психические эффекты. Ровно таким же образом невозможно увидеть электроны, летающие вокруг ядра, но можно проследить некоторые побочные эффекты и сделать предположение, что есть там что-то вроде ядра и что-то вроде электронов, которые вокруг него вертятся. Так и с психикой — никаких фактических наблюдений и измерений, но куча различных эффектов и огромнейшее поле для всевозможных предположений.
Тем не менее, психологию кое-как приняли в клуб и позволили занять свое место среди прочих наук… примерно так же, как общественных деятелей награждают званием почетного профессора какого-нибудь там университета. За особые вненаучные заслуги, так сказать.
Так вот, психология, заслужившая свое право на кусок научного пирога — в том числе и в финансовом смысле — провела огромное количество исследований и пришла к заключению, что не только физиология оказывает влияние на психику, но и психика оказывает влияние на физиологию. Изучение острых психических расстройств довольно быстро привело к открытию, в котором на сегодняшний день ни у кого нет никаких сомнений. Психические процессы с высоким эмоциональным зарядом запросто могут вызывать симптомы на физиологическом уровне. Причем вылечить эти симптомы обычными медицинскими средствами не получается до тех пор, пока не будет разряжен патогенный психический конфликт.
То есть, теперь мы знаем, что связь между телом и душой действует в обе стороны. Мы не очень-то понимаем, как это работает, но уже вполне можем извлекать из этого открытия практическую пользу.
Помните все эти лозунги? “В здоровом теле — здоровый дух”, и все такое прочее. Хочешь выйти из депрессии — приведи в тонус свой организм. Хочешь оздоровить организм — приведи в тонус свою душу. Одно без другого не существует — нельзя быть больным физически и здоровым психологически, равно как и наоборот. И все это очень интересно, но двигаемся дальше, ибо это только самый поверхностный и банальный слой нашей проблемы.
Примерно сто лет назад появляется Юнг со своим осторожным заявлением, что есть, мол, какая-то такая странная штука — давайте называть ее «коллективным бессознательным» — которая лежит в основании индивидуальной психики и связывает человека со всем миром вокруг.
Мы привыкли говорить, что яблоки растут на яблоне, а Юнг пришел и обратил внимание товарищей ученых на тот очевидный факт, что вообще-то яблоня растет на Земле, а Земля, в свою очередь, вращается вокруг Солнца и так далее, и тому подобное. Поэтому точнее было бы сказать, что яблоки растут на Земле через штуковину, которую мы называем яблоней, но не яблоня — источник плодов, а вся Планета, и вместе с ней, вся Вселенная.
Вполне логичное замечание, но выводы из него заходят так далеко и становятся такими неудобными, что всерьез его не восприняли. В лучшем случае, идею о коллективном бессознательном и юнговской синхронии — взаимосвязанности психических процессов и событий внешней жизни — используют чудаковатые психологи со склонностью к мистическому взгляду на жизнь.
Так или иначе, Юнг в своих исследованиях привел множество интересных подтверждений тому, что такая связь существует. Время от времени случаются настолько диковинные совпадения в обычном течении жизни, что никакой теорией вероятностей их объяснить не получается. Причем это должно быть знакомо большинству из вас, мы просто не обращаем на это особого внимания, как на эффект дежавю.
История того, каким образом Юнг до всего этого додумался, довольно темная. Быть может, пришел к этому сам. Но учитывая его тесные отношения с различными духовными и мистическими традициями, есть вероятность, что он просто переложил на академический язык и провел свои собственные практические изыскания в отношении тех идей, которые были известны за тысячи лет до него. Не суть важно.
В конечном счете, мы здесь говорим о том, что связь есть не только между телом и душой, но и между целостным организмом и миром вокруг. Внутреннее состояние человека находит свое отражение в окружающем мире, а состояние мира вызывает соответствующий резонанс в человеке. Но и это еще не все.
Причины и следствия
Другой любопытный и очень важный вопрос в том, что в этой картине является причиной, а что следствием?
Если вернуться к хронологии событий, то мы увидим, что медики считали душу следствием тела — из этого и исходили все их предположения и эксперименты. Психологи, в свою очередь, тянут одеяло на себя, намекая, что это душа находится во главе угла, а тело — лишь конь под ее задницей.
Давайте возьмем для иллюстрации ситуацию какого-нибудь странного, но очень удачного для вас совпадения. Допустим, вы проспали и теперь опаздываете на самолет в поездку, о которой долго-долго мечтали, и она для вас очень важна. Вы вызываете такси, и оказывается, что машина как раз была у вашего дома — вам не нужно ждать, можно сразу же выходить. Затем вы едете в аэропорт, и все светофоры на вашем пути зеленые, но вы все равно опаздываете к моменту завершения регистрации. Бегом влетаете в аэропорт и обнаруживаете, что по техническим причинам самолет задержали на полчаса, а на стойке регистрации вас встречает приветливая девушка, протягивает вам уже распечатанный посадочный талон и сама проводит вас на посадку без очереди… Череда удачных совпадений, словно сама Вселенная была на вашей стороне и хотела, чтобы вы попали на этот самолет.
Правда, в конце концов, может выясниться, что вы оказались на этом самолете, чтобы разбиться вдребезги… но это просто обратная сторона той же самой монеты, и суть наших рассуждений от этого никак не меняется.
Как мы будем интерпретировать произошедшее? Зашоренный грубый материалист скажет, что это просто совпадение, и будет потом хвастаться, как здорово ему повезло. То есть, он припишет это событие себе, своей особой удачливости, которой можно гордиться перед друзьями. Человек более внимательный и чувствительный обратит внимание, что совпадение какое-то уж слишком невероятное, и попытается как-нибудь осмыслить произошедшее, но здоровый человеческий эгоцентризм подтолкнет его в том же направлении, что и материалиста. Первой самоочевидной догадкой, которая придет в голову, будет идея о том, что ему так повезло, потому что он такой хороший и так сильно хотел попасть на самолет. Избежать этого предположения практически невозможно, в силу монументальных масштабов нашего эгоизма.
Вопрос в том, остановимся ли мы на этом и удовлетворимся ли ответом, который так греет наше самолюбие… или все-таки продолжим наши размышления. Предположить, что вселенная исполняет наши желания, стоит только сильно и правильно захотеть, — это очень соблазнительная перспектива, на которой греют руки многие мистификаторы. Но ведь это очень однобокий взгляд на ситуацию!
Почему бы не предположить обратное? Почему бы не сказать, что Вселенная хотела, чтобы самолет взлетел (и разбился), и чтобы мы непременно на нем оказались своей собственной лучезарной персоной, и поэтому она создала у нас непреодолимое желание: полететь именно в этот день именно этим рейсом? Мы ведь не задаем себе обычно вопроса, откуда берутся наши желания. Мы считаем, что генерируем их произвольно — взяли вот так просто, и захотели. Но так ли оно работает на самом деле?
На самом деле, мы не знаем, откуда берутся желания, и в ситуации нашего совпадения мы не можем с какой-либо долей уверенности определить, что было причиной, а что следствием — самолет, который должен взлететь (и угробить всех пассажиров), или наше индивидуальное желание, которое привело нас на этот самолет чередой удивительных совпадений.
Если не позволять себе подтасовывать факты и трактовать ситуацию выгодным для себя способом, то все, что мы можем сказать о произошедшем, это то, что оно просто должно было произойти. Где начало этой истории, а где ее конец, мы сказать никак не можем, и лучшей нашей догадкой будет предположение, что здесь вообще нет причины и следствия, а имеет место единый неразрывный процесс функционирования вселенского организма.
Медики и психологи смотрят на связь физиологии и психики с удобной для себя колокольни, но здравый смысл стороннего наблюдателя, не заинтересованного в правоте одних или других, подсказывает, что тело не является следствием души, а душа не является следствием тела. Скорее всего, это единый механизм, который лишь очень условно можно разделить на два аспекта — душевный и телесный.
То же самое следует предположить и в отношении единства психофизиологического организма с окружающей действительностью. Взаимосвязь одного с другим мы довольно легко можем пронаблюдать, и вывод здесь напрашивается тот же самый. Организм и мир вокруг не являются следствиями друг друга, не служат друг другу, а представляют собой одно единое целое. Мы лишь привыкли проводить границу между собой и не-собой в каком-то произвольном месте и забыли, что черта и надпись «Стоп!» написанная мелом на асфальте — это вовсе не крепостная стена с противотанковым рвом, а всего лишь черта на асфальте.
Вспомним, что в истории человеческого познания тело от души было отделено чисто условно, примерно, как на уроках анатомии устройство руки изучают отдельно от устройства полости живота. Организм — единое целое, этого никто не оспаривает, но в целях обучения проще разбить это целое на части и последовательно переходить от одного к другому, и уже в самом конце вернуться ко всей целостности: вспомнить, что организм это не просто набор запчастей, собранных воедино, а нечто изначально неделимое.
Психику точно так же условно выделили в отдельный «орган» ради простоты изучения. Фактически же речь идет о том, что нет никакой отдельной психики, есть лишь условная ампутация руки от туловища, ради более удобного размещения анатомической схемы на учебном плакате.
То есть, на каком-то этапе развития мы говорим: «Окей, мы знаем, что человек и Вселенная — это одно единое целое, но ради научного интереса давайте временно вырежем кусок этой целостности, который мы видим, как человека, и попробуем разобраться, как он там внутри устроен». Вполне правомочное действие — почему бы и нет? Беда в том, что мы так сильно увлекаемся этим допущением, что забываем первоначальную истину — человек и вся Вселенная вокруг являются единым неразрывным и неделимым процессом. Ритм смены огней на светофоре возле вашего дома самым непосредственным образом связан с навязчивой мелодией у вас в голове, чувством голода в желудке и чтением этого текста.
И это не метафора, не красивый образ, а правда жизни, вполне очевидная, если проследить истоки своего предположения о своей отдельности от мира вокруг. С чего вы взяли, что вы отдельный организм? Мама сказала?
И с этой точки зрения психосоматика — связь души и тела — это такая банальщина, что на ней даже не стоит заострять внимание. Мы живем в мире, где организм и психика не просто взаимосвязаны, а являются одним целым. Более того, весь наблюдаемый мир вокруг тоже неотделим от психики и организма. Никакой границы нет. Все связано со всем даже больше, чем подразумевал Юнг. Все не просто связано, все есть одно целое, лишь условно порезанное на части в угоду нашему детскому желанию разобрать игрушку и посмотреть, что там у нее внутри. Мы просто забыли собрать игрушку обратно.
Поэтому, когда у вас в доме потек кран или засорилась канализация, не жалуйтесь на плохую сантехнику, не ищите в этом какого-то мистического «знака», воспринимайте это совершенно непосредственно — это лично у ВАС потек кран, это ВАША канализация засорилась. Все это происходит с ВАМИ, а не с абстрактной сантехникой. И происходит не случайно, не на ровном месте, а в таком же непреодолимом соответствии, в котором вращаются шестеренки идеального часового механизма. Ни одна шестеренка не может провернутся, без того, чтобы не провернулся весь мир вокруг. Вот что такое «психосоматика»…
P. S.
Проследите свои ощущения. Наверняка, в процессе чтения у вас внутри что-то вздрогнуло. Сначала заинтересовалось, а потом тихо ойкнуло и отскочило в сторону. Фокус в том, что довольно простые размышления, не требующие никакой философской подготовки и интеллектуальной изощренности, приводят к выводу, который бьет в самое больное наше место. Если душа, тело и Вселенная вокруг — это единое целое, то где же тогда место для моей распрекрасной индивидуальности? Где же тогда «Я», такой отдельный, замечательный и важный? Меня нет? Так что ли?