Пришло время для очередной провокационной темы. Рассуждать о любви с серьезным видом значило бы поддаться всеобщему помешательству на дырке от бублика, поэтому добавим-ка мы в наш разговор немного перца и иронии. Поговорим о любви и попробуем разобраться, что это за хрень такая, и почему от нее столько проблем в жизни.
В свое время подобная тема уже рассматривалась, но там речь шла о дружбе, и вывод был такой: бывает хорошее отношение к человеку, бывает симпатия, бывает уважение, а бывает такая абстрактная и наивно возвышенная категория — «дружба», которая есть ни что иное, как невротическая взаимовыручка двух инфантильностей.
Разумеется, слова можно использовать по-разному, и дружбой можно назвать как раз те самые адекватные отношения, построенные на взаимной симпатии и уважении — тогда спорить будет не о чем. Но если говорить о том, какого типа отношения называют дружбой на практике, то на первое место там обычно выходит именно невротическая зависимость. Так что давайте не будем спорить о смысле слов и попробуем разобраться в сущности интересующего нас вопроса.
Про любовь можно было бы сказать то же самое, что и про дружбу, и это было бы совершенно точно, но если только на этом мы и остановимся, то тема, как говорится, будет не раскрыта. Любовь и вера в нее — явление более сложное, как раз из-за того самого всеобщего помешательства. Про дружбу нам втирают много, но вот любовью прямо-таки промывают мозги. Телевизор, печатные издания, интернет, тусовки и посиделки — везде одни и те же стенания о любви в различных ее формах и позах.
Фактически ситуация такова, что вопрос любви по важности своей равен вопросу о смысле жизни, а для многих — тождественен ему. Прожить жизнь и не любить, прожить жизнь и не быть любимым… это ли не самый страшный кошмар современного человека?
[[Продолжение — любовная лихорадка]]((Верите ли вы в любовь?))
Формула любви
В психологии есть такой принцип: чем больше ожиданий по поводу какого-то события, тем выше вероятность сокрушительного разочарования. Больше ждешь — меньше получаешь, меньше ждешь — больше получаешь. Принцип железобетонный, никаких исключений.
Так получается потому, что реальность непредсказуема и никак не хочет помещаться в прокрустово ложе умственных представлений о том, «как это будет». И чем более навороченные представления о будущем мы строим, тем сложнее реальности в них вписаться, а стало быть и вероятность расшибить лоб в столкновении с суровой правдой жизни выше. И наоборот, чем меньше планов и фантазий, тем скорее реальность окажется краше всяких ожиданий.
Так вот, одна из главных проблем с любовью как раз в том и состоит, что ожидания изначально чертовски велики, ведь, любовь — это же ого-го какая важная штука! Любви ждут всю жизнь, с каждым очередным провалом накручивая на нее все новые и новые ожидания, мол, в следующий-то раз все точно будет как в сказке. Затем случаются новые отношения, и кажется, что вот она — любовь, но проходит время и грубая реальность в очередной раз бьет лопатой по спине.
Умный человек бы оглянулся, сложил бы два плюс два и сделал правильные выводы насчет ошибочности своих ожиданий, но почему-то чаще получается иначе. Чаще все заканчивается обвинениями другого человека в том, что он некачественно любит или плохо справляется со своими обязанностями, — ведь, так куда проще, чем признать свою ответственность за ложные ожидания и необоснованные требования. Проще говоря, ожидания в отношении любви сильно завышены, и нужно с этим что-то делать. Восторженно романтические представления о любви не дают увидеть простоты и естественности этого чувства.
«Чувство любви» — это только фигура речи такая. Никакого чувства любви не существует. А если кто-то твердо верит, что у него внутри есть специальная лампочка, которая загорается, когда симпатия перерастает в любовь, то так ему и надо — с отношениями у таких людей все не очень-то удачно складывается, может, и вымрут когда-нибудь сами собой.
Бывает симпатия, бывает уважение, страсть точно бывает, а никакой любви нет. Любовью у нас называют комплекс более-менее простых душевных переживаний, в основном, невротического характера. «Я помешался, значит, я люблю» — вот современная формула любви.
Любимый свитер
Говорят, что любить нужно уметь, и что не всякий на это чувство способен… Брехня все это! Если не подменять понятия и зрить в корень, то никакой науки не требуется. О неспособности любить больше всего ноют манипуляторы, использующие тему любви, как рычаг психологического воздействия. Любить способны все — это не сложнее, чем дышать. Достаточно лишь внимательно взглянуть на свои житейские симпатии и антипатии, чтобы понять, как легко и непринужденно мы любим свои вещи, и… как совершенно не способны любить даже самых близких людей.
Конечно же, любить неодушевленные предметы проще. Кто бы спорил — с них взятки гладки. От любимого свитера не требуется ответных чувств — он на них не способен, но мы от этого почему-то никак не страдаем. Мы его любим таким, какой он есть, просто уже за то, что он у нас есть, и за то, как в нем тепло и уютно. Но как только речь заходит о любви к человеку, так сразу же начинаются какие-то претензии. Свитер нам за нашу любовь ничего не должен, а человек должен — он же человек, должен понимать! Странная штука в итоге получается — к любимым вещам мы относимся лучше и бережнее, чем к своим близким.
А как мы относимся к недостаткам своих вещей? Мы не злимся и не обижаемся, а любимую одежду занашиваем до дыр и все равно продолжаем ее любить. В отношении неодушевленных предметов гораздо проще ощутить ту самую спокойную и безусловную любовь, которую все тщатся найти в отношениях с человеком. Все мы способны любить, но в самый ответственный момент эта наша способность дает сбой, потому что в других людях мы видим не «вещь в себе», а расходный материал для своего психологического произвола. Нам мало того, чтобы любимый человек был рядом — мы хотим еще, чтобы ради нас он исправил свои недостатки, иначе мы его разлюбим.
Мы хотим, чтобы кто-то извне принял нас со всеми потрохами и дал нам поверить, что мы имеем право на свои кубометры пространства в этой жизни. Мы не любим себя, не умеем сами себя принимать, и поэтому не способны спокойно и целостно принимать другого человека. Наша любовь срабатывает только в простых случаях любви к неодушевленным предметам, где недовольство собой не может быть перенесено на объект нашей любви.
Именно недовольство собой создает недовольство другими людьми. Неспособность признать и принять свои недостатки, как некую данность, не дает нам возможности увидеть эту самую данность в другом человеке. Мы видим недостатки в другом человеке и виним его за них точно так же, как виним себя за свои. А не было бы этой внутренней вины, так и другого человека мы бы воспринимали совершенно иначе — смотрели бы на него точно тем же светящимся взором, которым мы смотрим на любимые вещи.
Любить другого человека можно только примирившись с собой или, хотя бы, не позволяя себе переносить на него свои внутренние проблемы. Никто нам ничего не должен за наше хорошее отношение — это наш выбор, любить или не любить, заботиться или нет, и если это не находит отклика с другой стороны, это еще не повод для обид. Любить или быть любимым — не значит владеть.
В случае любимых вещей все просто — они нам нравятся, и все. Нам не нужно выяснять с ними отношения и требовать каких-то клятв и признаний. Мы рады тому, что они у нас есть, но никак от них не зависим. Мы привязываемся к ним и неизбежно расстраиваемся, когда теряем, но мы не сходим от этого с ума — как бы горько нам ни было, мы живем дальше, обзаводимся другими вещами и с той же искренностью любим теперь их. Мы не сводим весь смысл жизни к своим вещам, и поэтому с их потерей наш мир не раскалывается на части. Случаи откровенной патологии мы не рассматриваем, так что не надо спорить.
В отношении любимых вещей естественным образом сохраняется та самая психологическая дистанция, которую в отношениях с человеком приходится устанавливать сознательно своим волевым усилием. Вещи можно любить, но на них сложно помешаться. А вот в человека мы вляпываемся, втрескиваемся, проваливаемся и растворяемся — и это уже как раз патология.
А как на счет верности? Обязаны ли мы хранить верность одному свитеру и отказывать в любви другим? Мы, конечно, можем сыграть в игру и дать обет верности — износить свитер до последней нитки, прежде чем поменять его на другой. Но есть ли в этом смысл? В чем принципиальное отличие любимого свитера от всех прочих? В том, что в данный момент времени он нам нравится больше всех остальных, и мы к нему возвращаемся раз за разом не потому, что дали обет, а потому что с ним нам лучше, чем с другими. Разве нужны здесь какие-то клятвы и обещания?
И даже если оказывается, что любимых свитера не один и не два, — разве мы должны испытывать по этому поводу какие-то моральные страдания? Никто ведь здесь от нас не требует моногамии, никто нас не упрекает в измене. В одном свитере хорошо на лыжах кататься, в другом телек смотреть зимним вечером. И что теперь, волосы на себе рвать?
Мораль, требующая любить и хранить верность кому-то одному, защищает невроз этого самого «одного». Никакой другой ценности в подобной морали нет. Поймать человека, посадить его на цепь и заставить его себя любить — вот чего хотят поборники супружеской верности. Терять чужую любовь больно лишь только по причине все той же нелюбви к самому себе, и мораль здесь, как всегда, встает на сторону униженных и оскорбленных — защищает слабых и осуждает сильных.
Мы не обязаны хранить верность своим вещам, мы не прибиты к ним гвоздями их требований, но безо всякого внешнего или внутреннего принуждения возвращаемся к ним снова и снова. Мы свободны от них, и потому храним им верность — там где нет цепей, нет и желания их порвать. Настоящая верность — это не моральная категория, а необходимое следствие из принципа удовольствия — мы всегда возвращаемся туда, где нам хорошо, и никакие обеты для этого не нужны. Будет хорошо — будем возвращаться, перестанет быть хорошо — перестанем возвращаться. Нет в природе никакого другого закона «О верности».
Но вот представьте, что у свитера появилась свободная воля и он захотел сменить хозяина под тем предлогом, что в другом месте ему будет лучше. Признайтесь, в душе тут же что-то всполошилось — «Да как он посмел?! Он мой!» Гордыня требует подчинения, ничтожество болезненно переживает удар по самооценке… а, ведь, речь о том же самом праве на свободу, которое мы только что с радостью признали за собой. Объект нашей любви имеет такое же полное право уйти туда, где ему лучше, но готовы ли мы за него, в таком случае, порадоваться и искренне пожелать всего хорошего?
Любимый человек
Если кому-то параллель между любовью к вещам и любовью к человеку кажется неправомочной, тот идет лесом просто не хочет отказываться от своего самообмана. Очень удобно считать, что любовь к человеку — это что-то принципиально иное. Можно столько всего себе нафантазировать, можно с таким удовольствием страдать из-за отсутствия «настоящей любви» в своей жизни, а уж с какой выгодой можно менять свою «настоящую любовь» на всевозможные бытовые услуги и психологические поглаживания!
Если уж говорить о «науке любить» и о том, что настоящая любовь — это нечто более сложное и возвышенное, чем обычная симпатия, то научитесь сначала любить человека хотя бы так же «примитивно», как вы любите свои вещи — безо всяких встречных обязательств, безо всякой зависимости, но с той же самоотдачей и искренней заботой. Получится — вот тогда и приходите порассуждать о природе истинной любви.
А теперь представьте себе, что рядом с вами находится живой симпатичный вам человек, который относится к вам, как к любимому свитеру, в том смысле, который мы только что рассмотрели. Он вас любит спокойно и безо всякого помешательства. Ему хорошо в вашей компании и он ничего не требует взамен. Он бережет ваши отношения и искренне заботится о том, чтобы вам было хорошо, потому что тогда будет хорошо и ему рядом с вами. Не об этом ли празднике жизни вы всегда мечтали?
А способны ли вы любить другого человека вот таким вот образом? Способны ли вы принять человека таким, какой он есть, со всеми его «дырками и потертостями»? Способны ли вы заботиться о другом человеке из соображений здорового эгоизма, не выставляя потом счет за свои услуги?
Способны ли вы любить, сохраняя при этом свою целостность и независимость, не растворяясь в другом человеке? Или, быть может, вы того и ищете — этого самого растворения в друг друге? Может, вы любовью называете утрату личных границ, когда две одинокие и несчастные «половинки» наивно надеются стать единым полноценным целым? Если так, то у вас большие проблемы, которыми вы, однако, можете гордиться. Вся любовная лирика и половина творений мирового искусства созданы такими людьми — с подобной «тонкой» душевной организацией. Гордиться есть чем, но счастья это еще никому не принесло — одни только сладостные страдания.
Никакой границы между простой симпатией и любовью нет — это все сплошные условности. Нет в природе ничего иного, кроме большей или меньшей симпатии одного человека к другому. А та любовь, о которой говорят все вокруг, от обычной симпатии отличается лишь страховочным контрактом на эксклюзивное пользование друг другом. Браки заключаются на небесах, да, но только по небесным законам, а не посредством ЗАГСов, красивых обещаний и договоров на право владения. Симпатия — это и есть «закон Божий», но в нем не расписаны права и обязанности сторон — это уже мухлеж закона человеческого.
Естественная любовь
Нет ничего смешнее признания в любви. Это ж просто обхохочешься! Если в нашей душевной организации не предусмотрено отдельного самостоятельного чувства под названием «Любовь», то что такое видит в себе человек, признающийся в этой самой любви? Следите за руками! Внутри он видит симпатию и навязчивую свою привязанность, вкупе со страхом возможной потери — видит, и делает логическое заключение о том, что все это вместе, наверное, и есть «любовь».
Спросите его, что такое любовь, и он замнется — если хватит честности, он так и скажет, что внятного ответа у него нет. Но он вынужден оперировать этим понятием, потому как от него этого ждут и даже требуют — «Ну, когда он уже объявит о своих чувствах?!» Вот он и объявляет — чтобы не выглядеть идиотом, который единственный не знает, что такое любовь. А на самом-то деле, никто этого не знает! И особенно этого не знают те, кто свято в любовь верят.
И вы ведь тоже думали об этом. Пытались ответить на этот вопрос? А что-нибудь кроме красивых поэтичных формулировок придумали в ответ? А если бы вас спросили, что такое голод, вы бы тоже в поэзию ударились? Нет, голод существует совершенно реально и вы отлично его знаете, поэтому легко его опишете и точно покажете пальцем, где вы его чувствуете. А про любовь вы не знаете ничего — и вовсе не потому, что никогда не были «голодны».
Будучи еще незамутненными детьми вы любили весь мир вокруг, но это никогда не было самостоятельным чувством — вы просто принимали все вокруг, как восхитительную данность, не требующую каких-либо изменений. Но, даже если бы вы тогда знали это слово, вы бы не поняли, что это была любовь, потому что нечего было понимать. Тогда это было вашим естественным способом смотреть на вещи — полное приятие или полное отсутствие неприятия. Как дыхание — вдох-выдох, и никаких иллюзий по поводу того, что вдох лучше выдоха или наоборот.
Любовь это не чувство — это режим восприятия, свойственный здоровому сознанию, и определить его можно только через отрицание, через то, чего в нем нет. Любовь — это восприятие, в котором отсутствует разделение на черное и белое. И это естественное состояние человека, которое, однако, практически у всех нас глубоко нарушено. Мы расколоты на черное и белое внутри и потому уже не способны видеть окружающий мир целостно. Восстановить внутреннюю целостность вполне возможно, но никак не путем игры в невротическую любовь, которая этот самый внутренний раскол только увеличивает.
Так что все слова и признания в любви — это либо ложь, либо невроз, которым почему-то принято гордиться, вместо того, чтобы его лечить. Если и существует в жизни «настоящая любовь», то это естественная любовь — та самая, которую невозможно описать по той же причине, по которой невозможно укусить дырку от бублика. Отсутствие камня в ботинке — это не любовь, это просто отсутствие камня в ботинке.
Поэтому, если до просветления вам еще далеко, не замахивайтесь на святое и не поминайте имя Господа всуе. Чем больше красивых слов, тем больше в них вранья и самообмана. Доверяйте своей чистой симпатии, следуйте ей и не требуйте большего от других людей. Погоня за призраками отнимает все силы и ничего не дает взамен. Остановитесь и оглянитесь — вас окружает прекрасный мир и прекрасные люди.
Да и не устану повторять, Есть настоящяя любовь и не устану повторять. Немецкая пословица одного мудрого человека: Лучше быть хорошо повешаным чем плохо женатым.
Верю ли я в Любовь… Я Да и только в настоящию а не в ту что молодые парни девушки предлогают.
Катюша- Ты не права. Любовь не может быть целью жизни.
Valeri, “истина” = “правда” + “ложь”
до последнего абзаца “всё ложь”, а последний “чистая правда”, а как иначе выразить целое?
Да, но не знаю, достаточно ли будить такой любви моему любимому и мне такой же отчужденной любви от него. Когда мы просто две самостоятельные личности, которым всего лишь приятно проводить вмести время, мне ничего не надо от него, а ему от меня, мы живем в отдельных квартирах и ходим друг к другу в гости для секса. Больше похоже на юношескую любовь, ибо я не вижу здесь места и условий для рождения детей, для сплоченной семьи. Я согласна, нужно любить, а не душить своей любовью. Да, много можно почерпнуть с данной и аналогичных статей этой тематики, много почерпнуть, но не все. Ибо я не могу поставить знак ровности между тем чувством к любимому и симпатией к простому прохожему? Каждый ли прохожий, даже симпатичный, может быть любимым?
Очень странная статья. Утверждение автора о том, что чувства любви не существует – полнейший бред!
Достаточно лишь внимательно взглянуть на свои житейские симпатии и антипатии, чтобы понять, как легко и непринужденно мы любим свои вещи, и… как совершенно не способны любить даже самых близких людей.
All I have is one last chance
I wont turn my back on you
Take my hand drag me down
If you fall then I will too
And I can’t save what’s left of you
“Незамутнённый” автор решил порассуждать о природе истинной любви абсолютно не зная предмета. У него это и “помешательство” и “невротическая зависимость”…Чувство любви у него только “фигура речи такая”… Он приводит “железобетонные принципы”…
У автора конечно есть право на свободу выбора. И я готов порадоваться за него, за его “невротическую зависимось” к свитеру (как к “объекту любви”) Видно у него такая “душевная организация”(насколько тонкая- не знаю -куда уж нам!)… Хорошо, что у него “хватило честности” и он даёт совершенно ” внятный ответ” и объявляет:”Я люблю свой свитер !!!” Он ждал её (любовь) всю жизнь!
И “чтобы не выглядеть идиотом”, а “как умный человек” “сложил два плюс два” и выдал такое вот наукообразное словоблудие… В этой статье согласен только с последним абзацем (см. выше),цитировать который не буду (это ,видимо, не его!)
Все конечно так, но свитер любимый не может сам изменить свой фасон и цвет, буквально выражаясь, а любимый человек способен развить вредные привычки с которыми на которые уже сложно не реагировать.
статья понравилась,возможно потому,что я не идиотка,которая ставит целью в жизни найти любовь
Спасибо, статья очень кстати. Я даже, стыдно признаться, простите, думал *улыбка*
Cheerfully_elephant
Не прям все, но кое в чем не так. Какое противоречие решено?
Для Ксения
Вы имеете в виду привычку быть в отношениях с человеком, хотя уже вроде нет тех чувств и переживаний, что раньше? Или что-то вроде бы и есть, но вот не так, как раньше?
кто знает, какая разница между любовью и привычкой?
Олег, спасибо за качественно осмысленный контент.
Статья, как и многие другие – дружелюбна и проста для понимания на уровне подростка. Это радует.
Если кто-то из комментаторов не прошел через описанные простые чувства/симпатии, зачем же говорить, что это все не так? Конечно проще в гонке за своей полноценностью убедить себя же, что я Люблю и Любил, а автор просто Мудак. Вот и решен очередное противоречие.
Тогда идите-лесом с психологического сайта :-)
Кстати, Олег, в FireFox не работает кнопка регистрации/входа.
А почему мы свитер любим? Потому что мы его берём уже таким, какой он нам нужен! Неподходящий свитер мы не возьмём. Я платье своё люблю, потому что оно уже идеальное. А если что не нравится, я ПЕРЕШЬЮ и переделаю ПОД СЕБЯ.
Цитата из того-же КК:
Мы деловые люди, мы привыкли вкладывать свои средства, привыкли уменьшать свои потери, мы ведём себя в этом мире как на базаре. А если мы “вкладываем во что-то средства”, мы желаем иметь гарантии. Мы готовы влюбиться, но только если это будет взаимно. Если мы разлюбили, мы обрываем одну связь и заменяем её другой. То, что мы называем любовью, – это всего лишь истерика. Нас нельзя назвать страстными существами, бессердечными – да. Я-то думал, что я знаю, как любить, но Дон Хуан как-то сказал мне: «Ну откуда ты мог бы знать это? Тебя ведь никогда не учили тому, что такое любовь. Тебя учили как соблазнять, как завидовать, как ненавидеть, а любить тебя не учили. Ты даже не умеешь любить самого себя – иначе ты бы не обращался так по-варварски со своим телом. У тебя кишка тонка, чтобы любить так, как это могут делать маги. Мог бы ты полюбить навсегда, так, чтобы эта любовь осталась и за границами смерти? Просто так, без всякого вознаграждения? Мог бы ты любить без всяких «вложений»? Ты никогда не знал, что значит любить вот так, без всякой жалости к себе. И ты действительно хочешь умереть, так и не узнав этого?»
Еще пара замечаний по статье. В головах у людей действительно существует лампочка, которая загорается, когда они влюблены. Я имею в виду то, что в состоянии любви (влюбленности, не важно, для науки это одно и то же, там есть своя классификация состояний) в мозгу возникают очаги возбуждения, характерные именно для этого состояния. Так что, Олег, здесь вы ошибаетесь.
Другой момент. Вы, Олег, говорите о состоянии голода, как о реально существующем, в отличие от любви. Если разобраться, то и этот пример играет против ваших представлений о любви, потому что эти состояния на самом деле имеют много схожего. Отвечая на ваше предложение, я говорю о любви, не используя поэтических формулировок (не ударяясь в поэзию), потому что любовь, как и голод, совершенно реально существует, и я ее отлично знаю, и могу описать и точно показать пальцем где (как, когда, почему) я ее чувствую. И, да, это потому, что я часто был «голоден».
То, что я изложил в этих двух постах, это не ИМХО. Эти данные подтверждены эмпирически и экспериментально в многочисленных исследованиях. Это – научные факты. В предыдущих комментариях He is true приводит разумную и уместную критику с философских позиций, я делаю это с научной точки зрения. Анна Ключенкова пишет об исследованиях, связанных с животными. Это верное направление. Человек во многих своих проявлениях (почти во всех) обыкновенное животное. Существует такая научная дисциплина как этология. Это связующее звено между биологией и психологией. Работа в этой области дает очень многое для понимания человеческих состояний и человеческого поведения. Alex упомянул(а) исследования ученого-антрополога Хелен Фишер. Это передний край науки в области исследования любовных переживаний.
Всем, кто хочет лучше понимать, что такое любовь, лучше разбираться в любви, быть более адекватным и успешным (здесь даже уместно слово счастливым) в ситуациях, когда вы сталкиваетесь с проявлениями любви в своей жизни, будет полезно ознакомиться с этологией и трудами Хелен Фишер. Тем, кто хочет рассуждать о любви и быть адекватным окружающей действительности это сделать необходимо. Присоединяюсь к Alex, мне тоже хочется узнать ваше мнение, Олег, по поводу указанных работ. Может быть, ознакомившись с ними, вы сами захотите написать статью опровержение к своей настоящей статье :) .
Совесть автора, из вашего чудного поста видно лишь, что вы женщина. Это совершенно не сложно определить. И не видно совершенно ни одного аргумента, который бы как-то опровергал вещи, сказанные в статье. Это печально)
Хороший сайт, много хороших статей, но эта, на мой взгляд, наименее удачна. В отдельных моментах автор прав. Но в целом нет. Пойду по порядку.
Автор прав в том, что не существует такой любви, какой ее представляют не обремененные специальными знаниями обыватели. Наивно полагать, что любовь это некая магическая сущность, которая витает где-то там в облаках или в космосе или в астрале и время от времени словно какая-то блажь сходит на головы людей. Также соглашусь, что выражение “чувство любви” просто фигура речи. Не существует чувства любви подобно тому как существует, например, чувство страха или чувство радости. В этом смысле я одобряю попытку автора разрушить книжно-киношно-телевизионно-кухонные представления о любви (как выразился кто-то в комментарии к статье о дружбе:) очень метко).
Еще один ценный положительный момент в статье – это место, где говориться о завышенных ожиданиях. Все остальное написанное Олегом Сатовым в этой статье мало чем отличается от этих самых …-кухонных представлений.
Аналогия со свитером крайне неудачна. И дело не в том, что когда мы говорим о любви к вещам или к домашним питомцам или даже к родственникам, мы придаем этому слову несколько иное значение, чем то, которое имеем в виду, когда говорим о любовных отношениях между мужчиной и женщиной. Дело в том, что если эту аналогию построить по другому, то станет очевидным, что действительно существует некое явление, которое наблюдают (ощущают, переживают) очень многие люди, и именно его они называют любовью, хотя и не понимают его сути.
Если все-таки представить, что мы относимся к свитеру как к любимому человеку, то выяснится следующее. Мы любим наш свитер вовсе не просто так, не потому, что в голову нам ударила блажь, и не потому, что любовь – “это естественно для нашей души”. Мы любим свитер потому, что он удовлетворяет наши потребности. Во-первых, любимый свитер теплый и удобный. Он удовлетворяет наши потребности в комфорте и безопасности (он защищает нас от холода, оберегает наше здоровье). Во-вторых, любимый свитер модный и красивый. Он удовлетворяет наши социальные потребности, повышает наш статус, в частности, делает нас более привлекательными для противоположенного пола. Таким образом, мы любим то, что удовлетворяет наши потребности.
Точно также мы влюбляемся в своего партнера в интимных отношениях тогда, когда он удовлетворяет ряд наших особых полоспецифических потребностей. Или когда мы думаем, что он может их удовлетворить (это и есть завышенные ожидания и невротическая любовь:)). Таким образом, любовь это не возвышенное мистическое чувство и тем более не отдельно существующая в астрале сущность, а некое особое состояние, обусловленное внутренними и внешними факторами.
Теперь, приведу четкое формализованное определение любви (не многие способны на такое:)). Любовь – это особое психо- физиологическое состояние, в котором у человека происходит ФИКСАЦИЯ интереса НА ОДНОМ из множества потенциальных брачных партнеров. На мой взгляд исчерпывающее определение, очень точно выражающее суть явления. Любовь имеет свой эволюционный смысл. Можно сказать, что так проявляется механизм образования устойчивой пары мужской и женской особи, необходимой для наиболее успешного и эффективного выращивания потомства.
Итак, есть многократно наблюдаемое явление, выяснена его сущность, смысл, сформулировано понятие и дано название – ЛЮБОВЬ (исторически это происходило не в таком порядке). ЛЮБОВЬ – ЭТО ТАКОЕ СОСТОЯНИЕ. ОНА РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЕТ, НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, ЧТО МЫ О НЕЙ ДУМАЕМ И КАК МЫ ЕЕ ОЩУЩАЕМ.
В предыдущем сообщении прекрасный и прекрасные должно было быть перечркнутым, тэги не сработали
Допустим
то правильней было бы сказать
Мне кажется что любовь обусловлена половым инстинктом, что не может постичь рассудок подменяется чувством любви(то что не имеет ценности для самого индивида, но имеет ценность для рода, продолжение рода)т.к. практически любые любовные отношения оканчивается браком и детьми и следующее за ними разочарование. Я во всяком случае истинно счастливых женатых людей не видел.
Да и супруги которым по 60-70 лет не дарят ведь друг другу валентинки. Куда делась любовь?