Пришло время для очередной провокационной темы. Рассуждать о любви с серьезным видом значило бы поддаться всеобщему помешательству на дырке от бублика, поэтому добавим-ка мы в наш разговор немного перца и иронии. Поговорим о любви и попробуем разобраться, что это за хрень такая, и почему от нее столько проблем в жизни.
В свое время подобная тема уже рассматривалась, но там речь шла о дружбе, и вывод был такой: бывает хорошее отношение к человеку, бывает симпатия, бывает уважение, а бывает такая абстрактная и наивно возвышенная категория — «дружба», которая есть ни что иное, как невротическая взаимовыручка двух инфантильностей.
Разумеется, слова можно использовать по-разному, и дружбой можно назвать как раз те самые адекватные отношения, построенные на взаимной симпатии и уважении — тогда спорить будет не о чем. Но если говорить о том, какого типа отношения называют дружбой на практике, то на первое место там обычно выходит именно невротическая зависимость. Так что давайте не будем спорить о смысле слов и попробуем разобраться в сущности интересующего нас вопроса.
Про любовь можно было бы сказать то же самое, что и про дружбу, и это было бы совершенно точно, но если только на этом мы и остановимся, то тема, как говорится, будет не раскрыта. Любовь и вера в нее — явление более сложное, как раз из-за того самого всеобщего помешательства. Про дружбу нам втирают много, но вот любовью прямо-таки промывают мозги. Телевизор, печатные издания, интернет, тусовки и посиделки — везде одни и те же стенания о любви в различных ее формах и позах.
Фактически ситуация такова, что вопрос любви по важности своей равен вопросу о смысле жизни, а для многих — тождественен ему. Прожить жизнь и не любить, прожить жизнь и не быть любимым… это ли не самый страшный кошмар современного человека?
[[Продолжение — любовная лихорадка]]((Верите ли вы в любовь?))
Формула любви
В психологии есть такой принцип: чем больше ожиданий по поводу какого-то события, тем выше вероятность сокрушительного разочарования. Больше ждешь — меньше получаешь, меньше ждешь — больше получаешь. Принцип железобетонный, никаких исключений.
Так получается потому, что реальность непредсказуема и никак не хочет помещаться в прокрустово ложе умственных представлений о том, «как это будет». И чем более навороченные представления о будущем мы строим, тем сложнее реальности в них вписаться, а стало быть и вероятность расшибить лоб в столкновении с суровой правдой жизни выше. И наоборот, чем меньше планов и фантазий, тем скорее реальность окажется краше всяких ожиданий.
Так вот, одна из главных проблем с любовью как раз в том и состоит, что ожидания изначально чертовски велики, ведь, любовь — это же ого-го какая важная штука! Любви ждут всю жизнь, с каждым очередным провалом накручивая на нее все новые и новые ожидания, мол, в следующий-то раз все точно будет как в сказке. Затем случаются новые отношения, и кажется, что вот она — любовь, но проходит время и грубая реальность в очередной раз бьет лопатой по спине.
Умный человек бы оглянулся, сложил бы два плюс два и сделал правильные выводы насчет ошибочности своих ожиданий, но почему-то чаще получается иначе. Чаще все заканчивается обвинениями другого человека в том, что он некачественно любит или плохо справляется со своими обязанностями, — ведь, так куда проще, чем признать свою ответственность за ложные ожидания и необоснованные требования. Проще говоря, ожидания в отношении любви сильно завышены, и нужно с этим что-то делать. Восторженно романтические представления о любви не дают увидеть простоты и естественности этого чувства.
«Чувство любви» — это только фигура речи такая. Никакого чувства любви не существует. А если кто-то твердо верит, что у него внутри есть специальная лампочка, которая загорается, когда симпатия перерастает в любовь, то так ему и надо — с отношениями у таких людей все не очень-то удачно складывается, может, и вымрут когда-нибудь сами собой.
Бывает симпатия, бывает уважение, страсть точно бывает, а никакой любви нет. Любовью у нас называют комплекс более-менее простых душевных переживаний, в основном, невротического характера. «Я помешался, значит, я люблю» — вот современная формула любви.
Любимый свитер
Говорят, что любить нужно уметь, и что не всякий на это чувство способен… Брехня все это! Если не подменять понятия и зрить в корень, то никакой науки не требуется. О неспособности любить больше всего ноют манипуляторы, использующие тему любви, как рычаг психологического воздействия. Любить способны все — это не сложнее, чем дышать. Достаточно лишь внимательно взглянуть на свои житейские симпатии и антипатии, чтобы понять, как легко и непринужденно мы любим свои вещи, и… как совершенно не способны любить даже самых близких людей.
Конечно же, любить неодушевленные предметы проще. Кто бы спорил — с них взятки гладки. От любимого свитера не требуется ответных чувств — он на них не способен, но мы от этого почему-то никак не страдаем. Мы его любим таким, какой он есть, просто уже за то, что он у нас есть, и за то, как в нем тепло и уютно. Но как только речь заходит о любви к человеку, так сразу же начинаются какие-то претензии. Свитер нам за нашу любовь ничего не должен, а человек должен — он же человек, должен понимать! Странная штука в итоге получается — к любимым вещам мы относимся лучше и бережнее, чем к своим близким.
А как мы относимся к недостаткам своих вещей? Мы не злимся и не обижаемся, а любимую одежду занашиваем до дыр и все равно продолжаем ее любить. В отношении неодушевленных предметов гораздо проще ощутить ту самую спокойную и безусловную любовь, которую все тщатся найти в отношениях с человеком. Все мы способны любить, но в самый ответственный момент эта наша способность дает сбой, потому что в других людях мы видим не «вещь в себе», а расходный материал для своего психологического произвола. Нам мало того, чтобы любимый человек был рядом — мы хотим еще, чтобы ради нас он исправил свои недостатки, иначе мы его разлюбим.
Мы хотим, чтобы кто-то извне принял нас со всеми потрохами и дал нам поверить, что мы имеем право на свои кубометры пространства в этой жизни. Мы не любим себя, не умеем сами себя принимать, и поэтому не способны спокойно и целостно принимать другого человека. Наша любовь срабатывает только в простых случаях любви к неодушевленным предметам, где недовольство собой не может быть перенесено на объект нашей любви.
Именно недовольство собой создает недовольство другими людьми. Неспособность признать и принять свои недостатки, как некую данность, не дает нам возможности увидеть эту самую данность в другом человеке. Мы видим недостатки в другом человеке и виним его за них точно так же, как виним себя за свои. А не было бы этой внутренней вины, так и другого человека мы бы воспринимали совершенно иначе — смотрели бы на него точно тем же светящимся взором, которым мы смотрим на любимые вещи.
Любить другого человека можно только примирившись с собой или, хотя бы, не позволяя себе переносить на него свои внутренние проблемы. Никто нам ничего не должен за наше хорошее отношение — это наш выбор, любить или не любить, заботиться или нет, и если это не находит отклика с другой стороны, это еще не повод для обид. Любить или быть любимым — не значит владеть.
В случае любимых вещей все просто — они нам нравятся, и все. Нам не нужно выяснять с ними отношения и требовать каких-то клятв и признаний. Мы рады тому, что они у нас есть, но никак от них не зависим. Мы привязываемся к ним и неизбежно расстраиваемся, когда теряем, но мы не сходим от этого с ума — как бы горько нам ни было, мы живем дальше, обзаводимся другими вещами и с той же искренностью любим теперь их. Мы не сводим весь смысл жизни к своим вещам, и поэтому с их потерей наш мир не раскалывается на части. Случаи откровенной патологии мы не рассматриваем, так что не надо спорить.
В отношении любимых вещей естественным образом сохраняется та самая психологическая дистанция, которую в отношениях с человеком приходится устанавливать сознательно своим волевым усилием. Вещи можно любить, но на них сложно помешаться. А вот в человека мы вляпываемся, втрескиваемся, проваливаемся и растворяемся — и это уже как раз патология.
А как на счет верности? Обязаны ли мы хранить верность одному свитеру и отказывать в любви другим? Мы, конечно, можем сыграть в игру и дать обет верности — износить свитер до последней нитки, прежде чем поменять его на другой. Но есть ли в этом смысл? В чем принципиальное отличие любимого свитера от всех прочих? В том, что в данный момент времени он нам нравится больше всех остальных, и мы к нему возвращаемся раз за разом не потому, что дали обет, а потому что с ним нам лучше, чем с другими. Разве нужны здесь какие-то клятвы и обещания?
И даже если оказывается, что любимых свитера не один и не два, — разве мы должны испытывать по этому поводу какие-то моральные страдания? Никто ведь здесь от нас не требует моногамии, никто нас не упрекает в измене. В одном свитере хорошо на лыжах кататься, в другом телек смотреть зимним вечером. И что теперь, волосы на себе рвать?
Мораль, требующая любить и хранить верность кому-то одному, защищает невроз этого самого «одного». Никакой другой ценности в подобной морали нет. Поймать человека, посадить его на цепь и заставить его себя любить — вот чего хотят поборники супружеской верности. Терять чужую любовь больно лишь только по причине все той же нелюбви к самому себе, и мораль здесь, как всегда, встает на сторону униженных и оскорбленных — защищает слабых и осуждает сильных.
Мы не обязаны хранить верность своим вещам, мы не прибиты к ним гвоздями их требований, но безо всякого внешнего или внутреннего принуждения возвращаемся к ним снова и снова. Мы свободны от них, и потому храним им верность — там где нет цепей, нет и желания их порвать. Настоящая верность — это не моральная категория, а необходимое следствие из принципа удовольствия — мы всегда возвращаемся туда, где нам хорошо, и никакие обеты для этого не нужны. Будет хорошо — будем возвращаться, перестанет быть хорошо — перестанем возвращаться. Нет в природе никакого другого закона «О верности».
Но вот представьте, что у свитера появилась свободная воля и он захотел сменить хозяина под тем предлогом, что в другом месте ему будет лучше. Признайтесь, в душе тут же что-то всполошилось — «Да как он посмел?! Он мой!» Гордыня требует подчинения, ничтожество болезненно переживает удар по самооценке… а, ведь, речь о том же самом праве на свободу, которое мы только что с радостью признали за собой. Объект нашей любви имеет такое же полное право уйти туда, где ему лучше, но готовы ли мы за него, в таком случае, порадоваться и искренне пожелать всего хорошего?
Любимый человек
Если кому-то параллель между любовью к вещам и любовью к человеку кажется неправомочной, тот идет лесом просто не хочет отказываться от своего самообмана. Очень удобно считать, что любовь к человеку — это что-то принципиально иное. Можно столько всего себе нафантазировать, можно с таким удовольствием страдать из-за отсутствия «настоящей любви» в своей жизни, а уж с какой выгодой можно менять свою «настоящую любовь» на всевозможные бытовые услуги и психологические поглаживания!
Если уж говорить о «науке любить» и о том, что настоящая любовь — это нечто более сложное и возвышенное, чем обычная симпатия, то научитесь сначала любить человека хотя бы так же «примитивно», как вы любите свои вещи — безо всяких встречных обязательств, безо всякой зависимости, но с той же самоотдачей и искренней заботой. Получится — вот тогда и приходите порассуждать о природе истинной любви.
А теперь представьте себе, что рядом с вами находится живой симпатичный вам человек, который относится к вам, как к любимому свитеру, в том смысле, который мы только что рассмотрели. Он вас любит спокойно и безо всякого помешательства. Ему хорошо в вашей компании и он ничего не требует взамен. Он бережет ваши отношения и искренне заботится о том, чтобы вам было хорошо, потому что тогда будет хорошо и ему рядом с вами. Не об этом ли празднике жизни вы всегда мечтали?
А способны ли вы любить другого человека вот таким вот образом? Способны ли вы принять человека таким, какой он есть, со всеми его «дырками и потертостями»? Способны ли вы заботиться о другом человеке из соображений здорового эгоизма, не выставляя потом счет за свои услуги?
Способны ли вы любить, сохраняя при этом свою целостность и независимость, не растворяясь в другом человеке? Или, быть может, вы того и ищете — этого самого растворения в друг друге? Может, вы любовью называете утрату личных границ, когда две одинокие и несчастные «половинки» наивно надеются стать единым полноценным целым? Если так, то у вас большие проблемы, которыми вы, однако, можете гордиться. Вся любовная лирика и половина творений мирового искусства созданы такими людьми — с подобной «тонкой» душевной организацией. Гордиться есть чем, но счастья это еще никому не принесло — одни только сладостные страдания.
Никакой границы между простой симпатией и любовью нет — это все сплошные условности. Нет в природе ничего иного, кроме большей или меньшей симпатии одного человека к другому. А та любовь, о которой говорят все вокруг, от обычной симпатии отличается лишь страховочным контрактом на эксклюзивное пользование друг другом. Браки заключаются на небесах, да, но только по небесным законам, а не посредством ЗАГСов, красивых обещаний и договоров на право владения. Симпатия — это и есть «закон Божий», но в нем не расписаны права и обязанности сторон — это уже мухлеж закона человеческого.
Естественная любовь
Нет ничего смешнее признания в любви. Это ж просто обхохочешься! Если в нашей душевной организации не предусмотрено отдельного самостоятельного чувства под названием «Любовь», то что такое видит в себе человек, признающийся в этой самой любви? Следите за руками! Внутри он видит симпатию и навязчивую свою привязанность, вкупе со страхом возможной потери — видит, и делает логическое заключение о том, что все это вместе, наверное, и есть «любовь».
Спросите его, что такое любовь, и он замнется — если хватит честности, он так и скажет, что внятного ответа у него нет. Но он вынужден оперировать этим понятием, потому как от него этого ждут и даже требуют — «Ну, когда он уже объявит о своих чувствах?!» Вот он и объявляет — чтобы не выглядеть идиотом, который единственный не знает, что такое любовь. А на самом-то деле, никто этого не знает! И особенно этого не знают те, кто свято в любовь верят.
И вы ведь тоже думали об этом. Пытались ответить на этот вопрос? А что-нибудь кроме красивых поэтичных формулировок придумали в ответ? А если бы вас спросили, что такое голод, вы бы тоже в поэзию ударились? Нет, голод существует совершенно реально и вы отлично его знаете, поэтому легко его опишете и точно покажете пальцем, где вы его чувствуете. А про любовь вы не знаете ничего — и вовсе не потому, что никогда не были «голодны».
Будучи еще незамутненными детьми вы любили весь мир вокруг, но это никогда не было самостоятельным чувством — вы просто принимали все вокруг, как восхитительную данность, не требующую каких-либо изменений. Но, даже если бы вы тогда знали это слово, вы бы не поняли, что это была любовь, потому что нечего было понимать. Тогда это было вашим естественным способом смотреть на вещи — полное приятие или полное отсутствие неприятия. Как дыхание — вдох-выдох, и никаких иллюзий по поводу того, что вдох лучше выдоха или наоборот.
Любовь это не чувство — это режим восприятия, свойственный здоровому сознанию, и определить его можно только через отрицание, через то, чего в нем нет. Любовь — это восприятие, в котором отсутствует разделение на черное и белое. И это естественное состояние человека, которое, однако, практически у всех нас глубоко нарушено. Мы расколоты на черное и белое внутри и потому уже не способны видеть окружающий мир целостно. Восстановить внутреннюю целостность вполне возможно, но никак не путем игры в невротическую любовь, которая этот самый внутренний раскол только увеличивает.
Так что все слова и признания в любви — это либо ложь, либо невроз, которым почему-то принято гордиться, вместо того, чтобы его лечить. Если и существует в жизни «настоящая любовь», то это естественная любовь — та самая, которую невозможно описать по той же причине, по которой невозможно укусить дырку от бублика. Отсутствие камня в ботинке — это не любовь, это просто отсутствие камня в ботинке.
Поэтому, если до просветления вам еще далеко, не замахивайтесь на святое и не поминайте имя Господа всуе. Чем больше красивых слов, тем больше в них вранья и самообмана. Доверяйте своей чистой симпатии, следуйте ей и не требуйте большего от других людей. Погоня за призраками отнимает все силы и ничего не дает взамен. Остановитесь и оглянитесь — вас окружает прекрасный мир и прекрасные люди.
А как надувают жевательной резинкой шарики вас не восхищает до влюбленности, если вы этого не умеете “суперски”? :)) Клоуны в цирке восхищают тоже? Водопроводчики?..
Чем же страсть, сильное влечение отличается от любви? Это тоже самое, только эрекция во всем существе (не только между ног – хотя это фундамент).
Ни “кражи”, ни “обмена”, ни “дара”. Наверно, нужен пример. Допустим, меня восхищает, что объект, к которому я испытываю симпатию классно водит автомобиль. Еще бы! Я ведь вообще водить не умею. А если б я это умела делать суперски, вряд ли меня бы это в нем восхитило. Так вот, пока я не научусь этому сама, мое навязчивое восхищение мужчинами, которые классно водят автомобиль будет проявляться, я буду в них даже “влюбляться”. Так что это не кража, не обмен и не дар. Это подсказка. И не его подсказка мне, он тут ни при чем. А подсказка моего подсознания мне насчет того, чего мне в данный момент не достает создания более или менее совершенной (в моем понимании) личности. Теперь, кстати, понятно, почему мужчины всегда были против женщин за рулем.
Ой, я тут подумала, что мне всегда нравились умные мужчины….это я дура что ли?)))))
А ребенок – это все-таки результат страсти, сексуального возбуждения, т.е. срабатывание инстинкта. А мы ж про любови, про психологические зависимости, навязчивости и прочее здесь размышляем.
Возможно, помимо названных “кражи” и “обмена” есть и третий вариант – “дар”. И не менее возможно (очень трудно быть уверенным), что этим даром является будущий ребенок. Причем вне зависимости родится он или нет, сознают ли его виртуальное присутствие в отношениях партнеры или нет. В таком случае любовь – это очень сильная хаотичная пруха, драйв, опьянение без ясных причин и видимых оснований, а нередко как-раз против этих причин и оснований. Стихия.
Ну да. “Быть любимым” кем-то ведь уже означает “быть не собой”; или быть собой не в целом моих проявлений, а среди них только в одном “могу быть любимым”. Т.е. я могу то-то, то-то, то-то, то-то, а так же “могу быть любимым”. Если любовь субъективна, то с чисто формальной стороны “быть любимым”, наверное, означает способность быть, находится в субъективности другого – “любящего” – человека.
“Быть любимым”, “быть для другого” в таком случае, одно из качеств, наравне с питаться, общаться и т.д. Соотв., я всегда есть нечто большее, чем то что можно любить. И это ИМХО хорошо.
Да, конечно:) “Я” – такая, какая есть для себя самой, “личность” – выгодный для меня образ в социуме… А есть еще одна я – мой образ, создаваемый другими людьми. Это нечто особое – это то, что невозможно контролировать. В воображении других “личность” может чудовищно искажаться: на какие-то качества наблюдатель смотрит, как в бинокль, на какие-то – словно через лупу. И хоть обпредставляйся – не заставишь не то, что увидеть свое “я”, а даже и свою “личность”! В соответствии с предложенной теорией, “словно через лупу” видятся те качества, которых недостает смотрящему:)
Вообще, любовь СУБЪЕКТИВНА настолько, что по большому счету неважно насколько удачно то или и иное влечение. Ведь если влечение неудачно, то мы, преодолев шок от встряски ВСЕГО НАШЕГО СУЩЕСТВА (тут нас трясут будто кошель с деньгами – звенит ли там еще что-нибудь?), пытаемся вырасти за пределы указанных влечением границ. А если удачна то вырасти еще дальше. Т.е. любовь, кажется, так же субъективна (существует КАК СИЛА только в нас и для нас) как, например, удовольствие и опьянение от вина.
А вот человек садо-мазо при влечении, наоборот, как воля к смерти начинает умерщвлять себя.
Но от вина то вы тоже возбуждаетесь и не спите? А если терзаете себя, то только по утру ;) Любовь, если сопоставлять его с вином – само удовольствие и опьянение. А что этому предшествовало и что за этим последует – случайно относительно любви. Либидо, по Фрейду, и действует как простой “принцип удовольствия.”
Допустим, если вы слушаете музыку, то вы ведь отделяете свои усилия для прослушивания музыки и следствия (скажем, временные или финансовые затраты) от самого удовольствия от музыки. Почему? Потому, что центр тяжести здесь – волшебное удовольствие, а все усилия вокруг музыки крутятся вокруг этого удовольствия, так же и следствия от удовольствия оправдывают удовольствие.
Если бы любовь не была первична, а внешние садо-мазо вторично, то мы бы и жили как настоящие садомазохисты – люди НЕ СПОСОБНЫЕ любить (Фромм говорил Гитлер таким пример).
@Ольга С
очень симпатична теория Ольги С…вот только “я” (индивидуальность) и “личность” (маска, инструмент в социуме) совсем не одно и то же…это относится и к теме любви – мы показываем другому личность, а хотим чтоб любили меня
Интересная теория тут у меня родилась в связи с этим.
Насчет любви… Нет, лучше не употреблять это слово. Назовем это симпатией. Человек ведь в первую очередь симпатичен себе сам, он всегда для себя самый-самый. Даже если он кажется неуверенным в себе, для себя он – супер, просто это пока в потенциале (кстати, по-моему, проблема неудачников в том, что они все время ждут подходящих обстоятельств, якобы необходимых для раскрытия их потенциала, иногда до конца жизни). Итак, ценят себя все. Поэтому, чтоб влюбиться испытать к кому-то сильную симпатию, человеку необходимо кого-то другого вдруг начать считать самым-самым, т.е. восхищаться некими качествами другого человека! Так вот…
Далее два варианта. Первый – заполучить этого человека себе, т.е. завладеть таким прекрасным экземпляром и наслаждаться любовью восхищением, и бояться потерять его и т.д. и т.п. В общем, все прелести обладания. Ужас-ужас. Собственно, то, что и вызывает обеспокоенность.
Вариант два. Если меня что-то восхищает в человеке, значит, у меня этого нет, но мне это страшно нравится! Так надо это получить, дополнить себя этой восхитившей меня способностью (а не человеком!!!). Вот. А если для него есть что-то ценное во мне – будет интересное общение и масса положительных эмоций. Такой вот симбиоз!
Другие люди – зеркала, в которые мы смотримся. И мы видим, где у нас «мышцы недокачены». Легко догадаться – это вызывает наше восхищение.
Я тут проанализировала все свои увлечения. Так и есть.
«Неземная любовь» проходила, когда я развивала в себе восхитившее меня качество в необходимой для меня мере, и оставалась только симпатия и благодарность к человеку.
Что такое человек? Он создан из частичек тех, с кем общается. И если в детстве в нас что-то стараются вложить (принудительно, но, разумеется, с хорошими намерениями), то став взрослыми, мы можем сами выбирать, чем дополнить себя.
Ну, тут, конечно, может возникнуть спор, что есть настоящее «я»: исходная личность после вычета всего наносного или личность как сборная конструкция
по моему здесь всё так перемешали с любовью)).
получается что надо просто любить человека как бы он к тебе не относился?, но ведь всегда ожидаешь ответное отношение. не пойму как можно это упрощать и понять- ведь когда влюбляешься происходит с организмом непонятное- лично я совершенно перестаю спать))),но я всегда влюбляюсь за что-то в человеке.
Вот если исключить все садо-мазо зависимости которые, внешне, примешаны к любви как вино к форме в которую оно налито, напр., к форме кувшина… Вино, ведь, может иметь какую угодно форму – стакана, капли, разлитой жидкости и т.д. И спросить – какой истинной формы вино? То окажется, чтобы вино имело истинную форму, оно должно полностью потерять свою внешнюю форму. Оно ПОПРОСТУ должно быть выпито и усвоено. Но тогда уже не получится толком рассказать собственно о вине, ибо внутри нас оно теряет внешние видимые качества (форму, цвет, запах и т.д.), а только лишь о своем удовольствии и опьянении.
Зато продаётся))
На самом деле любовь, конечно, покупается. Вопрос в цене ( не в денежном эквиваленте, разумеется). И ничего плохого в этом нет. Если продолжать сравнение с вещами, то это как Вы решили продать какую-то вещь, но Вам по каким-то причинам важно не только за какую цену Вы продадите, но и кому конкретно.
Умирать вообще не хочется. Даже в компании. Вопрос в том, как жить.
А когда это все случается впервые? Если нет никакой связи с прожитым? То как это вы объясните? Когда делаешь или чувствуешь что-то впервые и это нравится
А то такое ощущение, что мы собрались здесь “двоечники” и “неудачники” и рассуждаем о пользе образования и просвещения. Хотя понятия не имеем, что это такое))) А Вы, Олег, молодец! Теоретизировать о пользе любви легко, вот Вы нам немного расскажите о своем практическом опыте: о девушках и женщинах, с которыми Вы строили отношения; о детях, которых Вы воспитали; о простых вещах, в которых замешана любовь, которая в отличие от свитера не покупается. У каждого тут почти своя история любви: удачная или нет, все мы понюхали пороха. Может нам и Олег расскажет о своем личном опыте? Статья интересная: ее легко использовать, чтобы оправдать свои личные неудачи в любви, свалив все на свой или чужой невроз. Кто-бы что-бы тут не говорил, никому не хочется умирать в одиночестве.
Полностью согласна, давайте уже отделим мух от котлет и начнем говорить о Любви и о “любви”. Такое ощущение, что ни у кого здесь не было позитивного опыта любви. Поэтому все так сразу зацепились за “свитер”))))))))) У кого была или есть настоящая любовь? Неужели ни у кого? Неужели никто не вступится?))))
Хорошо сказал W.H. Auden:
“Almost all of our relationships begin, and most of them continue as forms of mutual exploration, a mental or physical barter, to be terminated when one or both parties run out of goods.”
Почти все наши отношения начинаются, и большинство из них продолжается как формы взаимного исследования, ментального или физического обмена, который заканчивается когда у одной или обеих сторон заканчиваются ресурсы.
Если ваша любовь не садо-мазо по сути, то НЕТ в любви неврастенической зависимости. Байки все это. Или – такая же нелепость, как винить в зависимости от питания саму потребность в питании. Кому в голову приходит винить питание? Страдающим ожирением и булимией – это садо-мазо. Но и здесь питание не при чем.
Интересно вас читать.
как же тогда зависимости? теряя , пачкая любимый свитер , мы не убиваемся так как когда теряем любимого человека, и свитер всегда можно заменить -купить чтото новое и всё! потеря забыта, но человек не забывается- его прикосновения, взгляд, запах и т.д. Может про зависимость это другая тема- потому хотелось бы чтобы ВЫ и об этом написали. Для меня зависимость и есть любовь.
@Ольга С
Я человек не склонный к смене партнеров, верный даже – но я не выдерживаю долго, когда симпатичный мне человек перестает просто быть со мной рядом, просто делать что-то сосместно, испытывая от этого удовольствие, а начинает играть в трагическую любовь (абсолютно бесплодное занятие!) с сыпаньем соли на раны,
Спасибо за Ваши слова- для меня очень во время!!! Разложили по полочкам и мой поступок и поведение моего бывшего мужа. Аж легче стало!!!!! а то уже совсем себя съела.
Вот уже который день ко мне на почту приходят и приходят комментарии на статью Олега о любви. Уже 183! Сколько людей – столько мнений. И как бы мы ни расскладывали по полочкам это понятие “любовь”, она все равно посмеется над нами. Подстережет и шандарахнет мешком из-за угла. И будет уже не до рассуждений о свитере и неврозах ))) И сколько любовь не анализируй, не изучай, все равно остается что-то непонятое и необъяснимое. И мне кажется, что чем больше человек старается думать о любви, тем больше он боится ее чувствовать. Потому что любовь – это не только “вздохи при луне”))))