Не уверен, у всех ли есть такое свойство, но на себе я его наблюдаю вполне регулярно. Если мне приходится глубоко и надолго погружаться в какую-то специфическую сферу деятельности, я начинаю находить там параллели и метафоры для описания различных психологических процессов.
То есть, изучение одной области знания часто помогает шире и более живо описать другую, с ней никак не связанную. И это бывает очень интересно.
Было как-то дело, что в течение года я ходил в тренажерный зал. По всем правилам: два-три раза в неделю, с тренером и четкой индивидуальной программой занятий. А потом вдруг обнаружил, что в своих рассуждениях о психологии начал использовать примеры и образы из этой параллельной вселенной. В мои объяснения пациентам вдруг начали вплетаться мышцы, тренировка выносливости, правильная нагрузка и прочие подобные штуки.
Такое же взаимное проникновение смыслов постоянно происходит и с другими сферами знания, не только с психологией. Вообще, это такое врожденное свойство ума — везде и во всем искать уже знакомые формы. И хотя в психологии принято осуждать такую вот предвзятость восприятия, она может приносить и весьма ценные плоды.
Сейчас поясню, к чему это я веду. Те кто давно уже следят за сайтом, могли заметить, что я все время кручусь вокруг одной и той же темы — позволить себе быть собой. С разных сторон, на разные лады я все время твержу об одном и том же. И сейчас снова буду говорить об этом, используя теперь образы из мира фотографии.
Фотографы, вам особенно понравится! Рождение фотографа и создание хорошей фотографии происходит по тем же правилам, что и становление личности. Можно сказать даже больше: фотография, как и любое другое творчество, требует огромной внутренней работы и в гораздо большей степени зависит от психологического состояния личности, от ее самости, чем от умения ловко обращаться с фототехникой.
[[Продолжение — как стать настоящим человеком]]
В фотографии, если относиться к этому занятию серьезно, есть масса правил и тонкостей, которым следует научиться, прежде чем начнут получаться хотя бы просто качественные снимки. Бывают, конечно, талантливые люди, которым достаточно взять в руки фотоаппарат, понять принцип его работы, и у них сходу получаются отличные фотографии. Но им с тем же успехом можно было бы дать в руки карандаш, и за пару дней они бы научились делать прекрасные рисунки. Остальным же приходится учиться изобразительному искусству долго и нудно.
Сначала нужно понять, как вообще устроен фотоаппарат, и откуда из него вылезают снимки. Всех нюансов знать не нужно, но иметь представление об основных принципах надо обязательно. Всякие там выдержки, диафрагмы, экспозиции, что на что влияет и каким образом. А потом всю эту теорию нужно еще наложить на конкретный фотоаппарат и разобраться, где у него что, и как все эти странные штуки у него настраиваются.
И даже зная всю теорию, нужно еще довольно много времени, чтобы привыкнуть к инструменту, понять его сильные и слабые стороны, узнать, что он может, а чего не может. Карандаш вон, какой простой инструмент, а попробуй-ка нарисовать что-нибудь вразумительное, взяв его в руки первый раз. Так и с фотокамерой: навести и щелкнуть затвором дело нехитрое, автоматика практически все сделает сама. Но это сродни тому, как если бы карандаш вырывался из рук и сам выводил линии на бумаге — ничего хорошего бы из этого не вышло, да и не интересно так.
Собственно, снимки в духе «Я и Эйфелева башня», сделанные в автоматическом режиме, хорошо всем известны. Интересного в них только то, что там есть «Я» и документальное подтверждение тому, насколько неподражаемо «Я» крут и прекрасен. Ну и разглядывать эти кадры интересно только одному человеку на свете — «Мне». Фотография же — это нечто большее, чем простое протоколирование пьянок, гулянок, поездок и прочих заурядных событий.
И вот, если человек хочет научиться делать такие снимки, которые хоть чем-то будут брать за душу, цеплять взгляды и вызывать черную зависть друзей и коллег, начинается следующий этап обучения — художественная фотография. Теперь, когда техническая сторона дела более-менее освоена, нужно изучать понятия другого уровня — основы композиции, работу со светом и цветом, форма, ритм, перспектива…
Начинающий фотолюбитель открывает для себя новое измерение. Если раньше ему нужно было просто сделать четкий снимок с правильной экспозицией и яркими цветами, то теперь его задача усложняется — критериев «хорошей» фотографии становится на порядок больше, и напрягаться для ее получения приходится намного сильнее. Это само по себе довольно увлекательно, да и снимки становятся более интересными и иногда даже вызывают легкое удивление у тех самых друзей и коллег.
Но смысловое содержание снимков остается все тем же, только теперь «Я» и Эйфелева башня на снимке расположены с соблюдением всех пропорций и требований художественной композиции. Но при всей композиционной и технической безупречности, фотографии так и остаются пустыми и скучными. И автор сам это прекрасно чувствует, но пока еще не понимает в чем тут дело.
Тогда наступает следующий этап. Молодой фотограф начинает что-то искать, сам пока не зная, что именно. Кто-то берется оттачивать технику и придумывать новые фотоэффекты, которые должны будут зацепить и удержать внимание будущего зрителя, кто-то покоряет новые высоты в искусстве композиции, надеясь таким образом поразить воображение зрителя, кто-то ударяется в поиски и коллекционирование правильной одухотворенной фототехники и покупает Лейки, среднеформатные Мамии, переходит с цифры на пленку — все с той же тайной надеждой, что вот теперь зритель его полюбит…
Беда здесь в том, что фотограф хочет нравиться зрителю, вместо того, чтобы нравиться самому себе — пытается развлечь зрителя, вместо того, чтобы развлекать самого себя, пытается сказать то, чего хочет слышать зритель, вместо того, чтобы стремиться высказать что-то такое, что само рвется из груди.
Смысл хорошей фотографии не в том, чтобы в художественной форме документировать факт тех или иных событий, не в том, чтобы поражать воображение причудливой игрой света и тени, а в том, чтобы через фотографию выразить свою собственную сущность. Хороший фотограф фотографирует самого себя, свои переживания, свои открытия, а зритель уже волен выбирать, нравится ему это или нет — фотографа это не касается.
Фотокоан. Когда палец указывает на луну, смотреть надо на луну, а на что тут нужно смотреть, когда палец фотографа показывает фигу?
И фотограф внезапно прозревает.
До сих пор он использовал технические и композиционные приемы для того, чтобы удовлетворить зрителя и через это утвердиться в своей собственной состоятельности.
Он лез из кожи вон, чтобы сделать идеальный снимок, отказывал себе во всех радостях и экономил на еде, лишь бы купить новый профессиональный объектив, вставал ни свет, ни заря, чтобы сфотографировать первый луч солнца над горизонтом. Прочитал все мыслимые книги и посетил кучу мастер-классов, лишь бы его фотографии достигли предела совершенства. Его ошибка была в том, что этим самым совершенством он хотел осчастливить зрителя и совершенно забыл о самом себе, о том, чего хочет его собственная душа, о своем собственном счастье.
И вместе с этим осознанием начинается трансформация. Если раньше фотограф был вынужден строго следовать всем правилам фотодела, чтобы хоть через техническое совершенство снимков урвать толику зрительской симпатии, то теперь он понимает, что в фотографии вообще нет никаких правил. Нет правильной экспозиции, нет правильного цветового баланса, нет правильной композиции, есть только внутреннее переживание фотографа и разнообразные инструменты для фиксации его на плоскости снимка. Нет никаких правил, только полная и безоговорочная свобода самовыражения. Остается только найти себя, чтобы было, что выражать…
Прослеживаете параллель? Описанная история начинающего фотографа отлично иллюстрирует психологическое развитие и становление личности. Очень и очень многие попадают по жизни в ту же самую ловушку — пытаются прожить правильную и технически совершенную жизнь, в надежде, что именно это принесет душевный покой и счастье.
Беда в том, что поразить воображение зрителя довольно легко, для этого фотограф вовсе не обязательно должен быть личностью — достаточно владеть техникой фотографии, понимать устройство зрительского восприятия и рыночную конъюнктуру. И если фотографу, не обремененному саморефлексией, быстро удается достичь высот в фоторемесле, то на этом его развитие и заканчивается. Овации уже получены — что еще нужно?
Так и в обычной жизни, соблюсти социальные правила и добиться успеха в обществе относительно просто — дело техники и упорства. И научиться этому очень даже стоит, но когда социальная успешность становится главным критерием личного счастья, человек пропал — стоит ему заполучить свой кусок социального пирога, и всякий стимул для дальнейшего развития пропадает.
Детей с помощью кнута и пряника учат жить по правилам, поскольку только так их можно обуздать и подчинить социальной воле. И если делать это аккуратно, то ребенок никогда и не заподозрит, что есть какое-то иное счастье, помимо социального успеха и признания. Вся педагогика на этом построена — как адаптировать ребенка к социуму и сделать так, чтобы, став взрослым, он считал себя счастливым, оставаясь при этом в рамках искусственной системы координат.
Если же ребенку так везет, что воспитательно-образовательная система на нем спотыкается, то у него еще остается шанс выбраться из общей ямы и начать искать самого себя. Но и тут редко у кого что-то выходит. Как фотограф, неудовлетворенный своими снимками, вязнет в совершенствовании своей техники, так и обычный человек, неудовлетворенный своей жизнью, вязнет в самосовершенствовании, надеясь через обретение каких-то особых свойств личности занять свое место под солнцем.
В реальной жизни, как и в фотографии, нет никаких правил. Есть среда обитания, живущая по какому-то своему укладу, и есть личность, стремящаяся к самореализации, к разворачиванию всех своих врожденных свойств и пристрастий. Как цветок, который в высшей точке своего существования раскрывает свои лепестки, так и личность живет предощущением своего кульминационного момента.
Можно себя обмануть, подчинить себя чужим правилам, возвести закон социальный в ранг закона Божьего и искать счастья в соблюдении этого закона. Можно заслужить похвалу своей праведности и добиться всеобщего признания или можно найти удовлетворение в бунте против всего социального и свержении идолов, но ни то, ни другое никому еще не принесло настоящего счастья. Удовлетворение — да. Счастья — нет.
Чтобы стать хорошим фотографом, прежде нужно найти самого себя, найти корни и истоки своей личности, научиться прислушиваться к себе, и уже во вторую очередь нужно в совершенстве овладеть техникой.
То же и в жизни — чтобы найти свое место, нужно прочувствовать лепестки своей личности и все силы, все упорство, все свое вдохновение направить на взращивание своей самости, а уж каким образом потом приложить свою обретенную личность в социальной песочнице, проблемой точно не будет.
По-хорошему, социальный успех человека, культурное и историческое его признание должны быть результатом обретения им самостоятельной, самоценной и счастливой личности. Решать эту задачу от обратного, значит лишить себя всяких шансов на успокоение души.
Возделывайте СВОЙ огород!
В целом правильно и интересно описано, однако, это реально на 100% только если это для тебя хобби. Если ты на этом зарабатываешь деньги, приходиться подстраиваться под людей. Лучше искать баланс между тем, что хочешь ты и тем, что хотят другие.
А иначе – есть куча так называемого “авторского кино”, в котором авторы самовыражаются. Их дольше пяти минут смотреть вообще невозможно. Фильмы не приносят прибыли, а авторы ходят и жалуются, что их “никто не понимает”. И такая ситуация повсеместно в творческой деятельности – певцы, актеры. “Общество их не понимает…” – и все тут.
Галина, спасибо за ответную статью и ссылку на книгу — нужно будет глянуть.
А ещё иногда в объектив, под карандаш или перо бросается жизнь – и если человек научился быть проводником себя, он будет хорошим проводником более общих (важных для всех) смыслов.
«…Вы ловите взгляд. Но дело ведь не в нем, а во внутреннем состоянии человека…»
Вот он ответ. Я снимаю не то, что происходит снаружи у человека. Я снимаю внутреннее проживание момента происходящего. И не всегда это чей-то момент. Порой он бывает и мой. И то, что я вижу в глазке объектива фотокамеры, отражает мое состояние. Мое внутреннее Я цепляет нечто, происходящее вокруг. Даже самую плоскую и пустынную равнину можно снять в таком ракурсе, что снимок будет полон экспрессии и полета. А готический собор перестанет стремиться ввысь и намертво укоренится в земле. Когда-то это будет небо и ощущение прозрачности воздуха, или вдруг возникнет в кадре вязкая и густая темнота. И колокола смогут звучать даже на плоском листе фотографии, а краски захочется потрогать на ощупь.
Человек. Любой внутренний, душевный процесс отражается в наших движениях, взгляде, мимике, жестах… Когда человек чем-то занят, можно снимать руки, глаза, тело. И все будет говорить, если ты сам это слышишь и видишь. Если внимателен к своему состоянию и чувствуешь другого, как партнера в своем творческом процессе. Каждый из нас делает свое дело. Другой человек проживает свое состояние, а я свое. Но Мое видение находит отражение в том, что и как я вижу в другом человеке. И это остается в момент снимка на матрице. Остановись мгновение. Чье? Мое? Нет НАШЕ. Мы взаимодействуем в этот момент в своем восприятии реальности и при этом остаемся независимы в своем существовании. Никакого позирования и работы на камеру. Просто жизнь.
В актерском мастерстве есть понятие костылей: хореография и вокал… Но если ты не умеешь сыграть характер, прожить образ на сцене, то ни какие хореографические и вокальные данные не спасут от фальши. И не важно драма это, опера или балет. Все упирается в чувствование себя.
Порой, я думаю: ” В фотоаппарате столько еще неизвестных мне функций. А я ими не пользуюсь и не умею”. Иногда этих знаний не хватает. Но даже простой “мыльницей” удается снять такое… Наверное, я снимаю по-другому, где все эти помощники – кнопочки становятся такими же костылями в процессе съемки. Они могут помочь оживить снимок, но это будет больше похоже на реанимацию, искусственное оживление. Так же, как и вытаскивание кадра при помощи компьютерной графики, к которому я иногда прибегаю. Но это уже моя профессия дизайнера. И самый провальный снимок вдруг оборачивается к тебе невероятной плоскостью и начинает играть. Но это все равно относится к собственному чувствованию. Когда на ощупь понимаешь что тебе надо сделать в следующий момент и как поймать ракурс, чтобы предать то, что у тебя внутри и что видишь здесь и сейчас в другом человеке или окружении. Тоже с чувствованием кадра в мониторе компьютера. Просто так снимок не спасешь. Можно добавить резкости и света, но заставить его жить и дышать… Для этого нужно добавить воздуха и пространства. А найти его можно только в себе. Когда найдешь и почувствуешь, тогда и оживает. Тогда, получается договориться с умной, но не живой машиной, передать то, что у меня внутри – свое видение реальности.
В процессе случайной фотосъемки я иногда слышу: “Ой, не надо. Я не в форме. Я не так выгляжу. Я всегда плохо получаюсь…”. “В форме…” – это как? Принять форму, приемлемую для восприятия окружающими? Надеть лицо?
А когда же я чувствую себя настоящей и перестаю следить за поддерживанием вида для окружения? Быть самой собой?
Только в процессе делания своего дела человек становится увлеченным и работает на себя самого. Он уже тогда не думает о восприятии другими. А если человек интересен самому себе, то этим он увлекает и свое окружение. Человека начинают воспринимать и ценить за его собственные качества и интересы, а не за придуманные для кого-то демонстрации.
Значит, чем больше демонстрации на публику, тем больше я обесцениваю для окружающих то, что есть во мне настоящее. Не ценю я сама, не ценно и для других.
Как увидеть себя такими, какие мы есть?
Фотография и грамотный подход к съемке могут помочь в восприятии и видении своей реальности, себя самого. При съемке процесса проживания другого человека я сознательно не прибегаю к использованию специального студийного света, каких-то фотографических уловок, технических приемов. Я стараюсь быть внимательной к происходящему. Ведь человек существует не в каких-то искусственно созданных моделях ситуаций и окружении. И я, и мой партнер в процессе съемки находимся в естественных для нас условиях. И тогда все работает. Фотография не на публику, с позированием перед объективом, не демонстрация себя в той форме, в которой нам кажется, что мы ценны для окружающих нас людей. Фотография бытия, нашего существования, нашего делания. Проживание момента своей жизни. Но не на камеру, а для себя. Мне нравится снимать такое фото. Мне удается почувствовать человека. Помочь увидеть и понять свою ценность. Что он нужен миру такой, какой есть, а не такой, которого он придумал для других, боясь показаться настоящим. Ведь в нас есть все, чтобы стать интересными самим себе, а значит и миру.
Но не всегда удается быть естественным в процессе. Либо человек не может увидеть, как он реагирует на ситуацию. Понимает, что что-то для него самого в его картине реальности остается за кадром. Работает старая позиция страуса: «Если я чего-то не замечаю, значит, этого не существует». Фотография помогает увидеть ту часть себя, которая все время пытается ускользнуть или бессознательно не замечается, отбрасывается от целой картины видения себя. Увидеть себя в моменте тем взглядом, которым видят окружающие. Тогда дело уже не в «нравится» или «не нравится» снимок, а в том, что появляются вопросы: «А все ли происходит так, как я думаю? Или где-то я обманываю сам себя?»
Увидеть и почувствовать себя.
Бытовуху снимает каждый из нас. А бытие? И дело уже не в профессии. Думаю, что даже не каждый фотограф задумывается, как он творит. Вопрос “ЧТО я делаю?” – возникает гораздо чаще. Но ведь процесс заключается в вопросе “ЧТО заставляет меня это делать? И что происходит при этом во мне?». Очень многие профессионалы и любители работают с экзистенциальной фотографией. Это, пожалуй, нельзя даже отнести к жанру фотографии. Скорее способ. Но понимание так и остается на уровне интуиции. И если находится ответ на вопрос «ЧТО?», то на вопрос «ЗАЧЕМ и что Я этим хочу сказать другим?» так и остается висеть.
Почему внимание к себе так сложно? Ведь оно сразу видно в этих остановившихся мгновениях. Где равнодушие, а где внимательность. Где бытовуха, а где уже жизнь.
То же чувствование и взаимодействие применимо и к процессу создания личных полиграфических заказов. Будь то визитка или бигборд. Дать информацию и доверится профессионалу в выражении своих идей? При этом ваши идеи и желания принимают ту форму, в которой их видит, в первую очередь исполнитель, а не вы. Могут быть варианты. Но это будут варианты видения ситуации и продукта другим человеком, а не вами. И выбирать придется из вариантов его реальности. Возможно, где-то ваши восприятия и совпадут. А хочется ли оставлять это на волю случайного совпадения? Ведь путь может быть и иным. Когда с помощью профессионала сам выражаешь себя в своем заказе. Понимаешь, что на самом деле хочешь сказать и как ты хочешь подать себя при помощи конкретного продукта. Надо ли тебе это на самом деле и в какой конкретно форме. Даже маленькая визитка дает возможность либо заявить о себе, либо обезличить себя в пачке таких же бумажек.
Можно дать себе почувствовать. Довериться. Оценить себя самому и решить каким ты хочешь представиться миру. Где продемонстрировать свои реальные качества, а где сыграть на чужом восприятии. Но для этого необходимо осознанное партнерство в процессе создания продукта. Уникальность полученной продукции может быть на уровне ручной работы, либо реального выражения себя.”
Эточасть моей статьи для конференции психологов. Я согласна с фашими представлениями о фотографии. Есть простая и замечательная книжка А.Пореченкова”Дзен и фотография” Там все кратко и по дело. Но захватывает.
Большого труда стоило придти к этому всему самой. Зато теперь я снимаю то что хочу и мне за это платят.
Олег, где вы берёте такие прекрасные фотографии для статей? Если я не ошибаюсь, вы писали об этом. Ссылку подскажите пожалуйста.
Согласен с вами Олег полностью, вроде бы думал что живу “сам по себе” всегда следую себе, говрю прямо и честно и не заметил как встретил человека под которого вдруг захотелось подстраиватся, хотелось быть белым и пушистым и тут начались “проблемки” долго это продолжатся не может назрел внутрений конфликт и ты пытаешся сбросить оковы зависимости от расположения другого, но с другой стороный “когда бываешь собой” оказывается ты такой [ей/ему] и не нужен вовсе, потребность в самоутверждатся в глазах другого человека в нас настолько сильна, что я уже перестал удивлятся насколько часто встречаются зависмые отношения, мы это даже называем “романтической влюбленостью” и это наверное самое популярный метод структурирование своего свободно времени
:)) (По Берну)Хотя такие отношения являются хорошим индикатром неуверености и черезмерной потребности получения “любви”, естесвенно это считается нормой, а люди так и не нашедшие своей любви считаются у нас социальными аутсайдерами.Лучше жить и подчинятся, чем быть свободным и дарить, что то в себе безусловно, так вот я вижу решается даная дилемма у нас в западном обществе, на востоке…говорят по другому…но я об этом только читал, а вот строительсво отношений путем предательства себя по западному образцу, проверено на собственном опыте..:)
Очень понравилась эта статья, даже несмотря на то, что тема фотографии мне не очень близка. Но на мой взгляд, “возделывать свой огород” на деле чрезвычайно трудно (хотя я убеждена, что только это и стоит вообще делать в жизни). Весь окружающий мир постоянно навязывает нам какие-то свои представления, даже люди, которые находятся вокруг нас, очень часто стремятся навязывать нам свою волю, и избежать этого давления со стороны невозможно, все равно поддаешься этому влиянию волей-неволей… поэтому самореализация – это не “семечки погрызть”, она требует очень больших душевных усилий и не так-то это просто на самом деле :-( но того стоит :-)
Олег! Всегда читаю Вас. И нахожу в Ваших статьях силу для себя. Иначе говоря, жить хочется! И сверяю по Вам свой компас. Спасибо!
Доброго времени суток, Олег. Прочитал книгу, которую Вы посоветовали(Трансформацию – Люка Рейнхардта). Расширила знания полученные при прочтении Дао Дэ Цзин и книг Ошо . Есть вещи которые начал применять на практике и они изменили жизнь в позитивную сторону(лучше понял о переживании каждого момента и очень классно про страх людей перед всеми остальными людьми) . Вы обещали посоветовать после прочтения, еще какую-то книжку из Ваших любимых. Заранее спасибо.
Забавно. Мне точно такие-же мысли пришли в голову 9 месяцев назад, но… после прочтения Ваших статей тех времён.
Когда в очередной раз пошёл фотографировать, я ощутил и понял, что ищу ракурсы и сюжеты не для себя, а чтобы впечатлить зрителей, подбираю композицию под целевую аудиторию, учитывая классические приёмы; но не для себя. С тех пор я всё время это ощущаю, но на третью ступень так и не перешёл. Наверное просто я не фотограф. Люблю снимать потому, что в детстве учился в фотокружке, ну и просто приятен сам процесс; но “поэт” из меня на этом поприще не выйдет, я рождён для другого.
Спасибо.
Согласна). Есть в знакомых один психотерапевт,43ему живёт в Амстердаме и у него тату есть на спине, там огромными буквами написано : If u wanna do something- just shut up and do it…no no! SHUUUUT UUUP AND DO IT!!
Думаю перевод ясен всем)). Ум – это наш враг. хочешь что-то сделать, делай , не задумываясь не очём.
Олег, спасибо за статью. Согласна на все 100%. По моему опыту – самые удачные вещи в жизни делала, когда это шло на эмоциях, от души, не задумываясь о правилах.
Самый главный вопрос: как найти себя, истоки своей личности, понять, чего же я больше всего хочу в глубине души?
@Anuta
Совершенно согласен, и так, наверное, в любой подобной сфере деятельности.
Изучение правил и принципов важно, чтобы сформировать базу, чтобы прочувствовать и войти в “тему”, чтобы набить руку и тп. В них нет ничего плохого, одна только польза. Проблема начинается тогда, когда из рекомендаций, правила превращаются в догму.
Олег, наверное, тоже можно сказать и о психотерапии…?
На пути становления психотерапевтом (психологом… просто… кем-то…) ты изучаешь «предмет», обучаешься разным техникам, подражаешь кому-то, начинаешь работать и очень стараешься помочь, понравиться…
А потом (или когда!?) понимаешь, что это все не имеет никакого значения… а важен ты САМ, начинается эффективная психотерапия…работа…
И лучшими или «работающими» становятся те, которые делают «это» «собой», а не техникой, мастерством…
Но вот думаю, все-таки без предварительного этапа никак … или?
Ходил я когда-то в художественную школу. Нас так учили технике рисования. Только технике. Самовыражение было под запретом так как оно зачастую противоречило “законам рисования”. Я тогда был еще мелким и не мог понять зачем что-то рисовать как все. Зачем СТОЛЬКО правил. Но, всё удачно сложилось, я завалил экзамен и теперь рисую что хочу и как хочу… И удовлетворение получаю от самого процесса. Результат просто радует.
Спасибо, за Трансформацию – Люка Рейнхарда. Машина :) готова переварить новую посоветованную книгу :)
За хорошую статью хочется сказать большое спасибо. Как всегда получена пища для размышления и это самое ценное.
Кстати на счет поэтов. Поэтов любительского уровня знаю много: Те кто начинаю писать стихи, всегда начинаю с того что копируют других поэтов. А что понастоящему хорошее получается у них только когда они пишут что-то свое собственное.
@Анна Туренкова
Согласен. Когда писал статью, хотел сделать акцент немножко в другом месте — на свободе самовыражения и жизни без правил.
Естественное, на уровне инстинктов, владение изобразительным инструментом НЕОБХОДИМО для самовыражения, но на первое место я все-таки ставлю наличие внутреннего содержания, которое хочется выразить, а не виртуозность обращения пером, фотоаппаратом или чем там еще…
И чтобы вырастить и выразить это самое внутреннее содержание, нужно выйти за рамки всяких правил и условностей. Приемы художественной композиции должны быть подчинены замыслу художника, а не замысел должен подстраиваться под требования и правила изобразительного искусства. Ну и жизнь человека должна быть подчинена раскрытию своей самостоятельной личности, а не соблюдению социальных законов в надежде реализоваться через общественное признание.
Личность и внутренний мир фотографа могут появиться на снимке только, если он умеет снимать именно то, что хочет снять и может выразить доступными ему средствами своё видение мира.
И, к примеру, личность поэта, может проявляться у тех, кто уже достаточно насобачился для этого дела и пишет стихи легко, т.е. может позволить себе не выуживать и не нестись по кочкам не разбирая дороги, а творить.
Т.е. техика как в плане железа, так и в плане навыков, очень важна. Первое – это комфорт, второе – это способность. Первое появляется за деньги, второе – обучение и копирование мастеров.
Самопознание – важная штука, но в творческом процессе, но её можно рассматривать только как третий элемент, нельзя ей что-то заменять. Я думаю, даже не основной элемент, при всём уважении к мнению, изложенному, в статье.