Психология без соплей
Психология — статьи и консультации
nonono
 

Статьи о психологии

Фотопсихология и развитие личности

Фотопсихология и развитие личности
Хороший фотограф снимает самого себя · 5 мая 2009 г.

Не уверен, у всех ли есть такое свойство, но на себе я его наблюдаю вполне регулярно. Если мне приходится глубоко и надолго погружаться в какую-то специфическую сферу деятельности, я начинаю находить там параллели и метафоры для описания различных психологических процессов.

То есть, изучение одной области знания часто помогает шире и более живо описать другую, с ней никак не связанную. И это бывает очень интересно.

Было как-то дело, что в течение года я ходил в тренажерный зал. По всем правилам: два-три раза в неделю, с тренером и четкой индивидуальной программой занятий. А потом вдруг обнаружил, что в своих рассуждениях о психологии начал использовать примеры и образы из этой параллельной вселенной. В мои объяснения пациентам вдруг начали вплетаться мышцы, тренировка выносливости, правильная нагрузка и прочие подобные штуки.

Такое же взаимное проникновение смыслов постоянно происходит и с другими сферами знания, не только с психологией. Вообще, это такое врожденное свойство ума — везде и во всем искать уже знакомые формы. И хотя в психологии принято осуждать такую вот предвзятость восприятия, она может приносить и весьма ценные плоды.

Сейчас поясню, к чему это я веду. Те кто давно уже следят за сайтом, могли заметить, что я все время кручусь вокруг одной и той же темы — позволить себе быть собой. С разных сторон, на разные лады я все время твержу об одном и том же. И сейчас снова буду говорить об этом, используя теперь образы из мира фотографии.

Фотографы, вам особенно понравится! Рождение фотографа и создание хорошей фотографии происходит по тем же правилам, что и становление личности. Можно сказать даже больше: фотография, как и любое другое творчество, требует огромной внутренней работы и в гораздо большей степени зависит от психологического состояния личности, от ее самости, чем от умения ловко обращаться с фототехникой.

В фотографии, если относиться к этому занятию серьезно, есть масса правил и тонкостей, которым следует научиться, прежде чем начнут получаться хотя бы просто качественные снимки. Бывают, конечно, талантливые люди, которым достаточно взять в руки фотоаппарат, понять принцип его работы, и у них сходу получаются отличные фотографии. Но им с тем же успехом можно было бы дать в руки карандаш, и за пару дней они бы научились делать прекрасные рисунки. Остальным же приходится учиться изобразительному искусству долго и нудно.

Сначала нужно понять, как вообще устроен фотоаппарат, и откуда из него вылезают снимки. Всех нюансов знать не нужно, но иметь представление об основных принципах надо обязательно. Всякие там выдержки, диафрагмы, экспозиции, что на что влияет и каким образом. А потом всю эту теорию нужно еще наложить на конкретный фотоаппарат и разобраться, где у него что, и как все эти странные штуки у него настраиваются.

И даже зная всю теорию, нужно еще довольно много времени, чтобы привыкнуть к инструменту, понять его сильные и слабые стороны, узнать, что он может, а чего не может. Карандаш вон, какой простой инструмент, а попробуй-ка нарисовать что-нибудь вразумительное, взяв его в руки первый раз. Так и с фотокамерой: навести и щелкнуть затвором дело нехитрое, автоматика практически все сделает сама. Но это сродни тому, как если бы карандаш вырывался из рук и сам выводил линии на бумаге — ничего хорошего бы из этого не вышло, да и не интересно так.

Собственно, снимки в духе «Я и Эйфелева башня», сделанные в автоматическом режиме, хорошо всем известны. Интересного в них только то, что там есть «Я» и документальное подтверждение тому, насколько неподражаемо «Я» крут и прекрасен. Ну и разглядывать эти кадры интересно только одному человеку на свете — «Мне». Фотография же — это нечто большее, чем простое протоколирование пьянок, гулянок, поездок и прочих заурядных событий.

И вот, если человек хочет научиться делать такие снимки, которые хоть чем-то будут брать за душу, цеплять взгляды и вызывать черную зависть друзей и коллег, начинается следующий этап обучения — художественная фотография. Теперь, когда техническая сторона дела более-менее освоена, нужно изучать понятия другого уровня — основы композиции, работу со светом и цветом, форма, ритм, перспектива…

Начинающий фотолюбитель открывает для себя новое измерение. Если раньше ему нужно было просто сделать четкий снимок с правильной экспозицией и яркими цветами, то теперь его задача усложняется — критериев «хорошей» фотографии становится на порядок больше, и напрягаться для ее получения приходится намного сильнее. Это само по себе довольно увлекательно, да и снимки становятся более интересными и иногда даже вызывают легкое удивление у тех самых друзей и коллег.

Но смысловое содержание снимков остается все тем же, только теперь «Я» и Эйфелева башня на снимке расположены с соблюдением всех пропорций и требований художественной композиции. Но при всей композиционной и технической безупречности, фотографии так и остаются пустыми и скучными. И автор сам это прекрасно чувствует, но пока еще не понимает в чем тут дело.

Тогда наступает следующий этап. Молодой фотограф начинает что-то искать, сам пока не зная, что именно. Кто-то берется оттачивать технику и придумывать новые фотоэффекты, которые должны будут зацепить и удержать внимание будущего зрителя, кто-то покоряет новые высоты в искусстве композиции, надеясь таким образом поразить воображение зрителя, кто-то ударяется в поиски и коллекционирование правильной одухотворенной фототехники и покупает Лейки, среднеформатные Мамии, переходит с цифры на пленку — все с той же тайной надеждой, что вот теперь зритель его полюбит…

Беда здесь в том, что фотограф хочет нравиться зрителю, вместо того, чтобы нравиться самому себе — пытается развлечь зрителя, вместо того, чтобы развлекать самого себя, пытается сказать то, чего хочет слышать зритель, вместо того, чтобы стремиться высказать что-то такое, что само рвется из груди.

Смысл хорошей фотографии не в том, чтобы в художественной форме документировать факт тех или иных событий, не в том, чтобы поражать воображение причудливой игрой света и тени, а в том, чтобы через фотографию выразить свою собственную сущность. Хороший фотограф фотографирует самого себя, свои переживания, свои открытия, а зритель уже волен выбирать, нравится ему это или нет — фотографа это не касается.

Фотокоан. Когда палец указывает на луну, смотреть надо на луну, а на что тут нужно смотреть, когда палец фотографа показывает фигу?

Просветленная оптика

И фотограф внезапно прозревает.

До сих пор он использовал технические и композиционные приемы для того, чтобы удовлетворить зрителя и через это утвердиться в своей собственной состоятельности.

Он лез из кожи вон, чтобы сделать идеальный снимок, отказывал себе во всех радостях и экономил на еде, лишь бы купить новый профессиональный объектив, вставал ни свет, ни заря, чтобы сфотографировать первый луч солнца над горизонтом. Прочитал все мыслимые книги и посетил кучу мастер-классов, лишь бы его фотографии достигли предела совершенства. Его ошибка была в том, что этим самым совершенством он хотел осчастливить зрителя и совершенно забыл о самом себе, о том, чего хочет его собственная душа, о своем собственном счастье.

И вместе с этим осознанием начинается трансформация. Если раньше фотограф был вынужден строго следовать всем правилам фотодела, чтобы хоть через техническое совершенство снимков урвать толику зрительской симпатии, то теперь он понимает, что в фотографии вообще нет никаких правил. Нет правильной экспозиции, нет правильного цветового баланса, нет правильной композиции, есть только внутреннее переживание фотографа и разнообразные инструменты для фиксации его на плоскости снимка. Нет никаких правил, только полная и безоговорочная свобода самовыражения. Остается только найти себя, чтобы было, что выражать…

Прослеживаете параллель? Описанная история начинающего фотографа отлично иллюстрирует психологическое развитие и становление личности. Очень и очень многие попадают по жизни в ту же самую ловушку — пытаются прожить правильную и технически совершенную жизнь, в надежде, что именно это принесет душевный покой и счастье.

Беда в том, что поразить воображение зрителя довольно легко, для этого фотограф вовсе не обязательно должен быть личностью — достаточно владеть техникой фотографии, понимать устройство зрительского восприятия и рыночную конъюнктуру. И если фотографу, не обремененному саморефлексией, быстро удается достичь высот в фоторемесле, то на этом его развитие и заканчивается. Овации уже получены — что еще нужно?

Так и в обычной жизни, соблюсти социальные правила и добиться успеха в обществе относительно просто — дело техники и упорства. И научиться этому очень даже стоит, но когда социальная успешность становится главным критерием личного счастья, человек пропал — стоит ему заполучить свой кусок социального пирога, и всякий стимул для дальнейшего развития пропадает.

Детей с помощью кнута и пряника учат жить по правилам, поскольку только так их можно обуздать и подчинить социальной воле. И если делать это аккуратно, то ребенок никогда и не заподозрит, что есть какое-то иное счастье, помимо социального успеха и признания. Вся педагогика на этом построена — как адаптировать ребенка к социуму и сделать так, чтобы, став взрослым, он считал себя счастливым, оставаясь при этом в рамках искусственной системы координат.

Если же ребенку так везет, что воспитательно-образовательная система на нем спотыкается, то у него еще остается шанс выбраться из общей ямы и начать искать самого себя. Но и тут редко у кого что-то выходит. Как фотограф, неудовлетворенный своими снимками, вязнет в совершенствовании своей техники, так и обычный человек, неудовлетворенный своей жизнью, вязнет в самосовершенствовании, надеясь через обретение каких-то особых свойств личности занять свое место под солнцем.

В реальной жизни, как и в фотографии, нет никаких правил. Есть среда обитания, живущая по какому-то своему укладу, и есть личность, стремящаяся к самореализации, к разворачиванию всех своих врожденных свойств и пристрастий. Как цветок, который в высшей точке своего существования раскрывает свои лепестки, так и личность живет предощущением своего кульминационного момента.

Можно себя обмануть, подчинить себя чужим правилам, возвести закон социальный в ранг закона Божьего и искать счастья в соблюдении этого закона. Можно заслужить похвалу своей праведности и добиться всеобщего признания или можно найти удовлетворение в бунте против всего социального и свержении идолов, но ни то, ни другое никому еще не принесло настоящего счастья. Удовлетворение — да. Счастья — нет.

Чтобы стать хорошим фотографом, прежде нужно найти самого себя, найти корни и истоки своей личности, научиться прислушиваться к себе, и уже во вторую очередь нужно в совершенстве овладеть техникой.

То же и в жизни — чтобы найти свое место, нужно прочувствовать лепестки своей личности и все силы, все упорство, все свое вдохновение направить на взращивание своей самости, а уж каким образом потом приложить свою обретенную личность в социальной песочнице, проблемой точно не будет.

По-хорошему, социальный успех человека, культурное и историческое его признание должны быть результатом обретения им самостоятельной, самоценной и счастливой личности. Решать эту задачу от обратного, значит лишить себя всяких шансов на успокоение души.

Возделывайте СВОЙ огород!


Понравилась публикация?

Возможно, вас также заинтересует:

Давайте поговорим об этом!

Войти с помощью:


avatar
2000
 
smilelaughgigglenodclaphiworrysaddrunknerdyshakewinkwonderthinkfacepalmsarcasticcryenvywtfevilangryswearyesno
Правила общения! Сверху:   новые | старые | лучшие
Бося
Гость
Бося
23.06.2014 00:27

Мне кажется, если бы будда взял одноразовую мыльницу, то после 5 минут ознакомления переплюнул бы любого гения фото

Бося
Гость
Бося
23.06.2014 00:16

Краеугольная статья сайта. Все остальные — уже детали.

P.s. приятные у вас лепестки, особенно писанина и психология

Zhaka
Гость
Zhaka
25.02.2013 01:30

Олег! Всегда читаю Вас. И нахожу в Ваших статьях силу для себя. Иначе говоря, жить хочется! И сверяю по Вам свой компас. Спасибо!
Присоединяюсь к этим словам!

Юлия
Гость
Юлия
05.09.2011 15:03

Афоризм:»Когда мы смотрим в бинокль-мы наблюдаем за кем-нибудь,когда в фотоаппарат-еще и за собой»Михайлов.

5151
Гость
5151
06.11.2010 21:28

статья просто шикарная! вы помогаете мне лучше себя узнать и находить вдохновение и развитие даже в самых обычных житейских делах)спасбо)

Сергей
Гость
Сергей
04.09.2010 07:53

Олег, спасибо, Вы интересно, увлекательно и свежо рассказываете. Ваши статьи помогают расширять горизонты. Правда некоторые вещи, я не могу считать «открытием». Например, использование хорошо знакомых слов/образов/символов — это «якорение». Чтобы донести мысль себе и другому (его образами), мы часто применяем метод и профессионально и в быту (подсознательно)- это отличный прием. ОЧЧЧчень любят привязку-якорь рекламщики и пиарщики (и в политике), чтобы манипулировать «электоратом». В НЛП это тоже фишка.
С уважением, Сергей.
По-поводу «все мы из днтства» — есть отличный тренинг «Радость воспитания» по книге Кэтрин Кволс. Более подробно можете почитать сайт kv-apelsin.com

sima
Гость
sima
02.09.2010 14:34

как-то случайно купила фотоаппарат цифровой — простой, без заморочек, 3х зумом. Стала снимать все, что нравилось только мне — природу, предметы, овощи-фрукты… )) Вокруг усмехались,может и тайно крутили пальцем у виска… Но мне было плевать на их мнение. Но потом, когда я показывала фотки — янтарно-золотистые деревенские лепешки на столе, белые квадраты сахара в синей коробке, треснувший граненый стакан, из которого вытекал пурпурный чай… Деревья с толстыми корнями, пушистые головки цветов… Все замирали в восторге и говорили — а почему мы не видели все это? Ведь были же рядом…
так что, действительно, снимая для себя, открываешь красоту другим)

natallya
Гость
natallya
02.09.2010 11:37

Хорошо! пришла к тому же, размышляя, в частности, о процессе вопитания ребенкаsmile

gera
Гость
gera
10.07.2010 12:30

Всё верно… Сначала — понимание, что для тебя «личное счастье», и только затем — стремление к признанию через собственную уникальность.
На первом месте — индивидуальное, а социальное, общественное — на втором и т.д. Благодаря Вашей статье, получается рефлексировать smile

Женя Чернышова
Гость
Женя Чернышова
27.06.2010 20:39

Благодарю автора за столь прекрасное отражение действительности! Согласна с Автором во всем. Очень жаль что с такого ракурса на фотографию смотрят мало людей, и, тем более, фотографов.

RiF
Гость
RiF
03.06.2010 22:36

Спасибо за статью! Замечательное сравнение, очень красивое.

Инна
Гость
Инна
13.05.2010 10:59

Спасибо огромное! Как вовремя мне попалась ваша статья! Я из стадии «фотатю фотиком» )) переросла в стадию снимаю камерой. Снимая людей в течении года, я оттачивала мастерство, приобретала аксессуары, пыталась из небольшой комнаты сделать мобильную студию. Теперь, год спустя, я не могу заснуть по ночам, продумывая новые образы. Хочется видеть в своих снимках чего-то душевного, эмоционального, живого… На практике поняла, что большинству людей интереснее яркие сексапильные образы. Не знала как поступить… А теперь, после прочтения статьи, всё разложилось по полочкам! Спасибо вам ещё раз ОГРОМНОЕ!

trackback

[…] обучения потихоньку идет. Даже недавняя статья о психологии и фотографии уже морально устарела, с точки зрения того, […]

Вероника
Гость
Вероника
25.03.2010 12:01

вы говорите: если человек талантлив, то ему хоть карандаш дай. а если нет? нет таланта? он может и познает себя, и снимать начнет, то что чувствует, но фото от этого не станут популярными. так, «на любителя». а он всю жизнь стремиться именно к популярности, и не может быть счастливым без этого. что тогда?

Виктория
Гость
Виктория
01.02.2010 18:54

Благодарю вас! замечательная статья ) обожаю фотографию, для меня это и творчество, и труд, и ремесло. Люблю людей и себя в них, то как в их проявлениях (какие бы они не были), я узнаю и продолжаю любить себя )) Еще раз спасибо )

aero
Гость
aero
08.01.2010 13:01

Статья оччень понравилась! smile Спасибо

n3o
Гость
n3o
11.12.2009 02:32

Отлично написано. Все в точку!
Спасибо.

Евгений
Гость
Евгений
14.11.2009 10:44

Совершенно верно все подмечено. Занимаюсь почти профессионально фотографией и четко знаю, как зависит наполнение фотографии от собственного настроения. Спасибо большое! (а то что-то в суете подзабываешь эти правильные вещи)

Психолог-брехолог
Гость
Психолог-брехолог
10.11.2009 22:42

Да, статья действительно хороша. И фотографии. Спасибо!

wpDiscuz
 
nonono

Контакты:

Пишите по делу и я отвечу...

ПОЧТА  
TWITTER @satov
ВКОНТАКТЕ @oleg.satov
FACEBOOK @oleg.satov

Добро пожаловать в гости

логин
пароль


забыли пароль?
Запись на прием