После обширного теоретического вступления, можно попробовать поговорить о практике толкования сновидений. Дело это, по большому счету, не сложное, однако требует определенного навыка и правильного угла наклона головы — точки зрения, то бишь.
В теоретической статье речь шла, в основном, о двух подходах к анализу сновидений — психоаналитическом и юнгианском, — а здесь попробуем обозначить обобщенный третий вариант и сразу же опробуем его на предложенных вами примерах.
Однако сначала нужно сделать 33 оговорки — во избежание, так сказать:
- Прочитав эту статью, вы вряд ли научитесь толковать сновидения. Не тешьте себя иллюзией, что вот так запросто сможете теперь разбираться в своих снах. Технически сложностей никаких нет, но практически, чтобы действительно хоть сколько-нибудь корректно истолковать сновидение, нужно хорошо понимать общую логику функционирования психики. Кроме того, толкование сновидений — это вспомогательный инструмент в процессе общего (само-) анализа, а не самодостаточная практика.
- Не существует универсально верного толкования сновидения. Даже, если один и тот же сюжет приснится двум разным людям, он может иметь для них ровно противоположное значение. Более того, далеко не всегда можно вообще сказать о сновидении что-то определенное.
- В реальной психологической практике обычно рассматривается не отдельное сновидение, а их серия. Во-первых, потому что на «просмотр» сновидений еще нужно настроиться, а во-вторых, потому что истинный их смысл раскрывается в динамике. Сновидения часто дополняют друг друга по смыслу, подтверждают или опровергают предложенную интерпретацию.
- Если в примерах ниже рассматривается ваше сновидение — не принимайте этого близко к сердцу! Скорее всего, предложенное толкование не имеет лично к вам никакого отношения. На самом деле, невозможно сказать о сновидении ничего определенного, не разговаривая при этом со сновидцем и не зная его жизненного контекста. Даже очевидные архетипические образы могут не быть таковыми, если индивидуальный контекст вкладывает в них иной смысл.
- В толковании сновидений нет никакого самостоятельного значения, вне общей и достаточно основательной работы над своей личностью. Сны не предсказывают будущего и не рассказывают, что там в прикупе — они как в зеркале отражают наши ошибки и заблуждения, и узнавать их бывает весьма неприятно. Толкование сновидений — сомнительное развлечение.
- Задача этой статьи не в том, чтобы дать точное толкование вашим сновидениям и не в том чтобы научить толкованию, а в том, чтобы наглядно продемонстрировать метод — показать, как это вообще делается на практике. Знаете такую передачу по Дискавери — «Как это работает?» Вот статья написана как раз в таком русле — с некоторыми очевидными упрощениями ради ясности изложения. Но если вы извлечете из статьи что-то больше — буду за вас только рад.
((Сновидений больше не нужно :-) ))
Эмоции сновидения
Самый первый вопрос, на который нужно ответить, приступая к разбору сновидения, это то, какие эмоции оно содержало. Важные сновидения всегда сопровождаются тем или иным эмоциональным напряжением, и чем оно сильнее, тем важнее его послание.
Чаще всего нам снятся «пустые» сны со смешанным сюжетом и без каких-либо ярко выраженных эмоций. Анализировать такие сновидения особого смысла нет, однако их имеет смысл записывать просто для того, чтобы поддерживать интерес к сновидениям и дать им тем самым почувствовать, что к ним относятся с вниманием.
Настоящее толкование начинается далеко не с первого сна, а позже, когда уже налажен какой-то контакт, когда сюжет сновидений становится ясным, а его образы наполняются явным смыслом. Фрейд считал, что в результате цензуры сновидения стремятся ускользнуть от правильного толкования, но на практике оказывается, что все обстоит ровно наоборот — сновидения стремятся быть понятыми. Но раскрываются они только тогда, когда сновидец относится к ним со всей серьезностью и искренне пытается их понять.
В противном случае, сновидения становятся запутанными, обрывочными и плохо запоминаются. Снятся они всегда, но в «запущенных» случаях человеку может казаться, что у него вообще нет никаких снов. Известные дискуссии на тему того, что сны бывают цветными и черно-белыми порождены той же самой проблемой — чем внимательнее человек к своим сновидениям, тем они ярче и реалистичней, а иначе они становятся схематичными, «серыми».
Но, независимо от того, насколько яркое или тусклое сновидение, если в нем есть четко выраженная эмоция, то не составляет большого труда выразить ее в словах и тем самым сделать первый шаг к пониманию всего послания.
Самой «известной» эмоцией в сновидениях является страх. В той или иной форме, кошмары снились каждому. Страх в них может быть ярко выраженным и четко определенным, но бывает и так, что прямого страха нет, но есть какая-то общая тревога или неясное беспокойство. Все сновидения из этой серии предупреждают о том, что какой-то из внутренних конфликтов обострился и теперь выводит весь психический аппарат из равновесия.
Чем сильнее страх и чем чаще повторяются кошмары, тем хуже ситуация, а если доходит до того, что человек от страха просыпается, то вообще дело дрянь. Если конфликт такого уровня напряженности не будет в скором времени разряжен, он уже вполне может привести к психосоматике и другим вполне осязаемым проблемам.
С другой стороны, бывают и «хорошие» сны, которые указывают не столько на сам конфликт, сколько на позитивный сдвиг в его разрешении. Но такие сны — явление относительно редкое и случаются они обычно уже на этапе, когда общий терапевтический процесс набрал скорость и начал приносить результаты.
Третий вариант — это когда сновидение, не хорошее и не плохое, без очевидных эмоций, но при этом после пробуждения остается ощущение, что приснилось что-то важное. Это ощущение, когда оно случается, бывает вполне отчетливым.
Итак, главным критерием того, что сновидение нуждается в толковании — это конкретная яркая эмоция, которую он в себе содержал, или внелогическое (иррациональное) ощущение важности послания. Если ни того, ни другого нет, попытка толкования, скорее всего, будет пустой тратой времени.
Сюжет сновидения
Следующая эвристическая подсказка к пониманию сновидения содержится в структуре его сюжета. Если на сон смотреть, как на театральную постановку, то для его понимания можно применить тот же принцип, который используется при анализе литературных произведений.
Но как и с эмоциями, прежде следует убедиться, что у сновидения вообще есть ясный сюжет. Одной эмоциональной насыщенности еще недостаточно, чтобы толкование сновидения принесло какую-то пользу — нужно еще иметь перед глазами цепочку причин и следствий, которые привели к возникновению этих эмоций.
То есть, следующее, что нужно сделать, это кратко — буквально в паре предложений — выразить основную фабулу сновидения. Должно получиться что-то вроде: «Я спешу на поезд, но опаздываю, и поезд уходит без меня». На этом этапе детали не существенны — нас интересует главная колея сюжета. Если сформулировать сюжет таким образом не получается, то дальнейшая работа сильно усложняется — слишком широкое поле остается для догадок.
Суть следующего шага сводится к тому, чтобы определить, где в сюжете сновидения завязка, кульминация и какова его развязка. Помните такие термины из уроков по литературе? Это дает возможность четко определиться, что произошло в представленном спектакле, из-за чего произошло, и к чему в итоге привело.
Самое важное — это, понятно, кульминация — тот ключевой момент в сюжете сновидения, в котором и содержится главная часть послания. А завязка и развязка играют вспомогательную роль, подсказывая, какие действия сновидца привели его в эту точку, и каковы следствия того, что это случилось.
Например, в сновидении про поезд завязкой может быть то, что сновидец теряет время, наводя порядок дома перед отъездом, кульминационным моментом — страх и факт опоздания на поезд, а развязкой — возвращение домой и чувство умиротворения.
Или, как это чаще бывает, завязкой сна про опоздание может быть потеря ключей или документов, кульминацией — страх и судорожные попытки успеть, а развязкой, соответственно, — факт опоздания и чувство упущенных возможностей.
Как видите, сюжеты похожие, но их смысл различен. Первое сновидение сообщает — «Ну и хорошо, что опоздал, — дома у тебя есть что-то более важное. Не гонись больше за этим поездом», а второе говорит практически об обратном — «Путаница в делах ввергает тебя в опасное взвинченное состояние, и в результате ты упускаешь что-то для себя важное».
Определить, где у сновидения завязка, кульминация и развязка может только сам сновидец, внимательно прислушиваясь к своим ощущениям. Это еще раз напоминает о том, что заочное — без активного участия сновидца — толкование сновидения бессмысленно.
Действительно ли бессознательное строит сновидения по литературным законам, не известно. Пожалуй, это могло бы быть темой отдельного обширного исследования. Но так или иначе, прием с анализом ключевых точек повествования работает вполне эффективно.
Образы сновидения
Если сюжет сновидения описывает причинно-следственные взаимодействия и динамику развития некой психологической проблемы, то конкретные образы сновидения поясняют, о какой именно проблеме идет речь. Например, одно и то же сновидение про опоздание может сильно менять свой смысл, в зависимости от того, какие обстоятельства привели к задержке, на какой транспорт опоздал сновидец, и куда этот транспорт направлялся.
Сюжет — это каркас сновидения, а образы — его наполнение.
Анализ отдельных образов сновидения — это самый сложный и самый интересный этап толкования. Именно здесь ломается больше всего копий. Интересен вопрос о том, какой логикой руководствуется бессознательное, подбирая образы, с помощью которых потом рассказывается очередная поучительная история.
Фрейд говорил, что бессознательное специально выбирает непонятные образы, чтобы утаить от сновидца тревожную или запретную информацию о самом себе. Но почему-то даже во фрейдовской теории получается так, что в конце концов, образы выбираются не случайные и их можно достоверно расшифровать. Неужели бессознательное так наивно, что желая что-то скрыть, не выбрало случайные бессмысленные образы или просто не выключило свет?
Юнг говорил, что бессознательное по своей природе мифологично и мыслит символами, — от того и получается, что его послания так сложны для понимания. Если бы оно могло, то сказало бы сновидцу все самым прямым текстом, но за неимением лучшего, бессознательное вынуждено сочинять и прокручивать перед сновидцем метафорические театральные постановки с ним самим в главной роли. И в практическом приложении юнговское понимание этого вопроса оказывается более продуктивным.
Символическая природа бессознательного мышления еще не объясняет того, откуда оно заимствует конкретные образы, однако остановимся пока на том, что сновидение целиком и полностью состоит из символов.
Здесь — чтобы не вышло путаницы — нужно понимать разницу между символом и знаком. Если знак всегда указывает на более-менее конкретный объект (яблоко — это яблоко), то символ указывает на обширный смысловой подтекст, стоящий за конкретным образом (яблоко — это грех). И если знак по объему своего содержания всегда равен объекту, на который он указывает, то символ всегда указывает на нечто большее, чем он сам.
За более полным разъяснением этого различия рекомендую обратиться к книге «Человек и его символы» — там все это разобрано на пальцах.
Поэтому, еще раз — сновидение состоит именно из символов, а не знаков. Так что, если вам снится давно умершая бабушка, то этот сон вовсе не про бабушку, которую вы когда-то знали, а про что-то совершенно иное, на что ее образ символически указывает — например, мудрость, финал жизни или склочный нрав — смотря что для она для вас олицетворяла при жизни.
Так откуда бессознательное черпает вдохновение, подбирая символические образы для своих спектаклей?
Прежде всего, это индивидуальный контекст сновидца — те события, объекты, люди и переживания, с которыми он недавно сталкивался в своей жизни. Бессознательное выхватывает отсюда подходящие по смыслу образы и влетает в свое повествование.
Например, сто лет назад могла присниться запряженная повозка, а сегодня для того же самого спектакля бессознательное уже выберет машину — образы разные, но их символический смысл при этом может быть идентичным. Или та же недавно умершая бабушка, которая показалась бессознательному хорошим символом для изображения мудрости, или ушедший поезд, символизирующий упущенные возможности, который появился в сновидении после недавнего похода в железно-дорожный музей.
Бессознательное подбирает «слова» из личного опыта сновидца таким образом, чтобы кратчайшим путем привести его к пониманию происходящих в душе процессов. Оно ничего не скрывает, а наоборот, стремится изъясняться, насколько это возможно, яснее. Продолжительная работа со сновидениями помогает найти общий язык со своим бессознательным, и тогда сны вообще перестают нуждаться в специальном толковании — их смысл и так становится очевидным.
Однако, время от времени, в сновидениях появляются образы иного порядка, которые относятся скорее не к личному, а общекультурному или даже общечеловеческому контексту. Эти образы обычно отличаются особенной напряженностью — они вызывают сильные переживания, как если бы затрагивали какие-то глубокие струны души. Часто, это сказочные или мифические персонажи, обладающие какой-то особой властью над сновидцем.
Именно такие сновидения больше всего задевают за живое, и именно к ним следует относиться особенно внимательно, поскольку они говорят не о сиюминутных внутренних конфликтах, а о проблемах экзистенциального характера. Цель этих сновидений не в том, чтобы проиллюстрировать психологическую проблему, а в том, чтобы показать препятствия на пути естественного развития личности.
Фактически, активного диалога со своими сновидениями должно быть достаточно, чтобы достичь любых высот в самореализации. Все что мешает раскрытию личности, рано или поздно всплывает в сновидениях. И если бы не сложность символического языка, которым изъясняется бессознательное, никакой нужды в психологах с их умными теориями просто бы не возникло. Психика, как и физический организм, способна самостоятельно справиться с большинством собственных недугов… если бы ей только не мешало главенство эгоистичного «Я», которое в своем стремлении все контролировать нарушает течение естественного процесса саморегуляции.
Статья получилась значительно длиннее, чем предполагалось, поэтому продолжение будет попозже. Там будет рассмотрена практика толкования символов и, как было обещано, разобраны некоторые из ваших сновидений.
спасибо!
но все-таки не могу согласиться, что яркость и четкость снов зависит исключительно от внимания к ним.. У меня лет 7 назад был период–ну так случилось–депрессии. Такой, что стало казаться, что я понимаю самоубийц. Ну то есть мне не хотелось умирать, но мне стало понятно, какое у них настроение и что ими движет. В стало ясно что пора себя спасать а то и правда–выпрыгну откуда-нибудь. Пришлось пойти к врачу и мне выписали настоящие антидепрессанты которые продают только по рецепту. Помогли очень! но самое интересное что я вот сейчас вспоминаю–что на второй неделе их приема сны стали супер-яркие и цветные как никогда в жизни до этого. И там постоянно пели песни! какие-то зверюшки)) ну то есть это были как добрые мультфильмы с песнями!! так что я думаю яркость зависит от состояния души. Точнее говоря, состояния мозга!
@Леонид
Забавно. Почти один-в-один с моим.
С пятой оговоркой могу не согласиться… Мне, например, снятся сны, которые говорят о том, что случится в скором будущем. Жаль только пока не получается их истолковать как положено. Узнаёшь потом к сему был сон, когда предсказанные события уже происходят или произошли.
Однажды мне приснился сон .
Идем с моим старым знакомым по улице , гуляем. Я предложил зайти в магазин , купить выпить . Он остался на улице. Стою в магазине , возле кассы и вдруг меня начинает все раздражать , люди вокруг , кассирша . Я не выдерживаю и начинаю все крушить , разбивать кассу , бью кассиршу , покупателей . У охранника я выхватил пистолет , расстреливать всех подряд ,убил много народу, убивал всех кого видел, везде кровища , много трупов. Я понимаю что за мной идет охота , меня ищет вся полиция округа (почему то американские служители закона) .
Далее. Я еду на машине , по заснеженной дороге , жуткая метель , желтые тусклые фонари и дикий страх. Я попадаю в какой то отель , по интерьеру очень дорогой(позолоченные ручки , мебель). Вижу на диване своего друга (в реальной жизни , этого человека нет) . В отеле я успокоился, стало легче. Друг меня фотографировал на фотоаппарат , я сказал ему , не фоткай меня. Мне не хотелось говорить ему правду : что за мной погоня , меня разыскивают , и куча трупов людей. Рядом стоял стюарт , я поинтересовался , где здесь туалет ?
-По лестнице на вверх !
Я поднялся по ковровой дорожке . Подошел к унитазу , повернулся голову направо и увидел себя (во весь рост) в красивом, большом зеркале. Я был одет в красивом смокинге(пиджаке) , в белых брюках. Я очень понравился себе тогда в отражении .
После сна у меня было такое непонятное чувство. Сильные эмоции я испытал тогда. Страх !!!
Кстати мне постоянно снятся яркие сны. Некоторые из них я стал записывать .
@Настя
Ваш сон напоминает роман “Джейн Эйр” )
После того как начала пить антидепрессант сны стали во много раз ярче и чаще. Бррррр
@Анна Ключенкова
Так а я не настаиваю на хранении их в памяти.
Записал – и ладно. Было бы что записывать!
Игорь
Фрейд утверждал, что попытки записывать сны приводят к тому, что сны вовсе не запоминаются :)
@Олег Сатов
Забавная штука, подумав над вашими словами, уже дважды увидел сны (до этого я писал здесь, что снов практически не вижу). Я не принимал никаких сознательных решений на этот счет, лишь подумал, что, вероятно, вы правы – и через день мне удалось погрезить перед тем, как заснуть (содержания даже не пытался запомнить, однако искренне удивился – да это же сон!).
Вчера был второй, я достаточно четко запомнил его тревожный финал перед пробуждением, чтобы записать.
Хотя, как мне кажется, так же причиной внезапно вернувшейся способности может быть недавнее ослабление апатии, которому я несказанно рад.
Мне снятся сны каждую ночь, да еще по нескольку сразу. Раньше пыталась их расшифровать, а теперь просто смотрю и наслаждаюсь ;)
@Katerinka
Я тоже летаю последнее время и причем с ощущением “Ну это же так просто!”. Начинаю махать руками и поднимаюсь вверх
fr0d0
мы не помним сны, потому что сами не хотим их запоминать.. сразу может быть сон и не запомнишь… но часть сна вспомнить можно запросто.. задавая себе вопросы, например: видела ли я себя во сне… ощущала ли я себя восне?
видела, ощущала.. (вот уже хорошо)
где происходил мой сон на суше, в воде, в воздухе?
на земле (твердой поверхности) и вродебы я на улице была..
на следующий день, снова также можно повспоминать… я примерно так впервые стала осознавать, что сплю во сне..
В детстве мне снился один и тотже сон.. как за мной ктото гонится, я убегаю, тот, кто гонится очень далеко… потом почемуто он начинает меня догонять и тут мне нужно бежать быстрее, а я не могу. мои ноги не слушают меня их трудно передвигать, я с большим трудом делаю шаги… и чем ближе противник, тем сложнее мне передвигать ноги… и все равно пытаюсь убежать от противника и от моего бессилия во сне мне становится жутко я психую на свои ноги говорю, что происходит почему я не могу даже шаг ступить?…
Такой сон мне снился часто… но в жизни я наоборот спортивный и подвижный человек… я стала об этом думать днем, в смысле о том, что на самом деле быстро бегаю, что убежать для меня не проблема…
Сон реально меня мучал.
Когда мне снился этот сон снова… я говорила себе, что что такое почему я не могу ногу сдвинуть, я же хорошо бегаю… ужас и страх снова охватывали меня, я просыпалась…
потом днем я думала о том, что мне это сниться, что я не могу бегать только во сне… и когда мне снился этот сон… я стала вспоминать, что я когдато днем думала о том, что это только во сне я не могу убегать.. и тут во сне до меня доходило, что это просто сон… страх приобретал какойто драйф.. вроде как потому что я кино смотрю и преследователь исчезал, а сон продолжался, но становился совершенно другим…
Просто мне кажется что запоминание снов зависит от желания запомнить сон.
И наверное тоже самое можно ответить на вопрос о том зачем бессознательное их посылает?
За тем чтобы мы наверное обратили внимание на какието наши затаенные проблемы :)
Кстати, мой сон этот то оказывается был кошмаром № 1, я уже о нем забыла… просто я обманула этот сон.. я в нем осознала себя спящей… так вот на смену этого кошмара пришел другой… где я умираю… упсь – посторение… запишу в свою записнушку… в будущем пригодиться… чтото мне бессознательное говорит про меня, поэтому наверное нашло замену… тока я не понимаю, о чем мне говорит мое бессознательное.. наверное чтото важное
А вот я не понимаю, нам ведь множество снов снится за ночь, о которых мы совсем не помним. Так зачем же бессознательное их посылает ?
Обожаю тему сновидений. Читаю Вашу статью с упоением =)
Хотя никаких отклонений в своих сновидениях я не нашел и кошмаров у меня отродясь не было.
Некоторые – самые интересные свои сны – я стараюсь записывать так лучше запоминаются.
Судя по всему, тема сновидений будет хит сезона :))
@Олег Сатов
Вот недавно буквально приснился. Я живу с ним в одном доме, комнаты, которого расположены как коридор в одну и другую сторону, в них по несколько кроватей. У него есть жена, которая больна психически и вся семья воспринимает ее, как блаженную, она постоянно путается под ногами и мешает мне. Ну а его я просто обожаю, сны эротического характера, осязаемы все прикосновения и поцелуи.
просьба была не в мной адрес, но если позволите, я тоже расскажу:) только что вспомнила…
Один раз в жизни, лет семь-восемь назад, мне приснился сон. Запомнила раз навсегда, больше такого сна ни разу не снилось.
Я стою на высокой, зеленой горе и там стоит молодой парень в десяти метрах от меня. (Небо голубое-голубое) Мне улыбается. я знаю что этот парень мой мужчина. Он не красавец, немного полноват, но я тогда испытывала такие неземные эмоции. Это было ни страсть, ни нежность, ни очарование. Просто какие-то волшебные чувства гармонии и спокойствия. и какого-то достоинства (если можно вообще слова подобрать). и все, просто приснился маленький кусок.
P.S. после сна еще дней пять было хорошее настроение.
Настя
Расскажите какой-нибудь из этих снов по-подробнее.
Шикарная статья. Сама большая поклонница творчества Юнга и Фрейда.Мне иногда снятся сны в которых я испытываю огромное чувство любви к мужчине, незнакомому мне в реальной жизни. Сны очень наполнены эмоционально и дело в том, что ничего подобного в реальности я не испытывала, не то чтобы, я не любила никого, но так, как во снах никогда.