После обширного теоретического вступления, можно попробовать поговорить о практике толкования сновидений. Дело это, по большому счету, не сложное, однако требует определенного навыка и правильного угла наклона головы — точки зрения, то бишь.
В теоретической статье речь шла, в основном, о двух подходах к анализу сновидений — психоаналитическом и юнгианском, — а здесь попробуем обозначить обобщенный третий вариант и сразу же опробуем его на предложенных вами примерах.
Однако сначала нужно сделать 33 оговорки — во избежание, так сказать:
- Прочитав эту статью, вы вряд ли научитесь толковать сновидения. Не тешьте себя иллюзией, что вот так запросто сможете теперь разбираться в своих снах. Технически сложностей никаких нет, но практически, чтобы действительно хоть сколько-нибудь корректно истолковать сновидение, нужно хорошо понимать общую логику функционирования психики. Кроме того, толкование сновидений — это вспомогательный инструмент в процессе общего (само-) анализа, а не самодостаточная практика.
- Не существует универсально верного толкования сновидения. Даже, если один и тот же сюжет приснится двум разным людям, он может иметь для них ровно противоположное значение. Более того, далеко не всегда можно вообще сказать о сновидении что-то определенное.
- В реальной психологической практике обычно рассматривается не отдельное сновидение, а их серия. Во-первых, потому что на «просмотр» сновидений еще нужно настроиться, а во-вторых, потому что истинный их смысл раскрывается в динамике. Сновидения часто дополняют друг друга по смыслу, подтверждают или опровергают предложенную интерпретацию.
- Если в примерах ниже рассматривается ваше сновидение — не принимайте этого близко к сердцу! Скорее всего, предложенное толкование не имеет лично к вам никакого отношения. На самом деле, невозможно сказать о сновидении ничего определенного, не разговаривая при этом со сновидцем и не зная его жизненного контекста. Даже очевидные архетипические образы могут не быть таковыми, если индивидуальный контекст вкладывает в них иной смысл.
- В толковании сновидений нет никакого самостоятельного значения, вне общей и достаточно основательной работы над своей личностью. Сны не предсказывают будущего и не рассказывают, что там в прикупе — они как в зеркале отражают наши ошибки и заблуждения, и узнавать их бывает весьма неприятно. Толкование сновидений — сомнительное развлечение.
- Задача этой статьи не в том, чтобы дать точное толкование вашим сновидениям и не в том чтобы научить толкованию, а в том, чтобы наглядно продемонстрировать метод — показать, как это вообще делается на практике. Знаете такую передачу по Дискавери — «Как это работает?» Вот статья написана как раз в таком русле — с некоторыми очевидными упрощениями ради ясности изложения. Но если вы извлечете из статьи что-то больше — буду за вас только рад.
((Сновидений больше не нужно :-) ))
Эмоции сновидения
Самый первый вопрос, на который нужно ответить, приступая к разбору сновидения, это то, какие эмоции оно содержало. Важные сновидения всегда сопровождаются тем или иным эмоциональным напряжением, и чем оно сильнее, тем важнее его послание.
Чаще всего нам снятся «пустые» сны со смешанным сюжетом и без каких-либо ярко выраженных эмоций. Анализировать такие сновидения особого смысла нет, однако их имеет смысл записывать просто для того, чтобы поддерживать интерес к сновидениям и дать им тем самым почувствовать, что к ним относятся с вниманием.
Настоящее толкование начинается далеко не с первого сна, а позже, когда уже налажен какой-то контакт, когда сюжет сновидений становится ясным, а его образы наполняются явным смыслом. Фрейд считал, что в результате цензуры сновидения стремятся ускользнуть от правильного толкования, но на практике оказывается, что все обстоит ровно наоборот — сновидения стремятся быть понятыми. Но раскрываются они только тогда, когда сновидец относится к ним со всей серьезностью и искренне пытается их понять.
В противном случае, сновидения становятся запутанными, обрывочными и плохо запоминаются. Снятся они всегда, но в «запущенных» случаях человеку может казаться, что у него вообще нет никаких снов. Известные дискуссии на тему того, что сны бывают цветными и черно-белыми порождены той же самой проблемой — чем внимательнее человек к своим сновидениям, тем они ярче и реалистичней, а иначе они становятся схематичными, «серыми».
Но, независимо от того, насколько яркое или тусклое сновидение, если в нем есть четко выраженная эмоция, то не составляет большого труда выразить ее в словах и тем самым сделать первый шаг к пониманию всего послания.
Самой «известной» эмоцией в сновидениях является страх. В той или иной форме, кошмары снились каждому. Страх в них может быть ярко выраженным и четко определенным, но бывает и так, что прямого страха нет, но есть какая-то общая тревога или неясное беспокойство. Все сновидения из этой серии предупреждают о том, что какой-то из внутренних конфликтов обострился и теперь выводит весь психический аппарат из равновесия.
Чем сильнее страх и чем чаще повторяются кошмары, тем хуже ситуация, а если доходит до того, что человек от страха просыпается, то вообще дело дрянь. Если конфликт такого уровня напряженности не будет в скором времени разряжен, он уже вполне может привести к психосоматике и другим вполне осязаемым проблемам.
С другой стороны, бывают и «хорошие» сны, которые указывают не столько на сам конфликт, сколько на позитивный сдвиг в его разрешении. Но такие сны — явление относительно редкое и случаются они обычно уже на этапе, когда общий терапевтический процесс набрал скорость и начал приносить результаты.
Третий вариант — это когда сновидение, не хорошее и не плохое, без очевидных эмоций, но при этом после пробуждения остается ощущение, что приснилось что-то важное. Это ощущение, когда оно случается, бывает вполне отчетливым.
Итак, главным критерием того, что сновидение нуждается в толковании — это конкретная яркая эмоция, которую он в себе содержал, или внелогическое (иррациональное) ощущение важности послания. Если ни того, ни другого нет, попытка толкования, скорее всего, будет пустой тратой времени.
Сюжет сновидения
Следующая эвристическая подсказка к пониманию сновидения содержится в структуре его сюжета. Если на сон смотреть, как на театральную постановку, то для его понимания можно применить тот же принцип, который используется при анализе литературных произведений.
Но как и с эмоциями, прежде следует убедиться, что у сновидения вообще есть ясный сюжет. Одной эмоциональной насыщенности еще недостаточно, чтобы толкование сновидения принесло какую-то пользу — нужно еще иметь перед глазами цепочку причин и следствий, которые привели к возникновению этих эмоций.
То есть, следующее, что нужно сделать, это кратко — буквально в паре предложений — выразить основную фабулу сновидения. Должно получиться что-то вроде: «Я спешу на поезд, но опаздываю, и поезд уходит без меня». На этом этапе детали не существенны — нас интересует главная колея сюжета. Если сформулировать сюжет таким образом не получается, то дальнейшая работа сильно усложняется — слишком широкое поле остается для догадок.
Суть следующего шага сводится к тому, чтобы определить, где в сюжете сновидения завязка, кульминация и какова его развязка. Помните такие термины из уроков по литературе? Это дает возможность четко определиться, что произошло в представленном спектакле, из-за чего произошло, и к чему в итоге привело.
Самое важное — это, понятно, кульминация — тот ключевой момент в сюжете сновидения, в котором и содержится главная часть послания. А завязка и развязка играют вспомогательную роль, подсказывая, какие действия сновидца привели его в эту точку, и каковы следствия того, что это случилось.
Например, в сновидении про поезд завязкой может быть то, что сновидец теряет время, наводя порядок дома перед отъездом, кульминационным моментом — страх и факт опоздания на поезд, а развязкой — возвращение домой и чувство умиротворения.
Или, как это чаще бывает, завязкой сна про опоздание может быть потеря ключей или документов, кульминацией — страх и судорожные попытки успеть, а развязкой, соответственно, — факт опоздания и чувство упущенных возможностей.
Как видите, сюжеты похожие, но их смысл различен. Первое сновидение сообщает — «Ну и хорошо, что опоздал, — дома у тебя есть что-то более важное. Не гонись больше за этим поездом», а второе говорит практически об обратном — «Путаница в делах ввергает тебя в опасное взвинченное состояние, и в результате ты упускаешь что-то для себя важное».
Определить, где у сновидения завязка, кульминация и развязка может только сам сновидец, внимательно прислушиваясь к своим ощущениям. Это еще раз напоминает о том, что заочное — без активного участия сновидца — толкование сновидения бессмысленно.
Действительно ли бессознательное строит сновидения по литературным законам, не известно. Пожалуй, это могло бы быть темой отдельного обширного исследования. Но так или иначе, прием с анализом ключевых точек повествования работает вполне эффективно.
Образы сновидения
Если сюжет сновидения описывает причинно-следственные взаимодействия и динамику развития некой психологической проблемы, то конкретные образы сновидения поясняют, о какой именно проблеме идет речь. Например, одно и то же сновидение про опоздание может сильно менять свой смысл, в зависимости от того, какие обстоятельства привели к задержке, на какой транспорт опоздал сновидец, и куда этот транспорт направлялся.
Сюжет — это каркас сновидения, а образы — его наполнение.
Анализ отдельных образов сновидения — это самый сложный и самый интересный этап толкования. Именно здесь ломается больше всего копий. Интересен вопрос о том, какой логикой руководствуется бессознательное, подбирая образы, с помощью которых потом рассказывается очередная поучительная история.
Фрейд говорил, что бессознательное специально выбирает непонятные образы, чтобы утаить от сновидца тревожную или запретную информацию о самом себе. Но почему-то даже во фрейдовской теории получается так, что в конце концов, образы выбираются не случайные и их можно достоверно расшифровать. Неужели бессознательное так наивно, что желая что-то скрыть, не выбрало случайные бессмысленные образы или просто не выключило свет?
Юнг говорил, что бессознательное по своей природе мифологично и мыслит символами, — от того и получается, что его послания так сложны для понимания. Если бы оно могло, то сказало бы сновидцу все самым прямым текстом, но за неимением лучшего, бессознательное вынуждено сочинять и прокручивать перед сновидцем метафорические театральные постановки с ним самим в главной роли. И в практическом приложении юнговское понимание этого вопроса оказывается более продуктивным.
Символическая природа бессознательного мышления еще не объясняет того, откуда оно заимствует конкретные образы, однако остановимся пока на том, что сновидение целиком и полностью состоит из символов.
Здесь — чтобы не вышло путаницы — нужно понимать разницу между символом и знаком. Если знак всегда указывает на более-менее конкретный объект (яблоко — это яблоко), то символ указывает на обширный смысловой подтекст, стоящий за конкретным образом (яблоко — это грех). И если знак по объему своего содержания всегда равен объекту, на который он указывает, то символ всегда указывает на нечто большее, чем он сам.
За более полным разъяснением этого различия рекомендую обратиться к книге «Человек и его символы» — там все это разобрано на пальцах.
Поэтому, еще раз — сновидение состоит именно из символов, а не знаков. Так что, если вам снится давно умершая бабушка, то этот сон вовсе не про бабушку, которую вы когда-то знали, а про что-то совершенно иное, на что ее образ символически указывает — например, мудрость, финал жизни или склочный нрав — смотря что для она для вас олицетворяла при жизни.
Так откуда бессознательное черпает вдохновение, подбирая символические образы для своих спектаклей?
Прежде всего, это индивидуальный контекст сновидца — те события, объекты, люди и переживания, с которыми он недавно сталкивался в своей жизни. Бессознательное выхватывает отсюда подходящие по смыслу образы и влетает в свое повествование.
Например, сто лет назад могла присниться запряженная повозка, а сегодня для того же самого спектакля бессознательное уже выберет машину — образы разные, но их символический смысл при этом может быть идентичным. Или та же недавно умершая бабушка, которая показалась бессознательному хорошим символом для изображения мудрости, или ушедший поезд, символизирующий упущенные возможности, который появился в сновидении после недавнего похода в железно-дорожный музей.
Бессознательное подбирает «слова» из личного опыта сновидца таким образом, чтобы кратчайшим путем привести его к пониманию происходящих в душе процессов. Оно ничего не скрывает, а наоборот, стремится изъясняться, насколько это возможно, яснее. Продолжительная работа со сновидениями помогает найти общий язык со своим бессознательным, и тогда сны вообще перестают нуждаться в специальном толковании — их смысл и так становится очевидным.
Однако, время от времени, в сновидениях появляются образы иного порядка, которые относятся скорее не к личному, а общекультурному или даже общечеловеческому контексту. Эти образы обычно отличаются особенной напряженностью — они вызывают сильные переживания, как если бы затрагивали какие-то глубокие струны души. Часто, это сказочные или мифические персонажи, обладающие какой-то особой властью над сновидцем.
Именно такие сновидения больше всего задевают за живое, и именно к ним следует относиться особенно внимательно, поскольку они говорят не о сиюминутных внутренних конфликтах, а о проблемах экзистенциального характера. Цель этих сновидений не в том, чтобы проиллюстрировать психологическую проблему, а в том, чтобы показать препятствия на пути естественного развития личности.
Фактически, активного диалога со своими сновидениями должно быть достаточно, чтобы достичь любых высот в самореализации. Все что мешает раскрытию личности, рано или поздно всплывает в сновидениях. И если бы не сложность символического языка, которым изъясняется бессознательное, никакой нужды в психологах с их умными теориями просто бы не возникло. Психика, как и физический организм, способна самостоятельно справиться с большинством собственных недугов… если бы ей только не мешало главенство эгоистичного «Я», которое в своем стремлении все контролировать нарушает течение естественного процесса саморегуляции.
Статья получилась значительно длиннее, чем предполагалось, поэтому продолжение будет попозже. Там будет рассмотрена практика толкования символов и, как было обещано, разобраны некоторые из ваших сновидений.
с похожими сюжетами и похожего смысла или просто несколько последних сновидений?
А вообще сновидения каждую следующую ночь могут быть связаны друг с другом?
Получается если в данный момент времени у человека очень сложная жизненная ситуация и он полностью озабочен ею, то сновидения в этот промежуток времени могут иметь или “предлагать” решение этой сложной внутренней конфликтной ситуации, так?
Олег Сатов
Когда??!!
И что нужно делать во сне чтобы увидеть осознанные сновидения?
Я бы с удовольствием научилась бы толковать сновидения… тогда бы их на практике можно былоб применять почаще.. и вообще… ходь что-нить узнала бы про себя полезное… что таит мое бессознательное и все такое :)
Елена П
Про осознанные сновидения будет отдельная статья.
Олег Сатов
а они могут быть чем-то полезны такие состояния? можно их как-то “с умом” использовать?
@Олег Сатов
Ну, если подумать, почему я _не_ хочу видеть/запоминать сны (допустим). Всплывает мысль – да я и так в голове постоянно посторонние вещи варю, практически без расслабления – еще только разгадывания снов там не хватает.
Может и правда. Но все равно хотелось бы.
Это пограничное состояние между бодрствованием и осознанным сновидением. Плохо управляемый сдвиг крыши, грубо говоря. Ничего страшного — некоторые тратят кучу сил, чтобы достичь тех же эффектов.
Вот это дааа! :) Классная статья! :)
Мне часто снятся сны с продолжением, например, сплю я сплю и вот во сне до меня доходит, что этот сон я уже видела 2-3 года назад и во сне начинаю думать типа “чтож теперь один и тот же сон два раза смотреть… чушь какая.. так же неинтересно” сон продолжает сниться и я продолжаю его смотреть и в какойто момент он меняет сюжет. В этот момент я думаю, что слава богу это сон оказывается с продолжением :)
Такое часто бывает… вообще люблю сны смотреть.
Только не люблю когда мне сниться как я умираю: перестаю дышать, сердце останавливается… это для меня кошмар… от такого сна я просыпаюсь даже при идеальной тишине :)
Иногда мне снятся то, что я запланировала в реале, а во сне как это реализуется и потом в реале я использую то, что видела во сне… просто я уже там какбы все прожила зачем изобретать велосипед… такое редко бывает… но блин работает!! :)
Т.е. получается, что случается так, что я пользуюсь своими снами.
Но это как-то само собой получается.
Например, снится мне какой нибудь процесс… я задаю вопросы, мне задают я отвечаю иии тут какой-то вопрос ставит меня в тупик… и провал…. а в реале получается, что я делаю все чтобы обойти этот вопрос, ну как бы увильнуть и увиливаю.
А еще бывает картина присниться и я ее рисую потом в реальной жизни.
Вообщем, мне понравилась эта тема… про сны.. я рада.. ваще эмоций куча :))))
Спасибо :)
Ага теперь для того чтобы толковать свои сны я так понимаю… я должна обращать внимание на мое эмоциональное состояние во сне? правильно я понимаю?
И еще… мы тоже в школе проходили про фазы снов и что сон нам сниться какоето мгновение и все такое… но я эксперементировала над собой во сне… со своими снами так: заставляла себя во сне как только увижу сон проснуться и смотрела на часы… вообщем мне сон снился в течение примерно 3-4-х часов.
Просто когда ночью просыпалась быстро на часы посмотрела и засыпала снова… а чтоб не перепутать сон и реальность случайно… вставала ночью чай попить… сон снился мне практически всю ночь :)))) Серьезно говорю :)
И еще… я когда кошмары вижу во сне… ну про мою смерть… я разговаривать во сне начинаю.. или когда доказываю чтото во сне – тоже.
Почему так происходит, почему люди разговаривают во сне?
Еще бывает такое, что просыпаешься (как правило ночью)и не понимаешь, где находишься, вроде не спишь уже, но и видишь или ощущаешь что-то такое, что нет в реальности. В таком состоянии я была три раза в жизни. Один раз я видела кошку черную в своей комнате, после того как проснулась. Образ которой расплылся и исчез через минуту. Второй раз я чувствовала невесомость тела и разговор мужчин за закрытой дверью моей комнаты (никого не было за дверью). Я не могла пошевельнуть ни рукой ни ногой ( ощущение было как будто бы тело приподнялось под кроватью и я его не чувствовала). тогда реально страшно было. Тоже отошло медленно…и случай что я в коробке замурована.
Что это за состояния? что они могут доносить?
А бывает и такое, что во сне понимаешь что ты спишь. У меня такое было много раз. было очень страшно во сне и я вдруг понимала что я сплю и это всего лишь сон. и потом через какое-то время просыпалась. А было еще такое, что у меня от радости во сне (как правило из-за того, что я обладала во сне тем, чем я не обладаю в реальности) случался диалог с самой собой. Я спрашивала себя сплю ли я или не сплю…всегда по факту ошибалась:)
Игорь
То, что было тыщу лет назад — не в счет. То, что сны не запоминаются, это все-таки вопрос твердости намерения… такое мое мнение.
Олег, я категорически интересуюсь сновидениями. Особенно своими. Которых практически не вижу.
Я сплю рядом с телефоном, который позволяет очень быстро записать или задиктовать сон, но, к сожалению, проснувшись, ощущая что что-то приснилось, не могу вспомнить.
Есть два собственных сна, краткий сюжет которых я могу вспомнить в любой момент – они наполнены ужасом.
Детский – гигантские длинношерстные крысы затащили меня на крышу собственного дома и сбросили вниз. Перед ударом об асфальт я проснулся. Я думаю, приснился он мне 2/3 жизни назад.
Второй – лет пару назад – через два часа после редкого употребления легкого наркотика я, уже приходя в себя, прочитал “Зов Ктулху”. Практически не впечатлившись (Кинг в свое время впечатлял, я знаю каково это =) ), лег спать. И через час-другой сна, я его там же, во сне, услышал, проваливаясь в бездну меж сочащихся скал. Проснулся в поту, будучи уверенным, что поседел. Но не поседел. Я тогда еще занимался по книге “Турбо-суслик”, кажется.
Все плохо?
В следующей статье об этом будет.
Олег Сатов
Но если не пытаться систематизировать, а подходить «по факту» каждого отдельного явления, то как узнать, что предполагаемая трактовка и модель причинно-следственных связей, хотя бы в относительном смысле, верны?
Если брать целостное понимание психологии, то нет — коллективное бессознательное по определению относится к сфере непознаваемого… никто не может познать эту целостность, но любой может пользоваться всякими ее свойствами и косвенными проявлениями.
Олег Сатов
:)) Для меня это вообще познаваемо?
Про осознанные сновидения будет отдельная статья.
Есть психотерапия — работа с актуальными психическими проблемами. И есть нечто другое, что начинается, когда основные проблемы уже разрешены. Юнг это называл индивидуацией — путь к самореализации личности длиною в жизнь.
Это все не важно… Сновидения и вся психология — это очень мутная территория. Если пытаться все строго формализовать, то утонешь в бесчисленных деталях и противоречиях скорее, чем сможешь воспользоваться плодами этой формализации.
(с аватарами я ничего не делал, сложно сказать, в чем дело)
Олег Сатов
А люди, что утверждают, будто могут «управлять» своими сновидениями… Они и правда сознательно вызывают какие-то образы? Если да, то зачем? Если просто избегают «неприятных» моментов сновидения, то исходя из всего, что ты написал, я не могу представить, каким образом бессознательное им это позволяет. Ведь «ставит пьесу» именно оно. А наше мышление это вообще явление другого порядка чем бессознательное.
Или им это «управление» снится?
Эта фраза для меня звучит абракадаброй :) Архетипические это те, которые
«… относятся скорее не к личному, а общекультурному или даже общечеловеческому контексту. Эти образы обычно отличаются особенной напряженностью — они вызывают сильные переживания, как если бы затрагивали какие-то глубокие струны души…»
Если я правильно понимаю это как раз сны после которых у людей остаётся мистическое впечатление, что приснился «вещий» или «пророческий» сон.
Но на что они указывают?
Если мне приснится такой сон. Он не отражает проблем моих психических конфликтов, но зато… — ? что ценного может быть в таких снах? И чего из них для себя надо попытаться понять? Смысле, для обычных людей, не для религиозных подвижников и не для творческой элиты.
Upd:
Подойду тогда со стороны частного явления :) Я не сильно спец в расшифровывании собственных сновидений. Но у меня создаётся впечатление что «недосмотренность» сна, «прерванность», это как раз часть сюжета. Если сны имеют реальную протяжённость, возможно они каким-то образом «застревают», ожидая того, что должно разбудить.
Upd2 (оффтоп): А у меня аватарчег не грузиццо :’(
Когда просыпаешься от эмоционального потрясения в сновидении, ты это точно знаешь и не спутаешь с теми случаями, когда на самом деле тебя будет внешний раздражитель.
Правильнее говорить о том, могут ли одни и те же образы иметь различное символическое значение. Да могут — если меняется контекст сновидения, то и образы могут поменять свой смысл. Однако, если работать со сновидениями на длительном промежутке времени, то значения образов “стабилизируется” и поэтому со временем толковать сновидения становится проще.
Сновидение — это симптом. По динамике симптомов можно следить за развитием болезни. Хотя, конечно это слишком резкая формулировка… архетипические сны говорят уже не столько о болезнях, сколько о запрудах на пути течения психической энергии.
Считается, что в бессознательном отсутствует время. Эффект “мгновенных сновидений” известен, однако вряд ли это можно сказать обо всех сновидениях..
Супер! :) Этот цикл статей — то что надо.
Только я ведь могу проснутья не от самого кошмара, а от какого-нибудь резкого звука (железка и улица рядом, соседи тоже не дремлют, даже в три часа ночи %) ), так что фиг разделишь, вскакиваю я от того, что душевный конфликт покоя не даёт, или просто снится всякое и совпадает с внешними раздражителями. Может просто внешние раздражители так комбинируются, что уже достали по полной и вызывают тревожащие сны.
Забавно, но когда снятся хорошие сны, с позитивными эмоциями, снится мурня ещё похлеще, чем в ужастиках. Видимо, к подбору символов моё бессознательное подходит очень творчески :)
А могут одни и те же символы выступать в разных значениях в разных снах? Или символ для конкретного человека проходит через все сны с более менее одинаковым значением?
И ещё не поняла. В какой форме сновидения регулируют душевные процессы, в форме опыта или информации к сведению? Т.е. сновидения это как бы внешний показатель конфликта, как высокая температура при болезни? То, на что скрытый смысл указывает — то и хреново?
И к слову :) В школьном учебнике писали когда-то про быструю и медленную фазу сна. Мы мужем недавно обсуждали тему, как вообще сны умудряются совпадать с чем-то происходящим реально и быстро трансформироваться в целые историии. Пришли к выводу, что сны генерятся за долю секунды. И с тех пор я нашла много субъективных подтверждений того, что это происходит именно так, похоже, сон возникает весь сразу и моментально, просто как-то хитро сгружается в память, что мы его воспринимаем последовательным и протяжённым во времени.
Хорошя статья, очень интересная тема! Хоть тема для меня очень далека, мне интересно было прочитать статью, с удовольствием прочитаю продолжение!