После обширного теоретического вступления, можно попробовать поговорить о практике толкования сновидений. Дело это, по большому счету, не сложное, однако требует определенного навыка и правильного угла наклона головы — точки зрения, то бишь.
В теоретической статье речь шла, в основном, о двух подходах к анализу сновидений — психоаналитическом и юнгианском, — а здесь попробуем обозначить обобщенный третий вариант и сразу же опробуем его на предложенных вами примерах.
Однако сначала нужно сделать 33 оговорки — во избежание, так сказать:
-
Прочитав эту статью, вы вряд ли научитесь толковать сновидения. Не тешьте себя иллюзией, что вот так запросто сможете теперь разбираться в своих снах. Технически сложностей никаких нет, но практически, чтобы действительно хоть сколько-нибудь корректно истолковать сновидение, нужно хорошо понимать общую логику функционирования психики. Кроме того, толкование сновидений — это вспомогательный инструмент в процессе общего (само-) анализа, а не самодостаточная практика.
-
Не существует универсально верного толкования сновидения. Даже, если один и тот же сюжет приснится двум разным людям, он может иметь для них ровно противоположное значение. Более того, далеко не всегда можно вообще сказать о сновидении что-то определенное.
-
В реальной психологической практике обычно рассматривается не отдельное сновидение, а их серия. Во-первых, потому что на «просмотр» сновидений еще нужно настроиться, а во-вторых, потому что истинный их смысл раскрывается в динамике. Сновидения часто дополняют друг друга по смыслу, подтверждают или опровергают предложенную интерпретацию.
-
Если в примерах ниже рассматривается ваше сновидение — не принимайте этого близко к сердцу! Скорее всего, предложенное толкование не имеет лично к вам никакого отношения. На самом деле, невозможно сказать о сновидении ничего определенного, не разговаривая при этом со сновидцем и не зная его жизненного контекста. Даже очевидные архетипические образы могут не быть таковыми, если индивидуальный контекст вкладывает в них иной смысл.
-
В толковании сновидений нет никакого самостоятельного значения, вне общей и достаточно основательной работы над своей личностью. Сны не предсказывают будущего и не рассказывают, что там в прикупе — они как в зеркале отражают наши ошибки и заблуждения, и узнавать их бывает весьма неприятно. Толкование сновидений — сомнительное развлечение.
-
Задача этой статьи не в том, чтобы дать точное толкование вашим сновидениям и не в том чтобы научить толкованию, а в том, чтобы наглядно продемонстрировать метод — показать, как это вообще делается на практике. Знаете такую передачу по Дискавери — «Как это работает?» Вот статья написана как раз в таком русле — с некоторыми очевидными упрощениями ради ясности изложения. Но если вы извлечете из статьи что-то больше — буду за вас только рад.
((Сновидений больше не нужно :-) ))
Эмоции сновидения
Самый первый вопрос, на который нужно ответить, приступая к разбору сновидения, это то, какие эмоции оно содержало. Важные сновидения всегда сопровождаются тем или иным эмоциональным напряжением, и чем оно сильнее, тем важнее его послание.
Чаще всего нам снятся «пустые» сны со смешанным сюжетом и без каких-либо ярко выраженных эмоций. Анализировать такие сновидения особого смысла нет, однако их имеет смысл записывать просто для того, чтобы поддерживать интерес к сновидениям и дать им тем самым почувствовать, что к ним относятся с вниманием.
Настоящее толкование начинается далеко не с первого сна, а позже, когда уже налажен какой-то контакт, когда сюжет сновидений становится ясным, а его образы наполняются явным смыслом. Фрейд считал, что в результате цензуры сновидения стремятся ускользнуть от правильного толкования, но на практике оказывается, что все обстоит ровно наоборот — сновидения стремятся быть понятыми. Но раскрываются они только тогда, когда сновидец относится к ним со всей серьезностью и искренне пытается их понять.
В противном случае, сновидения становятся запутанными, обрывочными и плохо запоминаются. Снятся они всегда, но в «запущенных» случаях человеку может казаться, что у него вообще нет никаких снов. Известные дискуссии на тему того, что сны бывают цветными и черно-белыми порождены той же самой проблемой — чем внимательнее человек к своим сновидениям, тем они ярче и реалистичней, а иначе они становятся схематичными, «серыми».
Но, независимо от того, насколько яркое или тусклое сновидение, если в нем есть четко выраженная эмоция, то не составляет большого труда выразить ее в словах и тем самым сделать первый шаг к пониманию всего послания.
Самой «известной» эмоцией в сновидениях является страх. В той или иной форме, кошмары снились каждому. Страх в них может быть ярко выраженным и четко определенным, но бывает и так, что прямого страха нет, но есть какая-то общая тревога или неясное беспокойство. Все сновидения из этой серии предупреждают о том, что какой-то из внутренних конфликтов обострился и теперь выводит весь психический аппарат из равновесия.
Чем сильнее страх и чем чаще повторяются кошмары, тем хуже ситуация, а если доходит до того, что человек от страха просыпается, то вообще дело дрянь. Если конфликт такого уровня напряженности не будет в скором времени разряжен, он уже вполне может привести к психосоматике и другим вполне осязаемым проблемам.
С другой стороны, бывают и «хорошие» сны, которые указывают не столько на сам конфликт, сколько на позитивный сдвиг в его разрешении. Но такие сны — явление относительно редкое и случаются они обычно уже на этапе, когда общий терапевтический процесс набрал скорость и начал приносить результаты.
Третий вариант — это когда сновидение, не хорошее и не плохое, без очевидных эмоций, но при этом после пробуждения остается ощущение, что приснилось что-то важное. Это ощущение, когда оно случается, бывает вполне отчетливым.
Итак, главным критерием того, что сновидение нуждается в толковании — это конкретная яркая эмоция, которую он в себе содержал, или внелогическое (иррациональное) ощущение важности послания. Если ни того, ни другого нет, попытка толкования, скорее всего, будет пустой тратой времени.
Сюжет сновидения
Следующая эвристическая подсказка к пониманию сновидения содержится в структуре его сюжета. Если на сон смотреть, как на театральную постановку, то для его понимания можно применить тот же принцип, который используется при анализе литературных произведений.
Но как и с эмоциями, прежде следует убедиться, что у сновидения вообще есть ясный сюжет. Одной эмоциональной насыщенности еще недостаточно, чтобы толкование сновидения принесло какую-то пользу — нужно еще иметь перед глазами цепочку причин и следствий, которые привели к возникновению этих эмоций.
То есть, следующее, что нужно сделать, это кратко — буквально в паре предложений — выразить основную фабулу сновидения. Должно получиться что-то вроде: «Я спешу на поезд, но опаздываю, и поезд уходит без меня». На этом этапе детали не существенны — нас интересует главная колея сюжета. Если сформулировать сюжет таким образом не получается, то дальнейшая работа сильно усложняется — слишком широкое поле остается для догадок.
Суть следующего шага сводится к тому, чтобы определить, где в сюжете сновидения завязка, кульминация и какова его развязка. Помните такие термины из уроков по литературе? Это дает возможность четко определиться, что произошло в представленном спектакле, из-за чего произошло, и к чему в итоге привело.
Самое важное — это, понятно, кульминация — тот ключевой момент в сюжете сновидения, в котором и содержится главная часть послания. А завязка и развязка играют вспомогательную роль, подсказывая, какие действия сновидца привели его в эту точку, и каковы следствия того, что это случилось.
Например, в сновидении про поезд завязкой может быть то, что сновидец теряет время, наводя порядок дома перед отъездом, кульминационным моментом — страх и факт опоздания на поезд, а развязкой — возвращение домой и чувство умиротворения.
Или, как это чаще бывает, завязкой сна про опоздание может быть потеря ключей или документов, кульминацией — страх и судорожные попытки успеть, а развязкой, соответственно, — факт опоздания и чувство упущенных возможностей.
Как видите, сюжеты похожие, но их смысл различен. Первое сновидение сообщает — «Ну и хорошо, что опоздал, — дома у тебя есть что-то более важное. Не гонись больше за этим поездом», а второе говорит практически об обратном — «Путаница в делах ввергает тебя в опасное взвинченное состояние, и в результате ты упускаешь что-то для себя важное».
Определить, где у сновидения завязка, кульминация и развязка может только сам сновидец, внимательно прислушиваясь к своим ощущениям. Это еще раз напоминает о том, что заочное — без активного участия сновидца — толкование сновидения бессмысленно.
Действительно ли бессознательное строит сновидения по литературным законам, не известно. Пожалуй, это могло бы быть темой отдельного обширного исследования. Но так или иначе, прием с анализом ключевых точек повествования работает вполне эффективно.
Образы сновидения
Если сюжет сновидения описывает причинно-следственные взаимодействия и динамику развития некой психологической проблемы, то конкретные образы сновидения поясняют, о какой именно проблеме идет речь. Например, одно и то же сновидение про опоздание может сильно менять свой смысл, в зависимости от того, какие обстоятельства привели к задержке, на какой транспорт опоздал сновидец, и куда этот транспорт направлялся.
Сюжет — это каркас сновидения, а образы — его наполнение.
Анализ отдельных образов сновидения — это самый сложный и самый интересный этап толкования. Именно здесь ломается больше всего копий. Интересен вопрос о том, какой логикой руководствуется бессознательное, подбирая образы, с помощью которых потом рассказывается очередная поучительная история.
Фрейд говорил, что бессознательное специально выбирает непонятные образы, чтобы утаить от сновидца тревожную или запретную информацию о самом себе. Но почему-то даже во фрейдовской теории получается так, что в конце концов, образы выбираются не случайные и их можно достоверно расшифровать. Неужели бессознательное так наивно, что желая что-то скрыть, не выбрало случайные бессмысленные образы или просто не выключило свет?
Юнг говорил, что бессознательное по своей природе мифологично и мыслит символами, — от того и получается, что его послания так сложны для понимания. Если бы оно могло, то сказало бы сновидцу все самым прямым текстом, но за неимением лучшего, бессознательное вынуждено сочинять и прокручивать перед сновидцем метафорические театральные постановки с ним самим в главной роли. И в практическом приложении юнговское понимание этого вопроса оказывается более продуктивным.
Символическая природа бессознательного мышления еще не объясняет того, откуда оно заимствует конкретные образы, однако остановимся пока на том, что сновидение целиком и полностью состоит из символов.
Здесь — чтобы не вышло путаницы — нужно понимать разницу между символом и знаком. Если знак всегда указывает на более-менее конкретный объект (яблоко — это яблоко), то символ указывает на обширный смысловой подтекст, стоящий за конкретным образом (яблоко — это грех). И если знак по объему своего содержания всегда равен объекту, на который он указывает, то символ всегда указывает на нечто большее, чем он сам.
За более полным разъяснением этого различия рекомендую обратиться к книге «Человек и его символы» — там все это разобрано на пальцах.
Поэтому, еще раз — сновидение состоит именно из символов, а не знаков. Так что, если вам снится давно умершая бабушка, то этот сон вовсе не про бабушку, которую вы когда-то знали, а про что-то совершенно иное, на что ее образ символически указывает — например, мудрость, финал жизни или склочный нрав — смотря что для она для вас олицетворяла при жизни.
Так откуда бессознательное черпает вдохновение, подбирая символические образы для своих спектаклей?
Прежде всего, это индивидуальный контекст сновидца — те события, объекты, люди и переживания, с которыми он недавно сталкивался в своей жизни. Бессознательное выхватывает отсюда подходящие по смыслу образы и влетает в свое повествование.
Например, сто лет назад могла присниться запряженная повозка, а сегодня для того же самого спектакля бессознательное уже выберет машину — образы разные, но их символический смысл при этом может быть идентичным. Или та же недавно умершая бабушка, которая показалась бессознательному хорошим символом для изображения мудрости, или ушедший поезд, символизирующий упущенные возможности, который появился в сновидении после недавнего похода в железно-дорожный музей.
Бессознательное подбирает «слова» из личного опыта сновидца таким образом, чтобы кратчайшим путем привести его к пониманию происходящих в душе процессов. Оно ничего не скрывает, а наоборот, стремится изъясняться, насколько это возможно, яснее. Продолжительная работа со сновидениями помогает найти общий язык со своим бессознательным, и тогда сны вообще перестают нуждаться в специальном толковании — их смысл и так становится очевидным.
Однако, время от времени, в сновидениях появляются образы иного порядка, которые относятся скорее не к личному, а общекультурному или даже общечеловеческому контексту. Эти образы обычно отличаются особенной напряженностью — они вызывают сильные переживания, как если бы затрагивали какие-то глубокие струны души. Часто, это сказочные или мифические персонажи, обладающие какой-то особой властью над сновидцем.
Именно такие сновидения больше всего задевают за живое, и именно к ним следует относиться особенно внимательно, поскольку они говорят не о сиюминутных внутренних конфликтах, а о проблемах экзистенциального характера. Цель этих сновидений не в том, чтобы проиллюстрировать психологическую проблему, а в том, чтобы показать препятствия на пути естественного развития личности.
Фактически, активного диалога со своими сновидениями должно быть достаточно, чтобы достичь любых высот в самореализации. Все что мешает раскрытию личности, рано или поздно всплывает в сновидениях. И если бы не сложность символического языка, которым изъясняется бессознательное, никакой нужды в психологах с их умными теориями просто бы не возникло. Психика, как и физический организм, способна самостоятельно справиться с большинством собственных недугов… если бы ей только не мешало главенство эгоистичного «Я», которое в своем стремлении все контролировать нарушает течение естественного процесса саморегуляции.
Статья получилась значительно длиннее, чем предполагалось, поэтому продолжение будет попозже. Там будет рассмотрена практика толкования символов и, как было обещано, разобраны некоторые из ваших сновидений.