Продолжаем разговор о практической стороне выхода за пределы привычной картины мира. Как и в любом деле, результат здесь зависит не только от количества энтузиазма, но и от ясного понимания того, куда этот энтузиазм следует направить. Проще говоря, чтобы выкопать что-то ценное, надо знать, куда копать.
Мотивация, карта с указателями, где спрятан клад, и инструмент для раскопок — вот три компонента необходимых в любой серьезной работе. С мотивацией ничего поделать нельзя — искусственно наскипидарить себя на работу, требующую долгих планомерных усилий, невозможно. Инструмент — это тоже не великая проблема. Когда есть мотивация и известно, где копать, за инструментом дело не станет — если нет иных вариантов, яму можно вырыть и чайной ложкой. А вот карта сокровищ — это настоящая проблема.
Отсутствие четких ориентиров — это, возможно, самый сильный останавливающий фактор. Представьте себе огромное поле. И вам сказали, что где-то на нем закопан старый сундук, а внутри по слухам лежит что-то очень ценное. Но никто не знает точно, что там, и где именно этот сундук закопан. Никакой карты нет. Велика ли вероятность, что вы решитесь на авантюру по поиску непонятно чего и непонятно где, опираясь только лишь на слухи, о том, что клад есть, и что там вроде бы что-то ценное?
А как изменится ситуация, если у вас появится хоть какой-нибудь ориентир, пусть даже и в духе старых сказок про пиратов? Найди самую большую кочку, посмотри на север и увидишь сухой куст — рядом ним закопан скелет, указательным пальцем показывающий на следующую подсказку. И так далее. Уже веселее? Если есть, за что зацепиться, безнадежная, навевающая скуку затея тут же превращается в интересное приключение. И даже если в сундуке потом окажется не золото с бриллиантами, а только записка с словами «Молодец, нашел», все равно приключение того стоило, да?
В обычной психологической работе, в которой кладом является примирение с собой и спокойное уравновешенное состояние, с ориентирами гораздо проще. На этом поле давно уже все расчерчено и размечено, разве что бесплатных маршруток по основным достопримечательностям не хватает. Двигайся в сторону эмоционального напряжения, и рано или поздно ты избавишься от всех психологических проблем. Все просто, нужно только терпение.
Но стоит нам выйти на соседнее поле, которое, казалось бы, возделывается человечеством многие тысячелетия, мы вдруг обнаруживаем затруднение. По этому полю тоже блуждает множество людей и здесь тоже протоптано много троп. Но прежние ориентиры здесь абсолютно не работают, заставляя ходить по кругу. А множество карт и подсказок, которые попадаются по пути, оставлены теми, кто еще ничего не нашел. Это карты проигранных сражений, а не побед.
[[Продолжение — преодоление иллюзий]]
Иногда здесь можно встретить человека, который действительно что-то «нашел», но далеко не всегда он может объяснить, что он нашел и где. Во многих случаях это происходит потому, что он и сам не знает, как именно это случилось. У него тоже не было ориентиров, и он просто очень долго блуждал по полю, заглядывая под каждый камень. А потом — хлоп! — нашел. И все, чем такой «нашедший» может помочь, это посочувствовать, маленько приободрить и отправить дальше блуждать по полю.
Очень редко, чтобы кто-то из них взялся не просто рассказать о своих поисках и своей находке, а действительно озадачился бы тем, чтобы нарисовать вразумительную карту с подсказками и на практике помочь горемыкам кладоискателям точнее направить и сфокусировать свои усилия.
В традиции дзэн вроде как есть для этого специальный термин — чжи-чжи — прямое указание. Обычно с этим понятием связывается парадоксальное действие, которым учитель непосредственно указывает ученику на тонкий просвет в пелене его иллюзий. На этом фокусе построено множество известных дзэнских баек, вроде той, где учитель на сложный философский вопрос монаха невозмутимо поднимает вверх средний указательный палец. А Будда по легенде, однажды, передал знание ученику, протянув тому цветок.
Но, чтобы сработал подобный прием, нужно проникнуться духом дзэнской традиции и приложить массу других усилий ею предписываемых. Пару лет в монастыре, медитации с утра до ночи, долгое ломание мозгов об коаны, и тогда, может быть, вовремя полученный подзатыльник приведет к тому, что шестеренки провернутся нужным образом.
Другой характерный пример прямого указания можно наблюдать у известного деятеля на этом нелегком просветлительском поприще — Энтони Пола Му-Янга, в простонародье Муджи. На записях с его «выступлениями» часто можно наблюдать, как он прямыми конкретными подсказками в реальном времени помогает человеку навести фокус внимания в том специфическом направлении, где может быть обнаружен ответ на вопрос о природе реальности. Далеко не всегда это приводит к окончательному раскрытию сути вещей, но это и есть попытка сделать именно то, о чем мы тут говорим, — прямо указать, в каком вообще направлении и под каким углом надо смотреть, чтобы пробиться сквозь все иллюзии разом и найти искомый клад.
Два типа иллюзий
Так вот, после затянувшегося вступления переходим к сути. В группах и на курсах у нас сейчас идет интенсивная практическая работа в направлении всех этих поисков, и частенько всплывает одно недопонимание, которое снова и снова приходится разбирать и раскладывать по полочкам. Особенно этому заблуждению подвержены те, кто долго и усердно вспахивал поле обычной психологии.
Всякая психологическая проблема в своей сути есть столкновение иллюзий с реальностью. С чем бы человек не пришел к психологу, какую бы проблему не заявил, за ней всегда обнаружатся ложные требования и ожидания в отношении действительности, которая никак не желает под них прогибаться. И чем больше человек упорствует в своих заблуждениях, тем в более глубокий невроз погружается, вплоть до окончательного помешательства.
Фрейдовская теория о столкновении сознательных установок с бессознательными мотивами — это частный случай противостояния иллюзий и реальности. Например, человек убежден в том, что быть эгоистом плохо. И вот, следуя этой общепринятой социальной заповеди, он искренне пытается вести себя добропорядочно и альтруистично. Но как бы он ни старался, во всех его поступках есть какой-то личный интерес, и иногда это становится очевидным даже ему самому. И тогда он чувствует стыд или злость на себя, и вот мы уже имеем человека, который не в ладах с собой.
За этой проблемой просматривается ряд иллюзий. Во-первых, это сама убежденность в том, что эгоизм — это плохо. Во-вторых, вера в свою способность преодолеть эгоистичные тенденции. В-третьих, когда первые две иллюзии прогрызают ходы в сознании достаточно долго, у человека возникает убежденность, что он не эгоист — он ведь знает, что это плохо, и старается это побороть и готов даже привести примеры, где ему это вроде как удалось.
А реальность в то же самое время такова: эгоизм — это ни хорошо, ни плохо; изменить что-то в природе сознания невозможно; и данный конкретный человек эгоистичен на все сто процентов.
И вот живет человек в мире своих иллюзий, изо всех сил старается следовать своим убеждениям, но какие бы усилия не прилагал, неумолимая реальность регулярно о себе напоминает. И всякий раз, как это происходит, человек испытывает душевную боль и страх, и именно с этим потом обращается за помощью к психологу. Его жизнь несчастна, но только лишь потому, что он от нее ждет соответствия своим иллюзиям. Убери их, и человек исцелен.
Это важный момент. Несчастен человек не от того, что он эгоист, а из-за своей веры в то, что это плохо, и в то, что с этим можно и нужно справиться. А на это уже потом наслаивается вера в то, что ему это уже удалось. Но сам по себе эгоизм не при чем. Это лишь естественное и абсолютно разумное свойство биологического аппарата. Проблема здесь в попытке исправить и починить то, что никогда не было сломано. А что происходит, когда мы беремся чинить исправное? Оно ломается… или дает сдачи.
Ок. Так примерно выглядит обычная психологическая работа — планомерное развенчание иллюзий и формирование на их месте трезвого взгляда на себя и окружающую действительность. Если человек больше не обманывается на счет себя и жизни, то и неприятных сюрпризов для него больше не случается. Эгоистичное поведение из нашего примера становится понятным, закономерным и ожидаемым — нормальным! — никаких больше проблем.
В общем, здесь все должно быть ясно. И если так, то сделаем теперь одно важное уточнение, ради которого пишется данная статья. Давайте в сфере психологической работы заменим слово «иллюзия» на «самообман». Потому что всякая психологическая иллюзия подразумевает некоторый мотив. Это не просто ошибка восприятия, это всегда вера во что-то такое, во что ВЫГОДНО верить.
Можно сказать, что самообман — это активная форма иллюзии, где сознание так или иначе принимает активное участие в ее формировании и поддержании. Когда человек видит мираж в пустыне — это тоже иллюзия. Но ее возникновение и сохранение не продиктовано никакой психологической выгодой — это просто глюк восприятия.
Когда мы указываем человеку на самообман, его рефлекторной реакцией будет сопротивление и защита. Если мы человеку из нашего примера попытаемся из самых лучших побуждений подсказать, что все его поступки эгоистичны, то вряд ли нам стоит ожидать благодарности, скорее, надо готовиться к тому, чтобы получить в нос.
То есть самообман — это что-то такое, что человек более или менее осознанно создает у себя сам на основании своих ценностей и убеждений. И любой удар по нему — это всегда удар по личности и самооценке, которые человек будет защищать иногда до последней капли крови. Другими словами, самообман — это искусственно созданная и поддерживаемся иллюзия, имеющая для человека принципиальное психологическое значение.
Именно поэтому психологическая работа всегда сопряжена с тем, что в психоанализе называется сопротивлением — активным противодействием пациента терапевтическому процессу. Человек всегда защищает свою «правду» и желает исцеления без потерь в самооценке. Но это невозможно. И половина или даже две трети всей психотерапии — это усилия по преодолению сопротивления, потому что без него иллюзия становится очевидной и разваливается уже без особых дополнительных усилий.
Так вот. Это у нас был самообман — специфическая форма иллюзии. Но бывают иллюзии и иного рода, никоим образом не связанные с психологическими мотивами. Во всяком случае, в момент возникновения, эти иллюзии не несут никакой нравственной ценности и не обслуживают никаких личностных интересов.
Возвращаемся здесь к примеру с миражом в пустыне. И давайте для простоты возьмем ситуацию, где человек в воде не нуждается, — допустим, едет по пустыне на машине в прохладе и комфорте. Оптическая иллюзия здесь возникает на допсихологическом уровне и никакой личностной выгоды в ее создании и поддержании нет. Происходит лишь неверная интерпретация зрительных сигналов.
И вот в этом принципиальное отличие. Для преодоления самообмана нам, в первую очередь, приходится иметь дело с распознаванием выгоды от его поддержания и осознанием того больного места, которое он прикрывает. Как только эта работа проделана, самообман разваливается сам собой. Но иллюзии, не имеющие психологического подтекста, ведут себя абсолютно иначе — они по своей природе не имеют личностного мотива и поддерживаются исключительно за счет того, что им не уделяется особого внимания.
Мираж в пустыне будет казаться реальным водоемом ровно до тех пор, пока человек не заинтересуется тем, откуда взялась лужа посреди пустыни, и не присмотрится повнимательнее. И для этого не требуется переступать через себя или проявлять психологическую смелость. Никакой психоанализ здесь не нужен — требуется лишь небольшая корректировка восприятия, ничего личного.
Итак, для снятия самообмана требуется анализ и вскрытие мотивов, а для снятия иллюзии на уровне восприятия нужны усилия совершенно иного рода, с психологией никак не связанные. Усилия эти довольно простые, если речь идет об оптической иллюзии, но когда мы сталкиваемся с иллюзиями на ментальном уровне, то возникают большие трудности с тем, чтобы понять как и к чему здесь нужно внимательно присмотреться.
И вот здесь мы переходим к самому вкусному важному. Если нас интересует прорыв за пределы ума, то сталкиваемся с сущностью, сочетающей в себе характеристики обоих типов иллюзий. И она, соответственно, требует комбинированного подхода.
Ментальные иллюзии
Рассмотрим классическую духовную головоломку с поиском ответа на вопрос «Кто Я?» На самом деле это далеко не единственный и не главный вопрос, ведущий к прорыву через сеть иллюзий, которую плетет ум, но для иллюстрации рассматриваемой проблемы он подходит лучше прочих.
Как обычно, будьте осторожны здесь со слишком уж буквальным пониманием написанного. Не цепляйтесь к словам и рассуждениям, не имеющим прямого отношения к теме разговора — к специфике ментальных иллюзий и того, что требуется для их развенчания.
Иллюзия индивидуальной самостоятельной и отдельной от внешнего мира личности по понятным причинам не может быть основана на личностной мотивации. Сначала должна возникнуть иллюзия отдельного «Я» и только потом могут возникнуть личностные самообманы более высокого уровня, чьей целью является обслуживание и сохранение иллюзии «Я». Личностная мотивация возникает только после возникновения и закрепления иллюзии личности.
Но когда взрослый человек с нормально сформированной психикой пытается всерьез подступиться к поиску ответа на вопрос о природе собственного «Я», первое, с чем он сталкивается, это острое ощущение угрозы, субъективно переживаемое, как страх смерти. И психологическое сопротивление процессу исследования здесь может быть так велико, что человек в ужасе убегает и никогда больше к этой теме не возвращается.
Прежде чем можно будет приблизиться к сути вопроса «Кто Я?», требуется проделать основательную психологическую работу и преодолеть зацикленность на самом себе, вырваться из болезненной зачарованности собой. Но если с обычным самообманом этого было бы достаточно, то в случае с убежденностью в объективной реальности своего отдельного «Я» этого мало. Ментальные иллюзии не исчезает от одного того, что человек психологически готов к их краху. Клей, на котором они держатся, замешан не на страхах и личностных мотивах, а на более глубоких доличностных и допсихологических свойствах ума.
Именно по этой причине обычной психологической работы никогда не будет достаточно. Она помогает крушить самообманы, но ничего не может поделать с иллюзиями иной, более глубокой и тонкой природы.
Всковырнуть эти тонкие фундаментальные иллюзии можно и без того, чтобы преодолевать страх утраты собственной личности. Как на ринге — противник может перестать сопротивляться и сдаться сам, но победы можно добиться и нокаутом. Результат, в общем-то, один и тот же, но после нокаута человек может и не очнуться. Поэтому весьма разумным будет привести все-таки личность к смирению и самоотречению, прежде чем по ней будет нанесен решающий удар.
То есть психологическая работа служит хорошей подготовкой, существенно облегчающей дальнейшее исследование природы собственного «Я». Но само это исследование проходит абсолютно другим путем и требует совершенно других инструментов. Пытаться взломать иллюзию «Я» психологическими методами — это то, про что говорят — тушить пожар бензином или смывать кровь кровью.
Как и в примере с оптической иллюзией, к которой нужно присмотреться внимательнее, чтобы она исчезла, так и с ментальной иллюзией — для ее преодоления требуется внимательно к ней присмотреться. Не проанализировать ее, не выяснить причины ее возникновения и не отвлекаться больше на витающий рядом страх утраты этой иллюзии — все это больше не важно. Единственное, что можно противопоставить умственным конструкциям — это элементарное, но максимально остро сфокусированное всматривание в нюансы ментальных процессов.
Иллюзия «Я» преодолевается только обнаружением и распознаванием того, из каких элементов она состоит и каким образом поддерживается. И распознавание это происходит не на интеллектуальном уровне в форме догадок и предположений, а исключительно на уровне опыта. В том же самом смысле, как вкус яблока может быть распознан только непосредственным переживанием яблочного вкуса у себя во рту. Анализ ничем не поможет — вкус надо просто распробовать и все.
Чтобы узнать вкус яблока, надо его откусить и направить внимание на вкусовые ощущения. Думать тут не о чем, ум в этом процессе вообще не участвует. И чтобы распознать природу реальности или в нашем частном случае природу собственного «Я», требуется ровно то же самое — укусить себя за это самое «Я» и выяснить, какой у него вкус, и из каких элементов он формируется.
И, конечно же, надо здесь понимать, что такое внимательное всматривание в сердцевину собственной личности — это активный и абсолютно осознанный процесс. Нет никакого смысла класть перед собой яблоко и на него медитировать — ничего про его вкус таким образом узнать не получится. Яблоко нужно откусить. И не просто держать его во рту, а внимание при этом концентрировать на дыхании или боли в заднице — нет, все внимание должно быть на вкусовых рецепторах, и плевать на дыхание и вообще весь мир вокруг.
Абстрактная медитация на тему собственного «Я» — это и есть то бездумное блуждание по полю, без попыток хотя бы немного сориентироваться в пространстве и систематизировать свои усилия. Одна из альтернатив — абсолютная концентрация сознания с целью разглядеть (а не понять или почувствовать эмоционально) структуру того ощущения себя собой, которое настолько привычно и убедительно, что никогда не подвергается внимательному исследованию.
Прочие альтернативы и подсказки пока не для публичного изложения, поскольку не вполне еще отточены и все-таки требуют тонкой индивидуальной работы. Но и того, что уже описано, более чем достаточно, чтобы начать. Был бы интерес.
Мираж остается миражом только до тех пор, пока не возникает вопрос — «А не мираж ли это?» И если за этим следует внимательное исследование, то никакой иллюзии не устоять. Поэтому…
Идите и укусите себя за «Я»!
p. s.
Спасибо за поддержку еще трем анонимным хорошим людям!
Comments are closed.