Вопрос: Может ли стремление к состоянию гармонии привести к ситуации, когда человек теряет все механизмы социальной адаптации и начинает воспринимать окружающую действительность как абстрактную вещь или, проще говоря, становится равнодушным ко всему происходящему? Может ли поиск себя «такого, какой я есть» привести к полной зацикленности на своей собственной персоне? Какие могут быть маркеры и ориентиры, что ты находишься на верном пути и движешься в сторону освобождения, а не наоборот погружаешься глубоко в себя, закрываясь от людей, окружающего мира и той самой гармонии?
Ответ: Если вопрос именно о механизмах социальной адаптации, то нет, никуда они деться не могут. Напротив, приведение в порядок своего внутреннего мира снимает всякие проблемы адаптации в обществе. Там, где нет глубокого внутреннего раздрая, инициировать и налаживать контакт с другими людьми гораздо проще — нет лишних ожиданий, нет претензий, нет явных больных мест, которые можно случайно задеть и породить конфликт. Гармоничное внутреннее состояние все упрощает.
Другое дело — утрата интереса к некоторым аспектам обычной социальной жизни. Вот здесь действительно могут быть и даже должны быть определенные перемены, поскольку большая часть социального взаимодействия происходит именно в попытках сгладить психологическое напряжение в связи с внутренней дисгармонией. А если душа не болит, поводов для социального контакта становится гораздо меньше.
Но вот если речь о таком распространенном эффекте, когда человек замыкается в себе и действительно утрачивает интерес ко всему происходящему, зацикливается в своих измышлениях и больше не видит смысла ни в чем, то здесь однозначно можно говорить, что человек обманул себя и заплутался в дебрях своего сознания.
Нормальное течение процесса самоисследования, наоборот, приводит к тому, что человек отлипает от своих бесконечных тревог и заново открывает для себя окружающую реальность с ее простыми радостями. Поэтому, если подобного эффект открытия глаз на богатство и красоту реальности не наблюдается, нужно браться за голову и разбираться, где произошла ошибка.
Можно предположить, что есть разница в том, как процесс поисков себя протекает у интровертов и экстравертов. Первые, вероятно, открывают для себя внешний мир, вторые — внутренний. Но в любом случае это всегда расширение взгляда на действительность, а не его сужение.
Взгляд человека, заплутавшего в поисках и зациклившегося на себе, до рези в глазах и головной боли напряженно устремлен в одну точку. А взгляд человека, идущего в своих поисках правильной дорогой, наоборот, искрится и с неподдельным интересом осматривает всю окружающую действительность.
Эффект утраты вкуса и смысла жизни обычно случается тогда, когда жизнь как она есть причиняет слишком большую боль личности: слишком часто и остро напоминает о несоответствии фантазий на свой собственный счет фактическому положению дел. Некоторые бегут от этого несоответствия в алкоголь, некоторые ищут избавления в подтверждении собственной значимости через социальные достижения, а некоторые бегут в ложные «поиски себя», которые, по сути, являются формой псевдофилософского обесценивания: «Обычные цели и радости бессмысленны, поэтому не важно и не страшно, что я ничего не достиг».
Убегание от правды о себе — УБЕГАНИЕ ОТ СЕБЯ — вот что делает человека равнодушным к жизни, лишает ее вкуса и превращает в бессмысленную абстракцию. И все это совершенно точно не имеет никакого отношения к настоящим поискам настоящих себя. «Настоящие мы» хотим жить изо всех сил, и там не может быть потухшего взгляда — глаза должны гореть!
Другие вопросы и ответы: МозгоFAQ.