Судя по откликам на последние статьи, возникает ощущение, что они либо не вполне понятны, либо не совсем интересны для сложившейся здесь аудитории.
Быть может, у кого-нибудь даже мелькает мысль, что автор маленько того: двинулся на своей психологии, реально поехал крышей и только прикидывается здравомыслящим.
Давайте разберемся. В определенном смысле крыша действительно вывернулась на изнанку. Но, нет, автор не свихнулся на мистицизме, не скатился к дешевой эзотерике и не подался в религию. Это все тот же человек, который годами выколачивал всевозможную дурь из голов — чужих и своей собственной. И будьте уверены, что ни один даже самый въедливый психиатр не найдет здесь какой-либо патологии: перед ним предстанет самый обычный человек с самыми обычными людскими тараканами не достойными психиатрического вмешательства.
В чем точная суть произошедшей перемены, словами передать весьма затруднительно, но можно все-таки попробовать внести определенную ясность. Последний цикл статей описывал произошедшее изнутри, на том уровне, который можно понять только блуждая по тем же тропам. Теперь же попробуем объяснить то же самое на пальцах — для тех, кто пока не в теме.
Чем, собственно говоря, занимается психология, о которой здесь на этом сайте так много популярных статей? В конечном счете, вся она о том, чтобы сделать человека более счастливым, чем он есть на момент обращения за помощью. Подкрутить винтики, выправить осанку, выбить из головы пару-тройку неправильных убеждений — и можно отпускать. Он будет рад и благодарен тому, что жизнь его теперь стала легче и веселее.
Для большинства такого результата более чем достаточно. Как в видеоигре — слопал «аптечку» и снова в бой. Но бывают и более сложные случаи, когда вроде бы уже все в порядке, но есть на душе какое-то особое неясное томление. С такой проблемой разбираться уже труднее — начинают всплывать всякие экзистенциальные вопросы, вроде своего места в жизни и вообще ее смысла.
На это обычной психологии тоже есть что ответить: подкрутить другие винтики, объяснить, что не в осанке дело, и опять пошатнуть пару-тройку глубоких заряженных убеждений. Работа более тонкая, но вполне выполнимая. И человек снова доволен — на его томление теперь есть хороший связный ответ, все объясняющий и проясняющий, а стало быть, можно больше не мучиться чувством непонимания и неизвестности.
И этого опять хватает большинству из числа тех, кому не хватило обычной психологической «аптечки». Но и здесь тоже успокоение хотя и наступает, но всегда с большими оговорками. У человека появляется удобный качественный щит от своих собственных вопросов и сомнений, но сами они никуда не исчезают.
Организм, условно говоря, заражен смертельным вирусом и тяжело болен, но за счет очень эффективных лекарств живет и функционирует почти как здоровый.
И вот здесь встает вопрос: а нельзя ли как-то вылечиться окончательно и “слезть уже со всех лекарств”? Мало кого эта задача сильно интересует, потому что уж очень хороши современные методы поддержки больного организма. Но кому-то все-таки это покоя не дает: то ли в силу особенного любопытства, то ли потому что имеющиеся лекарства вызывают аллергию или просто не работают. Тогда и приходится искать какое-то кардинальное решение проблемы, и оно лежит в той самой области, в которой она и была порождена.
Это примерно так же, как если бы вас в раннем детстве шутки ради обманули, что вы однажды умрете, и вы, поверив шутникам на слово, прожили целую жизнь в вечном страхе перед ужасной перспективой. И из-за этой ложной информации об устройстве бытия вам кажется, что вы должны куда-то успеть и обязательно прожить свою жизнь правильно. И это каждый день держит вас в напряжении.
И вот вы идете к психологу, чтобы он помог вам справиться с задачей — добиться того, чего не получается добиться, успеть то, чего, как вам кажется, вы не успеваете. Будем считать, что и он тоже из числа тех, кого обманули, поэтому он тоже верит что обязательно надо успеть прожить свою жизнь правильно. И он вам с этим помогает.
Потом, когда вы уже более-менее удовлетворились своими достижениями в жизни, вы обнаруживаете, что вас гнетет тревога иного рода — вас преследует навязчивый страх небытия. Не дающий вам получать удовольствие от жизни страх смерти, ходит за вами по пятам темной, отравляющей существование тенью.
И вы снова обращаетесь к психологу за помощью. И вам снова попадается тот, кто тоже верит, что вы умрете. И он опять изо всех сил старается помочь вам сжиться с этой неизбежной перспективой. На консультациях вы оплакиваете свою жизнь и понемногу смиряетесь с тем, что ее у вас однажды внезапно отнимут.
Вам легчает, но не до конца. Призрак смерти и чувство бессмысленности собственного бытия перед лицом неизбежной кончины не погружает вас больше в глубокую депрессию, но и наслаждаться жизнью легко и непринужденно вы тоже теперь не можете. Вы знаете, что однажды все потеряете, и вроде бы готовы к этому, но все равно крайне недовольны надвигающейся перспективой.
Тогда вы обращаетесь к религии, и там вам рассказывают про Бога, который затеял для вас испытание, и про бессмертную душу, которую ждет рай или иная лучшая жизнь, если нынешнюю вы умудритесь прожить достаточно правильно. Подтвердить эти сведения никто не может, но огромное число верующих вас подкупает, и вы тоже начинаете верить, что смерть — это не конец, и если все сделать правильно, то за ней откроется новый, еще более интересный уровень игры. И это опять вас немного успокаивает. И опять не до конца.
И так далее.
А теперь представьте, что после долгих мытарств и страданий вы встречаете человека, который когда-то над вами подшутил, и он сознается, что это была просто глупая невинная шутка, и что он подумать не мог, как далеко это может зайти. А на самом-то деле нет никакой смерти и беспокоиться все это время было абсолютно не о чем!
Возможно вы захотите придушить этого товарища, но когда гнев уляжется, и вы успокоитесь, то обнаружите такое облегчение, которое и представить себе не могли. Нет больше никакой проблемы, которую нужно было бы решать. И что забавнее всего — проблем никогда и не было. Они были лишь видимостью, возникшей из-за чьей-то глупой шутки. У вас сложилась неправильная картина мира, и вы всю жизнь сражались с ветряными мельницами у себя в голове. Вот так открытие!
Вот это вот примерно и есть то, что называется пробуждением или просветлением. Здесь оно, конечно, показано с известной долей упрощения, но основную суть передает вполне адекватно. Это и есть та задача, которую пытается решить серьезный духовный поиск — выйти из тяжелого и мрачного заколдованного состояния, порожденного в корне неправильной интерпретаций всего происходящего вокруг — проснуться от «реальности», которая реальностью не является.
А теперь оглянитесь по сторонам: вас окружают такие же люди, верящие, что им во что бы то ни стало нужно успеть чего-то добиться и прожить жизнь правильно. Все вокруг боятся смерти и пытаются ее победить, увековечивая себя в своих достижениях. Все они до чертиков перепуганы, хотя и храбрятся изо всех сил. Все они пытаются доказать себе, что проживают жизнь правильно, не впустую, и сами же в глубине души в этом сомневаются. И вы тоже с ними в одной лодке.
А теперь посмотрите еще внимательнее и вы наверняка обнаружите людей, которые говорят о какой-то непонятной «духовности», о Боге, о каких-то поисках Истины, о выходе из Матрицы. Быть может, вы никогда их не понимали и посмеивались над ними, думая, что они упускают время, которого и так очень мало. Но присмотритесь к ним — это люди, которых мучает интуитивна догадка, что с их картиной мира что-то не так, что нескончаемая гонка за успехом и убегание от своих страхов — это какая-то нелепая ошибка, а не самая суть существования.
И время от времени, кто-то из этих ребят-искателей вдруг начинает истерически хохотать и затем заявляет, что он все понял. Он даже пытается объяснить, что именно он там понял, но его слова почему-то кажутся бессвязной чепухой — какой-то там единый Бог, Дао, Тотальность бытия, отсутствие субъекта и всякая прочая ересь. Вам кажется, что он свихнулся или просто что-то себе выдумал, обманул себя каким-то хитрым образом. Быть может, вам бы даже захотелось отправить его к психиатру. Но тот обнаружил бы перед собой совершенно обычного человека с самыми обычными тараканами, не достойными психиатрического вмешательства.
Искатель нашел, что искал — теперь он знает, что никто никогда не рождался и никто никогда не умрет, и жизнь раз и навсегда перестает быть для него проблемой. И теперь он проживает ее точно так же, как и все вокруг, с одним только исключением — у него наконец-то больше нет никаких проблем, смерть не ходит за ним по пятам, и ему не нужно куда либо судорожно торопиться или переживать о том, чтобы сделать все правильно. Теперь он всей шкурой точно знает, что переживать не о чем, — остается только жить.
И все, о чем говорилось до сих пор на этом сайте, вело именно в этом направлении — к тому, чтобы прорваться через тот заслон, который мешает человеку осознать свое место в этом мире и навсегда успокоиться. Это не значит превратиться в Будду и сидеть в позе лотоса у помойки под деревом. Нет, речь о проживании той же самой жизни, но больше уже без терзаний и смущений.
Вы можете верить или не верить в то, что это осознание возможно. Предъявить факты здесь никак нельзя. Это и есть проблема веры в каждой религии. Дело вовсе не в том, чтобы тупо и механически поверить в Бога, надеясь, что веры будет достаточно самой по себе. Нет, здесь все сложнее — вера должна быть деятельной, активной и страстной. Вера в то, что описанный переворот сознания действительно возможен, несмотря на то, что этому нет никаких фактических подтверждений. Вера настолько сильная, чтобы человек готов был принести ей в жертву все, что потребуется: время, отношения, карьеру, деньги, признание. Помните библейскую историю про Авраама, от которого Бог потребовал принести в жертву собственного сына? Вот это вера! (пояснения)
Остается либо верить на слово тем редким людям, кто заявляет, что уже прошел этот путь и говорит, что ЭТО возможно, либо верить многократно подавляющему большинству остальных, заявляющих, что это все чушь собачья, и по всем этим «просветленным» психушка плачет.
Ставка всей вашей жизни. Кто прав: единицы из единиц или демократическое большинство? На что вы поставите? На то, чтобы убегать от себя и своих страхов всю жизнь, убеждая себя, что на то она вам и дана. Или на то, чтобы ввязаться в авантюру с поиском Истины, не имея при этом ни единого логичного аргумента в пользу этого пути?
Вот что искали всякие странные люди во все времена, называя это поисками Бога, Царствия небесного, прекращения страданий, остановкой колеса перерождений или просто духовным поиском. Несмотря на всю призрачность цели и статистическую маловероятность успеха на этом пути, всегда находились и будут находиться люди, которые ставят свою единственную фишку в жизни на «зеро» — на путь в никуда ради непонятно чего, с перспективой практически гарантированного провала.
И вот, о чем все последние статьи — о том, на что похож этот путь, если отбросить всю псевдодуховную мишуру и оставить только чисто практическую сторону вопроса. Что ищется, как ищется и в каком конкретно месте. И, конечно же, о том, что именно обнаруживается, когда оно обнаруживается.
Все это может казаться непонятным. Но это только до тех пор, пока не начнешь разбираться в теме всерьез. Поэтому, если у вас есть интерес, но вы пока ничего не понимаете, держитесь за то, что выход из Матрицы действительно есть, и он у вас под самым носом. Нужно только правильным образом «скосить глаза», чтобы картинка начала проясняться. Это не просто, но все-таки возможно.
Жизнь — это не проблема. И, строго говоря, действительно никто никогда не умирает. Если вам кажется иначе, то только потому, что над вами кто-то очень крепко подшутил.
И если вы до сих пор с удовольствием читали здесь статьи о психологии, то должны теперь понимать, что новые материалы — это закономерное их продолжение. Надо, быть может, лишь чуток поднапрячься, чтобы уловить суть. Окончательное решение всех психологических и прочих проблем скрыто именно здесь — в поиске ответа на вопрос, как все устроено в жизни на самом деле. Мы все умрем или все-таки нет?
Так понятнее?
Рассуждаете о том что некому умирать… Выходит сущности не существует. А кто воспринимает? Уточняйте уж тогда что понимается под «некому умирать».
У Кастанеды описание того, что некая могущественная сущность (названная Орлом) наделяет существа осознанием и забирает уже обогащенное опытом осознание. Вот и суть жизни.
А Вы говорите никто не умирает…
Да, некому умирать, в рамках концепции образа себя и своего ЯЯЯ.
Но нечто воспринимающее в нас, определенно, безвозвратно утрачивает способность воспринимать. Осознание пропадает же!
Откуда вы знаете?
Осознание — производное активности мозга, оно пропадает каждую ночь.
Олег, спасибо за такую подачу инфо. К сожалению когда у меня была первая депрессия, которая продлилась пол года, мусоля в уме один и тот же вопрос про смысла жизни и зачем все это, доходило до того что я боялась остаться на едине со своими мыслями и оставляла телевизор работать всю ночь лишь бы приглушить этот голос в голове, было очень мало информации на эту тему. Потом начались поиски. много лет с перерывами, когда новая правда казалась более правдоподобной чем предыдущая. Много книг перечитаны, много каши в голове. Первые лучи прозрения пришли после Трансформации, К черту ум, Ликермена, Осознание, Энтони де Мелло, турбо суслика и др. Самое противное было осознать бесмысленность всех убеждении и жизненые цели. Так противно что вновь началась депрессия, но на этот раз не так долго. Все эти перемены пришли через 14 лет поисков, но это так должно и быть. Ваш сайт поможет другим пройти этот путь быстрее и легче, но это не точно…(извините за ошибки, русский не мой родной язык) спасибо за ваш труд
А если я и так не считаю жизнь проблемой и не нахожу у себя психологических проблем, можно я не буду пробуждаться и выходить из колеса перерождений? Мне здесь нравится: hi:
Я из тех горе неудачников, которые подались в йогу, просветление и прочую эзотерическую чушь, лишь по той причине что обычная жизнь в социуме среди людей оказалась полным провалом. Не получилось быть в общесве той кем я себя представляю в идеале, вот и разочарование и дисонанс между желаемым и действительностью. Отсюда и стойкая вера что есть нечто еще, выход из матрицы, трещина между мирами, высшее я, путь… и тому подобное.
А что если «просветление» не несет ничего конструктивного, ничего нового, просто снимает ответственность с «Я» за все что происходит в жизни этого «Я»? Получается не решение психологических проблем, а просто снятие с себя ответсвенности за эти проблемы.
А мне кажется, просветление как раз таки и несет много нового. Туда ведь стремятся не за тем, чтобы почитать учебник по литературе за пятый класс. Это похоже на возможность сознанием понять необьятное, и да, потому многое кажется не столь важным, а раз не важно, то отвечать не прийдется, не за чем и волноваться. :drunk:
Скорее, речь не о том, чтобы понять необъятное, а о том, что необъятно все вокруг и понять ничего не возможно. То есть это не понимание чего-то, что раньше было не понятно, а понимание того, что непонятно и то, что казалось понятым. Осознание пределов своего ума по сравнению с тем, что именно он пытается понять.
Вот вы начали рассуждать исходя из своего допущения, чего-то нарассуждали, и у вас возникло ощущение, будто бы вы что-то поняли и в чем-то можете быть уверены. Но вся эта уверенность опирается на допущение, которое вы не проверяете на прочность. Так вот вы себя за нос и водите — с одной стороны вы все время в чем-то убеждены и думаете, что в чем-то разбираетесь, но вся ваша убежденность сама по себе опирается на то, в чем вы уверены быть не можете.
«Вера настолько сильная, чтобы человек готов был принести ей в жертву все, что потребуется, — время, отношения, карьеру, деньги, признание. Помните библейскую историю про Авраама, от которого Бог потребовал принести в жертву собственного сына? Вот это вера! ”
Олег, а возможно ли такое, что не готов человек ставить все на карту и не хочет расставаться со всеми бонусами обычной жизни? Но его что-то толкает и толкает непонятно куда, какие-то смутные подозрения и сомнения на свой счет. И постоянно идут фоном небольшие изменения — стереотипы теряют силу, достаточно на них посмотреть, восприятие себя меняется и т. п. При этом сопротивление всем этим процессам порождает множество проблем — сильный страх и отказ видеть мир по-новому сводят с ума практически. Чем больше смирение с изменениями, тем легче они протекают. И отказаться от них нет никакой возможности, но при этом и особого желания следовать туда вроде нет.
Хотя интерес к религиям и «законам жизни» был у меня давно, но когда меня втянуло в эту карусель непонятных переживаний, страх все затмил. Практически что-то происходит против моей на то воли. И только постфактум я уже начинаю вглядываться в изменения и находить там свои плюсы.
В той или иной мере так оно и происходит со всеми и со всем. Как говорит Кастанеда, никто не встает на путь знания по доброй воле, это скорее крест, который приходится нести. Вопрос только в том, примириться ли с этой судьбой или сопротивляться ей… но и это тоже большая условность.
Большое спасибо за ваши статьи, они проникнуты глубиным пониманием. Хочется узнать ваше мнение — испытывает ли просветлённый злость, раздражение, самолюбование, гордость или унижение? И если да, то как?
«Просветленный» ничего не испытывает, потому что нет такого субъекта, который мог бы от своего имени что-либо испытывать.
Но для стороннего наблюдателя могут быть видны реакции, которые можно классифицировать, как злость или что-то подобное. Изнутри же оно воспринимается, как остаточные ментальные паттерны — привычные дорожки, по которым ум бродит благодаря инерции. При этом нет никого, кто стоял бы за этими реакциями. Просто рябь на воде.
Со временем количество и интенсивность таких шаблонных реакций снижается… скорее всего, до полного размытия всяких «личностных» проявлений.
Прекрасно. Может есть какие-либо ограничения чтобы не свихнуться и не разочароваться раньше времени на пути к «свету»? Где-то у вас читал что не стоит мешать в кучу разные учения сразу. Что-нибудь ещё о чем следует знать по технике безопасности?
Чтобы дойти, надо идти. Все, что нужно, прояснится в процессе.
Олег, когда человек обладает идеями относительно «просветления», «бога», «выхода за пределы» и тому подобного, и целенаправленно к этому идет, он неизменно пребывает в очередной ловушке своего ума. Все эти концепции будут самоспроецированными, т. е. будут являть собой продукты текущего состояния ума/сознания. Как результат — человек всегда будет пребывать в рамках известного/актуального состояния. Этот феномен предельно понятно и многократно описан, например, Кришнамурти в книгах.
Извините, но давайте будем честными, вы рекламируете себя. Каждый сам выбирает к кому прислушиваться, реклама и поиск истины вещи несовместимые.
Очень подходящая цитата из библии «приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные».
Точно. Клац-клац!
Прочитав по Вашей, Олег, рекомендации «Тhe book of EST» все Ваши статьи теперь кажутся попытками донести идею этого трениннга до всех «аssholes» (как их называют в оригинале), которые Вас читают. Но все эти попытки что-то объяснить «на пальцах», на мой взгляд, будут безуспешны. Как правильно говорится в книге — все это просто слова. Я надеюсь у Вас будет своя авторская программа, где участники смогут ПРОЧУВСТВОВАТь, все о чем вы пишите. Или она уже есть и Вы просто плохо ее рекламируете?
В основном, я пытаюсь донести что-то до себя самого. Помогает вполне неплохо. Но программа донесения того же самого до других тоже есть. А вот хорошего рекламщика не хватает, да… :think:
Олег, спасибо что делитесь своими переживаниями и опытом.
Как я это поняла, просветленный уже не так остро переживает различные взлеты, падения и эмоции. Скажите, пожалуйста, уходя в поиски Истины и просветления, вы были готовы на то, что по-другому будете переживать и воспринимать те земные, бытовые радости, которые вам нравились и доставляли удовольствие до, будь это даже иллюзии?
Либо же я не поняла, и радости обычной жизни никуда не пропадают?
Чтобы понять это, не нужно быть «просветленным». В детстве вы играли в кукол. Сейчас, наверное, больше не играете — не можете включиться и заинтересоваться процессом всей душой, как это случалось в детстве. Но, если такое случиться, вы сможете поучаствовать в игре в кукол со своей дочкой или другой маленькой девочкой. Как вы себя будете тогда чувствовать? Вроде бы играете, а вроде бы и мыслями где-то вдалеке, не в игре. Игра больше не втягивает вас в себя до конца — вы остаетесь взрослой тетей у которой совсем другие заботы.
Ну вот и доведите это до предела. Все вокруг — одни только игры. И включаться в них все сложнее и сложнее. Но поиграть все-таки можно, если еще хочется. Просто уходит из игр накал страстей. Никакой больше экзальтации и эйфории или драмы и великой депрессии.
Это не вопрос выбора, это осознание, что ответ на вопрос о сути бытия важнее всего того, что придется принести ему в жертву. Когда чего-то хочется достаточно сильно, никакие потери не имеют значения.
То есть «радости жизни» утрачивают свое великое значение еще до пробуждения, а не в результате него.
Хотя, наверное, бывает и другой вариант, когда сдвиг происходит раньше, чем человек наигрался в свои игрушки. Тогда у него действительно будет происходить довольно быстрое и интенсивное отслоение всех прежних страстей.
Но игры и радости все равно остаются. Просто ко всему теперь очень легкое отношение.
Здравствуйте Олег.
Давно Вас с удовольствием читаю, очень интересно и познавательно, а самое главное емко и по существу, как и заявлено «без соплей».
Ваши поиски и разбирательства, заслуживают всяческой похвалы, они действительно заставляют задуматься и переворачиваю привычные картины мира «пациентов», перекраивая шаблоны вдоль и поперек.
Я не сноб и не ханжа, но не кажется ли Вам, что все это уже было и не по разу, хоть в истории психиатрии, хоть психологии, хоть философии.
Экзистенциальная проблематика как мне кажется лежит в корне любых исканий и подвижек, не случайно же Вы привели пример смертности в этой статье, так вот страх смерти разложенный на страх исчезновения собственного Я, и страх мучений, мне кажется и заставляет искать нас новые (а по сути старые как мир) варианты решения этой проблемы.
Фромм, Ялом, Ясперс — эти люди кое что понимали в психологии?
Вопрос веры, который Вы так же искусно поместили в данную статью, собственно, равняет все изложенные Вами состояния и выводы с состояниями людей, истинно верующих во что угодно, хоть в макаронного монстра. Если вопрос получения Вашего состояния кроется в непоколебимой вере в его существование, именно той вере, например, о которой говорится и в Библии, которая с горчичное зерно, а может горы двигать, то в этом действительно нет ничего удивительного, и вряд ли Вам удастся объяснить людям как этого достичь.
Я правда не сомневаюсь в том, что все, что вы пишите чистая правда, я верю Вам, и верю, что это возможно, как возможно зачерпнуть воду в реке, когда вот она вода прямо перед тобой.
Но все-таки, как Вы смотрите на Ваши подвижки с точки зрения экзистенциальной психологии, несомненно по Хайдеггеру, Вы в состояние сознавания бытия и явно в онтологическом модусе, Вы даже пошли далеко дальше.
Но не является ли все это прямым вытеснением основопологающих экзистенциальных страхов?
Экзистенциальная изоляция, возможно зовет Вас слиться с миром и вселенной?
Во-первых, дело не в вере самой по себе. Можно годами изо всех сил верить, сидя на месте, и ни на миллиметр не сдвинутся в плане осознанности. Глубокая вера в возможность успеха нужна исключительно для того, чтобы человек смог эффективно действовать в условиях неопределенности поставленной цели и крайне низких шансов на успех.
Нельзя забраться на невидимую за облаками вершину Эвереста, веря в нее. Туда забраться сможет только тот, кто верит и потому ДЕЙСТВУЕТ — карабкается вверх, вопреки всем сомнениям.
С таким пониманием веры уже попроще, да?
Во-вторых, товарищи экзистенциалисты (в рамках метафоры) добрались до кромки облаков и хорошо там устроились. Они все знают про страх смерти, небытия и неопределенности, но остаются в числе тех, кто верит в свою смертность. Вся их философия рухнула бы в тот момент, когда бы они ясно осознали, из каких допущений она исходит, и что эти допущения абсолютно недоказуемы.
То, о чем здесь в статьях говорится, не имеет отношения к экзистенциализму, никак из него не вытекает и никак от него не зависит. Все экзистенциальные вопросы и проблемы существуют только в уме — в виде самовоспроизводящейся последовательности мыслей.
Попробуйте это уловить и хотя бы допустить. Нет в жизни никаких экзистенциальных проблем, есть только экзистенциальные мысли… очень красивые, умные и последовательные, но всего лишь мысли. Проблемы все равно нет. Они абсолютно равносильны мыслям о тот самом макаронном монстре. Никакой разницы, чего бояться — и то, и другое вымысел.
Пробуждение от всех подобных вымыслов разом — это и есть тема, которая здесь обсуждается.
Олег, спасибо за развернутый ответ и все же, я именно о такой вере и говорю, про которую вы пишите.
Я говорю про ту самую гору, которой по всей вероятности еще и не существует, согласно вашим выкладкам.
Чем вы отличаетесь допустим от истинного христианина, не теперешних попов на мерседесах, а христианина первых веков в Риме, или смертника ваххабита или суфия, они веруют и полностью осознают происходящее, их вера сильна и непоколебима, они узрели чудо и готовы на все, объяснить это рационально нет никакой возможности.
Я вижу ваше острое желание именно рационально подойти к вопросу просветления, понять механизм и структуру, вывести формулу так сказать. Желание не скатится в дешевый эзотеризм, которым забито пол интернета.
Но может быть это слишком личное, да несомненно есть направления и техники, но вот то самое чувство «после», может оно не вкладывается в рамки словесных и морфологических форм?
Вы пишите, что экзистенциалисты верят в свою смертность, хорошо, христиане не верят и им по барабану все перипетии на этой земле, как и Вам после вашего просветления, в чем разница?
Где критерий подлинности, если уж мы пытаемся привести все к рациональному корню, если одна концепция помогает быть счастливым и другая, зачем ставить под сомнение первую.
Где критерий истинности, если одно и второе приводит к одному и тому же, (да и как определить с весами в руке?, кто более просветлен, счастлив, разтождествлен?).
Может быть это все копия копии копии, вот я о чем.
«И чо?» — слова, о которые разбиваются все доводы. Ничто не имеет значения — это когда ничто не имеет значения, и это тоже. В этом смысле рекурсивный подход тоже не имеет значения, не в смысле что в таком подходе нет смысла, а в смысле что нет разницы, есть смысл или нет. Во как я завернул. :) В этом должно быть горчичное зерно сути обсуждаемого для вас.
Если бы это было так, и действительно не имело значения, то я думаю Олег давно бы закрыл сайт и повесил на главную Ваши слова в качестве девиза — «Ничто не имеет значения!»
Но этого не происходит.
Фраза «- И чо?» обычно ставится в момент, когда все очевидные и не очевидные доводы и факты закончились и остался слепой фанатизм, мы же тут все не из этой категории, правда)?
Одна вера другой не лучше. Дело не в этом. Разница возникает только тогда, когда человек берет на себя труд СЛЕДОВАТЬ своей вере целиком и полностью. А это значит, не просто подчиниться содержанию веры, а делать все необходимое, чтобы ее в конечном итоге подтвердить.
Вера нужна не для того, чтобы просто верить, а для того, чтобы в отсутствие доказательств проделать путь к вершине, которую нельзя увидеть, пока на нее не заберешься.
Жить в предгорье и верить в вершину — это не значит ВЕРИТЬ. Если верит человек в одно, а действует иначе, значит, вера его только на словах — она теоретическая. А тут речь о вере сугубо практической — определяющей поступки, цель которых подтвердить свою веру на практике.
И вот вера христианина в этом смысле чуть лучше (чисто условно) в том смысле, что должна бы толкать человека не просто на праведную жизнь, а на какие-то конкретные действия, направленные на то, чтобы познать Бога или, в рамках традиции, достичь Царствия небесного, спасти душу.
И конечно же, большинство христиан этого не делают, а довольствуются самой по себе верой, без действия. Они могут лишь страстно молиться, но их не интересует реальное достижения вершины собственной веры.
А вот когда, следуя своей вере, христианин действительно достигает единства с Богом, вот тогда вера заканчивается — она сделала свое дело и больше не нужна. Теперь он ЗНАЕТ.
Экзистенциалист, следуя своей вере будет вынужден признать, что никаких доказательств нет — одни только теории. Христианин с не очень высокой вероятностью, но все-таки реально может обнаружить Бога. Не в том смысле, в котором он ожидал, но все-таки.
В этом вся суть. От веры можно перейти к знанию. Но большинство довольствуются самой верой — в соц. успех или в Бога — уже без разницы.
Ничто не имеет значения. Закрытие сайта или продолжение публикаций — тоже. Ничто вообще не имеет никакого значения.
Вы просто понимаете это в ограниченном смысле. Отсутствие значения какого-то действия не означает прекращения этого действия. Потому что и это тоже не имеет значения. Все идет, как идет, и ни в чем нет никакого смысла. Вообще!
Олег, простите, но это чистая софистика.
В реальности (не будем обращаться к Шредингеру)) существует лишь один вариант — сайт работает.
Получается если сейчас предложить вам, его в одно мгновение удалить и прекратить все дальнейшие попытки разбираться в данном направлении, вы должны это сделать, ну не должны, простите, но это было бы лучшим доказательством того самого состояния что вы достигли, ведь все не имеет значения.
Получается, никаких сожалений, и даже дрожи в мускулах не должно быть при нажатии на мифическую кнопку DEL, удаляющую всю эту историю, ведь состояние уже получено и постижение произошло.
Иначе, как вы прекрасно понимаете, вся эта работа и есть тот самый кошелек, который вы боитесь потерять и который Вам не пригодится в тайге?
Поймите правильно, я ни в коем случае ни к чему не подстрекаю, но это был бы изящный ход, согласитесь)
В равной мере это бы доказывало, что автор ничего не понял, а поверил в новую теорию о жизни.
А еще вы почему-то по умолчанию исходите из того, что должен быть какой-то мотив к доказательству нового состояния. Так вот, во-первых, мотива нет, а во-вторых, доказательство НЕВОЗМОЖНО. Точно вам говорю.
Все что вы примете за доказательство — это просто подтверждение ВАШИХ заведомо искаженных ожиданий того, как должно выглядеть просветление.
Михаил, прошу прощения, но дальше говорить в этом ключе смысла нет. Вы подходите к вопросу чисто интеллектуально, а все настоящие ответы находятся за пределами интеллекта и потому неизбежно порождают в уме одни только загадки и парадоксы.
Конструктивно можно говорить только о том, как забраться на вершину самому. Все остальные разговоры — пустое.
Олег, спасибо за дискуссию и уделенное время.
у вас удивительная способность на все находить ответы, я не все понимаю из ваших слов, но во мне выросло большое уважение и к вашей последовательности рассуждений, хотя это всего лишь мое приписывание вам последовательности, другие может таки и приписывают вам непоследовательность, каждый воспринимает по—своему, и вашему терпению все нам рассжевывать, в любом случае, хочется сказать вам спасибо.
ну, вы ж стремились познать тайну психики и бытия — в этом был смысл вашего личного бытия, и вполне возможно, если бы не было его, не были бы вы сейчас там, где сейчас находитесь, хотя это лишь моя гиптеза, а значит очедное недоказуемое верование
Олег, спасибо. Вы сейчас пытаетесь объяснить вкус экзотического фрукта тому, кто его не пробовал. Объяснить можно, понять вряд ли. Жизнь меняется и не менется одновременно. Большую часть времени ты становишься как наблюдателем собственной жизни, говоря себе самому: вот тут должна была бы быть у меня вот эта эмоция. Ум помнит, астральное тело уже не то. Олег, у меня вот какой вопрос: тело физическое — самое инертное. И я наблюдаю, что часто оно выдает рекции (начинает колбасить), хотя эмоциональный план достаточно спокоен. Что бы такого сделать, чтобы перестроить физику, залатать программные дыры реагирования в теле?
Вас нет. Все происходит само. Даже наблюдение, на котором вы застряли, обходится без вас. Посмотрите внимательнее. Разберетесь с этим, и вопросы о теле и прочем подобном вам самой покажутся полной чушью.
Ага, то есть, наблюдая, я продолжаю анализировать и включаю ум, уходя в сравнение, так?
Не так. Наблюдая, вам кажется, что это ВЫ наблюдаете, что это ВАШ сознательный акт. А еще вам кажется, что вы можете что-то делать или не делать со своим умом, будто бы он в ВАШЕМ распоряжении.
Упомянутый вами «экзотический фрукт» — это не то, о чем идет речь в статье. В лучшем случае, промежуточная стадия.
Насчет наблюдения не могу сказать, что это мой сознательный акт, потому как временами есть еще наблюдающий за наблюдающим) такая себе шизофрения, от которой не очень комфортно. А вот мысль насчет того, что «я что-то могу делать со своим умом…» да, это интересно. Под фруктом я имела в виду — состояние. Трудно передать состояние, если ты его не переживал. Ваши комменты дали пищу моему «уму»
Вот так вот вас ум и дурачит, создавая бесконечную череду наблюдателей. Если не вырветесь из этой шизофрении, так ничего и не поймете. Все остальное не важно.
благодарю) бум вырываться, сама уже устала от этой шизы
Да уж… я не прочитав этой статьи, задала вопросы, а здесь все написано! Спасибо за статьи, они замечательные, не закрывайте проект)
Судя по этой статье, можно сделать и противоположный вывод. Что на самом деле умирание — это правда. И всем от этого тяжело. Но некоторые (единицы) находят для себя выход Они говорят «Я в домике», тьфу, то есть «я не умру, я един с миром». В реальному положению вещей это никак не относится, но зато как легко становится жить. И вот вопрос, принять ли такую сладкую иллюзию, или до конца жизни открыто смотреть в глаза страху неминуемой смерти?
Вот вам которую статью уже и талдычат: хватит делать выводы. Один ваш вывод от другого будет отличаться только верой, то есть ничем. Придите и посмотрите уже сами на то, из чего эти выводы произрастают.
Совершенно верно, именно так это и выглядит. Но действительно ли все является тем, чем кажется? Здесь слово «кажется» имеет прямое отношение к мнению обо всем, а слово «является» — к действительному смыслу происходящего. Как-то так.
Хотела поддержать плюсиком, но сайт не дает, плюсую словами
Фиг знает, как понять страх «неминуемой смерти», что в ней такого реального чего по твоему стоит боятся, поясни пожалуйста Михаил.
Грандиозная статья!
На мой взгляд последние статьи — одни и те же мысли другими словами. Развития темы нет и интерес пропадает.
Даже не могу представить как бы я поступил на месте Олега. Хоть закрывай проект. Ибо достигнуто окончание пути — найден универсальный ответ.
Последним штрихом будет оттачивание методики вспоможения выхода на этот уровень для других.
Или есть другое мнение?
А для меня каждая следующая статья — как переход на новый уровень. Более того, повторное прочтение предыдущих статей тоже много нового открывает.
А если у Вас интерес пропадает — быть может и черт с ним, с интересом?
Мне не понятно как происходит далее земная жизнь после Просветления или Пробуждения (которое здесь описано)? Интересуют ли простые земные радости (секс ради телесного удовольствия, вкусная еда и т. д.) Есть ли чувство, что себя настоящего хочется узнать заново? Мне кажется, что это ведь должно быть так интересно уже без лишних иллюзий познать земную жизнь? Просто у меня складывается впечатление (скорее всего НЕ верное), что после Просветления человек становится как «Святой Дух» и ему уже всё понятно и ни чего из земных радостей не интересно??? (Извините за глупый вопрос).
классный вопрос
А зачем вам ответ? Если на той стороне не так прикольно, как хотелось бы, то не полезете?
Вера, о которой идет речь в тексте, выбора не оставляет. Это не торг за новые блага. Либо вы ищете ответ и не думаете о последствиях, либо вас интересуют последствия, но тогда вы точно не ищете ответ.
Ниже в комментариях уже отвечено — перемена происходит не в той плоскости, чтобы могли произойти какие-то серьезные «бытовые» перемены. Оно все не о том.
Я просто не правильно решила, что в более ранних статьях речь идет о чем-то сверхестественном или почти как о конце жизни, причем не только социальной, но и земной) Теперь интересно если вы себя сейчас осознаете без всяких лишних иллюзий и убеждений, то как вы себя ощущаете, изменились ли увлечения и интересы? Очень интересно было бы узнать про все это не на таком возвышенном уровне, а на обычном житейском, обывательском?
А главный вопрос вы так и пропустили.
ЗАЧЕМ? Зачем вам эти ответы?
Ну просто, я наверное сильно ошиблась, у меня некоторое время назад некоторый сдвиг «крыши» произошел, когда я вспомнила сильно травматичное событие из детства и вроде бы у меня было чувство или ощущение какой-то ясности всего происходящего вокруг и какой-то простоты, не знаю как описать… наверное у меня это было просто из-за смены каких-нибудь убеждений или чего. Я так поняла, что наверное не то просветление, которое описано. Поэтому у меня множество вопросов к вам! Надеюсь у меня не диагноз…)
С практической точки зрения, вопросы должны быть не о том, каково это жить в собственном доме, а о том, как его построить.
Но если вы не знаете, нужен ли вам этот дом, пытаться склонить себя на какую-то сторону, интересуясь каково это жить в нем, бессмысленно. Вдруг мне нравится, а вам не понравится. Вдруг у меня в доме будут одни ощущения, а у вас другие. Вдруг мой дом в лесу, а ваш в шумном городе. Нет смысла обо всем этом спрашивать — только обманете себя новым способом.
То, что вы описываете, как сдвиг крыши, — это какая-то форма временно измененного состояния сознания. Это интересно, но не то. Есть масса людей, которые регулярно сдвигают себе крышу, но так ничего и не понимают, и есть множество тех, кто ни разу не бывал в измененном состоянии сознания, но все понял.
Олег, спасибо за ответы!
А если в общем посмотреть на вопрос Просветления, то конечно мне хочется избавиться от излишнего внутреннего напряжения или тревог там где они не нужны. И от страха, что Просветление это Конец Жизни. Хотя… да…я вроде торгуюсь!
Неужели это доступно всем?
Абсолютли! Как океан доступен всем рыбам, которые в нем плавают, независимо от того, знают они что плавают в океане или им кажется, что его еще сначала нужно найти.
Но в практическом отношении есть некоторые трудности в том, чтобы из рыбы ищущей океан превратиться в рыбу, обнаружившую, что никогда его не теряла.
Для кого-то это может оказаться довольно трудным предприятием, но нет никаких указаний на то, что для кого-либо это принципиально невозможно.
Всем ли доступен Эверест? Всем. Но некоторым, в силу физической слабости, это окажется труднее, чем другим. А кому-то может просто времени не хватить — болезни, старость и все такое.
Реклама, эта манящая картинка, порой она и порождает массу ожиданий, собственно, которые и мешают просто быть…
Рождаются новые концепции (монстры) о просветлении, да в предыдущих статьях вы хотели указать, как я понял, на важность самого сдвига, а не того, что после него, ибо всего, что после не дано понять, концептуальный ум исказит…
Собственно насчет моего вопроса (ожидания суперспособностей), да, на мысли, физическую боль можно невовлечено смотреть (ладно и смотрящего нет)…но как влияет физическое тело, а точнее уровень сознания на бытие вне привязки к состояниям (допустим, депривация сна в несколько суток, она как-то повлияет на бытие «просветленного»?, как это будет переживаться вами, в вашем текущем состоянии?).
Я понимаю, что это странный вопрос, но я пытаюсь понять это процесс испытывая его крайностями.
Не нужно «просто быть», нужно пахать как проклятому, чтобы вырваться из своих сновидений. «Просто быть» вы сможете только когда проснетесь, а до тех пор вы можете это только имитировать, думая что оно вам поможет. Не поможет! Нельзя «просто быть здоровым» — нужно выздороветь, и тогда здоровое бытие само займет свое место. Невозможно его на себя натянуть.
Никаких сверхспособностей пробуждение ото сна не подразумевает. Организму все так же может быть больно и он будет орать, если этой боли слишком много. Перемена в другом — в том, чтобы даже вопя от боли ясно видеть насколько это неважно. Боль остается, страдание по поводу боли исчезает. Но это не значит, что теперь плевать — больно или нет. Механизм избегания боли работает как обычно.
Спасибо за ответ.
В продолжение темы, этот «сдвиг» сознания как-то поменял восприятия, осознание ночных сноведений, что для тебя сейчас эти сны, как происходит эта грань от бодрствования в одном сне к другому и что для тебя бессознательное состояние сейчас.
Это все не о том. Та перемена, которая происходит, она совершенно в иной плоскости, чтобы влиять на то, что вы описали. Напрасно вы ждете спецэффектов и перемен. Нечему меняться и незачем. Пробуждение совсем не о том.
Олег, спасибо за терпение и ответы… развенчивание собственных «сказок» о просветлении уже само по себе «просветляет» и облегчает:)
Twiterianin,
Концептуальные идеи «смотрящий есть» или «смотрящего нет» равнозначны по сути. Представьте, что в вендинг-аппарате застряла банка с газировкой, чтобы она выпала нужна еще одна банка с газировкой, которая протолкнет первую. Отлична ли по сути первая банка с газировкой от второй?
Непривязанность к состояниям в том, что не имеет значение какое состояние есть. Они лишь видимость и сменяют друг друга.
Вы УЖЕ есть То, что есть. Нечего и некому достигать. Рассмотрите те ожидания, которые как кажется мешают. Что Вы сделали, чтобы эти ожидания создать? Каким образом и кому они мешают?
Олег, после прочтения твоих статей про «просветление», у меня сложилось впечатление, что оно должно решить все психологические проблемы человека разом. Так ли это?
В моём понимании, даже если осознать какая есть жизнь на самом деле, другие тараканы не исчезнут. Просто они не будут представляться какой-то координальной неразрешимой проблемой.
И при наличии в арсенале, человека «просветленного» необходимых инструментов, тараканы будут изгнаны из головы.
Денис, это действительно сложно понять, но говорится оно не ради красного словца: нет никаких проблем и нет никаких тараканов. Есть то, что ими кажется, но это только глюк, мираж, ошибка интерпретации. Как ошибка перевода в иноземном кино, в корне меняющая суть сюжета…
Все что вам искренне кажется проблемой, проблемой не является. Нечего решать, нечего лечить, не от чего спасать. От всей этой путаницы нужно просто проснуться.
Т. е если человек, к примеру страдает от того, что у него нет чего-то в жизни, что жизнь идет не по каким-то сценарию (причем во многих местах), то при просветлении весь этот сценарий обрушиться, и все переживания уйдут разом?
На моей практике, как только облегчил душу от одного «страдания», на его место рано или поздно приходит другое, но это не воспринимается как что-то не естественное.
Сложно это объяснить, но я попробую.
Любое психологическое «страдание”(по сути оно не воспринимается, как страдание), оно воспринимается как желание сходить в туалет. Приспичило, облегчился, и это не беспокоит больше.
Олег, я так понял, ты пишешь не об этом?
И есть ещё какой-то уровень понимания происходящего?
Нет, сценарии не рушатся в привычном смысле. Это больше похоже на то, чтобы заглянуть под все сценарии разом и обнаружить, что нет никакой проблемы в этих сценариях и нет никакой проблемы в том, что они не реализуются.
Борьба со сценариями и страданиями обычным способом — это и есть тот самый круг рождений и смертей, о котором говорят на востоке. Его невозможно остановить — от него можно только очнуться, выйти за его пределы, предоставив ему возможность крутиться дальше без своего участия.
Это действительно другой уровень понимания.
Спасибо, Олег. Теперь кое-что прояснилось.
Я например точно знаю, что пользы от меня никакой сейчас, что если раньше я, завоевывая одобрение и похвалу от людей разбивалась в кровь, теперь же мне пофик на это с большой колокольни, живу, как живу, и все. Но ощущение тупика есть у меня, и я не знаю, может это тоже косяк? Может я уже пришла к тому, к чему нужно, а я все еще сомневаюсь и считаю, что свалилась куда то не туда?
<>
Если бы)) состояние недовольства хотя бы толкает что-то делать с этим, а когда вообще ты как пень?
Последнее ответ на цитату, Олег))
Вы знаете, что однажды все потеряете, и вроде бы готовы к этому, но все равно крайне недовольны надвигающейся перспективой.
т. е. без-оценочность? принимать все, как совершенное? тогда, как определить, куда делать следующий шаг, если все и так тип-топ?
Вы не можете принимать все, как совершенное. И нет смысла рассуждать, как это, когда узнаешь вкус яблока. Узнайте — и думать о том, как это, не придется.
И почините, пожалуйста, шифт на клавиатуре.
шрифт починить, к сожалению не могу, ибо пишу с телефона, ну и что вы предлагаете, если не рассуждать? взять и просто принять, что ваши рассуждения, описывающие ваш опыт, мне все равно не доступны (а так оно и есть)? и читать ваши статьи, накладывая свой опыт, говорить себе, что пойму лишь пройдя ваш или подобный опыт? и зачем тогда писать вам, дабы для себя четче что-то уяснить? мы ж все равно воспримем не так, как могли бы, если бы были вами?