Этот текст — продолжение предыдущей статьи «Что такое просветление?» Начинайте читать оттуда, иначе будет не совсем понятно, о чем здесь речь.
Когда человек готов к прыжку в пропасть — к пробуждению, это еще не значит, что теперь он уже точно все поймет. Самоотречение, потеря интереса к своей личности — это великое достижение, но в контексте осознания истины бытия оно еще ничего не значит.
Можно годами находиться в этом состоянии, так ничего и не поняв, и это совершенно не удивительно — очень уж специфическое усилие требуется, чтобы сделать следующий и последний шаг.
Есть одна шутливая притча на тему духовных поисков, которая очень хорошо иллюстрирует проблему. Учитель рассказывает монахам про Луну — она желтая, круглая, светится, видна на небе по ночам. Монахи внимательно слушают и стараются понять. Учитель продолжает — чтобы ее увидеть, надо просто поднять голову и посмотреть на небо в нужном направлении. Монахи опять слушают и вникают.
Потом, на ночь глядя, один из них жалуется, что давно уже все понимает и уже десять лет медитирует «на Луну», но все никак не может увидеть ее своими глазами. Все остальные монахи с отчаянием в глазах соглашаются и кивают. Тогда учитель психует и бьет монаха кулаком в челюсть. Его голова на мгновение отскакивает вверх и в поле его зрения наконец-то попадает Луна. Он видит ее собственными глазами, вот она — желтая, круглая, светится на небе — все, как рассказывал учитель.
Монах прозрел, пробудился. Остальные, однако, ничего не поняли, но записали в свои монашеские тетрадки — «Чтобы увидеть Луну, надо получить в челюсть от Учителя».
Примерно так все и происходит. Для того, чтобы совершить последний шаг, нужно одно простое усилие, которое кажется непонятным и невероятно сложным исключительно по недоразумению. Ничего технически сложного или энергетически затратного тут нет.
Вся трудность исключительно в том, что совершить именно это усилие просто не приходит в голову — слишком оно необычное, неожиданное и простое, тогда как воображение рисует какой-то сложно постигаемый мистический акт прыжка в бездну.
[[Продолжение — сдвиг сознания и видение Истины]]
Умеете ли вы шевелить ушами? Знаете ли вы, как дотянуться до мышцы, которая ими двигает? Мышца, которой вы никогда сознательно не пользовались, но которая там все-таки есть и всегда готова к работе. Вот и обратите внимание на то чувство неловкости и непонимания, когда внезапно вас просят пошевелить левым ухом. Чувствуете растерянность? Сложно?
Так вот, с тем чтобы шагнуть с обрыва все гораздо проще. Здесь тоже присутствует некоторое затруднение, с тем чтобы понять, в каком вообще направлении действовать. Но объяснить это и научиться этому намного проще, чем вращать ушами в разные стороны.
Проблема только в неожиданности того, что именно нужно сделать, — под этим конкретным кустом никто обычно не ищет, потому что… богатое, под завязку набитое мистической чушью воображение рисует усилия совершенно иного рода. Вместо того, чтобы просто поднять голову и посмотреть на небо, монахи-искатели погружаются в медитацию, сдвигают себе крышу и ждут какого-то «переживания Луны». Разумеется, ничего кроме глюков и снов про Луну они в итоге не видят.
В этом и состоит роль учителя в традиционных духовных системах — в том, чтобы вовремя дать в челюсть или каким-то другим более гуманным способом направить внимание искателя в том направлении, куда тот — погрязнув в своей любимой практике — просто не удосуживается посмотреть. Заставить увидеть или непосредственно передать «видение Луны» ученику он не может, но помочь отбросить все лишнее и посмотреть в нужном направлении — это без проблем.
Не всегда это приводит к осознанию, потому что у искателя всегда остается возможность вовремя закрыть глаза или попросту не поверить, что перед ним самая настоящая Луна, а не очередной какой-то мираж. Но это как раз зависит от того, насколько качественно пройдена фаза подготовительной работы. Если человек все еще держится за себя и свои убеждения, то он не увидит и не осознает Луну, даже если будет ходить по ней собственными ногами.
Есть мнение, что все то же самое может случиться и без чужих подсказок — без гур и учителей. И в общем-то для этого действительно нет никаких препятствий. Наверняка это регулярно случается даже с теми людьми, которые вообще ничего не ищут и не искали. Быть может, даже у не-искателей шансов здесь больше, чем у тех, кто ищет пятый угол годами.
Долгие годы духовной практики, когда человек планомерно закрепляет свои ложные шаблоны и представления приводят к тому, что даже прямая подсказка учителя — «Подними голову вверх, черт тебя дери!» — не приводит к результату, потому что человек думает, что поднять голову надо в каком-то образном, а не буквальном смысле. Он погружается в медитацию, сидит в полной неподвижности и пытается поднять свой духовный взор к духовному небу или же буквально медитирует теперь с задранной к потолку головой.
Человек в хорошем душевном состоянии, не навьюченный тяжелым духовным багажом, воспринимает подсказки гораздо естественней — когда ему говорят поднять голову, он просто поднимает голову. Когда его спрашивают, видит ли он теперь Луну, он шарит глазами по небу и натыкается на Луну. «Вот, это Луна и есть. Знакомься!» — говорит учитель. «Понял, спасибо!» — говорит человек и идет дальше заниматься своими обычными делами: носить воду и колоть дрова.
А продвинутый духовный искатель, так и медитирует…
Таким образом, все сводится к тому, чтобы заставить человека посмотреть в пропасть, и тогда, как говаривал старый безумец Ницше, пропасть смотрит на человека в ответ, и случается то, за чем многие безуспешно гоняются годами или целыми жизнями.
Вообще, это довольно похоже на прыжок в пропасть, который описывает Кастанеда, если конечно, воспринимать его метафорически, а не буквально. Чтобы завершить свою подготовку и отправиться в самостоятельное путешествие, воин должен прыгнуть с высокого обрыва. И если на занятиях по воинскому искусству он учился, а не ворон считал, то до дна ущелья он не долетает, а распыляется на протоны и потом собирается обратно в кучу где-нибудь у себя дома.
Примерно то же самое происходит и здесь, с пробуждением ото сна длиною в целую жизнь. Нужно прыгнуть в пропасть незнания и позволить ему поглотить себя полностью — раствориться и распылиться на ничего больше не значащие отдельные слова и понятия, а потом собраться обратно в привычную личность, как будто ничего и не случилось. Если не свихнешься, сможешь прицепить себе на грудь Орден Октябрьской Звезды.
— Скажите, — обратился он к Кавабате, — а что может значить эта звезда на шлеме? Я полагаю, это какой-то символ?
— О да, — сказал Кавабата. — Символ, и очень древний. Это одна из эмблем Ордена Октябрьской Звезды.
Сердюк хмыкнул.
— Что за орден? — спросил он. — Давали дояркам древности?
Кавабата посмотрел на него долгим взглядом, и угол его рта приподнялся в ответной усмешке.
— Нет, — сказал он. — Этот орден никому никогда не давали. Просто некоторые люди вдруг понимали, что уже могут его носить. Еще точнее, всегда могли.
— А за что он полагается?
— Нет ничего такого, за что он мог бы полагаться.
Но давайте теперь о том же самом безо всяких метафор, поскольку здесь нужно не заблудиться в трех коанах и действительно понять одну очень важную штуку.
Как уже говорилось, есть две разные сущности — сам по себе фактический сдвиг сознания и то, к чему он приводит. Обе они между собой неразрывно связаны. Первое не может не вести ко второму, а второе не может произойти без первого.
Большая загвоздка в том, что практически вся информация о пробуждении, имеющаяся в открытом доступе, касается именно второй части — того, каким видится мир, после того как произошел сдвиг сознания. За редкими исключениями, практически нет никаких сведений о том, как происходит этот самый сдвиг.
Вряд ли это происходит потому, что все знающие люди про меж собой сговорились, чтобы сохранить монополию на просветление. Скорее, это тот случай, когда спрос рождает предложение.
Нечто подобное происходит и в сфере психологии. Здесь тоже есть разница между тем, чтобы стать здоровым и тем, каково это быть здоровым. Или еще очевиднее это можно проиллюстрировать на примере уверенности в себе, за которой все гоняются похлеще, чем за просветлением. Одно дело стать уверенным, и совсем другое — производить впечатление уверенного человека.
Спрос здесь, к сожалению, сконцентрирован на том, чтобы выглядеть, а не стать и быть. И в основном это происходит даже не из-за того, что стать — это сложнее и больнее, чем просто казаться, а именно потому, что без должной внимательности к вопросу разница между одним и другим может быть не очевидно.
Вести себя, как уверенный человек, это для обычного не расположенного к психологии ума равносильно тому, чтобы стать таковым. Или, если не стать, то начать становиться. Кажется, что если долго практиковать уверенное поведение, действительно можно стать увереннее. Но на практике это не работает — таким способом можно развить только способность косить под уверенного.
И вот к психологам с вопросами обращаются две категории людей — одних интересует, каково это быть здоровым и уверенным, других — как стать таковым. Первые собирают информацию, чтобы получше имитировать правильное поведение, словно это бы их приблизило к достижению нужного состояния. Вторые ищут конкретный путь к тому, чтобы стать здоровыми изнутри, безо всяких особых оглядок на то, как это будет выглядеть со стороны. И первых статистически значительно больше, чем вторых.
С просветлением, пробуждением и вообще с духовностью происходит то же самое. Люди больше интересуются атрибутами и свойствами познавшего истину человека, в надежде, что воплощение в себе аналогичных свойств и моделей поведения приведет к желанному освобождению от всех пут. Но это категорически не так.
Можно сколько угодно мечтать о пробуждении, сколько угодно взращивать в себе духовную личность, и начать даже выглядеть просветленно и одухотворенно, но это все не то и не так. Ни к чему это не ведет, а скорее даже, наоборот, уводит от того самого обрыва, о котором мы здесь говорим.
То есть все внимание должно быть сосредоточено на том, что именно представляет из себя сдвиг сознания и за счет чего он вообще достигается, а не на ту картину, которая открывается взору, когда этот сдвиг произошел. Рассказы о Дао здесь абсолютно ничем не помогут, как рассказы об уверенности в себе никак не помогут стать уверенным в себе.
Нет никакого смысла в том, чтобы настраиваться на какое-то особое состояние, в котором как будто бы пребывают те, кто все понял. Дело не в этом. Чтобы увидеть Луну надо просто посмотреть и увидеть Луну. Для это не требуется входить в какое-то особое тонкое медитативное состояние, для этого надо просто задрать голову вверх и посмотреть.
И если кто-то вещает о просветлении, то слушать надо не то, что там говорится о состоянии ПОСЛЕ пробуждения, а исключительно то, что говорится о том, как туда попасть. Практика, а не теория!
К сожалению, почему-то об этом практически никто ничего не говорит. Большая часть литературы и разговоров на эту тему посвящены именно пересудам о том, каково это быть Там и каким видится мир с просветленной точки зрения. Как и с уверенностью в себе, болтать об этом гораздо проще, чем пойти и сделать это. Спрос и предложение.
Итак, что это за сдвиг сознания? Из-за чего весь сыр-бор?
Еще раз. Простите уж за повторения, но это действительно принципиально важный момент. Сам по себе сдвиг сознания — это не Истина. Истина — это то, что становится очевидным, когда сдвиг произошел. Узнать Истину каким-либо иным образом, кроме как пережив этот самый сдвиг, невозможно. Разделите и не путайте эти два понятия — полет в космос и сам космос, сдвиг сознания и то, что становится видно, когда он произошел.
Если вы хотите увидеть все своими глазами, то нет смысла слушать чужие рассказы о космосе и далеких галактиках, надо слушать о том, как именно происходит сдвиг крыши, что это такое, и что для этого нужно сделать. А вот когда увидите, можно будет поделиться впечатлениями и поговорить о том, каково это быть пробужденным. Только больше вам эти разговоры будут не нужны.
Теперь на пальцах. Сдвиг сознания, который приводит к открытию Истины, — это преодоление границ собственных убеждений. Можно сказать, что это выход за пределы своего ума, но такая формулировка придает простейшему процессу развенчания собственных иллюзий ненужный ореол таинственности и мистичности. На самом же деле все очень и очень просто — тем или иным способом нужно прийти к ясному осознанию природы собственных убеждений.
От простого к сложному это делается через развенчание всех своих иллюзий. Начиная с самых примитивных убеждений, вроде того, что деньги делают человека счастливым, и заканчивая самыми тонкими и сложными, вроде веры в свободу воли и отдельное автономное «Я».
Берете то, что вам в жизни кажется абсолютно очевидным и убедительным, и начинаете рассматривать это в микроскоп до тех пор, пока не понимаете, из чего состоит данное убеждение и на что оно опирается. И так одно за другим, пока ум не треснет от ясного осознания внутреннего устройства всех-всех убеждений.
Эту же процедуру предлагает МакКенна — тот редкий случай, когда внимание уделяется тому, что именно ведет к сдвигу сознания, а не просто хождению вокруг да около с загадочным видом. Но и он тоже не особенно утруждается в том, чтобы объяснить суть процедуры — что там важно, а что второстепенно.
Сейчас здесь тоже не стоит задача вывести точный алгоритм прочищения мозгов, ведущий к искомому сдвигу крыши. Главное, чтобы стало понятно, о какого рода работе вообще идет речь.
Весь смысл в том, чтобы ум осознал пределы своих возможностей, а для этого нужно не медитировать и ждать, когда оно само свалится с неба, и не останавливать внутренний диалог, в надежде, что он когда-нибудь заткнется навеки. Наоборот, нужно заставить себя и свой ум работать на пределе сил и возможностей в попытке докопаться до дна своих самых стойких убеждений.
Ум дурачит сам себя тем, что никогда не проверяет своих исходных данных и оперирует теми выводами, которые сделаны на предыдущем этапе размышлений. Без внимательного исследования структуры своих убеждений, создается устойчивая иллюзия того, что они в своей основе имеют какие-то реальные фактические данные. Но если человек берет на себя труд докопаться до сути и найти эти самые исходные факты, он обнаруживает то самое, что приводит к сдвигу сознания. Приходит ясное осознание того, что никаких фактов в основе имеющихся убеждений нет.
И конечно же, это надо не просто понять, а действительно это осознать на своем личном опыте. Верить в то, что ум набит опилками нет никакого смысла. Это нужно обнаружить. А для этого требуется серьезная исследовательская работа, направленная на то, чтобы докопаться до сути и разобраться, есть там какие-то факты в основании имеющих представлений о жизни и о себе или нет.
И вот когда ум обнаруживает свои пределы и на мгновение сбивается с привычного ритма, возникает краткая пауза, которой оказывается более чем достаточно, чтобы своими глазами увидеть Истину — то, как все устроено само по себе, до того, как ум и разложил все по своим бесконечным стеллажам. Сначала сдвиг, потом Истина.
Остается тогда вопрос, что именно называть просветлением — сдвиг сознания или открытие Истины? По большому счету без разницы. Главное понимать, что это разные сущности.
Кто-то называет остановку ума пробуждением, а видение и знание Истины — просветлением. У индусов наверняка это все тщательно разложено по полочкам. Но все это терминологические тонкости, а не суть проблемы. Если ясна суть, то названия больше не имеют значения.
Продолжение: Конец или новое начало?