Буквального ответа на этот вопрос нет и быть не может, потому что сам термин введен неизвестно кем, неизвестно когда и неизвестно ради чего. Однако есть один специфический, скажем так, феномен — нечто такое, что иногда происходит с индивидуальным сознанием и приводит к глубинной трансформации, которую на разные лады описывают и восхваляют различные духовные традиции. И вот об этом вполне можно поговорить.
Пройдя через Это — Просветление, Пробуждение, осознание Истины — человек становится мудрецом, знатоком жизни, но не в том смысле, в котором это можно было бы себе представить. Это далеко не знание всего обо всем, это осознание одного простого факта, который, однако, выворачивает привычный взгляд на себя, мир и вещи вокруг наизнанку.
Можно даже сказать иначе. Это не знание того, чем все вокруг является, а осознание того, чем оно все НЕ является. Это одномоментный выход за пределы всех представлений, через ясное осознание ограниченности любых представлений.
Суть той картины, которая открывается взору, когда «узорная вуаль» иллюзий сорвана, может быть выражена довольно просто. Сложность не в том, чтобы подобрать слова, а в том, что слова эти будут по-настоящему понятны только тому, кто сам это уже видел. Однако тем, кому еще только предстоит через это пройти, эти слова, к сожалению ничем помочь не могут. Увы.
Например, одно из классических выражений самой сути Бытия — «Дао дэ Цзин», текст приписываемый Лао Цзы.
Вот характерное описание оттуда:
В хаосе возникающая, прежде неба и земли родившаяся, беззвучная, лишённая формы. Одиноко стоит она и не изменяется. Повсюду действует и не имеет преград. Я не знаю её имени. Обозначая иероглифом, назову её дао; произвольно давая ей имя, назову её великое. Великое — оно в бесконечном движении. Находящееся в бесконечном движении не достигает предела. Не достигая предела, оно возвращается к своему истоку.
Человек следует законам земли. Земля следует законам неба. Небо следует законам дао, а дао следует самому себе.
Тому, кто видел эту картинку своими глазами, понятно в этом отрывке каждое слово. Понятно не в смысле интеллектуального анализа, а в смысле ясного чувства узнавания того, о чем идет речь. Сами слова не могут передать истины, но вполне неплохо справляются с тем, чтобы на нее указывать.
Но для того, кто еще только на пути к осознанию, те же самые слова служат, в лучшем случае, поэтическим призывом или хитрой заманухой для пытливого любопытствующего ума. В худшем же — кажутся пустой эзотерической болтовней, не достойной внимания серьезного человека.
А теперь добавьте к этому и так не вполне ясному описанию Дао тот факт, что в момент осознания такого положения дел Лао Цзы одновременно осознавал и то, что нет никакой индивидуальной сущности по имени Лао Цзы. Есть только Дао. Попробуйте-ка уместить в голове парадокс, что осознание Дао случается без участия того, кто пытался его найти и осознать. Дао не может быть осознано в привычном смысле, потому что некому совершить этот акт. И тем не менее это осознание случается. Вот такая вот каша с этими духовными делами.
Итак, все есть Дао и нет ничего, кроме Дао. Замените Дао на Бога и вы получите более привычную для западного сознания картинку. Суть от этого не меняется. Что-то есть. Что-то Одно — цельное, неделимое, монолитное. Больше про него ничего сказать нельзя. Но ничего кроме этого нет, и быть вне этого нельзя и некому. Соответственно и достигать здесь тоже нечего, потому что ничто, никогда, никак не может быть не Тем. Все — То.
Далее речь пойдет о том, что же это такое происходит с человеком, после чего он не может больше без смеха смотреть на все свои прежние потуги чего-то достичь, кем-то стать, просветлеть или пробудиться.
[[Далее — просветление, пробуждение, истина]]
Но сначала — дабы не погрязнуть в споре о терминах — надо определиться, какие слова и в каком смысле мы здесь будем использовать. Если слово «просветление» для вас священно и неприкосновенно, рекомендую хотя бы на время выкинуть это из головы. Священных слов не бывает, бывают только священные иллюзии. Отбросьте все и посмотрите на эту тему свежим взглядом. К старым позициям отступить всегда успеете.
Итак, мы здесь не говорим о том, что имеет в виду такой-то умный человек на такой-то странице своей умной книги, когда использует слово «просветление». Слова — это просто слова. Использовать их можно по-разному, и нет ни малейшей надежды на то, что когда-нибудь все люди на свете начнут использовать одно и то же слово в одном и том же смысле. Иногда смыслы будут совпадать, иногда расходиться в противоположные стороны.
Можно сказать, что просветление — это высшее и главное достижение на духовном пути. А можно сказать, что просветление вообще невозможно — именно потому, что человек всегда Там, всегда с Дао, всегда с Богом и так далее. А можно сказать, что просветление — это и есть осознание своей тождественности с Дао, Богу и проч. А можно сказать еще что-нибудь такое, что вообще уравняет просветление с каким-нибудь психиатрическим диагнозом. Почитайте, например, про деперсонализацию — очень занятно!
Короче говоря, пусть слова и точки зрения вас не одурманивают. Не пытайтесь свести воедино все то, что вы слышали о просветлении из разных источников — утонете в противоречиях. Все говорят об одном и том же, но через призму своего личного контекста. Поймите, что имел в виду какой-то отдельный человек, и только тогда двигайтесь дальше. Когда вы все увидите своими глазами, вы ясно осознаете также и то, что казавшиеся противоречивыми высказывания разных людей, едины в своей сути.
И чтобы в дальнейшем разговоре был хоть какой-нибудь смысл, нам тоже придется выбрать одну из возможных точек зрения на исследуемый вопрос, не забывая, однако, об ее условности. Постарайтесь сосредоточиться на сути описываемых явлений, а не на том, какими словами они называются. А если вы привыкли использовать другие термины — Search&Replace вам в помощь.
Итак, повторюсь — мы тут говорим о специфическом явлении, на которое ссылаются все религиозные учения и духовные традиции, как на фундаментальную трансформацию сознания, осознание истины Бытия, воссоединение с Богом и тому подобное. Явление это обросло множеством мифов, и до того самого момента, как Оно случится, разобраться в их хитросплетениях, по меньшей мере, крайне затруднительно.
Если бы была возможность точно описать данный феномен, это давно уже было бы сделано. Сложность, однако, в том, что все самое важное здесь происходит в сфере сугубо индивидуального и субъективного опыта, недоступного для прямого выражения в словах.
Тем не менее, люди, столкнувшиеся с данным явлением на собственном опыте, даже не имея возможности говорить о нем прямо, легко находят общий язык и согласие в том, что прошли через одно и то же переживание и открыли для себя одну и ту же Истину, пусть даже выражать ее они привыкли как-то по-своему. Сам процесс открытия и переживания может сильно отличаться от человека к человеку, но его итог для всех и всегда один и тот же.
То есть что-то такое не вполне понятное с людьми действительно происходит и происходило во все времена. Если Это случается в рамках христианской традиции, то и описываться оно будет с использованием христианских метафор — единого Бога, пронизывающего все Святого духа и так далее. Если Оно происходит с человеком, практикующим йогу, то он опишет то же самое переживание совершенно иначе, но говорить в конечном счете будет то же самое — о Брахмане, как о едином Боге-абсолюте. Буддист скажет что-нибудь про осознание единства сансары и нирваны, или как там у них выражается высшее постижение Единого.
Все это довольно мутно звучит, но сейчас мы в этом попробуем потихоньку разобраться. Здесь, однако, следует сделать оговорку, что автор сего опуса пытается таким образом привести в порядок свои собственные мысли по поводу просветления, отталкиваясь в своих размышлениях от опыта описанного в другом месте — Один маленький сдвиг сознания с очень большими последствиями.
Тут все еще остаются зазоры для возникновения некоторых сомнений, но там где они есть, об этом будет сказано прямо, без попыток прыгнуть выше головы. В общем все по-честному, как обычно.
Подготовка к прыжку
Про эту фазу пробуждения некоторые зарисовки уже были сделаны в недавней статье о подготовке к космосу. Но там основной акцент был на том, чтобы объяснить разницу между подготовкой и фактической процедурой полета и указать на то, что непонимание этой разницы — одна из причин безрезультатности усилий.
Учиться складывать парашют — это одно. Фактически прыгнуть в пропасть — совсем другое. Можно прыгнуть, не умея первого. А можно уметь первое, но так никогда и не удосужиться сделать второе.
Сейчас же речь пойдет о другом важном аспекте этого этапа — о самой сути подготовки. Об этом можно было бы написать отдельную статью и рассказать там длинную версию истории, но пока что попробуем обойтись краткой. Если потребуется, вернемся к этому вопросу еще раз, а здесь рассмотрим только самую суть.
Тому, чтобы произошло ключевое осознание обычно (всегда?) предшествует особое психологическое состояние смирения, сдачи, самоотречения. Потеря всякого интереса к самому себе, но не в депрессивном смысле утраты интереса к жизни, а в форме искреннего и спокойного признания ничтожности всех своих личных усилий, осознания условности всех своих убеждений и приходящее на смену всем тревогам чувство глубокого доверия к тому, что происходит вокруг и внутри.
Балсекар называл это состояние особой «искренностью» — простотой и смиренностью, которые постепенно раскрываются в человеке, заменяя собой привычные эгоизм, капризность, страх перед чужой оценкой и все прочие дурно пахнущие проявления личностного функционирования.
Если человек оказывается у обрыва раньше, чем пройдет через эту фазу самоотречения и самоуспокоения, то перед лицом бездны он испытывает страх смерти — острую форму испуга за себя и свое личное бытие. Иногда человек перешагивает через страх и прыгает в пропасть безо всякой подготовки, рискуя погибнуть или сойти с ума. Но чаще все-таки отступает, будучи неготовым подвергнуть опасности то, что для него дороже всего на свете.
Соответственно, суть подготовительного процесса сводится к тому, чтобы прийти в состояние утраты интереса к собственной личности еще до того, как возникнет реальная угроза ее потерять.
Это же состояние характеризуется общим спокойствием и равновесием и фактически тождественно тому, что считается идеалом душевного состояния в психологии. Психическое здоровье в этом смысле и есть преодоление навязчивой зачарованности собой и переключение внимания на проживание реальной жизни в реальных условиях и опираясь на реально имеющиеся ресурсы, без каких-либо попыток прожить какую-то иную жизнь, чем та, что уже есть, и безо всяких дальнейших терзаний по этому поводу.
Достигается это состояние обычно через серьезную и глубокую психологическую работу (долго!) или через такую же серьезную и глубокую практику медитации (еще дольше!). Но, как уже было сказано, не путайте приведение психического состояния к равновесию и смирению с тем, чтобы подойти к краю обрыва и с широко открытыми глазами сделать шаг в бездну.
Возможен, однако, и иной сценарий, когда состояние готовности к прыжку формируется буквально за несколько часов или дней хорошей точно сфокусированной психологической работы. Это примерно то, что делает ЭСТ, перед тем как вывалить на участников «правду» об устройстве ума, и это то самое, что мы делаем на нашем ежегодном интенсиве в Ярославле в первые три дня занятий, перед тем как подать главное блюдо. Во многих случаях этой экспресс-подготовки оказывается вполне достаточно, чтобы человек не наделал себе в штаны и сохранил осознанность, стоя на краю пропасти.
Чтобы получше себе это представить, можно рассмотреть это в более понятных и земных образах. Представьте себе свой любимый кошелек, в котором лежит толстая пачка купюр самого впечатляющего вас цвета и достоинства — ваша зарплата за последний месяц или гонорар за большой проект, который вы только что сдали.
Страшно ли вам его потерять? Хорошо, если в кошельке лишь маленькая часть вашего капитала — тогда было бы не очень страшно. А представьте-ка, что вы в долгах и ипотеках по самое не знаю, как расплатиться, и что до следующей получки можно и не дожить — кризис, реорганизация, увольнения и все такое прочее. Тогда страшно? Не выкручивайтесь — представьте, что там действительно крупная для вас сумма и она действительно вам очень и очень нужна.
Захотите ли вы, пребывая в таком напряженном финансовом положении, записаться на тренинг, где вам, ради вашего же блага предложат прямо здесь и сейчас не раздумывая выбросить свой кошелек в реку? Не отдать его содержимое организатором, не пожертвовать деньги на чужое благо, а просто выкинуть — вместе с деньгами, паспортом и фотографиями детей. Каково вам будет в этот момент? Нужен вам такой опыт? Сколько вы готовы заплатить за такой тренинг?
А теперь представьте, что волею судеб вы вместе со своим туго набитым кошельком оказались в тайге — в маленьком домике в лесу, где денежные купюры пригодятся разве что для растопки костра. И представьте, что после несколько болезненного периода адаптации к лесной жизни вы действительно ее оценили и полюбили.
И вот вы уже год живете в лесу на полном самообеспечении. Все самое необходимое добываете самостоятельно, а то, чего не хватает обмениваете в деревне на часть своей лесной добычи. И на первую годовщину такой жизни вы вдруг с удивлением осознаете, что совершенно забыли про свой туго набитый кошелек. Забыли потому, что ему больше нет никакого применения в вашей жизни и никакой больше интерес не направлен на то, чтобы он не худел, а становился все толще. Вы даже забыли сколько там лежит денег.
Толщина кошелька перестает быть для вас гарантией безопасности и выживания. Теперь вы иначе смотрите на мир, у вас иные приоритеты, иное понимание жизни и того, что в ней на самом деле важно. Так, страшно ли вам будет потерять свой кошелек, находясь в этой точке своего жизненного пути? Страшно ли терять то, интерес к чему уже давно утерян естественным образом?
В этом и есть суть подготовительного этапа — прийти в такое состояние, где интерес к себе, к собственной туго набитой красивыми купюрами личности был бы утрачен. Это не какой-то волевой отказ от одной внутренней валюты ради другой, а глубокое осознание того факта, что личное достоинство — это просто кипа разрисованных бумажек.
И когда это ясно, тогда человек перестает носиться с собой и беспокоиться о собственном номинале — его внимание наконец-то переключается на окружающую действительность и он видит вокруг чудесный лес, где всегда и всего более чем достаточно.
Да, за каждым кустом подстерегают опасности, но они всегда были там и всегда там будут. Кошелек и личное достоинство лишь маскировали их, но не могли от них по-настоящему защитить, как не могли бы защитить от голодного волка в лесу. А какой тогда от них прок, кроме ложного чувства безопасности? Какой смысл держаться за то, что является не спасением, не высшей ценностью, а лишь бессмысленным тяжким бременем?
И вот теперь человек готов к прыжку.
Продолжение: Прыжок в бездну незнания.