В выходные прошел пробный семинар. Как обычно, запланированного времени не хватило — оба дня занятия длились по 5 часов, а в итоге договорились еще провести пост-семинар через неделю, чтобы разобрать вопросы, которые возникнут в процессе осмысления материала. Кстати, это нововведение с дополнительной сессией вопросов-ответов распространим и на рабочий семинар.
Каждый раз на занятиях хочется рассказать все-все-все, и из-за этого никакого времени не хватает. В связи с этим возникла идея изложить вступительную часть семинара в виде статьи — и суть семинара будет понятнее, и времени немного сэкономим.
Существует такая — довольно обширная — категория людей, которые никогда в своей жизни не сталкиваются с проблемами управления своей жизнью. По сути, им безо всяких дополнительных знаний и усилий вполне удается наладить в своей жизни продуктивный рабочий процесс.
Можно считать, что им повезло — многие вещи в этой жизни им достаются без особых усилий и душевных терзаний. Они легко заводят друзей, легко встраиваются в любую компанию, легко выбирают свою профессиональную стезю в жизни и легко в ней продвигаются. В их жизни случаются проблемы, но для них отлично срабатывает принцип 100 друзей и любые другие журнальные советы на все случаи жизни. Их взгляд с оптимизмом устремлен в будущее, а сегодняшний день полон событий. Им некогда грустить: у них либо много работы, либо много развлечений. И по этой же причине им некогда задумываться…
Эти люди не хватают звезд с неба, но зато в их жизни все исключительно нормально, стабильно, безопасно и весело. Они живут легко и относительно беззаботно и им сложно даже представить, что в жизни могут быть какие-то серьезные проблемы, ведь жизнь — это так просто!
Сказать, что они глупы или примитивны, ни в коем случае нельзя: порой эти люди достигают высокого социального положения, обладают развитым умом, обширными познаниями и твердой волей в достижении своих целей. Сказать, что они настолько от рождения мудры, что жизнь представляется им разгаданной загадкой, тоже нельзя — большинство из них проживают жизнь совершенно бессознательно. Не зная вопроса, они не замечают, что у них нет ответа… но их это нимало не заботит.
Секрет их скромного счастья в том, что их внутренний мир с его основными ориентирами и предпочтениями чудесным образом соответствует тому набору социальных стереотипов, которые проповедуются в нашем обществе. Общепринятые человеческие ценности вызывают у них внутри ощущение глубокого согласия, и это не ложное чувство — они действительно всей душой разделяют основные социальные ориентиры и даже готовы защищать их на баррикадах. Поэтому в нашем мире они чувствуют себя, как дома, — все здесь им понятно и близко. Они — утки среди уток. В этом их везение и в этом же их проклятие.
В противоположность им есть другая категория людей, и если это не первая статья, которую вы читаете на этом сайте, то, вероятно, и вы тоже относитесь к этой категории. Это люди, которые, попав в этот мир, с самого первого дня испытывают определенное замешательство — по какой-то неведомой причине они чувствуют себя чужими на этом празднике жизни.
Некоторые ощущают этот диссонанс не так уж и сильно — скорее, в форме легких тревог и сомнений. Большинству из них удается себя убедить, что жизнь трудна для всех, и нужно просто приложить дополнительные усилия. И у них это получается — они находят свое место под солнцем и проживают свою жизнь вполне удовлетворительно…
Но есть и другие — те, чей разлад с окружающей действительностью настолько значителен, что ни о каком удовлетворительном существовании в имеющихся условиях для них речи быть не может. Что-то глубоко у них внутри никак не хочет соглашаться с существующим порядком вещей и требует к себе внимания так настойчиво, что никакие самоувещевания уже не помогают. Им приходится тяжело, и им приходится с этим что-то делать.
Одни пытаются изменить мир, и большинство из них погибает на баррикадах. Другие — пытаются изменить себя и гибнут от неизбежных психозов. Первым советы не нужны — они для этого слишком воинственны. Вторым советы уже достаточно «помогли» — от того у них крыша и едет. Есть еще и третьи — те, которые не пытаются ничего изменить. Эти просто сидят на месте и жалуются на жизнь. И все они неправы в равной степени.
Бунтовать против существующих порядков бессмысленно — традиции и правила любого общества прочно обоснованы статистическим соответствием. Большинство правит бал. А если какая-то группа людей, в силу каких-то особенностей, не умещается в имеющиеся рамки, то изменения в традициях и установках произойдут сами собой, как только эта группа станет статистическим большинством. Не раньше.
Воевать с собой бессмысленно по той же причине: перестройка внутренних ориентиров и моделей поведения возможна, но для этого нужны куда более веские основания, чем желание ума соответствовать общепринятым стереотипам. Поведение регулируется стимулами, поступающими с разных сторон, но что бы ум о себе ни думал, он не является значимым стимулом — его мнение сугубо совещательное. Но именно ум призывает к переменам и победе над собой, а единственный результат, которого он в своих требованиях добивается — это испорченное настроение.
Жалеть себя и жаловаться на жизнь — путь тупиковый. Тут и говорить особо не о чем. Нужно только обратить внимание, что он ничем не хуже первых двух вариантов. Верить в возможность перемен или верить в их невозможность — это одни и те же яйца с разных ракурсов. Ловушка в том, что и первые, и вторые, и третьи верят в необходимость перемен. А дальше — что бы они ни делали, все это будет одним сплошным театром абсурда.
Всем им не хватает понимания одной фундаментальной истины — то, что есть, не нуждается в изменениях — оно хорошо именно таким, каково оно есть. А в переменах нуждается только точка зрения о необходимости перемен. В этом заблуждении их проклятие, но в нем же и их шанс на преображение.
Утки, живущие среди уток, проводят свою жизнь в достатке и довольстве. В этом им можно позавидовать, но есть и обратная сторона медали — у них никогда не возникает достаточного уровня внутреннего напряжения для того, чтобы начать задавать себе вопросы о природе и смысле своего существования. Им кажется, они знают все ответы — их жизнь и есть ответ! — но участь их в этом вопросе печальна. Они подобны ребенку, которого с самого рождения усадили за компьютер с запущенным тетрисом и выдавали ему еду соразмерно набранным очкам. А теперь он — взрослый уже человек — сидит за тем же тетрисом и верит, что это и есть Жизнь, а верхняя строчка игрового рейтинга — высшая цель существования.
А те, кто с самого начала в имеющуюся систему координат не вписались, находятся в обратной ситуации. Они несчастны с самых ранних лет, но это внутреннее напряжение, которое не дает им покоя, — это их шанс задать однажды правильный вопрос и, может быть, найти на него ответ. Всякому развитию предшествует страдание, а уж страданий у них хоть отбавляй.
К сожалению, им редко случается взглянуть на свою ситуацию как на благословение. Поддаваясь социальному гипнозу, они легко верят в то, что их положение прискорбно и заслуживает то ли жалости, то ли порицания. Они оказываются в положении гадких утят, которым достаются одни лишь насмешки. Но главная трагедия ситуации в том, что с годами они совершенно теряют веру в себя, и даже если где-то среди серого пуха пробиваются белые перья, они самолично вымазывают их в грязи, чтобы не отсвечивать и не привлекать к себе лишнего внимания.
Они не хотят становиться лебедями — всю свою энергию они тратят на то, чтобы стать более похожими на уток. Они учатся дисциплине, они тренируют волю, они изучают различные методики и ходят на семинары… но чем больше сил они тратят на оттачивание навыков мимикрии, тем в более тяжелом положении оказываются. Большинство из них так и заканчивают свою жизнь, оставаясь гадкими утятами, которым стыдно за сам факт своего существования.
Но все-таки время от времени находятся среди них те, кто идет на риск довериться собственной сущности, какова бы она не была. Не все они в итоге оказываются лебедями, но именно они, поверив в себя и расправив крылья, часто оказываются на самой вершине пищевой цепи. Это они совершают открытия и привносят в этот мир что-то новое, это они протаптывают новые тропы, по котором за ними пойдут все остальные, это их мировоззрение ложится в основу новых социальных устоев и традиций…
Комментарии
Каждый раз, когда читаешь статьи о двух группах людей, условно назовем их просветленными и темными, по умолчанию нутро стремится причислить себя к первой, что часто человек и делает, не задумавшись. А у меня вечно встает вопрос, а действительно ли я достоен отнестись к первой группе или я лишь мгомнящее о себе без повода существо? От ума ли мое горе или от глупости, хотелось бы это понять
Олег,этой статьей, вы даете надежду на нечто большее тем кто вдруг решил, что он не такой (а так думает 100% населения земного шара). Как бы выманиваете гордость из домика, ну пойди пойди поищи вопрос! на на на вкусняшку)
Но ведь ответов не будет, и вопросы напрасны. Все эти маски -“уток” точно такая же сущность, ни чем не хуже -“лебединой” сущности. И кто скажи те мне разберет в чем его предназначение? Кто найдет сущность? Ну кто?
Классная статья, очень хороший элемент к общему паззлу. Очень не хватает именно таких статей – про корни психологических проблем. Таким как я абстрактно мыслящим людям очень важно понимать общую картину, поверить в нее – из понимания первопричин рождается интерес к тому, чтобы провести какую-то работу.
Побеждать проще всего там, где не веришь в необходимость и важность победы…
Просто шикардос, слов других нет. Это из той же серии, что и:
…Будьте последними. Идите по миру так, словно вас и нет. Не будьте компетентны, не пытайтесь доказать свою значимость – это не нужно. Оставайтесь бесполезными и наслаждайтесь… (Лао-Цзы)
На словах всё просто и понятно, но в жизнь всё это воплощается очень тяжело, и даже незаметно, что аж не получается собой возгордиться ))). Думается, что я понимаю смысл семинаров, они дают методологию, а это дорогого стоит… не то что там какое-то понимание.
Ну они и не мучаются из-за баб Клав. Они страдают, например, от неразделённой любви или ещё чего-нибудь. Захотелось бы пострадать а повод найдётся)))
Смысл в том, что, когда тебе от человека что-то нужно (неважно что), он приобретает на тобой власть.
"Утки, живущие среди уток, проводят свою жизнь в достатке и довольстве. В этом им можно позавидовать, но есть и обратная сторона медали — у них никогда не возникает достаточного уровня внутреннего напряжения для того, чтобы начать задавать себе вопросы о природе и смысле своего существования. Им кажется, они знают все ответы — их жизнь и есть ответ! — но участь их в этом вопросе печальна.
А те, кто с самого начала в имеющуюся систему координат не вписались, находятся в обратной ситуации. Они несчастны с самых ранних лет, но это внутреннее напряжение, которое не дает им покоя, — это их шанс задать однажды правильный вопрос и, может быть, найти на него ответ. Всякому развитию предшествует страдание, а уж страданий у них хоть отбавляй. К сожалению, им редко случается взглянуть на свою ситуацию, как на благословение.
Но все-таки время от времени находятся среди них те, кто идет на риск довериться собственной сущности, какова бы она не была. Не все они в итоге оказываются лебедями, но именно они, поверив в себя и расправив крылья, часто оказываются на самой вершине пищевой цепи. Это они совершают открытия и привносят в этот мир что-то новое, это они протаптывают новые тропы, по котором за ними пойдут все остальные, это их мировоззрение ложится в основу новых социальных устоев и традиций…"
Интересные мысли. Вот только не известно, насколько эта теория подтверждена реальными фактами.
Попробую теперь расширить эту идею с отдельного индивидуума на общество в целом. Выходит, если в обществе существует некий фактор, который провоцирует у людей достаточный уровень внутреннего напряжения, то с большей вероятностью данное общество будет интенсивно развиваться, причем развиваться в разных аспектах (наука, искусство, философия, техника).
И такое общество есть. Как можно уже догадаться – это наша с вами Западная цивилизация.
И я подозреваю, что сей "неприятный" фактор душевного напряжения – ни что иное как ХРИСТИАНСТВО.
Статья как и всё ранее – новый шаг в понимании себя. Думается , что Олег развивается вместе с нами. Ключевое слово- развивается, он где то тааам, а мы ещё здесь)), но развивается. И это, лично мне , нравиться, так как он честен с нами.
Но я бы не выделял уток и лебедей, я бы оставил просто уток. Все мы утки. Просто жизнь сложилась так, что мы бунтуем против правил, преклоняеясь перед ними. Если считать лебедя, человека просто задавшимся вопросами о себе, то это все без исключения. Лебедь – это мистическая фигура , переступившая через свои страхи, правильно взбунтовавшись против системы, перевернувшись ценности общества в пользу своей гармонии. Опять же спорный момент , где великие мира сего вроде как лебеди, а может они удачиливые невротики?
О настоящих лебедях мы ничего не знаем, они вроде как есть, и вроде бы их нет.
Нет, потому что они себя не афишируют, они занимают своё место в жизни и этим проживают счастливую жизни, а те , которых мы знаем , разве они лебеди? Я не уверен.
У Олега ранее была статья про осознание и понимание, которая как нельзя иначе иллюстрирует уровень подхода к проблеме.
Утки понимают, и то меньшинство за что и страдают, лебеди осознают.
Даже если вам сказать как именно сделать жизнь абсолютно счастливой , то в лучшем случае вы это поймете, но никак не осознаете и станете счастливым.
Страдание в невозможности изменить обстоятельства, даже просто изменить .Из этого следует, что самая несчастная группа- это мы с вами, люди на перпутье , которые ничего не могут с собой поделать, но вынужденные подчиняться общим правилам.
Но как не могут, разве это сложно взять и осознать бессмысленность Личности?
Ну ка, кто похвастается что он Будда?
Олег , вы прекрасно написали то что происходит во внутреннем мире , скажем так “социальных неудачников(гадких утят/потенциальных лебедей)” , причем то что вы здесь описали , так или иначе напрямую затрагивает концепцию “судьбы” . Ведь , чаще всего “судьба-злодейка” бывает как раз таки у лебедей, а уткам от такой судьбы не дано задать себе вопросы(они обвинят обстоятельства). В общем, чувствуеться что вы сказали все это , как будто с высоты прожитых лет . Как будто вы неоднократно наблюдали и сопоставляли жизненые пути разных людей, и утят , и гадких утят и в конце концов лебедей . Очень поучительно.
Олег, спасибо вам ваши статьи и за то, что вы есть! :)
Я вот думаю, а откуда берется эта лебединость? Думаю это не врожденный фактор, а фактор воспитания. Точнее совокупность какого-то типа мышления и воспитания.
Например как получается полноценная утка: это когда воспитатели проявляют какую-то долю внимания к личности ребенка при этом манипуляциями навязывают определенную роль т.е здоровое внимание и манипуляции проявляются в соотношении 30/70 %. Тогда Я ребенка при полном доверии к родителям олицетворяет себя с этой ролью, и эта роль спокойно проживает социальную жизнь за него.
Как может получиться лебедь: когда воспитатель полностью уважает Я ребенка, не использует его для удовлетворения своей гордыни и жалости, создает для него правила не связывая эти правила с хороший/плохой(не на словах естественно, а на деле). Тогда ребенок спокойно развивается, узнает свое Я, повзрослев проживает свою жизнь. Но такое воспитание в социуме крайняя редкость.
Как получается гадкий утенок: Когда воспитатели используют чрезмерное количество манипуляций, используют ребенка для смысла жизни, для отыгрывания гордыни , для жалости к себе, для чего угодно, абсолютно не предполагая что ребенок не пластилин и может быть не таким как хочется. Тогда ребенок отгораживает свое Я от навязывания «каким он должен быть» защитными реакциями, и формирующаяся роль не связывается со своим Я, оттуда в следствии возникают такие сильные душевные переживания, вроде где-то внутри человек чувствует что играет роль, но так как эта роль не связана со своим Я, Я вообще не реализуется. И избавиться от роли не получается, так как мешают страхи, чувство вины и т.д. Но даже если предположить что человеку хватило смелости избавиться от роли, тут встанет другая проблема, ведь само Я никак не развивалось несколько десятков лет, это как родиться сразу взрослым человеком не имея тех навыков познания себя, которые должны были произойти от рождения и к этому возрасту. Т.е полная жопа.
Это только мои теоретические предположения, как думаете есть в этом доля истины?
Ну не совсем так. Там просто описаны три пути выхода из ситуации, которые лебеди используют.
Но все-таки в статье одним абзацем мелькает мысль, что:
Не та мораль. Лебедь просто не знал, что на встречу нужно приходить с подкачанными ребятами)
Я лебедь. Стала ли я счастливее от осознания этого несколько лет назад? Вряд ли. Иногда я завидую уткам – они знают , что делать и куда идти, и у них нет внутреннего конфликта при этом. А у меня только вопросы без ответов..
По-моему, образ уток не убедителен. “Утки, живущие среди уток, проводят свою жизнь в достатке и довольстве”. А откуда корм? Мне кажется, что утки, напротив, проводят всю жизнь в погоне за кормом, в борьбе с другими утками, в конкуренции. И, может, именно поэтому им некогда задаваться вопросами и искать ответы?
Очень хорошая статья, очень понравилась.
Прикол в том, что свою сущность еще понять, осознать и принять надо. Или воображение и иллюзия заменит реальную сущность, на воображаемую. :)
"у них никогда не возникает достаточного уровня внутреннего напряжения для того, чтобы начать задавать себе вопросы о природе и смысле своего существования"
По-моему, спорно. Так уж и никогда? Социальная успешность это такое непреодолимое препятствие, чтобы начать задавать вопросы? Среди философов не было социально успешных? И всегда ли внутреннее напряжение обусловлено чем-то внешним?
А мне кажется, что всё ещё проще – все люди и правы, и не правы одновременно. Тут даже врать не надо, всё равно никто не знает что и как на самом деле, так только – предположения. А может правды и вовсе нет, хотя… может всё правда? )))
Одни делают вид, что знают правду или хотя бы дорогу к ней, а другие выбирают, чьим речам и обещаниям верить. Но все одинаково в неведении, хотя некоторые думают, что это и не так.
Короче все мы утки, и все мы умрём, и вообще смысла нет, а лебеди в нирване