Карлос Кастанеда, страшный и ужасный. Властитель дум, изменивший своими книгами многие жизни. Человек без личной истории. Невольный идол и вдохновитель психоделической революции, породивший целую плеяду паразитов-подражателей. Он начал свой путь как молодой ученый, а закончил то ли растворением в своем собственном мифе, то ли сумасшествием. Все знают о нем, но никто не знает его самого.
Его книгам можно отказать в фактической достоверности, его самого можно упрекнуть в опошлении собственных же идеалов, можно обвинить его во лжи, но нельзя отнять того, что написанные им «сказки о Силе» остаются великолепным выражением поэзии и сущности духовного поиска.
Вы ведь помните начатый еще год назад цикл Не сотвори себе кумира? И если кто-то так подумал, то, нет, я его не забросил, и как раз к годовщине сайта приготовил очередную статью. В первую очередь, она обращена к тем, кто уже читал Кастанеду и имеет хотя бы общие представления о том, кто он такой и о чем его книги. Но по всем основным позициям можно провести параллель и с любой другой системой духовного поиска, которая вам может быть знакома.
Для тех, кто не в теме. Кастанеда — американский то ли писатель, то ли антрополог, то ли мистик. Прославился тем, что написал серию книг-отчетов о своем обучении у индейского шамана дона Хуана, реальное существование которого, однако, осталось под вопросом. Общую информацию можно почерпнуть из Википедии — там достаточно толковая обзорная статья. А мы перейдем к сути дела.
Основная критика свалилась на Кастанеду из-за первых двух его книг, где больше внимания уделяется магическим практикам, сопряженным с приемом различных естественных галлюциногенов. И хотя Кастанеда не подразумевал никакой наркотической пропаганды, так вышло, что первые книги были многими восприняты, как призыв лизать марки, жевать кактусы и курить траву.
Но начиная уже с третьей книги, Кастанеда сам признает, что, неправильно расставив акценты, совершил ошибку, и теперь заново рассказывает ту же самую историю, но уже в совершенно другом ключе. Именно с третьей книги начинается тот Кастанеда, который по-настоящему изменил ход многих личных историй.
На этом тему «наркотической» опасности кастанедовских книг закрываем, как банальную и скучную, и переходим к психологическому их воздействию, которое куда интереснее.
Дон Карлос
За всей мистической атрибутикой книги Кастанеды скрывают совершенно простую и четкую систему взглядов, которая, однако, часто ускользает и от самых рьяных его почитателей.
Здесь и далее я намеренно буду подразумевать, что автор данной системы именно Кастанеда, дабы на корню отсечь все сомнения на тему реальности дона Хуана. В конце концов, совершенно не важно, кто автор.
Концепция, предложенная Кастанедой, в мельчайших подробностях описывает путь подготовки ученика от полной его социальной бессознательности до состояния просветления. Там есть все: от решения базовых социально-психологических проблем, которыми занимается обычная наша психология, до технологии достижения принципиально иных и более высоких состояний сознания, которыми обычно занимаются духовные учения.
Сложность понимания книг Кастанеды заключается в том, что книги эти — художественные, и как таковые, они не имеют своей прямой целью стройного изложения эзотерической системы знания. И хотя Кастанеда несколько раз пытается разложить все по полочкам, целостную систему можно восстановить только после многократного прочтения и осмысления.
Но отличное литературное обрамление само по себе оказывает мощное влияние — оно действует, как ловушка для ума, заставляя его в погоне за сюжетом, все глубже погружаться в магический мир. А формат дневниковых записей, придает повествованию почти осязаемую реалистичность и зовет читателя войти в приоткрытую перед ним дверь.
Что ни говори, а Кастанеда — отличный писатель, умеющий увлечь читателя за собой, оторвать его от земли, от привычных умственных построений и зашвырнуть его в совершенно иной мир — таинственный, пугающий, непредсказуемый, но сказочно манящий.
Основная канва повествования разворачивается вокруг Пути Воина — особого мировоззрения и соответствующего образа жизни, который постепенно трансформирует обычного социального человека в настоящего мудреца, Человека Знания. Оба эти понятия условные, поскольку никакой особой воинственности и никакого конкретного тайного знания тут не подразумевается. Это просто образы, хорошо передающие суровый дух противостояния собственным демонам.
В других традициях Путь Воина соотносится с системой практик, необходимых для очистки и подготовки сознания к будущей трансформации, а просветление, которое наступает, когда сознание окончательно к этому готово, соответствует статусу Человека Знания. Как говорит дон Хуан, — «Когда становишься человеком знания, путь воина заканчивается».
Таким образом, Путь Воина — это своеобразный мостик из социально обусловленного состояния сознания, к состоянию вне всяких условностей, к полной Свободе, которая и есть конечная цель всякого Пути.
Принципы Пути Воина безо всяких противоречий включают в себя всю современную психологию, и даже сверх того — далеко выходят за ее рамки. Черпал ли Кастанеда вдохновение из уже существующих учений или творил что-то свое — тоже не так уж и важно. Даже если это просто талантливая компиляция, ее ценности это не умаляет.
Язык Кастанеды простой и хлесткий, он сбивает с ног, не оставляя читателю шансов ускользнуть от правды о самом себе. А выразительной четкостью формулировок и бритвенной остротой сделанных наблюдений, Кастанеда легко затыкает за пояс всех академических психологов, вынужденных из соображений политкорректности ходить вокруг да около. У Кастанеды талант называть вещи своими именами, и этому у него стоит поучиться любому психологу.
Теоретическую базу и практическую сторону Пути Воина описывать здесь бессмысленно — задумчивые исследователи целые тома по этому поводу исписывают. Коль появится такой интерес, можно будет эту тему продолжить в других статьях, так что пишите заинтересованные комментарии. А пока двигаемся дальше.
Шило на мыло
Каким образом люди вообще попадают в эзотерику? Откуда возникает желание променять теплую и уютную привычную жизнь на невзгоды и тяготы Пути Воина?
Первая, самая распространенная и самая нездоровая причина — это самообман неудачника. Раз ничего не получается — пойду в воины. Такие люди составляют основной костяк любого мистического течения. Их привлекает возможность встать в позу и продемонстрировать всем вокруг свою возвышенную необыкновенность. Кто-то потом эту стадию проходит и двигается дальше, а кто-то застревает в ней до самого конца.
Вторая причина — своеобразный духовный нонконформизм, романтика поиска или побег от скуки. Для этих людей Путь Воина становится хобби — необычным развлечением, которому можно уделять некоторое количество свободного времени, а потом хвастаться перед друзьями своими открытиями. Опять же, некоторые из них потом идут дальше, но большинство просто находят себе другое развлечение.
Третья группа самая малочисленная — это те, кого сама жизнь поставила перед выбором, те, чье выживание находилось на грани, а Путь Воина стал единственным возможным выходом из ситуации. Таких людей немного. Иногда, они встречают своего дона Хуана, как это было с Кастанедой (он, кстати, был тогда на грани самоубийства), иногда, ищут свой путь на ощупь, иногда, находят своего учителя внутри, как это было с Юнгом.
Так или иначе, никто по доброй воле не станет покидать насиженное место.
Только дырявый горшок может пытаться стать человеком знания по своей воле. Трезвомыслящего человека нужно затягивать на путь хитростью. Найдется масса людей, которые с радостью захотят учиться, но эти не в счет. Обычно они уже с трещиной. Как пересохшая бутыль из тыквы, которая с виду в порядке, но начинает течь в ту же минуту, как только в нее наливают воду и появляется давление.
А вот цитата из мира психологии.
Только принуждение заставляет шевелиться природу, в том числе и человеческую. Без нужды ничего не изменяется, и менее всего человеческая личность. Она чудовищно консервативна, если не сказать инертна. Только острейшая нужда в состоянии ее вспугнуть. Так и развитие личности повинуется не желанию, не приказу и не намерению, а только необходимости: личность нуждается в мотивирующем принуждении со стороны судеб, исходящих изнутри или приходящих извне.
…но также сознательное моральное решение должно дать свою силу процессу личностного развития. Если первое, т. е. необходимость, отсутствует, то так называемое развитие будет простой акробатикой воли; если отсутствует последнее, а именно сознательное решение, то развитие увязнет в тупом бессознательном автоматизме. Однако решиться на собственный путь можно только в том случае, если он представляется наилучшим выходом.
Путь Воина — это лишь противовес обычной социальной жизни, а не самостоятельная ценность. «Воинская» система ценностей нужна только для того, чтобы вырвать человека из привычной колеи, из привычной системы взглядов, но менять шило на мыло совершенно бессмысленно. Суть и цель Пути Воина не в том, чтобы подчинить себя более правильным ценностям, а в том, чтобы отказаться от ценностей вовсе.
В противном случае, если не происходит полного отказа от всяких ценностей, человек оказывается распятым на кресте противоречащих друг другу принципов. Вера в праведность Пути Воина не позволяет больше наслаждаться обычными социальными играми, а подавленные, но не отброшенные, социальные интересы никак не дают целиком посвятить себя воинскому образу жизни.
Возникает чудовищный внутренний конфликт, от которого человек становится дважды неуверенным в себе: теперь и член общества из него никудышный, и воин паршивый — ни то, ни се. И от этого на душе становится совсем тяжело.
Путь Воина — это лишь клин, который нужен, чтобы выбить другой клин. Не более того. В конечном счете, важна верность самому себе, а не тому или иному образу жизни. Система ценностей Пути Воина важна, как точка опоры, которую можно использовать, чтобы перевернуть мир привычных своих взглядов. Делать же из него религию — крайне опасно.
Сверхспособности
вместо просветления
У йогов есть замечательная метафора, которая хорошо иллюстрирует данную проблему. Они говорят, что есть путь, а есть цветы у дороги. Цветы эти красивые и чудесно пахнут, но не они являются целью путешествия, они его лишь сопровождают, да и то не обязательно.
Описанный Кастанедой мир магов с их способностями превращаться в животных, мгновенно перемещаться в пространстве и быть в двух местах одновременно — это только цветы у дороги. Сущность Пути Воина не в том, чтобы развить в себе эти умения, и реальное продвижение по пути никак от них не зависит. Дерево рубят — щепки летят, но никак не наоборот.
Сверхспособностями больше всего увлекаются как раз те неудачники, которые не смогли утвердиться в социальной жизни, а теперь хотят утереть всем нос своими магическими фокусами. Иногда, это у них получается, но психологически они так и остаются наивными маленькими человечками с непомерными амбициями.
Кастанеда неоднократно обращает внимание на то, что конечная цель пути — Свобода, и в первую очередь, это свобода от потребности в самоутверждении, в утешении, в признании. Чувство собственной важности — это очень тяжелая ноша. Можно стать настоящим магом, но так остаться при этом полнейшим ничтожеством.
А посмотрите, чем заполнены форумы любителей Кастанеды — одно сплошное самолюбование и погоня за спецэффектами. Как и предрекают индусы, в эпоху Кали-Юги дешевая демонстративная эзотерика становится очень популярной.
Настоящий Путь Воина совершенно бесхитростен — нечем хвастаться и не перед кем. Ни крыши над головой, ни твердой почвы под ногами — одна сплошная неизвестность и полное одиночество. «У воина нет ни чести, ни достоинства, ни семьи, ни имени, ни родины, есть только жизнь, которую нужно прожить» — кому нужно такое путешествие?
Акция личностного развития — это, на взгляд постороннего, непопулярное предприятие, малоприятное уклонение от прямого пути, отшельническое оригинальничание. Поэтому неудивительно, что издавна лишь немногие додумывались до столь странной авантюры. Если бы все они были глупцами, то мы имели бы право исключить их из поля зрения нашего интереса как духовных «частных лиц». К несчастью, однако, личностями являются, как правило, легендарные герои человечества, те, кто вызывает восхищение, любовь и поклонение, истинные чада божьи, чьи имена «не прейдут в эонах». Они — подлинный цвет и плод, семена, порождающие древо рода человеческого.
Культ отсутствующей личности
Другая опасность, подстерегающая доморощенных воинов, — это желание вступить в то или иное сообщество любителей Кастанеды.
Многоуважаемая РПЦ в своей книге по (популярному) сектоведению перечисляет несколько организаций, действующих в этом направлении, в том числе, и в России.
Сей любопытный документ называет Кастанеду основателем секты, но основную критику направляет не на сущность учения, а на деятельность этих самых центров, групп и обществ свидетелей последователей Кастанеды.
Но опасность не в том, что, гипотетически, можно попасть под влияние этих горе-сектантов от Кастанеды, а в самом стремлении найти себе духовное пристанище, круг сообщников-единомышленников.
Вокруг всякого значимого учения рано или позно начинают возникать разного рода тусовки. Люди общаются между собой, делятся опытом, открытиями и переживаниями, и на каком-то этапе такой взаимообмен вполне может способствовать настоящему развитию. Но если задержаться внутри такой тусовки дольше необходимого, она быстро перестает быть подспорьем и становится препятствием для дальнейшего развития.
В случае кастанедовского учения все осложняется еще и тем, что оно само подразумевает создание своей группы. У дона Хуана была группа магов, у Кастанеды тоже была, вот и читатели считают, что им срочно нужно искать себе группу или сколачивать свою собственную.
То же касается и поиска своего личного дона Хуана. В книгах несколько раз упоминается, что только учитель может показать ученику «темную сторону силы». И вот едут в Сонору последователи Кастанеды со всего мира, собирают кристаллы, ищут мескалито, бродят по пустыне, собрав глаза в кучу, и пристают к старым индейцам в потрепанных шляпах. А другие, кому подобный активный поиск не по карману и не по духу, вздыхают и вообще отказываются от всякого поиска — нет дона Хуана под рукой, значит придется жить обычной жизнью.
Однако настоящий поиск всегда происходит в одиночестве, наедине с собой, и чем дальше, тем более глубокого внутреннего уединения он требует. Учитель, гуру или бенефактор даже при всем своем желании не сделают из ученика Человека Знания. Они могут подсказать, подтолкнуть, показать пример, но взрастить в себе новую личность ученик может только сам. Только он сам несет ответственность за результаты своего поиска.
Дон Хуан говорит — «Доверяй своей личной силе, одного этого уже будет достаточно, чтобы пройти свой путь». «Но избран ли я для этого пути?» — сомневается ученик. А ответ один: степень собственной избранности может определить только сам ученик, вступив на путь и пройдя по нему.
Развитие личности означает верность собственному закону. Для передачи слова «верность» мне кажется более всего применимым греческое слово из Нового Завета, которое по недоразумению было переведено как «вера». Однако оно, собственно говоря, означает доверие, доверчивую лояльность. Верность собственному закону — доверие этому закону, лояльное выжидание и доверчивая надежда, а вместе с тем — установка наподобие той, которую верующий должен иметь по отношению к Богу.
Чтобы двигаться по своему пути, не нужен учитель, не нужны попутчики и не нужно само учение, нужна только вера в себя и свое предназначение, и только по вере этой воздастся.
И все-таки…
В последних книгах Кастанеды пошла совсем уж какая-то мистификация, а начатое им на новой волне движение Тенсёгрити и вовсе выглядит до крайности противоречиво. Он сам, конечно, подводит под это дело какую-то объяснительную базу, но выглядит это неуклюже и доверия не вызывает.
Можно было бы предположить, что такой поворот событий связан с потребностью в деньгах, но это тоже не кажется убедительным, поскольку гонорары за постоянно переиздаваемые по всему миру книги должны были быть баснословными. Может он запутывал какие-то следы, может занимался неделанием, а может окончательно двинулся от своих экспериментов.
Много споров ходит о реальной личности Кастанеды, о том, каким он был на самом деле и насколько соответствовал идеалам Пути Воина. Рассказы ходят всякие — верить им или нет, пусть каждый решает сам для себя.
Также не прекращаются и, наверное, никогда не прекратятся пересуды о том, был ли дон Хуан реальной личностью или это лишь собирательный образ. Кастанеда до самого конца придерживался своей легенды и утверждал, что дон Хуан и его линия магов существовали на самом деле, и он действительно проходил у них обучение.
Под вопросом находится и то, достиг ли Кастанеда своей конечной цели. Некролог говорит, что Кастанеда умер от рака печени в 1998 году. В интернете есть скан официального свидетельства о смерти некоего Carlos Castaneda, но для «верующих в Кастанеду» всегда остается надежда, что дон Карлос все еще где-то бродит по земле, а если и нет, то не потому, что его доконала болезнь простых смертных, а потому что пришел его час и он, как полагается настоящему Человеку Знания, сгорел огнем изнутри.
И все-таки… книги Карлоса Кастанеды для многих людей оказались тем самым кубическим сантиметром шанса, который открывает путь к настоящей Свободе. Суровый мужской дух его сказок о Силе — это как раз то, чего так не хватает современной культуре, тонущей в инфантильной бескостной женственности.
Путь Воина — это смертельная битва за собственную свободу, схватка со своими страхами и демонами, в которой еще неизвестно, кто победит. Кастанеда не рассуждает о божественной любви и всепрощении, он беспощаден в своих суждениях. Общество погрязло в жалости к себе, люди слабы и глупы, но у каждого есть шанс вырвать себя из этой дремоты.
А закончим еще одной цитатой швейцарского дона Карлоса, который разделял и проповедовал те же самые ценности.
Что же побуждает человека избрать собственный путь и таким образом вырваться, как из пелены тумана, из бессознательного тождества с массой? Это не может быть нуждой, потому что нужда приходит ко всем, и все спасаются конвенциями. Это не может быть и моральным выбором, потому что люди, как правило, выбирают конвенции. Что же тогда неумолимо склоняет выбор в пользу необыкновенного?
Это то, что зовется предназначением; некий иррациональный фактор, который фатально толкает к эмансипации от стада с его проторенными путями. Настоящая личность всегда имеет предназначение и верит в него; имеет к нему pistis, как к богу, хотя это — как, вероятно, сказал бы заурядный человек — всего лишь чувство индивидуального предназначения. Это предназначение действует, однако, как божественный закон, от которого невозможно уклониться. Тот факт, что очень многие погибают на собственном пути, ничего не значит для того, у кого есть предназначение. Он должен повиноваться собственному закону, как если бы это был демон, который соблазнял его новыми, странными путями. Кто имеет предназначение, кто слышит голос глубин, тот обречен.
p. s.
Продолжение банкета: Мой Кастанеда.
Вообще ничего не стоит воспринимать слишком. И тем более, не стоит полагать, будто бы есть правильный ход мысли, а есть не правильный)! Если мысли есть, значит есть их ход!!! Можно думать, что ты ни о чём не думаешь, но нельзя не думать, что ты думаешь обо всём)
P.S. А Кастанэда много чего не заметил, например он не заметил колибри на ветви сакуры.
Вобще учение Кастанеды не стоит воспринимать слишком конкретно. действительно, учитывая что многие его мысли были искажены или даже созданы под действием всевозможных психотропных средств. но, тем не менее, сам ход мыслей достаточно правильный. я работаю психологом, и психологию изучаю и по сей день. могу сказать что люди действительно сосредоточены на своих проблемах, на жалости к самим себе, страхах и опасениях. в этом карлос безусловно прав. он пытается подвести к этому наше сознание, достучаться до нас. но слишком глубоко и серьезно это воспринимать не стоит, потому что и в самом деле происходит искажение психики – человек как бы теряется в пространстве и становится заложником своего собственного заблудшего подсознания. это и есть эффект сект, чего может сам кастанеда и не заметил. В целом, для здравых людей которые знают меру и знают когда вовремя нужно остановиться учение очень полезно.
А вообще вот этот самый Олег Сатов, он сам кто вообще? Что о нём известно, кроме того, что он живёт в Архангельске? И почему он пишет о Кастанеде, а мы всё это читаем? Может он знает что такое, чего мы не знаем, а он нам не говорит? Его стать я ставит больше вопросов, чем даёт ответов!
Браво автору статьи. Самое оно. Спасибо
хм… что ж, автор статьи ,каждому свое- купцу овцы, бедняку золото.
жалкий белый человек…
пустой кувшин…
доказывающий что-то сам себе.
@Ворон
блин! браво!
судя по всему, ты очень интересный по жизни человек!
побольше бы таких! И каждый человек, плывя как парусник по реке жизни в поисках мудрости, и, останавливаясь в разных городах, чтобы что-то взять с собой в дорогу, никогда бы не остался голоден.
прочитал Вашу статью полностью, по моему Вы брешете себе, не понимаете что Юнг это”психолог-философ”, никаких конкретных действий не предлагает- лишь психоанализ. очень важно не врать себе, просто поймите что Кастанеда это шанс, возможно даже для Вас. Но за смелость мыслей в статье респект!seriiizzoni– только страдая серьёзным запором можно придумать себе такой ник, как вы вообще сюда попали-вам бы лучше завести свой сайт: домен безумнаякурица.ru ещё не занят!
Не хочу никого убеждать, но прошу задуматься. Смерть Кастанеды нам известна от определённых источников. И эти же источники или люди, которые за ними стоят (если они достаточно влиятельные, а я думаю именно так) нашли самый силный, весомый и вполне возможно выдуманный вариант “исчезновения” Кастанеды. Зачем?- чтобы всё учение опровергнуть и обрушить все полученные им знания. Я считаю, что это вполне может иметь место быть. Ну вы понимаете зачем….
простите,а где же вы все тут увидели критику?лично я, здесь, увидела вместо пиар статьи на тему “не сотвори себе кумира”,сногшибательную рекламу человеку, который (будучи писателем с высшим,философическим обр.)смиксовал почти все известные филосовские направления(благополучно открытые другими,задолго до его “мистических просветлений”)и приправив все это дело наркотой явил миру “новоспасение”….!!!
…ну если все это и правда столь лучезарно, то почему этот человек умер от разложившейся печенки(результата многолетнего употребления нарк.,вещ-в),а не растворился, например, в пространстве(ноблесс оближ,все таки новый мессия как ни как …))?
Спасибо за статью, всегда приятно читать суть. Выражать ее можно по разному, а вот видеть – либо да, либо нет. Любой стоящий внимания источник подобного рода информации говорит одно и тоже на свой лад. А если чьи-то религиозные чувства задеты, то это повод разбираться со своими проекциями… и вообще со своим эго.
Часть сообщений потерялась в процессе переезда на новый сервер. Никакого злого умысла.
Ладно предыдущий коммент восстанавливать нет желания, скажу другое:
Карлос просто описал, то чему свидетелем он был. А именно учение Тольтеков. И это не он его выдумал, аналогов того о чем рассказано в других традициях вообще нет. Ну может в йоге какой то, но разве среди тех сложностей что то поймешь?
Описал он в книгах довольно небольшую часть того что знал(кол-во бесед и дел). Про сталкинг так книги мы и не дождались. Может так и не смог вспомнить это искусство, которое ему преподали в измененном состоянии сознания.
Кто внимательно читал книги, встречал, что сам Карлос по отношению к группе магов дона Хуана был кукушкой(это выяснилось на страницах книг) – не настоящим продолжателем рода, а просто человеком, которому дали шанс подучиться.
И это не случайно. Возможно, что Сила, видя величину духовного достижения группы магов дона Хуана, решила приоткрыть это Знание другим людям(ведь знания умирают без их носителей – людей). И для этих целей привела к ним просто Карлоса, человека, который обладая литературным талантом, сможет исполнить Намерение Силы.
Вот так вот – удалили мой “неугодный” комментарий =). Правда глаза режет?
В любом случае спасибо ему за огромный жизненный опыт и увлекательное путешествие в другие миры
Есть сайт, выложивший хронологии участников движения Кастанеды. Там отчётливо видно, что всё это красивая мистификация. Я сам был очень сильным приверженцем Кастанеды и верил в написанное до последнего, что сказать, не к чему придраться. Тем более, что в третьей книге он уже исправляет свою “ошибку” и про наркотики писать перестаёт
Автор статьи написал, что книги Кастанеды заставляют отречься от мира(социума) и прочее, но во 2 книги дон Хуан говорил, что отречься это не отказаться!, можно отречься в убеждениях жить по своему, с чем я был полностью с Кастанедой или дон Хуаном согласен! Подражая социуму человек становиться рабом идей, идей всего, что он ключевая фигура мира и прочий бред… А теперь представить на уровне другой плоскости мир, поменять размеры, мелкое сделать большим, а большое мелким, все грани изменяются и появиться страх, боязнь потеряться… Если же всё уровнять, то нечего не будет меняться.
Свобода, вобще кто-нить может точно сказать, что это такое?По сути этот термин не является существующим! Нельзя быть полностью свободным, будет какая-то привязанность, даже пусть к свободе…
Первые 2 книге о галлюциногенах. В них описывалось сразу, что он не просто их ел и прочее, а придерживался правил! И говорилось не придерживаясь правил = смерть! Книга где есть какая-либо философия, мысль или идея, рассчитана на здравомыслящих! И суть не накуриться, а разрушить грань сознания, которая утверждает, что стена – это стена и её нельзя пройти на сквозь! А разрушив это сознание мира, можно уровнять всё, оставшись в нормальном психическом состоянии.
Делая выводы: Автор не понял сам книги и решил показать свои навыки психолога и показать серость масс правильностью… Что не является истинной, приводя в примеры не адекватных людей…
Я пока говорю судя по первым 2 книгам и пока это всё.
Нг. Карлос не Лев Толстой,
он американский антрополог.
Написать многотомный занимательный текст
без единой висячей сюжетной линии,
трогающий миллионы он не смог бы никогда.
@Other Я все же, думаю, что автор статьи описал сомнения нашей глупости и с точки зрения тоналя. Для тоналя автора рассуждения о нашей глупости выполненны достаточно беспристрастно. И если прочитать статью без участия великолепного, неотразимого, неподражаемого чувства собственной важности – можно понять (нет, не признать – понять!) позицию автора, а главное, убедится в том, что ни учения, ни путь воина не нуждается в защите и убеждениях. В защите нуждается только человеческая глупость…
С уважением Андрей.
Слабовато понимает автор то о чем говорит, сам говорит что все это можно понять только после нескольких прочтений, но он этого или не сделал или не понял когда сделал, вот и весь вердикт. Говоря о Кастанеде и его учении он скорее говорил о каких то других учениях, а вот каких я честно говоря не знаю, может так себя ведут кришнаиты, может последователи Блаватской или Рерихов, может ОШО или Саи Бабы, но явно не люди которые и правда вступили на путь воина.
Цитата из данной статейки :
Как говорит дон Хуан, — «Когда становишься человеком знания, путь воина заканчивается».
———————————————————-
Карлос Кастанеда – Учение дона Хуана глава 3 :
Но если человек стряхнет усталость и проживет свою судьбу до конца, тогда его в самом деле можно назвать человеком знания, пусть ненадолго, пусть лишь на тот краткий миг, когда ему удастся отогнать последнего и непобедимого врага. Одного лишь этого мгновения ясности, силы и знания уже достаточно.
———————————————————
Стать человеком знания можно только на миг перед смертью сгорев изнутри .
Именно по этому путь воина заканчивается (как и его жизнь).
——————————————————-
А это значит , что автор статейки , очень плохо читал книги Кастанеды.
Путь к человеку знания , тот же путь к освобождению , который достигали не только шаманы Мексики , но и многие известные святые .
Умирая они светились и исчезали .