Ремонт не оставляет сил и времени писать и читать, зато, как оказалось, шкуря, крася и строгая, очень удобно слушать. Буквально пару недель назад открыл для себя мир аудиокниг и не могу теперь оторваться. Переслушал подряд несколько книг, до которых все никак руки не доходили, и выстроил в очередь на прослушивание еще с десяток.
Были некоторые опасения по поводу того, как книги будут восприниматься на слух. Я читаю медленно, позволяя мыслям утекать в мир пространных ассоциаций, а с аудиокнигами так не получится — ставить на паузу по каждому поводу все равно не будешь. Но на практике оказалось, что не все так страшно. В художественных книгах смысловой накал не велик, и паузы для переваривания не так уж и нужны.
Например, прослушал «кукушкино гнездо» Кена Кизи. В бумажном варианте он у меня все никак не шел, а тут между делом осилил. Хорошая книга, но в общем и целом не особенно впечатлила. Она — продукт своего психоделического времени и по нынешним меркам звучит уже не так сенсационно.
Отличный язык, яркие персонажи, диалоги, юмор — в литературном смысле, безусловно, шедевр, но в познавательном — не тронула. Антисоциальный бунт Кизи не кажется каким-то великим откровением, после многих лет собственных разборок с «комбинатом». Воспринимается даже как-то буднично. Но это, вероятно, «профессиональная деформация личности» сказывается. Безо всяких оговорок, книга стоит своей известности. А фильм, в сравнении, — ерунда, не зря сам Кизи на него плевался.
Еще выслушал совершенно удивительную книгу Роджера Желязны — «Князь света». В широком смысле, она относится к жанру фантастики, но в то же время совершенно ни на что не похожа. Можно, разве что, прочувствовать некоторую параллель с монументальностью Властелина колец и оживающими в нем мифологическими образами, только в «Князе света» основой для авторского вдохновения служит философия и мифология индуизма.
В том же фильме, который я упоминал в прошлой записи (Острие бритвы) был замечательный эпизод, который меня каждый раз очень веселит. Он взят из книги, но в фильме показан более живо и потому цепляет сильнее. Там прокопченый шахтер, который уже и не пытается смыть с себя въевшуюся угольную пыль, разочаровано и даже с некоторым презрением спрашивает главного героя — «Как?! Вы не читали Упанишады?! Да вы вообще ничего читали!» — и протягивает ему увесистый томик, с которого потом и начинается его паломничество в Индию.
Так вот, после «Князя света» неведомые Упанишады и весть индуистский пантеон богов начинают казаться чем-то родным и близким. Надо эти Упанишады все-таки почитать при случае…
Ну а последнее на данный момент открытие — это Виктор Пелевин. У меня есть одно душевное свойство, которое позволяет сохранить независимость собственного мнения, но в то же время лишает возможности познакомиться иногда с чем-то действительно ценным, — я сторонюсь всего модного. Вот и Пелевин попал под этот фильтр.
В свое время, когда его первые книги только-только появились в продаже, о нем было очень много разговоров и пересудов, но вся эта шумиха вызывала скорее какую-то неприязнь, чем интерес. Я прочитал на пробу «Жизнь насекомых», порадовался необычной метафоре, но остался при мнении, что все это какая-то очередная модная псевдоэзотерика.
Послушать Пелевина я взялся только потому, что цена вопроса здесь не велика. Когда читаешь книгу, ничем другим параллельно заниматься нельзя, поэтому отбор литературы, на которую не жалко времени, гораздо жестче. А ценность аудиокниг как раз в том и состоит, что слушать их можно в буквальном смысле между делом, и можно познакомиться с теми книгами, которые вроде и любопытно прочитать, но все никак не хватает времени.
Я скачал книгу, которая глубже всего засела в голове по ассоциации с Пелевиным — «Чапаев и Пустота». Литературно-революционные мотивы и манера изложения почему-то напомнили Довлатова, который хоть и не имел отношения к революции, однако тоже все время был против чего-то против. Но когда на сцену вышел сам Чапаев, все стало веселее и интереснее. Пересказывать книгу никакого смысла нет, можно только сказать, что удовольствие она доставляет огромное — и в художественной, и в познавательной ипостасях. Кстати, и озвучка Скляра великолепна — рекомендую.
В итоге, заинтересовался личностью Пелевина — захотелось узнать, кто он такой и по какому поводу он лезет в такие дебри сознания. Читать биографию в таком случае бессмысленно, а больше всего полезной информации несут интервью, где челоек отвечает вне контекста и более живо. Нашел целую стопку и прочитал — оказалось, что человек он любопытный.
Всякого действительно хорошего автора отличает то, в какой мере он опирается на свой собственный опыт. В обычной художественной литературе это не так заметно и не очень критично — там можно увлечь читателя витиеватыми и цветастыми описаниями, и этого будет достаточно. Но если автор начинает затрагивать какие-то серьезные вопросы, и пытается их осмыслить через своих героев, тогда личный опыт автора выходит на первый план, и от этого напрямую зависит, есть ли вообще какая-то ценность в его рассуждениях.
Пелевин же, в своей простоватой манере, берет на себя смелость рассуждать о таких вещах, которым посвящены все те же Упанишады и множество других текстов мистического характера, то есть, о сфере психического, где только личный опыт и имеет значение.
Так вот, из формальных и неформальных интервью выяснилось, что опыт у мужика похоже действительно есть. По крайней мере, есть очень мощные для этого предпосылки, вроде многих месяцев проведенных в восточных странах, в монастырях дзэн- и аналогичного буддизма. То есть, говоря о природе сознания, Пелевин рассуждает не умозрительно, а вполне себе предметно, и это радует.
Ну и вообще, из интервью создается впечатление, что человек знает, о чем говорит, и ведет он себя очень спокойно и уравновешенно, что тоже подтверждает наличие у него опыта в самоисследованиях. Короче говоря, человек не простой и весьма интересный, а потому и плоды его творчества заслуживают особого внимания. Не часто бывает такая возможность почитать что-то действительно умное, изначально написанное на родном языке и в рамках привычных житейских реалий.
Второй очередью послушал «Омон Ра» — не впечатлило. А сейчас слушаю «Священную книгу оборотня» — эта интереснее, но до Чапаева пока не дотягивает. Буду слушать дальше и больше. Благо, книг у Пелевина много и практически все они уже озвучены, что радует — на весь оставшийся ремонт хватит.