Разумно ли тренировать умение крутить педали, когда в колеса вставлена палка? Можно сколько угодно заниматься на велотренажере, но это не будет иметь никакого значения, если реальный велосипед попросту не едет. Мышцы будут сильными и выносливыми, но поездка все равно не состоится. И вот та же история с нашими мозгами — мы можем быть сколько угодно умными, но если в реальных жизненных задачах в наши ментальные колеса вставлена палка, далеко мы не уедем.
Отсюда важный вывод: если мы хотим повысить качество своего мышления, усилия надо прилагать к тому, что больше всего не него влияет. А это не абстрактная вычислительная мощность, а те факторы которые мешают использовать имеющиеся интеллектуальные ресурсы на полную катушку: непонимание устройства своего мышления, пассивное отношение к мыслительному процессу, влияние эмоций, искажения связанные с внутриличностными конфликтами и страхами, убеждения, когнитивные искажения… и все такое прочее — наш богатый и кучерявый внутренний мир.
Причем задача не в том, чтобы жестко отделить мышление от эмоций и всех прочих психологических факторов. Эта стратегия вообще не работает. А люди, которые ее практикуют ничего не приобретают в качестве своего мышления — наоборот, они тратят много сил на удерживание эмоций под контролем… тех самых сил, которые могли бы уйти на более качественное размышление. Поэтому ответ не в том, чтобы построить внутри великую эмоциональную стену, а наоборот — научиться свободно оперировать в единой среде, где мышление и эмоции работают в связке и помогают друг другу.
Итак, в первую очередь, нужно вынуть палку из колес — убрать или скомпенсировать влияние искажающих мышление факторов. Во вторую очередь — нужно потренировать навыки прикладного мышления: умение ставить перед собой вопрос, связно над ним размышлять, делать выводы, приходить к новому вопросу и так далее. Первое — про психологию, второе — про технологию практического мышления. И все это делается в рамках имеющихся интеллектуальных способностей — повышать IQ не нужно!
А вот несколько подсказок, как определить, нужно ли вам вообще заниматься развитием своего мышления. Проверьте себя!
- Заметный перекос в эмоции, впечатлительность — если вы очень эмоциональны, склонны к ярким переживаниям, легко разгораетесь или выходите из равновесия, это с большой вероятностью означает, что мышление у вас находится в подавленном состоянии, игнорируется, обесценивается, и потому — работает далеко не в полную силу. И здесь не нужно бояться, что развитие мышления снизит яркость переживаний — наоборот, оно сделает их богаче и глубже. Эмоции и мышление друг другу не враги!
- Частые упреки в сухости, безэмоциональности — обратная сторона медали. При кажущемся акценте на интеллекте, если это происходит в ущерб эмоциями и переживаниям, мышление тоже будет работать далеко не лучшим образом. Фокус в том, что в полном отрыве от эмоций можно эффективно решать только узкие абстрактные задачи. Прикладные же задачи, из которых и состоит наша жизнь, требуют для своего решения подключения эмоций — либо, в качестве одной из переменных в уравнении, либо непосредственно в качестве инструмента мышления (креативность и оригинальность мышления). Эмоции мешают мышлению, только если их не понимать и им сопротивляться.
- Сумбурная речь, неумение говорить связно — качество устной речи напрямую отражает качество мышления. Неумение внятно и последовательно развивать мысль в голове, перескакивание с места на место, нарушения логики и многочисленные противоречия в суждениях — все это и приводит к тому, что речь становится сбивчивой и невнятной. Последовательность и ясность мышления, с другой стороны, естественным образом отражаются и на качестве речи. Оставаться «собакой, которая все понимает, но сказать не может» — это крайне не разумно… потому что это можно исправить.
- Трудности с принятием решений — неумение определится с выбором тоже связано с трудностями в мышлении, только в данном случае речь не об умении качественнее размышлять, а о непонимании природы и сути мышления, его возможностей и ограничений. Как бы не хотелось верить, что с помощью мозгов можно решить любую задачку, это совсем не так. Непонимание этого и неумение решать заведомо не-интеллектуальные задачи — это тоже один из распространенных дефектов мышления.
- Трудности с планированием времени/дел — неумение разбить большую задачу на части, выделить главное, выстроить алгоритм решения, разумно распределить имеющиеся ресурсы — все это тоже о мышлении. Не всем людям нужно и подходит строгое планирование, но одно дело, когда этот навык не нужен, и совсем другое — когда его нет или он не работает в тех ситуациях, когда в четком планировании все-таки есть смысл.
- Часто приходится обращаться за советом — если постоянно приходится с кем-то консультироваться по самым обычным жизненным вопросам (как поступить, где найти, куда поехать, что купить, что сказать и так далее) вероятно с вашим мышлением не все в порядке. И дело не в том, что «мозгов не хватает» — для такого рода вопросов много мозгов и не требуется — а в том, что сформировалось неправильное отношение к мышлению и вы им попросту не пользуетесь. Во всяком случае, вы точно не используете его на полную катушку.
- Множество ограничивающих убеждений — «у меня ничего не получится», «никому нельзя верить», «мне уже поздно начинать», «люди злы» и все такое прочее. Если в вашем мировоззрении много жестких правил, установок и принципов, если вы чувствуете себя в клетке из всевозможных ограничений, значит, ваше мышление находится в спящем режиме и оперирует только чужими идеями, вместо того, чтобы вырабатывать собственные.
- «Не знаю, за что хвататься»/«Не знаю, что делать» — если вы регулярно испытываете растерянность и тяжело ее переживаете, это тоже прямое указание на то, что вы не пользуетесь своим мышлением или делаете это неэффективно. Весь смысл мышления именно в том, чтобы отвечать на этот вопрос — разбираться в задаче, определять приоритеты и продвигаться к решению шаг за шагом. Застревание в растерянности, чувство бессилия перед задачей — это не нормально!
- Субъективное ощущение, что не хватает мозгов — если вы сами ловите себя на том, что вам не хватает качества и глубины мышления… именно это может быть признаком того, что с вашим мышлением все в порядке! Мыслящему человеку свойственно сомневаться и именно осознанное сомнение — признак качественного мышления. Привет Декарту. Но все-таки стоит себя перепроверить, возможно для этого сомнения есть и иные основания — быть может, это ощущение того, что вы недорабатываете, прикладываете не все возможные усилия, халтурите. И тогда тоже стоит поразбираться, почему так происходит — скорее всего, дело в каких-то психологических факторах. От их влияния не избавлены даже самые умные люди.
И так далее, и тому подобное… качественное мышление требуется от нас на каждом шагу и в каждой сфере нашей жизни — на работе, в быту, в отношениях, даже в досуге. И, к великому сожалению, везде мы сталкиваемся с низким уровнем осознанности и осведомленности относительно своего мышления — не умеем и не пользуемся собственными мозгами, а потом удивляемся, почему кому-то другому удается то, чего не удается нам… просто кто-то думает, а кто-то лишь имитирует процесс мышления и сам не замечает подделки.
Добавить человеку мозгов — задача крайне сложная… а вот повысить КПД мышления и научить эффективнее пользоваться имеющимся интеллектуальным ресурсом — это не так уж и трудно. Для это не надо тренировать логику — с ней у вас и так все в порядке. Надо тренировать умение применять ее к прикладным задачам и убирать искажающие психологические факторы — больше всего понижают КПД мышления именно они!
Если видите в этом смысл и чувствуете, что нужно проверить и/или подтянуть свои мыслительные способности, приходите заниматься — с 8 декабря начинаем большой практический курс «Развитие мышления». Он как раз про повышение КПД и навыки качественного прикладного мышления. Подробности в телеграме: https://t.me/+jhE8v8eawOswOWZi