Год назад я очень активно погрузился в тему телесных практик и сделал для себя неожиданное открытие. При работе с телом — например, при выполнении массажных техник — от принимающей стороны требуется расслабление. Казалось бы, здесь все просто, но на деле есть очень важный нюанс. Когда мы работаем с чистой физухой — мышцы, связки, суставы — тело действительно должно быть полностью расслабленно, никаких хитростей. Но если работа нацелена на запуск через тело каких-то более тонких процессов, требуется совершенно иное состояние — тоже расслабленное, но в каком-то совсем другом смысле.
Взять, например, телесную психотерапию в том виде, в котором ее придумал Райх. Вся работа там связана со снятием «мышечного панциря» — хронического мышечного закрепощения, которое образуется из-за желания сдержать неприятные эмоциональные переживания. Блокирует человек душевную боль, не хочет выпускать наружу слезы — образуется «комок в горле» и мышечный блок в мышцах шеи. Обычная психотерапия направляет усилия на сдерживаемую эмоцию и через это приходит к телесному расслаблению, а телеска работает с телом, чтобы высвободить эмоции.
Так вот, если мы хотим разрядить связанные в зажатых мышцах эмоции, от человека тоже требуется расслабление, но не совсем обычное. Если мы работаем с тем самым «комком в горле» и предлагаем человеку полностью расслабиться, как на обычном массаже… скорее всего, эффект от наших усилий будет нулевой — в лучшем случае, нам потом скажут спасибо за приятный расслабляющий массаж. Но мышечный узел удерживающий эмоциональную боль никуда не исчезнет. И боль тоже никуда не денется.
Чтобы добиться психологического эффекта мало просто помассировать и расслабить зажатую мышцу — помимо этого должна сработать та самая смысловая связь между слезами и специфическим напряжением, которая присутствовала в момент включения блокировки. Иначе говоря, снятие мышечного спазма должно привести к снятию спазма «в голове»: расслабляется мышца в теле — расслабляется «извилина в мозгу». А для этого и тело, и мозг во время работы должны быть в специфическом тонусе — они должны быть не просто расслаблены, а активно-расслаблены.
Быть может, об этом известно всем, кроме меня, но для меня это было открытием. Методы телесной психотерапии, разного рода практики с «энергетическим» подтекстом — все это работает только в состоянии активного, динамического расслабления. Если бы мышечно-эмоциональные узлы можно было «развязать» через одно только мышечное расслабление, то после наркоза люди бы возвращались в реальность без единого эмоционального блока. Но этого ведь не происходит — как только возвращается сознание, так сразу же восстанавливается и «мышечный панцирь».
Отсюда и неудачи при выполнении разного рода телесных процедур, направленных на гармонизацию тела и души. Вроде, делаешь всё правильно, должно начать что-то происходить, должны высвобождаться эмоции, сознание должно ловить измененку и трансформироваться, но никакого чуда не происходит… потому что человеку была дана инструкция расслабиться, и он её выполнил — действительно полностью расслабился. Никакой психологической и тем более «энергетической» магии в этом случае не случится.
А об чём, собственно, речь? Что это за динамическое активное расслабление? Может, это не совсем точные слова, но это не столь важно — давайте просто разберемся, что это за особое состояние. Тем более, что оно всем нам хорошо знакомо.
Начнем с… танца. Простое, без особых изысков движение под музыку. Чтобы танец состоялся, нам, вроде как, тоже нужно расслабиться. И тело нужно расслабить — дать ему легко и свободно двигаться под музыку. И голову нужно расслабить — перестать беспокоиться о том, как все это выглядит со стороны. Но, если мы полностью расслабим тело — оно просто свалится на пол, танца не получится. А еще важнее другое — голову тоже нельзя расслаблять полностью! Если стремиться к полному расслаблению на уровне сознания, музыка перестанет запускать в нем эмоции, эстетическое чувство угаснет, мотив к удовольствию через движение исчезнет… наступит «дзен», но танца-то не получится!
Танец — это расслабленно-активное состояние, при котором и тело может совершать довольно сложные и энергозатратные движения, и сознание (голова) сохраняет контакт с реальностью, удерживает внимание на мелодии и ритме, погружается в эмоции и в целом наполняется переживанием. Только тогда случается ТАНЕЦ — свободная телесно-эмоциональная реакция на музыку. И вот вам то самое расслабление, о котором идет речь и для которого можно теперь использовать другое слово — в танце нужно не просто расслабиться, в танце нужно себя ОТПУСТИТЬ.
Но, если вы вдруг не танцуете и такой пример вам не понятен, есть другой, не менее очевидный — секс. Ровно та же самая история. При полном расслаблении никакого секса не получится, потому что возбуждение — это по определению состояние очень специфического напряжения. И тело входит в особый активный режим, и сознание полностью пробуждено к ощущениям и переживаниям. Но на простом человеческом языке мы так и говорим — в сексе нужно просто расслабиться, и все будет хорошо. Так вот, просто, да не просто!
С сексом, танцами или, скажем, пением мы, так или иначе, находим свой способ расслабиться в правильном смысле — в этом залог удовольствия, которое мы извлекаем из всех этих процессов. Умеем себя отпускать — кайфуем. Не умеем — никакой радости. Причем, обратите внимание, гораздо важнее здесь уметь себя отпускать, чем уметь петь, танцевать или исполнять кульбиты из Камасутры.
А вот в психологической («энергетической») работе с телом мы сталкиваемся с затруднением, если не умеем и в эти процессы перенести опыт активного включенного расслабления — отпускания своего тела и сознания на все четыре стороны. Остался зажатым — эффекта не будет. Полностью расслабился — эффекта тоже не будет. А чтобы эффект был, нужно себя отпустить — позволить себе быть затронутым выполняемой практикой. И этот момент, подчас, требует больше внимания и усилий, чем сама практика. Вот, что лично я упускал и в роли подопытного, когда работали со мной, и с обратной стороны — когда сам работал с другими.
* * *
Отсюда можно провести еще одну очень важную параллель. Активное расслабление, умение себя ОТПУСКАТЬ требуется нам не только в сфере телесных практик и удовольствий. Тот же самый навык нужен нам в жизни: в каждый отдельный момент времени, в каждой ситуации — приятной или неприятной, в каждом столкновении, в каждой потере, в каждом достижении и приобретении… жизнь — это и есть наша главная «практика», и очень важно позволить ей себя затронуть.
Можно зажаться — и из-за этого напряжения упустить момент, не прожить какой-то кусочек своей жизни. Можно расслабиться — и из-за этого точно так же лишиться возможности прожить немного своей жизни. Зажимаемся, потому что страшно. Расслабляемся… тоже потому что страшно. Отпустить себя, позволить жизни себя задеть — это не всегда приятное переживание, но это и есть жизнь, именно так она и проживается.
Чтобы ощутить ЖИЗНЬ, чтобы чувствовать ценность момента, чтобы выпить его до последней капли, нужно себя отпустить… или, другими словами, впустить ЖИЗНЬ в себя. Как музыку во время танца и пения, как партнера во время секса — позволить себе быть захваченным, задетым, затронутым. А это значит, согласиться переживать и радость, и боль, и свою, и чужую, переживать приятное и неприятное, испытывать и блаженство, и страдание. Ручка громкости у этого радиоприемника одна — либо слушаем все, либо не слышим и не чувствуем ничего.
Именно здесь и происходит сбой, с которым потом приходится работать психологам — не желая испытывать боль, мы зажимаемся и ничего в себя не впускаем или «расслабляемся» и делаем вид, что нас ничего не трогает. Так мы и перестаем чувствовать, так мы и перестаем танцевать, так мы и перестаем жить.