Существует множество теорий, как устроена и работает психика. И сам этот факт уже ставит под сомнение «научность» психологии — если бы предмет исследования был доступен для прямого объективного исследования, конкурирующих теорий было бы гораздо меньше. И в этих условиях, когда нет единой теории, когда нет никакой возможности достоверно определить структуру и логику работы психического аппарата, практическая психология и психотерапия умудряются каким-то образом работать.
В контексте задачи по подготовке психологов было бы интересно разобраться, как так получается, что, в отсутствие общепринятой теории, психотерапия дает осязаемый и документально подтверждаемый эффект. И здесь нужно вспомнить, что единственная душа, доступная нам для непосредственного исследования — наша собственная.
Почему, например, теория Фрейда так отличается от теории Юнга? Потому что и предмет исследования и его инструмент — у них были разные! Если психолог занимается исследованием непосредственно психики, а не существующих взглядов на ее устройство, единственный источник действительно глубокой и значимой информации для него — психика его собственная. Именно так и возникают различные теории — через попытку осмыслить и разложить по полочкам устройство своей собственной души и происходящих в них процессов.
При этом обе теории и выстроенные на их основе методы психотерапии — «психоанализ» и «аналитическая психология» — принципиально расходясь по многим позициям, показывают в равной степени хорошие практические результаты. А ведь для подготовки будущих психологов гораздо удобнее было бы, если одна из теорий работала, а другая нет — учить и учиться тогда было бы намного проще. А есть и такие психологи, которые вообще не придерживаются никакой формальной теории или сводят ее к какому-нибудь одному очень простому посылу, типа «душа исцеляется принятием» — и они тоже достигают отличных терапевтических результатов. Как так получается?
Надо полагать, для решения терапевтической задачи не требуется абсолютно правильной и универсальной теории — достаточно теории частной и даже заведомо условной. Перлз вот зацепился за идею гештальта, который должен быть закрыт, Фрейд — за конфликт инстинктивного и сознательного, Юнг — за отношения Эго и Самости. И каждая из этих теорий является результатом обнаруженных и подтвержденных на практике закономерностей и взаимосвязей. Как в старом-добром мультике: «Хотите я его стукну, и он станет фиолетовым». Как и почему это работает, не понятно, но работает же!
Вот так и устроена современная психотерапия — тут постучать, там почесать, здесь погладить, и с человеком что-то начинает происходить. А имея достаточный опыт, можно наловчиться вызывать в человеке довольно сложные реакции и трансформации. Вот именно в этом смысл психологической теории — в том, чтобы хотя бы примерно представлять, где именно и с какой силой нужно стукнуть, чтобы взгляд прояснился и психическое напряжение пошло на спад.
Аналогичную ситуацию можно пронаблюдать в другой области. Представьте, что вам нужно пересечь на корабле Тихий океан, а единственный ваш навигационный прибор — секстант. Измеряя угловые положения небесных тел, можно проложить себе маршрут, но для этого у нас должно быть некое представление о том, как эти самые небесные тела движутся по небосводу, каким закономерностям подчиняется этот процесс. Это и есть наша опорная теория, которая позволяет сделать выводы о своем местоположении и направлении к цели.
Если помните уроки истории и астрономии, до примерно XVI века человечество в целом придерживалось геоцентрической модели мира — принято было считать, что Земля находится в центре Вселенной, и все небесные тела вращаются вокруг нее. При таком взгляде на небо можно выстроить теорию, достаточно точно описывающую и предсказывающую движение тех или иных звезд на небосклоне, и использовать эти данные для решение навигационной задачи.
Сейчас же мы «знаем», что это Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Знаем в кавычках, потому что, строго говоря, и эта точка зрения условна и является результатом произвольного выбора точки отсчета. Нельзя однозначно сказать, что эта теория более правильная — точне и честнее будет сказать, что она попросту более удобная на практике. И эта гелиоцентрическая модель мироздания тоже позволяет просчитать и предсказать движение звезд по небу, а значит и найти свой путь через океан.
И вот у нас две принципиально разные теории, но обе они имеют равную практическую ценность, с точки зрения навигации. Математические формулы будут разными, и какая-то из моделей победит в точности и простоте расчетов, но если нас интересует результат — достижение другого берега, не так уж и важно, какой именно теории придерживаться.
Вот примерно так и обстоят дела с психологическими теориями. Никто точно не знает, что является центром человеческой души, а что ее периферией. Никому не известны истинные мотивы человеческого поведения. Ни один психолог не может утверждать, что ему понятны причины и следствия в психической механике. Но на практике без всего без этого можно обойтись — достаточно быть внимательными и научиться замечать имеющиеся и наблюдаемые в психике закономерности.
Отсюда и разница в подходах к обучению психологов: можно изучать существующие теории — обнаруженные другими исследователями закономерности, а можно учиться замечать и осмыслять психические закономерности самостоятельно (см. «сущностный подход» в подготовке психологов).
Остается только еще раз повторить, что единственная душа доступная нам для непосредственного наблюдения — наша собственная. И именно на исследование своей собственной души должен бы опираться процесс изучения психологии — чтобы понять психологию, нужно изучать себя, а не Фрейда, Юнга, Перлза и иже с ними. Или, как завещал Басё: не ходи по следам древних, ищи то, что искали они. И хотя изучение существующих теорий имеет несомненную ценность, психологом с большой буквы человек становится только изучив себя.
* * *
В связи с этим напоминаю, что с сентября начинается полугодовой онлайн-курс нашей Школы психологии, а именно первый его этап — программа эмоционального развития. Подробнее о школе и содержании курсов первого года обучения — в недавней статье.
Провожу курс я сам (!), и это единственная возможность пройти его под моим руководством — с раскрытием дополнительного содержания, касающегося подготовки и работы практических психологов. В дальнейшем программу в таком формате будет проводить уже наше новое подрастающее поколение психологов.
Начинаем с самых азов — эмоциональное, интеллектуальное и ценностное развитие. Затем уровень выстраивания отношений с собой и окружающим миром — обретение человеческой зрелости. И когда личность оформится и окрепнет, перейдем, наконец, к раскрытию темы терапевтической работы с другим человеком. Сначала разбираемся и чиним себя, потом уже лезем в чужую душу.
Открытое организационное собрание состоится 7 сентября, в 20:00 — подключайтесь в телеграм — приходите послушать и обсудить, чем мы будем заниматься.
Ориентировочное начало занятий — 11 сентября. В зависимости от размера группы, собираться будем 1-2 раза в неделю — по средам и воскресениям. Стоимость занятий — 9000 руб. за тематический блок (для членов Клуба — 6000 руб.) Всего 4 блока: эмоциональное развитие, развитие мышления, желания и ценности, природа и алгоритм решения психологических проблем.
Оплата занятий — здесь.
Программа большая и очень насыщенная. В нее вложено огромное количество усилий всей нашей команды, и опыт проведения занятий в закрытых группах показывает, что старались мы не зря — оглядываясь назад через полгода, вы удивитесь, насколько вы выросли как человек и психолог.