Представьте себе, что у вас сильно испортилось зрение. То, что раньше было в резкости, теперь стало размываться. Там, где раньше легко удавалось что-то разглядеть, теперь приходится прилагать заметные усилия. В жизни такие изменения происходят постепенно, поэтому нужно именно представить — вчера все было хорошо, а сегодня уже стало плохо. Важным отличием здесь будет ясное осознание, что теперь вы видите ПЛОХО.
А теперь представьте человека, у которого никогда не было острого зрения. Он видит так, как видит, и у него нет ни малейшего представления о том, что такое хорошее зрение и как видят те, у кого с ним все в порядке. Такой человек не будет осознавать, что с его зрением что-то не так. Возможно, с чужих слов он будет это как-то смутно понимать, но для него это все равно будет чем-то далеким и неосязаемым.
В первом случае, мы имеем дело с осознанной слепотой, во втором — с неосознанной. И вот тут интересное! Когда есть ясное осознание дефекта, есть и шанс на его исправление — даже в случае зрения. А когда такого осознания нет, когда нет ни малейшей догадки о том, что есть какой-то дефект, исправить его все ещё можно, но для этого не будет никакой мотивации. А без должной мотивации даже самое возможное и доступное превращается в невозможное и недоступное.
Так вот, тоже самое происходит с остротой мышления. Только, если зрение у нас у всех изначально хорошее и только с возрастом начинает портиться (исключительные случаи не берем), то с мышлением все наоборот — сначала его нет вообще, потом оно потихоньку развивается и выходит на какой-то стабильный уровень… и вот здесь мы часто оказываемся в ситуации неосознаваемой интеллектуальной слепоты, когда развитие мышления останавливается гораздо раньше, чем следовало бы. И самая главная проблема здесь не в том, что мышление в итоге работает не в полную силу, а в том, что человек вообще не подозревает, что с его мышлением что-то не так и что он мог бы мыслить гораздо яснее и четче.
Система образования, которая призвана решать эту задачу — развивать мышление и давать внятную обратную связь о его остроте — справляется не очень хорошо, поскольку планку требований держит очень низкую, минимально необходимую для выживания в обществе. Кроме того, процесс обучения и контроля знаний гораздо больший акцент делает на эрудиции, на накоплении информации и умении её вовремя извлекать из памяти. Чтобы быть отличником в школе, хорошо думать не обязательно — достаточно хорошо помнить.
В итоге мы оказываемся в ситуации, когда, во-первых, навыки мышления недостаточно развиты, а во-вторых, мышление подменяется поиском готовых ответов у себя в памяти или в Гугле. Умеешь добывать информацию, эрудиция хорошая — всегда будешь выглядеть умнее других… и сам тоже будешь считать себя умным.
Проводим сейчас занятия по мышлению, и это прямо бросается в глаза — оказывается, многие не просто не умеют четко и последовательно мыслить, они пребывают в глубоком заблуждении относительно того, что вообще значит ДУМАТЬ. Им кажется, что они ДУМАЮТ, даже когда мышление у них вообще не задействовано, а вместо него работает память и перебор готовых вариантов ответа.
И даже на уровне субъективных ощущений это переживается очень характерным образом — как будто приходится напрягать мышцу, которая очень давно не работала. Извилины скрипят, голова болит, очень быстро наступает усталость — ни интеллектуальной координации не хватает, ни силы, ни выносливости. И для многих именно это будет главным открытием — что у них есть МОЗГ и они им практически никогда по-настоящему не пользовались.
И тесты IQ здесь ничем не помогут — они измеряют способность решать абстрактные задачи, а не то, умеет ли и включает ли человек свой мозг в повседневной жизни. Корреляция между высоким IQ и умением пользоваться своим интеллектом в решении жизненных задач, может быть, и есть. Но по статистике IQ у большинства колеблется в очень незначительных пределах, а вот разница в способности включать свой мозг в реальной жизни гораздо более велика и заметна.
Довольно трудно предложить здесь какой-нибудь критерий или тест, по которому можно будет понять, все ли нормально у человека с прикладным мышлением. Но можно хотя бы проверить, знаете ли вы где находится эта специфическая «мышца», которая отвечает за мышление.
Вспомните или перелистайте учебник геометрии, попробуйте доказать 2-3 теоремы. И в процессе понаблюдайте, в каком конкретно «месте» возникает интеллектуальное напряжение — прочувствуйте его и запомните. А потом проверьте — испытываете ли вы вот это специфическое напряжение, когда сталкиваетесь с какой-нибудь трудной задачей или проблемой. Полагаю, для многих будет открытием, что напряжение у них при этом возникает вообще в другом месте — там, где живет память и/или эмоции, а не там, где находится пульт управления мышлением.