Человеческая жизнь похожа на «пазл». Не потому что головоломка, а потому что постепенно собирается в законченный гештальт из отдельных элементов. По классике: дом, работа, семья, друзья, хобби… и так далее. Наборы бывают разными и финальные картины могут сильно отличаться, но при любом раскладе соблюдается общий принцип — мозаика должна быть закончена, и каждый человек стремится к ее завершению, к полноте, к целостности своего бытия.
И вот живешь так — собираешь фигурки, складываешь из них общую картину, видишь уже ее сюжет и приближаешься к финалу, когда все элементы будут на своих местах. Где-то здесь, кажется, и должно наступить счастье — все собрал, все сделал, все получилось. Не то чтобы после этого можно умирать, но отношение к дальнейшей жизни заметным образом меняется.
Специфика жизненного «пазла» в том, что он не статичен. И даже когда картина собрана, жизнь не замирает — именно с этого момента, начинается какая-то новая магия. Целое — не есть сумма составных частей. И именно это целое начинает неожиданным образом разворачиваться, когда этап поиска и сбора отдельных ингредиентов подходит к завершению.
Как машина — она тоже состоит из множества отдельных деталей, но после некой «критической массы» эти детали в сумме можно назвать автомобилем и использовать его по прямому назначению. Может, у него еще не будет дверей, фар и удобных кресел, но из точки «А» в точку «Б» с его помощью добраться уже получится. Вот так и жизнь постепенно собирается из отдельных кусочков, чтобы в какой-то момент на ней наконец-то можно было прокатиться.
Минимальный комплект деталей для машины — двигатель, колеса, трансмиссия, руль с педалями и кузов, к которому все это приделано. Остальное уже вопрос комфорта и функционала. С жизнью чуть сложнее — у каждого человека свой собственный минимальный комплект, после которого жизнь начинает работать.
У кого-то сценарий более-менее стандартный: построй, посади, роди. У кого-то что-то более оригинальное: реализуй, завоюй, создай. Кому-то нужно имущество, кому-то семья и дети, кому-то творческие успехи или научные открытия. Кому-то нужны дом, огород и скотина в хлеву, кому-то пентхауз в мегаполисе, а кому-то сойдет и рай в шалаше. Каждый человек собирает свой собственный «пазл» и каждый стремиться довести его до той самой черты минимально необходимой завершенности.
Иногда этот процесс идет довольно легко и естественно — шаг за шагом, одно к одному. Возможно, это самые счастливые люди на свете. Но чаще все-таки случается так, что каких-то элементов не хватает, и в мозаике зияет заметная дыра… и это совсем не та дыра, которая издает забавные звуки, если бежать достаточно быстро. Это дыра, которая не позволяет человеку обрести покой и начать жить.
Хорошо, если человек осознает, каких именно элементов не достает в его жизни — тогда хотя бы можно понимать, откуда берется тоска и откуда, вероятно, придет успокоение. А ведь многие вообще не осознают, что им чего-то катастрофически не хватает — они просто чувствуют, что что-то идет не так, что собранная по общепринятым канонам мозаика их не удовлетворяет и не успокаивает. И тогда они снова и снова пытаются пересобрать ее из тех же в общем-то элементов — просто с другой работой, с другим человеком, с другим домом, с другим хобби.
Личный гештальт может сильно отличаться от усредненного общепринятого набора, а может, наоборот, быть довольно стандартным, вопреки претензиям на оригинальность. В любом случае эффект тот же — пока «пазл» не собран или собран неправильно, жизнь не работает, не запускается, не едет… застревает на промежуточном полустанке и создает знакомое многим тревожное ощущение, что настоящая жизнь еще не началась и что она может пройти мимо так никогда и не начавшись.
Но если картинка все-таки складывается, если повезло найти и собрать свой собственный экзистенциальный гештальт, наступает удивительное расслабление. Через психологию, философию, духовную практику вполне можно прийти в ту же самую точку — к осознанию, что в жизни все в порядке, даже когда гештальт еще не закрыт. Но если он все-таки закрывается, снимая ставший уже привычным душевный спазм, «всевпорядковость» имеет другой, гораздо более земной и понятный вкус.
Интересно, что вместе с глубоким облегчением здесь приходит и новая, не знакомая ранее грусть. Словно бы все сборы закончены, и долгожданное путешествие наконец-то началось, впереди ждет много прекрасного и удивительного, и от этого очень радостно, но любое начало подразумевает и неизбежный конец. Путешествие началось, и теперь оно обязательно закончится. «Жили они долго и счастливо» — традиционный сказочный финал… никто только не предупреждает, что он содержит в себе добрую пригоршню экзистенциальной тоски.
Возможно, именно поэтому люди застревают в фазе «подготовки к жизни», потому что начать жить — это не только сложно, это еще и бесповоротно, навсегда и окончательно. Бесконечные сборы и откладывание жизни позволяют не делать ставку, не идти на риск, не выбирать и не проходить свой путь: «Я же еще только готовлюсь, значит, ни одна ошибка не окончательна, можно успеть передумать». Если не начинать жить, кажется, не придется и заканчивать…
А еще одна грусть в этом сюжете — неуправляемость процесса. Собрать свой «пазл», казалось бы, не сложно — надо только отдавать себе отчет в том, чего хочешь, и проявить некоторое упорство в достижении желаемого. Но на деле все очень зависит от чистого везения — от обстоятельств, которые разложат нужные элементы мозаики прямо у твоего порога или же закинут их в такой дальний угол, что найти их никак не получится — всей жизни не хватит. И психология тут бессильна — никакая работа над собой не гарантирует, что все сложится и все получится. Остается только смиренно проживать свою жизнь и верить, что «когда ученик готов…»