Мы есть то, что мы едим. Буквально. Диетологам здесь везет — им не нужно ничего придумывать, чтобы объяснить необходимость осознанного подхода к питанию. Ешь всякую дрянь — из этой дряни, значит, и состоишь. Простая понятная идея. Но примерно то же самое можно сказать и про психологию — мы есть то, что мы потребляем. Нас определяет то, чем заполнено и захвачено наше внимание.
Объяснить это будет проще, продолжая гастрономическую аналогию. Например, человек живет в большом современном городе — любые продукты питания у него в шаговой доступности. Можно обеспечить себе идеально выверенное и сбалансированное питание — стоит только захотеть. Но, предположим, этот человек не задумывается пока о своем здоровье и в выборе пищи руководствуется своими поверхностными пристрастиями. А нравится ему пиво и пицца — этим он и питается день за днем, год за годом. Из этих строительных материалов, стало быть, и сделан его организм.
С другой стороны, возможна ситуация, когда человек, руководствуясь здравым смыслом и рекомендациями диетологов, обеспечивает себе действительно качественное питание. И это дает ему лучшее самочувствие, больший запас энергии, устойчивый иммунитет и все такое. Возможно даже, через это у него будет гораздо меньше поводов для обращения за помощью к психологу — в здоровом теле здоровый дух.
А еще возможен сценарий, когда характер питания влияет или даже формирует некоторые особенности характера психологического. Острая пища, мясо с кровью, крепкий кофе и алкоголь — согласитесь, это вполне заслуженно ассоциируется с хорошо узнаваемым хищным тестостероновым типажом. И далеко не всегда получится определить, что первично: типаж определяет питание или питание определяет типаж.
Короче говоря, управляя своим питанием, мы управляем собой. Но возможна и обратная ситуация, когда по тем или иным причинам выбирать свой рацион мы не можем, и тогда он начинает управлять нами помимо нашей воли и желания. Если в магазине только хлеб и колбаса, рано или поздно весь наш организм целиком будет сделан из хлеба и колбасы, и хорошо себя чувствовать при этом он не будет. Наше питание определяет нас ВСЕГДА, а мы свое питание определяем далеко не всегда…
На психологическом уровне с нами происходит нечто подобное — мы есть то, что мы потребляем. И в самом примитивном смысле здесь можно было бы говорить об элементарной информационной диете: бесконечно зависать в соцсетях или перед телевизором — по меньшей мере неразумно. Но это и так всем очевидно. Сейчас же речь о феномене более тонком и гораздо более интересном. Не о здоровье, не о вредом и полезном, а о том, что нас в этой жизни определяет — кто мы есть, куда движемся и какие у нас в этом направлении перспективы.
Психологическое потребление по аналогии с потреблением пищи — это то, на что вольно или невольно направлено наше внимание, и то, чем в итоге наполнено наше сознание. Внимание — это та самая горловина, через которую сознание наполняется своим содержанием. Все, что мы думаем, чувствуем, чего хотим, о чем мечтаем, куда движемся — все это определяется тем, на что добровольно или принудительно направлено наше внимание.
По аналогии с супермаркетом, нашему вниманию доступен широчайший ассортимент возможностей, но притягивается оно только к тому, к чему притягивается. На прилавках лежит любая еда, какую можно себе представить, но любитель пива и чипсов видит там только пиво и чипсы — его внимание притянуто к тому, что доставит ему удовольствие простейшим способом. Так и в информационном пространстве внимание по разным причинам может быть сужено до экрана телевизора, и тогда голоса из зомбоящика постепенно заменяют человеку его собственную голову и собственное мнение.
С другой стороны, если человек придерживается здоровой информационной диеты и уделяет внимание и душе, и телу, и учебе, и работе, и отдыху, и отношениям, и хобби, и всему прочему прекрасному, важному и интересному, что предлагает нам жизнь, это сформирует сбалансированную разностороннюю личность. И, казалось бы, это прекрасно, но тут есть подвох.
Например, настоящим мастером в своем деле человек становится исключительно через нарушение баланса — через перекос в потреблении. Узкий специалист подобен флюсу. Широкий специалист — это не специалист вовсе. Если мы хотим добиться высоких результатов в чем бы то ни было, наше внимание должно быть направлено в эту сторону постоянно — в ущерб другим областям и сферам интересов.
Более того, наша человеческая индивидуальность, личность, характер — то, что несет в себе главную нашу ценность — автоматически предполагает наличие перекосов в нашем внимании. И если физиологическое здоровье более-менее универсально, то психическое — строго индивидуально. Здоровый организм — это сбалансированный организм. Здоровая психика — это перекошенная психика. И именно в этом своем индивидуальном перекосе человек обретает себя, свой путь, свое счастье и предназначение.
Хороший психолог — это специфическая деформация сознания. Хороший юрист — это другая деформация сознания. И с хорошими бизнесменами, врачами, учителями, художниками, военными, политиками и т.д. — то же самое. Там, где есть узкая и глубокая специализация, всегда обнаружится особая конфигурация сознания, возникшая в результате того или иного перекоса внимания. Как пожиратель пива и пиццы превращается в «пиццамэна» так и в психолога человек превращается исключительно через перекос в своей диете — через застревание внимания на психологии в ущерб всему остальному.
То есть, как и с едой, управляя рационом своего внимания, мы определяем себя — свое содержание и свое состояние. И продолжая аналогию, можно сказать, что направленность нашего внимания определяет нас ВСЕГДА, а вот мы направление своего внимания определяем далеко не всегда. И этот факт имеет довольно драматичные последствия, в том числе и потому, что принудительный захват внимания случается в нашей жизни гораздо чаще, чем насильное ограничение рациона хлебом и колбасой.
В ситуациях, когда внимание захвачено извне, наше внутреннее содержание начинает определяться внешними обстоятельствами. Наш характер, наши желания, наши вкусы и взгляды, наша привычная личность — все это может сильно измениться, даже если мы этих перемен не заказывали и даже если изо всех сил им сопротивлялись. Если по какой-то причине наше внимание чем-то полностью поглощено, то мы абсолютно бессильны — это неизбежно на нас повлияет, так или иначе нас изменит, и эти перемены могут нас совсем не обрадовать.
В ситуации продолжительной борьбы за жизнь — например, на войне, в глубокой бедности или в тюрьме — внимание человека будет сосредоточено на вопросах выживания. И кем бы человек ни был до этого, его внутреннее содержание сильно изменится. Возможно, он станет более жестким и черствым, возможно, более циничным, возможно, более человечным — так или иначе, перемены произойдут сами собой, вопреки его желаниям и ожиданиям. По-волчьи человек взвоет, не потому что это разумная стратегия выживания среди волков, а просто потому что его внимание надолго оказывается в волчьей позиции. Так оступившийся, однажды, человек из тюрьмы выходит убежденным преступником. Так убежденный пацифист на войне начинает получать удовлетворение от убийства врага. И вообще, промывание мозгов — это не сказки и не страшилки, это технология. Привет Оруэллу.
А еще один яркий пример кардинальных перемен в личности, которые происходят, хочет того человек или нет — это рождение ребенка. Забота о ребенке и сам ребенок настолько безраздельно поглощают внимание, что это меняет человека раз и навсегда. Новая конфигурация внимания, новое содержание сознания, и человек из прежнего «себя» невольно превращается в «родителя». Родителем человек становится не в момент зачатия, и не в момент рождения — это случается позже, когда новая позиция внимания и новое содержание сознания беспощадно и бесповоротно вытесняют все, что было до этого.
Возможно, это самые лучшие перемены, которые человеку доступны. Возможно, поглощенность внимания ответственностью за ребенка — это то, что делает человека по-настоящему взрослым. А может, это именно то, что лишает человека его «острия» и навсегда прибивает к земле. Ценность и значимость этих перемен зависит от точки зрения и отношения к вопросу. Важно другое: невозможно родить ребенка, принять на себя ответственность за него и остаться прежним собой. И характер этих перемен заранее предсказать невозможно, известно лишь то, что они наступят, а их содержание будет сюрпризом — приятным или не очень.
Мы есть то, что мы едим; мы есть то, чем захвачено наше внимание. В какой-то мере мы можем этим управлять, но в гораздо большей степени оно управляет нами. Хотим мы того или нет, мы есть то, что впускаем в себя и чем в итоге наполняемся. И именно поэтому далеко не всегда мы способны себя изменить, и именно поэтому далеко не всегда мы способны избежать изменений…
p. s.
Наш образ жизни, наш круг общения, наши занятия — то, чем поглощено наше внимание день за днем — вот из чего мы состоим. И если наша жизнь — сплошной фастфуд, то именно он становится нашим содержанием. Рассол нашей жизни определяет вкус, который мы приобретаем. Поэтому, если хочется что-то поменять в себе, придется поменять все вокруг.
p. p. s.
Еще одна мысль для ясности. Чтобы достичь мастерства в любом деле и в любой сфере, недостаточно просто учиться, недостаточно долго тренироваться — формальное обучение и формальная тренировка обеспечивают уровень ремесла, а не мастерства. Для мастерства, прежде всего, ВНИМАНИЕ человека должно быть погружено в одну тему. Не по графику, не по расписанию, не среди всего прочего, а как центральный фокус сознания, к которому внимание возвращается снова и снова, и снова. Внимание должно быть поглощено одной темой в ущерб всему прочему, и это должно вызвать перекос в психике, о котором была речь выше.
Мастерство достигается там, где сознание деформировано постоянной фокусировкой внимания в одной и той же теме. В простом случае, это именно то, что создает эффект профессиональной деформации. Но в случае мастерства эта деформация достигает самых глубин психики — она перестраивает ее полностью. Только так рождается Мастер — только если он живет и дышит тем, что делает, только если его внимание намертво приковано к одному предмету.