Если взять всю психологическую практику, то две основные проблемы, с которыми приходится работать — это налаживание отношений и неуверенность в себе. Да и то, трудности в отношениях — это, как правило, следствие нарушенной самооценки. А стало быть каждый раз все сводится к тому, чтобы научить человека трезво смотреть на себя и свойства своей личности, примирить его с собой.
Но вот как раз здесь начинается самая путаница — что же считать собой, что взять за точку отсчета, когда в голове такая путаница? Это сродни вопросу о счастье — ответ вроде бы и очевиден, но не так прост, если задуматься серьезно.
Сложность этого вопроса состоит в том, что при взгляде внутрь себя, там обнаруживается сплошной кавардак. Интроверты знают свой мир чуть лучше экстравертов, но слишком склонны себя запутывать. Экстраверты вроде бы и способны взглянуть на себя по-простому, но находят внутри такую неразбериху, что быстро отказываются от этой затеи.
В итоге, те и другие вынуждены воспринимать себя как непознаваемую данность, как некую аморфную сущность, которая выражает себя в мыслях, чувствах и поступках. А постоянство ее реакций считают своим характером, своей индивидуальностью и очень радуются, когда эта неконтролируемая индивидуальность вызывает всеобщее одобрение, и настолько же глубоко огорчаются, когда она не находит у окружающих должного понимания.
Это и есть фундамент самооценки — насколько «Я» соответствую тому, что от меня ждут. Хотя вернее было бы сказать, что это не самооценка, а ее отсутствие, ведь если не я «сам» себя оцениваю, то это и не САМОоценка, да? Это — МЕНЯоценка…
Нас учат стремиться к этому соответствию, что приводит к весьма печальным последствиям. Вместо того, чтобы искать себе в жизни такое место, которое бы соответствовало нашей сущности, мы ищем способа переделать свою сущность под имеющиеся социальные требования и возможности. Отсюда и начинается внутренний разлад и указанная путаница — очень скоро человек вообще забывает, кто он есть, какой он есть и чего хочет от жизни.
То, что я о себе думаю — это не то, что я чувствую. То, что я чувствую — это не то, что я делаю. То, что я делаю, идет вразрез с тем, что я хочу о себе думать…
[[Продолжение — так кто же «Я» на самом деле?]]((Ну и кто вы после этого?))
Я — это мое тело
Это самый наивный, но вполне естественный вариант самовосприятия. Свое тело мы каждый день видим во множестве зеркал, и всякий раз — о чудо! — оно демонстрирует безропотное подчинение нашей воле. Захотели поднять руку — подняли. Захотели скорчить гримасу — запросто. Тело самым непосредственным образом реагирует на позывы души, что и создает иллюзию нераздельности или даже тождественности с «Я».
Взрослый человек так и говорит — «Я иду», «Я ем», «Я дышу», «Я мерзну». И когда тело испытывает тот или иной дискомфорт, он констатирует — «Мне плохо, я страдаю». Но ведь на самом-то деле плохо не «Мне», а только моему телу…
Ребенок в первые месяцы жизни воспринимает свое тело, как что-то инородное, внешнее. Он играет со своими руками, как если бы они были погремушками, и только спустя некоторое время замечает разницу между своими конечностями и предметами окружающего мира. Взрослый человек может воскресить в памяти подобные переживания, по аналогии с ощущениями в отсиженной ноге, когда она вроде бы и есть, но воспринимается как чужая.
На самом деле, ощутить отдельность себя от своего тела довольно просто — нужно лишь настроиться на нужный лад и правильно сфокусировать внимание. Например, можно встать под холодный душ и пронаблюдать, что мерзнет именно тело, а «Я» при этом может оставаться в стороне и наблюдать за процессом. Возможно, поймать нужный настрой с первого раза не получится, но не с первого, так со второго — ничего сложного тут нет.
Провести такое отделение себя от своего тела очень важно и интересно, поскольку позволяет в дальнейшем относиться к телесному дискомфорту более философски и сохранять душевное равновесие, даже когда телу не вполне уютно. То есть, можно страдать от голода, а можно иметь в виду, что телу хочется перекусить, и при этом ничуть не страдать. Второй вариант несколько более конструктивен, да?
Еще здесь можно вспомнить про инстинкты, которые на генетическом уровне заложены в организм и никоим образом нам не подчиняются. То есть, мы конечно можем противостоять своим инстинктивным позывам, но власти над ними все равно не имеем, а само это противостояние добром не заканчиваются. Инстинкт — это голос самой жизни, и попытка его заглушить ведет к смерти.
Инстинкты неподвластны нашему «Я», мы можем лишь наблюдать их в явной или косвенной форме. Можно было бы сказать, что «Я» — это мои инстинкты, и это будет хорошей попыткой приблизиться к истине. Основы инстинктивного поведения заложены в нас природой, а не приобретены с воспитанием, поэтому им можно доверять — они не подведут, потому что выражают потребности того, чем вообще является человек.
Но все-таки «Я» — это не мои инстинкты и «Я» — это не мое тело. Физическая оболочка — это скорее одно из условий задачи, которую, придя в этот мир, все мы решаем. Суть же этой задачи и ключ к ее решению кроется в чем-то другом.
Я — это мой ум
Следующий и самый проблемный уровень непонимания — это отождествление себя со своими мыслями, с тем, что происходит на самой поверхности сознания. Здесь срабатывает тот же самый принцип восприятия — «Я есть то, что я контролирую». Способность управлять внутренним диалогом создает иллюзию того, что именно в этом и выражается моя самость, мое «Я». Ведь приписывать себе заслуги и гордиться ими можно только, если они были результатом выражения моей свободной воли, а не животного инстинкта или психологическим автоматизма.
В классической психологии есть понятие «Эго», которое считается центром сознательной части личности, и начинающие любители психологических изысканий легко впадают в заблуждение, что «Я» и Эго — это одно и то же. Но это весьма далеко от истины. Эго — это лишь адаптационный механизм, прослойка между внешним и внутренним миром. Его функция утилитарна, но по странному стечению обстоятельств именно Эго со всеми его противоречиями оказывается во главе угла, что и создает почву для всех психологических проблем.
Метафора из жизни. Мы знаем, что кораблем управляет капитан, и если бы корабль задался вопросом о том, где находится его «Я», то правильным ответом было бы «Я — это капитан» (оставим пока в стороне романтические представления о собственной душе корабля). Но затем происходит странная метаморфоза и корабль вдруг начинает считать, что он — это штурвал, ведь именно движения штурвала вызывают смену курса и таким образом как будто выражают свободу корабельной воли. Но не сошел ли этот корабль с ума? Не слишком ли он возгордился в этом своем штурвалоцентризме?
То же самое происходит каждый раз, когда человек отождествляет себя с потоком мыслей в своем сознании. Мысли — это лишь рябь на воде, результат дуновения ветра, но не сам ветер. Считать себя своими мыслями, ставить знак равенства между собой и своим Эго — это узаконенная форма сумасшествия.
На практике это приводит ко множеству житейских проблем, которые невозможно решить, не перейдя на следующий уровень осознанности. Это как раз та самая точка приложения сил, над которой бьются практикующие психологи, — нужно выбить пациента из его привычной уверенности, что быть человеком разумным значит быть человеком здоровым.
Психологи даже придумали специальный термин такой — рационализация, только используют его обычно в более узком значении — например, для описания такой формы психологической защиты, когда пациент высасывает из пальца рассудочное рациональное объяснение своему иррациональному поведению и таким образом избегает необходимости признать настоящую природу своих поступков.
То есть, вот совершает человек какое-нибудь безрассудство (изменяет жене, например), а затем, вместо того, чтобы смириться с тем фактом, что он действительно этого хотел, что этот поступок отражает настоящую его личность, он придумывает рациональное «объяснение», которое снимает с него ответственность и позволяет и дальше пребывать в счастливой иллюзии, что он добропорядочный муж. Он говорит — «Я это сделал, потому что…» — и дальше начинает врать. Это и есть рационализация — самообман через логическое обоснование своих поступков.
В более широком смысле, рассудочное восприятие себя приводит к такой внутренней позиции — «Я» есть то, что я о себе думаю, «Я» такой, каким я решил быть — и это самая несусветная глупость какая только может быть.
Например, человек, начитавшись умных статей на каком-нибудь сайте, проникается логичностью приведенных там рассуждений об относительности любых моральных оценок и говорит себе — «Отлично! С этого момента я буду считать, что в людях нет ничего доброго или злого, люди нейтральны, их нельзя судить».
И сказав это, он считает дело сделанным: понял — значит изменился. Но как только близкий друг подсовывает ему большую свинью, он оказывается в подвешенном и весьма противоречивом состоянии — сволочью друга считать нельзя, ведь было же решено, что добра и зла нет, но в то же время простить его никак не получается — внутри все горит и хочется этого злейшего друга порвать на части.
Вот вам и внутренний конфликт — на интеллектуальном уровне человек считает, что добра и зла нет, но на уровне своих эмоций продолжает с той же безаппеляционностью раздавать оценки направо и налево. И точно так же продолжает судить себя за каждый промах и восхвалять за каждую самую мелкую победу. Это и создает почву для неуверенности в себе — реальное поведение не соответствует рассудочным представлениям о самом себе, какое уж тут может быть к себе доверие?
Ум чрезвычайно изворотлив в этой своей игре, и потому психологи до боли зубовной не любят умников. Если интеллект пациента не очень изощрен, то вывести его на чистую воду относительно просто — его логика содержит в себе массу очевидных противоречий, обратив внимание на которые, можно довольно быстро привести человека к осознанию того, что он о себе ничего не знает, и заставить его изучать себя с нуля. А вот с умниками беда — их логика тоньше и глубже, и разрушить ее куда сложнее.
Точно так же большие трудности с людьми недалекими, но принципиальными — их вообще логикой не проймешь, она их не интересует, поскольку все их внутренние рационализации построены на слепой вере в некие правила и принципы. Это догматики, под которых копать еще сложнее, чем под умников. Ну да не о том наш разговор.
Итак, «Я» — это не мой ум, не то, что я о себе думаю, не то, что я считаю правильным и неправильным, не мои принципы, не мои взгляды, не то, что я решил и до чего додумался, — это все поверхностная чепуха, которой удовлетворяться никак нельзя. «Я» — это нечто другое, что находится гораздо глубже.
Я — это моя память
Вообще-то, память относится к сфере ума и сознания, но этот вариант самозаблуждения стоит того, чтобы быть рассмотренным отдельно.
Только что мы обсудили, как устроены рассудочные представления о самом себе и, к каким проблемам приводит отождествление себя с этими своими мнениями, мыслями, оценками и принципами. Остался только один вопрос — а где все эти размышлизмы хранятся? Ведь не придумывает их человек каждый раз заново?
Для этого у человека есть память — копилка, в которую складываются готовые решения для типовых ситуаций. Человек помнит о принятых ранее решениях и знает, что правильный человек — последовательный человек. Так его научили, и потому он изо всех сил стремится придерживаться однажды сформированных взглядов и очень стыдится, когда его уличают в непоследовательности.
Однако принципы и мнения всегда отстают от течения времени. Сформированные вчера, они уже не пригодны сегодня. Постоянство, определенность и предсказуемость поведения — успокаивают, дают ощутить почву под ногами и создают иллюзию уверенности в себе… но иллюзия эта рассыпается в прах при первом же столкновении с непредсказуемой и переменчивой реальностью.
Иметь характер и быть постоянным в своих взглядах считается достоинством, заслуживающим самого глубокого уважения. А отсутствие четкой жизненной позиции и гибкость во взглядах считается унизительным приспособленчеством.
Иметь характер — хорошо, не иметь его — плохо. «Я» — это постоянство моих взглядов и ценностей, «Я» — это мой характер, а мой характер — это и есть моя личность. Такую подпрограмму воспитание прописывает в каждом ребенке.
Поэтому и получается, что человек с самого раннего детства начинает взращивать, холить и лелеять свой характер. Из всего многообразия доступных черт, свойств, взглядов и принципов формируется уникальный букет индивидуальных признаков, которые собраны вместе для одной единственной цели — заслужить признание и уважение. Потому что характер — это хорошо, а хороший характер — еще лучше.
Помните статью про Тень и Персону? Так вот, характер — это один из аспектов Персоны, это маска, которую мы предъявляем окружающим и — что гораздо опаснее! — самим себе. Мы верим в свой характер и до чертиков боимся его утратить, ведь в глубине души мы прекрасно понимаем, что весь наш эгоцентризм, вся наша психологическая защита от признания полной своей ничтожности в масштабах вселенной, построена на зыбкой почве памяти о самих себе. Отними у человека память, и что от него останется?
С точки зрения Эго, утрата памяти равносильна смерти, но умирает ли при этом мое «Я»? Если я лишусь памяти о самом себе, будет ли мое дальнейшее поведение тем же, что и раньше? Прийду ли я вновь к тем же взглядам и мнениям? Будет ли мой новый характер прежним, если формироваться он будет в других условиях? — Оставляю все эти вопросы вам для самостоятельных размышлений.
Я — это мои чувства
Прежде чем рассмотреть наш вопрос с этой позиции, нужно определиться с тем, о каких чувствах мы будем говорить. Если брать юнговскую концепцию психологических типов, то там есть интересный нюанс, на который важно сейчас обратить внимание. Есть у него там понятие преобладающей психической функции, одной из четырех — мышление, чувство, ощущение и интуиция. Первые две Юнг называет рациональными, вторую пару — иррациональными.
Вот тут и закавыка: Юнг говорит, что чувства рациональны! Точно так же, как рационально мышление. Разница между ними только в том, что мышление отвечает на вопрос «Правильно или неправильно?», а чувства — на вопрос «Хорошо или плохо?» Мышление пытается дать логическую оценку, чувства — нравственную.
И вот в этом ключе очень интересно взглянуть на разницу женской и мужской психологии, ведь сфера чувств практически полностью принадлежит женщинам. Большая часть женщин, в качестве преобладающей психической функции имеют чувство, мужчины же более-менее равномерно распределяют между собой остальные три функции. Сейчас эту тему раскрывать будет не к месту, но именно здесь скрывается секрет того, что мужчины и женщины похожи на существ с разных планет.
А для обсуждаемого вопроса нам важно другое, другой тип чувств — иррациональные, те что не подчиняются никакой логике, не зависят от мышления, не поддаются волевому контролю. Те эмоции, которые возникают вопреки голосу разума и содержат в себе гораздо больше психической энергии, чем всякое, самое отточенное, мышление.
Прежде всего, сюда относятся базовые эмоции: гнев, страх, печаль и радость. Это те эмоции, что заложены в человека от природы и никак не зависят от воспитания. Действуя на манер психических гормонов, они задают общую тональность в реагировании на текущую ситуацию. Гнев требует активных действий, проявления агрессии, страх рекомендует спасаться бегством, печаль констатирует потерю, радость — обретение. Эти эмоции можно принимать или не принимать, но их нельзя контролировать — они часть нашей животной природы, которую мы пытаемся скомпенсировать воспитанием.
Остальные эмоции можно назвать условными, на манер условных и безусловных рефлексов. Эти эмоции человек учится испытывать в течении жизни — это обида, злость, ревность, жалость, приязнь и неприязнь, любовь и ненависть… и тому подобное. В психологии эти эмоции иногда называют невротическими, поскольку они выражают искаженное восприятие реальности и являются признаком не вполне нормального функционирования психики. Здесь важна градация — чем интенсивнее эмоции из этого ряда, тем хуже у человека с головой.
Важно здесь то, что эти эмоции всегда находятся за рамками рассудочного контроля и возникают вне зависимости от того, что человек думает, что он считает правильным или неправильным, добрым или злым.
Например, воспитание учит человека осуждать агрессивность, называет такое поведение плохим, безнравственным и даже на спортивном ринге требует проявления спортивного азарта, а не чистой животной агрессии. Агрессия обществу опасна, потому что неуправляема. И вот, пройдя полный курс социальной подготовки и набрав проходной бал, человек оказывается в ситуации, где, например, какое-то хамло пролезает вперед очереди и забирает из под носа последние билеты на премьеру.
Возникновение агрессии в этой ситуации совершенно естественно, но воспитание требует от человека покорности и смирения — то есть, эмоция у него возникает, но выразить ее он себе позволить не может… потому что надо быть хорошим человеком, уравновешенным и добрым. А поскольку он так никогда и не проявлял агрессию в чистом виде, он даже начинает верить в искренность своей добродетели. Агрессивность подавляется, уходит в бессознательное, и человек перестает даже замечать, что она у него где-то там возникает.
Это и есть классическая форма конфликта между сознанием и бессознательным, от которого люди постепенно сходят с ума. Рассудок и сознание говорят одно, а эмоции и бессознательное твердят о противоположном. А поскольку силы тут далеко не равные, побеждает всегда бессознательное — либо подавленные эмоции находят себе выход вне рамок сознательного контроля, и за человеком приезжает милиция, либо личность просто раскалывается на части, и за ним приезжают санитары.
Так вот, утверждение, что «Я» — это мои эмоции или мое бессознательное, куда более верно, чем версия про рассудок или сознание. Ум наполнен абстрактными и показными рассуждениями, которые предъявляются окружающим, чтобы подтвердить и упрочить свое членство в социуме, а эмоции выражают настоящие взгляды человека — то, что он думает и чувствует на самом деле, то, какой он есть внутри, а не снаружи.
Однако и это не отвечает на наш вопрос. Знак равенства, поставленный между эмоциями и истинной сущностью человека, — это большой прорыв, это то самое достижение, за которое бьется каждый психолог с каждым пациентом. Признание природы и содержания своих чувств — это чертовски важно, но это не конец пути. Это та веха, с которой серьезное самопознание только начинается.
У Юнга самый первый и самый простой этап на пути индивидуации — это отделение себя от своей Персоны («Я» — это мои мысли о себе) и признание своей Тени («Я» — это мои настоящие чувства). У Кастанеды путь воина начинается с преодоления страха, что по своей сути то же самое. А весь фрейдовский психоанализ — это и есть детальное описание схватки с Тенью и преодоления невротических страхов.
Пройдя этот этап, человек наконец-то становится взрослым и самостоятельным. В его самооценке устанавливается равновесие, его суждения становятся взвешенными и трезвыми, его образ жизни заново выстраивается вокруг его настоящих пристрастий, он живет, как сам того пожелает, общается с тем, кто ему действительно интересен, он свободен от правил, потому что теперь он способен провозгласить свой собственный закон жизни.
И все-таки, это еще не конец пути… первый враг воина повержен, осталось еще три.
Я — это пустота
Переходим, как это назвал один из читателей, к дистиллированной философии: если все описанное выше — это не «Я», то где же все-таки его искать?
Здесь нам потребуется обратиться к собственной памяти и достать из нее самые давние проблески сознания, до которых только удастся дотянуться. Попробуйте вспомнить самые далекие образы из детства, еще обрывочные и туманные — в них и скрывается предмет наших поисков.
Важно то, что там, где есть воспоминания, присутствует и наше «Я», и чем более раннее воспоминание, чем меньше в нем посторонних мыслей, тем больше в нем чистого осознания.
Если удастся воскресить в памяти что-то из таких образов (а что тут сложного?!), обратите внимание, что давным-давно, еще в два-три года отроду, у вас уже было ваше «Я». Уже тогда вы ясно ощущали и осознавали себя и изнутри этой осознанности вы смотрели на окружающий мир. Не пытайтесь понять это умом — вспомните это! Погрузитесь в детские воспоминания и найдите в них свое «Я» — «Вы» уже там были.
Самые ранние и зыбкие воспоминания — эти вырванные из темноты безвременья островки осознанности содержат в себе важнейшее открытие — «Я есть!» Слов еще нет, мыслей еще нет, морали нет, но «Я» — уже есть!
Посмотрите на это «Я» повнимательнее — не находите в нем ничего странно знакомого? Если нет, достаньте из своей памяти яркие воспоминания трехлетней давности и найдите в них то же самое свое «Я». Отличается ли оно хоть чуть-чуть о того «Я», которое вы нашли в самом раннем детстве?
Если отсечь все лишнее и постороннее, есть ли хоть какое-то различие между тем «Я», которое у вас было в первые годы жизни, и тем, которое было в десять лет, в двадцать, в тридцать?… А сегодня? Отличается ли ваше нынешнее «Я» от вчерашнего?… Есть ли хоть какая-то разница между сегодняшним «Я» и тем «Я», которое вы обнаружили у себя детстве?
Наше истинное «Я» существует вне слов, понятий и смыслов, вне времени и пространства. Даже тогда, когда мы покидаем заветное для искателей истины здесь-и-сейчас, наше «Я» остается на своем месте.
Наше «Я» просто есть, оно не обладает никакими качествами и никаким характером, его невозможно описать и нельзя разделить, оно едино и неизменно на протяжении всей жизни. Его нельзя переделать или воспитать, его нельзя чему-либо научить, единственная его функция — осознание, и этим умением оно в совершенстве владеет с самого рождения.
Счастье человека в обретении этого неизменного «Я» с его спокойной созерцательностью. Осознание само по себе не судит и не дает никаких оценок — оно впитывает и принимает все происходящее вокруг без тревог и страхов. Оно наполнено до краев одним уже фактом своего существования, а боль и наслаждение, страдание и радости окружающего мира его не затрагивают, для него это лишь вспышки света на киноэкране.
Но многолетнее целенаправленное развитие рассудочной и расчетливой стороны психики приводит к тому, что центр тяжести смещается от истинного безмолвного «Я» к вечно испуганному и озабоченному Эго. И это превращает человека в бешеную обезьяну — существо, заблудившееся в своих страхах и сомнениях, мечущееся между гордостью и ничтожеством своего Эго.
Человек забывает о том, кто он есть на самом деле и, чувствуя пустоту своего существования, пытается теперь обрести себя в своих мыслях, в своих принципах, в своих моральных ценностях, в своем характере, в своей индивидуальности, в своих достижениях и победах… и все тщетно.
Даже игра в саморазвитие тут никак не помогает, поскольку в действительности развивать просто нечего. Можно тренировать свой ум, оттачивать свой характер, причесывать свою систему ценностей и полировать свой нимб, но какое все это имеет отношение к неизменному «Я»? Всякая попытка себя улучшить ведет лишь к ухудшению ситуации — к укреплению Эго, к более глубокому отождествлению себя с тем, что точно не «Я».
От слов к делу
Что ж, всякая философия бесполезна, если ее нельзя применить на практике. Обычно все ждут четких инструкций о том, что именно нужно делать, типа 10 шагов к успеху и тому подобного. Но нужно помнить, что следование чужому, пусть даже и идеальному, плану никогда не приведет к цели. Изучение себя — это процесс творческий, в него обязательно нужно вложить СВОЮ душу, СВОЙ дух, СВОЙ опыт, СВОЮ интуицию. Невозможно обрести себя, следуя по чужим стопам.
Чужой опыт можно использовать, как отправную точку, чужие открытия — как маяки на прибрежных вершинах, но свой фарватер все равно придется искать самостоятельно.
Ну, а в практическом (и терапевтическом) смысле, хороша установка: «Я — это мои поступки». Реальные поступки не обманывают, как это делает изворотливый ум, и они не так расплывчаты, как чувства и эмоции. Каждый поступок, каждое реальное действие в реальном мире — это факт, это твердое и совершенно однозначное выражение сущности человека. Хотите узнать себя — изучайте свои поступки.
Ну и кто вы после этого? На этот вопрос,хочется ответить за всех и примерно так- все мы тут полуБоги,по земле ходим. ))
Почти по набоковски…:
“На меня этой ночью, – и случается это не впервые, – нашло особенное: я снимаю с себя оболочку за оболочкой, и наконец… не знаю, как описать, – но вот что знаю: я дохожу путем постепенного разоблачения до последней, неделимой, твердой, сияющей точки, и эта точка говорит: я есмь! – как перстень с перлом в кровавом жиру акулы, – о мое верное, мое вечное… и мне довольно этой точки, – собственно, больше ничего не надо.
проще говоря: в моих снах мир оживал, становясь таким пленительно важным, вольным и воздушным, что потом мне уже бывало тесно дышать прахом нарисованной жизни. К тому же я давно свыкся с мыслью, что называемое снами есть полудействительность, обещание действительности, ее преддверие и дуновение, то есть что они содержат в себе, в очень смутном, разбавленном состоянии, – больше истинной действительности, чем наша хваленая явь, которая, в свой черед, есть полусон, дурная дремота, куда извне проникают, странно, дико изменяясь, звуки и образы действительного мира, текущего за периферией сознания, – …Но как я боюсь проснуться!
Он есть, мой сонный мир, его не может не быть, ибо должен же существовать образец, если существует корявая копия.
кое-что знаю, кое-что… Еще ребенком, …еще тогда, в проклятые те дни, среди тряпичных книг, и ярко расписанных пособий, и проникающих душу сквозняков, – я знал без узнавания, я знал без удивления, я знал, как знаешь себя, я знал то, что знать невозможно, – жизнь: постоянный трепет, утайка знания, притворство, страх, болезненное усилие всех нервов – не сдать, не прозвенеть… и до сих пор у меня еще болит то место памяти, где запечаталось самое начало этого усилия, то есть первый раз, когда я понял, что вещи, казавшиеся мне естественными, на самом деле запретны, невозможны, что всякий помысел о них преступен.”
я это я!!!
Так значит Хаус прав )). По этому вопросу можно полемизировать бесконечно, помню меня на подобные размышления наталкивали вопросы спецов из кадровых агентств и я спешно пытался сформулировать кредо моей личности, моих поступков, что подобно экскурсии по одновременно с ней возводимому дому. Я сторонник того, что человеческое “я” – это результат множества последовательных компромиссов между сознательными и бессознательными мотивами и стремлениями.
Ann
считаю что куклы не успеют осознать что мы люди, не то нами управляет что бы такое осознавать, не тем мы заняты что бы о таком думать, а вот моя цитата “народ, включите мозги!” как раз призывалась к тому чтобы думать, осознавать, размышлять а следовательно и понять!
Ведь многих устраивает то что они куклы, им не хочется думать, и они боятся измениться. Ведь если они перестанут быть куклами то они наверняка лишатся того общества тех же кукол в котором были!!!
Этот эксперимент свернут раньше однозначно. Так как думать масса не хочет, никто на это не толкает, и к тому же выше стоящим не хочется чтобы люди думали. Следовательно мы не доживем до того момента когда мы научимся думать и понимать что мы люди!!!!
К статье: Кто я? Где я? Какой я?
Во-первых, хочу сказать БОЛЬШОЕ спасибо лично Вам, Олег. За качественный сайт, который, возможно, кому-то и вправит мозги. Вернее, подтолкнет кого-то указать своему уму его место. С удивлением обнаружила, что современная психология активно развивает идеи интегральной йоги, описанной ещё Шри Ауробиндо Бог знает в каком году. А по сути, Ведами (чего уж там мелочиться).
Со всем, написанным в статье, согласна. Я не просто думаю, что там все верно, я это знаю. Читая комментарии людей, которые, как правило, не случайные посетители сайта, а так называемые «ищущие», ощущаю себя сидящей в машине, которая на полной скорости несется к пропасти. Я смотрю на окружающих людей и задаюсь единственным вопросом: «Зачем Творец (или как там его величать) поставил этот грандиозный (или рядовой?) эксперимент с человечеством и лишил его самого главного: знать, кто мы?» Почему он позволяет нам быть куклами, которыми крутят ум и эмоции (хотя, по сути, это части одного), если в одно мгновенье может прекратить это? Причем, на данный момент человечество впадает в состояние своеобразного транса. Ум всё больше вертит нами, как хочет, сметая и тех, кто пытается НЕ ДУМАТЬ. Одни комментарии типа «народ, включите мозги!» на статью, призывающую на время их выключить, чтобы в образовавшейся тишине начать различать тонкий писк своей сущности и найти её, наконец, просто выводят…стоп. Понимаете, они не хотят их выключать. Не хотят даже попробовать. Должно случиться что-то из ряда вон выходящее, чтобы мир от безысходности начал пробовать всё подряд. Даже то, что раньше считал чушью. А вдруг, правда, поможет? Да уж. «Способность думать – великий дар. А способность не думать – дар еще более великий.»
Хотелось бы знать Ваше мнение по поводу того, дадут ли куклам возможность стать людьми? Или эксперимент свернут раньше, чем это произойдет?
Статья интересна, но однозначного ответа не даётся да его наверно и нет. Говорится в конце что я это мой поступки , но поступки ведь то же диктуются моралью представлениями, которые нам навязываются в течений жизни, жизненным опытом чувствами наконец и.т.д. В моём пониманий я это совокупность ума, тела чувств памяти и вообще всего того что у меня есть всё это частички составляющие я как целое. Вот как то так) И что будет если мы познаем я станет легче жить в социуме … И вообще о чём то задумываются те люди у кого возникли серьёзные жизненные конфликты или трудности, а если человек не будет думать кто он зачем и почему, а просто жить что тогда ? может ему и не надо ни чего познавать…
Если у кого есть желание приблизится к своей сущности вот пара советов:
Пробуйте говорить о себе в третьем лице
Не думайте о своем материальном теле
И вообще, как говорили суфисты : “Ты есть то”
изучать свои поступки – ЛЕГКО!! здесь самое главное – согласиться на ЧЕСТНОСТЬ перед самим собой, перестать себя обманывать!!
внутри каждого человека – БОГ! именно ОН – та высшая инстанция, перед которой мы отвечаем за свои поступки, мысли, чувства!! пытаясь обманывать себя – пытаемся обманывать БОГА внутри себя, только вот БОГА не обманешь…
так что страдаем от самообмана мы сами – это как скорпион, который жалит постоянно самого себя…
здесь еще один важный момент – страх перед наказанием за свои поступки, который основан на ВЕРЕ в то, что БОГ – это строгий родитель, держащий в руке “бич судьбы”: ослушался, значит получи удар “бичом” (интересно, откуда такое представление? не из детства ли? ;) )
только вот БОГ – это ЛЮБОВЬ!! ОН НИКОГДА НИКОГО НЕ НАКАЗЫВАЕТ!!
тогда откуда все эти страдания и мучения людские?
представьте, что ребенок тянется к розетке, а любящий родитель (предоставивший ему свободу выбора и свободу воли) делает предупреждение: электричество – опасно, при непосредственном контакте оно причиняет боль, но от него работают в доме все электроприборы, облегчающие и упрощающие быт!
рождается правило: не лезь пальцами в розетку!
ребенок, который ослушался, получил удар током! кто НАКАЗАЛ ребенка? родитель?
если вы понаблюдаете за своей жизнью, то увидите, что любящий БОГ-ОТЕЦ неоднократно делает нам предупреждения в разных формах прежде, чем мы “сунем палец в розетку”, и только тогда, когда наше упрямство ничем не остановить, ОН (опять-таки из Любви к нам) ПОЗВОЛЯЕТ совершить нам этот опыт – “разряд электричества”, порой, оказывается более действенным для лечения упрямства, гордыни и даже лени…
про то чтобы включить мозги я имел ввиду как раз то что и сказано в выше стоящем сообщении……….если мозг отчистить от мусора то он работает чисто ярко………и делает жизнь лучше…….так же как и с пылесосом)))))………не пылесосит пока пылесборник не вытрехнешь)))))
1. От прочтения этой статьи мне удалось отключить мысли. Мой мозг стал пустым.
2. Пропало чувство суеты, какой-то нехватки времени.
Второе было особенно ценно, т.к. надоело постоянно куда-то “бежать” мозгом)
Этот мой опус к тому, собственно, что очень часто САМОЛЮБИЕ принимают буквально. Как “любовь к своей индивидуальности (самости)” и стремятся к ней как спасению от неврозов. Но если “Я”, которое мы любим (и хотим любить), уже в себе далеко не только индивидуальность, то и категория “самолюбие” расширяется принципиально.
Пофилософствую :))
Очень естественно и привычно полагать, что “Я” – это ПРЕЖДЕ ВСЕГО индивидуальность. Все определения, данные в статье Олега (я есть тело, я – есть память, я – мысль и т.д.), пытаются раскрыть “Я” в качестве единичного, уникального – абсолютно индивидуального. Да, мое тело, мысли, характер уникальны – это бесспорно. Даже “пустота” – это ни чья-то пустота, но моя уникальная пустота.
Однако. Во-первых, (как было справедливо сказано в статье) все это уникальные АТРИБУТЫ “Я”, а не само “Я”. А если “Я” не атрибут, то, возникает вопрос, а уникально ли “Я”? Можно ли пытаться описать “Я” категорией “уникальность”?
Во-вторых, все явления и процессы в мире ничуть не менее уникальны, чем эти атрибуты “Я”. Каждый пейзаж, каждый камень, каждый атом так же уникальны как мое воспоминание, мое лицо, мое чувство. Тогда возникает вопрос, можно ли, пытаясь описать “Я”, приравнивать его к любой ничтожнейшей вещи без разбора?
В-третьих, биологическая (не психологическая) функциональность “Я” не придумана нами, а дана нам, предустановлена нам. В этом смысле, “Я” никак НЕ УНИКАЛЬНО, ибо любое живое существо имеет точно такое же “Я”. При этом не имеет значения, что живое существо не обладает возможностями сознавать “Я”. Как например бактерия или елка. Однако бактерия и елка ведут борьбу за свое “Я”, точно такую же и мы. Возникает вопрос, следует ли, описывая свое “Я”, отделить его от любых других существ и жизни вообще?
Если попытаться как-то ответить на эти вопросы, ответы будут такими:
1)”Я” – это сущность, а не явление (тела, мысли, “пустоты” и т.д.).
2)”Я” не есть мир (тело, мысль, “пустота” и т.д.), а нечто особенное и отличное от мира по сущности.
3)”Я” есть сущность которой прошита вся жизнь. Вся моя жизнь (тело, мысль, “пустота”и т.д.) и жизнь любого существа.
ЧТО есть эта сущность и как можно ее мыслить – вопрос, конечно, уже другой. Но важно отметить, что “Я” далеко НЕ ТОЛЬКО индивидуальность…
Народ, включите МОЗГИ, и ни какие психологи вам не будут нужны!!!!!!
Я – с рождения экстраве6рт. В юности особо не задумывалась о том, кто же я, жила эмоциями, активно проводила время, легко сходилась с людьми. Заглянуть внутрь себя не считала нужным до тех пор, пока от меня не ушел муж, после вполне счастливого союза, которы длился 7 лет, оставив меня с ребенком.
Вот этот факт и послужил толчком к познанию себя. Всё началось с увлечения психологий, с нащупывания собственных комплексов и неврозов. Было много чего прочитано, однако четкого плана и направления перед глазами не стояло, скорее я надеялась на свою интуицию, на подсказки души, выбирая путь. Познание себя (я этот процесс называла самосовершенствованием) очень увлекло, на 5 лет стало основным занятием в моей жизни. Как результат имею раздутое Эго, чему объективно есть оправдание: себя я неплохо изучила, в людях отлично разбираюсь. Теперь стоит задача немного уменьшить Эго (сделать его здоровым) и реализовать себя в социальном плане.
Олег, Ваши статьи лично мне нужны и полезны.
Alisska
Ты думаешь и первое и второе.
Ты думаешь, что нужно переводить бабушку через дорогу (никакой Вася Пупкин не лезет в твои мозги, чтобы за тебя это подумать. Вернее, скорее всего, ты ориентируешься при этом на чей-то пример или указ, но в этом есть твоё желание быть для этого человека хорошей).
Ты думаешь про то, что тебе лень переводить её через дорогу.
И первое и второе твои собственные представления.
А в более сложной ситуации, когда ты думаешь, что покоряешься необходимости — на самом деле ты покоряешься далеко не всей «необходимости» ;) и не в том виде, в котором она реально существует. Ты подчиняешься только своему представлению об этой необходимости. И действуешь исходя из этих представлений. Причём, в твоих действиях, каждый раз будут накопленные тобой же опыт и знания о том, что приемлимо и выгодно, а что неприемлимо и опасно.
@Анна Ключенкова
Насчет выбора согласна. Но я-то говорила о рассогласовании мыслей и поступков, хочу и должен, которые происходят при внутриличностном конфликте, как в истории с бабушкой. Нестыковочка выходит. Как же тут узнаешь себя, когда я делаю одно, а думаю при этом другое?
Alisska
Ну так никто ж ведь не стоял у вас над душой и не требовал перевода старушки. Компромисс между так наз. общественными требованиями и вашими желаинями возник в вашем собственном мозгу. И выбор сделали вы сами, взвесив свои собственные предпочтения и желания.
И даже в ситуациях, где, кажется нет выбора, два разных человека поступят по-разному: один найдёт единственный шанс, потому что он всегда так делает… а другой нет.
Насчет установки: «Я — это мои поступки» не согласна. Ведь зачастую люди совершают поступки не по доброй воле, а потому, что “так надо”, независимо оттого, хороший поступок или плохой.Предположим,я перевела старушку через дорогу-совершила хороший поступок, угодный обществу. Ура, можно ставить галочку, общество одбрит. А реально на эту старушку мне плевать и как она доберется до дому мне все равно, НО ведь поступок совершен, и бонус я заработала….
позволить себе быть…
нет ничего проще, и в то же время непонятно, потому что никогда так не жил.
риск. доверие себе, доверие автору статьи, шаг навстречу новому.
удачи всем.