Наверное, я старею. Всё чаще обнаруживаю, что не могу ответить на некоторые вопросы, не прибегая к концепции Бога. Ну, то есть могу, но это потребует столь многословных объяснений, что проще не отвечать вообще. Для меня же ответ, зачастую, прост — с Божьей помощью, по воле Божьей и прочее в том же духе.
Нет, я не стал христианином и никогда им не буду. Мой Бог — не христианский по своей сути. Я не хожу и не буду ходить в церковь, потому что она не приближает меня к моему Богу. И нет, я не скатился в безволие, бессилие и безмыслие — просто я отчетливо вижу, что в основе моего бытия лежат силы, куда более мощные и таинственные, чем доступно моему пониманию.
Буквально на днях меня подкараулили и прижали к стенке вопросом — «Так в чем же суть психологических проблем? Где исток невроза, с которым во всех его неисчислимых обличиях мы сражаемся уже целую жизнь?» И я вдруг понял, как сильно всё изменилось с тех давних пор, когда психология заняла центральное место в жизни.
Мой лучший ответ на сегодняшний день — разлад человека с Богом. И тут, хоть тресни, я не могу дать более четкого и однозначного ответа. Это не про разлад с собой, не про внутренние конфликты, не про иллюзии и ложные убеждения… это, как говорится, другое.
Вслед за Юнгом можно было бы сказать, что это про разлад со своими архетипическими структурами, инстинктами, своей глубинной природой, Самостью. Технически это тот же самый ответ, но, как и Юнг за закрытыми дверьми в своей башне, я не вижу большого смысла придумывать новые названия для той сущности, которую многие тысячелетия человечество именовало Богом.
Психология — та, что НЕ юнгианская — пытается обойти этот вопрос стороной. Научная истина (а скорее, карьера) требует отказаться от примитивных религиозных предрассудков. Разве можно позволить себе заявить, что жена ссорится с мужем, потому что они оба утратили связь с Богом? Конечно же нет! Мы скажем по-другому — у них обоих травмы, комплексы и дисфункциональные убеждения. Травмы нужно вылечить, комплексы осознать, от убеждений избавиться — и наступит семейная идиллия.
Но наступит ли? А если и наступит, то почему? Потому что мы все правильно проанализировали, поняли суть и исток проблемы, выполнили соответствующие процедуры и психика подчинилась нашей компетентности? Психологу приятно верить, что именно так оно и работает. Но ведь и древний охотник верил, что рисование на стене в пещере влияет на успешность завтрашней охоты. Между двумя событиями есть некая корреляция, но её природа далеко не так очевида.
Психолог, как шаман или жрец, глубоко убежден, что если правильно выполнить лечебный ритуал, пациенту станет легче. Психолог верит, что это результат правильного понимания психического устройства и владения технологиями психологического воздействия. Шаман верит, что это результат помощи духов или предков — надо только правильно их попросить. Жрец верит, что искренность его молитвы трогает богов, и они отвечают на его призыв.
В чем разница? И те, и другие, и третьи совершают свои священные ритуалы и верят, что понимают внутреннюю механику, которая за ними стоит. Все они по-своему «ставят свечку за здравие» своего пациента, и если тому становится легче, укрепляются в своей вере. А если не становится, то… они все равно укрепляются в вере, ибо это невроз оказался неподатливым, духи ответили отказом или Бог не услышал молитву.
Всякие попытки объяснить душевную механику или любые другие аспекты нашего бытия всегда приводили, приводят и будут приводить к одному и тому же ответу. Физик обнаружит фундаментальный закон, философ упрется в непознаваемую вещь в себе, шаман обнаружит таинственный нагваль, а психолог придет к Архетипу. В конце любого исследования, не важно с какой стороны мы начали копать, нас ожидает один и тот же ответ.
И чем четче этот ответ звучит внутри, чем яснее осознается его однозначность и неумолимость, тем меньше нужды и смысла искать для него какие-либо иные имена.
Почему человек заболевает? Потому что утратил связь с Богом. Абсолютно антинаучное заявление. Но если посмотреть внимательно, мы всегда увидим, что болезнь — есть следствие нарушения того самого фундаментального закона, который лежит в основе бытия. В каждом отдельном частном случае можно более-менее проследить, в каком месте человек сбился с пути, разорвал живую связь с глубинами собственной души. И если эту связь удается восстановить, человеку становится лучше.
p.s.
Верить в Бога — значит, полагаться на чужое описание законов мироздания. Знать Бога — значит, видеть, чувствовать и осознавать действие этих законов изнутри.
Комментарии