Очередная “бессмысленная” статья. Не в силу своей банальности или глупости, а потому, что вы все равно не поверите, пока не переживете того же самого на собственном опыте. Впрочем, можно признать в ней и некоторую банальность, поскольку что-то подобное вы наверняка уже слышали или читали.
Только вот это одна из тех банальностей, которую вы перестанете считать таковой, когда поймете ее по-настоящему. Скорее, захочется взгрустнуть или даже всплакнуть.
Все мы в жизни чего-то ждем — какого-то нового рубежа, который откроет новые двери и возможности, либо же выведет жизнь на какой-то новый уровень. Надо только потерпеть и дождаться.
В школе мы ждем выпускного, чтобы высвободиться наконец-то из-под учительского гнета. Доживаем до этого священного момента, и действительно обретаем чуть больше свободы. И вся жизнь еще впереди — зовет и манит неоновым карнавалом фантазий о светлом будущем. Потом институт, и мы ждем защиты диплома. Потом первая работа и первая зарплата. Собственное жилье, пусть и съемное. Отношения. Может быть, даже семья и первый ребенок. И все это — молодость, этап великих свершений и завоеваний, социальная экспансия, которая — как мы все чувствуем — тоже однажды закончится. И тогда…
Тогда начнется какая-то не очень понятная, но вроде бы давно желаемая «настоящая взрослая жизнь». Так нам кажется.
То, что время, потерянное прожитое в ожидании очередного рубежа, можно считать спущенным в унитаз, давно уже всем понятно. Невелика премудрость. Вся эта игра с откладыванием «настоящей жизни» на потом — это совершенно очевидное нежелание брать ответственность за какие-то неприятные аспекты бытия дня сегодняшнего. Не получается наладить отношения с одноклассниками? Ничего! Вот закончится школа, и тогда… Не получается наладить отношения с однокурсниками? Ерунда! Вот закончится институт, и тогда… Не получается и коллегами тоже? Уже странновато, но тоже переживем. Вот уволимся и перейдем в новый коллектив, и тогда…
Проблема, которая заявила о себе еще в ранние школьные годы, могла бы быть решена на том же самом раннем этапе, когда это сделать было проще всего. Но нет, она была отложена на потом, а потом еще раз на потом и еще. И вот она уже загрубела, обросла многолетней ржавчиной, и теперь к ней уже не подступиться без специальных инструментов и профессиональной помощи.
Но не поддавайтесь сейчас искушению согласиться, что проблему нужно было решать, как только она проявилась. На самом деле вовсе не обязательно! Не складываются отношения? Ну и что? Вполне можно прожить и так, если это, по большому счету, человека устраивает. Далеко не всем так уж нужны отношения, и если так оно и есть, то с неспособностью их наладить вполне можно смириться. Если цена решения проблемы выше той цены, в которую обходится ее игнорирование, то нет никакого смысла «переплачивать». Не хочешь решать проблему — не решай. В этом нет никакой ошибки.
Только вот ситуация у нас другая. Наш абстрактный человек ХОЧЕТ решить проблему! Он хочет, чтобы ее не было! Сильно хочет. Но вместо того, чтобы взяться за ее решение, он надеется, что смена обстоятельств — школа, институт, работа и т.д. — сама по себе приведет к изменению ситуации. То есть человек видит проблему, хочет от нее избавиться (не хочет жить с ней), но пока что не берет на себя ответственность за то, чтобы с нею разобраться.
Оправдана ли эта надежда, что со сменой обстоятельств проблема исчезнет или решится сама собой? Иногда, да, бывает. Тогда, значит, ожидание и терпение себя оправдали. Это примерно как дырка в молочном зубе — если подождать, возможно, он просто выпадет и тогда, стало быть, можно его не лечить.
Но в сфере психологии все устроено как-то не так. Здесь нет молочных зубов, нет черновика — сразу чистовик. И если проблема не решается с самого начала, то все, что будет происходить в дальнейшем, это только ее усугубление. Новые обстоятельства на следующем жизненном этапе могут смягчить и сгладить проявление проблемы, но никто и никогда еще не дождался того, чтобы дырявый зуб залечился как-нибудь сам.
В общем, это все повторение давно известного, а сейчас разговор немного о другом. Помимо надежды на волшебное разрешение проблем (если сидеть на берегу достаточно долго), в нас живет другая более тонкая и более опасная надежда. Мы верим в развитие, верим в то, что десятилетний подросток принципиально отличается от того человека, каким он станет лет в тридцать и, тем более, в сорок. Мы верим, что воспитание работает, верим, что из сырого теста можно вылепить любой сложности крендель, надо только постараться и подождать.
С этой установкой прочно укоренившейся в голове мы рассматриваем себя сегодняшних как полуфабрикат, к которому еще надо приложить руки, чтобы он стал Человеком. А то, что есть сейчас — это только зачаток будущего человека.
В каком-то смысле это, конечно же, верно. Тело и сознание должны окрепнуть, прежде чем смогут раскрыть свой полный потенциал. Загвоздка здесь в другом: мы путаем естественное становление имеющейся индивидуальности с возможностью эту индивидуальность перекроить на какой-то более правильный лад. Из сырого куска слоеного теста через должное время получится хороший полноценный круассан, но как ни старайся, как ни вкладывайся в воспитание и саморазвитие, из него никогда не получится испечь крепкую и надежную буханку черного хлеба. Развитие — это взращивание того, что есть. Мы же в этом видим возможность выбрать и выработать новую индивидуальность по собственному вкусу, вопреки какой-либо данности.
И вот здесь повторяется сценарий с бесконечно откладываемыми на потом проблемами. Только здесь, ко всему прочему, у нас есть дополнительный аргумент в пользу выжидательной стратегии. Детство же! Молодость! Лучшая пора жизни, когда положено чудить и совершать ошибки. Всем это известно и всем понятно. Вот повзрослеем — тогда и одумаемся, тогда и возьмемся за голову.
Но здесь опять речь не о том, что нужно срочно взяться за голову, пока не стало слишком поздно. Молодость — она действительно для того и существует, чтобы чудить и копить свой собственный жизненный опыт, совершая все возможные и невозможные ошибки. Подвох в другом — в том, что мы ждем, что детство и молодость однажды закончатся и на месте сегодняшнего бестолкового и безалаберного существа появится кто-то другой, более серьезный и взрослый. Причем случиться это должно как-то само собой — чисто в силу естественного взросления. Надо просто подождать…
Давайте на примере. Представьте, что вы живете в съемной квартире. Вам многое в ней не нравится: в ванной осыпается плитка и подтекает унитаз, в прихожей нет вешалки и нет места для шкафа, на кухне пожелтел потолок и нет ни одной одинаковой тарелки, в гостиной выцветшие бестолковые обои и старые окна, из которых постоянно сквозняк. Но в целом жить можно. Для молодой холостяцкой жизни потянет. И вы понимаете, что квартира не ваша, а, стало быть, нет и смысла вкладываться в то, чтобы привести ее в порядок, — ведь сейчас просто временный этап, а потом-то вы, конечно, отсюда переедете в собственную квартиру и вот там уже все сделаете по уму и по вкусу.
И вот вы живете в этой квартире год за годом. Раздражаетесь на ее неустроенность, но все-таки терпите: в чужую квартиру, которую вы точно покинете, нет смысла вкладывать душу и усилия. И даже более того — ее можно не жалеть! Можно гасить окурки о подоконник. Можно метать нож в кухонную дверь. Можно ни о чем не беспокоиться. Наплевать! Вот свою квартиру вы будете беречь, а тут клоповник, гостиница — что с нее взять?
И вот проходит пять лет… десять… пятнадцать… а вы живете все там же, и почему-то ничего не и изменилось. Квартира превратилась в еще большую помойку, чем прежде, ведь все это время вы ждали переезда в светлое будущее и пальцем о палец не ударили, чтобы хоть как-то здесь обустроиться. Унитаз все так же течет, и вам все труднее не обращать на это внимание. На кухне бедлам, и у вас уже не получается так легко отмахиваться, что это всего лишь временное ваше пристанище. Диван в гостиной окончательно развалился, и шутки про пользу сна на твердом полу уже давно вас не веселят. Пятнадцать лет жизни на помойке.
А теперь представьте, что однажды — по божьему велению, по щучьему хотению — оказывается, что никакой другой квартиры у вас не будет. Более того, вы узнаете, что это изначально была ВАША квартира… ваша собственная и единственная на всю жизнь квартира!
Что вы тогда почувствуете? Не встанут ли ваши волосы дыбом от того, что вы пятнадцать-двадцать-тридцать лет ждали переезда из своей собственной квартиры, считая ее чужой и временной. И никакой другой квартиры никогда не будет и не было ни малейшего шанса, что она появится. И хуже того — вы вдруг обнаруживаете, что все это время вы об этом знали, просто каким-то образом умудрились об этом забыть. Сначала в шутку, мол, дорогие гости, не обращайте внимания на бардак — я тут всего лишь временно. А потом как-то и сами в эту отговорку поверили.
А ведь квартира-то не такая уж и плохая. В хорошем тихом месте. Старый дом с толстыми кирпичными стенами. Хорошие соседи. Да, есть проблемы с сантехникой. Да, не хватает охраняемой парковки под окнами. Да, не престижный район. Но жить-то можно! И жить можно хорошо, если бы просто привести ее в порядок. И возможности для этого есть — никаких преград никогда не было, кроме нежелания вкладываться в чужое, временное. А тут на тебе, оно, оказывается, не чужое и не временное, а вовсе даже свое и навсегда. Только вот те самые пятнадцать-двадцать-тридцать лет уже прожиты… и прожиты в помойке. Каково вам тогда будет? Не горько ли?
Вот точно так же мы и смотрим на самих себя в молодости — как на что-то временное и чужеродное, что не стоит усилий и, как молочный зуб, однажды отвалится само. А пока что надо просто потерпеть и подождать, развлекая себя возможностью устраивать помойку в «чужой квартире».
Я, как обычно, сгущаю здесь краски для пущего драматизма, но посмотрите на свою жизнь. Быть может, вы и не плюете на пол в своей «временной квартире». Может быть, вы регулярно моете посуду и заменили этот злосчастный унитаз. Но, даже решив ряд текущих и подтекающих проблем, вы в целом продолжаете относиться к себе, как к чему-то временному, что нужно просто перетерпеть или переболеть.
Человек, которым вы себя знаете, воспринимается не всерьез, как какое-то досадное недоразумение, которое предстоит пережить и исправить, и вот тогда, наконец-то, начнется другая жизнь: настоящая, взрослая, счастливая. И вы даже прилагаете усилия, чтобы это недоразумение исправить — вы ведь серьезный человек, знакомый с психологией! Но это совсем не те усилия, которые нужны, чтобы привести в порядок свое пожизненное жилье, потому что вы категорически не согласны жить в этой вот невзрачной квартире и хотите заменить ее чем-то другим. Вы хотите высокие потолки. Хотите настоящий камин. Хотите собственный гараж под домом. Может даже подумываете о маленьком собственном бассейне. Только вот живете вы в старой хрущевке, и все эти ваши фантазии абсолютно бесплодны и неисполнимы. Этого не будет никогда, а вы все живете грезами, что однажды откроются новые горизонты, и за холстом на стене откроется настоящий камин и подземный ход в гараж с бассейном.
Проживая жизнь в таком вот режиме временного обиталища, мы верим, что таким образом экономим силы, бережем себя для чего-то настоящего, стоящего. Терпим ради благой цели. Откладываем жизнь сегодняшнюю, ради жизни завтрашней, настоящей. Покой и счастье своего бытия мы проецируем в будущее, в «новую квартиру», и тем самым добровольно отказываемся от того, чтобы быть счастливыми сегодня — соглашаемся просто зажать нос и не принюхиваться. И ладно бы это ожидание было оправданным, и впереди всех нас действительно бы ждала какая-то иная жизнь, иная, более гармоничная и развитая личность, только вот нет — ничего нас там впереди не ждет. Год за годом мы по утрам просыпаемся все тем же человеком, с теми же комплексами и заморочками, но продолжаем верить и надеяться, что однажды это изменится, и каким-нибудь чудесным утром мы увидим у себя внутри кого-то другого, более прекрасного и удивительного.
Вот такая вот грустная история про скидку на молодость, которую мы себе позволяем. Верите или нет, понимаете или нет, но молодость ничего не оправдывает, и по ее завершении ничего не изменится. Ни одна проблема не решится просто по факту того, что мы прожили сколько-то там лет. И наша сущность со всеми нашими глупостями и заскоками тоже никуда не денется, и тот человек, каким мы видим себя сейчас, будучи молодыми, это именно тот человек, с которым нам придется провести весь остаток своей жизни. Никем другим и никакими другими мы никогда не станем — так и останемся все теми же уродами, которых видим в зеркале каждый день. И либо мы научимся жить с собой настоящими (от слова «настоящее», которое не «будущее»), либо крепко пожалеем, когда к сорока-пятидесяти годам придется признать, что съехать из постылой «хрущевки» так и не удалось, а лучшая половина жизни уже прошла…
P. S.
Для сомневающихся. Принимая себя сегодняшних как данность, мы ничем не рискуем. В худшем случае окажется, что мы «зря» покрасили стены в квартире, из которой через год-другой пришлось переехать. Только ведь не зря! Эту самую пару лет мы прожили в неидеальном, но чистом и уютном доме, вместо того, чтобы мужественно жить в гадюшнике, лишь бы не потратить «зря» ни одного лишнего рубля и ни одного киловатта личных усилий.
Есть лютые “верующие” и есть такие же лютые “атеисты” – и те, и другие люди ОДНОГО типа. Психологически они ОДИНАКОВЫ и легко переходят из одной крайности в другую. При этом “атеисты” чувствуют себя лучше “верующих” на том основании, что им якобы удалось не поддаться религиозному очковтирательству.
“Атеист” бунтует против религии для того, чтобы продемонстрировать свою особенность на фоне плохо осознаваемой склонности поддаваться чужому влиянию. Это бунт не против религии, а против своей слабости и внушаемости. “Верующий” той же цели достигает, убеждая себя и других в том, что он узрел истину, которая недоступна тупым и бесчувственным “атеистам”.
Разговор про Эпл, прочие бренды и вообще про создание образа в коммерческих целях, о из той же серии – беспокоятся по этому поводу только “верующие” и “атеисты”. Все остальные просто покупают или не покупают, потому что им хочется или не хочется. Так что, если кого-то беспокоит вопрос того самого “коварного” влияния на умы покупателей ради нечестного обогащения, то это человек из категории “атеистов” – людей, легко подверженных влиянию очередного бренда, но пытающихся отстоять свою автономность за счет бунта и осуждения “верующих”, “религии” и нечестных методов воздействия.
Прямым текстом: если волнуют чужие попытки нечестного влияния на массовое сознания, проблему нужно искать в себе, и скорее всего это будет неосознаваемая подверженность любому чужому влиянию, зависимость, недостаток автономности суждений, психологическая слабость, внушаемость. И нападки тогда направлены на источник “внушения”, как будто это он виноват в обладании магической властью над сознанием и нечестно этой властью пользуется.
Мне-то какое дело до этих людей? Кто-то и почку может продать за Айпад.
Ну, ты – молодец :)
Но разве не видела репортажи, как толпы занимают очередь за несколько дней, и несутся по головам, когда магазин открывается?
А моей уже 10 :)
Но Акира явно имел в виду “вообщеков”.
Какие такие люди? У меня, например, Nokia уже пятый год, звонит и ладно)
Этот “образ” называется “бренд”. За что некоторые действительно переплачивают бешеные деньги, что, на мой взгляд, не слишком умнО.
Самый яркий пример, когда товар действительно стОящий, но вокруг него творится полнейший идиотизм – это продукция Apple. Люди обожают эти продукты, любят, сходят с ума. Если кому-то кажется, что в продвижении этого товара не используются “коварные” методы, то я отойду в сторону, т.к. не знаю что тут еще добавить.
Спасибо за ответ, Олег.
причем даже в хронологическом порядке
Это поразительно, но всякий раз, когда я читаю объявление о каком-нибудь патентованном лекарстве, мне приходится
сделать вывод, что я страдаю именно той болезнью, о которой в нем говорится,
и притом в наиболее злокачественной форме.
Когда ищешь ответ на вопрос, рано или поздно его находишь, и именно в той форме, в которой он тебя больше всего устроит)
Не надо на меня проецировать свой страх быть обманутым и использованным.
В коммерческом смысле честность и искренность работают лучше, чем попытки что-то там впарить между строк. “Коварные” методы нужны только тогда, когда товар того не стоит, и продавец об этом знает. Мне же за свой товар не стыдно, поэтому нет никакой нужды в манипуляциях. Есть товар – есть те, кому он нужен. Сайт и статьи – это товар лицом, вот и все.
Насчёт “бессмысленной” статьи по-моему Аня хорошо объяснила
Плюс Олег стебётся всегда немного, как мне кажется))
А всё остальное – наши проекции. Когда я читаю практически любую новую статью Олега, мне кажется, что это – всё про меня и в голове возникает такой риторический вопрос: “Блин, как он догадался??? Меня же это сейчас запаривает больше всего!!!”
А так же в жесткой форме вдалбливается заходить на сайт и читать эти самые статьи)
Сейчас на работу убегаю, попозже попробую собрать мысли в кучу )
А ты выскажись, авось и с другой перспективы всё увидишь)) Когда в одной голове всё варится, оно начинает приобретать причудливые очертания. Лично я с интересом послушаю) А заодно и узнаешь, какой эффект имеет публикация собственных мыслей (твой предыдущий вопрос))
Не, то что не дотяпаем мне насрать ))) Кто дотяпает – молодец, а кто не дотяпает – сам дурак ))
Статья меня не раздражает. Тут если рассказывать, что меня зацепило, причем давно уже, это охренеть сколько писать надо. Да и будет ли кто читать такой объем писанины..
Если вкратце:
Меня не покидает ощущение в каждой статье, что “пациентам” в мягкой, почти незаметной, форме вдалбливается необходимость решать проблемы. И у тех, у кого возникнет желание их решать, я уверен, обязательно увидится инструмент решения – платные курсы Олега Сатова.
И все бы оно ничего. Я и сам покупал эти курсы, и есть желание поступить в Школу психологии. Услуга за деньги – по-моему это честно.
Волнует меня тут другое:
Что при написании статей вот эта вот установка – так или иначе донести до клиента необходимость решать проблемы – оказывает серьезное влияние на содержание самого послания. Мне кажется, что разница между тем если писать что-то из чистого интереса к предмету и тем, что необходимо продать этот продукт – будет очень сильной.
Вот это меня и волнует. Мне бы хотелось, конечно, задать примерно такой вопрос Олегу:
Насколько сильно приходится врать в связи с желанием заработать на том, что ты делаешь? Но вряд ли он на него ответит. Это рубить сук, на котором сидишь.
Но тут дофига еще не сказанного. Так, самая суть вроде.
А почему тебя это настолько зацепило? Обидно стало, что намекнули, мол статья не для нашего уровня, “бессмысленная”, что мол не дотяпаем? Есть смысл покопать)))
А что там намеревает Олег своими статьями, какая вообще разница?))) Ты от них имеешь пользу? Читай)) Раздражают? Не читай)))
Когда для себя, я, например, пишу в документе, который хранится на жестком диске моего компа и не выходит за его пределы. (если, конечно, его не стащат хакеры-агенты коварных западных спецслужб :devil: :ap: )
Расчет на то, чтоб писать и выкладывать на публику для обратной связи мне тоже кажется маловероятным. При его уровне образованности в психологии (без всякой иронии), мне кажется есть смысл поискать обратной связи у более здоровой и образованной аудитории.
Я думаю, Олег пишет эти статьи прежде всего для себя. Усваивание и интеграция собственного внутреннего опыта. Когда в слова переведешь, то, что до этого прочувствовал, это как бы закрепляется и как бы со стороны видится)) Да и освобождаешься от этого, вернее ум освобождаешь)) А “бессмысленная” она для тех, кто не переживает или еще не готов внутренне для такого опыта. Поэтому от них и отскочит, как горох от стенки)) Потому что каждому свое время))
Раз уж от Автора ответа мне, судя по всему, не дождаться, может кто-нибудь из присутствующих озвучит свои версии ответа на мой вопрос?
Что движет Олегом в написании “бессмысленной” статьи?
Мне, действительно, это очень интересно. Или это тема, сование носа в которую, мягко говоря, нежелательно?
У каждого читающего свой смысл в этом чтении. Спроси сто человек, и будет сто разных ответов.
И ответ “такой же” абсолютно ничего не говорит.
Каждый пишущий (и читающий) не может вылезти из своей шкуры. У каждого самого мелкого движения всегда есть причина, есть что-то, что побуждает на это движение. И статья не может быть написана абсолютно без всякого мотива, без всякой причины.
И мне все-таки интересно, что заставляет Олега писать то, что он якобы считает бессмысленным для других? Для него-то самого какой в этом смысл?
Не знаю, доходчиво ли объяснил, что хочу спросить..