Давайте проведем мысленный эксперимент. Что случится, если вчерашний пациент психолога сам захочет лечить других людей от неврозов? Психолог, пациент, лечение — отвлекитесь от корявой терминологии и зрите в корень. Допустим, психолог действительно хорошо с ним поработал и из погруженности в кучу “заморочек”, “болячек” и “тараканов” вывел его в чистое поле — к состоянию устойчивого душевного здоровья и равновесия. И вот здесь наш главный вопрос: может ли этот только что выздоровевший человек сам лечить других людей?
Очевидно, что он может попробовать, и так же очевидно, что у него ничего не получится. Иметь пациентский опыт, пусть даже продолжительный и успешный, — это совсем не то же самое, что изучить психологию и психотерапию. Пациента проводят за руку через хитросплетение его неврозов, не объясняя общей психологической теории, не рассказывая о тысячах возможных случаев, не раскрывая сути используемой техники и не обучая пользоваться ею в приложении к другим людям и другим проблемам. Он выздоравливает, но сам не понимает, как именно и за счет чего это произошло.
И если, закончив курс лечения, пациент не пройдет дополнительно курс обучения, то помочь другим людям он не сможет, да и вряд ли станет пытаться: ведь очевидно же, что психология — это не просто разговоры по душам, а сложный лечебный процесс, в котором психолог проводит в отношении пациента масштабную продуманную операцию, пользуясь обширным арсеналом всевозможных технических приемов и уловок. И даже если пациент очень внимательно «следил за руками», он не сможет повторить эту операцию с кем-то другим.
С психологией в этом плане все просто: она не окружена ореолом таинственности, и все понимают, что это просто набор техник и приемов, выстроенных на базе какой-то вполне конкретной психологической теории. Душевное здоровье терапевта и его опыт преодоления собственных заморочек, конечно же, имеют значение, но это лишь фундамент, на который затем опирается весь многоэтажный комплекс его знаний и умений. Всем это понятно, и поэтому только очень редкий — и, вероятно, не вполне долеченный — пациент решится тут же открыть свою частную практику.
Однако давайте представим себе заведомо абсурдную ситуацию, что он все-таки решился это сделать. Что тогда произойдет, и на что это вообще будет похоже? Общей психологической теории он не знает, никакими техниками не владеет и всего многообразия психологических проблем никак себе не представляет. Что тогда ему остается? Только ритуально и невпопад повторять те вопросы, которые задавал ему психолог, очень плохо понимая, почему вопросы были именно те, а не какие-то другие, и почему они задавались именно в тот момент, а не в какой-то другой. А еще, вероятно, он будет очень впечатлен и воодушевлен своим собственным выздоровлением, и ему будет очень хотеться рассказать другим людям о том, как это здорово быть здоровым, и насколько легче и приятнее стала теперь его жизнь.
Поскольку никакой конкретики своим «пациентам» он предложить не сможет, его «практика» сведется к самым общим разглагольствованиям о душевном здоровье и потенциальной возможности выздоровления. Но, если в нем обнаружится дар красноречия, то очень скоро вокруг него начнут собираться люди, чтобы послушать и вдохновиться его приключениями на пути к выздоровлению.
Казалось бы, это практически невероятный сценарий, но в действительности бывают ситуации и похуже: когда о душевном здоровье начинают вещать на широкую публику те, кому до этого самого здоровья еще очень далеко. Красноречие и харизма часто подменяют собой все остальное. Однако мы рассматриваем ситуацию, когда человек действительно здоров и действительно искренне хочет помочь выздороветь другим. Мотивы его чисты, у него просто нет знания и понимания того, как достичь этой цели.
Что будет дальше, если он продолжит свои проповеди о психологическом здоровье? Если у него это получается достаточно хорошо, однажды кто-нибудь из его многочисленных слушателей обнаружит, что у него прошла какая-нибудь душевная болячка: полегчало, отпустило, отлегло. Никакого реального терапевтического процесса не было, и оно просто так совпало: может, спонтанная ремиссия, может, эффект плацебо, а может, и действительно сработало вдохновение, с которым наш новоиспеченный «психолог» толкает свои речи. Никакого лечения тут не было, никакой психологической работы не происходило, но излечение произошло… и тогда речи становятся еще более вдохновенными, а слушатели — еще более внимательными. Всем начинает казаться, что так психология и работает, надо просто терпеливо продолжать слушать и проникаться духом психологического здоровья, и тогда оно однажды наступит.
В какой-то мере так оно и есть. Душеспасительные беседы в исполнении талантливого оратора тоже можно считать методом психотерапии. Только вот эффективность этого метода крайне мала в сравнении с тем, каких результатов добивается самый заурядный, но все-таки подготовленный психолог, использующий даже самые простые техники реальной психологической работы. А если этот психолог подготовлен хорошо и имеет призвание к своему делу, то его результативность будет еще на порядки выше. И все это довольно очевидно, ведь рассказывать о своем выздоровлении и действительно лечить других людей — это совсем не одно и то же. Чтобы лечить, нужно все-таки что-то знать и уметь, а не просто быть здоровым и хотеть помогать.
А теперь посмотрите на современный рынок духовных услуг. Если отбросить массовую религию, которая продвигается, в основном, теми, кто сам еще не исцелился и не прозрел, остается обширный пласт «учителей», которые, может быть, и прозрели, но совершенно не понимают, как именно это произошло, и не видят никакой иной возможности привести к тому же прозрению других людей, кроме как рассказывать им истории об обретенном духовном здоровье и своих приключениях на пути к нему. Это и есть те самые вчерашние пациенты, которые решили открыть собственную практику, не имея навыков работы с реальными людьми даже на чисто психологическом уровне, не говоря уже о том, чтобы уметь проводить человека через хитросплетения духовных преград и ловушек.
Традиция сатсангов в том виде, в котором она получила сейчас широкое распространение — это и есть пример тех самых душеспасительных бесед, которые могут быть хорошим дополнением к реальной духовной работе, но никак не могут ее собою заменить. Для духовного исцеления нужно проделать очень конкретную и очень специфическую работу: внимательно слушать учителя, сидя у его стоп, недостаточно. Если сатсанг — встреча с истиной — и приводит к пробуждению, то только с мизерной, на грани погрешности, вероятностью. Даже самые проникновенные беседы о физическом, психологическом или духовном здоровье не ведут к выздоровлению. В лучшем случае, они могут сподвигнуть человека на самостоятельную работу по восстановлению своего здоровья, но не более того. Все остальное — просто совпадения.
Бытует мнение, что невозможно привести человека к пробуждению — можно только подтолкнуть его в нужном направлении, но последний шаг сделать должен он сам… и даже не совсем сам, а только лишь по «милости божьей». И это поддерживает в миру крайне обреченный взгляд на проблему пробуждения. Христианство вон вообще отказалось от идеи прижизненного спасения души и допускает возможность «царствия небесного» только после смерти. Индуизм скатился к тому, чтобы надеяться на пробуждение в какой-нибудь следующей жизни. И прочие мировые религии ничем не лучше. А более узкие духовные традиции, нацеленные непосредственно на пробуждение, просто смиряются с тем, что шансы на достижение этой цели ничтожно малы, и бросают весла. Даже не пытаясь выработать хоть сколько-нибудь эффективную технологию пробуждения, они ограничиваются лишь самыми общими рекомендациями: очищайтесь, медитируйте, изучайте сутры, почитайте своего гуру.
Но позвольте-ка, практическая психология находится ровно в той же ситуации! Психолог тоже не может сам вылечить пациента — это все-таки не хирургия. Здесь тоже можно лишь привести человека к порогу осознания и подтолкнуть его в нужном направлении, а последний шаг должен сделать он сам… и шаг этот тоже случается только по воле какого-то неведомого внутреннего импульса — случается, и все. Но психологи почему-то не делают из этого проблемы и не оправдываются тем, что для выздоровления нужна «милость божья», и поэтому, мол, разрабатывать эффективные техники психотерапии нет никакого смысла.
И фактически подтвержденная результативность психотерапии показывает, что целенаправленная, четко сфокусированная психологическая работа приводит человека на грань осознания гораздо проще и быстрее, и «божья милость» исцеляющего инсайта тогда случается с ним гораздо раньше, чем если бы просто читать ему лекции о чудесах психологического здоровья и давать какие-то общие рекомендации о психологической гигиене.
Практическая психотерапия хорошо работает, потому что она построена на прагматичном исследовании тех процессов и закономерностей, которые создают психологическую проблему и ведут к ее разрешению. И практическая духовная работа может быть не менее эффективна и результативна, если к ней тоже относиться абсолютно прагматично и отталкиваться от внимательного исследования природы духовного невежества и того, что приводит к его преодолению.
Да, в конечном счете, насильно разбудить человека невозможно. Но ведь даже самую банальную психологическую заморочку невозможно вылечить насильно: здесь тоже нужен встречный порыв к исцелению со стороны пациента. Один долбит скорлупу снаружи, другой изнутри — только так психология и работает. Но, черт возьми, она же работает! Психологическое исцеление — это сущая банальность, ничего особенного, закономерный и естественный результат хорошей совместной работы. Удивительно не то, что выздоровление случается, а то, что в каких-то редких случаях это вызывает большие затруднения.
А в сфере духовного исцеления мы видим совершенно иную картину, когда пробуждение считается крайне диковинной штукой, случающейся очень редко. И главная причина этому, похоже, в том, что в этой сфере практически нет «профессионалов» — тех, кто исследовал бы тему сна и пробуждения с той же прагматичностью и бесстрастностью, с какой психологи исследуют психические процессы и ищут все более эффективные методы психотерапии. В сфере духовных поисков все настолько глубоко мистифицировано и перевернуто с ног на голову, что никто не берет на себя смелость разобраться и очистить зерна от плевел.
Сто лет назад что-то подобное происходило и в сфере психологии, когда она еще только зарождалась: там тоже была большая каша, масса непонимания и мистификаций, но постепенно все устаканилось, и эффективная психотерапия стала совершенно обычным делом, которому можно обучиться и получать с ее помощью вполне устойчивый прогнозируемый результат. Психологическая работа доступна каждому — был бы только интерес к этому делу.
А в сфере духовности эта каша и мистификация длится тысячелетиями. И очевидно, что одна из причин этого, в том, что в широкие массы духовность продвигают именно «вчерашние пациенты» — люди достигшие пробуждения, но не имеющие ни малейшего понятия, что именно и как именно с ними случилось. И ничего другого им не остается, кроме как читать проповеди и давать самые общие рекомендации. Взять человека за шкирку и поставить на край пропасти они просто не могут: не знают как и даже не ставят себе такой задачи. А их ученикам остается только уповать на статистику, которая в данном случае не на их стороне — таким пассивным способом пробуждаются лишь единицы из единиц. И, пробудившись, они тоже понятия не имеют, как именно с ними это произошло… и именно из них затем вырастает новое поколение таких же беспомощных “гур” и учителей.
Пробуждение не делает человека хорошим духовным наставником, как и психологическое выздоровление не делает человека хорошим психологом. Но, если психологической работе и психотерапии еще можно обучиться по всяким книгам и курсам, то в сфере духовной работы и терапии никаких учебников нет. Здесь каждый оказывается предоставлен самому себе, и каждый вынужден самостоятельно вырабатывать свое понимание и свою методику работы с людьми, которые обращаются за помощью. И на фоне тех, кто осознанно берется за эту сложную задачу, очень прискорбно выглядят те, кто рядится в красивые одежды и довольствуется одними только красноречивыми духовными проповедями… а таких, к сожалению, большинство.
Если духовный учитель не берет на себя свою половину ответственности за практический взлом лично вашей духовной скорлупы, он не учитель, а проповедник — всего лишь маяк на вашем пути, а не проводник.