Давайте проведем мысленный эксперимент. Что случится, если вчерашний пациент психолога сам захочет лечить других людей от неврозов? Психолог, пациент, лечение — отвлекитесь от корявой терминологии и зрите в корень. Допустим, психолог действительно хорошо с ним поработал и из погруженности в кучу “заморочек”, “болячек” и “тараканов” вывел его в чистое поле — к состоянию устойчивого душевного здоровья и равновесия. И вот здесь наш главный вопрос: может ли этот только что выздоровевший человек сам лечить других людей?
Очевидно, что он может попробовать, и так же очевидно, что у него ничего не получится. Иметь пациентский опыт, пусть даже продолжительный и успешный, — это совсем не то же самое, что изучить психологию и психотерапию. Пациента проводят за руку через хитросплетение его неврозов, не объясняя общей психологической теории, не рассказывая о тысячах возможных случаев, не раскрывая сути используемой техники и не обучая пользоваться ею в приложении к другим людям и другим проблемам. Он выздоравливает, но сам не понимает, как именно и за счет чего это произошло.
И если, закончив курс лечения, пациент не пройдет дополнительно курс обучения, то помочь другим людям он не сможет, да и вряд ли станет пытаться: ведь очевидно же, что психология — это не просто разговоры по душам, а сложный лечебный процесс, в котором психолог проводит в отношении пациента масштабную продуманную операцию, пользуясь обширным арсеналом всевозможных технических приемов и уловок. И даже если пациент очень внимательно «следил за руками», он не сможет повторить эту операцию с кем-то другим.
С психологией в этом плане все просто: она не окружена ореолом таинственности, и все понимают, что это просто набор техник и приемов, выстроенных на базе какой-то вполне конкретной психологической теории. Душевное здоровье терапевта и его опыт преодоления собственных заморочек, конечно же, имеют значение, но это лишь фундамент, на который затем опирается весь многоэтажный комплекс его знаний и умений. Всем это понятно, и поэтому только очень редкий — и, вероятно, не вполне долеченный — пациент решится тут же открыть свою частную практику.
Однако давайте представим себе заведомо абсурдную ситуацию, что он все-таки решился это сделать. Что тогда произойдет, и на что это вообще будет похоже? Общей психологической теории он не знает, никакими техниками не владеет и всего многообразия психологических проблем никак себе не представляет. Что тогда ему остается? Только ритуально и невпопад повторять те вопросы, которые задавал ему психолог, очень плохо понимая, почему вопросы были именно те, а не какие-то другие, и почему они задавались именно в тот момент, а не в какой-то другой. А еще, вероятно, он будет очень впечатлен и воодушевлен своим собственным выздоровлением, и ему будет очень хотеться рассказать другим людям о том, как это здорово быть здоровым, и насколько легче и приятнее стала теперь его жизнь.
Поскольку никакой конкретики своим «пациентам» он предложить не сможет, его «практика» сведется к самым общим разглагольствованиям о душевном здоровье и потенциальной возможности выздоровления. Но, если в нем обнаружится дар красноречия, то очень скоро вокруг него начнут собираться люди, чтобы послушать и вдохновиться его приключениями на пути к выздоровлению.
Казалось бы, это практически невероятный сценарий, но в действительности бывают ситуации и похуже: когда о душевном здоровье начинают вещать на широкую публику те, кому до этого самого здоровья еще очень далеко. Красноречие и харизма часто подменяют собой все остальное. Однако мы рассматриваем ситуацию, когда человек действительно здоров и действительно искренне хочет помочь выздороветь другим. Мотивы его чисты, у него просто нет знания и понимания того, как достичь этой цели.
Что будет дальше, если он продолжит свои проповеди о психологическом здоровье? Если у него это получается достаточно хорошо, однажды кто-нибудь из его многочисленных слушателей обнаружит, что у него прошла какая-нибудь душевная болячка: полегчало, отпустило, отлегло. Никакого реального терапевтического процесса не было, и оно просто так совпало: может, спонтанная ремиссия, может, эффект плацебо, а может, и действительно сработало вдохновение, с которым наш новоиспеченный «психолог» толкает свои речи. Никакого лечения тут не было, никакой психологической работы не происходило, но излечение произошло… и тогда речи становятся еще более вдохновенными, а слушатели — еще более внимательными. Всем начинает казаться, что так психология и работает, надо просто терпеливо продолжать слушать и проникаться духом психологического здоровья, и тогда оно однажды наступит.
В какой-то мере так оно и есть. Душеспасительные беседы в исполнении талантливого оратора тоже можно считать методом психотерапии. Только вот эффективность этого метода крайне мала в сравнении с тем, каких результатов добивается самый заурядный, но все-таки подготовленный психолог, использующий даже самые простые техники реальной психологической работы. А если этот психолог подготовлен хорошо и имеет призвание к своему делу, то его результативность будет еще на порядки выше. И все это довольно очевидно, ведь рассказывать о своем выздоровлении и действительно лечить других людей — это совсем не одно и то же. Чтобы лечить, нужно все-таки что-то знать и уметь, а не просто быть здоровым и хотеть помогать.
А теперь посмотрите на современный рынок духовных услуг. Если отбросить массовую религию, которая продвигается, в основном, теми, кто сам еще не исцелился и не прозрел, остается обширный пласт «учителей», которые, может быть, и прозрели, но совершенно не понимают, как именно это произошло, и не видят никакой иной возможности привести к тому же прозрению других людей, кроме как рассказывать им истории об обретенном духовном здоровье и своих приключениях на пути к нему. Это и есть те самые вчерашние пациенты, которые решили открыть собственную практику, не имея навыков работы с реальными людьми даже на чисто психологическом уровне, не говоря уже о том, чтобы уметь проводить человека через хитросплетения духовных преград и ловушек.
Традиция сатсангов в том виде, в котором она получила сейчас широкое распространение — это и есть пример тех самых душеспасительных бесед, которые могут быть хорошим дополнением к реальной духовной работе, но никак не могут ее собою заменить. Для духовного исцеления нужно проделать очень конкретную и очень специфическую работу: внимательно слушать учителя, сидя у его стоп, недостаточно. Если сатсанг — встреча с истиной — и приводит к пробуждению, то только с мизерной, на грани погрешности, вероятностью. Даже самые проникновенные беседы о физическом, психологическом или духовном здоровье не ведут к выздоровлению. В лучшем случае, они могут сподвигнуть человека на самостоятельную работу по восстановлению своего здоровья, но не более того. Все остальное — просто совпадения.
Бытует мнение, что невозможно привести человека к пробуждению — можно только подтолкнуть его в нужном направлении, но последний шаг сделать должен он сам… и даже не совсем сам, а только лишь по «милости божьей». И это поддерживает в миру крайне обреченный взгляд на проблему пробуждения. Христианство вон вообще отказалось от идеи прижизненного спасения души и допускает возможность «царствия небесного» только после смерти. Индуизм скатился к тому, чтобы надеяться на пробуждение в какой-нибудь следующей жизни. И прочие мировые религии ничем не лучше. А более узкие духовные традиции, нацеленные непосредственно на пробуждение, просто смиряются с тем, что шансы на достижение этой цели ничтожно малы, и бросают весла. Даже не пытаясь выработать хоть сколько-нибудь эффективную технологию пробуждения, они ограничиваются лишь самыми общими рекомендациями: очищайтесь, медитируйте, изучайте сутры, почитайте своего гуру.
Но позвольте-ка, практическая психология находится ровно в той же ситуации! Психолог тоже не может сам вылечить пациента — это все-таки не хирургия. Здесь тоже можно лишь привести человека к порогу осознания и подтолкнуть его в нужном направлении, а последний шаг должен сделать он сам… и шаг этот тоже случается только по воле какого-то неведомого внутреннего импульса — случается, и все. Но психологи почему-то не делают из этого проблемы и не оправдываются тем, что для выздоровления нужна «милость божья», и поэтому, мол, разрабатывать эффективные техники психотерапии нет никакого смысла.
И фактически подтвержденная результативность психотерапии показывает, что целенаправленная, четко сфокусированная психологическая работа приводит человека на грань осознания гораздо проще и быстрее, и «божья милость» исцеляющего инсайта тогда случается с ним гораздо раньше, чем если бы просто читать ему лекции о чудесах психологического здоровья и давать какие-то общие рекомендации о психологической гигиене.
Практическая психотерапия хорошо работает, потому что она построена на прагматичном исследовании тех процессов и закономерностей, которые создают психологическую проблему и ведут к ее разрешению. И практическая духовная работа может быть не менее эффективна и результативна, если к ней тоже относиться абсолютно прагматично и отталкиваться от внимательного исследования природы духовного невежества и того, что приводит к его преодолению.
Да, в конечном счете, насильно разбудить человека невозможно. Но ведь даже самую банальную психологическую заморочку невозможно вылечить насильно: здесь тоже нужен встречный порыв к исцелению со стороны пациента. Один долбит скорлупу снаружи, другой изнутри — только так психология и работает. Но, черт возьми, она же работает! Психологическое исцеление — это сущая банальность, ничего особенного, закономерный и естественный результат хорошей совместной работы. Удивительно не то, что выздоровление случается, а то, что в каких-то редких случаях это вызывает большие затруднения.
А в сфере духовного исцеления мы видим совершенно иную картину, когда пробуждение считается крайне диковинной штукой, случающейся очень редко. И главная причина этому, похоже, в том, что в этой сфере практически нет «профессионалов» — тех, кто исследовал бы тему сна и пробуждения с той же прагматичностью и бесстрастностью, с какой психологи исследуют психические процессы и ищут все более эффективные методы психотерапии. В сфере духовных поисков все настолько глубоко мистифицировано и перевернуто с ног на голову, что никто не берет на себя смелость разобраться и очистить зерна от плевел.
Сто лет назад что-то подобное происходило и в сфере психологии, когда она еще только зарождалась: там тоже была большая каша, масса непонимания и мистификаций, но постепенно все устаканилось, и эффективная психотерапия стала совершенно обычным делом, которому можно обучиться и получать с ее помощью вполне устойчивый прогнозируемый результат. Психологическая работа доступна каждому — был бы только интерес к этому делу.
А в сфере духовности эта каша и мистификация длится тысячелетиями. И очевидно, что одна из причин этого, в том, что в широкие массы духовность продвигают именно «вчерашние пациенты» — люди достигшие пробуждения, но не имеющие ни малейшего понятия, что именно и как именно с ними случилось. И ничего другого им не остается, кроме как читать проповеди и давать самые общие рекомендации. Взять человека за шкирку и поставить на край пропасти они просто не могут: не знают как и даже не ставят себе такой задачи. А их ученикам остается только уповать на статистику, которая в данном случае не на их стороне — таким пассивным способом пробуждаются лишь единицы из единиц. И, пробудившись, они тоже понятия не имеют, как именно с ними это произошло… и именно из них затем вырастает новое поколение таких же беспомощных “гур” и учителей.
Пробуждение не делает человека хорошим духовным наставником, как и психологическое выздоровление не делает человека хорошим психологом. Но, если психологической работе и психотерапии еще можно обучиться по всяким книгам и курсам, то в сфере духовной работы и терапии никаких учебников нет. Здесь каждый оказывается предоставлен самому себе, и каждый вынужден самостоятельно вырабатывать свое понимание и свою методику работы с людьми, которые обращаются за помощью. И на фоне тех, кто осознанно берется за эту сложную задачу, очень прискорбно выглядят те, кто рядится в красивые одежды и довольствуется одними только красноречивыми духовными проповедями… а таких, к сожалению, большинство.
Если духовный учитель не берет на себя свою половину ответственности за практический взлом лично вашей духовной скорлупы, он не учитель, а проповедник — всего лишь маяк на вашем пути, а не проводник.
Со смыслом статьи согласна, однако есть ряд вопросов, которые у меня возникли:
Например, говорят о силе присутствия, что есть что-то что передается через тишину и не передается словами, и вполне возможно даже не является результатом каких-то практик или инструкций. Если это так, то в этом контексте невозможно отличить вчерашнего Пациента от Учителя. Это не “милость”, но что-то вполне понятное даже с точки зрения психотерапии, так как чем-то похоже на “поле”.
Другой момент, что дело возможно не в Мастере, а в Ученике, то есть задача Мастера просто быть, а результат Ученика целиком и полностью зависит от его же намерения, ведь в конечном счете и Мастера, который ему поможет или “уведет не туда”, выбирает он. То есть вклад Мастера – это результат сценария Ученика, а может быть просто результат Сценария :)
Очень понятные вопросы, да. Мне оно по большей части кажется романтизацией процесса духовного поиска, к которому склонны люди определенной психической конфигурации. Такие люди ВСЕ описывают в подобных интуитивно-мистических категориях. В чем-то они, вероятно, правы. Но в равной степени правы и те, кто подходит к тем же вопросам более трезво и технологично.
Если сам мастер принадлежит к такому “романтическому” типу, то ничего кроме своего присутствия и мудрой улыбки он предложить и не сможет. И проблема тут в том, что это он будет предлагать это всем ученикам, независимо от их типа. И в трех случаях из четырех, его присутствие ничем не поможет.
Мне все-таки кажется, что быть пробужденным и быть учителем ведущим к пробуждению – это далеко не одно и то же. Точно так же как быть психологически здоровым еще не значит быть психотерапевтом.
Но вообще личный контакт очень важен – это несомненно. Есть странная особенность нашего сознания, из-за которого оно нуждается в личном примере, на который можно опереться. Особенно в таких тонких темах, как духовные переживания.
Загляните сюда: https://satway.ru/articles/initiation/
Да, пожалуй, соглашусь. Путешествовала по Индии, и долгое время не могла понять, почему “присутствие” не работает с близкими учениками, которые проводят с Мастером годами и, как мне субъективно кажется, только еще больше деградируют. Скорее всего, это одна из причин.
Про инициацию прочитала, было полезно, спасибо!
А мне интересно, как может «проснувшемуся» (не люблю слово «просветленный») человеку прийти в голову идея «нести просветление в массы». Одно дело — Олег, у него призвание вскрывать человеческие черепушки. Но обычному человеку, которого жизнь заставила «проснуться», это зачем? Во-первых, нет больше идеи, что что-то неправильно, значит, и исправлять нечего. И потом, другие люди кажутся часто заколдованными героями какой-нибудь сказки и это не видится чем-то ужасным, наоборот, удивительно и даже прекрасно. Зачем будить? Тем более это нельзя сделать насильно. Ну и потом, рискуешь прослыть человеком «с приветом», а оно надо? Так что полагаю, большинство «проснувшихся» просто живут и держат язык за зубами. А вот всякие гуру — или те, кто «запрограммирован» учить и не может иначе, или же просто выпендрежники-шарлатаны.
Идея приходит, как я здесь уже писал, обязательно. Уж слишком она очевидная. Работает это примерно так: тебе рассказывали когда-нибудь самый смешной в мире анекдот? При чем тебе рассказывали его раз 10, а потом, спустя пару лет до тебя дошло. И ты такой лежишь дома на диване и ржешь как ненормальный, полчаса минимум. А смешно больше не от того, что контекст анекдота уморительный, а от того что ты поймал себя на глупости, и снова и снова задаешь себе вопрос, как же ты раньше не мог понять смысл этого анекдота. А потом ты начнаешь замечать, что кругом люди, которые думают, как же понять смысл этого самого анекдота, при чем до того как ты понял этот смысл, ты не замечал этих людей, а теперь они повсюду, обсуждают гипотезы, пытаются рассказать, что смысл анекдота в другом (на твой взгляд), ты невооруженным взглядом видишь ошибки в рассуждениях людей.
Ну куда деваться — идешь рассказывать тем, кто спрашивает помощи понять тот самый смысл, который тебе теперь кажется настолько простым, что проще не бывает. И ты либо увлекаешься рассказами, либо ощупываешь эту стену с той стороны, с которой ты раньше не мог через нее пройти к этому смыслу и успокаиваешься. Все идет так, как и должно.
Вот так же и с пробуждением, до тебя однажды дошел смысл всей этой темы, о которой, кстати, можно было не писать столько книг и не разводить столько разговоров. Смысл же вот же он! Он всегда был под носом, ты просто смотрел сквозь него и не видел.
Точно! :yes:
Ну так ответь, в чем смысл? А то только и слышно как в все просто, как надо «только посмотреть на луну» и все. Ей богу, ну если все так просто то почему-же все так сложно, и никто ничего не может сказать?
Я уверен, что любой «не просветленный» читатель этого блога имеет в качестве критерия «просветления» некий «вау-эффект» (долгий смех, «десять футов над землей», «горы-просто-горы» и все в этом духе). Одним словом критерий — чувство. И вот этого самого чувства просто нет. Вы говорите про страх отсутствия контроля? Да что здесь такого тайного? Прямо сейчас у меня, или у кого-то читающего этот комментарий может оторваться какой нибудь тромб в сосудах и человек умрет за пять минут. Даже сейчас, это могут быть мои последние слова. И от осознания этого, я никакого «вау-эффекта» не чувствую. Вы говорите о контроле? Степень контроля жизни — соответствие имеющегося положения дел собственным ожиданиям. Где здесь «потаенные страхи», мешающие нам увидеть «истину»?
Действительно ли так страшно умереть и не увидеть «истину»? Быть может, ну ее к черту? Мне вот она вообще никаким боком не сдалась, просто так получилось.
Ну вот опять! Ты так и не ответил на мой вопрос и вместо этого сказал, что нашел истину, но она тебе не пригодилась. Это такая отличительная черта «просветленных»?
В принципе, дабы развеять все сомнения и решить сотню вопросов одним махом, предлагаю Олегу выложить подробное аудио/видео (а может даже лучше серию таких) в которой мы услышим/увидим, как «непросветленный» становится «просветленным» (разумеется со слов самого «просветленного»). Думаю, такой контент очень хочется не только мне, но и большинству читателей этого блога.
Проблема не в том, что никто не хочет тебе помочь, а в том, что твой вопрос не разрешим ожидаемым тобой способом. Не существует универсального контекста или какой-то методики, которая с большой вероятностью разрешит поставленную тобой задачу. Для каждого итоговое решение выглядит индивидуально, в противном случае все было бы легче легкого и этого сайта бы не существовало.
Я не могу даже подсказок тебе насыпать, потому что не знаю твоего контекста. Уж извини. Да даже если бы и знал, подсказчик из меня так себе. Читай лучше статьи Олега, или задавай ему вопросы. Из всего что я здесь прочитал, непонятного или противоречивого я не вижу.
Ну тогда перескажи свой контекст.
Серьезно? Сколько последних лет жизни тебе пересказать? Я думаю, лет 20 жизни придется пересказывать, примерно начиная со службы в армии или даже раньше, с 9 класса школы, примерно там все сознательное начиналось из того что имеет смысл рассказывать. И даже если мы потратим достаточно времени, чтобы рассказ был максимально подробным, все равно нет гарантии, что ты интерпретируешь сказанное для себя со 100% точностью. Второй минус в том, что я уже могу не все помнить из событий, представляющих интерес в плане моего пути к взрослению. Это провальная идея.
Всякие проблемы описываются рядом вопросов. Приведи пример вопросов которые получили разрешение (и метод получения) в ходе твоего «взросления». Конкретно те, которые тебя беспокоили. Насчет моей интерпретации твоих ответов можешь особо не беспокоится, но единственное, на чем я бы (с позволения сказать) настаивал — это конкретика.
Я думаю, это оффтопик в плане контекста комментариев к данной статье Олега, поэтому лучше пиши в vk в личку. Ссылка по клику на мой никнейм.
Про самый смешной анекдот и то, что не может быть проще – это в точку! Но пытаться объяснить смысл кому-то, может, и бывает желание, но как, да и зачем? Люди рассказывают себе истории, их просто нереально выдернуть из сна, если они сами этого не захотят. А кто хочет проснуться? Я лично ни о каком “пробуждении” и не думала, пока не прижало к стенке так, что единственным выходом казалось самоубийство. И только тогда, махнув на все рукой, мол, будь что будет, вдруг нашелся выход. А многие ли доходят до этой черты? Вряд ли. Так что пускай спят. Единственное, чувствуешь себя дураком на разговорах “про жизнь”. Ну не скажешь же, что с жизнью все в порядке, и вообще это детский сад какой-то, все эти ваши проблемы. Потому сидишь и киваешь, как болванчик, и не знаешь, стоит ли вообще открывать рот. Я молчу и каждый раз удивляюсь и даже восхищаюсь, как люди рассказывают себе истории и искренне в них верят, какая джрама, каколй накал страстей! Пусть спят.
Подтверждаю слова автора жизненным опытом (как бы глупо это не звучало). Вот сам «здоров», а чем дальше, тем больше ясно видно, что «доктор» из меня не получится. А ведь 100% из всех кто «всё понял» в той или иной степени клюют на эту удочку рассказать другим про свой опыт, и я не исключение. Но у меня это не зашло за рамки местечковых разговоров с отдельными хорошо знакомыми мне людьми.
Проблема отсутствия скилла делиться «найденным» с другими кроется в контексте, точнее в контекстах, которые у «выздоровевшего» и тех, кто его слушает, гарантированно отличаются. У каждого «пациента» свой контекст, поэтому мой (твой) опыт скорее всего никому не поможет, вероятнее всего он еще больше запутает ситуацию.
Другое, не менее важное замечание в том, что те же техники психологии/эзотерики/чего-то там еще, даже в устах самого крутого профессионала «доктора», даже самые тщательно подобранные, могут не сработать в случае, если поставленная задача далеко. Слишком много работы, и на каждом шаге возможен сбой, который может привести либо к увеличению срока лечения, либо пустит коту под хвост все что уже пройдено. А все почему, потому что (как мне кажется) те же техники и практики из книг для этих профессионалов кто-то так же взял из своего опыта и все так же привязал эти техники и практики к какому-то контексту. Ну по-другому просто никак.
Так вот, тот вывод что я для себя сделал: «пусть лучше Олег занимается массовой давкой мозговых тараканов, у него получается, а я посмотрю и буду все так же получать, если и уже не пользу, то самое прагматичное эстетическое удовольствие от чтения его статей».
Спасибо, Олег, понравилось.