Эта статья — плавное продолжение ответа на вопрос о том, как стать профессиональным психологом. Еще один кусок текста, который удобнее опубликовать отдельно. Надеюсь, с третьей попытки получится дописать основной текст статьи, а пока разговор о том, кто такие «профессиональные психологи» и какими они бывают.
Психология — это отрасль знаний, имеющая огромную сферу практического применения. Есть психологи, которые всю жизнь работают в какой-нибудь аэрокосмической отрасли, где на карту поставлены жизни людей и огромные капиталовложения, — вот настоящие профессионалы. Есть психологи, которые всю жизнь работают в медицинских учреждениях и занимаются, например, детьми с задержками развития — они тоже профессионалы и тоже делают важное дело. Есть психологи, которые работают в психиатрических клиниках с настоящими сумасшедшими — тоже профессионалы. Есть психологи — педагоги, есть психологи по найму персонала, есть психологи по рекламе и куча других прикладных психологов. Все они профессионалы — все они занимаются психологией, делают нужное дело и получают за это деньги.
Становление профессионала в сфере прикладной психологии — это традиционный путь высшего (часто, медицинского) образования с дальнейшей научной карьерой и постепенным продвижением в своей специфической области. Очевидно, по окончании основного образования им приходится самостоятельно повышать свою квалификацию, но в подобных направлениях дорожка обычно уже протоптана — научные руководители, конференции, публикации — изобретать что-то новое не обязательно. Профессионалом можно стать, изучая уже известное и перенимая опыт коллег по отрасли.
Но есть тут один нюанс, на который следует обратить внимание. Прикладные психологи изучают свойства и закономерности функционирования невротичного сознания. Это принципиальный момент! Их интересует, как решить ту или иную практическую задачу в условиях повсеместного невроза. И это никакая не ошибка и не заблуждение с их стороны, ведь на практике им действительно приходится исходить из того, что неврозы есть у всех, и всех от них излечить невозможно. Поэтому наличие невроза — это некая данность, которую следует тщательно изучить и принять во внимание при решении конкретной практической задачи.
В итоге им приходится решать проблему, как невротику-космонавту не свихнуться в алюминиевой консервной банке, вращающейся на орбите, и не перегрызть глотку невротику-астронавту… как невротику-политику преподнести свою персону и завоевать сердца невротиков-избирателей… как невротику-торговцу продать побольше товаров невротикам-покупателям… как невротику-педагогу воспитывать невротиков-детей с их невротиками-родителями… и так далее.
Еще раз: в этом нет никакой ошибки и никакого заблуждения. Вылечить всех от неврозов невозможно, поэтому и приходится изучать свойства невротичного сознания и искать возможности решения практических задач в таких вот тяжелых боевых условиях. В этом и состоит их несомненный профессионализм — в знании устройства невротичного сознания и умении с ним эффективно обращаться.
Но есть другая сфера профессиональной психологии, с которой все не так просто и очевидно, — это сфера психотерапии — та область практической психологии, которая берет на себя решение душевных проблем человека, возникающих в процессе его повседневного существования. Фактически, цель психотерапии — сделать несчастного человека счастливым или, как минимум, менее несчастным. И вот здесь происходит принципиальный раскол: какой путь к счастью считать более правильным — адаптацию и достижение психологического комфорта через социальное одобрение, или же исцеление души и достижение того же комфорта через преодоление потребности в одобрении?
Цель одна, но пути ее достижения сильно отличаются. Представьте человека, у которого ослаблен иммунитет. С детства его держали в тепличных условиях, пичкали лекарствами, оберегали от любой малейшей хвори. Теперь он уже взрослый и имеет большие проблемы со здоровьем — чуть что, заболевает всерьез и надолго. Организм физически слаб, не выдерживает никакой нагрузки. А из-за слабой сопротивляемости организма он вынужден и дальше себя всячески оберегать, и от этого с каждым годом все становится хуже и хуже.
Так вот, есть два диаметрально противоположных пути решения этой проблемы. В первом случае мы принимаем ослабленный организм как данность, потому что у всех вокруг он точно так же ослаблен, а дальше просто стараемся уберечь человека от всякой заразы и разрабатываем новые более эффективные лекарства и методы лечения для все-таки возникающих болезней. Во втором случае мы говорим, что ослабленный организм — это вовсе не данность, а вполне решаемая проблема, и теперь ищем способы, как закалить и укрепить организм, чтобы повысить его собственную сопротивляемость заболеваниям. В первом случае мы делаем ставку на медицинскую поддержку, во втором — верим, что организм может справиться с болячками самостоятельно, надо только поставить его перед этой задачей.
То же самое и с психологией: есть путь тренировки навыков адаптации с целью достижения комфорта через социальное одобрение, а есть путь развития сознания, при котором человек в перспективе перестает нуждаться в признании и таким образом избавляется от дискомфорта в связи с его отсутствием. Два пути со своими плюсами и минусами: ставка на всевозможные психологические костыли, или на свой собственный психологический иммунитет.
Если мы выбираем путь достижения психологического комфорта через социальное одобрение и поддержку, то нам самим следует оставаться невротиками — чтобы получить признание среди овец, надо самому быть овцой. Работа психолога, в таком случае, состоит в том, чтобы научить человека лучше играть и чаще побеждать в овечьих невротических играх. В этом случае психологи учат своих клиентов, как им выживать и добиваться большего успеха в условиях собственного невроза и в такой среде обитания, где все кругом тоже невротики. Утрированный пример такого рода психолога — это Карнеги с его книгой о том, как невротику завести друзей среди других невротиков. Много друзей — много одобрения — много душевного комфорта.
И в таком подходе к делу нет никакой ошибки и никакого подвоха! Задачу социальной адаптации индивидуума в условиях повсеместного невроза решать необходимо. И для ее эффективного решения нужно действительно быть настоящим профессионалом в психологии. В приведенной ранее шутливой классификации психологов — это кшатрии, рыцари без страха и упрека на страже психического здоровья. Из больных и дезадаптированных невротиков они делают невротиков здоровых и адаптированных и очень хорошо на этом зарабатывают.
Наконец, остается последняя категория профессионалов от психологии — это те, кто выбирает для себя путь преодоления собственного невроза и своим пациентам предлагает сделать то же самое. Это направление в психологии никогда не будет особенно прибыльным, потому что преодоление потребности в одобрении, в смутной надежде на то, что это приведет к успокоению души — слишком болезненное и рискованное предприятие. На этот путь решаются только те, кто уже приложил огромные усилия для достижения признания, но не достиг в этом особого успеха или, достигнув успеха, осознал, что это не сделало его счастливее.
Сложность этого пути в том, что следование ему неизбежно приводит к конфронтации с социумом. В общественном сознании нет места тому, что выходит далеко за рамки привычных представлений о правильном и неправильном. Социум неотделим от своих представлений о добре и зле, и каждый, кто желает быть под защитой этого социума и пользоваться его благами, должен принять на себя ответственность за победу добра над злом.
Эта моральная ответственность и есть суть и основа невроза, которым больны все вокруг. И если какой-то психолог, искренне желающий победить невроз, понимает, что для этого необходимо выйти за привычные рамки правильного и неправильного, и открыто заявляет об этом, то он сразу же становится персоной нон-грата. Социум и порожденный им невроз — одно неразделимое целое, и любой, кто посягнет на его основы, будет изгнан или даже уничтожен.
Признанный обществом психолог-профессионал может позволить себе абстрактные рассуждения о возможном преодолении невроза — ему даже будут аплодировать за смелость мышления, но стоит ему сделать первый практический шаг в этом направлении, так сразу же он оказывается под огнем общественного мнения — нельзя пилить сук, на котором сидишь. Психолог, поставивший под сомнение суть и основу социума, автоматически лишается всякой его поддержки. Формально, он даже не может больше называться психологом, потому что все существующие профсоюзы находятся на том же самом суку и совершенно не хотят грохнуться на землю — они просто выставят за дверь того, кто не оправдал доверия и подрывает привычные устои.
Таким образом, путь психологического выздоровления — рискованное предприятие, которое, к тому же, не предполагает никаких гарантий на успех. Есть обоснованная надежда на то, что преодоление потребности в одобрении приведет к долгожданному внутреннему покою и возможности прожить оставшуюся жизнь счастливо и по своему разумению. Но слишком мало на свете людей, которые могут подтвердить эту гипотезу на практике — отсюда и риск. И поэтому от хорошей жизни никто не выбирает этот путь.
В развитие темы о том, как стать психологом, возникает вопрос: а есть ли выбор, по какому пути пойти и каким психологом стать: «социальным» или «внесоциальным»? Скорее всего, никакого выбора нет. Человек находится либо там, либо там, и его собственная жизненная позиция определяет его путь в психологии. Социально ориентированный человек, будучи психологом, не сможет вывести своего пациента за рамки его невроза, потому что сам для себя выбрал путь опоры на психологические костыли. Человек, ориентированный на развитие сознания и преодоление своей зависимости от одобрения, будучи психологом, не сможет научить клиента пользоваться костылями — это будет слишком противно его природе.
Но даже если кажется, что психолог, избавляющий пациента от невроза, как будто бы круче психолога, занимающегося социальной адаптацией своих пациентов, это не имеет никакого значения. На практике каждому приходится быть собой, а не тем, кем было бы круче быть. Социальному человеку, который верит в значимость социальных игр и зависит от социального одобрения, суждено на данном этапе своей жизни быть «социальным» психологом, и нет никакого смысла пытаться играть какую-то другую роль. Человеку, который устал от социальных игр и всей душой рвется на свободу от социальных зависимостей, суждено играть роль «внесоциального» психолога и ему тоже не приходится выбирать, кем быть.
То, что мы делаем в жизни, всегда является продолжением нас самих. Так что, в конечном счете, вопрос не в том, каким психологом стать, а в том, какой человек вы есть…
Статья в точку!
Расскажу про свой опыт. Когда социальный уровень успешно освоен, хочется чего-то большего. По счастливой случайности на моем пути встретилась психолог, которая руководствуется вторым путем. После знакомства и работы с ней мои представления о мире и жизни потряслись, что-то рухнуло и на место этого пришла свобода выбора. Ушла зависимость от общественного одобрения, чему несказанно рада. Далее потребность в психологе отпала, справляюсь с внутренними проблемами сама по мере их возникновения, зато есть учителя и ориентиры ) правильный психолог, который подходит именно вам, способен помочь в отладке “оптики” – взгляда на жизнь и взаимодействия с миром
Согласна, психолог по определению должен быть социально адаптированным, иначе это не психолог в традиционном понимании, а какой-то сапожник без сапог.
Если кому интересно чтобы звучало “психолог в традиционном смысле” тогда – конечно. Но как говорят таксисты “вам шашечки или ехать?”. :grin:
Не знаю, меня бередят какие-то сомнения, не вполне понятные мне самой, по поводу мыслей, изложенных в статье. Например, вот это место: “На этот путь решаются только те, кто уже приложил огромные усилия для достижения признания, но не достиг в этом особого успеха или, достигнув успеха, осознал, что это не сделало его счастливее”. Есть большая разница, на мой взгяд, между лисой, отказавшейся от винограда по причине его недоступности, и лисой, которая обожралась виноградом, и он ей реально противен.
стремиться исправитЬся
@House
Согласна, психолог по определению должен быть социально адаптированным, иначе это не психолог в традиционном понимании, а какой-то сапожник без сапог.
Могу сказать одно – на некоторых людей самокопание воздействует положительно, на других отрицательно – ибо они начинают осознавать какие они на самом деле, без масок..
и тут-то как раз и происходит развязка..
либо человек выбирает свой путь истиный.. либо… неистиный.. и не путь вовсе…)
мягко говоря
Вот про развитие сознание очень интересно было бы почитать ещё одним отдельным отрывком, чтоб собрать в кучу разрозненное.
Возможен ли такой путь вообще для человека, принадлежащего сообществу? Мне кажется, что здесь необходимо уединение как образ жизни. Вот, напр., я живу среди семьи, друзей, связей – я адаптирована социально. Однако на пути познания себя через всё перечисленное я совершенно одна. Любое объединение людей, вмешивающихся в процесс, иногда наталкивает на что-то ценное, но чаще мешает, тормозит, сбивает с толку.
О, гуру!
Открою вам большую тайну – психологических проблем нет, нет такого в реальности, поэтому и решить их нельзя. Отсюда и пляшите со своими неврозами
Дон Хуан, вроде, всякую искусственную аскезу презирал.)))
И правильно делал. Ибо всякая искусственная аскеза потакает нашему возлюбленному ЧСВ))
Олег, очень трудно представить себе психолога развитого до внесоциального уровня – Дон Хуан какой-то, или супермиллионер, запасшийся консервами, лодками и прочими нужными вещами и уехавший на ПМЖ в тайгу. Такой человек вообще может существовать? В городе среди общества трудно себе его представить.
А что мешает в городе жить? Дон Хуан, вроде, всякую искусственную аскезу презирал.)))
Олег, очень трудно представить себе психолога развитого до внесоциального уровня – Дон Хуан какой-то, или супермиллионер, запасшийся консервами, лодками и прочими нужными вещами и уехавший на ПМЖ в тайгу. Такой человек вообще может существовать? В городе среди общества трудно себе его представить.
Послевкусие от текста, что социум и невроз – это синонимы, а с неврозами надо обязательно бороться, а то будешь такой же овцой, как остальные. Опасная тропа. Нельзя разрушать одну веру или систему поддержки, когда взамен не предлагается никакой другой. Мы социальные животные, и большинство людей идут к психологам, потому что у них отношения с внешним миром не клеятся, 80% вопросов – межличностные отношения. А им скажут – вы не волнуйтесь, на самом деле общество – один сплошной невроз, и не нужна вам его любовь! Освобождайтесь, освобождайтесь! Те, кому нравится интеллектуальная стимуляция, могут временно от своих переживаний отвлечься и поиграться ментальными конструкциями, но единицы смогут действительно поменять мировоззрение, а остальные рано или поздно почувствуют себя обманутыми, потому что вот они теперь так много знают и понимают, а их до сих пор никто не любит. Самый верный способ повысить качество жизни – повысить качество отношений.
Диана, спасибо.
Диана, ну какие, например, методы? Или где почитать про них?
Не знаю, но если есть клиники, значит есть и методы. Думаю, психоанализ в сочетании с пихотерапией, гештальты всякие.
Диана, ну какие, например, методы? Или где почитать про них?
Олег, а есть ли в психологии методы действительно избавления от невроза? Что за методы, например? Очень интересно. Я такие методы встречала только в восточных учениях, а работающий (по моему опыту) – только в буддизме. У психологии что-то тоже есть? Или это уже не психология? ;)
Целые специализированные клиники существуют.