Продолжаем начатый в прошлой статье разговор об интуиции и ее развитии. Сегодня сделаем еще один шаг в направлении иррационального и антинаучного — туда, где ничего нельзя объяснить, а можно лишь наблюдать.
На примере китайской Книги перемен поговорим о гадании, как о средстве пробуждения и тренировки интуитивного восприятия.
Но начнем с того, что отделим зерна от плевел. Нужно понимать, что гадание гаданию — рознь. Вера в то, что какая-либо гадательная система содержит в себе истину и способна однозначно указать верное направление — это абсурд. Сколько колоду карт не раскладывай, замысел судьбы от этого яснее не станет.
Однако и строгая рациональная позиция, отрицающая всякую возможность нахождения подсказок в иррациональном, также необоснованна. Как бы привычная логика не отрицала возможность случайных смысловых совпадений, время от времени что-то такое все равно происходит. Можно на это закрыть глаза или попробовать прислушаться — личное дело каждого.
Если к гаданиям относиться трезво, как к любой другой психологической практике, то все встает на свои места. При правильном подходе и отношении, процесс — именно процесс! — гадания очень хорошо помогает нащупать связь между душевным состоянием и событиями окружающего мира.
Гадание — это поиск ответа на поставленный вопрос на уровне чувств и ощущений, там, где противоречивость и самолюбование ума не имеют значения. А ведь именно эти свойства мыслительного аппарата превращают жизнь в спутанный клубок проблем.
Интуиция — это, как дополнительное измерение, позволяющее увидеть ситуацию с высоты птичьего полета и выйти за рамки интеллектуального противоречия. Ум — это муравей, живущий в плоском мире, а интуиция — это птица, обитающая в трех измерениях, — проблемы муравья для нее просто не существуют.
Процесс гадания как раз и позволяет временно сместить фокус восприятия по оси третьего измерения. И дело здесь не в волшебстве и глубоком значении каких-то древних символов. Гадать можно хоть на кофейной гуще, хоть на номерных знаках проезжающих мимо машин. Самое важное — это выход за рамки интеллектуального восприятия, что и позволяет пробудиться восприятию интуитивному.
[[Продолжение — психологический смысл гадания]]
Гадание, как выход из тупика
Лучше всего это можно пронаблюдать в ситуации, когда нужно сделать выбор между парой вариантов. Во многих случаях выбор кажется очевидным и застревания на нем не происходит. Но обычно, это ситуации с низкой ценой ошибки — такие, где, по большому счету, не важно, что выбирать. Или же это те выборы, которые ум совершает опираясь на веру, а не на логику.
Когда же цена вопроса поднимается и нет четкого правила, регулирующего принятие решений подобных ситуаций, противоречивая сущность ума демонстрирует себя во всей красе. Ум оказывается в ловушке собственной рассудительности из-за того, что не может определить наверняка, какой выбор будет оптимальным в долгосрочной перспективе.
Уму никогда не бывает достаточно информации, чтобы принять полностью рассудочное решение. Поэтому случается одно из двух — либо наступает ступор, потому что плюсы и минусы обоих вариантов полностью уравновешивают друг друга, либо уму приходится поступиться истиной и спрятаться в самообмане, совершив выбор в пользу более безопасного, а не оптимального, варианта.
Оба пути приводят к огромному расходу душевных сил, а второй, которым обычно все и заканчивается, порождает у человека еще и смутное недовольство собой из-за понимания на глубинном уровне лживости собственного выбора.
А поскольку такой выбор, в конечном счете, совершается по принципу избегания неудовольствия, то и жизнь, построенная на основе этих безопасных и безболезненных выборов, приобретает соответствующий невротический оттенок — становится скучной и тусклой. В безопасности душа — хиреет.
Процедура и смысл гадания
Гадательных систем существует множество и сказать, что какая-то одна лучше всех остальных никак нельзя. Их различия сводятся, в основном, к внешним признакам, а внутренняя сущность у всех одна. Поэтому выбор системы для себя — это исключительно дело вкуса и культурной предрасположенности.
На мой вкус, самая интересная система — гадание по китайской Книге перемен (И-Цзин). Происхождение и изначальный смысл этой книги окутаны тайной, но известно, что в Китае на протяжении тысячелетий ее использовали и продолжают использовать в качестве оракула.
За это время сформировался витиеватый гадательный ритуал, который очень хорошо иллюстрирует интересную нам психологическую сторону процесса.
Прежде всего, предполагается, что гадание должно совершать в спокойном состоянии духа, в одиночестве и в тишине. В восточном понимании, гадание — это форма медитации, поэтому настрой, время и место должны быть соответствующими.
Содержание подготовительного ритуала не так важно. Можно делать все, что угодно — хоть дыхательные практики выполнять, хоть «Отче наш» начитывать — лишь бы сбить ум с привычной ему колеи суждений, сомнений и беспокойств.
Второй и, пожалуй, самый важный момент — формулирование вопроса. От того насколько четко обозначен вопрос зависит то, насколько четким может быть ответ. Не зря говорится, что правильно сформулированный вопрос содержит в себе половину ответа.
Вопрос должен быть кратким и ясным — таким, чтобы к нему уже нечего было прибавить или отнять. И если на поиск четкой формулы уйдет полчаса или час, то так тому и быть — чем серьезнее подход на этом этапе, тем проще будет понять ответ оракула.
Все это чистая психология — никакого волшебства, только легкое мошенничество, направленное на то, чтобы заставить ум отпустить вожжи и отступить на второй план вместе со всеми своими сомнениями и противоречиями.
И только когда достигнуто спокойное состояние, когда ум утих, когда четко задан вопрос, тогда, собственно, и начинается гадание. В случае Книги перемен, традиционная процедура выбора нужной гексаграммы довольно сложная, и приводить здесь ее описание нет смысла. Но точное следование процедуре не так и важно, на этом этапе можно хоть кости бросать, хоть пальцем наугад тыкать — результат будет тот же.
Заключительный этап гадания — интерпретация полученного ответа. У хорошего оракула ответ никогда не бывает однозначным. Книга перемен по каждой гексаграмме предлагает три различных толкования и еще несколько дополнительных комментариев. Все они сформулированы в такой манере, чтобы уму было не за что зацепиться. Правильная интерпретация выбирается на основе внутренней ассоциативной реакции — откликается что-то внутри или нет.
У каждой гадательной системы свой язык, к которому нужно приноровиться и привыкнуть. Кому-то ближе образы восточной философии, кому-то ближе язык скандинавских мифов, кому-то нравится цыганская манера изъяснения, а кого-то больше всего впечатляет образ мистика, созерцающего хрустальный шар. — Сам по себе язык не важен, главное, чтобы он не вызывал сопротивления, а находил внутри какое-то созвучие.
И язык этот нужно оттачивать. Четкое следование традиционным интерпретациям выпавших символов тоже необязательно. С тем же успехом можно выстроить полностью свою собственную систему толкования. Весь смысл только в том, чтобы настроиться на этот язык и научиться на нем изъясняться в процессе гадания.
То есть, инструмент предсказания — будь то гексаграммы И-Цзин, рунические символы и кофейная гуща — совершенно не играет никакой роли, нужно только, чтобы он хорошо лег в руку. А вся остальная работа делается самим человеком — настройка, формулирование вопроса, внимание к ассоциативным реакциям на полученный ответ и их интерпретация.
По сути, гадание будет работать даже если отказать в существовании механизму случайных смысловых совпадений. Но если все-таки выйти за рамки традиционного научного мировоззрения, то гадание приобретает дополнительный смысл — как средство получения знаков по собственному желанию. С этой точки зрения, гадание срабатывает именно потому, что ответ оракула не бывает случайным — он обязательно имеет отношение и связь с внутренним состоянием человека. Нужно только понять смысл этой связи.
Таким образом, гадание можно использовать и, как чисто психологический инструмент поиска ответов на сложные вопросы, и как способ пробуждения интуитивного восприятия с целью прочувствовать общую тенденцию развития событий и выстроить свою жизнь в согласии с ней.
Но вернемся к тому, с чего начали. Гадание — это не самоцель. Оно развивает и тренирует новый тип восприятия себя и окружающей реальности — такой, в котором рационализм ума отходит на второй план, а на первое место выходит что-то вроде звериного чутья.
Гадание — это только палка, помогающая ходить, пока ноги не окрепнут. Но когда это произойдет, палка больше не нужна — ее можно выкинуть. Конечная задача этих упражнений в том, чтобы научиться видеть знаки и подсказки не в книге толкований, а напрямую — в событиях обычной жизни.