Продолжаем разговор, начатый в двух предыдущих статьях. Если вам еще пока не совсем понятно, о чем речь, — это нормально. Тема не то чтобы сложная, но довольно тонкая. Надеюсь, однако, ее для вас прояснить в дальнейшем изложении. А кто уже понял, к чему это все и про что, возьмите с полки пирожок — заслужили.
Итак, мы говорим о перфекционизме, как об особой форме требовательности к себе, когда вопрос ставится ребром: либо делай свое дело хорошо, либо не делай его вовсе. И под «хорошо» подразумевается полная честность с собой в оценке качества проделанной работы и соблюдение принципа осознанной экономии энергии, когда ни одного условного «киловатта» не тратится на посторонние психические процессы. А теперь рассмотрим эту проблему еще ближе к нашей житейской практике.
Есть три разных сферы, в которых проблема внутренней требовательности проявляется особенно ярко: принятие решений, выбор образа жизни и сознательное психологическое развитие. Именно в этих областях трусливые компромиссы создают самые большие проблемы. На сей раз поговорим о решениях, остальное — в следующих статьях.
Психологическая сложность принятия решений состоит в том, что любой выбор есть проявление сознательной воли, а значит, это каким-то образом характеризует носителя этой самой воли. Если наглядный результат сделанного выбора хорош, значит тот, кто его принял, — всяческий молодец. Если же решение привело к проблемам и вызвало всеобщее осуждение, стало быть, человек этот — форменный болван.
Стоит проявить волю, и сразу все становится понятно. А вот если прикинуться ветошью и не отсвечивать, то неизбежного разоблачения можно избежать или хотя бы его отсрочить. Именно поэтому всякий невротик, среди всего прочего, крайне нерешителен: избегая ситуаций выбора, он избегает столкновений с правдой о самом себе (которую он, в общем-то знает… но знать не хочет). Вместо того, чтобы сказать «Я так решил», он невинно пожимает плечами: «Так получилось… обстоятельства… выбора не было».
Соответственно, если, как говорил Жванецкий, нас интересует результат, то стратегию избегания выбора следовало бы сменить на противоположную — прижать себя к стенке, приставить нож к горлу и заставить-таки выбирать. Хочешь повзрослеть — принимай решения. Не хочешь — пожалуйста. Это ведь тоже решение. Главное потом не жаловаться на жизнь, которая, в отсутствие сознательного участия, приобретает известные очертания: скука, апатия, тоска и чувство горькой бессмысленности своего бытия.
Но даже когда человек понимает, что бесконечно убегать от выбора не получится, и пытается начать принимать осознанные решения, проблемы на этом не заканчиваются. Ведь как это у нас делается? Чтобы принять решение, нужно хорошенько подумать! Собрать информацию, взвесить все “за и против”, посоветоваться с умными людьми… а дальше исходов только два: либо убедить обмануть себя, что аргументы в пользу одного из вариантов перевешивают, либо, все-таки, признаться, что информации никогда не будет достаточно и просчитать правильный вариант технически невозможно.
Это еще один из моментов, когда требуется очистительно-терапевтический перфекционизм. Если уж мы действительно пытаемся все продумать и принять разумное решение, нам нужно продумать абсолютно все. А это значит, что нужно иметь абсолютно полную картину ситуации (что невозможно) и быть способными просчитать абсолютно все последствия (что тоже невозможно). Ведь если мы этого не делаем, а довольствуемся лишь заведомо поверхностной оценкой ситуации и таким же поверхностным просчетом дальнейшего развития событий, то наше решение нельзя назвать по-настоящему разумным — оно лишь замаскировано под таковое!
Но в отсутствие внутренней требовательности человек позволяет себе не замечать, что интеллектуальные усилия в принятии разумного решения — это все фикция. Все его аргументы подобраны и придуманы только для того, чтобы успокоить самого себя и, опять-таки, избежать правды: признания того болезненного факта, что он понятия не имеет, как правильнее поступить в той или иной ситуации.
Получается, что сначала мы сталкиваемся со страхом ответственности за решения, а потом, когда, казалось бы, набрались духу столкнуться с правдой о самих себе, на нас набрасываться новый страх. Пытаясь начать действовать по-настоящему осознанно, мы окончательно срываем с себя покровы и обнаруживаем, что правильное разумное решение мы принять не способны, а никакого другого ориентира у нас попросту нет. Мы понятия не имеем, как нам жить, и это пугает нас до чертиков.
Так что, когда мы в очередной раз изо всех сил избегаем необходимости принять решение, следует понимать, что у нас для этого есть очень веские основания. А отсутствие должной самокритичности позволяет нам прятаться всю свою жизнь — избегать решений, где это возможно, и прятаться за псевдоразумными решениями, там, где убежать не получилось.
Выход, однако, есть. Более того, его даже не нужно искать, ведь как бы мы ни брыкались, решения приходится принимать на каждом шагу, и мы делаем это всю свою жизнь. Проблема не в том, чтобы принять решение, а в том, чтобы признаться, как именно это происходит. В отсутствие достаточной информации и будучи неспособными просчитать последствия, мы все-таки принимаем сотни решений каждый день. Как это получается? И чтобы ответить на этот вопрос, нужна обсуждаемая нами внутренняя требовательность, потому что без нее через пять минут бесплодного обдумывания вы скажете — «Я не знаю!» — и займетесь другими делами, будто бы неспособность найти ответ избавляет вас от ответственности за свою жизнь. Не знаете? Узнайте, черт возьми! Незнание закона, как известно, от ответственности не избавляет.
Но и здесь еще есть шанс увернуться и ускользнуть. Когда перестают работать старые психологические защиты, придумываются новые, более изощренные. И есть ли предел этой нашей изворотливости, не понятно.
Следующий защитный самообман — философская демагогия, когда новым убежищем становятся красивые рассуждения о бессмысленности бытия, отсутствии границ между правильным и неправильным и всякие прочие подобные построения. Психология, философия, эзотерика, религия — во всех культурах и во все времена мудрецы говорили, что у человека не так много контроля над жизнью, как кажется. Не могут же все они ошибаться! А если все в руках божьих, значит, человек может расслабиться и получать удовольствие — все происходит само собой, и гори оно все огнем.
Но между мудрецом и простым невротиком большая разница. Спички детям, знаете ли, не игрушка. Нельзя инфантильному слабому человеку баловаться со взрослыми концепциями — от этого только вред. И именно поэтому во всей долгой истории человечества настоящую мудрость скрывали от толпы. Не потому что жалко и не потому, что это секрет, а потому что нельзя давать обезьяне играться с гранатой — пусть сначала дорастет, выполняя задачи своего этапа. Не поэтому ли и христианство, и ислам, и буддизм на начальном этапе ставят самые простые для понимания задачи? Быть честным, не вредить людям, понять и полюбить ближнего… Пусть «обезьяна» сначала эволюционирует до «человека» — тогда ей можно будет подсказать, куда рыть дальше.
Когда мудрец говорит, что ничто не имеет значения, он имеет полное право на подобное заявление, потому что для него — если глядеть с его высокой колокольни — это правда. То есть для него все вокруг действительно уровнялось в смысле и значении. Но это мудрец — его восприятие отличается от восприятия обычного человека, который не может не видеть различия между вещами. Для обычного человека, пока он в достаточной степени не повзрослел и не помудрел, мир не нейтрален, и вещи между собой неравнозначны — так устроено его восприятие. И ничего с этим не поделаешь: не может близорукий человек разглядеть птицу высоко в небе, сколько ему ее ни показывай. Он может в нее только поверить, а это совсем другая песня! Глаза должны вылечиться от близорукости, а до тех пор нет смысла прикидываться, что видишь то, чего не видишь.
Мудрец является таковым не потому что верил другим мудрецам, а потому, что, будучи слепым, не прикидывался видящим и долгое время — пока зрение не начало восстанавливаться — полз на ощупь. За свою долгую жизнь он прошел соответствующую огранку и закалку, и это дает ему право рассуждать о тонких материях и красоте бессмысленного бытия. Обычный же человек с его крайне несовершенным восприятием, слабым духом и нечеловеческим гонором не может извлечь из этих идей ничего… кроме нового способа себя оправдывать.
В этом смысл философской демагогии — перетасовать и разложить новые идеи таким образом, чтобы добиться все той же старой цели — избежать столкновений с собой и жизнью. Если все находится во власти высших сил или непостижимых по сложности процессов, то какой смысл отдельному человеку пытаться в чем-либо разобраться? Зачем принимать решения, если все происходит само собой? Зачем выбирать, если все в равной степени бессмысленно?
Хорошие вопросы для монаха, всю свое время посвящающего тому, чтобы найти на них ответы. Но для человека, живущего праздной мирской жизнью — это не лестница наверх, а последняя линия обороны в попытках удержаться в гнезде, из которого давным-давно следовало бы выпасть. Монах задается этими вопросами и не двигается с места, пока не найдет удовлетворительного ответа. Обычный же человек задает эти вопросы только для того, чтобы оправдать свое бестолковое, бессознательное и безответственное кривляние. “Смысла у жизни нет, значит, можно не париться” — такая вот философия.
В отличие от мудреца или монаха, для невротика это всего лишь умственная позиция, а не пережитый всей шкурой опыт. Как бы он не держался за эти красивые теории, на самом-то деле ему НЕ все равно! На более глубоком уровне чувств и интуиции он все так же видит, что быть добрым лучше, чем быть злым, или наоборот. И его попытка уровнять между собой черное и белое путем самоувещеваний обречена на провал. Черное — это черное. Белое — это белое. Пока его аппарат восприятия воспринимает именно так, никакие теории и философии этого не изменят. И человек либо принимает ответственность за свое восприятие, либо же прикидывается, что не видит различий. Первое вынуждает его занять одну из сторон и получить опыт, который рано или поздно приведет к настоящей мудрости, второе — разрывает его на части изнутри (см. внутренний конфликт).
Причем здесь перфекционизм? Залог психологического здоровья и нормального развития — честность с собой. Простой и довольно очевидный принцип… в теории. Сложность в том, что не очень понятно, как можно последовать ему на практике, если до этого годами или даже десятилетиями человек себе врал. Как перестать себя обманывать, если сам уже не знаешь, где правда, а где ложь? Как перестать делать то, что делается автоматически и неосознанно?
Один из путей — внимательное выслеживание внутренних напряжений и противоречий — сущность любой психологической работы. А что делать в остальное время, когда очередная терапевтическая сессия окончена? Что делать, выйдя из кабинета психолога или закончив выполнение какого-нибудь очередного психологического упражнения? Или можно еще больше обострить ситуацию: что делать человеку, который не знаком с психологией и не хочет с нею связываться? Ответ в этой самой требовательности к себе и перфекционизме, о котором идет речь уже на протяжении трех статей.
Стоит человеку научиться делать свои дела осознанно и в полную силу, не оставлять свои собственные вопросы без ответа, а в спорной ситуации занимать четкую и твердую позицию, это тут же обнажит все его самообманы. А дальше уже на выбор — дотянуться до своих идеалов, либо же спуститься с небес на землю. Так или иначе, наступит искомое отрезвление, и будет сделан следующий шаг вперед. Одной этой установки было бы достаточно, чтобы шаг за шагом из дрожащего невротика превратиться в твердо стоящего на ногах взрослого человека.
Итак, еще раз.
15. Я знаю дела твои, знаю, что ты не холоден и не горяч. Лучше быть тебе либо холодным, либо горячим!
16. Но так как ты только теплый, а не холодный и не горячий, то Я изрыгну тебя изо рта Моего!
Просветленный или хотя бы просвященный человек никогда не скажет, что он сознательно принимает какие-либо решения. Скорее он скажет, что нет никаких решений и нет никакой собственной позиции — есть течение событий, в котором он лишь смирившаяся со своим положением щепка. Но пытаться косить под мудреца не просто бесполезно — это жутко вредно, поскольку настоящее развитие в боях и сражениях подменяется тогда бесплодным, бездеятельном и бесхребетным философствованием, от которого — по словам тов. Иоанна — кое-кого в самом буквальном смысле тошнит.
Поэтому человеку, который еще не «там», в заоблачных высях развития сознания, следует быть честным с собой и играть по правилам своей лиги: принимать твердые решения, выносить вердикты, оттачивать собственное мнение и доводить все это до совершенства и полной непротиворечивости. Именно это заставит его, с одной стороны, должным образом мобилизовать свое осознание, а с другой — увидеть все белые пятна, противоречия и прочие огрехи в своих представлениях о жизни. И совершаемые ошибки наконец-то станут по-настоящему осознанными, а значит, из провалов превратятся в ступеньки к светлому будущему.
Исходя из всего этого вот вам простая для понимания практическая рекомендация: попробуйте, хотя бы ради эксперимента, начать максимально осознанно принимать решения, какими бы незначительными они ни казались. Перестаньте спрашивать чужих советов — формируйте свое собственное мнение. Прижмите себя к стенке и запретите избегать выбора: лучше уж совершить выбор там, где этого не требовалось, чем упустить малейшую ситуацию, где следовало бы вынести свой вердикт.
И перестаньте ждать, что обстоятельства сами за вас все решат. Они, конечно же, решат! В любой, даже самой сложной и запутанной ситуации достаточно подождать, и все прояснится само собой. Мудрецы на все смотрят именно так. Ну, а нам, простым смертным, стоит пользоваться всяким случаем, чтобы проявить и выразить СЕБЯ — только так мы и можем с собою познакомиться.
Важный момент. Хотя бы в рамках эксперимента, попробуйте на время абстрагироваться от вечного своего стремления принять правильное решение и всеми силами избежать совершения ошибки. Поставьте себе задачу принять безупречное решение — то самое, которое следует принципу максимальной экономии энергии, выражает вашу текущую жизненную позицию и соответствует вашим сегодняшним предпочтениям. И плевать, если оно кажется категорически неправильным в привычной системе координат. Поначалу вам придется помучиться со всем своими внутренними противоречиями, но когда набьете руку, обнаружите, что «безупречное» решение всегда лучше «правильного». И перестаньте бояться ошибок — ошибка, которая совершена, гораздо лучше и ценнее ошибки, которой удалось избежать.
Начните вносить определенность в свою жизнь. Во все-все-все вопросы, начиная с самых маленьких, до самых больших и глобальных. В любом вопросе, который вас беспокоит, займите одну из сторон. Не позволяйте себе уходить в философию или как-то еще убегать от выбора. Либо-либо — либо за красных, либо за белых, и никаких больше «Я не знаю, поэтому в сторонке постою». Когда вы достигнете такого уровня сознания, что данный вопрос перестанет вас волновать, вы окажетесь «в сторонке» естественным образом, а до тех пор пока волнует:
Будьте горячими.
Будьте холодными.
Перестаньте быть теплыми!
P. S.
Набор группы на курс «Сам Себе Мозгоправ» — осталась еще пара мест. Записывайтесь — будем учиться безупречности. Начало занятий 8 августа.