Что нужно, чтобы человек проснулся? Не от обычного ночного сна, а ото сна наяву, ото сна индивидуального существования, в котором сновидец кажется самому себе главным героем своей собственной драмы.
Иногда для этого просто приходит время: точно так же, как утром сам собой наступает момент, когда спать дальше уже никак. Иногда это встряска и неожиданность: точно так же, как внезапный громкий звук может в одно мгновение вырвать из самого глубокого и сладкого сна. А иногда это результат целенаправленной работы, когда по какой-то непонятной причине начинается поиск выхода из сна прямо внутри сна.
Ниже будет подсказка, в каком конкретно направлении можно поработать, но сначала надо пояснить сам принцип, на который опираются все подобные “подсказки”.
Пробуждение — то самое, которое просветление — неспроста называется тем же самым словом, которое используется для обозначения прекращения обычного физиологического сна. “Спал — проснулся”. Духовное пробуждение, во многих смыслах, похоже на пробуждение ото сна физиологического, с одним только небольшим отличием.
По завершении обычного сна мы просыпаемся в «реальном мире» и остаемся в нем привычными собой. Я в сновидении и я наяву — это в общем-то один и тот же человек. Меняется только сцена, на которой происходит действие. А вот с просветлением не совсем так…
Знаете, что такое осознанные сновидения? Спонтанно это случается нечасто, но иногда все-таки случается. А чаще способность к тому, чтобы осознавать себя в самом разгаре сновидения, вырабатывается с помощью специальной практики. Так или иначе, речь о возможности осознать, что ты находишься во сне без того, чтобы этот сон тут же оборвался.
Обычно человек либо спит, либо не спит. Переход между одним состоянием и другим осознается плохо и происходит слишком незаметно, но в некоторых случаях можно оказаться в промежуточном состоянии между сном и бодрствованием — сцена сна не разрушается, но при этом есть четкое понимание того, что это сон. Это и есть осознанное сновидение.
Особенность этого состояния в том, что, когда я знаю, что нахожусь во сне, я так же знаю и то, кто я за пределами сна. В этом самая суть: сохраняется полная память о том, кто я «в реальности», но при этом наблюдаемая снящаяся реальность никуда не исчезает, и это дает возможность в ней всячески почудить. При этом очевидно, что в какой-то момент все закончится и я проснусь ровно там где и уснул — в обычном реальном мире, обычным реальным собой. Здесь иллюзия, там — реальность. Но и здесь, и там один и тот же Я.
Так вот духовное пробуждение больше похоже на осознание себя во сне, чем на реальное пробуждение ото сна. В момент прояснения и распознавания иллюзорной природы бытия это самое иллюзорное бытие никуда не исчезает. И как бы ни хотелось научиться ходить сквозь стены, ничего не получается — сон продолжает придерживаться своей привычной канвы и тех законов, на которых он всегда был построен. И это несколько разочаровывает.
Но самое отвратительное занимательное в другом — в том, что, в отличие от обычного осознанного сновидения, когда ты знаешь, что можно проснуться в реальном мире, здесь ты с той же очевидностью знаешь, что просыпаться некуда. Хуже того, ты также осознаешь и то, что этот сон вообще не твой. Во всяком случае, не в том смысле, что он снится лично тебе — конкретному человеку со своим именем, характером и личной историей. Вся ирония в том, что этот конкретный человек сам является частью сна — таким же снящимся персонажем, как и все прочие действующие лица. Все вокруг сон, но просыпаться из него некуда и некому — такая вот ерунда.
А теперь возвращаемся к вопросу о том, что нужно, чтобы таким вот безрадостным образом проснуться. И, кстати, вы все еще уверены, что оно вам надо? Если уверены, то продолжаем.
Нестыковки
Помните фильм «Начало» — тот самый, который про сновидения? Там был один очень показательный эпизод, когда главный герой объясняет девчонке архитектору, как устроен опыт «обмена сном», как мозг сам создает картину сновидения и сам ее воспринимает. Помните? А потом обращает ее внимание на такую особенность, что сцена сновидения обычно возникает безо всякой предыстории — нет памяти о том, что было до этого. И затем ключевой момент — он спрашивает ее, помнит ли она, как они оказались в том месте, где происходит их разговор. Тут-то она и осознает, что находится во сне — происходит пробуждение, без пробуждения.
На этом же принципе построены и все технологии пробуждения — задача состоит в том, чтобы обратить внимание на какие-то существенные нестыковки в том, что происходит вокруг. Окружающая действительность и обычная наша жизнь кажутся абсолютно слитными, последовательными, логичными — мы не замечаем никаких грубых склеек, монтажа и огрехов в сценарии. Но, если присмотреться внимательнее, все-таки можно обнаружить множество брешей. Обычно они очень быстро заполняются и замазываются, объясняются каким-нибудь разумным образом, обесцениваются психологически или попросту игнорируются. Но, если по какой-то причине человек вдруг начинает обращать внимание на всякие “нестыковки”, то однажды наступает момент, когда весь привычный мир в его восприятии рушится, как карточный домик.
А «Ванильное небо» помните? Голливудскую версию, а не оригинальную испанскую. В самом конце фильма сцена на крыше небоскреба, когда специалист техподдержки объясняет главному герою, что тот спит. Там же присутствует и другой персонаж — психиатр, с которым герой Тома Круза весь фильм вел душещипательные беседы.
Он слушает разговор и продолжает играть свою роль, но в какой-то момент до него начинает доходить, что если все это сон, то в реальности его самого просто не существует — он всего лишь вымышленный персонаж чужого сна. Тогда он начинает возмущаться и кричать, что этого не может быть, что он настоящий, что у него есть две дочери. Товарищ из техподдержки спрашивает, как их зовут, и он осознает, что не может ответить. Здесь он сталкивается с такой существенной нестыковкой, что от нее уже нельзя отмахнуться.
И если рассматривать «Ванильное небо» как метафору пробуждения, то главный герой здесь именно психиатр, который все время был уверен, что он есть, что он является самостоятельной единицей — очень разумным человеком, ведущим свое самостоятельное существование. А в итоге обнаруживает, что весь этот фильм был не про него, и самого его попросту не существует. Не такое уж приятное это открытие осознать себя персонажем чужого сна, да? Все еще этого хотите?
Так вот, нестыковки… Можно не знать и не искать пробуждения вовсе. Можно знать и просто его ждать. Можно верить, что для пробуждения нужно жить правильной праведной жизнью. А можно попробовать целенаправленно отыскать эти самые существенные нестыковки, от которых будет уже невозможно отвертеться.
Наиболее отчетливо этот подход с попыткой обратить внимание на несуразности происходящего вокруг дурдома можно проследить в современной адвайте. Практически все учителя занимаются именно этим — пытаются ткнуть человека носом в то, чего он никак не хочет замечать. Традиционный вопрос «Кто я?», который отправляет искателя разбираться с тем, что такое это самое «Я» — это и есть указание на очень серьезную нестыковку, которую можно здесь обнаружить при внимательном исследовании.
Сюда же относится и вопрос о свободе воли, который часто звучит на сатсангах. И это тоже попытка обратить внимание на то, что в нашей привычной картине мира плохо сходится. Если взять на себя труд всерьез разобраться — есть у человека свобода воли или нет —заметить зияющие бреши в привычной картине мира будет довольно просто.
Дзенские коаны — это тоже про указание на нестыковки, только более тонкое и остроумное, из-за чего оно требует большей концентрации и подготовки. Здесь исследуются нестыковки на уровне менее очевидных, но при этом более важных концепций, составляющих фундамент всей выстроенной в голове модели мира.
“Дыр в заборе” полно, поэтому можно придумать тысячу коварных вопросов, которые будут указывать на те или иные. Вопрос только в том, какая подсказка сработает для того или иного человека. И здесь все очень индивидуально, поскольку пошатнуть надо именно ту концепцию, в которой человек меньше всего сомневался и даже не отдавал себе отчета в ее наличии. Чем неожиданнее вопрос, тем лучше результат. А развенчание веры в собственное «Я» или свободу воли, это только частный случай, свет клином на этих вопросах не сошелся.
Другой широко распространенный и массово практикуемый подход — это попытка войти в измененное состояние сознания и пережить некий мистический опыт, выходящий за пределы обычной картины мира. И повторять это до тех пор, пока привычное восприятие не расшатается настолько, что появится шанс вырваться за его пределы. Но это не наш метод.
Так вот, обещанная “открывашка” для мозгов…
Обратите внимание на такую интересную штуку: наше восприятие в обычном понимании состоит из пяти основных модальностей — зрение, слух, ощущения, обоняние и вкус. Пять органов чувств — пять каналов восприятия.
При этом мы разграничиваем, откуда именно приходит сигнал — извне или изнутри. Зрительная картинка, например, явно приходит снаружи. Слух, в основном, тоже снаружи, но иногда мы слышим звуки собственного тела, которые приходят изнутри. Вкус и запах — это тоже что-то приходящее извне. Ощущения — есть те, что извне, и те, что изнутри.
На этом этапе разграничение происходит на уровне тела: часть воспринимаемого приходит из внешнего по отношению к телу мира, а часть изнутри самого тела. Здесь все просто: граница тела воспринимается, как граница между «внутри» и «снаружи».
Однако, с точки зрения воспринимающего аппарата, такое разграничение не вполне соответствует действительности ведь, независимо от того, откуда приходят, скажем, звуки — от птицы на дереве или от бурления в желудке — все они приходят в воспринимающий аппарат извне, а не создаются им самим. С точки зрения восприятия, все, что приносят нам органы чувств, приходит извне. Разграничение на «внутри тела» и «снаружи тела» здесь значения не имеет, потому что тело тоже является частью общего поля восприятия.
Это само по себе уже очень интересно, но есть куда более важная и тонкая штука. И вновь обратите внимание на то, что, помимо пяти основных каналов восприятия, есть, по меньшей мере, еще один — восприятие мыслей, внутреннего диалога и всяких образов, которые его сопровождают. Шестой канал восприятия. Согласны?
И вот тут самое интересное. Этот «шестой канал» у нас на особом положении — мы полностью убеждены, что уж мысли-то точно приходят изнутри. Причем не изнутри тела, как какая-нибудь икота, а изнутри нас самих — изнутри того самого аппарата восприятия, изнутри «Я». Пять органов чувств транслируют картинку извне, а шестой ментальный канал восприятия приходит откуда-то изнутри. Так ведь?
Но так ли оно на самом деле? Как вы определяете, что зрительная картинка приходит извне, а не является галлюцинацией воспринимающего аппарата? И как вы определяете, что мысли продуцируются изнутри и по собственной воле, а не приходят извне, как звуки радио?
Окружающий мир вовне. Мысли внутри.
Так ли это? А вдруг наоборот?
Это не загадка для ума. Это вопрос для внимательного серьезного и честного исследования. Угадывать ответ бессмысленно — надо действительно для себя разобраться, как именно происходит это разграничение между «внутри» и «снаружи». И если станет понятно это, то станет понятно и все остальное.
p. s.
Приезжайте на МозгоВЕД ,ломать мозги под чутким руководством. И если серьезно настроены на результат, рекомендую успеть пройти курс Жизнь налегке — это будет очень хорошей и очень важной моральной подготовкой к тому, что обычно происходит в Ярославле.