Довольно подробный разговор об этом уже был в статье об уровнях понимания и непонимания, но, пожалуй, пришло время прояснить эту тему еще раз. К тому же на сегодняшний день выстроилась уже довольно стройная картинка того, какие именно уровни развития можно выделить, и в чем их основные различия.
Общий смысл в том, что каждый человек находится на каком-то определенном этапе развития сознания, точно так же, как ребенок последовательно проходит определенные стадии развития физического организма. И на каждой стадии человеку требуются очень определенные рекомендации, сообразно тому, какие задачи перед ним стоят на данном конкретном этапе.
Большое затруднение возникает из-за того, что рекомендации, сформулированные для одного уровня, могут быть неприемлемы и даже казаться абсурдными, если смотреть на них с любого другого уровня. То, что имеет смысл на начальном этапе, теряет значение и становится вредно на последующем. То, что является основной задачей на последнем, будет неприменимо и даже опасно на предыдущем.
Другое затруднение в том, что, находясь на том или ином уровне, мы можем не осознавать своего положения (особенно, если это первый уровень). Только достигнув следующего этапа развития можно распознать особенности и ограничения этапа предыдущего. И только тогда становятся понятными те рекомендации, которые еще совсем недавно казались абсолютно бредовыми. Но бывает и обратная закономерность: когда рекомендации, сформулированные для какого-то уже пройденного уровня, начинают казаться глупыми и наивными, но происходит это только потому, что человек забыл, как сам недавно еще был на том уровне, где даже эти элементарные идеи до него доходили с большим трудом.
Такое непонимание многоплановости любых объяснений и неспособность фильтровать информацию в соответствии со своим текущим уровнем развития — это характерная черта начальных этапов становления личности. Позже, с обретением жизненного опыта и более широкой картины мира все эти закономерности становятся очевидными и не требуют каких-либо специальных пояснений.
Разумеется, предложенные ниже уровни — это большая условность. Можно было бы все разложить совсем иначе, да и границы между описанными этапами на деле довольно размыты. Тем не менее, такая схема довольно проста и вполне удовлетворительно описывает общее положение дел, и в практической работе по развитию сознания эти этапы и связанные с ними закономерности прослеживаются весьма и весьма рельефно.
Уровень психологии
Это этап естественного развития личности в рамках общепринятой социальной системы координат. На этом уровне происходят все те обычные душевные процессы и столкновения, с которыми работает обычная психология. Человек здесь должен познакомиться с самим собой, выяснить свои вкусы, ценности и жизненные цели, отделиться от своих родителей и обрести общую эмоциональную автономность — стать самостоятельной устойчивой личностью.
Практически вся психология работает именно на этом уровне и решает именно эти базовые задачи становления и укрепления личности. А вся популярная психология целиком и полностью ограничивается этим уровнем. И на этом же — и только на этом! — уровне действует принцип принятия ответственности за собственные ценности, описанный в статье о вере и безверии.
На этом этапе человек работает со своими внутренними напряжениями, страхами, неуверенностью в себе, отношениями с собой и другими людьми. И продолжается эта работа до тех пор, пока он не сможет со спокойной уверенностью констатировать, что в его жизни не осталось психологических проблем, которые бы хронически отравляли ему жизнь. Человек достигает состояния цельности, согласия с собой и устойчивого внутреннего благополучия.
Это еще не счастье и далеко не тотальное внутреннее равновесие, а просто удовлетворительное душевное состояние, когда человек хорошо знает, чего хочет, знает, как этого добиться, и не сталкивается на этом пути с серьезными внутренними преградами. Это также подразумевает хороший уровень осознанности, ответственное отношение к своим личным ценностям, хороший контакт с чувствами, доверие к себе и наработанную способность к продуктивной саморефлексии. А самое главное — это приведение своей самооценки в полное соответствие с реальностью. Этим и знаменуется конец данного этапа развития.
В общем и целом это этап обычного человеческого взросления, примирения с собой и достижения психологической зрелости. Ничего сверхъестественного. Однако очень многие не справляются даже с этим относительно простым этапом развития, так на всю жизнь и застревая где-то между инфантильностью и взрослостью. Причем большинство практикующих психологов тоже находится именно на этом уровне, что не удивительно, но довольно прискорбно.
Уровень философии
Это этап обретения мудрости. Здесь происходит осознанное столкновение с экзистенциальными и философскими проблемами, переоценка своей системы координат и всей прожитой жизни. При естественном течении событий, наступление этого этапа совпадает с тем, что в психологии называется кризисом середины жизни, когда завершается фаза свершений и завоеваний и начинается фаза осмысления и интеграции жизненного опыта. Но если человек интересуется вопросами сознания и ведет целенаправленную психологическую работу, этот этап может наступать гораздо раньше. Суть, однако, от этого не меняется.
В психологии проблемы этого этапа тоже достаточно подробно изучаются, но в этой сфере гораздо меньше серьезных специалистов, в том числе и потому, что на них не такой уж большой спрос. Очень глубоко и подробно проблемы этого уровня рассматривает Юнг — он посвятил этому вопросу всю свою жизнь и работу. Психологи-экзистенциалисты тоже касаются возникающих здесь проблем, но в общем-то лишь скребут по самой их поверхности, не предпринимая серьезных попыток проникнуть к их сердцевине.
К философскому уровню прежде всего относятся темы смысла жизни, относительности любых ценностей и страха смерти. И именно на данном этапе развития сознания эти вопросы становятся для человека понятными и осязаемыми. На более раннем психологическом уровне они кажутся далекими и абстрактными, а здесь вдруг обретают плоть и становятся предметом искренней личной заинтересованности.
И на каждый из возникающих здесь вопросов человек должен найти свой собственный тщательно взвешенный и выверенный ответ. Причем должен произойти переход от опоры на чужие мнения и представления об устройстве бытия к тому, чтобы целиком и полностью опереться в поисках ответов на самого себя. Без принятия на себя ответственности за то, чтобы вычислить свои собственные ответы на все уравнения жизни, этот этап не может быть по-настоящему завершен. Невозможно достичь собственной мудрости, продолжая опираться на чужую.
К концу данного этапа развития у человека происходит глобальная трансформация взглядов на себя, свою систему ценностей и окружающую действительность в целом. Он лишается всяких опор и привычных границ, он обнаруживает, что жизнь загадочна и таинственна, и начинает интуитивно предчувствовать, что мир устроен совсем не так, как всегда казалось. Ему наконец-то становятся понятны причины, которые влекут людей к поиску Бога и центрального принципа мироздания, потому что он и сам теперь тоже слышит этот внутренний зов к поиску Истины.
Концом этого этапа можно считать ясное осознание собственного «незнания», преодоление страха смерти и внутреннее смирение перед тем фактом, что окружающая действительность абсолютно непостижима и неконтролируема, и потому все личные амбиции в этом мире абсолютно тщетны и бессмысленны. Происходит естественное самоотречение: добровольный отказ от собственной воли в пользу того самого центрального принципа бытия, каким бы он ни представлялся данному конкретному человеку. Это и можно считать наступлением мудрости… хотя бы в самом ее зачатке.
Уровень пробуждения
Это этап, на котором происходит выход за пределы ума и постигается истинное положение дел в этом мире. Внутренняя работа выполняемая на этом уровне абсолютно не похожа на все то, что приходилось делать до этого. Она не представляет из себя ничего такого сверхсложного, но большое затруднение вызывает первичное понимание ментального кульбита, который здесь требуется совершить. Именно это первичное понимание новой задачи отнимает больше всего времени и усилий, а дальше все уже проясняется само собой.
Ни психология, ни философия на этом уровне уже не работают, если только не приходится подчистить какие-то хвосты оставшиеся с предыдущих этапов. Основная же цель и суть совершаемого здесь маневра академической психологией не исследуется вообще. Попытки систематического изучения возникающих на этом этапе вопросов присутствуют только в пограничных дисциплинах, относящихся к сфере трансперсональной психологии — это Гроф, Уилбер, Уилсон, Волински и иже с ними.
Но правят бал на этом уровне, конечно же, всевозможные духовные традиции, и прежде всего это эзотерические (в правильном смысле этого слова) течения основных мировых религий: дзэн, адвайта, суфизм, каббала, исихазм и некоторые другие им подобные. Общая характерная черта этих учений в концентрации на той специфической практике, которая целиком и полностью направлена на выход за пределы ума и прямое постижение природы реальности или Бога.
Йога в этот список не попадает, поскольку представляет собой комплексную систему, ведущую человека от самых азов самопознания до окончательного прозрения. И йоговские практики тоже можно было бы разбить на примерно те же самые уровни работы: общее становление личности, обретение мудрости и окончательное пробуждение от всех иллюзий, как вершина этого пути.
Специфика используемых на этом этапе практик в том, что они не имеют никакого фактического воздействия на предыдущие уровни развития, и если человек не прошел должным образом начальные этапы психологической работы, то попытки использовать техники выхода за пределы ума ведут не к развитию, а, скорее, к деградации. Именно эта закономерность приводит к возникновению распространенных типажей: йогнутых, адвайтнутых и прочих духовно помешанных.
Чем именно завершается этот этап, описывать нет никакого смысла. Если понятна метафора Дао, то здесь происходит прямое постижение этого Дао, если понятна метафора Бога, то здесь происходит прямое постижение Бога, если понятна идея недвойственности, то здесь происходит прямое постижение этой самой недвойственности. Как это ни называй, это конец пути развития, потому что итогом всех усилий здесь оказывается осознание того, что нет никакого развития и развиваться все это время было некому. Игра в развитие окончена. Game over. Дальше остается одна только жизнь, но теперь уже на полфута над землей.
Общие закономерности
Как уже было сказано, рекомендации, сформулированные для одного уровня, утрачивают всякий смысл на любом другом. А из-за непонимания этого ограничения рекомендации для других, еще не освоенных или уже пройденных, этапов могут казаться в корне неправильными, глупыми и абсурдными, хотя они таковыми вовсе не являются. И это одна из основных коллизий в понимании статей на этом сайте: разные материалы нацелены на разные уровни понимания, и свести озвученные в них рекомендации воедино возможно только через понимание того, что все объяснения даются в объеме, а не на плоскости.
Например, на этапе начальной психологической работы можно сказать, что человек должен научиться жить в согласии со своей совестью, быть честным и ответственным. На этапе философского развития можно сказать, что человек должен внимательно исследовать свою совесть, честность и ответственность, чтобы обнаружить, что всякие моральные ценности относительны — в том числе, и честность, и ответственность. А на этапе поиска окончательной истины разговор пойдет уже о том, что совесть, честность, ответственность и все прочие подобные установки не имеют смысла, поскольку у личности нет рычагов управления собственным поведением, да и сама по себе личность — это чистая фикция.
Скажи человеку, находящемуся в разгаре личностных драм, что его личность и все его страдания — одна сплошная иллюзия, и он либо плюнет такому советчику в лицо, либо использует эти идеи для того, чтобы спрятаться в них от своей боли и дальнейших жизненных столкновений. И даже более простую идею об относительности добра и зла он не сможет понять до тех пор, пока не пройдет через все предназначенные ему испытания и не лишится основного пласта личностных иллюзий.
Эффективный стиль подачи материала также сильно меняется от уровня к уровню. На психологическом этапе, например, изобилующий оговорками и сомнениями философский стиль повествования абсолютно неприемлем — здесь требуется очень жесткая, четкая и конкретная позиция, всем своим духом соответствующая целям данного этапа развития. Именно поэтому здесь лучше всего работают воинственные, эмоциональные и мотивирующие послания — человеку решающему задачи становления личности они кажутся наиболее осмысленными, убедительными и действенными, поскольку демонстрируют ту самую убежденность в собственной правоте, к которой ему самому так хочется прийти в итоге.
А на философском уровне, наоборот, излишне категоричные утверждения и избыток эмоций вызовут отторжение и неприятие. Здесь уже требуется гораздо более спокойная и взвешенная манера повествования, питающая скорее ум, чем эмоции. А если уж и апеллировать здесь к эмоциональным переживаниям, то на гораздо более глубоком уровне — на том, где живут общечеловеческие экзистенциальные проблемы и страхи.
Таким образом, читая любые рекомендации — не важно, чьи именно — очень важно осознавать, на какой примерно стадии развития сознания находитесь вы, на каком уровне находится автор, и кому именно он адресует сейчас свои соображения: вам, тем, кто от вас отстает, или тем, кто вас пока опережает. Без ясного понимания природы возможных здесь нестыковок очень легко оказаться в ситуации, когда вместе с водой выплеснули и ребенка.
Но это, конечно, не отменяет того факта, что другой человек — в том числе, и автор этого сайта — может быть в чем-нибудь категорически неправ. Поэтому всегда думайте своей головой — эта рекомендация работает на любом уровне. Главное, чтобы вы именно ДУМАЛИ, а не просто механически соглашались или отмахивались.
Живите внимательно!