Существует такой растиражированный стереотип, что пробуждение — это что-то про переживание любви ко всему вокруг и легкую форму помешательства. Поэтому чем более блаженно выглядит человек, тем более истинным и глубоким кажется его переживание. А если он, ко всему прочему, будет много смеяться невпопад и вообще иметь вид «лихой и придурковатый», тогда уж точно никаких сомнений — святой!
На этой почве по всяким «эзотерическим» форумам есть куча пересудов по поводу спокойного и вдумчивого Балсекара: у него, мол, все слишком сухо и “от головы”, поэтому никакой он не просветленный, а просто умник с большой дороги. А вот поющий и пляшущий Пападжи — вот тот настоящий, вот у него любо-о-о-о-о-вь! Только вот Пападжи до своего прозрения был кришнаитом, а Балсекар — директором банка… и наверняка это что-нибудь да значит.
Характер переживания и его постэффекты сильно зависят от внутреннего уклада человека. Эмоциональные люди, воспринимающие мир через чувства, к ключевому осознанию приходят через них же, и через них же переживают открывшуюся им новую картину мира. И именно они потом поют песни о божественной Любви, ходят с блаженной улыбкой на устах и смотрят на всех вокруг щенячьими глазами.
Люди интеллектуального склада с более стабильной эмоциональной сферой переживают все несколько иначе: их никогда не “колбасит” и не распирает от вселенской любви, и их реакция на пробуждение в целом гораздо более ровная и сдержанная. Но это не значит, что они не видят той же самой красоты бытия, от которой эмоциональные люди практически бьются в экстазе. Просто красота эта воспринимается иначе и по другим каналам — не через эмоции, а через познавательную функцию, которая и привела их к открытию.
И вот здесь происходят спецэффекты ничуть не менее крутые и удивительные. Эмоциональный человек видит всеобщую Любовь, из которой соткано все бытие, а интеллектуал — скорее, осознает бытие, как невероятный безличный механизм или бесконечный восхитительный узор — что-то совсем не про Любовь, но не менее великолепное и удивительное. И взгляд на весь привычный мир у него тоже меняется, но только эта перемена не растекается блаженной улыбкой по всему лицу, а тихо сверкает где-то в уголках его глаз.
а что же айфоны?
А про айфоны — это для иллюстрации того, как странно и удивительно теперь выглядит окружающий мир. Не уверен, что получится внятно выразить это в словах, но все-таки попробую. Смотрите…
Раньше казалось, что человек в этом мире находится на каком-то особом положении: он разумный, он может думать и делать всякие хитрые вещи, которых нет в природе и не могло бы появиться без его помощи. Можете проследить это и в своем восприятии тоже: человек кажется отдельным от всей остальной природы, автономным и способным нарушать естественный (природный) порядок вещей. Отсюда как раз возникают все эти заморочки с экологическими проблемами — кажется, что человек по своей глупости может навредить природе… как будто он сам не есть природа.
А когда ум заходит за разум, все видится совсем иначе, и никакой границы между «человеком» и «природой» больше не остается: все теперь выглядит цельным и неотрывным друг от друга. И вот с этой точки зрения вдруг оказывается, что человеческие творения — это творения не автономного человеческого разума, а самой природы. Они просто обретают свое бытие посредством человеческой формы — такой же пустой в своей сущности, как известный горшок без меда.
Яблоки и груши в природе возникают через деревья. Муравейники и термитники — через маленьких букашек. А айфоны вот — через человека. И никакой принципиальной разницы между этими процессами нет. Человеку не принадлежит то, что он создает, точно так же как роботу на заводе не принадлежат изготавливаемые с его помощью детали. И все диковинные творения человеческого разума происходят, в действительности, из самой природы вещей.
Природа — единственный творец и владелец всех человеческих «заводов, газет, пароходов». Сам же человек ничего не создает, его личное участие абсолютно нулевое — он просто инструмент, с помощью которого в природе реализуются всевозможные высокотехнологичные штуки. Не Джобс придумал айфон, это природа придумала Джобса, чтобы с его помощью вырастить айфон.
Вот так и получается, что айфоны, в конченом счете, растут на деревьях… на очень странных деревьях, считающих себя чем-то отдельным и автономным, способным на творческое самоопределение. Но яблоня не создает свои яблоки — их через данное конкретное отдельное дерево создает вся планетарная экосистема, а вместе с ней и вся Вселенная. Так вот и человек не создает того, что он создает, — это вся Вселенная реализует через странное человекообразное дерево свои непостижимые замыслы.
Такой вот дивный и диковинный мир. Но, если вам все-таки больше нравится про божественную любовь, найдите того, кто специализируется именно на ней, однако он вам скажет то же самое: айфон — это Любовь.
Проснись и пой не ной!