Сновидения. Они нас приводят в замешательство, вгоняют в краску и часто пугают. Тысячи лет люди пытались понять их значение, но и по сей день никто не знает со всей определенностью, в чем их смысл и какова их функция. Ученые знают, зачем нужен сон, но понятия не имеют, зачем нужны сновидения.
Физиологическое объяснение состоит в том, что сновидение — это глюк, побочный эффект специфической мозговой активности. Во время сна с мозгом что-то происходит и это сопровождается потоком визуальных образов, проплывающих перед внутренним взором сновидца. Почему так происходит и, какова функция этих видений, нейрофизиологи не знают. И уж тем более они не знают, почему в сновидениях появляются те, а не иные образы и сюжеты.
Но как бы то ни было, во все врема люди видели в сновидениях особый мистический смысл и в меру сил старались их понять. Попытки толкования сновидений описаны в Библии, в древней Греции был составлен уже целый сонник, а в некоторых культурах толкование сновидений было (и остается?) самостоятельной специальностью.
Вполне возможно, что стремление раскрыть тайный смысл сновидения заложено в самой природе человека. Практически каждый человек может вспомнить сновидение, оставившее в душе глубокий след. Сновидение, от которого нельзя было так просто отмахнуться, — как будто оно действительно имело какой-то особый судьбоносное значение и настойчиво требовало к себе внимания…
Вместе с бурным развитием психологии в 19–20 веках интерес к толкованию сновидений разгорелся с новой силой, и с подачи Фрейда содержание сновидений наконец-то вошло в сферу научных интересов. На рубеже веков, в 1900 году, Фрейд опубликовал большую книгу — «Толкование сновидений», и именно она сделала его известным и прорубила дорогу для зарождающегося еще психоанализа. Вот с него и начнем…
[[Продолжение — три подхода к толкованию снов]]((Какой сон вам запомнился больше всего?))
Фрейд
Чтобы понять логику Фрейда в толковании сновидений, нужно помнить, что его теория возникла не на ровном месте. Тема сексуальности легла в основу психоанализа не в силу личного помешательства Фрейда, а потому, что таковы были времена.
Пуританские нравы викторианской эпохи создали благодатную почву для произрастания всевозможных психических расстройств на почве сексуальности. И огромная заслуга Фрейда состоит в том, что он вытащил на поверхность этот конфликт между требованиями морали и зовом звериной сущности в человеке и заставил людей начать «говорить об этом».
Фрейд первым заглянул в бессознательное и неудивительно, что в первую очередь он там обнаружил то, что лежало с самого верху, самую напряженную проблему — подавленную ханжеской моралью сексуальность.
После десятилетий (столетий?) старательного вытеснения, тема сексуальности оказалась практически полностью погруженной в бессознательное. А поскольку сексуальность — это естественная и в буквальном смысле жизненно важная сфера человеческого бытия, то и энергетическая насыщенность психических конфликтов, возникших на почве этого вытеснения, была очень велика и повсеместна. Можно сказать, что во времена Фрейда каждый фаллический символ действительно был фаллическим символом.
Так вот и получилось, что исследования Фрейда привели его к выводу, что все психические проблемы сводятся к сексуальному подтексту. Сновидения, разумеется, Фрейд рассматривал в том же русле, но при этом он сформулировал две гипотезы, которые интересны нам русле нашей темы.
Во-первых, Фрейд выдвинул предположение, что сновидения — это способ, которым психика отыгрывает подавленные, забытые или просто недоступные желания. То есть, он считал, что в сновидениях нам снится то, чего бы мы хотели сделать или получить в повседневной жизни.
А во-вторых, Фрейд предложил рассматривать образы сновидения не в буквальном их смысле, а в форме метафор, аналогий, знаков и символов. То есть, если снится лодка плывущая по воде, то это сновидение не о лодке, не о воде, и не о путешествии, а о чем-то таком, на что эти образы символически указывают. А задача толкования, как раз и сводится к тому, чтобы проложить дорожку от буквального к символическому и понять, какое конкретное подавленное желание скрывается за смутными и неопределенными образами сновидения (фрейдовское толкование сновидения про лодку очевидно, поэтому не будем заострять внимания).
И вот здесь Фрейд сам себе сделал подножку, применив для поиска истинных значений этих образов разработанный им же метод свободных ассоциаций. В двух словах, суть метода сводится к тому, чтобы пациент продуцировал цепочку ассоциаций на какой-то первоначальный образ, и продолжал до тех пор, пока это не приведет его к какой-то болезненной теме.
Принципиальный недостаток этого метода состоит в том, что каков бы ни был первоначальный образ, цепочка свободных ассоциаций, всегда ведет к наиболее напряженному внутреннему конфликту — он как магнитом ее притягивает. Поэтому у Фрейда так и получалось, что любой образ сновидения рано или поздно приводил к наиболее заряженной проблеме — к подавленной сексуальности, а большая часть обнаруженных таким образом желаний касалась удовлетворения сексуального инстинкта.
Фрейд этого свойства свободных ассоциаций не учел, и в результате сделал множество далеко идущих выводов, основываясь на том, что за какую ниточку не потяни, везде вылезают сексуальные проблемы. Так и вышло, что весь классический психоанализ оказался пропитан этим заблуждением.
Тем не менее, Фрейд проделал огромную работу, и его первые попытки разобраться в истинном значении сновидений создали мощный плацдарм для дальнейших исследований. Все-таки, даже неправильное понимание — это гораздо лучше, чем отсутствие какого-либо понимания вообще или, того хуже, нежелания что-либо понимать вовсе.
Юнг
Если мы говорим о том, что Фрейд был помешан на сексуальности, то Юнг, в свою очередь, был одержим исследованием символов. Одной из центральных идей его теории было предположение о том, что бессознательное «мыслит» универсальными символами и наиболее явно выражает себя в мифологических сюжетах.
Отталкиваясь от классической теории психоанализа, Юнг шагнул гораздо дальше и глубже в понимании устройства человеческой психики. За очевидными и поверхностными душевными конфликтами, он увидел проблемы иного порядка — те, что волновали человечество на протяжении всей истории и независимо от культуры.
Юнг считал, и находил тому массу подтверждений, что в самой природе человека заложены универсальные основы, определяющие способы его реагирования на окружающую реальность — он называл из архетипами, психическими инстинктами. Точно так же, как животные инстинкты требуют и помогают человеку исполнять свою биологическую программу, архетипы определяют структуру его восприятия, основные модели поведения и главные движущие мотивы.
И в сновидениях Юнг, в первую очередь, искал как раз манифестацию этих универсальных психических инстинктов. За свою жизнь Юнг проанализировал по меньшей мере 80 000 сновидений и выстроил новый более целостный подход к толкованию сновидений. К сожалению, по какой-то причине он не стал оформлять результаты своих исследований в виде отдельной монографии, поэтому чтобы составить представление о его методе, нужно переворошить множество других его работ, где часто встречаются практические примеры анализа сновидений с обширными пояснениями, что и почему.
Принципиальное отличие юнговского подхода состоит в очень бережном отношении к их содержанию. Если Фрейд тут же уводил пациента в свободные ассоциации, оставляя оригинальный сюжет и образы сновидения без особого внимания, то Юнг, наоборот, все время напоминает, что не следует далеко отходить от первоначальных образов, потому что вся ценность скрывается именно в их символическом значении.
Самая сложная часть в юнгианском толковании сновидений состоит в том, что от исследователя требуются глубокие и широкие познания в мифологии и «символической философии». Юнг считал, что без этого невозможно будет отличить сюжеты сновидения, порожденные повседневным жизненным контекстом сновидца, от тех, что возникли из глубин коллективного бессознательного, и как таковые имеют гораздо более важное значение.
По сути, юнговская теория говорит о том, что каждый человек может проследить в своей душе отражение всех основных мифологических сюжетов известных человечеству, потому что мифы — это не пустые сказки, а символическое изображение глубинных психологических процессов, происходящих в каждом человеке. Именно поэтому, во всем мире и в самых различных культурах эти сюжеты повторяются снова и снова.
Однако снятся нам не только мифы и универсальные символы. Огромное значение имеет и личный жизненный опыт сновидца — так называемый контекст сновидения. Юнговский подход к толкованию также подразумевает использование ассоциаций, но в отличие от фрейдовского метода, где каждая новая ассоциация «придумывается» к предыдущей, здесь ассоциации все время возвращаются к первоначальному образу и формируют что-то вроде «облака понимания». Это дает возможность понять и более глубоко прочувствовать каждый образ и поворот сюжета, и тем самым приблизиться к пониманию всего послания.
По-другому Юнг видел и задачу сновидений. Одним из основных принципов функционирования психического аппарата он считал его постоянное стремление к равновесию, а целью всякого психического симптома видел восстановление этого равновесия. Соответственно, и сновидения он рассматривал, как попытку психики восстановить нарушенный баланс. Например, человеку с необоснованно раздутым самомнением может присниться, что оказывается голым на публике. Известный сюжет, да? Цель этого сновидения в том, чтобы сдвинуть самооценку в более адекватное положение, показав, что король-то голый.
То есть, с точки зрения аналитической психологии, бессознательное в сновидениях показывает нам спектакли, рассказанные метафорическим языком, цель которых — восстановить нарушенное психическое равновесие. И не в том смысле, чтобы «успокоить» сновидца, а в смысле ликвидации глубоких перекосов в его сознательной позиции. Вообще, сновидения бывают довольно жесткими в том, чтобы достичь своей цели, — кошмары начинают сниться именно тогда, когда более мягкую форму рекомендаций человек отказывается замечать. Чем ярче эмоциональный накал в сновидении, тем важнее его послание.
Однако следует сделать одну оговорку. Хотя Юнг и предложил гораздо более глубокий подход к толкованию сновидений, его все равно нельзя считать однозначно «правильным». Это был метод Юнга и он хорошо работал в ЕГО руках. У сновидений есть такое общее свойство, что они разговаривают с человеком на том, языке, который он готов понимать.
Юнг всю свою жизнь — с ранней молодости — изучал мифы и символы, и неудивительно, что это отразилось на его психологической теории. Он видел в человеке то, что хотел видеть, и сейчас уже очень сложно отделить юнговскую одержимость символами от истинной природы человеческой психики. Может быть Юнг был прав, а может быть его теория — лишь отражение свойств его собственной уникальной и, безусловно, богатой личности.
Есть такое известное наблюдение — юнгианцам снятся юнгианские сны, переполненные мифологическими параллелями, сказочными персонажами, драконами и демонами. Но вполне возможно, что это как раз тот случай, когда бессознательное говорит со сновидцем на понятном ему языке.
Сатов
Нравится последовательность имен: Фрейд, Юнг, Сатов — не удержался. :-)
Вообще-то, я хотел еще написать пару слов про Перлза и работу со сновидениями в гештальт-терапии, но как-то устал уже от этой статьи, да и рассказывать там особо нечего. Гештальтисты не особенно жалуют психологическую теорию — им важнее практика психотерапии. Поэтому и со сновидениями они работают постольку, поскольку это может дополнить общий терапевтический процесс.
Толкованием в буквальном смысле они вообще не занимаются, а используют образы сновидения, как отправную точку для проговаривания своих переживаний. В каком-то смысле это похоже на фрейдовские свободные ассоциации, так что конкретный сюжет конкретного сновидения в гештальт-терапии не так уж и важен — все равно пациент в своем рассказе быстро уходит к своим актуальным и наиболее напряженным проблемам.
Чтобы пояснить, что они делают со сновидениями, можно вспомнить пример, который приводит Энрайт. Там пациенту приснился какой-то сюжет про вокзал, поезда и каких-то персонажей. Во время сеанса ему было предложено поочередно ставить себя на место основных действующих лиц и говорить от их имени — «Я такой-то и такой-то, еду туда-то, у меня такое вот настроение. Я хочу того-то…» — ну и так далее.
Цель этой процедуры в том, чтобы попробовать вытащить скрытые за этими образами эмоции — незавершенные гештальты. Но никаких эмоций у пациента не возникло до тех пор, пока ему не предложили высказаться от имени «вокзала» — и вот тут его прорвало, потому как напомнило ему о том, что его — такого большого и значительного — никто на самом деле не замечает, все просто проходят его «насквозь» и отправляется по своим делам.
В общем, в гештальте сновидение — это сырой расходный материал, не требующий к себе особо трепетного отношения. Однако сама эта методика с проговариванием, определенно, заслуживает внимания.
А что касается товарища Сатова… ничего нового он в теорию сновидений не привнес и поэтому бессовестно паразитирует на чужих открытиях. :-)
Пишите в комментарии свои сновидения, и в следующей статье я постараюсь показать обобщенную технологию толкования на конкретных примерах.
@Irina
давайте я попробую потолковать. раз уж Олег где-то шляется.
1. Вам часто снятся сюжетные сны.
2. у Вас хорошая память.
3. Вам кажется, что сны можно толковать.
4. с точки зрения среднего российского психиатра Вам неплохо бы курс таблеточек назначить, с признаками шизофрении, знаете ли, не шутят.
5. в целом Вы получаете удовольствие от этих снов.
6. таблеточек никто не отсыпет, самим нужны. да и зачем они Вам (см. п.5)
7. любой точный ответ о сновидении требует разборки Вашего мозга на молекулы, после чего, очевидно, ответ Вам уже не будет нужен.
Картинка к Фрейду – зачёт! :)
Добрый день, Олег! Как вовремя и актуальна тема про сновидения. В последнее время не запоминаются сны. Но периодически снятся сны о том, что я спасаю мир от чего-то или кого-то и все это очень красочно и фантастично))Думаю если они мне снятся периодически, мир до конца не удалось спасти)
Очень часто вижу себя во сне:
1. катающейся на велосипеде (в реальной жизни не умею);
2. с длинными волосами (хотя уже лет 8 ношу короткую стрижку)
Здравствуйте, Олег. Интересуюсь снами. Они снятся часто, почти каждую ночь. Самые запомнившиеся: война, я в частном доме (дом моих бабушки и дедушки, я родилась там и провела детство), замешиваю тесто в тазике. Прилетают самолеты, начинают бомбить. Я выключаю свет, чувствую раздражение, что из-за них не смогу приготовить еду. Они заканчивают бомбить, улетают. Я опять мну руками тесто. Потом слышу голоса в палисаднике, выглядываю в окно, а в огороде – немцы, я убегаю к соседкам в дом на окраину, рассказываю о том, что немцы близко. Сон 2. (наяву я очень люблю эту женщину, но я иногда думаю, что она плохо ко мне относится, т.к. мы очень разные): она целует меня, берет за руки, смотрит в глаза, говорит, что я очень красивая. Сон 3: я иду с тяжелыми сумками и своим ребенком 4,5 года (девочка). Весна, на дорогах грязно, все тает. Подхожу к своему дому, но почему-то не к своему, а к соседнему подъезду.Прошу дочь подождать меня на улице пока я занесу сумки (в жизни никогда бы ее одну на улице не оставила! а во сне смогла). Занесла. Вышла на улицу. Дочь играет с другими детьми. Я зову ее, она бежит мне навстречу, улыбается. В этом же сне – пытаюсь затащить тяжелые шкафы в квартиру своей бабушки на 5 этаже. Шкафы не хотят затаскиваться в квартиру, сопротивляются, падают, вещи из них вываливаются. Я устаю, захожу в квартиру. Тут появляется моя собака (пропала 7 лет назад) и начинает ко мне ластиться. Я беру ее на руки, глажу, уношу в комнату и ложу на диван, опять иду таскать шкафы. Приходят соседки и предлагают мне выпить какие-то таблетки “от стресса”. Я выпиваю. Буду рада даже обобщенному толкованию, т.к. очень интересно, что же это все значит. Спасибо.
если сны это стоковые воды сознания, то тут кажется прорвало канализацию.
жель во времена фрейда не было интернета, его теория, явно, была бы глубже.
Из постоянных снов – это лестница, точнее помещение, в котором я нахожусь, а потом понимаю, что лестницы назад нет. Просто нет. И тут у меня начинается “сонная паника”
В подростковом возрасте, снился сон -3 раза точно. Я в кватире одна. Горит электрическая лампочка, на улице-смеркалось. Гляжу на лампочку-её свет теряет яркость, а все окружающее пространство заполняет серо-зеленая дымка, жуткая, зловещая, осмысленная, звеящая тишина. Хочу бежать-ноги отнимаются, хочу кричать-звука нет. То что больше меня, сильнее, его нельзя потрогать, с ним бесполезно бороться, могло стереть меня с лица земли в 2 счета, но не стерло, а ужас остался.
Свои сны не помню. Давно “не снились”. А вот сон знакомой расскажу, очень уж она им обеспокоина.
Сон этот снился ей три раза, в детстве когда было 7 лет, перед переездом. В 18, перед замужеством и в 28 перед разводом. До 7 лет она с родителями жила у бабушке и в гостинной там стоял большой круглый стол, а между окнами трюмо с зеркалами. И ей снилось как она сидит на диване и в комнату заходит лев. Она содиться на него, он начинает ее катать вокруг стола. Когда она проезжает мимо зеркала то смориться в отражение и видит себя в реальном возрасте.
Вот такой вот сон.
Мне в детстве очень часто снились кошмары. Я от кого-то постоянно убегала, меня догоняли, и вот-вот уже должен быть ужасный финал и я просыпалась. Иногда такие сны повторялись, иногда снились продолжения. Снились такие сны 2-3 раза в неделю на протяжении многих лет. Было реально страшно засыпать, но со временем я научилась относиться к ним как к интересным фильмам с моим участием. Ближе к подростковому возрасту стали сниться все реже и реже. А сейчас (мне уже за тридцать) сняться не чаще 5-6 раз за год. Как я потом выяснила детские кошмары не такое уж редкое явление. Можете рассказать о причинах этого явления? Или они у каждого свои?
Обычно не могу вспомнить сон, хотя точно знаю, что что-то снилось. Один из редких запомнившихся: разговариваю с матерью, а у нее отрублены кисти, сочится кровь, причем одна отрублена не до конца, свисает на коже… Мы разговариваем, при этом мама что-то мне выговаривает, потрясая обрубленными руками. Ощущение нелепости происходящего, но страха или ужаса нет.
Несколько раз сны снились, где я книгу читаю. Читаю что-нибудь ну очень интересное и меня интересующее. Через какое-то время приходит ощущение, что я сплю и скоро нужно будет просыпаться и я понимаю, что книга исчезнет, а там что-то очень для меня важное. Я начинаю стараться читать быстрее, чтобы больше успеть узнать, но тут начинается… сначала общий смысл прочитываемого теряется и я читаю отдельные бессвязные предложения, потом уже предложения теряют смысл, но остаются отдельные слова, затем и слова сливаются, начинают дергаться и читать становится вообще невозможно… и с чувством глубокой досады просыпаюсь… Пытаюсь вспомнить что же я там успел прочитать – нифига, стирается напроч. Обидно до невозможности.
Фрейд, Юнг, Сатов – зачёт :)) Только тема Сатова как-то не очень раскрыта.
Мне сегодня приснился довольно интересный красочный сюжетный сон, о котором я по своему обыкновению вскоре после пробуждения забыл, но вспомнил во всех деталях, когда вернулся со здачи экзамена (живу, можно сказать, в общаге) и увидел торчащий в прикрытой двери от своей комнаты ключ (пришёл сосед; дежавю было ещё то). В моём сне фигурировал ключ, забытый в скважине, только там Я его забыл вытащить. В результате в комнату забрались маленькие дети из соседней комнаты (ИРЛ их там нет), ещё какая-то семья угостила меня вкусным обедом домашнего приготовления и ещё куча забавных деталей.
В тему вокзалов. Довольно частый сон: я опаздываю на поезд. Бегаю по вокзалу, куча поездов и перронов, а я не могу найти свой поезд. Бывают вариации, но основа почти всегда такова.
Последний сон, который запомнился: вижу, что потеряла левый мизинец(где и как – не помню, только вижу обрубок кровоточащий остался). Плачу конечно, потеря безвозвратная… мелькает мысля: а может пришьют? Потом вспоминаю, что оставила отрезанный палец, там где мне его отрезало, руководствуясь тем, что пока я доберусь до мед. учреждения, палец уже будет мертв. И начинаю смиряться с потерей…
Приятно было по пробуждении обнаружить что палец на месте :)))
Возможно повлияло как-то то, что за пару дней до сна посмотрела(в первый раз) The Lord of the Rings-3 – там в конце у Фродо палец отгрызают…
Спасибо, Олег, за статью.
Больше всего мне запомнился сон, где я была в свадебном платье. Подробностей не помню, помню, что пришла в ужас от этого – это снится к смерти того, кто в платье. А после этого мама мне рассказала,что в своем сне видела мою тетю в свадебном платье. Она как раз заболела. Сейчас объяснила для себя мой сон так: я в то время считала, что брак обязывает делать вещи, которые мне не нравится делать и замужество означало смерть Меня, моих желаний, удовольствий.
Еще запомнившееся после одного сна: снился какой-то ужастик,ничего из него не запомнила, кроме того, что чувствую боль, она нарастала и я проснулась от того, что сама себя царапала ногтями рук – внутреннюю поверхность бедра (спала калачиком и руки лежали между бедер). Шрамы со временем прошли.
Еще сон – ужастик, подробностей не помню, мне страшно и я прошу о помощи. Но просить о помощи пытаюсь физически – понимаю, что это сон и нужно кричать по настоящему, а не во сне. Это у меня получается с огромным трудом и очень медленно, буквально по слогам. Просыпаюсь от того, что разлипаются губы и я шепчу очень медленно “Помогите”.
Мне иногда снится музыка. Заметил, что в периоды, когда бывают какие-то трудности. Отчетливо ее слышу. Один раз даже мелодию запомнил. Это, мое бессознательное мне концерты устраивает для поднятия настроения или что? Последнее – была какая-то патриотическая старая песня (реальная) сыграна на аккустической гитаре в очень необычной обработке.
Названия обработки не помню :) спал.
upd: слышу как бы из пустоты, либо, но редко, кто-то играет из моих знакомых
Я почти всегда не помню что мне снится. Фрейд писал что это связано с “цензурой сновидения” и что забытое в сне – и есть самое важное. Как преодолеть эту цензуру и вспомнить свой сон? Вот сегодня ночью был сон, снились люди, я точно помню что все из них были мне знакомы, я их знаю, они все из моей нынешней жизни. А сейчас не могу вспомнить кто мне снился, помню только небольшие обрывки.
Еще чаще всего место действия сна – город где я вырас, какие-то места из детства, а не те где я живу сейчас. Причем это не только у меня, когда обсуждал тему снов со знакомыми, они говорили что у них тоже самое. С чем это может быть связано?
Олег, спасибо за статью. Моему мужу очень часто снится, что он справляет нужду (малую или большую) и его при этом кто-то застает. Если можно, прокомментируйте в следующей статье. Спасибо!
Мне в детстве часто снились старые бабушки, в кошмарах. Я считал их очень опасными. Они были злыми, скрытными, все время нападали исподтишка и обычно были в несколько раз сильнее меня, так что я ничего не мог с ними поделать.