Сновидения. Они нас приводят в замешательство, вгоняют в краску и часто пугают. Тысячи лет люди пытались понять их значение, но и по сей день никто не знает со всей определенностью, в чем их смысл и какова их функция. Ученые знают, зачем нужен сон, но понятия не имеют, зачем нужны сновидения.
Физиологическое объяснение состоит в том, что сновидение — это глюк, побочный эффект специфической мозговой активности. Во время сна с мозгом что-то происходит и это сопровождается потоком визуальных образов, проплывающих перед внутренним взором сновидца. Почему так происходит и, какова функция этих видений, нейрофизиологи не знают. И уж тем более они не знают, почему в сновидениях появляются те, а не иные образы и сюжеты.
Но как бы то ни было, во все врема люди видели в сновидениях особый мистический смысл и в меру сил старались их понять. Попытки толкования сновидений описаны в Библии, в древней Греции был составлен уже целый сонник, а в некоторых культурах толкование сновидений было (и остается?) самостоятельной специальностью.
Вполне возможно, что стремление раскрыть тайный смысл сновидения заложено в самой природе человека. Практически каждый человек может вспомнить сновидение, оставившее в душе глубокий след. Сновидение, от которого нельзя было так просто отмахнуться, — как будто оно действительно имело какой-то особый судьбоносное значение и настойчиво требовало к себе внимания…
Вместе с бурным развитием психологии в 19–20 веках интерес к толкованию сновидений разгорелся с новой силой, и с подачи Фрейда содержание сновидений наконец-то вошло в сферу научных интересов. На рубеже веков, в 1900 году, Фрейд опубликовал большую книгу — «Толкование сновидений», и именно она сделала его известным и прорубила дорогу для зарождающегося еще психоанализа. Вот с него и начнем…
[[Продолжение — три подхода к толкованию снов]]((Какой сон вам запомнился больше всего?))
Фрейд
Чтобы понять логику Фрейда в толковании сновидений, нужно помнить, что его теория возникла не на ровном месте. Тема сексуальности легла в основу психоанализа не в силу личного помешательства Фрейда, а потому, что таковы были времена.
Пуританские нравы викторианской эпохи создали благодатную почву для произрастания всевозможных психических расстройств на почве сексуальности. И огромная заслуга Фрейда состоит в том, что он вытащил на поверхность этот конфликт между требованиями морали и зовом звериной сущности в человеке и заставил людей начать «говорить об этом».
Фрейд первым заглянул в бессознательное и неудивительно, что в первую очередь он там обнаружил то, что лежало с самого верху, самую напряженную проблему — подавленную ханжеской моралью сексуальность.
После десятилетий (столетий?) старательного вытеснения, тема сексуальности оказалась практически полностью погруженной в бессознательное. А поскольку сексуальность — это естественная и в буквальном смысле жизненно важная сфера человеческого бытия, то и энергетическая насыщенность психических конфликтов, возникших на почве этого вытеснения, была очень велика и повсеместна. Можно сказать, что во времена Фрейда каждый фаллический символ действительно был фаллическим символом.
Так вот и получилось, что исследования Фрейда привели его к выводу, что все психические проблемы сводятся к сексуальному подтексту. Сновидения, разумеется, Фрейд рассматривал в том же русле, но при этом он сформулировал две гипотезы, которые интересны нам русле нашей темы.
Во-первых, Фрейд выдвинул предположение, что сновидения — это способ, которым психика отыгрывает подавленные, забытые или просто недоступные желания. То есть, он считал, что в сновидениях нам снится то, чего бы мы хотели сделать или получить в повседневной жизни.
А во-вторых, Фрейд предложил рассматривать образы сновидения не в буквальном их смысле, а в форме метафор, аналогий, знаков и символов. То есть, если снится лодка плывущая по воде, то это сновидение не о лодке, не о воде, и не о путешествии, а о чем-то таком, на что эти образы символически указывают. А задача толкования, как раз и сводится к тому, чтобы проложить дорожку от буквального к символическому и понять, какое конкретное подавленное желание скрывается за смутными и неопределенными образами сновидения (фрейдовское толкование сновидения про лодку очевидно, поэтому не будем заострять внимания).
И вот здесь Фрейд сам себе сделал подножку, применив для поиска истинных значений этих образов разработанный им же метод свободных ассоциаций. В двух словах, суть метода сводится к тому, чтобы пациент продуцировал цепочку ассоциаций на какой-то первоначальный образ, и продолжал до тех пор, пока это не приведет его к какой-то болезненной теме.
Принципиальный недостаток этого метода состоит в том, что каков бы ни был первоначальный образ, цепочка свободных ассоциаций, всегда ведет к наиболее напряженному внутреннему конфликту — он как магнитом ее притягивает. Поэтому у Фрейда так и получалось, что любой образ сновидения рано или поздно приводил к наиболее заряженной проблеме — к подавленной сексуальности, а большая часть обнаруженных таким образом желаний касалась удовлетворения сексуального инстинкта.
Фрейд этого свойства свободных ассоциаций не учел, и в результате сделал множество далеко идущих выводов, основываясь на том, что за какую ниточку не потяни, везде вылезают сексуальные проблемы. Так и вышло, что весь классический психоанализ оказался пропитан этим заблуждением.
Тем не менее, Фрейд проделал огромную работу, и его первые попытки разобраться в истинном значении сновидений создали мощный плацдарм для дальнейших исследований. Все-таки, даже неправильное понимание — это гораздо лучше, чем отсутствие какого-либо понимания вообще или, того хуже, нежелания что-либо понимать вовсе.
Юнг
Если мы говорим о том, что Фрейд был помешан на сексуальности, то Юнг, в свою очередь, был одержим исследованием символов. Одной из центральных идей его теории было предположение о том, что бессознательное «мыслит» универсальными символами и наиболее явно выражает себя в мифологических сюжетах.
Отталкиваясь от классической теории психоанализа, Юнг шагнул гораздо дальше и глубже в понимании устройства человеческой психики. За очевидными и поверхностными душевными конфликтами, он увидел проблемы иного порядка — те, что волновали человечество на протяжении всей истории и независимо от культуры.
Юнг считал, и находил тому массу подтверждений, что в самой природе человека заложены универсальные основы, определяющие способы его реагирования на окружающую реальность — он называл из архетипами, психическими инстинктами. Точно так же, как животные инстинкты требуют и помогают человеку исполнять свою биологическую программу, архетипы определяют структуру его восприятия, основные модели поведения и главные движущие мотивы.
И в сновидениях Юнг, в первую очередь, искал как раз манифестацию этих универсальных психических инстинктов. За свою жизнь Юнг проанализировал по меньшей мере 80 000 сновидений и выстроил новый более целостный подход к толкованию сновидений. К сожалению, по какой-то причине он не стал оформлять результаты своих исследований в виде отдельной монографии, поэтому чтобы составить представление о его методе, нужно переворошить множество других его работ, где часто встречаются практические примеры анализа сновидений с обширными пояснениями, что и почему.
Принципиальное отличие юнговского подхода состоит в очень бережном отношении к их содержанию. Если Фрейд тут же уводил пациента в свободные ассоциации, оставляя оригинальный сюжет и образы сновидения без особого внимания, то Юнг, наоборот, все время напоминает, что не следует далеко отходить от первоначальных образов, потому что вся ценность скрывается именно в их символическом значении.
Самая сложная часть в юнгианском толковании сновидений состоит в том, что от исследователя требуются глубокие и широкие познания в мифологии и «символической философии». Юнг считал, что без этого невозможно будет отличить сюжеты сновидения, порожденные повседневным жизненным контекстом сновидца, от тех, что возникли из глубин коллективного бессознательного, и как таковые имеют гораздо более важное значение.
По сути, юнговская теория говорит о том, что каждый человек может проследить в своей душе отражение всех основных мифологических сюжетов известных человечеству, потому что мифы — это не пустые сказки, а символическое изображение глубинных психологических процессов, происходящих в каждом человеке. Именно поэтому, во всем мире и в самых различных культурах эти сюжеты повторяются снова и снова.
Однако снятся нам не только мифы и универсальные символы. Огромное значение имеет и личный жизненный опыт сновидца — так называемый контекст сновидения. Юнговский подход к толкованию также подразумевает использование ассоциаций, но в отличие от фрейдовского метода, где каждая новая ассоциация «придумывается» к предыдущей, здесь ассоциации все время возвращаются к первоначальному образу и формируют что-то вроде «облака понимания». Это дает возможность понять и более глубоко прочувствовать каждый образ и поворот сюжета, и тем самым приблизиться к пониманию всего послания.
По-другому Юнг видел и задачу сновидений. Одним из основных принципов функционирования психического аппарата он считал его постоянное стремление к равновесию, а целью всякого психического симптома видел восстановление этого равновесия. Соответственно, и сновидения он рассматривал, как попытку психики восстановить нарушенный баланс. Например, человеку с необоснованно раздутым самомнением может присниться, что оказывается голым на публике. Известный сюжет, да? Цель этого сновидения в том, чтобы сдвинуть самооценку в более адекватное положение, показав, что король-то голый.
То есть, с точки зрения аналитической психологии, бессознательное в сновидениях показывает нам спектакли, рассказанные метафорическим языком, цель которых — восстановить нарушенное психическое равновесие. И не в том смысле, чтобы «успокоить» сновидца, а в смысле ликвидации глубоких перекосов в его сознательной позиции. Вообще, сновидения бывают довольно жесткими в том, чтобы достичь своей цели, — кошмары начинают сниться именно тогда, когда более мягкую форму рекомендаций человек отказывается замечать. Чем ярче эмоциональный накал в сновидении, тем важнее его послание.
Однако следует сделать одну оговорку. Хотя Юнг и предложил гораздо более глубокий подход к толкованию сновидений, его все равно нельзя считать однозначно «правильным». Это был метод Юнга и он хорошо работал в ЕГО руках. У сновидений есть такое общее свойство, что они разговаривают с человеком на том, языке, который он готов понимать.
Юнг всю свою жизнь — с ранней молодости — изучал мифы и символы, и неудивительно, что это отразилось на его психологической теории. Он видел в человеке то, что хотел видеть, и сейчас уже очень сложно отделить юнговскую одержимость символами от истинной природы человеческой психики. Может быть Юнг был прав, а может быть его теория — лишь отражение свойств его собственной уникальной и, безусловно, богатой личности.
Есть такое известное наблюдение — юнгианцам снятся юнгианские сны, переполненные мифологическими параллелями, сказочными персонажами, драконами и демонами. Но вполне возможно, что это как раз тот случай, когда бессознательное говорит со сновидцем на понятном ему языке.
Сатов
Нравится последовательность имен: Фрейд, Юнг, Сатов — не удержался. :-)
Вообще-то, я хотел еще написать пару слов про Перлза и работу со сновидениями в гештальт-терапии, но как-то устал уже от этой статьи, да и рассказывать там особо нечего. Гештальтисты не особенно жалуют психологическую теорию — им важнее практика психотерапии. Поэтому и со сновидениями они работают постольку, поскольку это может дополнить общий терапевтический процесс.
Толкованием в буквальном смысле они вообще не занимаются, а используют образы сновидения, как отправную точку для проговаривания своих переживаний. В каком-то смысле это похоже на фрейдовские свободные ассоциации, так что конкретный сюжет конкретного сновидения в гештальт-терапии не так уж и важен — все равно пациент в своем рассказе быстро уходит к своим актуальным и наиболее напряженным проблемам.
Чтобы пояснить, что они делают со сновидениями, можно вспомнить пример, который приводит Энрайт. Там пациенту приснился какой-то сюжет про вокзал, поезда и каких-то персонажей. Во время сеанса ему было предложено поочередно ставить себя на место основных действующих лиц и говорить от их имени — «Я такой-то и такой-то, еду туда-то, у меня такое вот настроение. Я хочу того-то…» — ну и так далее.
Цель этой процедуры в том, чтобы попробовать вытащить скрытые за этими образами эмоции — незавершенные гештальты. Но никаких эмоций у пациента не возникло до тех пор, пока ему не предложили высказаться от имени «вокзала» — и вот тут его прорвало, потому как напомнило ему о том, что его — такого большого и значительного — никто на самом деле не замечает, все просто проходят его «насквозь» и отправляется по своим делам.
В общем, в гештальте сновидение — это сырой расходный материал, не требующий к себе особо трепетного отношения. Однако сама эта методика с проговариванием, определенно, заслуживает внимания.
А что касается товарища Сатова… ничего нового он в теорию сновидений не привнес и поэтому бессовестно паразитирует на чужих открытиях. :-)
Пишите в комментарии свои сновидения, и в следующей статье я постараюсь показать обобщенную технологию толкования на конкретных примерах.
Подкину пару сюжетов, приличной давности (снилось все это в детстве, на протяжении нескольких лет, точного возраста не помню, лет до 15).
Сюжет №1
Я иду домой и знаю, что за мной кто-то идет, захожу в подъезд, бегу по лестнице, ощущение леденящего ужаса, дрожащими руками открываю дверь (тут все как в кино – с первого раза не открывается, ключи падают…) и постоянное ощущение присутствия кого-то. Сон этот снился много раз и каждый раз я успеваю закрыть за собой дверь…
Вот теперь жалею, что так и не узнала кто это был :) Хотя по Фрейду – так и не принципиально – смысл сна очевиден :)
Сюжет №2
Я за рулем автомобиля, управлять которым не умею, да к тому же в нем нет тормозов. Недоумеваю, как я вообще в нем оказалась, почему и куда еду… И этот сон тоже повторяется много раз, каждый раз я на бешенной скорости выезжаю из арки своего дома и могу выбрать только направление, куда поеду – направо или налево… Позже я уже во сне понимала, что это сон и вместо чувства жуткого страха – было ощущение досады «ну, вот опять, понесло…»
Сюжет №3
Возвращаюсь домой, захожу в свой двор, подхожу к своему подъезду, поднимаюсь на свой этаж, открываю свою дверь, а там… И вот тут несколько вариантов, каждую ночь по-разному. Либо квартира моя, но там чужие люди, нет моей семьи, я им начинаю доказывать, что я здесь живу, показываю свои вещи, ищу родителей, но они меня выпроваживают… Либо квартира совершенно чужая и я ухожу сама… Либо там мои родители, но они меня не узнают… Либо я иду к своему дому, но в нем нет именно моего подъезда или моей квартиры… Самое страшное было, когда я в окне видела силуэты своих родителей, как они разговаривают, пьют чай, а поднимаюсь – звоню в дверь, а там … один из вариантов выше… В любом случаи – я продолжаю бегать по всему дому, в поисках “своих”.
На сегодняшний день со снами, как и у Игоря :)
Ощущение такое, что в руки они мне не даются и если случайно ловлю их за хвост (когда резко кто-то будит), то они ускользают тут же, оставляя только уверенность «ого, так они все-таки снятся…».
Хотя я действительно ощущаю их самостоятельную работу, то есть, как бы я не провела день «до» – утром чувствую себя хорошо. Все решения всегда принимаю с утра, точнее не принимаю сознательно, а они как бы уже есть в голове :)
В общем пословица “Утро вечера …” или “С этим нужно переспать” – про меня. :)
Хочется, конечно, подглядеть, что они там творят… как живу я в том, параллельном мире, но меня туда не пускают.
Последнее время часто повторяется “классический” сон с выпадением зубов: просто выплевываю кучу зубов в руку и понимаю, что такое количество зубов физически невозможно… Ну и в тревоге проверяю, все ли зубы на месте – они на месте, но рука полна выпавших зубов. Страха и паники нет, есть недоумение. Это как?
Из совсем недавнего: ехала в метро. Стою перед поездом и понимаю, что забыла сумку в переходе метро. Бегу за ней, нахожу, но в сумке нет телефона и кошелек наполовину пуст. В душе появилась такая паника и тревога (хотя даже во сне понимала, что документы-ключи на месте, остальное – ерунда).
Про кошмары: каким-то дивным образом (ттт) не вижу кошмаров, вернее, может, для кого-то и кошмар видеть себя в крови или в окружении кучи змей, но мне как-то ровно – как-будто сторонний наблюдатель. Единственный кошмар, который приснился лет 15 назад, был о том, что кто-то за мной следит и что моя воля подчиняется этому кому-то. Абсоютно безликий и серый сон, но вселил какой-то ужас от бессилия и безысходности.
Напоследок про полеты: Все летают и говорят, что это очень приятно. За всю жизнь летала всего несколько раз и только как ведьма, хотя тоже было странно-приятно.
Последний сон,который мне запомнился,такой.В детстве мы держали в семье собаку,пушистого ньюфаундленда.Было светлое детство,большая семья.Сейчас,через много лет,большой семьи нет,собаки уже давно тоже.Но снится мне вдруг наша собака в ужасающем состоянии-шерсть слиплась,грязная,живёт в ванной в нашем тогдашнем доме.В том же доме живёт моя мама(хотя это неправда,у мамы уже другая квартира).Мама не может с ней справится,позвала меня.И вспоминаю из сна этот собачий замызганный оскал и как бы просьбу о помощи.С мамой постоянно на связи,и знаю,что о помощи она не просит.Может,подсознательно?
Где-то до 22 лет мне снились лестницы. Как я по ним поднималась, спускалась, боялась упасть (часто не было перил), как они двигались, не пускали меня туда, куда я хочу, или как я наконец-то поднималась. Сами по себе при этом лестницы не были основным содержанием сна, всегда фоном, но почему-то фон этот оставлял какое-то неизгладимое впечатление. Спрашивала у родителей, не случалось ли чего-нибудь, связанного с лестницами, со мной в детстве – сказали, что нет. Для себя решила, что лестницы снились мне тогда, когда я стояла на каком-то перепутье, при смене жизненного этапа и кругов общения.
После 22 лет лестницы сниться прекратили. И начались совсем другие сюжеты, связанные с путешествиями. путешествовать я люблю, это благотворно влияет на душевное состояние. Снятся города, в которых я никогда не была, иногда я знаю, что это, например, Париж (на настоящий Париж, который я видела на картинках, он конечно же не похож), иногда не знаю, что это за места. Иногда снятся места с названиями – например, принсилась как-то площадь Смерти.. Название мягко говоря мрачноватое, а настроение во сне было вполне ничего – площадь отражала какие-то события, произошедшие в этой стране. Иногда утром мне кажется, что все эти города обязательно должны существовать… Яркими очень картинками запоминаются, хочется рисовать, да вот только рисовать не умею.
Снится постоянно, что я в пути, поезда, автобусы, но самолетов вот не бывает. Снится, что я веду телефонный разговор с одним важным для меня человеком, когда он где-то едет, а я иду под солнечным летним дождем.
И во всех этих снах с поездками и путешествиями я тоже с кем-то разговариваю, кого-то ищу, бегу, что-то делаю, и тема путешествия тоже проходит всего лишь фоном, но очень важным. Просыпаюсь после них как правило с ощущением каких-то изменений.
Мне снятся космические тела: планеты, кометы, звезды. Иногда, как-будто я смотрю в небо, а там не только солнце, а еще несколько планет. А буквально вчера приснилось, что я как фокусники водят трость, управляю Землей. Она маленькая,размером как небольшой глобус, вид как фотографии из космоса: рисунок материков, сквозь атмосферные слои, и движется по орбите. Мне ее захотелось взять в руки и поиграть. И у меня некто извне ее забрал, заменив на обыкновенный мяч, при этом упрекнув, что так нельзя с этим обращаться.
Меня долгое время мучал один вопрос – почему в своих кошмарах, которые снились мне в детстве, подростковом возрасте, в юности, я уходил от преследования методом суицида?
Обычно я убегал на балкон, или лестницу на площадке, перегибался через перила и падал. Иногда я понимал, что это сон и таким образом просыпался. Иногда я не умирал, а просто начинал летать. Или же падал на землю и вставал. Но всё же чаще я просыпался.
Значительную долю в своих кошмарах я отдавал разбиванию стекла, при выходе на балкон, открыванию двери, выламыванию чего-то, иногда у меня с трудом получалось перегнуться через перила.
Интересно, что сейчас мне такие кошмары вообще не снятся, а снится что-то из социальных противоречий. Например, сегодня опять приснилась школа, которая была не лучшим временем в моей жизни. Там я шел на конфликт со всеми, хотя обычно был довольно забитым.
Интересная тема!!! Мне часто снится болезнь неизлечимая и что скоро смерть и что во сне сильно переживаю (я, вообще, очень мнительная и очень боюсь этого).
Сниться, что я занималась сексом (сам секс не сниться) с мужчиной и, якобы, после он охладел и я ему не нужна. Тоже, во сне сильно рыдаю.
А недавно, приснился сон, что я боролась с Демонами. Демоны обращали обычных детей и людей в демонов, а я этому препятствовала. Шла борьба Светлых и Тёмных. Светлые победили и когда Демоны стали уходить, я сказала, что мне нужно идти с ними, что я такая же как они. И предводитель Демонов остановился и предложил поговорить. Я согласилась (у меня к ним претензия была, что они не предоставляют выбора людям, может они не хотят быть демонами). Короче, когда Демон присел близко ко мне для разговора, я, вдруг, стала видеть, что это обычный мужчина и, даже, добрый и искренний и он не хочет мне зла. Мне он стал так приятен и интересен, что все претензии пропали. Вот на этом я проснулась! Такой Странный сон и Яркий!
@Анна Ключенкова
По Юнгу психика человека состоит из личного бессознательного и коллективного. Содержание этих структур есть архетипы. Приведу примеры, врожденным архетипом коллективного бессознательного является архетип Бога, он же архетип отца. Следующий архетип Персона(маска)то, какими мы предстаем перед людьми, Тень – конфликтная часть личности, те черты, которая личность в себе не принимает, именно тень и является в ночных кошмарах, архетипы отцовства и материнства, анима и анимус(женский архетип поведения и мужской)мудрый старец, эго. Кстати образы древнегреческих богинь это архетипы женского поведения. так Артемида, Афина это женщины интеллектуалки и феменистки, Гера, Деметра, Персефона – матери и жены и т.д. Да по поводу Фрейда, страшные сны, это нерешенные проблемы, вытесненные в бессознательное, так как если бы они оставались на уровне сознания, они бы нанесли вред психическому здоровью, а не в коем случае не чувство вины.
Часто снится, что разговариваю с кошками/котами/котятами. Атмосфера разговора всегда тёплая-тёплая, суть разговоров всегда разная. Не могу понять, что это может значить. Пролистал сонники всех времён и народов – везде пишут, что кошка во сне – символ неприятности, проблемы, а вот в моих снах от кошек не чувствуется никакой агрессии, тревоги, наоборот, всегда ощущение спокойствия.
Олег, а у вас есть мысли, почему сны могут не сниться вовсе?
Я бы очень хотел похвастаться сбалансированной психикой, однако несколько неврозов знаю прямо-таки в лицо.
Бывает, конечно, снятся, но крайне редко. И я обычно запоминаю сам факт – “о-па, сон приснился”. Самих снов не помню. Записывал исчезающие обрывки, но уже через несколько минут эти обрывки – все что осталось от сна, никаких деталей больше.
Уважаемый Олег,мои сны как правило обычны и постоянны. В большинстве из них я заню,что сплю и могу контролировать процесс,и даже, если не нравится содержание заставить себя проснуться. Суть таких снов не помню. Даже сразу после пробуждения. Есть сны,когда пару дней помнишь все действо,думаешь над этим,ну и либо хоть как-то понимаешь почему такое приснилось,либо нет.
Но были 3 сна,которые помню,как реальные события в прошлом. В них мне снится моя покойная бабушка, которая была очень близка. И начались они после ее смерти. В сновидениях этих я знаю,что сплю,что это не сон даже, а какой-то параллельный мир. На 3 сне я уже смогла заметить облик,как будто боковым взглядом, это был черный силуэт. Он приходил,что-то говорил мне,играл на моем фортепиано,одной из его фраз,которая запомнилась, было-“Времени у вас немного,так что побыстрее.” После этого появлялась бабушка- мы разговаривали. Я спрашивала как ей там,она давала советы символами и образами,которые по пробуждению я пыталась растолковать правильно. Скажу,что случались эти сны в период моих исканий и душевного беспокойства. И что сны эти очень повлияли на мой выбор. В какую сторону пока не знаю. Но теперь намного спокойнее. Хотелось бы узнать- работа подсознания в данном случае превалирует над мистической возможностью потустороннего мира? Что вернее здесь? Как расценивать? Спасибо.
Лена
вот вот… и у меня тоже полеты…
я сначала стою на земле, а потом пробую взлететь и у меня получается..и все это сопровождается очень приятным умиротворяющим состоянием тела.
Кстати сны о полетах отличаются от других снов как раз тем, что во время этих снов действительно чувствуешь физическое удовольствие.
Отличная статья! Прочитал с удовольствием! А я вот очень редко запоминаю что мне сниться! Проснусь утром, и ничего уже вспомнить не могу! Интересно, почему так? С удовольствием почитаю продолжение статьи!
Периодически повторяются полеты. Ощущения одновременно приятные и страшные. Именно во время таких снов есть что-то наподобие мысли – а вот я и лечу (снова:)), и как это легко делать. Полеты всегда с вертикальным телом и невысоко, т.е. я сначала стою на земле, потом решаю оторваться, что получается очень легко и зависаю примерно на расстоянии полуметра от земли. В основном в закрытых помещениях, без пространств и скоростей.
часто снится путешествие на теплоходе (не раз путешествовала в реальности): мне классно, вода светлая, наслаждаюсь видом, воздухом и т.п. или в противоположность – боюсь, что не успею на теплоход, что он утонет, а иногда он действительно начинает тонуть. но ни разу не утонул:). и лестница часто снится – я по ней поднимаюсь (чаще) или падаю (реже).
Всё-таки не поняла.
По Фрейду понятно: (упрощая) нам сняться желания и мы сами себя за плохие желания наказываем, поэтому снятся кошмары.
А по Юнгу? Нам снится вариация дневного содержания, которая призвана притянуть нашу сознательную позицию в сторону равновесия? Т.е. сны как бы продуцируют компенсирующий опыт, которого не хватает в жизни? И всё это ориентируясь на архетипы, как на инстинктивные шаблоны, они подсказывают, как «наказывать» и «поощерять» человека снами (отражено в мифологии)? Тут конечно могу написать фигню всякую, потомушта я вроде могу указать на слово «архетип», но что это такое внятного представления пока не имею.
А по Сатову: сновидния говорят с нами на языке, который мы понимаем. Если этот язык более продвинутый (мы «наладили связь» изучили Фрейда или Юнга), то и сновидения не столько пугают, сколько говорят и указывают. Если язык примитивный, то всё сводиться к виртуальному опыту от сновидения, который наталкивает человека, на необходимые для сбаллансирования его психики предчувствия, ощущения и мысли. Чем сильнее внутренний конфликт из которого появились образы, тем более травмирующим будет сновидение.
Я ничего лишнего не приписала? :)
Таким образом сновидения имеют только личный контент и вызываются собственными внутренними конфликтами. Расхождением того, что человек из себя делает (или что среда из него делает) и тем что человек из себя представляет.
Интересненько… Давно пытаюсь разобраться в сновидениях своих… Очень распространенный сюжет: Буря, ураган, война или какой другой катаклизм творится. А я обычно в какой-нибудь тесной избушке или землянке иль еще в каком маленьком и уютном помещении нахожусь… и кайфово как-то… И прям радуюсь всему этому бардаку за окном!
Мне в детстве часто снились сны с падениями. Падаешь откуда-нибудь, с дерева, из окна и т.п. За момент до удара думаешь: ну вот и всё, сейчас умру. Несколько раз были сны, когда поднимался сильный ураган, меня подхватывало ветром и поднимало высоко в небо, некоторое время было чувство эйфории, полета, красоты, но только в голове появлялось понимание того, что я сейчас упаду, как я действительно начинал сремительно падать и… разбивался (просыпался). Кстати так получалось всегда, что за момент до роковой ошибки (например падения) я понимал, что сейчас произойдет.
Когда стал по старше, к этому еще добавилось вращение. Например я садился в карусель, но она ломалась и меня начинало стремительно раскручивать, так сильно, что, казалось, голова взорвется. Потом кабинка отрывалась и я летел, опять какое-то время находясь в восторге от полета, но потом приходило понимание, что ведь я же сейчас упаду и разобьюсь, и… так и случалось. Подобных снов так же было много.
Вообще, снов различный уйма, интересных и загадочных, но эти – с падениями и вращением, нет-нет, да пролезут.
сниться постоянно сон с одним и тем же сюжетом – только декорации разные.
Конец света. Я стою на берегу океана и вижу как бушуют волны. Сначала тихо, затем начинается все сильнее и сильнее. И теперь я вижу волну надвигающуюся на город. Я понимаю что начинается что-то страшное, надо убегать и где-то скрываться…куда-то улетать. Я бегу в дом, закрываю все двери и чувствую что это убежище самое лучшее. Волны уже начинают достигать домов и сносить все подряд. Мой дом волны заливают с двух сторон. Но вода внутрь дома не попадает. Я знаю что в моем доме безопасно, но все равно боюсь…просыпаюсь…
Хых. Долгожданная тема. А то я всё никак не могу разобрать свои кошмарищи.
Иногда даже кажется, что за разгадыванием в лес ходить не надо, что всё очень даже коррелирует с обычной повседневной жизнью, моими страхами и переживаниями. А иногда такой бред приснится, подушкой не отмахаешься :)
Сам напросился :)
Надеюсь, ничего сильно неприятного не вылезет. Если уж какая-нибудь непубликуемая гадость, то у меня ещё другие сны есть записанные, могу поделиться «контентом» во благо себя и науки. :)))
4 недели назад, часть «многосерийного» сна:
Мы с одной девушкой приходим куда-то, где лидер вещает перед толпой, потом он как-бы умирает, мне приходит мысль об отравлении ядом. Его в гробу загружают за большую круглую, массивную дверь с механическими сложными засовами и кремируют. Прах, зола и обгорелые тряпки разлетаются и покрывают всё и всех вокруг. Рядом вижу мужика с карикатурным лицом и выразительными плотными складками морщин. «Вспоминаю» процессию похорон графа(того самого лидера) и как бы я видела его серый мертвецкий профиль и сложенные руки в цветах, а на гробу стояла тарелочка, из которой выглядывали багровые и салатовые листики, а в тарелочке был красный хомячок, потом оказалось, что два красных хомячка: один мёртвый, другой живой, или полтора.
(Запостила именно этот сон, потому что описание короткое и в нём почти нет знакомых мне людей. Только девушку я знаю.)