Сновидения. Они нас приводят в замешательство, вгоняют в краску и часто пугают. Тысячи лет люди пытались понять их значение, но и по сей день никто не знает со всей определенностью, в чем их смысл и какова их функция. Ученые знают, зачем нужен сон, но понятия не имеют, зачем нужны сновидения.
Физиологическое объяснение состоит в том, что сновидение — это глюк, побочный эффект специфической мозговой активности. Во время сна с мозгом что-то происходит и это сопровождается потоком визуальных образов, проплывающих перед внутренним взором сновидца. Почему так происходит и, какова функция этих видений, нейрофизиологи не знают. И уж тем более они не знают, почему в сновидениях появляются те, а не иные образы и сюжеты.
Но как бы то ни было, во все врема люди видели в сновидениях особый мистический смысл и в меру сил старались их понять. Попытки толкования сновидений описаны в Библии, в древней Греции был составлен уже целый сонник, а в некоторых культурах толкование сновидений было (и остается?) самостоятельной специальностью.
Вполне возможно, что стремление раскрыть тайный смысл сновидения заложено в самой природе человека. Практически каждый человек может вспомнить сновидение, оставившее в душе глубокий след. Сновидение, от которого нельзя было так просто отмахнуться, — как будто оно действительно имело какой-то особый судьбоносное значение и настойчиво требовало к себе внимания…
Вместе с бурным развитием психологии в 19–20 веках интерес к толкованию сновидений разгорелся с новой силой, и с подачи Фрейда содержание сновидений наконец-то вошло в сферу научных интересов. На рубеже веков, в 1900 году, Фрейд опубликовал большую книгу — «Толкование сновидений», и именно она сделала его известным и прорубила дорогу для зарождающегося еще психоанализа. Вот с него и начнем…
[[Продолжение — три подхода к толкованию снов]]((Какой сон вам запомнился больше всего?))
Фрейд
Чтобы понять логику Фрейда в толковании сновидений, нужно помнить, что его теория возникла не на ровном месте. Тема сексуальности легла в основу психоанализа не в силу личного помешательства Фрейда, а потому, что таковы были времена.
Пуританские нравы викторианской эпохи создали благодатную почву для произрастания всевозможных психических расстройств на почве сексуальности. И огромная заслуга Фрейда состоит в том, что он вытащил на поверхность этот конфликт между требованиями морали и зовом звериной сущности в человеке и заставил людей начать «говорить об этом».
Фрейд первым заглянул в бессознательное и неудивительно, что в первую очередь он там обнаружил то, что лежало с самого верху, самую напряженную проблему — подавленную ханжеской моралью сексуальность.
После десятилетий (столетий?) старательного вытеснения, тема сексуальности оказалась практически полностью погруженной в бессознательное. А поскольку сексуальность — это естественная и в буквальном смысле жизненно важная сфера человеческого бытия, то и энергетическая насыщенность психических конфликтов, возникших на почве этого вытеснения, была очень велика и повсеместна. Можно сказать, что во времена Фрейда каждый фаллический символ действительно был фаллическим символом.
Так вот и получилось, что исследования Фрейда привели его к выводу, что все психические проблемы сводятся к сексуальному подтексту. Сновидения, разумеется, Фрейд рассматривал в том же русле, но при этом он сформулировал две гипотезы, которые интересны нам русле нашей темы.
Во-первых, Фрейд выдвинул предположение, что сновидения — это способ, которым психика отыгрывает подавленные, забытые или просто недоступные желания. То есть, он считал, что в сновидениях нам снится то, чего бы мы хотели сделать или получить в повседневной жизни.
А во-вторых, Фрейд предложил рассматривать образы сновидения не в буквальном их смысле, а в форме метафор, аналогий, знаков и символов. То есть, если снится лодка плывущая по воде, то это сновидение не о лодке, не о воде, и не о путешествии, а о чем-то таком, на что эти образы символически указывают. А задача толкования, как раз и сводится к тому, чтобы проложить дорожку от буквального к символическому и понять, какое конкретное подавленное желание скрывается за смутными и неопределенными образами сновидения (фрейдовское толкование сновидения про лодку очевидно, поэтому не будем заострять внимания).
И вот здесь Фрейд сам себе сделал подножку, применив для поиска истинных значений этих образов разработанный им же метод свободных ассоциаций. В двух словах, суть метода сводится к тому, чтобы пациент продуцировал цепочку ассоциаций на какой-то первоначальный образ, и продолжал до тех пор, пока это не приведет его к какой-то болезненной теме.
Принципиальный недостаток этого метода состоит в том, что каков бы ни был первоначальный образ, цепочка свободных ассоциаций, всегда ведет к наиболее напряженному внутреннему конфликту — он как магнитом ее притягивает. Поэтому у Фрейда так и получалось, что любой образ сновидения рано или поздно приводил к наиболее заряженной проблеме — к подавленной сексуальности, а большая часть обнаруженных таким образом желаний касалась удовлетворения сексуального инстинкта.
Фрейд этого свойства свободных ассоциаций не учел, и в результате сделал множество далеко идущих выводов, основываясь на том, что за какую ниточку не потяни, везде вылезают сексуальные проблемы. Так и вышло, что весь классический психоанализ оказался пропитан этим заблуждением.
Тем не менее, Фрейд проделал огромную работу, и его первые попытки разобраться в истинном значении сновидений создали мощный плацдарм для дальнейших исследований. Все-таки, даже неправильное понимание — это гораздо лучше, чем отсутствие какого-либо понимания вообще или, того хуже, нежелания что-либо понимать вовсе.
Юнг
Если мы говорим о том, что Фрейд был помешан на сексуальности, то Юнг, в свою очередь, был одержим исследованием символов. Одной из центральных идей его теории было предположение о том, что бессознательное «мыслит» универсальными символами и наиболее явно выражает себя в мифологических сюжетах.
Отталкиваясь от классической теории психоанализа, Юнг шагнул гораздо дальше и глубже в понимании устройства человеческой психики. За очевидными и поверхностными душевными конфликтами, он увидел проблемы иного порядка — те, что волновали человечество на протяжении всей истории и независимо от культуры.
Юнг считал, и находил тому массу подтверждений, что в самой природе человека заложены универсальные основы, определяющие способы его реагирования на окружающую реальность — он называл из архетипами, психическими инстинктами. Точно так же, как животные инстинкты требуют и помогают человеку исполнять свою биологическую программу, архетипы определяют структуру его восприятия, основные модели поведения и главные движущие мотивы.
И в сновидениях Юнг, в первую очередь, искал как раз манифестацию этих универсальных психических инстинктов. За свою жизнь Юнг проанализировал по меньшей мере 80 000 сновидений и выстроил новый более целостный подход к толкованию сновидений. К сожалению, по какой-то причине он не стал оформлять результаты своих исследований в виде отдельной монографии, поэтому чтобы составить представление о его методе, нужно переворошить множество других его работ, где часто встречаются практические примеры анализа сновидений с обширными пояснениями, что и почему.
Принципиальное отличие юнговского подхода состоит в очень бережном отношении к их содержанию. Если Фрейд тут же уводил пациента в свободные ассоциации, оставляя оригинальный сюжет и образы сновидения без особого внимания, то Юнг, наоборот, все время напоминает, что не следует далеко отходить от первоначальных образов, потому что вся ценность скрывается именно в их символическом значении.
Самая сложная часть в юнгианском толковании сновидений состоит в том, что от исследователя требуются глубокие и широкие познания в мифологии и «символической философии». Юнг считал, что без этого невозможно будет отличить сюжеты сновидения, порожденные повседневным жизненным контекстом сновидца, от тех, что возникли из глубин коллективного бессознательного, и как таковые имеют гораздо более важное значение.
По сути, юнговская теория говорит о том, что каждый человек может проследить в своей душе отражение всех основных мифологических сюжетов известных человечеству, потому что мифы — это не пустые сказки, а символическое изображение глубинных психологических процессов, происходящих в каждом человеке. Именно поэтому, во всем мире и в самых различных культурах эти сюжеты повторяются снова и снова.
Однако снятся нам не только мифы и универсальные символы. Огромное значение имеет и личный жизненный опыт сновидца — так называемый контекст сновидения. Юнговский подход к толкованию также подразумевает использование ассоциаций, но в отличие от фрейдовского метода, где каждая новая ассоциация «придумывается» к предыдущей, здесь ассоциации все время возвращаются к первоначальному образу и формируют что-то вроде «облака понимания». Это дает возможность понять и более глубоко прочувствовать каждый образ и поворот сюжета, и тем самым приблизиться к пониманию всего послания.
По-другому Юнг видел и задачу сновидений. Одним из основных принципов функционирования психического аппарата он считал его постоянное стремление к равновесию, а целью всякого психического симптома видел восстановление этого равновесия. Соответственно, и сновидения он рассматривал, как попытку психики восстановить нарушенный баланс. Например, человеку с необоснованно раздутым самомнением может присниться, что оказывается голым на публике. Известный сюжет, да? Цель этого сновидения в том, чтобы сдвинуть самооценку в более адекватное положение, показав, что король-то голый.
То есть, с точки зрения аналитической психологии, бессознательное в сновидениях показывает нам спектакли, рассказанные метафорическим языком, цель которых — восстановить нарушенное психическое равновесие. И не в том смысле, чтобы «успокоить» сновидца, а в смысле ликвидации глубоких перекосов в его сознательной позиции. Вообще, сновидения бывают довольно жесткими в том, чтобы достичь своей цели, — кошмары начинают сниться именно тогда, когда более мягкую форму рекомендаций человек отказывается замечать. Чем ярче эмоциональный накал в сновидении, тем важнее его послание.
Однако следует сделать одну оговорку. Хотя Юнг и предложил гораздо более глубокий подход к толкованию сновидений, его все равно нельзя считать однозначно «правильным». Это был метод Юнга и он хорошо работал в ЕГО руках. У сновидений есть такое общее свойство, что они разговаривают с человеком на том, языке, который он готов понимать.
Юнг всю свою жизнь — с ранней молодости — изучал мифы и символы, и неудивительно, что это отразилось на его психологической теории. Он видел в человеке то, что хотел видеть, и сейчас уже очень сложно отделить юнговскую одержимость символами от истинной природы человеческой психики. Может быть Юнг был прав, а может быть его теория — лишь отражение свойств его собственной уникальной и, безусловно, богатой личности.
Есть такое известное наблюдение — юнгианцам снятся юнгианские сны, переполненные мифологическими параллелями, сказочными персонажами, драконами и демонами. Но вполне возможно, что это как раз тот случай, когда бессознательное говорит со сновидцем на понятном ему языке.
Сатов
Нравится последовательность имен: Фрейд, Юнг, Сатов — не удержался. :-)
Вообще-то, я хотел еще написать пару слов про Перлза и работу со сновидениями в гештальт-терапии, но как-то устал уже от этой статьи, да и рассказывать там особо нечего. Гештальтисты не особенно жалуют психологическую теорию — им важнее практика психотерапии. Поэтому и со сновидениями они работают постольку, поскольку это может дополнить общий терапевтический процесс.
Толкованием в буквальном смысле они вообще не занимаются, а используют образы сновидения, как отправную точку для проговаривания своих переживаний. В каком-то смысле это похоже на фрейдовские свободные ассоциации, так что конкретный сюжет конкретного сновидения в гештальт-терапии не так уж и важен — все равно пациент в своем рассказе быстро уходит к своим актуальным и наиболее напряженным проблемам.
Чтобы пояснить, что они делают со сновидениями, можно вспомнить пример, который приводит Энрайт. Там пациенту приснился какой-то сюжет про вокзал, поезда и каких-то персонажей. Во время сеанса ему было предложено поочередно ставить себя на место основных действующих лиц и говорить от их имени — «Я такой-то и такой-то, еду туда-то, у меня такое вот настроение. Я хочу того-то…» — ну и так далее.
Цель этой процедуры в том, чтобы попробовать вытащить скрытые за этими образами эмоции — незавершенные гештальты. Но никаких эмоций у пациента не возникло до тех пор, пока ему не предложили высказаться от имени «вокзала» — и вот тут его прорвало, потому как напомнило ему о том, что его — такого большого и значительного — никто на самом деле не замечает, все просто проходят его «насквозь» и отправляется по своим делам.
В общем, в гештальте сновидение — это сырой расходный материал, не требующий к себе особо трепетного отношения. Однако сама эта методика с проговариванием, определенно, заслуживает внимания.
А что касается товарища Сатова… ничего нового он в теорию сновидений не привнес и поэтому бессовестно паразитирует на чужих открытиях. :-)
Пишите в комментарии свои сновидения, и в следующей статье я постараюсь показать обобщенную технологию толкования на конкретных примерах.
Когда твоя жизнь рушится, любимый человек говорит, что ты ему больше не нужна, а 7 лет брака и двое детей просто недоразумение, возникает только одно желание – лечь, закрыться от всех и никогда больше не вылезать оттуда. Я никогда не верила в гадания, магов и прочие чудеса. Но! Мне вернули мужа, детям отца, а в семью мир и покой. Я очень благодарна Ирине. Оставляю ватсап, мало ли кому-то тоже нужна ее помощь. Не звоните, а пишите в ватсапе +79506515445. И конкуренты, которые поливают ее грязью на разных cайтах, знают насколько она сильный маг и боятся этого
Сон – визуализированное воспроизведение образов в состоянии покоя. Мозг человека (или животного) формирует образы пережитого, либо недопережитого. Верить в толкование снов сравнимо с верой в гороскопы. Однако, я не исключаю, что могу быть не правым и тайный смысл сна имеется.
@Михаил Манцеров
Насколько я могу судить по тому, что читала о толковании снов у того же Юнга, сны о падениях свидетельствуют, что Вы замахиваетесь в жизни на большие жизненные (как правило, карьерные) высоты и действуете очень смело, решительно а порой и рискованно, поэтому во сне проступает ваша Тень (по тому же Юнгу) – слабость (“я упаду, упаду!..”), страх и неуверенность. Т.е буквально выше Вы взлетаете в жизни, тем больнее падаете во сне.
Сны, в которых Вы таки упали, разумеется, не говорят о том, что результаты Вашей деятельности в жизни не удовлетворят Вас или что-то не получится(хотя и напоминают о возможных рисках и возможности не добиться желаемых целей), а скорее просто компенсируют и создают с сознании необходимый для правильного функционирования психики баланс.
Удачи во сне и наяву!:)
@Мрррр
Попробуйте посмотреть “Затащи меня в ад” – это такой веселый ужастик-трэшачок. Запомнился тем, что мне фильм показался комедией, а моей подруге – очень страшным ужасом. По сюжету, за девушкой весь фильм гоняется беззубая неприятная старуха.
Если у вас на этот фильм будет острая эмоциональная реакция, возможно, это тот самый случай, когда для расшифровки сновидения Юнг со своими архетипами будет в самый раз.
А вот мой сон с объяснением:)
Мне снится, что я в каком то лесу, на руках несу хрупкую, миниатюрную, очень древнюю старушку.При этом я знаю, что мне надо очень бережно относится к ней, так как эта старушка очень особенная и мне поручено ее держать в целости и сохранности.
Пришли мы с ней на какую то поляну, вся в цветах красочная,я взяла холст , нарисовала эту поляну, подношу своей бабульке и показываю с такой детской радостью, мол смотри как красиво и счастье меня распирает.А она на меня так грозно посмотрела и говорит “моим двум ангелам это не по нраву ” .
И тут пришло осознание, (какое расскажу дальше) меня поразила такая горечь, до глубины души, я начала рыдать от того что я поняла.И проснулась рыдая.
объяснение:(так я знаю себя лучше, чем кто либо)
Старушка- это некий символ мудрости что ли, или может быть “самое” или как вы его там называете приняло ее облик. Получается, что я общалась с ним во сне. Нарисовав картину я как бы показала , что вот она жизнь, я все уладила все ярко и красочно в общем жизнь удалась я свое дело сделала и всего достигла. Но ее ответ дал мне понять,что эта картина только фантик и ни чего более-яркая обложка, что все только начинается и мне ни куда не деться от того, что меня ждет.Она дала мне понять что я занимаюсь самообманом и я это очень глубоко прочувствовала, а тот отрезок жизни который был до того как я достигла определенных результатов, был только вступлением того, что мне предстоит еще сделать.От чего я разрыдалась, потому что ни кто не хочет все время нести ответственность за свои дела, поступки в общем за свой путь.
А мне запомнилось больше всего как во сне у меня страшная старушка сначала просила, мол ей сильно необходимо руку мою отгрызть, мы договорились на палец. И вот я лежу в своей постели, руку протянула под подушкой, и смотрю как она мне палец по фалангу отгрызает своим беззубым ртом. Ощущения неприятные, скажем так.
Долгое время я искал некий толкователь снов в работах Юнга. Позже, понял его взгляд на этот вопрос: каждый человек с его психическим миром должен восприниматься как нечто неповторимое, и подходы к анализу его психики должны быть максимально освобождены от штампов, нужно максимально освободиться от предыдущего практического опыта, открывая для себя новый психологический мир. Только так можно постичь богатый причудами мир психологических расстройств человека. Поэтому, опираться можно только на общие понятия, но, всегда исследовать конкретное частное психическое содержимое.
Есть еще одна теория сновидений. Хакеров Сновидений.
Я объясню по-своему. Все мы спим в реальности. Почти всегда. Осознавание себя включается лишь небольшими периодами и большую часть времени человек живет как робот. Во сне его критический ум выключается совсем, почему и воспринимает он абсурдные вещи как само собой разумеющееся.
Сны бывают нескольких типов с связи с этим:
1. Продолжение мыслемешалки дня, страхи, сомнения, переживания. Это очень похоже на то, как когда человек задумывается и повисает в теме, которая его волнует. Она же всплывает во сне. Очень часто такой сон тяжелый и не дает отдыха. Почему и говорят как молитву – утро вечера мудренее, чтобы оставить мысли и отдохнуть.
2. Подавленные желания и конфликты. Когда одна часть не принимает другую. Бежит за вами страшная кочерга. Может это ваша злость, которую вы не можете в себе принять?
3. Творческое проявление. Реализуется то, что хочется. В хорошем ключе, без конфликта. Если вы засыпаете в состоянии любви, то скорее всего вам и приснится любовь. (и в том виде как вы ее ощущаете, а не думаете). Мягкие и теплые объятия в кинотеатре, например.
4. Осознанные сны. Имеют тоже несколько градаций от уровня осознанности во сне. Значительным отличием является осознание себя во сне. Это случается, когда процент осознания себя в реальности выходит далеко за норму. Сознание фиксирует абсурдность ситуации или ощущения пробуждает сознание во сне и дальше возможна творческая работа с собой. Такая же как в реальности по смыслу, но совершенно другая по форме.
Неосознаваемые сновидения – это состояния сознания, когда в мозгах продолжается процесс запущенный днем и он должен прийти к логическому концу. Заряд должен быть истощен. Сновидения выполняют роль выпускания пара, когда мозги уже не имеют силы логически найти решение задачи. Сны нужны для разрешения конфликтов и реализации нереализуемого в реальности, того, что постоянно стягивает на себя внимание. Скажем, мысли о сексе.
Осознанные сновидения могут помочь сделать этот процесс сознательнее. Но это только начало. Сновидения – выход в тонкий мир. И это уже отдельная история.