Прежде чем переходить к технической стороне вопроса, давайте рассмотрим нашу проблему в рамках иной аналогии. Судя по комментариям к первой части, у кого-то могла сложиться иллюзия, что под остановкой внутреннего диалога подразумевается полное — раз и навсегда — прекращение указанной ментальной активности. Это не так, и даже немного странно, что здесь нужны какие-то дополнительные пояснения. Тем не менее, давайте уж разберемся.
Возьмем механизм снабжения организма кислородом — дыхание. Система исправно работающая безо всякого участия нашего сознания. Ребенка не учат «дышать» — он дышит инстинктивно. Большинству людей за всю жизнь вообще не приходится задаваться вопросами, о том, как они дышат. Потребность в кислороде растет — дыхание учащается. Потребность падает — дыхание снова становится ровным. Все просто, и все работает само по себе.
Однако иногда дыхание все-таки дает сбой. Происходит это обычно в стрессовых ситуациях, когда человеку угрожает опасность — физическая или психологическая. И здесь возможны две противоположные реакции: задержка дыхания, ведущая к обмороку, или, наоборот, учащенное дыхание связанное с паническим типом реакции, также ведущее к нарушению работы сознания.
Вероятно, в обоих типах реакции есть своя логика. Животное, не имеющее возможности убежать или противостоять хищнику, прячется и замирает. Полная тишина и неподвижность — последний шанс на выживание. Соответственно, и дыхание в этот момент тоже подчинено задаче выживания — оно должно быть максимально тихим и незаметным, даже в ущерб текущим потребностям организма в кислороде.
С другой стороны, паническая реакция диктует совсем иное поведение. Дыхание учащается, перенасыщая организм кислородом, который, видимо, потребуется, чтобы убежать или дать физический отпор нападающему. И здесь тоже ясность сознания приносится в жертву более важной задаче выживания.
В норме такие защитные реакции у человека случаются очень редко — в ситуациях действительно экстремальных для организма или психики. Довести среднего человека до обморочного или панического состояния — очень и очень непросто. Но представьте себе человека слабого, нервного и до крайности пугливого, который падает в обморок даже от неожиданного громкого звука или ударяется в панику при виде паука на полу.
Очевидно, что в этом случае защитные реакции организма не соответствуют уровню реальной опасности. И даже более того — эти чрезмерные реакции сами уже становятся большой опасностью. В обморок можно упасть на лестнице и свернуть себе шею, а в приступе паники можно оттяпать себе ногу, пытаясь убить паука топором. И вот с этой точки зрения мы понимаем, что саморегулирующаяся система дыхания, до сих пор не требовавшая никакого сознательного вмешательства, в некоторых особых случаях все-таки нуждается в дополнительном контроле.
Человеку в около обморочном состоянии нужно больше кислорода, и его выводят на свежий воздух. Человеку в панике дают подышать в бумажный пакет, чтобы, наоборот, снизить содержание кислорода в крови. Простые логичные действия, направленные на то, чтобы выровнять дыхание и вернуть человека в сознание.
Если же мы говорим о примере болезненного человека, который очень легко пугается и теряет внутреннее равновесие, то его дыхательная система будет работать в критическом режиме практически постоянно, а это, в свою очередь, будет еще больше замутнять сознание и делать его еще более уязвимым и неуравновешенным. Таким образом, он практически все время будет находиться в помутненном полуобморочном состоянии. И такому человеку, вероятно, стоит научиться контролировать свое дыхание… конечно же, помимо того, чтобы разобраться со своей общей уязвимостью и неуравновешенностью.
И вот отсюда можно провести очевидную уже параллель с внутренним диалогом, который тоже в сущности является естественным инстинктивным ментальным процессом, но который, как и дыхание, может входить в критический режим работы, приводящий к помутнению рассудка.
В первой части уже говорилось о том, что верхний и самый очевидный слой внутреннего диалога обостряется в психологически опасной для человека ситуации. Как только система внутренних представлений оказывается под угрозой, начинается ментальная паническая реакция или же наступает ментальный ступор. В обоих случаях — ничего хорошего, поскольку ясность сознания на время утрачивается.
А теперь самое главное. В ситуации с дыханием мы крайне редко можем встретить человека падающего в обморок от хлопка в ладоши или впадающего в настоящую панику при виде насекомых. Серьезные нарушения в работе дыхания случаются нечасто и, как правило, все-таки связаны с действительно опасными для жизни ситуациями. Поэтому здесь нет никакой глобальной проблемы, на которую стоило бы обращать специальное внимание.
Но в случае внутреннего диалога ситуация совсем иная — здесь мы крайне редко можем встретить человека, который бы ни пребывал все время в полуобморочном состоянии! Средний человек большую часть жизни проводит в состоянии повышенной психологической угрозы, а в ответ на это его внутренний диалог все время работает в критическом режиме.
Физически опасных ситуаций в нашей современной жизни очень мало. Физически болезненных людей при современном развитии гигиены и медицины тоже очень мало. А вот психологическая опасность — самая настоящая! — нас подстерегает на каждом углу. Практически все люди проводят свою жизнь в постоянном страхе и беспокойствах на свой собственный счет. И психологически здоровых людей, в отсутствие всякой душевной гигиены в нашем современном обществе, тоже очень и очень мало. А значит, практически у всех вокруг внутренний диалог работает далеко не в том режиме, который можно было бы назвать нормальным, естественным, и, совершенно того не замечая, большинство людей проживают свою жизнь в перманентном полуобморочном состоянии. Постоянное опьянение и помутнение принятое за общечеловеческую норму.
И именно этот взвинченный, болезненный, зацикленный на себе внутренний диалог нуждается в «остановке». Перекричать внутренний телевизор включенный на полную громкость невозможно, а без этого подступиться к причинам психологической неуравновешенности будет невозможно, не говоря уже о том, чтобы от этой неуравновешенности и уязвимости так или иначе излечиться.
И все же это не подразумевает полной «остановки дыхания». По крайней мере, на этапе психологической работы требуется довольно простой и понятный навык регулировки внутреннего диалога и способности сознательно противостоять своим ментальным приступам паники. Прежде всего, нужно научиться останавливать бессмысленные и неоправданные с практической точки зрения всплески ментальной активности. Иначе говоря, нужно научиться выключать свою психологическую защиту в тех ситуациях, где в действительности нет угрозы психическому выживанию, а есть всего лишь угроза обрушения своих иллюзий. Потому что иллюзии — это болезнь, а их уничтожение — лекарство. Болезненное, горькое, противное, но лекарство.
Опознание внутреннего диалога
Как и везде в жизни, правильно заданный вопрос содержит в себе половину ответа. В отношении внутреннего диалога проблема заключается в том, что никто не выделяет его в самостоятельный ментальный процесс и не видит его одурманивающего влияния.
В среднем человеку кажется, что он таким образом «думает» — обдумывает ситуацию, ищет решение. Но внутренний диалог и мышление — процессы совершенно отдельные.
Человек с больной спиной вынужден ограничивать себя в движении, чтобы избежать боли. Он не носит тяжести, старается не наклоняться, спать может только в одном положении. Но поскольку у него на виду много других людей со здоровыми спинами, он хорошо отдает себе отчет, что его больная спина — это не норма, а проблема, болезнь, ограничивающая его свободу. Он осознает болезненность своего состояния, и потому для него совершенно естественно искать решения этой проблемы — исцеления. Есть такое решение или нет — разговор отдельный, а сейчас важно именно то, что осознание проблемы — это первый и необходимый этап в ее решении.
Если бы все вокруг ходили скрюченными, наш больной имел бы гораздо меньше шансов осознать свое состояние как ненормальное. Свою болезнь он бы не мог идентифицировать как болезнь, а значит, у него бы не возник и вопрос о том, как ее вылечить. А там где нет вопроса, нет и решения.
С застилающим глаза внутренним диалогом проблема именно в этом — никто практически не идентифицирует его как невротический симптом, как проявление своей душевной болезни. Все вокруг постоянно разговаривают сами с собой и даже собеседника выбирают так, чтобы он был благодарным и удобным слушателем их внутренних излияний. Лучший собеседник тот, кто может встроиться и поддержать внутренний диалог другого человека. Карнеги писал именно об этом: хочешь понравиться человеку, поддержи его там, где ему это больше всего нужно — в его внутреннем диалоге, в его попытке себя обмануть, успокоить и забыться. Отличная отправная точка для дружбы и любви.
Так вот, прежде чем говорить об остановке внутреннего диалога, нужно осознать его как свою внутреннюю скрюченность, а его работу перестать путать с конструктивным мышлением и опознать в ней процесс непрерывного самооправдания и самоодурманивания. Только после этого внутри может зародиться вопрос и настоящий интерес к тому, как прекратить этот бардак. «Анонимные алкоголики» — не дураки. Первый и главный шаг к решению проблемы — признание наличия этой проблемы. И проблема внутреннего диалога отличается от алкоголизма лишь тем, что перманентное психологическое опьянение повсеместно считается нормой, не требующей какого-либо вмешательства.
Итак, первая задача — осознать свой внутренний диалог как отдельный самостоятельный психический процесс, и увидеть, какую функцию он выполняет в нашей внутренней жизни. Большая сложность здесь в том, что внутренний диалог тщательно маскируется под мышление. Разговаривая с самим собой, человек полагает, что он таким образом обдумывает ситуацию и ищет из нее выход. Но при более внимательном рассмотрении окажется, что большую часть времени он занят другим: ищет не решение какой-то практической проблемы, с которой он столкнулся, а возможности выкрутиться из ситуации с наименьшими психологическими потерями.
Ребенок, разбивший вазу, не ищет способа исправить ошибку и скомпенсировать урон — он ищет себе оправдание и придумывает истории, в которых он бы оказался не виноват в случившимся. Весь его ментальный аппарат сосредоточен на поиске именно этого решения — как выйти сухим из воды. Но даже этот внутренний поиск проходит не конструктивно, а в паническом суетливом режиме, поэтому даже качественную убедительную ложь состряпать оказывается очень трудно.
Вот эту тенденцию судорожно выискивать себе оправдание и подменять этим поиском настоящее решение проблемы следует обнаружить и идентифицировать в первую очередь. Нужно с полной ясностью увидеть, что большую часть времени ум озабочен не тем, как справляться с практическими жизненными задачами, а тем, как выйти сухим из воды. Обеспечение сохранности представлений о самом себе — вот чем постоянно занята голова. И тысячи килокалорий, которых бы с запасом хватило на исправление допущенной ошибки, расходуются на то, чтобы доказать себе свою непричастность и невиновность, избежать ответственности, признания горькой правды о самом себе.
Как только этот механизм будет обнаружен и опознан, полдела уже сделано — останется только вытравить привычку, которая формировалась годами и десятилетиями.
С технической точки зрения, выслеживание внутреннего диалога задача не такая уж и сложная. Здесь важно обнаружить две крайности: состояние относительной внутренней тишины, когда ум не занят решением задачи психологического выживания, и состояния помутнения, когда в голове навязчиво прокручиваются одни и те же вопросы и ответы, в поисках безболезненного выхода из ситуации.
Первое состояние случается у всех. У кого-то чаще, у кого-то реже, но все-таки обычно его можно в своей жизни обнаружить. Характерной чертой этого состояния является внутренняя тишина и покой. Это ничем не окрашенное состояние равновесия, в котором нет никакого особого довольства или недовольства собой или окружающей обстановкой. Не радость и не печаль, не апатия и не бездеятельность, не ступор и не отключка — спокойное, активное, осознанное состояние.
Исходя из того, что внутренняя паника поднимается в ситуации психологической угрозы, внутреннюю тишину можно «услышать» в ситуации психологической безопасности. В зависимости от общей душевной устойчивости, круг психологического комфорта для человека может быть шире или уже. Кому-то для этого надо уехать на месяц в глухие леса, а кто-то будет себя чувствовать в полной безопасности даже в шумной компании. То есть можно вычислить свою зону полного психологического комфорта и использовать ее для того, чтобы по-хорошему распробовать на вкус состояние приглушенного внутреннего диалога.
Другая хорошая возможность на время оказаться в тишине — физическая нагрузка до полного истощения. Когда организм перегружен физическими усилиями или, например, болезнью, энергии на обычную ментальную активность остается очень мало — психологические проблемы сами собой отступают на второй план. Именно поэтому многим так нравится себя нагружать — идти в горы, ходить в спортзал, копать грядки и тому подобное. Физическая нагрузка отнимает энергию у головы и действует точно так же, как алкоголь — дает забыться от своих тревог и проблем. То есть вторая возможность — это дать себе непривычно большую физическую нагрузку и потом внимательно пронаблюдать состояние неработающей головы. Обычно оно воспринимается как очень приятное облегчение и беззаботность — это также характерные признаки затихшего внутреннего диалога.
Еще один вариант — сложные упражнения на координацию. Возьмите табуретку, встаньте на ее край, чтобы пятки висели в воздухе, и удерживайте в таком состоянии равновесие. Если это слишком просто, закройте глаза. Если и это просто, встаньте на одну ногу. И так далее — усложняйте себе задачу ровно до того момента, где вы с ней еще справляетесь, но это требует от вас полной концентрации. Через пару-тройку минут можно остановиться и прислушаться к своему внутреннему состоянию: оно будет очень тихим, потому что мы не можем выполнять две задачи одновременно — координировать сложные движения и думать сложные мысли. Либо одно, либо другое.
В общем, существует масса чисто технических приемов и фокусов, как на короткое время оказаться в состоянии внутреннего покоя и тишины. И этого вполне достаточно, чтобы хорошенько прочувствовать, о чем вообще идет речь. Как уже сказано, обычно это состояние кажется очень приятным, комфортным и гораздо более естественным, чем обычная повседневная взвинченность и загруженность. Но удержать это состояние всякими техническими фокусами невозможно — всякий раз вы будете обнаруживать, что внутренняя тишина и повышенная осознанность утекают сквозь пальцы, развеиваются и забываются, как ничего и не было. Сознание погружается в привычное сонливое полуобморочное состояние.
Но на первом этапе задача не в том, чтобы сохранить тишину и осознанность во что бы то ни стало, а в том, чтобы распознать два своих возможных состояния: тишину и обычный внутренний гомон, который ко всему прочему, превращается в истерику, если возникает какая-то дополнительная психологическая опасность.
Увидеть вторую крайность — внутреннюю панику и истерику — с одной стороны, проще, потому что это более бурное и более частое явление в жизни обычного человека, с другой стороны, сложнее — потому что именно в состоянии повышенной тревожности трудно даже вспомнить о смысле поставленной задачи. В момент активизации психологических защит память и логика отказывают, и даже если поставить себе на напоминалку, что надо внимательно присмотреться к своему внутреннему диалогу, задача эта будет казаться абстрактной и бессмысленной: удирающему зайцу не до того, чтобы внимательно исследовать работу своих лап — нужно жизнь спасать!
Но все-таки, если этим вопросом заинтересоваться, то разглядеть работу своего внутреннего диалога не так уж и сложно. Для этого не нужно годами копаться в себе или заниматься медитацией. Это такой же повседневный и непрерывный процесс, как и дыхание. И сложность только в том, чтобы начать обращать внимание на то, что от него ускользает именно в силу своей естественности.
Дерзайте. Познакомьтесь со своим внутренним диалогом. Проследите и задокументируйте, когда и о чем вы сами с собой разговариваете. Разберитесь, когда ваш внутренний диалог обостряется, а когда затихает. Проследите направление своих «рассуждений» — что именно вы пытаетесь проделать и к какому ответу прийти. А если энтузиазм переполняет, заведите дневник и попробуйте свой внутренний диалог позаписывать — побудьте своим собственным стенографистом. Результат вас, вероятно, ошарашит.
Продолжение: Стоп-кран для мозгов.