Почему тысяча уроков на ютубе не дают такого же эффекта, как один живой урок с живым учителем? Замечали? Рисование, музыка, психология, йога — не важно. Одна и та же техника, одни и те же объяснения, а результат разный. Делаешь сам «по картинкам» — получается фигня. Делаешь ровно то же самое под непосредственным руководством и наблюдением — вдруг все начинает получаться. Что за чертовщина?
Есть, похоже, в нашей психике какой-то предохранитель — то ли от ненужных усилий, то ли от ошибочных действий. Какая-то штука, которая позволяет сохранить дистанцию по отношению к чужим умным советам до тех пор, пока не получено весомое подтверждение их ценности. И советы из интернета или умных книжек словно бы не проходят этот защитный барьер или искажаются дополнительным контуром контроля.
А еще внутренней шаткости добавляет невольное предположение, что в видео показано не все, что совет или рецепт не так прост, что осталось что-то за кадром, что для того, чтобы получилось, нужно обладать какими-то еще дополнительными знаниями и умениями. И в результате работа стопорится.
Например, смотрю я урок рисования — кажется, все просто! Никакой магии нет. Беру карандаш в руки, пробую повторить — выходит ерунда. И тут же куча сомнений: может, я что-то не понял? может, я что-то делаю не так? может, учитель болван и неправильно все объясняет? На этом упражнения заканчиваются… и начинается поиск какого-нибудь другого урока или курса, где объяснят лучше, и наконец-то все получится.
А потом приходишь на живые занятия, к живому учителю, к человеку, который умеет хорошо рисовать, и… оказывается, что никакой магии действительно нет, что уроки на ютубе были правильные, что все там хорошо объясняли, что никаких дополнительных скиллов не требуется — нужно просто работать, выполнять те же самые упражнения, пока не начнет получаться.
Такая вот встреча с реальностью необходима, чтобы припереть себя к стенке и понять, что для результата нужно потрудиться и что для его достижения надо делать именно вот эти элементарные упражнения. И только с этого момента — когда внутри больше нет сомнений и колебаний — начинается настоящий процесс обучения. Ну, или же на этом он заканчивается, поскольку становится очевидно, что срезать угол не получится.
Это одна из форм ИНИЦИАЦИИ — столкновение с новым опытом, который приводит к переосмыслению ситуации и своего положения. То, что выводит умозрительное на уровень предельно конкретного и реального. Все, что было до — досужие домыслы и романтические фантазии. После — четкость, ясность и трезвость. Больше никакого топтания на месте — теперь либо вперед, либо назад.
Важно это понимать, поскольку затык в обучении может быть связан не с отсутствием таланта, способностей или мотивации, а с тем, что не хватает инициирующего опыта, который отсечет все сомнения, создаст твердую почву под ногами и позволит наконец-то целиком сфокусироваться на учебном процессе, не отвлекаясь больше на внутренние метания.
Но есть и еще один вид инициации — более интересный и важный, особенно, если речь заходит о всяких тонких материях и необычных состояниях. Та самая магия, когда в присутствии другого человека с нами что-то происходит, и мы вдруг оказываемся способны на большее, чем сами от себя ожидали.
Представьте себе велосипед. Обычный, двухколесный, взрослый. А теперь представьте, что вы первый раз в жизни видите эту странную груду железа и никогда еще в жизни не сталкивались с идеей двухколесных транспортных средств. Мотоциклы, мопеды, самокаты — ничего этого вы в своей жизни никогда не видели. И вы только краем уха слышали что-то про колесницу с педалями, позволяющую быстро перемещаться на большие расстояния. Бабушки и дедушки в детстве вам что-то такое рассказывали о временах до наступления зомби-апокалипсиса.
И вот перед вами ржавый, но полностью исправный, готовый к использованию велосипед, и вы лишь смутно догадываетесь о возможном его предназначении. Что вы будете с ним делать? Сможете ли вы научиться на нем ездить, если никто вам не показывал, с какой вообще стороны к нему подходить?
Небольшой шанс есть, да. Но, согласитесь, это будет очень не просто и в девяносто девяти случаях из ста вы просто разберете его на запчасти и найдете им какое-нибудь более понятное применение. И, даже если вы поймете, что седло — для седалища, рукоятки на руле для рук, а педали вроде как для ног, при первой же попытке тронуться с места вы просто грохнетесь на землю. И при второй попытке тоже. И при десятой.
Очевидно, все эти сказки про велосипеды — это просто сказки! Так не бывает или это настолько сложно, что научиться этому могли только мудрые люди далекого прошлого. Тупик! И в дальнейшем, натыкаясь на велосипеды, вы уже не испытываете никакого интереса к этим заброшенным образчикам утраченных технологий.
А теперь представьте, что после всех своих неудач и уже наступившего по этому поводу смирения, вы вдруг своими глазами видите человека легко и непринужденно разъезжающего на этой странной двухколесной штуке. Что происходит в этот момент в сознании?
Происходит вау-эффект: во-первых, от осознания того, что нечто, казавшееся фантастикой, все-таки возможно, что сказки — вовсе не сказки; во-вторых, мгновенное (без каких-либо объяснений!) схватывание идеи, как примерно это делается — усаживаешься в седло, руки на руль, отталкиваешься от земли, крутишь педали и… едешь!
С этого момента ситуация кардинальным образом меняется. Перед нами все тот же самый велосипед, но теперь мы точно знаем, что на нем можно ездить, и имеем хотя бы приблизительное представление, как это делается. Это не избавляет нас от необходимости набить еще несколько шишек, но рано или поздно у нас все получится.
Так вот, в нашей жизни полно таких вот «велосипедов», на которых мы никак не можем научиться ездить, и не потому что плохо стараемся или это настолько сложно, а просто потому, что у нас нет соответствующего инициирующего опыта. А без него мы либо бьемся головой о стену, не зная, с какой стороны подойти к решению задачи, либо саботируем процесс изнутри, не веря в глубине души, что это возможно, либо и то, и другое одновременно.
И совсем уже все про инициацию будет понятно, если вспомните, как учились ездить на велосипеде в детстве. Когда-то очень давно кто-то из взрослых показал, как это делается, и дал вам тот первый инициирующий толчок в спину, после которого вы проехали первую пару метров, прежде чем грохнуться на землю. И обратите внимание, что значение имели не только и не столько объяснения, сколько глубокая убежденность со стороны вашего велосипедного гуру, что это ВОЗМОЖНО и что у вас ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ. Убежденность, которая отсекает ваши сомнения, придает сил и формирует правильную установку в сознании. А уже на эту внутреннюю настройку нанизываются все объяснения и инструкции, и теперь они вдруг становятся гораздо более убедительными и доходчивыми.
Знающий человек («гуру») оказывает на нас влияние не только и не столько информацией, которой он владеет и которую можно записать в виде инструкций. Ролик в ютубе с самыми подробными объяснениями поможет нам гораздо меньше, чем живой человек с непоколебимой уверенностью усаживающий нас за руль и толкающий в спину с единственным напутствием — «Теперь катись!» Когда учитель уверен в результате и точно знает, как его добиться, часть этой уверенности и знания по каким-то непонятным невербальным каналам передаются ученику. А если в свой успех верит ученик, есть и результат.
Именно поэтому для решения действительно сложных жизненных головоломок и приобретения особенно хитрых навыков одной только информации недостаточно — практически всегда требуется инициация! Нужен живой пример — человек, который одним своим присутствием, своей убежденностью расширит наше восприятие и откроет для нас новые горизонты возможностей. Самоинициация, конечно, тоже возможна, но это вопрос очень большого везения, особого таланта и некоторой наглости… что дано далеко не всем.
И именно поэтому в сфере всяких тонких знаний и умений всегда будет важен живой контакт с учителем. Идея «прямой передачи» от гуру к ученику, которая часто звучит в духовных традициях, — это универсальный принцип передачи жизненного опыта, а не специфика чисто духовных прозрений. Там, где требуется особое мастерство, слов никогда не будет достаточно — важен инициирующий толчок, который может дать только носитель искомого опыта.
Гуру, психолог, эксперт в любой другой сфере человеческих знаний и умений — его ценность не в том, что он знает и говорит, а в том, что он является носителем искомого опыта и может провести инициацию — буквально втолкнуть нас в какое-то новое, ранее недоступное пространство. Поэтому, если не получается научиться чему-то действительно сложному и важному, если самостоятельные попытки заводят в тупик, несмотря на кучу прочитанных инструкций, попробуйте найти того, кто уже умеет ездить на данном конкретном велосипеде — под его руководством вы проедете свою первую пару метров, а дальше уже можно снова по инструкциям с ютуба…