На эту неделю был запланирован совсем другой текст, но ужасающая «злоба дня» вносит свои коррективы. В обычных условиях я всячески избегаю политики — мне слишком горько сталкиваться с тем, насколько реальность не соответствует моей наивной вере в честность и справедливость. Но раз уж так всё сложилось, и политика ворвалась сегодня в каждый дом, хочу поднять один важный вопрос на стыке психологии и всего того безумия, которое сейчас происходит.
Понятие «информационные технологии» нынче меняет смысл, и в своем обновленном значении оказывает влияние на мир не меньше, чем изменили его компьютерные технологии, синонимом для которых оно было раньше. Технологии манипуляции сознанием через формирование соответствующих информационных потоков вышли на такой уровень, что становится очень тревожно за свое будущее (и еще очень обидно за психологию, которая нашла в текущем кризисе столь прискорбное применение). Бояться сегодня приходится не искусственного интеллекта, который, однажды, поработит человечество, а искусственного безумия, которое охватывает весь мир прямо сейчас.
Сакраментальный вопрос — за белых или за красных? За русских или за немцев? Россия или Украина? Восток или Запад? За? Против? Воздержался? Сегодня довольно проблематично оставаться в стороне и не задаваться этим вопросом — «А я за кого?» Но это сейчас не призыв определиться, а предложение внимательно посмотреть, как это самоопределение происходит.
Начну на своем примере. У меня ЕСТЬ своя позиция. Я точно знаю, на чьей я стороне. Но я также знаю и то, как именно эта позиция сформирована. Я нахожусь в очень определенном информационном поле, и именно оно определяет мой взгляд на происходящее. Но что это значит? Означает ли это, что я заложник тех источников информации, к которым привержен, и потому заблуждаюсь? А если моя позиция ошибочна, означает ли это, что верна позиция противоположная? Или она такая же искаженная? А если я открещусь от любого информационного влияния, будет ли тогда мой взгляд на происходящее более трезвым и точным?
А еще интереснее другой вопрос — как так получилось, что я нахожусь именно в ЭТОМ информационном потоке? Почему я вообще оказался захвачен каким-то потоком, а не остался в стороне? Наверное, это что-то обо мне говорит. И наверное, я чем-то в корне отличаюсь от тех, кто подхвачен потоком противоположного направления или умудрился избежать всякого информационного захвата. Здесь можно было бы развернуть очень интересную дискуссию о психологических типах и конструктивных особенностях, определяющих наш выбор, но сегодня кажется важным сделать другой акцент.
В себе я обнаруживаю наличие твердой позиции, но вместе с тем отдаю себе отчет, что я понятия не имею, что именно сейчас происходит в мире. Позиция есть, но основана она исключительно на той информации, которую я получаю извне, не имея ни малейшей возможности ее подтвердить или опровергнуть. Я всего лишь обнаруживаю в себе склонность верить одним источникам и не верить другим. Я не могу определить, кто прав, а кто виноват. Для этого нужно поехать на место событий, но я ведь не могу заехать в Кремль, не могу заехать в Белый дом, не могу залезть в головы тем, кто двигает сейчас рычаги истории — я НЕ ЗНАЮ, что они делают, не знаю их логики, не знаю мотивов.
Оговорка: если вам вдруг кажется, что все очевидно, что с одной стороны злодеи, а с другой хорошие парни, перепроверьте свои ощущения. Если будете честны с собой, вся эта «очевидность» тут же рассыплется, а на ее месте останутся лишь эмоции. Очень понятные человеческие эмоции, с которыми очень трудно совладать. Эмоции свойственные каждому — те самые, на которых так легко и удобно играть тем, кто разрабатывает современные «информационные технологии».
У меня нет твердого фундамента, чтобы иметь какую-то позицию, и тем не менее она у меня есть. Когда я читаю новости, приходящие с другой стороны, мне кажется, они ошибаются, а я прав. Искренне кажется! Но спроси меня о фактах, боюсь, у меня в доказательствах только чужие слова и мнения. Моя позиция висит в воздухе — в лучшем случае, это интуиция, в худшем — следствие удачно подобранных ключиков к моему сознанию.
Но ведь у тех, кто занимает противоположную сторону в споре, точно такие же ощущения — им тоже абсолютно искренне кажется, что они правы. И доказательства у них ровно те же самые — чужие слова и чужие мнения. Сталкиваются страны и идеологии, а глотки друг другу перегрызают живые люди, которым искренне кажется, что правда на их стороне… та самая правда, что с чужих слов и из непроверенных фактов.
Вот что пугает сильнее всего — специфика нашего человеческого устройства, из-за которой даже в отсутствие реальных фактов, мы так легко оказываемся в состоянии полной убежденности в своей правоте и чужом заблуждении. Более того, мы склонны не замечать, что наша «правда» формируется чужеродным информационным потоком. Мы крайне подвержены влиянию извне и абсолютно не отдаем себе отчета, что корни этой податливости идут изнутри.
Война — это безумно страшно. Я вырос в те времена, когда память о Второй Мировой была гораздо свежее, и дети искренне боялись «войны и немцев», а не того, что айфоны пропадут с прилавков. Но сводит с ума не страх перед войной, а осознание нашей человеческой податливости, нашей подверженности информационным манипуляциям, что позволяет запутать и запугать целые страны и народы. А там, где есть сильный страх и четко прорисованный образ врага, полшага остается до того, чтобы захотеть этого врага уничтожить.
То, что кажется невероятным сегодня, легко может стать нормой завтра. Увы, наш «радужный» век это давным-давно показал и доказал. И даже тот последний предохранитель в наших головах, который удерживает нас от нажатия на красную кнопку в черном чемоданчике, однажды, тоже может быть взломан. Хакеры нынче ломают не компьютерные системы — это страшилки прошлого столетия. В нынешнем они ломают сознание и самосознание, взгляды и установки, цели и ценности — они прямо сейчас копошатся в наших мозгах, подыскивая ключи к тому, чтобы склонить нас на ту или иную сторону. И перед этими манипуляциями мы практически бессильны.
Хочется верить, что за всеми этими процессами стоит какой-то злой гений, потому что разумный злодей лучше перепуганного безумца. А ведь есть такая вероятность, что те, кто правят бал и управляют информационными потоками, сами оказались под влиянием своего влияния. Возможно, они сами давно уже заражены своей пропагандой. И если они сами верят в вероломность своего надуманного врага, последний предохранить в их голове может и перегореть. И тогда мы увидим невероятное — сначала под нарастающим информационным давлением он перегорит у нас всех, а затем начнется то, что уже не сможет закончиться.
Я всегда, с самого детства, смотрел на этот мир со стороны. Возможно, в моей крови есть капля противоядия против информационного воздействия. Во всяком случае, даже будучи втянут в один из потоков, я не теряю из виду, что в моем распоряжении лишь чужое мнение и я ничего не знаю наверняка. Это не выдергивает меня окончательно из моей позиции, но начисто снимает синдром воинствующего добра. У меня не возникает желания кого-то перекричать или дать в морду тому, кто смотрит на мир с противоположной стороны — я ВЕРЮ в правоту одной из сторон, но ЗНАЮ, что всякая правота относительна. Широта взгляда на ситуацию — вот чего сейчас не хватает очень многим.
Мы никогда по-настоящему не пытаемся понять своего врага. Он НУЖЕН нам именно в роли «врага»! Только тогда — оставаясь в наших глазах злодеем — он позволяет нам снять напряжение. Враг — это мишень не только для наших пуль, прежде всего, он мишень для наших проекций. На него мы переносим все свои страхи и конфликты, в нем мы видим источник своего собственного зла, и убивая его мы надеемся исцелиться. Но вся эта драма происходит лишь от нежелания заглянуть себе в душу, столкнуться и признать свои страхи, увидеть и принять свои собственные грехи, свою темную сторону. Только тогда наступит настоящее примирение с собой, а значит, и с «врагом».
А до тех пор мы — легкая цель для информационных манипуляций. Мы нуждаемся в «злодее», чтобы повесить на него своих демонов, и именно на эту кнопку в наших головах давят информационные кампании. Мы так хотим, чтобы враг оказался снаружи! Мы так хотим, чтобы во всех наших бедах был виноват кто-то другой! Мы так хотим, чтобы нам объяснили, кто наш враг! Поэтому мы счастливы, когда нам предлагают его на блюдечке. Немцам предложили евреев. Украинцам предложили русских. Русским предлагают американцев. Вот враг — он виноват во всех твоих бедах! И облегчение, которое здесь наступает, лишает нас критического мышления. Мы так хотим найти внешнего врага, что готовы утратить всякий здравый смысл и закрыть глаза на любые нестыковки.
Черт побери, вся эта психическая механика давным-давно исследована вдоль и поперек. Основы психологической грамотности — мы проецируем вовне то, чего не желаем признавать у себя внутри. На дворе 21 век, а мы все еще подвержены первобытному магическому мышлению и элементарным манипуляциям. Мы все еще ищем внешнего врага, мы нуждаемся в нем, поэтому так легко заглатываем приманку и попадаемся на удочку.
Век информационных технологий заканчивается, наступает век информационного воздействия, и это ужасно. Ужасно, повторяюсь, потому что манипулятор рано или поздно заражается собственными манипуляциями и, однажды, сам забывает, что враг был придуман и назначен ради каких-то ситуативных целей. Искусственный враг превращается в реального, и тогда всему конец. На стыке веков все боялись компьютеров и 2000 года, когда все программы сойдут с ума. Сейчас пора бояться того, что новые «информационные технологии» сведут с ума весь мир.
Что со всем этим делать? Сложно сказать. Приходится вспоминать банальности: хочешь изменить мир — начни с себя! Психология — это тот скальпель, которым нас всех могут убить, но все-таки изначальная его цель — спасать. И если искать какое-то противоядие от глубокого информационного отравления, то это старая добрая осознанность. И прежде всего, осознанность к тому, что отравление уже состоялось. Мы УЖЕ ОТРАВЛЕНЫ. Противостоять заражению уже поздно — нужно выводить из организма ту заразу, которая в него уже проникла.
Поэтому… если вам кажется, что кто-то категорически не прав, если враг для вас очевиден и осязаем, сделайте паузу, остановитесь, замрите, прислушайтесь — возможно, где-то на краю сознания вы заметите, что вам выгодно иметь этого врага, что он снимает с вас часть ответственности за себя и свою жизнь. Возможно, этого «врага» вам подсунули помимо вашей воли, завернув в подходящую лично для вас обертку. Возможно, чувство собственной правоты, которое заставляет вас сжимать кулаки и испытывать праведный гнев, не так уж обоснованно — быть может, оно тоже привнесено в ваше сознание извне, вместе с образом «врага». Быть может, вымещая свою злобу на других, вы убегаете от злобы и недовольства самим собой.
И если вы увидите, как ваше сознание обманывают и как ваше сознание радо обмануться, магия дымных информационных зеркал развеется в тот же миг, и вы больше никогда уже не провалитесь в этот морок. Попробуйте! Чем больше людей сможет сорвать с себя эту черную пелену, тем выше вероятность, что наш общий мир не взорвется ко всем чертям.
Надежда, что победа над врагом изменит мир и сделает нас счастливее, абсолютно не оправдана — она столкнет нас с нашими демонами и ввергнет в еще более глубокий внутренний конфликт. Счастье не в победе — счастье в примирении… прежде всего, с самими собой.
Peace!
p. s.
Политически окрашенные комментарии удаляются — даже не начинайте!