Психология — странная «наука». Здесь куча специальных терминов, которые, вроде бы, указывают на что-то конкретное, но на деле являющихся абсолютной фикцией — личной проекцией тех, кто ввел эти термины в широкий оборот. Так повелось, начиная прямо с Фрейда, который выстроил всю свою психоаналитическую теорию, взяв за точку отсчета самого себя и свои комплексы на сексуальной почве. То же самое можно сказать и о Юнге с его мистическим взглядом на мир и психику, и о любом другом исследователе: вынести себя за скобки в этой сфере попросту невозможно. Каждый психолог волей-неволей навязывает окружающим свой взгляд на мир, а вместе с этим свои больные места и заморочки. И я, разумеется, тоже не исключение.
Тем не менее, есть ряд устоявшихся терминов, указывающих на некоторые общепризнанные, легко наблюдаемые феномены, и инфантильность — один из них. Обычно этим словом обзывают обозначают человека, устойчиво демонстрирующего модели поведения не соответствующие его фактическому возрасту и принятым в обществе взрослых людей стандартам. Такому человеку присущи чрезмерная зависимость от чужого мнения, неспособность принимать самостоятельные решения, безответственность, легкомысленность и так далее.
Инфантильность не считается самостоятельной болезнью, а в сущности является симптомом… неизвестно чего. Считается, что отставание в психическом развитии связано с неправильным воспитанием, когда родители не позволяют ребенку формировать свое мнение, принимать самостоятельные решения, воплощать их в жизнь и нести за них ответственность. Но это только один отдельный аспект того, что делает человека инфантильным в чужих глазах. Безответственность и несамостоятельность — это далеко не все, и оно скорее является следствием, а не причиной всех бед.
Инфантильных людей кругом полно: в любом коллективе, в любой компании легко выделить человека, который производит впечатление “наивного ребенка” по сравнению с остальными. Иногда это естественным образом связано с возрастом человека — тот, кто младше, тот и выглядит, и ведет себя «младше», — но частенько можно наблюдать и такую ситуацию, когда более взрослый физически человек ведет себя инфантильнее тех, кто сильно его моложе. Большого значения этому обычно не придается, но лидерами такие люди никогда не становятся и повышение им дают в последнюю очередь, ибо уважения своей наивностью и детскостью они к себе никак не заслуживают.
А чаще всего упрек в инфантильности можно услышать именно от психологов, указывающих своим пациентам на то, что те отстали в своем психологическом развитии и должны срочно браться за голову, если не хотят лишиться шансов на тихое человеческое счастье. И, в общем-то, это абсолютно верно, но чтобы в этом убедиться, нужно разглядеть самую суть того, что направо и налево называется инфантильностью. И дело тут далеко не в безответственности, зависимости или слабости характера, а в чем-то другом, что как раз и порождает все эти более поверхностные аспекты незрелого поведения.
Вообще говоря, это не великой важности вопрос, но всегда приятно наблюдать, как всё новые и новые элементы вписываются в красивую единую схему. Элегантные, удачно всё объясняющие теории очаровывают, так ведь? Вот и инфантильность тоже очень хорошо вписывается в идею о том, что все психологические проблемы в основе своей содержат столкновение иллюзий с реальностью.
Смотрите, как складно все получается. Человек кажется незрелым и инфантильным тогда, когда его модели поведения не соответствуют фактической ситуации. Но не просто не соответствуют, а исходят из той картины мира, которая свойственна какой-то предыдущей стадии развития сознания (или личности, если угодно). Точно так же взрослые смотрят на ребенка. Они понимают ограниченность детского сознания, поскольку и себя тоже помнят в подобном положении. И с их точки зрения очевидно, что ребенок плохо понимает и осознает устройство окружающей действительности, и именно поэтому ему пока простительны его детские реакции.
Но для своих сверстников тот же самый ребенок вовсе не выглядит неадекватно, поскольку инфантильность можно обнаружить только находясь на более высокой стадии развития и обладая более широким и реалистичным взглядом на жизнь. И то же самое происходит со взрослыми людьми. Инфантильным среди равных по возрасту взрослых людей выглядит именно тот, чья картина мира по какой-то причине не скорректировалась с наступлением очередного жизненного этапа, а осталась относительно узкой и наивной — детской.
Интересно здесь то, что такая инфантильность относительна, поскольку развитие сознания и расширение картины мира лишь косвенно связаны с физическим возрастом. Точно так же, как есть люди отстающие в психологическом развитии, есть и те, чья личность под давлением тех или иных обстоятельств вынуждена взрослеть раньше и быстрее обычного. И с точки зрения такого человека, инфантильными будут выглядеть даже те, кто в общем и целом вполне вписываются “в среднюю температуру по больнице”.
Есть, однако, важное различие между ребенком, демонстрирующим детское поведение, и взрослым, застрявшем в психологических играх предыдущего возрастного этапа. Заблуждение ребенка искреннее — ему еще только предстоит узнать, что реальная жизнь в корне отличается от жизни дома, под крылом у родителей. Заблуждение же взрослого человека в определенном смысле злонамеренное и происходит из внутреннего протеста против действующих в жизни правил игры.
В этом и состоит различие между иллюзиями и самообманом. Ребенок просто заблуждается, взрослый же себя обманывает: он видит те же факты, что и все остальные вокруг, но не хочет корректировать свою картину мира в соответствии с ними, а вместо этого снова и снова воспроизводит детскую модель поведения, с помощью которой он манипулировал родителями и всеми окружающими в детстве — он обижается, капризничает, психует, закрывает глаза на реальное положение дел и рассчитывает на то, что жизнь можно разжалобить или еще как-то прогнуть под свои ожидания. И именно поэтому — по причине наличия надежды на корректировку правил игры лично для него — он отказывается корректировать свои взгляды и свое поведение.
Степень того, насколько нереалистично человек воспринимает реальную жизнь, как раз и определяет уровень его инфантильности в глазах окружающих. Если все вокруг уже поняли, что нет никакой возможности избежать ответственности и гораздо проще ее «принять», чем от нее бегать, то человек, продолжающий от нее бегать в наивной надежде убежать, будет выглядеть для них наивно и инфантильно. Если все вокруг уже поняли, что полагаться можно только на себя, а другой человек продолжает делать ставку на чужое покровительство, защиту и поддержку, он будет выглядеть для них наивно и инфантильно. И так далее.
С этой точки зрения, никакой такой объективной инфантильности не существует — она всегда относительна и зависит от широты взглядов наблюдателя. И в буквальном смысле слова к детскости это явление не имеет никакого отношения, поскольку речь тут идет о разнице между более широким и более узким, а не между взрослым и детским взглядами на мир.
Инфантильностью это начали называть, видимо, потому что чаще и контрастнее всего это явление наблюдается на стадии перехода от детской жизни к взрослой. Кому-то этот переход дается проще, а кто-то почему-то застревает и этому переходу сопротивляется. Но даже самый психологически взрослый среди всех взрослых будет вызывать то же самое узнаваемое ощущение инфантильности у старика или мудреца, находящихся на еще более высокой стадии развития сознания и видящих острую ограниченность его мировоззрения и связанного с ним поведения.
Таким образом, инфантильность — это не более чем контраст между более развитым и менее развитым сознанием, между более реалистичной и менее реалистичной картинами мира, и с фактическим возрастом это вообще никак не связано. И по этой причине термин «инфантильность» ошибочен, так как указывает на застревание именно в детских взглядах на жизнь и моделях поведения. Но, например, всеми воспеваемая и абсолютно «взрослая» ответственность есть результат узости картины мира, которая становится очевидной с более высокого уровня развития. И то же самое можно сказать про все прочие обычные атрибуты взрослости, которые принято считать признаком здоровой развитой личности, — с более строгой и более реалистичной точки зрения все это будет казаться сущим детским садом.
И все это возвращает нас к тому, что развитие сознания не должно останавливаться… во всяком случае, не на стадии обычной человеческой взрослости. Стать уверенным в себе, умеющим принимать решения, ответственным и независимым человеком — это, безусловно, важная задача. И даже с ней справляются далеко не все. Но на этом этапе развитие ни в коем случае не должно останавливаться, иначе через некоторое время вся эта с трудом достигнутая взрослость окажется безнадежной инфантильностью с точки зрения тех, кто в своем развитии не остановился, а продолжил двигаться дальше.
Принятый в нашем обществе идеал душевного состояния и психологического развития относителен! Это и есть всего лишь “средняя температура по больнице” или средний рост по стране. Равняться на этот идеал можно лишь до поры до времени, но ни в коем случае нельзя воспринимать его как конечную станцию. Общепринятая душевная зрелость со всеми ее замечательными и, безо всяких оговорок, достойными атрибутами — это лишь небольшой полустанок в красивом и уютном месте. Но путь продолжается дальше, и если, оглядываясь на себя прошлых и инфантильных, вы радуетесь тому, что повзрослели и стали смотреть на жизнь шире, если глядя на тех, кто отказался от развития и застрял в детском сознании, вы испытываете печаль и сочувствие, то такие же чувства у вас будут по поводу своего сегодняшнего состояния. Что может быть печальнее, чем застрять на полпути к вершине, убедив себя в том, что уже ее достиг?
Ребенок держится за свое детство и потому отказывается взрослеть. Но и взрослый тоже держится за свою взрослость и потому отказывается мудреть. Но ни один взрослый еще не пожалел о том, что повзрослел и перерос себя ребенка. Более того, взрослого всегда пугает эта вполне вероятная перспектива, что он мог так и не повзрослеть. Лишаться иллюзий страшно и часто болезненно, но тот, кто их уже лишился никогда не согласится вернуться к бреду и кошмару прежнего состояния.
Проверьте это на себе — хотели бы вы вернуться во времена наивной молодости? Только смотрите внимательнее, чем обычно, ведь это предполагает не возврат себя-взрослого в детство, это подразумевает отказ от себя-сегодняшнего, ради себя-вчерашнего. И вот на такой обмен уже никто не согласится, потому что, когда человека посещают фантазии о том, чтобы вернуться в детство, в них к детской жизни возвращается именно взрослое сознание, знающее, как ему лучше этим детством распорядиться. А хотели бы вы вернуться в детство и в психологическом смысле тоже? Хотели бы вы откатиться назад в психологическом развитии? Что ж, быть может вам повезет, и вас чуть позже настигнет старческое слабоумие — оно примерно об том же самом, о деградации сознания. Точно этого хотите?
А теперь еще раз постарайтесь ухватить мысль, что ваше нынешнее состояние со следующей стадии развития будет выглядеть точно так же, как для вас сейчас выглядит ваше детство, со всей его наивностью, зашоренностью, глупым максимализмом и всеми прочими атрибутами инфантильности, от которых вам, к счастью, удалось уже избавиться. И насколько грустной была бы перспектива застрять в том детском состоянии навсегда, настолько же грустной представляется картина до конца жизни застрять во взрослости… просто сейчас это может быть не вполне очевидно.
Инфантильность — это ни что иное, как добровольная остановка в развитии. На любом этапе. Даже если на этом этапе вас приводят другим людям в пример в качестве эталона взрослости. А все, что удерживает человека от дальнейшего развития, это иллюзии, за которые он держится… и вся беда в том, что на тот момент они кажутся ему не иллюзиями, а голосом разума, проявлением выстраданной житейской мудрости. Но если внимательно проследить корни своих нынешних убеждений и идеалов, какими бы красивыми и близкими сердцу они ни были, за ними всегда обнаружится пустота и страх столкнуться с реальным положением вещей — знанием, что вы себе врете…