Психологи очень любят рассуждать об ответственности, о том, что следует нести ответственность за каждый миг своей жизни, за каждое решение, за каждый поступок и даже за каждую тайную мысль. И это с овершенно правильно — отказ сознательно взять на себя ответственность за все происходящее в жизни обычно приводит человека именно в кабинет психолога.
Здесь на сайте вопрос ответственности также постоянно муссируется, но для полноты картины не хватает одной интересной детали, которая поможет яснее понять, почему сознательная ответственность это так важно.
Фокус в том, что ответственности избежать вообще невозможно. Поэтому все разговоры о том, что ее нужно научиться нести — это только своеобразная дидактическая уловка, к которой психологи прибегают, чтобы не утонуть вместе с пациентом в философских дебрях.
Повторяю: нет никакой возможности избежать ответственности за свою жизнь. Это так же невозможно, как невозможно перестать дышать по собственной воле. Механизм внутренней психологической ответственности заложен в человека природой, как один из инструментов обучения, а значит и выживания. Выключить его даже при всем желании нельзя, можно лишь обмануть себя на сей счет, сделав хорошую мину при плохой игре.
Ответственность — это не что иное, как обратная связь, так необходимая для получения и фиксации нового опыта, и выбор человека состоит только лишь в том, воспринимать эту обратную связь в конструктивно и в чистом виде или же, в попытке избежать болезненных переживаний, получать искаженные представления о реальности, о причинах и следствиях своих поступков.
[[Продолжение — ответственность перед кем?]]((А куда вы несете свою ответственность?))
Например. Вот ремонтирует плотник оконную раму, но в какой-то момент отвлекается, бьет молотком себе по пальцу, роняет раму и разбивает стекло — какой опыт он должен из этого извлечь? Здоровая и здравая оценка ситуации звучит примерно так: «Я был неосторожен в обращении с инструментом, за что и поплатился. Вероятно я не так ловок, как сам себе возомнил, и впредь надо не выделываться, не спешить, а работать более вдумчиво и внимательно. Ничего страшного, что стекло придется покупать, — будет мне урок». — И так далее. Он получил отрицательный опыт, признал его и принял в свою жизнь — все хорошо.
А вот как звучит та же история с точки зрения человека привыкшего избегать ответственности: «Ну кто придумал делать молотки с такой неудобной ручкой? А гвозди?! — Откуда у них там руки растут, если они ни одного прямого гвоздя сделать не могут? А еще бригадир, урод, торопит под руку! Пусть он за разбитое стекло и платит теперь!» — Уже совсем другая песня, да? В любой ситуации можно найти крайних и виноватых, лишь бы не признаваться себе в собственной криворукости.
Это и есть пример искажения реальности, который в дальнейшем ведет к нерациональному распределению усилий и усугублению ситуации. Вместо того, чтобы признать собственную ошибку и научиться чему-то новому (или наработать недостающий навык, как в нашем примере), этот горе-плотник потратит силы на пререкания с начальником и доказательство собственной невиновности собутыльникам.
А как оно на деле — удалось ли безответственному плотнику по-настоящему избежать ответственности? Допустим, начальник махнул рукой, допустим, приятели согласились, что наш герой действительно герой, но значит ли это, что он смог увильнуть от всякой ответственности за свою ошибку?
С точки зрения его трусливого и изворотливого Эго, ответственности он избежал — начальник его наказывать не стал, приятели не подняли на смех его неловкость. Эго и сознательная самооценка в безопасности — можно даже гордиться собственной «неуязвимостью». Но на бессознательном уровне все выглядит несколько иначе — в глубине души он отдает себе отчет в том, что был не прав, что сам виноват, и что начальника подставил, и что коллегам своим наврал с три короба.
И если он никак не хочет сам себе во всем этом признаваться и продолжает глушить свои глубинные переживания, то возникает (или усиливается) внутренний конфликт — представления о самом себе все больше расходятся с реальностью, а это создает почву для возникновения неврозов, начиная с простой, но непреодолимой, неуверенности в себе, и заканчивая тяжелыми психосоматическими заболеваниями. А там, где нарушена самооценка, там и весь букет проблем — в карьере, в отношениях, в семье, в сексе и совершенно беспросветное будущее.
Так избежал ли он ответственности? Или он избежал только социальных и юридических последствий?
А ведь мы еще ничего не сказали про то, что жизнь не прощает не выученных уроков, и если с первого раза человек ничему не научился, то обязательно будет второй раз и третий, и четвертый, и чем дальше, тем более суровые будут последствия за отказ принимать уроки жизни. И это тоже часть неизбежной ответственности.
Мы боимся признания собственной ошибки, потому что на неосознаваемом уровне ощущаем, что такое признание нанесет сокрушительный удар по самооценке и в целом по всей личности. Мы боимся не фактических последствий ошибки, а того психологического подтекста, который она с собой несет. Вместо того, чтобы спокойно признать собственную оплошность и быстро исправить ситуацию, мы ищем возможности выйти сухими из воды и сохранить свое Эго в неприкосновенности, даже если это окончательно погубит ситуацию.
Мы боимся ошибаться, боимся быть неправыми, боимся узнавать и признавать собственные слабости, и тем самым лишаем себя возможности развиваться, учиться и двигаться дальше — так мы застреваем на месте и ввергаем себя в состояние, которое в христианстве традиционно называется адом. Ведь ад — это и есть состояние внутреннего раскола, когда слова расходятся с делом, представления не соответствуют реальности, а сознательные и бессознательные желания противоречат друг другу.
Однако не стоит бросаться в противоположную крайность и начинать на каждом углу кричать о своих ошибках — это стратегически не верно и психологически бесполезно. Суть не в том, чтобы брать на себя и нести социальную ответственность по всей строгости. Ответственность перед другими людьми — это чепуха. Главное — не обманывать себя, не оставлять в душе темных пятен, четко и трезво отдавать себе отчет в каждом своем шаге и побудительном мотиве, докапываться и принимать к сведению истинные причины каждой победы и каждого поражения.
Другими словами, нужно перестать бояться и стыдиться самих себя, перестать убегать от психологических трудностей, перестать бояться возможных ошибок, потому что именно это отличает взрослого человека — не безупречность его решений и поступков, а отсутствие страха перед правдой о самом себе, своих возможностях и своих слабостях.
А та самая безусловная и безоговорочная ответственность за каждое мгновение своей жизни… ее мы несем только перед самими собой. И от нее нельзя убежать, можно лишь убедить себя в том, что, засунув голову в задницу, мы продолжаем дышать свежим воздухом. Простите мой французский…
Что-то все в такие дебри ударились, по моему всё проще, надо уроки жизненные извлекать, осмысливать их. А то вот так выходят замуж насвистывая в 11-й раз, и всё время мужики не те попадаются. Думают проблема извне, а она внутри.
А если добавить еще и вектор времени?
Да, тут выбор действия вполне очевиден – надо ликвидировать последствия птичкиной жизнедеятельности.
Но вот вымыл ты голову, вышел из подъезда и хлоп, опять “птичка”. И так 10 раз подряд. ))))
И в более сложных вещах так же. Получается, что есть выбор и ответственность за него только в способе как отмыться, когда на тебя уже нагадили. И никакой возможности этого избежать.
А может надо наоборот, смириться? Раз жизнь в лице птички так настойчиво гадит тебе на голову? Но мне лично трудно представить себе человека, который, радостно насвистывая, пошел мыть голову в одиннадцатый раз.
А может и в первый раз голову мыть не стоило? Ведь нет добра и зла. Это наше невротическое Эго говорит нам, что птичкина какашка на голове это плохо. А на самом деле это хорошо. Или в более продвинутом варианте не хорошо и не плохо. Просто есть и все тут.
В общем “Как-то сложно все…” (С)
Пока что я пытаюсь сама в этом разобратся,возможно у меня просто апатия к жизни.
А я боюсь какой либо ответственности и поэтому ни с кем не общаюсь и почти не выхожу на улицу
Тебе нужна помощь специалиста, потому что это явно перебор.
А я боюсь какой либо ответственности и поэтому ни с кем не общаюсь и почти не выхожу на улицу
Ответственность -да! Я лет с пяти несу ответственность и за себя и за тех, кто рядом. Сначала за младших сестру и брата, потом – за нервную систему матери, потом за мужей, своих детей, теперь еще и за зятя, который крадет и у дочери и у меня дорогие сердцу пямятные вещи, а я молчу, чтобы не нервировать свою дочь. Это не приводит ни к чему хорошему. Оберегая нервную систему других людей, я им лишь потакаю, я потакаю зятю(Воруй!). Есть, конечно, манипуляторы. Но жизнь показала, что люди с повышенной внутренней напряженностью умирают от рака, долго не живут. Я боюсь за дочь, за внучек… Что делать с моей ответственностью за жизнь близких? Или я подменяю понятия? Как разобраться и что делать? Наталия Дмитриевна
Самое прикольное что отвественности как таковой нету ибо мы не знаем на что мы способны в следующий миг и глупо ругать себя.Надо просто признать что мы не контролируем свою жизнь и снять ответственность как тяжкий груз…избавиться от неё.
зы
не избавиться а перестать думать что она есть ибо её нет!
@Lashe
С птичкой даже проще объяснить.
“птичка нагадила на голову” – можно осознать и менять постоянно реакцию на факт того, что “голова постоянно грязная”, но чтобы факт изменить надо “голову вымыть” (это и есть действие). Или можно неосознавать ничего (себя обмануть) и ходить с “грязной головой”.
@Lashe
А как он осознанно выберет свою реакцию, она же образуется, возникает непроизвольно (страх отказать, напр.) в связи со “слабостью” (зависимостью или чем-то)? Если нет действий, слабое останется слабым. И реакции будут одинаковыми всегда возникать, а человек будет только их замечать и сознавать, что внутренние реакции без действих не изменятся. И дальше надо заставить себя действовать в направлении своих слабостей, т. е. идти туда, где страшно.