Культура общения в интернете, порой, вызывает ужас — и это, даже не обращая внимания на повальную безграмотность. По долгу службы, мне регулярно приходится заглядывать во всевозможные сообщества и наблюдать за манерой общения их участников. Практически в каждой тусовке происходит одно и тоже — всегда находятся горе-советчики, которые под видом оказания помощи лишь выпячивают свое Эго.
Но они ведь не читают этот текст, да? :-) Не для них он и написан. Чудаков везде хватает — пусть себе живут. Гораздо важнее достучаться до тех, чья деятельность напрямую связана с проведением консультаций — психологов, юристов, финансистов, SEO-шников и всех прочих.
Самые благие намерения помочь клиенту, другу или просто незнакомому человеку, часто разбиваются о скалы собственного неблагоразумия. Я не говорю сейчас о тех ситуациях, когда советы даются совсем уж невпопад. Часто бывает, что человек сам обратился за помощью, и совет ему дают, в общем-то, дельный, но манера советчика такова, что все рекомендации идут впустую. И эту ошибку совершают даже психологи — те, кого, вроде как, специально должны были учить выбирать подходящее время и место для терапевтического вмешательства.
А между тем, еще в древней Японии самураев учили, как правильно давать советы:
…Высказывать людям свои мнения и исправлять их ошибки очень важно. В этом проявляется сострадание, которое больше всего помогает в вопросах служения. Однако делать это очень трудно. Выявлять хорошие и плохие стороны человека легко и высказывать о них свое мнение тоже легко. Чаще всего люди полагают, что делают другим добро, когда говорят им нелицеприятные вещи. Если после этого к их замечаниям относятся без должного понимания, эти люди думают, что ничем не могут помочь. Это неправильное мнение. Делать так — все равно что наставлять человека, упрекая его в слабоумии. При этом ты заботишься только о том, чтобы облегчить себе душу.
Прежде чем выразить человеку свое мнение, подумай о том, в состоянии ли он его принять. Для этого вначале нужно поближе сойтись с ним и убедиться, что он доверяет тебе. Переходя на предметы, которые дороги для него, подыскивай надлежащие высказывания и делай все, чтобы тебя правильно поняли. В зависимости от обстоятельств обдумай, как лучше это сделать — с помощью письма или во время прощания. Похвали хорошие качества человека и используй любой предлог, чтобы поддержать его. Возможно, тебе следует рассказать о своих недостатках, не упоминая его слабые стороны — но так, чтобы он сам задумался о них. Позаботься о том, чтобы он получил твой совет, как получает воду тот, кто изнывает от жажды, и тогда твое наставление поможет ему исправить ошибки.
Это очень трудно. Если недостаток человека опирается на многолетнюю привычку, скорее всего совладать с ним тебе не удастся. Я знаю об этом по себе. Быть откровенным со всеми своими знакомыми, указывать другим на их ошибки и всегда помнить о том, чтобы быть полезным своему хозяину — вот что значит проявлять сострадание слуги. Но если ты просто заклеймил человека, как ты можешь ожидать, что он станет от этого лучше?…