После праздников, со свежей головой и новыми силами можно взяться за проблему посерьезнее. Предлагаю вашему вниманию краткий обзор по теме свободы воли. Никаких новых истин и открытий — только перечисление ключевых точек зрения на вопрос о свободе воли или ее отсутствии.
Важность ответа на этот вопрос велика — только представьте себе, чего будут стоить все психологические теории, все школы саморазвития, все житейские и глобальные общечеловеческие проблемы, если принять тезис о том, что никакой свободы воли у человека нет… Не знаю, как вам, а мне такая перспектива нравится, но, давайте, обо всем по порядку.
Начнем как водится с определения терминов. Поскольку у нас тут не арена для философских диспутов, а территория живой практической психологии, то к определению мы будем подходить соответствующе. Нас, прежде всего, интересует то, каким образом каждый человек сам для себя воспринимает свободу своей воли.
Статья большая и относительно сложная — пользуйтесь закладками.
Следуя по стопам Шопенгауэра, отделим для начала свободу внешнюю от свободы внутренней. Тут все именно так просто, как и звучит. Внешняя свобода или свобода физическая — это отсутствие материальных препятствий к материальным же действиям. То есть отсутствие решетки на окнах, замка с той стороны двери и цепи на ногах. Свобода внутренняя, с другой стороны, штука более тонкая.
Если вынести за скобки всякие бессознательные процессы, то в различных ситуациях субъективно мы можем обнаружить как собственную свободу так и несвободу.
Например, выбирая мороженое на прилавке магазина мы руководствуемся тем, какой сорт нам более по вкусу. Ничто нам не препятствует, цена одинаковая — остается только совершить выбор, и в этом выборе выражается наша свобода. В другой же ситуации, когда, к примеру, мы решаем съесть ли последнюю конфету или оставить ее другому человеку, можно краешком глаза уловить некоторую предопределенность ситуации — воспитанная вежливость иногда сужает поле выбора не хуже кованной цепи на ногах.
Психолог скажет, что выбор есть всегда. Фрейд в свое время вывел принцип тотального подчинения человека поиску удовольствия, и этот принцип никто до сих пор не оспорил. Разница в предложенных для примера ситуациях только в уровне осознанности. В случае с моральными ограничениями речь идет все о том же свободном выборе между двумя «удовольствиями», только его фокус смещается с поедания конфеты на желание выглядеть воспитанным.
С такой позиции мы видим, что свобода воли у нас есть — мы выбираем, чего больше хотим и следуем своему выбору. И даже если нам кажется, что какой-то из выборов нам был навязан внешними обстоятельствами, то на задворках сознания всегда можно обнаружить свое собственное желание, которое и определило этот выбор. Как раз на этом правиле основана идея тотальной ответственности за собственную жизнь, которую пропагандируют все психологические теории, и которая есть критерий нормального развития личности.
А почему вообще свобода воли нам так важна? Что мы теряем отказавшись от права на свободный выбор? Почему вокруг этой тематики столько эмоций и экспрессии? Ответ простой и ужасный — вместе со свободой воли мы автоматически утрачиваем право на свою индивидуальность, на все свои достоинства, на все свои достижения, на все свои планы и мечты — вот, что пугает и вызывает сопротивление. Под удар попадает наше драгоценное Эго, и уж без боя оно не сдается.
А теперь от понятного и очевидного перейдем на более зыбкую почву — к описанию некоторых отраслевых парадоксов, которые ставят свободу выбора, по меньшей мере, под большой вопрос.
((Поговорим о свободе воли?))
[[Четыре способа усомниться в личной свободе]]
Парадокс физики
В современных представлениях о физическом устройстве вселенной заложено две крайности. С точки зрения классической ньютоновской физики, вселенная представляет собой гигантский механизм, в котором каждая мельчайшая частица подчиняется строгим законам. А значит, при всем многообразии видов каждое проявление жизни и всякая свободная воля полностью детерминированы изначальным состоянием системы и законами, которым она следует.
Говоря проще, начиная с большого взрыва и по настоящий момент вселенная раскручивается, как огромный часовой механизм, с тотальной предопределенностью того, что случится дальше. Это включает в себя и каждый выбор, который нам когда-либо еще предстоит совершить.
Такой взгляд интересен тем, что включает в себя необъяснимое и при всей своей грубости близок к тому, о чем говорят всевозможные духовные учения (об этом ниже). Например, идее детерминизма нельзя противопоставить субъективные впечатления о свободе собственной воли, поскольку всегда можно сказать, что и эти интроспективные наблюдения запрограммированы и предопределены устройством часового механизма. С такой же легкостью можно разрушить и любую другую контраргументацию. Попробуйте сами на досуге, а пока перейдем к другой наукообразной крайности…
На другом полюсе у нас находится квантовая механика, которая оперирует совершенно иными категориями. Просто и наглядно объяснить не смогу, поскольку и в обычной-то физике не силен, но конечный вывод выразить довольно легко — вместо полной предопределенности на первый план здесь выходит такая же полная неопределенность.
Может показаться, что неопределенность — это хорошо, что она оставляет место для свободы воли. Но при внимательном рассмотрении мы упираемся в противоположную стену — вместо предопределенности каждого нашего выбора мы получаем совершенную случайность каждого исхода. А значит, как и раньше, наша индивидуальность, наше чутье, наш интеллект и наши личные принципы оказываются не у дел, поскольку не принимают в совершении выбора никакого участия, создавая лишь красивые рационализации.
Помните, что там в Матрице говорила Пифия, — «Выбор уже совершен, ты только находишь ему подходящее объяснение»…
Парадокс психологии
Здесь мы можем опять обратиться к Шопенгауэру, поскольку сущность психологического парадокса лишающего нас свободы воли он выразил четко и ясно. Его логика проста и непробиваема — допустим, человек способен совершить выбор между двумя «хочу» по собственному произволу, НО способен ли человек выбирать, чего ему хотеть?
Видите, как все просто? Если мы даже допускаем наличие свободы выбора, мы все равно сталкиваемся с непреодолимым ограничением — отсутствием какого-либо контроля над нашими предпочтениями и желаниями. Мы никак не способны выбирать, чего хотеть или не хотеть — вся мотивация лежит за пределами сознания, которое претендует на свободу собственной воли.
Пример на злобу дня — выборы Президента. Вы вполне можете решить пойти или не пойти на выборы, но, предположим, что вы все-таки собрались и пошли. Вы вполне можете взять бланк голосования и выбрать кабинку, в которой будете его заполнять. Окей, выбрали. И, наконец, вы можете выбрать фамилию кандидата из списка предложенных и поставить в нужной графе знак своей демократической свободы воли — галочку. Выглядит естественно.
Но каким образом совершается данный выбор? В зависимости от своих приоритетов, вы выбираете, опираясь на свои принципы, на свою логику, на свое чутье, на свой эмоциональный гражданский протест или на головную боль от вчерашних похождений — и чувствуете в этом реализацию собственной свободы. Но откуда взялись ваши принципы? Почему вам важна логика? Почему вы доверяете своей интуиции? Откуда исходят ваши эмоции? И почему головная боль склоняет вас к тому, а не иному выбору? Выбирали вы свой характер или он сформировался как-то сам собой?
Расшифровка к ребусу: пять раз «не знаю» и один раз «не выбирал».
Получается что, если свобода выбора у нас и есть, это ничего не меняет — каждый выбор предопределен сложной предысторией нашей жизни и в каждой конкретной ситуации совершенно непредсказуем. Мы можем убедить себя и окружающих, что четко знаем, почему совершаем тот или иной поступок, но достаточно будет нескольких вопросов, чтобы со всей отчетливостью обнаружить, что мы не знаем причин собственного выбора, а только подгоняем свершившийся факт под выгодные нам объяснения.
Вера в последовательность и постоянство характера, на которую так уповают наши друзья, коллеги и родственники — это ни что иное, как вопрос статистики. По какой-то неопределенной причине большинство из нас на продолжительных промежутках времени следуют более-менее постоянным векторам развития. Но как и любая статистическая последовательность, цепочка предсказуемых реакций может оборваться в любой момент.
Парадокс религии
Всякий религиозный спор, по определению, представляет собой игру в песочнице. Базовое священное писание определяет основные догматы и условия игры, а затем начинается диспут о трактовке основных понятий и их логических следствий. Но за рамки песочницы разговор никогда не выходит, а значит неизбежно остается спором о словах, а не об истине. И, тем не менее, некоторые теологические построения довольно интересны и показательны для нашего разговора.
Нам, как представителям христианской культуры, проще будет говорить о библейском учении, хотя ту же логику можно применить и к любой другой религии.
Взять, к примеру, постулируемое всемогущество Бога. Может ли Бог создать такой тяжелый камень, что сам не сможет его поднять? — Это известный парадокс, который можно распространить и на проблему свободы воли. Может ли Бог дать человеку такую свободу выбора, что он станет способен поступить наперекор Богу? Или такая свобода будет все-таки находиться в рамках дозволенного? Но тогда это всего лишь более длинная цепь, а не свобода, да?
Или зайдем с другой стороны. С точки зрения библейского учения, спасение души — конечная цель христианской веры. Это просто. Достаточно вручить себя Божьей воле, довериться ей, а дальше все произойдет как бы само собой. Но такая установка порождает массу вопросов.
Если я должен вручить себя в руки Божьи, значит, подразумевается, что в настоящий момент я нахожусь вне Божеского контроля. То есть либо я в своем непросветленном состоянии неподвластен Богу, либо моя жизнь никогда и не выходила за рамки Божьей воли, а, стало быть, спасение души мне обеспечено вне зависимости от того, следую ли я христианским заповедям. Такая вот путаница.
А еще можно задать такой вопрос — могу ли я по собственной воле отказаться от собственной воли? То есть могу ли я сам вручить себя в руки Божьи? Теолог скажет, что подчинение божьей воле происходит благодаря «милости господней», но если это так, выходит, что доступная мне воля ограничена божественным произволом и в любой момент может быть отнята «милостью божьей»? Опять путаница.
Справедливости ради нужно сказать, что с религией не все так просто. Все указанные парадоксы — удел и результат применения словесной логики к тому, что следовало бы рассматривать символически. Но в рамках религии, как общественного института, все обычно трактуется именно на уровне слов, знаков и догм, и потому, не выдерживает элементарной критики. А чтобы заглянуть за символический покров, перейдем к последнему пункту — эзотерической составляющей всякой религии.
Парадокс эзотерики
Понимание термина «эзотерика» от повсеместного и категорически ошибочного использования приобрело оттенок попсовости и деградировало до обозначения примитивного помешательства на потусторонних явлениях. Сложно говорить об «эзотерическом», не вызывая при этом ложных ассоциаций с Кашпировским и компанией, поэтому давайте внесем ясность в изначальный смысл этого понятия.
«Эзотерический» — от древнегреческого ἐσωτερικός — значит, тайный, содержащий внутренний, глубинный или спрятанный смысл. В противоположность ему есть другой термин — «экзотерический», который обозначает нечто внешнее, упрощенное и поверхностное.
Всякая традиционная религия представляет собой экзотерическое учение, которое в крайне упрощенной форме передает своим последователям лежащие в ее основе эзотерические знания. Христианство, каким мы его знаем «из телевизора», носит именно экзотерический характер, и потому выглядит настолько наивно, насколько выглядит.
С другой стороны, в основе христианства лежит отлично проработанное эзотерическое учение, которое в далекие времена под давлением политических и социальных интересов было закопано так глубоко, что даже уши уже не торчат.
Буквальное понимание любого экзотерического учения неизбежно заводит в тупик, тогда как символическое понимание может открыть все двери к сущности изначального учения. Но вернемся к теме нашей статьи и посмотрим, как выглядит проблема свободы воли с точки зрения эзотерики. Надеюсь вы выдержите последний интеллектуальный пассаж.
Любое эзотерическое учение исходит из того, что человек со всеми его душевными заморочками — всего лишь песчинка на ветру невообразимой стихии, лишенная всякой собственной воли. Но вслед за тем утверждается и обратное — человек в своем подобии Богу наделен его же волей. То есть подразумевается, что человек и «волен», и «безволен» одновременно. Сложно?
Для понимания этой концепции требуется совершить хитрый интеллектуальный кульбит. Вся соль в том, что нам считать «собой».
Во всех предыдущих рассуждениях мы ставили под вопрос свободу воли нашей привычной личности. И эзотерические учения на этот вопрос отвечают вполне конкретно — личность лишена всякой свободы самоопределения. Без исключений и оговорок. Тогда назревает очевидный вопрос — является ли личность центром нашей сущности или за пределами Эго есть что-то еще?
Юнг в книге «Человек и его символы» приводит по этому случаю любопытную иллюстрацию — большая сфера с маленьким пятнышком на ее поверхности. Сфера обозначает психику в целом, а пятнышко — наше повседневное сознание, наше Эго. Примерно в таком масштабном соотношении они и находятся. Личность, которую нам так хотелось бы считать значимой и важной, — это лишь рябь на волнах мирового океана, а не «пуп земли».
А в центре сферы находится находится другое наше «Я» — более древнее, мудрое и могущественное, которое, однако, для нашего сознания остается практически недоступным. Юнг называл его Самостью, другие учения — «Высшим Я». И вот здесь происходит самое для нас интересное. Считается, что именно Самость управляет жизнью и каждым выбором человека. Индусы приводят в пример метафору, что личность — это маленькая обезьянка на спине у слона, которой кажется, что это она заправляет путешествием.
И теперь самый главный вопрос: имеет ли наш «слон» свободу выбора? Эзотерика говорит — и да, и нет. С одной стороны, именно слон направляет всю психику в целом и имеет для этого собственную волю, но с другой — эта воля подчинена естественной природе вещей или, если угодно, воле божьей. То есть существующая свобода воли «Высшего Я» реализуется в добровольном неукоснительном следовании божественному замыслу. Свобода есть, но она полностью расходуется на то, чтобы воплощать божью волю.
Таким образом, человек свободен, но на уровне Самости его выбор состоит в том, чтобы следовать естественному порядку вещей. И в этом смысле воля человека тождественна воле Бога — вот в чем сущность всякого эзотерического учения. В Индии мудрецы так и говорят — «Ты есть То». В своей глубинной сущности человек и Бог — это одно целое.
Как поет Гребенщиков, сансара есть нирвана. Повседневная жизнь со всеми ее радостями и невзгодами — это тоже часть великого и неумолимого божественного замысла. С позиции свободной эгоистической воли можно страдать из-за того, что жизнь разворачивается, возможно, не так, как того бы хотелось, а с позиции обезьянки, знающей свое место в природе вещей, остается лишь расслабиться и получать удовольствие от поездки…
Психологическая мораль
Любые самые серьезные и глубокие размышления оставляют вопрос свободы воли открытым. Даже если все доказательства будут против, у нас все равно остается совершенно отчетливое субъективное переживание свободы выбора. И если посмотреть на внутренний смысл всех подобных философских упражнений, то их цель вовсе не в том, чтобы лишить человека воли и ответственности. А вы, кстати, догадываетесь, в чем цель?
Как бы то ни было, даже если мы лишены всякой способности к произвольному выбору, это не снимает с нас ответственности за все с нами происходящее. Не важно, божья воля или слепая случайность руководит нашими поступками, субъективно, изнутри, существует только один способ смотреть на происходящее и не наломать дров — во всем видеть вселенскую неизбежность, собственную свободную волю и тотальную личную ответственность, одновременно.
Вы все еще дорожите своей индивидуальностью?
Подготовка материала заняла 8 часов. В работе над статьей использованы книги: Артур Шопенгауэр — «Свобода воли и нравственность», Мэнли П. Холл — «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии», Карл Густав Юнг «Человек и его символы» и некоторые другие.
@Григорий
Нет ничего бессмысленнее и проще, чем отдать свои деньги кому-то или чему-то. Если это в некоторых случаях полезно для отдающего, например, если он хочет уйти в монастырь (или другое на выбор), и таким образом он освобождается от своей ноши, то доставшиеся кому-то деньги-подарки остаются все той же материальной и нравственной ношей, и детей в детских домах они не сделают духовно богаче, если вообще до них дойдут. Намного сложнее лично контролировать их разумный расход на некоторые полезные “вещи”, которые все-таки можно с их помощью осуществить.
нету и ладно, все равно интересное кино показывают..
Шопенгауэр, Юнг… Все эти теории коллективного бессознательного – это тот же самый антропоморфизм только под другим соусом.
Олег, полистайте лучше Рене Генона. Уверен, вам понравится ;)
А начать лучше вот с этой книжки:
Рене Генон “Восток и Запад”
Эзотерическое учение сокрыто не из-за политических прихотей, а в силу того, что оно предназначено НЕ ДЛЯ ВСЕХ, а только для, кто способен его принять. Если передавать его тем, кто для этого не предназначен, то оно будет неизбежно искажено и потеряет связь с высшей истиной. Собственно, что и произошло с западной цивилизацией. И последствия этой деградации мы можем наблюдать повсеместно.
Вообще попытки доказательства отсутствия свободы выбора вызваны желанием добить собственный голос совести ?
Довериться Божьей воле – это значит поступать по заповедям и слову Божьему, как написано в Евангелии, а вот что со мною будет после этого – это и значит довериться Божьей воле.
Как правило это невыносимо трудно, зная что вы теряете весь свой материальный, социальный, психический, нервный потенциал когда от Вашей самости не остается ничего – все таки сделать по слову Божьему.
Например продать свой БМВ и накормить детей в приютах, купить им одежду, нанять хорошего воспитателя…
Бог дал человеку полную свободу, создав человека по своему образу и подобию, и человек не имея ограничений в свободе
убил Бога, прибив его гвоздями к кресту.
Этот вопрос показывает невозможность человеку понять всемогущество бога, так как упирается в логику человеческого решения задач. Человек не способен понять всемогущество Бога. Ему не дано это Богом.
на мой взгляд не так, добровольно отказаться от собственной воли – значит впасть в грех малодушия, и тут мы вручаем себя не в руки Бога, а в руки сатаны…
Подчинение воле Божьей происходит по свободному выбору человека, подчиняться или нет. Бог не может отобрать у человека свободу выбора.
и Голос Бога в человеке – совесть – подсказывает ему, он поступает согласно воле Божьей или нет.
Чем меньше у человека личной свободы выбора – тем тише совесть. Если все определено Богом (так иногда воспитывают монахов) – они становятся абсолютно бессовестными. Психология рабов – примерно то же самое. В нашем мире и в наше время совесть угасает,
что говорит об уменьшении личной свободы.
Свободу воли нужно беречь, можно потерять, запачкать.
Сберечь ее можно только правильно соблюдая заповеди Бога, а это огромный труд, и это требует исключить все, что вредит – то есть грех.
Грех убивает свободу воли, делает человека рабом греха.
@Илья
У меня есть более субъективный пример, но на мой взгляд он дает возможность ответить еще и на вопрос Олега:
Дело было так…меня будит мама, я это слышу своим “Я”. затем отрубаюсь. не знаю сколько времени прошло, но я понимаю что у меня глаза открыты, затем я понимаю что я говорю в ответ маме :”а я говорю давай”. во-первых между осознанием что у меня открыты глаза и осознанием что я говрю эту фразу прошел на мой взгляд достаточно ощутимый промежуток времени. во-вторых, когда я понял что это не “Я” говорю, а та самая “самость”, были следующие мысли: вначале пустота (у меня только открыты глаза), затем пришло осознание что я что-то говорю, я понимаю что говорю, затем включается наконец мозг и внутренний монолог примерно такой:
“офигеть, я это сказал. а что я имел ввиду? а, наверно это сон снился…” и собственно все. мое “Я” присвоило себе очередную заслугу, которой не совершало. возвращаясь к риторическому вопросу Олега, смысл в этих упражнениях чтобы понять, что есть эта “самость” а есть “Я”, которое присваивает себе все заслуги. как было сказано в моем любимом фильме “Револьвер”: “он знает все разводки”. но, на мой взгляд, пример показывает и еще одну закономерность – что не могут они прожить друг без друга=))))
PS может я вижу то, что хочу видеть, но это вполне гармонирует с моей субъективностью=)
вот эта статья понравилась особенно! хоть и затрагивается религия, но с той стороны, с котрой я смотрю на нее=) помимо этого отпал вопрос про то, как можно жить не ассоциируя себя с полярностями своих поступков. я думаю прочитал ее вовремя, т.к. статья помогла так скажем упаковать весь груз знаний прочитанных за сегодня на вшем сайте…у меня еще один непрочитанный раздел, завтра осилю=)
…and i wonder…
А можно вопрос? :) А разве человек не состоит из того же, что и остальная вселенная? :)) Другими словами – вселенная включает в себя всё. В том числе и человека :))) Человек ведь – набор атомов или чего там (извиняюсь, не очень разбираюсь в физике – я о том, что человек состоит из того же, из молекул чтоли, что и все остальное). А молекулы в нем + сознание и есть человек. Короче то, чему подчиняется вселенная, человек обязан подчиняться, так как он не отделен от вселенной.
По мне, доказать отсутствие свободы воли и статус эго обезьянки на спине слона, достаточно вот чего.
Заморозьте свой мозг. Не думайте, ни о чем, вернитесь в состояние того, которое вы испытываете в глубоком сне (сне без сновидений), то самое чувство, которое есть в вас, как только вы просыпаетесь. ВЫ не думаете, но вы есть. А теперь попробуйте быть так. Вы удивитесь, но действовать вы будете, абсолютно не думая. Но не советую это практиковать – это подавляет мозг, и потом он вам отомстит :)
Плюс физическое доказательство – подсознание принимает решение за три сотых секунды до того, как кто-то подумает что это “его” решение. Например, “вы” принимаете решение сесть и написать комментарий, и думаете – о “я” сейчас напишу ответ. Но руки то уже печатают текст.
Короче, подумайте сами, наблюдайте и смотрите :)))) выводы за вами. Я не буду говорить о свободе воли как её отсутствие или присутствие :) в конечном итоге вопрос отпадет сам собой :)))
@derzhatel
+1
А я знаю что такое сила воли :) – это такое прикольное желание!
Ох как я нахвасталась.
Не путайте так называемое стратегическое мышление с тактическим. Тактическое – сегодня у вас может возникнуть желание посмотреть фильм, например детектив, а может быть комедию, вот как – раз за выбор жанра, и тем более за выбор конкретного фильма отвечает стратегическое мышление, тактическое же, в свою очередь лишь обнаруживает стимул в данный конкретный момент времени посмотреть тот самый фильм.
Стратегическое – определяет те возможные варианты из которых будет осуществляться тактический выбор (тактический выбор действительно в какой-то степени случаен, но только для нашего сознания, так как подчиняется бессознательным механизмам).
Таким образом, правильным выводом из сказанного будет следующий – всестороннее развитие личности, способствующее правильному мировосприятию позволит расширить границы стратегического мышления, что в свою очередь позволит поднять тактическое мышление (следовательно тактический выбор) на более высокий культурный уровень. И вам боле не захочется смотреть некачественную голивудщину, как бы вы себя не заставляли, или поесть какого-нибудь искусственного деликатеса (потому, что вы уже знаете из он приготовлен).
Если кто,что не понял отсылаю к таким фундаментальным понятиям,как: ПРОИЗВОЛЬНОЕ,ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ,НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ,СИЛА ВОЛИ.
да, статья интересная.
вот еще супер статья по поводу “свободы воли”:
http://scinquisitor.livejournal.com/12353.html
да и вообще блог интересный.
Очень понравилась статья!! за исключением аналогий с ньютоновской и квантовой физикой)) я не поняла как описание физических явлений можно переносить на свободу выбора человека.. вселенная может развиваться по одним законам, а человечество по другим)
Лично Я считаю, что смысл в т.н. тренировке. Это как, скажем в спорте – техника и тактика отрабатываются с самого начала, но а вот оттачиваются, до проффесионализма – годами… :)
Не имеет значения, движем мы или все-таки движут нами. Суть заключаеся не в достижении той или иной цели(как ни крути, цель одна…неизбена которая), а именно в ее обсужждении, в поиске все новых и новых путей для самопознания, самообладания да и в простейшем анализе ситуации, в кротчйшие сроки и так далее.
Это как с вопросом о яйце и курице. На мой взгляд, совершенно не важно что из двух было первым, но и принимать ту или иную сторону, тоже противоречит разумному началу человека. Без такого рода вопросов, на которые нет однозначных и подавляющих ответов, жизнь теряет и вкус и цвет, превращаясь в быт !
Это на мой взгляд и является главным коньком всех известных религий. Типо, ответ есть – однозначный причем, но а вот ответчик – недосягаем, “спросить”, если что – по сути дела-то, не с кого :)
Отличнейшая статья, Олег! Ты молодец, я уже сделал закладку, обязательно всем раздам кто имеет уши.
ООО да тут у тебя целый сайт, буду читать !!!
То что ты делаешь спасает мир!!!