Вопрос: В детстве и трава была зеленее, и небо выше. С каждым прожитым годом вырабатывается свой способ защиты от неприятных переживаний и с каждым годом мир теряет свои краски. Настает момент, когда понимаешь, что день похож на сотни предыдущих, что куда-то делись эмоции, и что не помнишь, когда в последний раз искренне улыбался и, уж тем более, смеялся.
Как теперь действовать, когда понимаешь, что сам завел себя в этот порочный круг, по которому все медленнее идешь в полусонном состоянии, когда не хватает эмоций и желания что-то делать, не говоря о том, чтобы что-то менять?
Ответ: Проблема психологических защит, которые не просто защищают, но изолируют человека от жизни, действительно существует и требует внимания. Можно сказать, что это результат нарушения развития: младенческие и детские модели поведения, когда ребенок естественным образом учится подстраиваться под окружающий мир и ожидания родителей, не трансформируются с возрастом, а продолжают использоваться в качестве основной стратегии выживания.
Ребенок вынужден подстраиваться, и эта нужда для него не является насилием над личностью, а представляет собой форму обучения — таким образом он знакомится с реальностью, ее законами и устройством. Но на каком-то этапе этот способ обучения должен быть замещен новым — более самостоятельным и автономным от родительского мнения. Однако во многих (если не в большинстве) случаев этого не происходит, поскольку в обществе отсутствует всякая культура психологического взросления. Напротив, социальным образцом служит семья, где дети непозволительно долго задерживаются под крылом у родителей в материальном и, важнее, психологическом смысле.
Детей не готовят, не учат и не вынуждают обрывать психологическую пуповину, поэтому, даже становясь физически взрослым и самостоятельным, человек часто продолжает следовать детской модели поведения с постоянными оглядками на чужие мнения и требования общества. Будучи неподготовленным к душевной автономии, он сосредотачивает усилия не на раскрытии своей индивидуальности, а фактически на ее подавлении в угоду социальным ожиданиям: его основной задачей становится вписаться и понравиться окружающим людям и, тем самым, получить подтверждение тому, что в подтверждении на самом деле не нуждается, — своему праву на существование.
Основной расход энергии в этом случае не работа и не личные увлечения, а поддержание и воспроизведение своей социальной роли. И именно эти усилия делают человека таким уставшим от жизни. Обратите здесь внимание, что настоящая работа — интеллектуальная или физическая — не связанная с поддержанием маски, хотя и приводит к усталости, но при этом вовсе не вызывает психологического истощения. Это приятная усталость! Она не отравляет существования, а, наоборот, обостряет чувство своего бытия. Психологическая же усталость, вызванная напряженным удержанием себя в социальном форватере, это и есть то, что делает человека утомленным от всей жизни в целом и постепенно вгоняет в депрессию.
Вкус жизни, который нам знаком из детства, оказывается абсолютно недостижим, если основным нашим мотивом во взрослой жизни становится реализация социального идеала. Человек все больше и больше сил расходует на маскировку и изображение из себя приличного гражданина. Из его жизни уходит всякая игра — ему не до того, ему нужно держать марку, а не заниматься всякими «детскими» глупостями. Но именно тут он переворачивает все с ног на голову, поскольку нет ничего более наивного и детского, чем непрекращающиеся оглядки на чужие мнения и ценности.
Соответственно, выход из этой западни в том, чтобы заявить свои права на эту жизнь и, в самом буквальном смысле, послать к черту всех, чье мнение не совпадает с вашим. Нужно рискнуть выбросить социальные костыли и встать на свои собственные ноги, даже если поначалу для этого придется опуститься на четвереньки. Птенец, остающийся в гнезде, никогда не научится летать. И нужно ли здесь объяснять, почему его жизнь скучна и безвкусна, хотя и безопасна? Предназначение птицы — взлететь. Предназначение человека — встать на свои ноги и самостоятельно определить направление своего путешествия по жизни.
Другая плоскость этой проблемы, когда жизнь становится скучной и бессмысленной, — это преждевременная остановка в развитии способностей. Ребенок с младенческого до, как минимум, позднего подросткового возраста каждый день совершенствуется в каких-то своих навыках и умениях. От складывания в пирамидку больших ярких кубиков он постепенно приходит к играм и занятиям, требующим тонкой координации ума и тела. И каждый миллиметр движения в раскрытии потенциала своего человеческого организма наполняет его жизнь радостью и открывает все новые и новые горизонты. До определенного момента ему некогда скучать, потому что с каждым днем его возможности множатся в геометрической прогрессии.
Но в какой-то момент происходит сбой: ребенок останавливается в развитии, прекращает совершенствоваться в чем бы то ни было и навсегда застревает в рамках того, чему уже успел научиться. Вероятно, это связано с переключением внимания с задачи узнавания жизни, на задачу социальной адаптации. И с этого момента единственный навык, который продолжает стабильно развиваться и совершенствоваться, это навык маскировки — изображения из себя человека, вписывающегося в рамки общества и заслуживающий всеобщего одобрения. Жизнь, как таковая, перестает его интересовать, или на нее не хватает времени, потому что социальное одобрение гораздо важнее для выживания в нашем обществе, чем реальные умения и знание устройства бытия. Ему начинает казаться, что он итак уже знает достаточно.
Чем бы ребенок увлеченно ни занимался в детстве, он это бросает, потому что наступает «взрослая» жизнь: теперь ему нужно выстраивать отношения и обеспечивать социальный тыл, а не клеить бумажные самолеты, рисовать, или ковыряться в конструкторах. Внимание переключается на совершенствование социальных навыков, где умение делать красивую позу ценится куда выше, чем умение сделать что-то уникальное своими руками.
Таким образом, средний ребенок останавливается в развитии на подростковом этапе и дальше уже проживает оставшуюся жизнь, лишь шлифуя то, чему успел научиться до этого момента. Учеба в школе и институте в этом смысле не дают никаких гарантий. Вспомните все те примеры ваших знакомых, которые получили красный диплом и ни одного дня не проработали по специальности, — все они остановились в развитии задолго до поступления в ВУЗ, и все, чему они научились за пять лет, это тому, как получить красный диплом.
Детей (и взрослых), которые не застряли на подростковом этапе, очень немного. И с социальной точки зрения это обычно «белые вороны»: люди, которых не уважают за их продолжающийся прогресс, а наоборот, высмеивают и изолируют. Общество ориентировано на социальный фаст-фуд, и всякое гурманство ему очень не по душе. Однако именно этот процесс утончения навыков и непрекращающееся совершенствование вкуса, позволяет «гадким утятам» не скучать и не утрачивать радости бытия… конечно же, если только им хватает духу преодолеть долгий и мучительный этап социального неодобрения.
Вероятно, здесь тоже можно ситуацию подкорректировать, или даже исправить. Станьте мастером! В чем-нибудь. Хоть в чем. Выберите любое занятие, дойдите в нем до предела своих возможностей… а потом сделайте еще один шаг… и еще… и еще. Поставьте себе целью дойти до предела человеческих возможностей в этом деле. Посмотрите на восточную культуру: чем бы они не занимались, они превращают это в искусство, доводят до совершенства. Или посмотрите на тех знакомых вам людей, в которых вы видите воплощение вкуса к жизни, — вы обнаружите, что они постоянно в чем-то развиваются, и развиваются до очень тонких и сложных навыков, хотя и не обязательно уникальных.
И отсюда можно перейти к третьей плоскости. Есть такая теория, что развитие человека проходит определенные стадии по аналогии с сезонами года: рождение и раннее весеннее развитие, расцвет и становление летом, принесение плодов осенью и закономерное увядание зимой. И пока человек живет и развивается в согласии с этими циклами, его жизнь полна смысла и содержания, а стоит нарушить эту цепь, и жизнь утрачивает краски.
Природа не делает остановок и никогда не отдыхает. Человек же все время стремится и мечтает о золотых временах, когда можно будет расслабиться, ничего не делать и просто получать удовольствие — отдохнуть от трудностей жизни. И этот священный Грааль современного человека заставляет его стремиться поскорее разделаться с делами (читай, с развитием) и перейти непосредственно к отдыху. Если не все люди, то очень и очень многие живут именно с этой позиции — сейчас нужно поработать, чтобы потом обеспечить себе отдых. То есть сам процесс жизни — развитие и раскрытие своего потенциала — воспринимается как промежуточный этап, неприятная, но неизбежная повинность, которой нужно следовать, чтобы однажды получить шанс на отдых и вот тогда «зажить» по-настоящему.
Не удивительно, что при таком отношении к жизни, каждый сегодняшний день, который проходит в ожидании счастливого и безмятежного «завтра», скучен, безвкусен и не интересен.
В погоне за скорейшим наступлением «настоящей жизни» человек отказывается от истинного развития, он учится зарабатывать деньги и обеспечивать себе комфортное выживание — в современном мире для этого не нужно хватать звезды с небес — и, достигнув желанного состояния без должного развития, он лишает себя шансов принести какие-нибудь иные плоды, чем счет в банке и подпись под документами о собственности на недвижимость. Даже их дети — это не настоящие плоды, а всего лишь побочный продукт их бессмысленной скучной жизнедеятельности.
Каждому жизненному этапу должны соответствовать свои цели и задачи. Очень многие разочарования в жизни связаны с нарушением цикла. Молодые люди, вчерашние еще студенты, переживают и чувствуют себя несчастными от того, что не могут себе позволить атрибуты взрослой жизни: хотят иметь все и сразу, никоим образом этого не заслужив. Взрослые люди на этапе, когда им следовало бы забыть о результате и сосредоточиться на совершенствовании своих навыков и умений, вдруг начинают капризничать, что жизнь не приносит радости: детские игры уже не трогают, а энергия, вложенная в развитие, не приносит плодов. Практически все вокруг страдают от капризного требования получить все и сразу, не желая соглашаться с правдой жизни: новый этап начинается только тогда, когда пройден предыдущий.
Соответственно, выход здесь в том, чтобы поумерить свои капризы и принять жизнь какой она есть — заниматься задачами сегодняшнего дня, развиваться, двигаться вперед, отвлечься от погони за «плодами» и от мечты о безмятежном времени, когда не нужно будет ничего делать… потому что, как только наступит это счастливое время, следующим этапом будет зима и смерть.
Другие вопросы и ответы: МозгоFAQ.