В выходные прошел пробный семинар. Как обычно, запланированного времени не хватило — оба дня занятия длились по 5 часов, а в итоге договорились еще провести пост-семинар через неделю, чтобы разобрать вопросы, которые возникнут в процессе осмысления материала. Кстати, это нововведение с дополнительной сессией вопросов-ответов распространим и на рабочий семинар.
Каждый раз на занятиях хочется рассказать все-все-все, и из-за этого никакого времени не хватает. В связи с этим возникла идея изложить вступительную часть семинара в виде статьи — и суть семинара будет понятнее, и времени немного сэкономим.
Существует такая — довольно обширная — категория людей, которые никогда в своей жизни не сталкиваются с проблемами управления своей жизнью. По сути, им безо всяких дополнительных знаний и усилий вполне удается наладить в своей жизни продуктивный рабочий процесс.
Можно считать, что им повезло — многие вещи в этой жизни им достаются без особых усилий и душевных терзаний. Они легко заводят друзей, легко встраиваются в любую компанию, легко выбирают свою профессиональную стезю в жизни и легко в ней продвигаются. В их жизни случаются проблемы, но для них отлично срабатывает принцип 100 друзей и любые другие журнальные советы на все случаи жизни. Их взгляд с оптимизмом устремлен в будущее, а сегодняшний день полон событий. Им некогда грустить: у них либо много работы, либо много развлечений. И по этой же причине им некогда задумываться…
Эти люди не хватают звезд с неба, но зато в их жизни все исключительно нормально, стабильно, безопасно и весело. Они живут легко и относительно беззаботно и им сложно даже представить, что в жизни могут быть какие-то серьезные проблемы, ведь жизнь — это так просто!
Сказать, что они глупы или примитивны, ни в коем случае нельзя: порой эти люди достигают высокого социального положения, обладают развитым умом, обширными познаниями и твердой волей в достижении своих целей. Сказать, что они настолько от рождения мудры, что жизнь представляется им разгаданной загадкой, тоже нельзя — большинство из них проживают жизнь совершенно бессознательно. Не зная вопроса, они не замечают, что у них нет ответа… но их это нимало не заботит.
Секрет их скромного счастья в том, что их внутренний мир с его основными ориентирами и предпочтениями чудесным образом соответствует тому набору социальных стереотипов, которые проповедуются в нашем обществе. Общепринятые человеческие ценности вызывают у них внутри ощущение глубокого согласия, и это не ложное чувство — они действительно всей душой разделяют основные социальные ориентиры и даже готовы защищать их на баррикадах. Поэтому в нашем мире они чувствуют себя, как дома, — все здесь им понятно и близко. Они — утки среди уток. В этом их везение и в этом же их проклятие.
В противоположность им есть другая категория людей, и если это не первая статья, которую вы читаете на этом сайте, то, вероятно, и вы тоже относитесь к этой категории. Это люди, которые, попав в этот мир, с самого первого дня испытывают определенное замешательство — по какой-то неведомой причине они чувствуют себя чужими на этом празднике жизни.
Некоторые ощущают этот диссонанс не так уж и сильно — скорее, в форме легких тревог и сомнений. Большинству из них удается себя убедить, что жизнь трудна для всех, и нужно просто приложить дополнительные усилия. И у них это получается — они находят свое место под солнцем и проживают свою жизнь вполне удовлетворительно…
Но есть и другие — те, чей разлад с окружающей действительностью настолько значителен, что ни о каком удовлетворительном существовании в имеющихся условиях для них речи быть не может. Что-то глубоко у них внутри никак не хочет соглашаться с существующим порядком вещей и требует к себе внимания так настойчиво, что никакие самоувещевания уже не помогают. Им приходится тяжело, и им приходится с этим что-то делать.
Одни пытаются изменить мир, и большинство из них погибает на баррикадах. Другие — пытаются изменить себя и гибнут от неизбежных психозов. Первым советы не нужны — они для этого слишком воинственны. Вторым советы уже достаточно «помогли» — от того у них крыша и едет. Есть еще и третьи — те, которые не пытаются ничего изменить. Эти просто сидят на месте и жалуются на жизнь. И все они неправы в равной степени.
Бунтовать против существующих порядков бессмысленно — традиции и правила любого общества прочно обоснованы статистическим соответствием. Большинство правит бал. А если какая-то группа людей, в силу каких-то особенностей, не умещается в имеющиеся рамки, то изменения в традициях и установках произойдут сами собой, как только эта группа станет статистическим большинством. Не раньше.
Воевать с собой бессмысленно по той же причине: перестройка внутренних ориентиров и моделей поведения возможна, но для этого нужны куда более веские основания, чем желание ума соответствовать общепринятым стереотипам. Поведение регулируется стимулами, поступающими с разных сторон, но что бы ум о себе ни думал, он не является значимым стимулом — его мнение сугубо совещательное. Но именно ум призывает к переменам и победе над собой, а единственный результат, которого он в своих требованиях добивается — это испорченное настроение.
Жалеть себя и жаловаться на жизнь — путь тупиковый. Тут и говорить особо не о чем. Нужно только обратить внимание, что он ничем не хуже первых двух вариантов. Верить в возможность перемен или верить в их невозможность — это одни и те же яйца с разных ракурсов. Ловушка в том, что и первые, и вторые, и третьи верят в необходимость перемен. А дальше — что бы они ни делали, все это будет одним сплошным театром абсурда.
Всем им не хватает понимания одной фундаментальной истины — то, что есть, не нуждается в изменениях — оно хорошо именно таким, каково оно есть. А в переменах нуждается только точка зрения о необходимости перемен. В этом заблуждении их проклятие, но в нем же и их шанс на преображение.
Утки, живущие среди уток, проводят свою жизнь в достатке и довольстве. В этом им можно позавидовать, но есть и обратная сторона медали — у них никогда не возникает достаточного уровня внутреннего напряжения для того, чтобы начать задавать себе вопросы о природе и смысле своего существования. Им кажется, они знают все ответы — их жизнь и есть ответ! — но участь их в этом вопросе печальна. Они подобны ребенку, которого с самого рождения усадили за компьютер с запущенным тетрисом и выдавали ему еду соразмерно набранным очкам. А теперь он — взрослый уже человек — сидит за тем же тетрисом и верит, что это и есть Жизнь, а верхняя строчка игрового рейтинга — высшая цель существования.
А те, кто с самого начала в имеющуюся систему координат не вписались, находятся в обратной ситуации. Они несчастны с самых ранних лет, но это внутреннее напряжение, которое не дает им покоя, — это их шанс задать однажды правильный вопрос и, может быть, найти на него ответ. Всякому развитию предшествует страдание, а уж страданий у них хоть отбавляй.
К сожалению, им редко случается взглянуть на свою ситуацию как на благословение. Поддаваясь социальному гипнозу, они легко верят в то, что их положение прискорбно и заслуживает то ли жалости, то ли порицания. Они оказываются в положении гадких утят, которым достаются одни лишь насмешки. Но главная трагедия ситуации в том, что с годами они совершенно теряют веру в себя, и даже если где-то среди серого пуха пробиваются белые перья, они самолично вымазывают их в грязи, чтобы не отсвечивать и не привлекать к себе лишнего внимания.
Они не хотят становиться лебедями — всю свою энергию они тратят на то, чтобы стать более похожими на уток. Они учатся дисциплине, они тренируют волю, они изучают различные методики и ходят на семинары… но чем больше сил они тратят на оттачивание навыков мимикрии, тем в более тяжелом положении оказываются. Большинство из них так и заканчивают свою жизнь, оставаясь гадкими утятами, которым стыдно за сам факт своего существования.
Но все-таки время от времени находятся среди них те, кто идет на риск довериться собственной сущности, какова бы она не была. Не все они в итоге оказываются лебедями, но именно они, поверив в себя и расправив крылья, часто оказываются на самой вершине пищевой цепи. Это они совершают открытия и привносят в этот мир что-то новое, это они протаптывают новые тропы, по котором за ними пойдут все остальные, это их мировоззрение ложится в основу новых социальных устоев и традиций…