Жизнь полна опасностей. До пошлости банальное замечание, да? Однако тут есть ряд интересных для обсуждения моментов. Во-первых, вопрос в том, насколько именно жизнь опасна. Во-вторых, очень интересно, что, вопреки всем опасностям, мы проживаем жизнь, чувствуя себя в целом в безопасности. В-третьих, очень-очень любопытно, как именно мы добиваемся этого успокоения.
Представьте, что вы плывете на “Титанике”. Хотели бы вы знать, что завтра он напорется на айсберг и неизбежно затонет? Причем это ваше знание ничего уже не изменит: капитан ваши мрачные пророчества слушать не станет, и место в спасательной шлюпке заранее забронировать тоже не получится. Можно, разве что, выкрасть спасательный круг и немного подготовиться морально, но может выйти и так, что именно эти приготовления вас в итоге и погубят, поскольку, давно известно, что чрезмерная подготовленность лишает спонтанности, и действия становятся более неуклюжими. Так хотели бы вы это знать или предпочли бы оставаться в неведении?
Здравый смысл здесь обычно выступает за то, чтобы все-таки знать о грядущей опасности заранее. Но удивительный фокус нашей человеческой психологии в том, что если таковое знание не позволяет гарантированно избежать этой самой опасности, против него возникает глубокий внутренний протест: зачем знать, что корабль потонет, если предотвратить это абсолютно невозможно? Зачем мучиться? Не лучше ли будет ничего не знать и от всей души веселиться до самого последнего момента?
Хорошо знать об опасности, когда к ней действительно можно как-то подготовиться или даже ее предотвратить. Но как только речь заходит об опасностях непредсказуемых и неизбежных, отношение к ним резко меняется — о таких опасностях знать уже совсем не хочется. А если и приходится сталкиваться с осознанием их наличия, тут же делается все возможное, чтобы поскорее выкинуть их из головы — забыть и не обращать внимания. Привет Фрейду с его теорией вытеснения.
Почему так происходит? Попробуйте ощутить это на себе. Если вы внимательно оглянетесь вокруг и посмотрите на свою жизнь, вам неизбежно придется признать, что вы не знаете, когда именно и как именно она закончится. В любой момент может случиться что-то неожиданное: кирпич на голову, пьяный водитель или сердечный приступ. Такова объективная реальность — кино может закончиться в любой момент. И эта наша внезапная смертность абсолютно очевидна, стоит только уделить внимание этому вопросу. Но почему-то нас это абсолютно не волнует: мы живем так, словно у нас в запасе уйма времени.
Обратите внимание, что этот вопрос вообще сложно воспринимать всерьез. Как это в любой момент?! Очевидно же, что какое-то время еще предстоит пожить — здоровье в порядке, время мирное, современный цивилизованный мир, где все, в общем-то, предсказуемо. Нет никакого айсберга!
И даже если мы на своем опыте сталкиваемся с тем, что жизнь имеет тенденцию внезапно заканчиваться, то все равно умудряемся остаться где-то в стороне. Если такое случилось с кем-то другим, это еще не значит, что такое же может случиться со мной. Детская наивная логика, но почему-то именно здесь она кажется очень убедительной… потому что она успокаивает, и, как это часто бывает в подобных случаях, разум в два счета проигрывает в споре с чувствами.
Жизнь самым очевидным образом опасна и непредсказуема, но поскольку этому нечего противопоставить, первой реакцией на такое осознание становится попытка от него убежать. Слишком страшно жить в мире, который вовсе тебе не друг, и который может стереть тебя в порошок в любой самый неожиданный момент. А если убежать от этого знания не удается — например, в ситуации, когда поставлен смертельный диагноз — то случается депрессия и апатия. Как можно спокойно жить дальше, если конец уже так близок и очевиден?
Осознание неизбежной опасности не приносит никакого облегчения, а, наоборот, делает ожидание неминуемой развязки невыносимым. Именно поэтому так хочется этого осознания избежать: не сталкиваться с ним, забыть, не знать. Такой вот удивительный парадокс. Человек хочет знать о себе и своей жизни все… но только, пожалуйста, не все.
То есть успокоение, в котором мы все пребываем, достигается исключительно за счет закрывания глаз на суровую правду бытия — полубессознательное сужение поля зрения таким образом, чтобы не видеть приближающегося айсберга. Добровольный отказ от знания в угоду мнимому чувству безопасности. Но нет ли какого-то иного способа справиться с пугающей правдой о жизни?
Психологи, исследующие переживания смертельно больных пациентов, заметили определенную закономерность. Обычно говорят о пяти стадиях умирания, но для нашего обсуждения будет достаточно трех: психологическое избегание, кризис осознания и смирение с фактами.
На первом этапе человек даже думать не хочет о том, что что-то идет не так. И даже есть какие-то симптомы надвигающейся опасности, они, по возможности, игнорируются или маскируются. На втором этапе, когда человека все-таки настигает осознание фактического положения дел, случается болезненный кризис — тот самый период, когда он проваливается в апатию, депрессию и даже суицидальные настроения. Но если проявить терпение, затем наступает третий этап, на котором человек примиряется с ситуацией и оказывается в совершенно неожиданном для себя месте — жизнь вдруг снова обретает для него смысл. Более того, он осознает, что только сейчас он и начинает жить по-настоящему: зная о неминуемом конце, он наконец-то начинает ценить каждое оставшееся мгновение.
И в этом состоит другой парадокс все той же нашей человеческой психологии. То, что кажется наиболее страшным, то, с чем, кажется, нельзя сосуществовать, открывает проход в состояние, о котором человек до этого мог только мечтать. И покой, который обретается в результате принятия и смирения, не идет ни в какое сравнение с тем покоем, который имитируется за счет избегания и отрицания болезненной правды о подстерегающих опасностях.
Возвращаясь к метафоре с “Титаником”, мы здесь имеем три разных состояния. Первое — это покой незнания. Точнее, речь идет о нежелании знать, неизбежно сопровождающимся скребущими на душе кошками, потому что на самом краю сознания человек всегда отдает себе отчет в своих самообманах. Бесследным вытеснение не бывает: всегда остается черная дыра сомнений, напоминающая о том, что именно и почему было забыто. И если приглядеться по-внимательнее, то те пассажиры, что не хотят слышать о надвигающейся опасности, так шумно веселятся не от хорошей жизни, а потому что это единственный для них способ заглушить рвущийся из глубины души вой загнанного в угол зверя.
Второе — это состояние паники и отчаяния, когда люди в последней попытке сохранить видимость контроля над ситуацией сами бросаются за борт, или же лишаются всякого мотива к дальнейшему существованию и погружаются в пучину апатии: добровольно выключаются из жизни и в тихом оцепенении дожидаются конца своих мучений.
Третье — это состояние, когда человек осознает опасность, но пройдя через кризис осознания, остается стоять на ногах и внезапно открывает для себя новые неожиданные горизонты — та самая радость бытия, которую все вокруг пытаются сымитировать с помощью алкоголя, шумной бравады и улюлюканья, вдруг становится его актуальной реальностью. На самом пороге смерти жизнь вдруг обретает истинный вкус и смысл, но происходит это исключительно в результате смирения — признания своего окончательного поражения в противоборстве потоку бытия.
А теперь попробуйте осмыслить тот факт, что мы всю жизнь находимся на пороге смерти — мы ведь действительно можем умереть в любой момент — на следующей неделе, завтра, прямо сейчас. Но вместо того, чтобы один раз пройти через кризис осознания, и обрести таким образом единственно возможную твердую почву под ногами, мы прячем голову в песок и всю свою жизнь проживаем в фазе инфантильного отрицания правды о том, что происходит вокруг. И только непреодолимые обстоятельства могут прижать нас к стенке и заставить признать, что о жизни мы ничего не знаем, и что наш индивидуальный айсберг подстерегает нас за каждым поворотом.
Мы проживаем жизнь ровно как те больные, которые не обращают внимания на свои симптомы и хотят прожить остаток жизни в неведении, с иррациональной надеждой, что если о болезни не вспоминать достаточно долго, то и она тоже о нас забудет. Детское магическое мышление. Мнимое успокоение подменяет собой тот истинный покой и полноту бытия, которые наступают только, когда происходит смирение с правилами игры: мы ничего не знаем о жизни и ничего, в сущности, не контролируем. Осознаем мы то или нет, но жизнь просто идет своим чередом, ни о чем не спрашивая нашего мнения.
Какие там классические стадии умирания? Отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие? Вот и попробуйте осознать, что обычно человек всю свою жизнь проживает в стадии отрицания: чувствует, что что-то с этой жизнью не так, но вместо того, чтобы разобраться, закрывает глаза на свои сомнения и веселится тем активнее, чем сильнее ком подступает к горлу. Целая жизнь прожитая, в отрицании самой жизни. Видимость покоя и безопасности вместо того единственного настоящего покоя, который приходит только со смирением.
Что это значит в практическом смысле? Ровно все то же самое, о чем говорилось всегда: нужно перестать бегать от своих страхов и начать двигаться им навстречу. За каждым из них скрывается какая-то правда о жизни, от которой вы пока еще прячетесь. За каждым из них поджидает болезненный кризис осознания, из-за которого так не хочется смотреть в их сторону. Но если хватит духу пройти через этот крах иллюзий с открытыми глазами, не раствориться в нем, и не отступить в последний момент, то жизнь заиграет совершенно новыми красками.
Близость смерти, полная неопределенность и отсутствие всякого контроля — это не то, что лишает жизнь всякого смысла, это то, что впервые наполняет ее смыслом до самых краев. Но чтобы туда попасть, нужно победить всех своих самых страшных демонов, а это и есть, страх незнания, страх потери контроля и, в конце концов, страх потери себя. Только смирение с правилами игры, делает игру действительно увлекательной.
P. S.
Привет всем участникам нынешнего курса — мы ведь этим и занимаемся, да?
Очень круто! Ваши статьи помогают из стадии депрессии (поражения эго) перейти на стадию принятия! Благодарю!
Я так уже делал. И получалась странная цепочка. От всех этих размышлений мне становится плохо, мое настроение сильно падает. Из-за этого падает моя эффективность в решении повседневных задач. И это само по себе так-же занижает мое настроение. И так по кругу. И как же тогда обрести это «спокойствие и принятие»?
Знакомая ситуация. В задницу эффективность. Варись в этом дерьме пока не надоест, а когда надоест, то что-нибудь прояснится. Не люблю повторять мысли Олега, но надо не просто смотреть на это с открытым ртом, а стараться увидеть, что происходит на самом деле, не понять, а именно увидеть. Я вижу, что такие как мы, которые вечно ходят по кругу мыслей являются противоположностью тех кому адресована статья. Мы не избегаем мыслей о жизни, вместо этого мы избегаем жизни в мыслях.
упс, опять ошибся, мы не являемся никакой противоположностью, это бред. Вот пока не напишу, в упор не увижу где облапошиваю себя. Просто можно избегать жизни убегая от неё во внешний мир, а можно избегать жизни уходя от неё в мысли.
Статьи Олега хороши тем, что независимо от даты написания, они попадаются на глаза в нужный момент. Я по ним, как по маячкам, сверяю пройденный путь)
На сколько я понял и принял, дело не в смирении перед неизбежным, а в познании правил жизни, законов вселенной или бытия, кому как нравится, но в любом случае это не игра.
Всё когда-нибудь закончится, и это «когда-нибудь» может прийти в любой момент. Поэтому надо жить здесь и сейчас, не «пускаться во все тяжкие», «брать от жизни всё и жить одним днём», как у Крематория в Безобразной Эльзе, а ценить своё время, которого так мало.
Осознание и принятие того, что «завтра» может не быть, как ни странно, приносит душевное равновесие. Уходит негатив, так как времени на обиды, злость, ненависть и прочее у тебя просто нет.
Ярче чувствуешь свободу, потому что понимаешь, что надо без тени сомнений и стеснений озвучивать свои мысли и чувства прямо сейчас, ибо можешь просто не успеть этого сделать.
Перестаёшь ждать что-то от жизни и от людей, соответственно, уходят ложные надежды, нереализованность которых создаёт внутренние напряжения.
Уходит мнимое одиночество, потому что начинаешь видеть людей без масок, понимать их и общаешься уже в открытую без намёков и недосказанности. И это, вопреки сложившемуся мнению, не отталкивает, не делает изгоем, а наоборот притягивает.
Обретя такое внутреннее равновесие и душевную целостность, возникает желание настроить на эту волну сначала своих близких и любимых, а со временем всех, с кем сталкивает жизнь. Хочется делиться своим опытом, чтобы они заплатили за него меньшую цену, потому что просто так это не приходит и платить всё равно придётся. Моя жизнь дважды рушилась до основания прежде, чем влиться в этот поток.
Неплохо. Ты крут. Мне далеко до таких уравновешенных состояний о которых ты пишешь. Но я чувствую, что чего-то не хватает, самую малость. Что-то ты упустил :))) У меня чутьё на самообманы. Кажется второй абзац после слов «насколько я понял» это какая-то концептуальная модуляция. Можно сказать это игра, можно сказать это не игра, и то и другое просто концепции, которые что-то защищают. А почему дело не в смирении с неизбежным? Чем больше неизбежного, тем меньше места для себя, а значит тем ближе свобода. Близость смерти заставляет расти, а идея неизбежности несомненно близка смерти.
Алексей, благодарю за ответ.
Поясню, что имелось в виду.
Каждый человек понимает смысл слова по-своему, не говоря уже об эмоциональных оттенках этого смысла.
Для меня «смирение» — это покорность, самопожертвование чьей-то воле или высшим силам, может быть, в какой-то степени пофигизм, «а будь, что будет, я ни на что не влияю, пусть ведут». То есть «смирение» — конечно. Оно не предполагает развития и не даёт равновесия, потому что твоим маятником управляет кто-то другой. Смирился с неизбежностью, повесил буйну голову и побрёл в сторону смерти. Такой смысл я вкладываю в понятие «смирения».
Теперь на счёт познания.
Многое в мире неизбежно и довольно часто приходится отдаваться потоку. Если представить всё окружающее, материальное и нематериально как сложнейшую систему процессов, связанных друг с другом и перетекающих друг в друга, то твой поток — это один из этих процессов. И узнавая принципы или законы взаимодействия этих процессов ты можешь изменять направление своего потока.
Понимаешь о чём я?
В самом начале ты научишься «обтекать» камни неизбежности, читая свои знаки и слушая голос интуиции, а потом постепенно сама неизбежность станет для тебя естественной и ты почувствуешь, что смерть — это естественное продолжение твоего процесса и ты не смиряешься с ней, а принимаешь как часть себя.
Игры не существует, нет победивших и проигравших, миру всё равно чего ты достиг, как себя чувствуешь и т. д., но если ты «влез» в чуждый для тебя процесс, то будет определённая реакция на установление равновесия системы, вплоть до остановки твоего процесса. Вот эта реакция мира или бытия и есть неизбежность. Смиряться с этим или узнавать правила и законы мира — каждый решает сам.
Я попытался наиболее близко вложить свои мысли в слова)
Изменять направление потока? Если честно, не в дугу о чём ты. Лучше на конкретном примере. Ну вот есть камень неизбежности, что мне неизбежно придется устраиваться на ненавистную работу, а для меня вся работа ненавистная без исключения. Как мне его обтечь?
Про то что нет игры, понимаю о чём ты. Да, игра только подразумевается, подразумевается что есть какой-то приз для лучших игроков, но его по всей видимости нету.
Про влезание в чуждые процессы тоже не догоняю. Как я могу влезть в чуждый процесс если я и есть часть процесса? Вернее сказать, я не то чтобы влезаю куда-то, скорее меня впихивает туда что-то, не спрашивая согласия.
Суть нашей жизни на столько проста, что удивительно, что её не понимают.
Если я скажу тебе, приезжай ко мне в гости, ты приедешь? Реально, приедешь? Сможешь нарушить псевдонаписанное тобой на своей линии судьбы?
Возможно приеду, если ты не очень далеко от меня, то есть в пределах центра и юга России, а также Украины. Я из Белгорода. В контакте я есть Алексей Постольский. Если хочешь, свяжись там со мной насчёт встречи. Нарушить псевдонаписанное мной? Если ты имеешь ввиду мой психологический и умственный багаж, который определяет кто я и как я себя веду, то возможно могу нарушить, теоретически. Но для этого нужно огромное желание и азарт. А мы как известно не выбираем чего хотеть. Когда я хочу засунуть голову в задницу, я так и делаю, хоть ты тресни. Но когда я хочу чего-то другого, например встретиться с незнакомым человеком в другом городе, то есть ли у меня малейшая возможность этого избежать? Мной в любом случае что-то кукловодит. Я действую по своему желанию, по своей воле, но не по своему выбору. Разве кто-то выбирает как ему жить? Кто-то выбирает просветлеть ему или страдать всю жизнь? Кто-то выбирает стать маньяком или отдать жизнь за родину?
Ну так что там на счёт приглашения в гости? Ты так и не отписался. Думаешь я не серьёзно настроен? Почему ты вдруг перестал отвечать? Если ты уже просветлел и тебе больше нет дела до простых смертных, так и скажи.
Алексей, прошу прощения за задержку с ответом. Дело вовсе не в просветлении, на просветление банально не хватает времени))
На счёт приглашения всё в силе, обязательно спишемся.
Ты про ВК говорил, alexpos89 — это ты?
Ну да, это я. Знаешь, я ведь на эмоциях писал. Честно говоря, вряд ли я соберусь на встречу с незнакомым человеком в другом городе без особой нужды. Иногда мне кажется, что надо встряхнуться, но только когда кажется, что всё безнадёжно, а когда что-то проясняется, то уже не хочу никуда ехать.
И кстати спасибо, что пытаешься вменяемо отвечать на мои невменяемые сообщения. Я бы наверное на твоём месте сам себя нафиг послал бы в ответ на своё сообщение. Вот так напишу чё нибудь, а потом перечитываю и так стыдно становится, всё ранее написанное мной, кажется мне полным бредом. Но это происходит не сразу, проходит время, прежде чем мысли отстоятся.
То что ты написал, кажется мне искренним. Похоже ты реально что-то такое понял, но суть я не уловил если честно.
Насчёт смирения с правилами игры. Когда-то давно мне приснился очень странный сон. В нём я был школьником-младшеклассником. Я очутился на пересечённой холмистой местности вместе с другими школьниками. Это было что-то вроде весёлых стартов, чем раньше добежишь до школы, тем больше авторитета получишь от учителей и это определит положение в иерархии школы. Но правил гонки никто не объяснил, это важный момент. На самом деле никто не о какой гонке не сообщал, это просто подразумевалось. На пересечённой местности беспорядочно стояли какие-то препятствия-ловушки. Никто явно не говорил, что надо пройти все препятствия. Никакой дороги вообще не было. Но когда я вижу препятствие на игровом поле для гонки, то мне кажется, что раз кто-то его поставил, значит наверное нужно через него пройти, иначе победу в гонке могут не засчитать, знакомая логика? Затем я вижу, что некоторые люди идут через препятствие и повинуясь стадному инстинкту все остальные начинают также ломиться через это препятствие и вот уже вся толпа заходит в импровизированный бетонный тоннель посреди холмистого поля. Дальше самое интересное. Несколько человек самых первых пробегает тоннель и продолжает гонку, как вдруг перед остальными захлопывается решётка прямо на выходе из тоннеля. Идущие сзади не видят что решётка спереди опустилась и продолжают забегать в тоннель, а передние не могут вернуться к выходу, потому что их поджимают сзади новые люди. В какой-то момент тоннель оказался переполнен людьми, как селёдкой в бочке. Я бежал самый последний и мне не хватило места в тоннеле. Но желание не быть изгоем, желание быть со всеми было настолько сильным, что я пытался протиснуться в эту толпу, даже несмотря на очевидную бессмысленность затеи. Психологически было проще быть со всеми в ловушке, чем остаться одному на свободе. Итак, я пытался протиснуться в толпу, но там уже не было свободного места и толпа выталкивала меня наружу, но в какой-то момент решётка опускается и на входе. Я остаюсь снаружи. Тоннель оказы…
Тоннель оказывается ловушкой без выхода и без входа. Люди в нём оказались заперты. Я остался на свободе и казалось должен был радоваться своему счастью. Но вместо этого я испытывал острое чувство одиночества и покинутости, чувство себя изгоем. Я был бы рад запереть себя в этой ловушке с остальными, но не мог это сделать, так как был по другую сторону клетки. Этот сон был очень давно. Психологические состояния давно изменились. Но смысл сна ужасно показателен. Нас малость развели. Нет никаких правил игры и нету игры как таковой, игра это поле усеянное ловушками, которые весьма эффективно заманивают своих жертв. Лишь некоторым изгоям и фаворитам этой дурацкой гонки везёт избежать ловушек, но это статистически абсолютное меньшинство.
Но парадокс был в том, что даже оказавшись слишком слабым чтобы попасть в ловушку, я не мог в этом сне отказаться от продолжения игры. Это кажется отражает всю мою жизнь, я всегда оказываюсь слишком слаб чтобы хотя бы начать игру и таким образом оказываюсь заложником свободы и страдаю от этого. Интересно почему я вспоминаю об этом сейчас.
Кажется я создал себе шикарную отмазку на основе этого странного сна. Возможно этот сон дьявольски близок к истине. Но моя интерпретация этого сна это просто очередная наивная отмазка, способ засунуть голову в задницу, чтобы не видеть истину. Простите что опорожняю свой ментальный багаж в этом месте. Мне стыдно. И этот стыд тоже важная часть эксперимента, он помогает увидеть ложность концепций. К тому же здесь хоть кто-то может понять примерно ход моих мыслей. Большинство нормальных людей сочтут мои откровения бредом обдолбанного героинщика.
Близость смерти не получается ощутить. Просто не могу поверить в привычную смерть, не концептуально. Но кажется что-то проясняется. Да, я действительно не могу преодолеть лень. Я действительно не могу преодолеть страх. Я действительно не могу избавиться от страданий. Да, это действительно невозможно.
Но при этом есть кто-то кто может это всё сделать, и это определённо не я, как-то подозрительно.
Вот тут логическая нестыковка. Чувство безопасности не может быть ложным, потому как чувства в принципе не бывают ложными или истинными. Они просто есть такие какие есть. Если я чувствую себя в безопасности — значит я чувствую себя в безопасности. Ни более, ни менее.
Вот буквально только что думал на эту тему и сразу после этого наткнулся на статью. Если очень коротко, то сопротивление страданию это и есть страдание. Но как это увидеть? Может быть надо просто пройти сквозь это чтобы устать от этого. Я обычно пытаюсь отбрыкаться от своих страданий, но пока избавлюсь от одной хрени, уже появляются две новых хрени и конца и края им не видно. И вот сейчас махнул рукой на них и они сразу потеряли ко мне интерес. Безсовестное жульничество. Но даже сейчас в относительно спокойном состоянии я чего-то боюсь, может быть других страхов или страха потери относительно спокойного состояния. Хочу всё испытать, хочу всё пережить, чувствую себя маньяком каким-то.
Попробуй ровно 60 минут просидеть в полной тишине, без телевизора и музыки и ничего не делать. Первым делом разум начнет цепляться за имеющиеся звуки — шум на улице, музыку, играющую у соседей и т. д. В один момент (если повезет), начнут шевелиться мысли, и от некоторых очень захочется сбежать, со страшной силой. Включить телик, залезть в инет, почитать книгу на худой конец, только бы не думать эти мысли.
Такой эксперимент я ставил еще будучи подростком на себе, было интересно, типа мама говорит, что я лентяй, а могу ли я в действительности вообще ничего не делать? Вот я и стал экспериментировать. Рассказал друзьям результаты некоторых опытов, посмеялись. Кто-то попробовал. И самое интересное, что сложнее всего сидеть на месте и тупить девочкам, их разум более динамичен.
Так вот, к чему я это все. Запри человека в глухой комнате без окон и дверей (или даже без света) месяца на 3−4, и через 4 месяца перед тобой будет тот человек, который прошел через все этапы взросления, описанные в статье Олега выше. Вечно отвлекаться на приятные мыли в пользу приглушения неприятных не получится. Реальность все равно вылезет наружу и не даст покоя до тех пор, пока с ней не смиришься.
Почему она не вылазит наружу в обычном режиме проживания жизни, это даже не вопрос. У нас есть сотни тысяч способов жить и не задавать вопросов о той самой жизни. Жить и не отвлекаться на смерть. Кто-то на этом даже зарабатывает (компьютерные игры, церковь, учителя в школе и университете, психологи в конце концов), полно людей, которым выгодно, чтобы ты жил и не задавал вопросов.
Но с другой стороны, никто и не просит тебя их задавать. Дело добровольное. Как у технических специалистов есть правило «работает — не трогай», так же и с жизнью «нормально живется — не порти удовольствие».
Да, хорошая идея. Очевидно, что пустота близка смерти. Когда я думал о том какой ад самый плохой, то самым страшным казалось место в котором нет ничего кроме разума. Правда я итак невольно ставлю этот эксперимент в депрессивных состояниях, понимаю о чём ты пишешь.
А вообще я конечно не буду этого делать. Я соврал. Я постоянно вру и потом стыжусь этого. На самом деле это просто эмоции и рефлексия. Больше всего ненавижу зажимать себя в жесткие рамки без крайней нужды. Когда-то я тоже ставил на себе эксперимент со свободой воли. Я просто остановился посреди комнаты и замер. Простоял так пол часа пока меня не разтревожили возмущенные родители. С тех пор у меня отпало чувство что я что-то делаю по своей воле, вместо этого возникло чувство что я всё делаю тупо автоматически. Но кажется я удобно спрятал в этом чувстве другую сторону этой лжи. Убегание от любого принуждения это тоже самообман и стратегия выживания отдельной личности, правда это пока только общая теория, надо бы проверить. На самом деле во всех этих буковках нет смысла. Хочется просто проблеваться ими.
И вот ты Миднайт тоже хорош. Постоянно строишь из себя «форумного гуру» в тени Олега. Думаешь что любишь помогать людям, а сам просто ублажаешь свою личность, так ведь? Ты и сам это знаешь? Ты же ещё не вылупился. Одно яичко даёт советы другому яичку как лучше вылупиться, смешно.
Все верно, но помощь людям для меня как-то сама по себе не несет смысла. Мне просто нравится думать, а здесь много кто думает. Рад, что смог тебя развеселить.
Развесели меня ещё больше. Скажи всё что ты обо мне думаешь. Где я туплю, в чём я себя обманываю?
Лучше чем ты сам, никто тебе не скажет, где ты тупишь. Не пытайся таким образом избавиться от попытки самостоятельно мыслить, свалив это бремя на другого человека. Это детям нужны учителя и воспитатели, взрослый же человек обычно сам себе учитель.
А если хочется иметь наставника, рекомедую найти дзен-мастера с большой палкой или посохом, они вроде-как специально обучены дурь из учеников вышибать прямым воздействием на желающего помудреть. :)
Ну да, всё верно. Просто обычно со стороны непредвзятым глазом видно где другой человек себя обманывает. Я в последнее время внимательно отношусь к оскорблениям и едким замечаниям, потому что они открывают слои внутренней лжи. И сам я часто вижу глюки тех с кем общаюсь. Вот и подумал, что может если сам не вижу, то хоть кто-то меня ткнёт мордой в моё дерьмо.
Кстати, всё-таки невольно пришлось воспользоваться твоим советом и 3 часа провтыкал с закрытыми глазами лёжа на кровати, потом начала засыпать, проснулся, побродил, потом ещё 2 часа провтыкал сидя в кресле. Единственное что я ясно вижу сейчас, это то что мысли похожи на блевотину. Ну и ещё настоящей любви захотелось сильно.
Во время прочтения вспоминается фильм, Сладкий ноябрь.
Я как химически зависимый человек только начавший изучать программу 12 шагов, могу сказать. Я не пойду на эти страхи, я боюсь, я боюсь, я лучше умру и похоже я правда умру если не пойду, а я не пойду потому что боюсь. Все я умру скоро, вот она трезвая жизнь. Почему я должна с этим смирятся, почему я должна подчинятся этой воле, я хочу сама выбирать чего мне хотеть, я хочу в жалости жить.
вы не должны, вам предлагают, выбор за вами. А во ввторых вы подчинятесь химии и разрушительным желаниям в вас в любом случае. смирение это сила, люди которые не смиряются боятся просто, как будто что-то убудет или потеряется. но только приобретается.
замечательная статья. знаете бывшие наркоманы зачастую живут счастливее обычных людей, так как смирение освобождает их (по 12 шагам). Также я слушал монахов Афонских там смирение это главная ступень, да в любом месте это будет начало, так как перестаешь с мельницами воевать и сдаешься.
Это и в дзен хорошо видно, смирение открывает принятие.
Но как распознавать страхи? они же скрыты часто, как идти в них если не знаешь куда идти и как.
куда идти и как, можно узнать на курсе" жизнь на легке", кроме того за тобой еще проследят чтобы ты шел куда надо и ноги правильно переставлял