Скорость корабельной эскадры ограничивается максимальной скоростью самого медленного судна. Примерно то же самое происходит и с человеческой массой, когда ею овладевает общее настроение — разумность и вменяемость толпы деградирует до уровня самых невменяемых ее членов.
Трезвый уравновешенный разум способен противостоять натиску эмоций — он может фиксировать возникающие внутри настроения и не давать им хода без особой необходимости. Однако даже трезвомыслящий человек, оказавшись в толпе, легко поддается общему настроению, потому что так велит какой-то очень глубокий стадный инстинкт.
Толпой управляет тот, кто способен влиять на эмоции окружающих. Народ на баррикады можно загнать только на волне эмоционального остервенения — никакие логические доводы не будут достаточно убедительны, чтобы человек поставил свою безопасность под угрозу. Разумные аргументы не работают — об этом знает любой толковый рекламщик или политтехнолог. Но стоит создать нужный эмоциональный накал, и загипнотизированная толпа пойдет за вами, как крысы за волшебной дудочкой.
Сам по себе этот эффект безвреден, но в реалиях нашей жизни он часто срабатывает в негативном ключе. Чтобы управлять массами лидер сам должен быть весьма эмоциональным человеком, способным впадать в этакий боевой транс, когда его настрой начинает звучать с такой интенсивностью, что вызывает всеобщий резонанс. Это почти что магия. Вспомните Гитлера — этот уродливый коротышка каким-то образом умудрился убедить целую нацию, что она хочет и может завоевать весь мир. Вот она сила эмоционального влияния! Рассудок на такие фокусы не способен.
К сожалению, большинство таких харизматических лидеров — чистейшие невротики, но именно это и обеспечивает им успех. Для создания волны магического резонанса лидеру нужны подходящие слушатели — люди склонные испытывать аналогичный спектр эмоций и легко впадающие в полубессознательное состояние. Невротичному лидеру нужны невротичные последователи — и тут статистика всегда будет на его стороне.
То есть, когда речь заходит о массовых настроениях, практически всегда, это настроения бездумной бессознательной толпы, которая в значительной степени утратила способность к трезвому разумному мышлению и превратилась в звериное стадо. При этом каждый отдельный участник этой толпы на период своей вовлеченности начинает искренне верить в правое дело, провозглашаемое с трибун эмоционально заряженными лидерами. Критическое мышление, индивидуальность, сознательность и разумность — все это угасает, как при сильном алкогольном опьянении. Человеком овладевает первобытный раж — доказать свою правоту и уничтожить всех несогласных.
[[Продолжение — про честные выборы]]
Абсурд демократии
Люди — разумны. Но стоит им собраться в кучу, как они превращаются в стадо, где правят бал наиболее массовые и потому самые примитивные и низменные настроения, а несогласных или неподатливых просто отстреливают. Вот она — скрытая сущность демократии. Цель демократии в победе большинства, но в этом же и ее главная слабость.
Идеалистичная идея о том, что большинством голосов можно принять наиболее правильное решение, неизбежно разбивается о скалы суровой реальности: статистическое большинство — это «кухарки», которых на пушечный выстрел нельзя подпускать к каким бы то ни было рычагам управления. И, наоборот, — самые выдающиеся члены сообщества, к которым и следовало бы прислушиваться, оказываются, как минимум, в меньшинстве, а, как правило, — посаженными на кол.
Хорошо, когда совет директоров огромной корпорации решает спорные вопросы общим голосованием — большинство голосов разумных людей побеждает и определяет следующий разумный стратегический шаг. Или еще лучше вспомнить круглый стол короля Артура с аналогичным принципом принятия решений, где самые достойные из достойных принимают лучшее из возможных решений.
Но стоит попытаться раздвинуть этот принцип на широкие массы и дать право голоса каждому дееспособному пассажиру, и корабль тут же пойдет на дно. Каким образом подчиненный — тот человек, который не дорос еще до того, чтобы участвовать в принятии стратегических решений, — может судить о правильности или неправильности выбора, перед которым стоит его руководитель? Что это за наивная фантазия, будто народ способен на разумное самоопределение? Высказать мнение — да, способен каждый, но высказать разумное мнение… много ли вы знаете людей, способных видеть дальше своего носа?
А много вы знаете тех, кому вы бы доверили выбирать «за вас»? Готовы ли вы вручить свою судьбу мнению «большинства» своих знакомых? Если нет, то вот он ваш предел веры в демократию. Президента должно выбирать большинство, а как вам проживать свою собственную жизнь, вы уж лучше как-нибудь сами определитесь, да? Точно так же и каждый из этих ваших знакомых не доверил бы вам решать за них. И где же тут вера в демократию? Защита демократии — это только политический рычаг, а не то, в чем действительно нуждается каждый индивидуум. Покупайте дорогую машину, покупайте дорогую одежду, покупайте демократию — будете круче выглядеть!
Представьте себе детский сад, где детей начали бы спрашивать, как их воспитывать и чем их кормить? Очевидно, что ребенок не способен видеть общей картины, и, не понимая этого, он потребует больше игрушек, больше сладкого, а воспитателей — на мыло. Или представьте, что какая-нибудь корпорация устроит плебисцит среди своих многочисленных сотрудников по вопросам управления активами и стратегического планирования… на следующий же день у конкурентов будет большой праздник с танцами на косточках поверженного противника.
То есть, даже в относительно простых и узких сферах мы не доверяем и никогда не доверим руководство мнению большинства, но на государственном уровне, где ставки куда как выше, именно на демократию мы и уповаем. Фактически, мы верим, что достижение возраста юридической дееспособности обеспечивает достижение достаточного уровня разумности и осведомленности, чтобы принимать решения государственного масштаба. Это, простите, полный… финиш.
Иллюзия демократии
Можно на весь этот фарс посмотреть и с другой стороны. Демократия — это не более чем заигрывание с массами с целью создать иллюзию участия в государственном процессе. Честные выборы — это оксюморон. Как можно этого не понимать? Да, если бы у народа действительно была власть что-либо выбирать, от существующего мирового порядка давным-давно бы уже ничего не осталось. Жили бы в руинах.
Демократия — это власть большинства. А большинство — это те самые люди, на которых ориентировано современное массовое телевидение и желтая пресса, — люди, не способные наладить свою собственную жизнь и нуждающиеся в умных советах о том, как правильно нос вытирать, но при этом алчно жаждущие доказать свою значимость и отстоять свое право влиять на мировые процессы. Муравьи, мечтающие о полетах в космос. Какое решение они примут общим голосованием? Что, кроме «отнять и поделить», может придумать массовое сознание?
А те товарищи, которые у руля, — думаете, они всего этого не понимают? Думаете, они смотрят на мир таким же незамутненным взором, что и детишки переживающие за героев Дома-2? Конечно же, нет! Государственные управленцы веками изучали психологию массового сознания, его свойства, сильные и слабые стороны. Все давно уже посчитано, задокументировано и расписано в виде инструкций с картинками.
В лучшем случае все сводится к вопросу о том, какой из лидеров сможет собрать вокруг себя толпу большего размера. Но ведь размер толпы зависит не от разумности доводов! Он зависит от «магических» способностей отдельных лидеров и их умения подать свои интересы под таким соусом, чтобы толпа поверила, что именно этого она и хочет. И снова — массовость здесь достигается не разумностью доводов, а умением играть на волнах эмоциональной приязни или неприязни. Выборы побеждает не демос, а PR-машина и тот, кто ею лучше управляет.
Слышал недавно занятный обмен мнениями — кто-то высказал презрительное замечание, что Путин самый богатый россиянин — нахапал, мол, кровопийца. На что собеседник ему резонно возразил, что было бы странно, если бы Президент не был самым богатым человеком — мало того, что должность подразумевает определенный уровень доходов, так ведь еще и человек умный и имеющий доступ к нужной информации и рычагам управления. И какие тут могут быть обиды, кроме детской зависти и нытья слабаков о вселенской несправедливости?
Так вот и с выборами — будет странно, если Путин не победит на выборах. Если он проиграет, то только потому, что его политтехнологи откровенно облажаются или, если оппозиция сможет собрать достаточные ресурсы, чтобы потягаться с государственной машиной. Но не надо тешить себя иллюзией, что это имеет какое-то отношение к демократии, честным выборам и реальной воле народа! Народ в этой игре — только пешка, которой дают потешиться иллюзией, что именно она у руля, — так толпа делается еще послушнее и податливее.
Кого или что защищают активисты всех этих митингов «за честные выборы»? Право народа на точную регистрацию их голоса? Ну-ну, отлично — защитили. Не понятно только от кого. Неужели у руководителей государства, если они хотят повлиять на результаты выборов, нет более тонкого способа добиться этой цели и не быть пойманным за руку? Они ведь не идиоты. Захотят повлиять — повлияют, комар носа не подточит. Более того — они влияют и должны влиять. Думаете, ради идеалистичной веры в демократию государственные лидеры поднимут лапки и сдадутся — лишь бы потешить народ обещанной возможностью подержаться за штурвал? Такие наивные лидеры действительно заслуживаю того, чтобы их скинули.
Задача лидера — обеспечить стабильность и стратегическое развитие государства, используя для этого все доступные ресурсы, а не ублажать народ с его кровожадным желанием наблюдать политические гладиаторские бои и решать, кому отрубить голову, а кому дать еще шанс повыступать на арене. Но народ не больно-то и заинтересован в этом праве и не станет за это бороться сам по себе. В шумихе заинтересована хваленая оппозиция, которая хочет взобраться на вершину пищевой цепи и готова использовать для этого любой миф, который поможет пробудить в толпе бурю протеста против имеющейся власти. И сегодня миф этот — демократия.
Проблема не в том, чтобы защитить право отдельного гражданина голосовать на выборах и быть услышанным. Все эти белыми нитками шитые «фальсификации» — это игра на струнах общественного мнения, а не то, что действительно формирует результаты выборов. Вопрос в том, КАК именно формируется этот выбор, и чей это выбор. И оба возможных ответа далеки от идеальной картинки, которую держат в голове приверженцы демократии — либо народ не управляет своим выбором, потому что находится под контролем PR-технологий, либо же народ действительно свободен выбирать, но тогда упаси нас Боже от этого выбора.
В природе нет демократии. Есть только утопическая мечта о том, что каждый член сообщества, будучи разумным осведомленным человеком, поможет своим мнением направить корабль в лучшем для всех направлении. Но это действительно утопия. Реальный мир устроен совершенно иначе.
Посмотрите на современные успехи Apple — вторая по капитализации фирма в мире, которая еще 10 лет назад была явным аутсайдером. Весь их успех построен на том, что они забыли спросить народ о том, что ему надо. В Apple сидят умные люди и решают, каким должен быть правильный продукт. Решают — и выпускают, продают его втридорога и имеют успех. А в какой-нибудь Acer или Asus сидят другие менее умные люди, которые верят, что наилучший продукт они смогут сделать, только если проведут тщательное маркетинговое исследование и узнают, чего хочет народ. Узнают — и выпускают… отстой за отстоем. Потому что массовое мнение — это всегда мнение посредственностей.
Честные выборы
В идее о честных выборах столько дыр и противоречий, сколько их не бывает в самых дешевых киносценариях. В чем суть честных выборов? В том, что каждый дееспособный гражданин должен иметь возможность воспользоваться своим правом на политическое волеизъявление, и его голос будет учтен. Все просто.
Допустим, с технической точки зрения мы сможем это обеспечить. Расставим урны через каждые сто метров, к каждой урне приставим наблюдателя, наблюдателя за наблюдателем и независимого иностранного эксперта для наблюдения за ними обоими. Никаких подтасовок. Дорого, но возможно. Допустим, в выборах примет участие 80 процентов населения страны. Тоже дорого и сложно, но возможно. Пусть.
Теперь нужно соблюсти другой принцип «честных выборов» — голоса избирателей должны быть свободны от политического давления. То есть каждый голос должен быть голосом независимого человека, который сам решает, как ему жить, и, что по его мнению будет лучше для страны. Вот тут уже сложнее. То есть можно, конечно, запретить предвыборные рекламные компании и рассчитывать на то, что избиратели сами найдут время разобраться, кто есть кто на политической арене, и сделать сознательный и, главное, разумный выбор. Но ведь очевидно, что это не сработает.
Так или иначе, информировать избирателей придется. Но, допустим, мы пойдем и на это — найдем независимых обозревателей, который составят политический портрет каждого участника предвыборной гонки. Допустим, у каждого избирателя будет доступ к этой объективной честной информации о кандидатах. Решит ли это проблему свободного выбора?
Вспомните какую-нибудь ситуацию из своей жизни, где вам приходилось совершать выбор — куда поехать в отпуск, увольняться ли с нынешней работы, какую машину купить… что-нибудь простое и наглядное. Как вы подходили к решению задачи?
Самые сознательные и вдумчивые из нас стараются разобраться вопросе — изучить варианты, определиться в своих предпочтениях, рассудить, какое решение будет правильным — и все это, основываясь на своем уровне понимания ситуации. С отпуском проще — дело вкуса, надо только понять свой вкус. С увольнением сложнее — слишком много неизвестных в уравнении. С покупкой машины тоже свои проблемы — надо разобраться в различных технических вопросах, с которыми вы до этого, возможно, не сталкивались.
Выбор совершать надо, и вы его совершаете, но хорош ли этот выбор? С вашей точки зрения может оказаться, что лучше всего поехать в Египет. Вы пришли к этому выводу, перелопатив кучу информации в интернете, и считаете, что выбор обоснован. Но с точки зрения турагента, который знает ситуацию изнутри, этот же самый выбор может показаться худшим из возможных. С увольнением то же самое — вам может показаться, что лучше уволиться, а все ваши друзья и родные могут сказать, что это детская блажь и увольнение будет страшной ошибкой. Чей выбор правильнее? И с покупкой машины та же беда — вам понравится что-то одно, а механик в сервисном центре скажет, что это не машина, а ведро с болтами.
То есть получается, что выбрать-то вы можете, но, даже имея доступ ко всей необходимой информации, вам придется сначала в этой информации глубоко разобраться, чтобы ваш выбор стал действительно осмысленным и вашим. А много ли людей способны разобраться в тонкостях государственного управления? Люди, которые в своих-то маленьких жизнях разобраться не могут, способны ли они принять взвешенное разумное решение относительно того, как и кому следует управлять государством?
Вот лично я за себя точно могу сказать — я понятия не имею, как управлять государством. И какой тогда толк от моего мнения? На чем оно вообще может быть основано?
Если я не понимаю задач, которые приходится решать государственному лидеру, то как я могу выбрать того, кто лучше с этими задачами справится? В конечном счете, я вынужден опираться не на реальные ТТХ, а на свое субъективное ощущение, которое мне подсказывает, что один из кандидатов более адекватен как личность, чем другой.
Но это я — у меня есть для этого специфический навык. А что делать какому-нибудь студенту, который жизни не видел и пороху не нюхал — как выбирать ему? Что делать пенсионеру, который привык верить всему, о чем пишут в газетах? Что делать среднему обывателю, который в принципе «далек от мысли»? А ведь это и есть большинство! Какова истинная политическая ценность их свободного выбора? Не страшно ли передавать судьбу ядерного чемоданчика в руки лидера, выбранного таким вот большинством?
Реальное большинство сделает свой выбор — но упаси нас Господи от того, что нравится большинству. Хлеба, зрелищ и, главное, халявы — вот, что веками выбирала толпа. Именно поэтому у политиков в ходу игра в обещания — кто посулит больше халявы, тот и победит!
Если верить в такой вот свободный выбор, то придется признать, что этот выбор не является разумным именно потому, что он совершен людьми, плохо осведомленными в вопросе, по которому они выносят решение. Стоит ли защищать такую свободу выбора? Либо же придется признать, что на самом деле все это только игра, и никакого свободного разумного выбора нет — есть только схватка противоборствующих политических сил, использующих продвинутые PR-технологии для управления массовым сознанием. А идея демократии — это только разменная монета в их руках, а никак не руководящий принцип.
Демократия — это миф, и надо быть очень наивным человеком, чтобы верить в ее реальность. Но, даже если допустить, что настоящая демократия возможна…
Давайте отмотаем немного назад по тексту и признаем, что мы не только ничего не понимаем в государственном устройстве, но еще и не имеем объективной информации о кандидатах и положении дел в стране. А еще хуже то, что, даже если бы такая информация была, мы в действительности не имеем особого желания в ней разбираться. У нас есть дела поважнее, чем тратить часы, месяцы и годы на то, чтобы понять устройство политического механизма, а если у кого-то такое желание и есть, так ведь еще и мозгов может не хватить! По сути мы просто хотим «порулить», чтобы с гордым видом хвастаться перед друзьями, как я проголосовал против всех — такой вот я необыкновенный! Ну, и какой тогда из нас избиратель?
Нет для страны ничего хуже, чем Президент-невротик. Нет ничего опаснее, чем избиратель-невротик, которому дали реальное право выбирать. Но именно такова правда жизни — если провести действительно «честные демократические выборы», невротическое большинство неизбежно выберет для себя точно такого же невротического лидера. А потом останется только локти кусать…
Так что, если нет у нас демократии — так и слава Богу!
p. s.
У политологов, оказывается, есть чудесный термин для обозначения существующего порядка вещей — декоративная демократия.
p. p. s.
Продолжение темы — ответ на некоторые комментарии.
Да вот же, Ася…
Ты же не пишешь Гитлер – "национал-социалист", на худой конец -"нацист".
Ты пишешь "фашист", и это означает только одно – разницы ты не видишь.
Процитируй?!
это ярлык или диагноз?
И после всего этого ты умудряешься путать нацизм и фашизм? Лично меня это дико бесит. Я сейчас не о тебе конкретно, а вообще.
Ася, у меня в институте не было такой курсовой…
А то, что мы на психологическом форуме, не дает никакой поблажки в том, что ты путаешь политические идеологии…
…Ну ты хоть назови ярлыки, чтобы не быть голословной? ))
Сразу видно любителей клеить ярлыки))
Ксения, стомотологические проблемы Гитлера были мной упомянуты в ироническом смысле ближе для людей, мало разбирающихся в политологии (напоминаю, что мы на психологическом форуме – я никогда не пишу здесь вещей, которые неспособен понять обыватель-не юрист))). А в институте я писала довольно серьезную работу про Гитлера (тему Сталина у меня уволокли из под носа (( ), изучая всё до мелочей. Ты, как юрист должна знать: на первом-втором курсах есть курсовая на тему: портрет лидера (не помню уже точного названия).
К тому же фильм, который я рекомендовала выше,:
как раз проясняет это различие: он об истории возникновения оккультной основы национал-социалистического мировоззрения. ))
p. s. В целом, я тоже считаю, что Сатова надо поблагодарить за эту статью, ибо сразу становится видно людей, абсолютно неспособных мыслить своей головой.
p. s. s. “Люди стремятся выучиться чему угодно, только не умению мыслить. Они учатся писать, петь, хорошо говорить, чувствовать, но никогда не учатся мыслить”. © обожаемый мной Антуан де Сент-Экзюпери. ))
А я и не собираюсь ничего делать в политике и власти моего государства: мне есть, чем заняться, в своей жизни. Я готова платить налоги, соблюдать законы, уважать власть, участвовать в выборах, референдумах и прочее… Но какого фуя я должна еще и над государственностью работать? Я – не профессионал и мне за это не платят.
Весь диалог Аси и PvP – прекрасная иллюстрация того, о чем пишет Сатов.
Нельзя давать избирательное право профанам, неспособным отличить одну политическую идеологию от другой и могущим порассуждать разве что о стоматологических проблемах лидера партии.
Ася, Гитлер никогда не был фашистом, и в Германии никогда не было фашизма в чистом виде…
В Германии был национал-социализм, что гораздо шире понятия фашизма.
Перефразирую одного из великих, упомянутых мной выше: “Перед тем, как начать хаить собственное государство, задай себе вопрос: “А что Я сделал для того, чтобы государство, в котором я живу, меня устраивало?!!” Или ты считаешь, что власть обязана тебя няньчить, как дитятко несмышленое?! – При демократии такого не бывает! Хотите вернуть коммунизм или царизм, чтоб самим ничего не решать и ни за что не нести ответственности?!
В нашей стране верхушка власти умудряется сохранять для обплёвывающего её народа возможность для осуществления его настоящей власти над ней через судебную систему , а народ в ответ на этих же людей плюёт ещё больше. Это что по принципу чем более важного человека ты опустишь, тем выше я-эго приподнимется за счет этого?!
Страной должны управлять профессионалы – это несомненно. Но очевидно так же и то, что этих профессионалов должен кто-то контролировать, иначе все их управление будет сводится к собственному обогащению за счет миллионов сограждан. Демократия и есть механизм контроля (в тех странах, где она действительно работает). Лучшего, к сожалению, не придумали.
ОФФТОП
Я знаю, что он воевал и имел награды.)) Я писала про то, как он умудрился вылезти из низших слоев: изначально в армию по призыву его брать не хотели, воевал он позднее. То есть он был никто, а стал символом фашизма.))
зы. Дополнительно к теме истории и фашизма, если кому интересно: был такой фильм документальный – “Оккультность Третьего Рейха” – довольно интересный и познавательный (не знаю, есть ли он в инете).
зыы. Я там выше ссылалась на книгу Суворова “Ледокол”, а теперь не уверена – возможно об этом в книге “Самоубийство” того же автора. (Sorry, часто путаюсь в названиях, ни в чем не уверена).
При всём уважении, Олег, представительная демократия (она же “западная”) это не принятие лучшего решения большинством голосов, это выбор представителей которых человек знает и которым доверяет. Причём при нормальном подходе это представители, которых человек знает лично, либо через короткую цепочку людей. Это совсем не похоже на ту хрень, которая творится на всём постсоветском пространстве, где перед каждыми выборами непонятными (и одними и теми же людьми) даётся вагон обещаний, на которые после выборов забивается.
Меня постоянно мучает вопрос: далась нам эта демократия? Покажите пальцем, где и когда она работала во благо государства и народа? В Новгороде Великом была такая. Ну, так там масштабы и богатства не те. В России демократия = бардак.
Наша история лучше всего иллюстрирует тот строй, который нам и подходит: абсолютная монархия или диктатура. Только вот лицемерить не нашему «монарху» не стоит: нет у нас никакой демократии и не будет.
Если что, я категорически против оборзевшего ВВП, но альтернативы ему, как личности, не вижу. Прискорбно, но факт…
Если принять за определение, что демократия это “власть большинства”, то выводы в статье верны. Но в результате получается “суверенная демократия”.
Однако, определение демократии предполагает, что власть большинства ограничена выбором _постоянно_меняющихся_ органов управления.
Да, кухарка не может сделать сразу разумный выбор в начале пути. Но если она дважды, трижды, четырежды выбирала и сравнивала результаты правления, то у нее формируются принципы ее личного разумного выбора.
Большинство ошибается, но затем это большинство через определенный срок можем изменить свою позицию, лично оценивая результаты прошедшего периода.
Кроме того, большинство пассионарно и подвержено мнению активного и, как правило, более компетентного меньшинства. Любопытно, что демократичность в этом процессе обеспечивают неинформированные участники.
http://www.gazeta.ru/science/2011/12/16_a_3929986.shtml
Вообще-то он воявал. И ранения у него были и немало наград.
Смутные времена настали, однако.. Так недалеко и до революции.. ))
Все таки демократия это не только власть большинства, но и власть МЕНЬШИНСТВА. Демократия, в идеале, это компромисс. Фактически политически строй нашей страны сейчас – клановый капитализм.Власть не является корнем бед, его надо искать в обществе. Крестьяне и бояре никуда не делись на Руси.
А мне Ксюша нравиться , умная в меру симпатичная девка)