Предложили мне тут написать статью о культурной деградации народонаселения с намеком на то, что во всем виноваты масс-медиа (с ударением на слове «масс»).
Интересная тема, острая, можно сказать… но, как обычно, возникает вопрос о причинах и следствиях.
Очень легко обвинить, например, телевидение в том, что оно разлагает молодежь дурацкими сериалами, идиотскими шоу и скандальными новостями. А должно оно, мол, приобщать к высокому и светлому — тогда, глядишь, и культура появится.
Но мы ведь знаем, что телевидение давным-давно стало коммерческим, а, значит, во главе угла стоят не просвещение и не трансляция новостей, а зрительские рейтинги, которые, в свою очередь, определяют коммерческую эффективность тех или иных передач.
И если это так, то назначить телевидение крайним никак не получится: эфирная сетка заполнена ровно тем, что имеет наибольший рейтинг или, иначе говоря, спрос среди населения. Телевизионщики лишь следуют за этим спросом.
Можно посмотреть под другим углом и сказать, что телевидение могло бы поспособствовать культурному развитию. И в этом нет никаких сомнений: действительно могло бы, если бы захотело, и если бы это было коммерчески эффективно в краткосрочной перспективе. Либо же телевизионный эфир должен вернуться обратно под управление государства, при условии, что оно заинтересовано в культурном развитии своего населения.
Но на практике ни один телеканал не выдержит конкуренции, если вдруг начнет гнать культуру в массы — он либо тут же прогорит, либо сам перестанет быть массовым, а, значит, утратит свое глобально влияние, на которое мы тут рассчитывали.
Государство, в свою очередь, могло бы быть заинтересовано в повышении культурного уровня, но здесь все как в известной пирамиде потребностей: чтобы на первое место вышла культура, нужно удовлетворить потребности более простые и более значимые для выживания. Культпросвет с экранов телевизоров, когда у людей все мысли заняты тем, как свести концы с концами и обеспечить себе долгосрочное выживание, будет выглядеть как издевка.
Фактически, в той ситуации, в которой мы находимся, телевидение и прочие масс-медиа играют роль современного и более эффективного, чем религия, опиума для народа. В том состоянии психологической напряженности, в котором постоянно находится большая часть населения, оно остро нуждается в хоть какой-то отдушине, в возможности хотя бы на время забыться и отвлечься от постоянного ощущения проблемности своего существования. И поп-культура отлично справляется с этой задачей, предоставляя страждущим забытье на любой вкус.
Все здесь взаимосвязано. Если бы люди нуждались в культуре, в журналах и телевизоре мы наблюдали бы именно ее — культуру во всех формах и проявлениях. Но поскольку большинство нуждается в развлечениях, то именно их мы и получаем: юмористические, скандальные, политические, криминальные и всякие прочие развлечения. А культура остается уделом небольшого меньшинства, которое варится в своем собственном соку и не желает иметь ничего общего с массами — потому как контраст между большинством и меньшинством на данный момент слишком велик, чтобы мог возникнуть хоть какой-то культурный обмен.
Очень легко скатиться в обвинения — мы вообще очень любим искать виноватых, и это тоже признак нашего общего бескультурья. Отказ видеть очевидные взаимосвязи и настойчивое стремление представить все таким образом, чтобы крайним оказался кто-то другой — вот оно воплощение невежества. И хуже всего выглядят представители культуры, которые винят масс-медиа и государство во всех смертных грехах, потому что подобные “поиски крайнего” всегда были уделом самых необразованных и бескультурных слоев населения.
Телевидение не виновато, что следует за имеющимся спросом. Государство не виновато, что ему пока не до культурных ценностей. И людское большинство тоже не виновато в своем невежестве и неготовности к культурному развитию. Хватит уже показывать друг на друга пальцем — это не конструктивно и бескультурно.
В отношении психологических проблем есть одна довольно известная теория, что все неврозы — от безделья. Деревенскому жителю, которому приходится вкалывать от восхода до заката, некогда думать об абстрактных материях и некогда мечтать о несбыточном. Его жизнь физически тяжела, но на душе его странным образом воцаряется покой: ему некогда печалиться о том, чего он мог бы иметь, но не имеет, ему некогда страдать о том, что он достоин чего-то большего, его сознание полностью поглощено решением простых насущных проблем, и его душа не рвется на части.
Разумеется, такая жизнь — не предел мечтаний для всего человечества. Прогресс еще более неизбежен, чем коммунизм, а, значит, со временем обеспечение выживания будет отнимать у человека все меньше энергии и все больше времени у него будет оставаться на самоопределение.
И вот здесь происходит самое интересное. Если человек к этому не готов, то свободная энергия уходит в нагревание воздуха — в погоню за успехом со всевозможными его атрибутами и сопутствующим неврозом на почве самооценки. А вот если человек готов, то именно здесь и случается культура.
Культура, как и неврозы, возникает там, где заканчивается борьба за выживание.
Вопрос только в том, по какой именно дорожке пойдет человек: превратится ли он в невротика или же станет культурным — и именно здесь, по-моему, находится точка для приложения просветительских усилий.
Нас не готовят к этому перекрестку на пути. Единственное напутствие, которое мы получаем, подталкивает нас вместе со всеми карабкаться на вершину пищевой цепи, потому что это позволит обеспечить выживание в самой долгосрочной перспективе. Никакой другой задачи, кроме обеспечения выживания, мы себе не представляем, и именно поэтому у нас так много неврозов и так мало культуры.
Кто виноват? Да, никто! Просто, так устроена наша жизнь. Искать крайних — значит, перекладывать ответственность. Лучший ответ на вопрос, как жить дальше и как повысить средний уровень культуры по больнице, мы каждый день видим в зеркале.
В семье культурных родителей вырастают культурные дети. Да, большинство культурных родителей сами родились в культурных семьях, но у каждого человека, даже если он рожден и взращен в самых антисанитарных анти-культурных условиях, есть шанс сменить касту и из невротического бескультурья вырваться в просвещенное, пока еще, меньшинство.
Но можно проделать и обратный путь: взять хороший старт в хорошей семье, а затем зажраться, отпустить поводья и деградировать до уровня всеобщей социальной невменяемости… только телевидение не будет в этом виновато.