Карлос Кастанеда, страшный и ужасный. Властитель дум, изменивший своими книгами многие жизни. Человек без личной истории. Невольный идол и вдохновитель психоделической революции, породивший целую плеяду паразитов-подражателей. Он начал свой путь как молодой ученый, а закончил то ли растворением в своем собственном мифе, то ли сумасшествием. Все знают о нем, но никто не знает его самого.
Его книгам можно отказать в фактической достоверности, его самого можно упрекнуть в опошлении собственных же идеалов, можно обвинить его во лжи, но нельзя отнять того, что написанные им «сказки о Силе» остаются великолепным выражением поэзии и сущности духовного поиска.
Вы ведь помните начатый еще год назад цикл Не сотвори себе кумира? И если кто-то так подумал, то, нет, я его не забросил, и как раз к годовщине сайта приготовил очередную статью. В первую очередь, она обращена к тем, кто уже читал Кастанеду и имеет хотя бы общие представления о том, кто он такой и о чем его книги. Но по всем основным позициям можно провести параллель и с любой другой системой духовного поиска, которая вам может быть знакома.
Для тех, кто не в теме. Кастанеда — американский то ли писатель, то ли антрополог, то ли мистик. Прославился тем, что написал серию книг-отчетов о своем обучении у индейского шамана дона Хуана, реальное существование которого, однако, осталось под вопросом. Общую информацию можно почерпнуть из Википедии — там достаточно толковая обзорная статья. А мы перейдем к сути дела.
Основная критика свалилась на Кастанеду из-за первых двух его книг, где больше внимания уделяется магическим практикам, сопряженным с приемом различных естественных галлюциногенов. И хотя Кастанеда не подразумевал никакой наркотической пропаганды, так вышло, что первые книги были многими восприняты, как призыв лизать марки, жевать кактусы и курить траву.
Но начиная уже с третьей книги, Кастанеда сам признает, что, неправильно расставив акценты, совершил ошибку, и теперь заново рассказывает ту же самую историю, но уже в совершенно другом ключе. Именно с третьей книги начинается тот Кастанеда, который по-настоящему изменил ход многих личных историй.
На этом тему «наркотической» опасности кастанедовских книг закрываем, как банальную и скучную, и переходим к психологическому их воздействию, которое куда интереснее.
Дон Карлос
За всей мистической атрибутикой книги Кастанеды скрывают совершенно простую и четкую систему взглядов, которая, однако, часто ускользает и от самых рьяных его почитателей.
Здесь и далее я намеренно буду подразумевать, что автор данной системы именно Кастанеда, дабы на корню отсечь все сомнения на тему реальности дона Хуана. В конце концов, совершенно не важно, кто автор.
Концепция, предложенная Кастанедой, в мельчайших подробностях описывает путь подготовки ученика от полной его социальной бессознательности до состояния просветления. Там есть все: от решения базовых социально-психологических проблем, которыми занимается обычная наша психология, до технологии достижения принципиально иных и более высоких состояний сознания, которыми обычно занимаются духовные учения.
Сложность понимания книг Кастанеды заключается в том, что книги эти — художественные, и как таковые, они не имеют своей прямой целью стройного изложения эзотерической системы знания. И хотя Кастанеда несколько раз пытается разложить все по полочкам, целостную систему можно восстановить только после многократного прочтения и осмысления.
Но отличное литературное обрамление само по себе оказывает мощное влияние — оно действует, как ловушка для ума, заставляя его в погоне за сюжетом, все глубже погружаться в магический мир. А формат дневниковых записей, придает повествованию почти осязаемую реалистичность и зовет читателя войти в приоткрытую перед ним дверь.
Что ни говори, а Кастанеда — отличный писатель, умеющий увлечь читателя за собой, оторвать его от земли, от привычных умственных построений и зашвырнуть его в совершенно иной мир — таинственный, пугающий, непредсказуемый, но сказочно манящий.
Основная канва повествования разворачивается вокруг Пути Воина — особого мировоззрения и соответствующего образа жизни, который постепенно трансформирует обычного социального человека в настоящего мудреца, Человека Знания. Оба эти понятия условные, поскольку никакой особой воинственности и никакого конкретного тайного знания тут не подразумевается. Это просто образы, хорошо передающие суровый дух противостояния собственным демонам.
В других традициях Путь Воина соотносится с системой практик, необходимых для очистки и подготовки сознания к будущей трансформации, а просветление, которое наступает, когда сознание окончательно к этому готово, соответствует статусу Человека Знания. Как говорит дон Хуан, — «Когда становишься человеком знания, путь воина заканчивается».
Таким образом, Путь Воина — это своеобразный мостик из социально обусловленного состояния сознания, к состоянию вне всяких условностей, к полной Свободе, которая и есть конечная цель всякого Пути.
Принципы Пути Воина безо всяких противоречий включают в себя всю современную психологию, и даже сверх того — далеко выходят за ее рамки. Черпал ли Кастанеда вдохновение из уже существующих учений или творил что-то свое — тоже не так уж и важно. Даже если это просто талантливая компиляция, ее ценности это не умаляет.
Язык Кастанеды простой и хлесткий, он сбивает с ног, не оставляя читателю шансов ускользнуть от правды о самом себе. А выразительной четкостью формулировок и бритвенной остротой сделанных наблюдений, Кастанеда легко затыкает за пояс всех академических психологов, вынужденных из соображений политкорректности ходить вокруг да около. У Кастанеды талант называть вещи своими именами, и этому у него стоит поучиться любому психологу.
Теоретическую базу и практическую сторону Пути Воина описывать здесь бессмысленно — задумчивые исследователи целые тома по этому поводу исписывают. Коль появится такой интерес, можно будет эту тему продолжить в других статьях, так что пишите заинтересованные комментарии. А пока двигаемся дальше.
Шило на мыло
Каким образом люди вообще попадают в эзотерику? Откуда возникает желание променять теплую и уютную привычную жизнь на невзгоды и тяготы Пути Воина?
Первая, самая распространенная и самая нездоровая причина — это самообман неудачника. Раз ничего не получается — пойду в воины. Такие люди составляют основной костяк любого мистического течения. Их привлекает возможность встать в позу и продемонстрировать всем вокруг свою возвышенную необыкновенность. Кто-то потом эту стадию проходит и двигается дальше, а кто-то застревает в ней до самого конца.
Вторая причина — своеобразный духовный нонконформизм, романтика поиска или побег от скуки. Для этих людей Путь Воина становится хобби — необычным развлечением, которому можно уделять некоторое количество свободного времени, а потом хвастаться перед друзьями своими открытиями. Опять же, некоторые из них потом идут дальше, но большинство просто находят себе другое развлечение.
Третья группа самая малочисленная — это те, кого сама жизнь поставила перед выбором, те, чье выживание находилось на грани, а Путь Воина стал единственным возможным выходом из ситуации. Таких людей немного. Иногда, они встречают своего дона Хуана, как это было с Кастанедой (он, кстати, был тогда на грани самоубийства), иногда, ищут свой путь на ощупь, иногда, находят своего учителя внутри, как это было с Юнгом.
Так или иначе, никто по доброй воле не станет покидать насиженное место.
Только дырявый горшок может пытаться стать человеком знания по своей воле. Трезвомыслящего человека нужно затягивать на путь хитростью. Найдется масса людей, которые с радостью захотят учиться, но эти не в счет. Обычно они уже с трещиной. Как пересохшая бутыль из тыквы, которая с виду в порядке, но начинает течь в ту же минуту, как только в нее наливают воду и появляется давление.
А вот цитата из мира психологии.
Только принуждение заставляет шевелиться природу, в том числе и человеческую. Без нужды ничего не изменяется, и менее всего человеческая личность. Она чудовищно консервативна, если не сказать инертна. Только острейшая нужда в состоянии ее вспугнуть. Так и развитие личности повинуется не желанию, не приказу и не намерению, а только необходимости: личность нуждается в мотивирующем принуждении со стороны судеб, исходящих изнутри или приходящих извне.
…но также сознательное моральное решение должно дать свою силу процессу личностного развития. Если первое, т. е. необходимость, отсутствует, то так называемое развитие будет простой акробатикой воли; если отсутствует последнее, а именно сознательное решение, то развитие увязнет в тупом бессознательном автоматизме. Однако решиться на собственный путь можно только в том случае, если он представляется наилучшим выходом.
Путь Воина — это лишь противовес обычной социальной жизни, а не самостоятельная ценность. «Воинская» система ценностей нужна только для того, чтобы вырвать человека из привычной колеи, из привычной системы взглядов, но менять шило на мыло совершенно бессмысленно. Суть и цель Пути Воина не в том, чтобы подчинить себя более правильным ценностям, а в том, чтобы отказаться от ценностей вовсе.
В противном случае, если не происходит полного отказа от всяких ценностей, человек оказывается распятым на кресте противоречащих друг другу принципов. Вера в праведность Пути Воина не позволяет больше наслаждаться обычными социальными играми, а подавленные, но не отброшенные, социальные интересы никак не дают целиком посвятить себя воинскому образу жизни.
Возникает чудовищный внутренний конфликт, от которого человек становится дважды неуверенным в себе: теперь и член общества из него никудышный, и воин паршивый — ни то, ни се. И от этого на душе становится совсем тяжело.
Путь Воина — это лишь клин, который нужен, чтобы выбить другой клин. Не более того. В конечном счете, важна верность самому себе, а не тому или иному образу жизни. Система ценностей Пути Воина важна, как точка опоры, которую можно использовать, чтобы перевернуть мир привычных своих взглядов. Делать же из него религию — крайне опасно.
Сверхспособности
вместо просветления
У йогов есть замечательная метафора, которая хорошо иллюстрирует данную проблему. Они говорят, что есть путь, а есть цветы у дороги. Цветы эти красивые и чудесно пахнут, но не они являются целью путешествия, они его лишь сопровождают, да и то не обязательно.
Описанный Кастанедой мир магов с их способностями превращаться в животных, мгновенно перемещаться в пространстве и быть в двух местах одновременно — это только цветы у дороги. Сущность Пути Воина не в том, чтобы развить в себе эти умения, и реальное продвижение по пути никак от них не зависит. Дерево рубят — щепки летят, но никак не наоборот.
Сверхспособностями больше всего увлекаются как раз те неудачники, которые не смогли утвердиться в социальной жизни, а теперь хотят утереть всем нос своими магическими фокусами. Иногда, это у них получается, но психологически они так и остаются наивными маленькими человечками с непомерными амбициями.
Кастанеда неоднократно обращает внимание на то, что конечная цель пути — Свобода, и в первую очередь, это свобода от потребности в самоутверждении, в утешении, в признании. Чувство собственной важности — это очень тяжелая ноша. Можно стать настоящим магом, но так остаться при этом полнейшим ничтожеством.
А посмотрите, чем заполнены форумы любителей Кастанеды — одно сплошное самолюбование и погоня за спецэффектами. Как и предрекают индусы, в эпоху Кали-Юги дешевая демонстративная эзотерика становится очень популярной.
Настоящий Путь Воина совершенно бесхитростен — нечем хвастаться и не перед кем. Ни крыши над головой, ни твердой почвы под ногами — одна сплошная неизвестность и полное одиночество. «У воина нет ни чести, ни достоинства, ни семьи, ни имени, ни родины, есть только жизнь, которую нужно прожить» — кому нужно такое путешествие?
Акция личностного развития — это, на взгляд постороннего, непопулярное предприятие, малоприятное уклонение от прямого пути, отшельническое оригинальничание. Поэтому неудивительно, что издавна лишь немногие додумывались до столь странной авантюры. Если бы все они были глупцами, то мы имели бы право исключить их из поля зрения нашего интереса как духовных «частных лиц». К несчастью, однако, личностями являются, как правило, легендарные герои человечества, те, кто вызывает восхищение, любовь и поклонение, истинные чада божьи, чьи имена «не прейдут в эонах». Они — подлинный цвет и плод, семена, порождающие древо рода человеческого.
Культ отсутствующей личности
Другая опасность, подстерегающая доморощенных воинов, — это желание вступить в то или иное сообщество любителей Кастанеды.
Многоуважаемая РПЦ в своей книге по (популярному) сектоведению перечисляет несколько организаций, действующих в этом направлении, в том числе, и в России.
Сей любопытный документ называет Кастанеду основателем секты, но основную критику направляет не на сущность учения, а на деятельность этих самых центров, групп и обществ свидетелей последователей Кастанеды.
Но опасность не в том, что, гипотетически, можно попасть под влияние этих горе-сектантов от Кастанеды, а в самом стремлении найти себе духовное пристанище, круг сообщников-единомышленников.
Вокруг всякого значимого учения рано или позно начинают возникать разного рода тусовки. Люди общаются между собой, делятся опытом, открытиями и переживаниями, и на каком-то этапе такой взаимообмен вполне может способствовать настоящему развитию. Но если задержаться внутри такой тусовки дольше необходимого, она быстро перестает быть подспорьем и становится препятствием для дальнейшего развития.
В случае кастанедовского учения все осложняется еще и тем, что оно само подразумевает создание своей группы. У дона Хуана была группа магов, у Кастанеды тоже была, вот и читатели считают, что им срочно нужно искать себе группу или сколачивать свою собственную.
То же касается и поиска своего личного дона Хуана. В книгах несколько раз упоминается, что только учитель может показать ученику «темную сторону силы». И вот едут в Сонору последователи Кастанеды со всего мира, собирают кристаллы, ищут мескалито, бродят по пустыне, собрав глаза в кучу, и пристают к старым индейцам в потрепанных шляпах. А другие, кому подобный активный поиск не по карману и не по духу, вздыхают и вообще отказываются от всякого поиска — нет дона Хуана под рукой, значит придется жить обычной жизнью.
Однако настоящий поиск всегда происходит в одиночестве, наедине с собой, и чем дальше, тем более глубокого внутреннего уединения он требует. Учитель, гуру или бенефактор даже при всем своем желании не сделают из ученика Человека Знания. Они могут подсказать, подтолкнуть, показать пример, но взрастить в себе новую личность ученик может только сам. Только он сам несет ответственность за результаты своего поиска.
Дон Хуан говорит — «Доверяй своей личной силе, одного этого уже будет достаточно, чтобы пройти свой путь». «Но избран ли я для этого пути?» — сомневается ученик. А ответ один: степень собственной избранности может определить только сам ученик, вступив на путь и пройдя по нему.
Развитие личности означает верность собственному закону. Для передачи слова «верность» мне кажется более всего применимым греческое слово из Нового Завета, которое по недоразумению было переведено как «вера». Однако оно, собственно говоря, означает доверие, доверчивую лояльность. Верность собственному закону — доверие этому закону, лояльное выжидание и доверчивая надежда, а вместе с тем — установка наподобие той, которую верующий должен иметь по отношению к Богу.
Чтобы двигаться по своему пути, не нужен учитель, не нужны попутчики и не нужно само учение, нужна только вера в себя и свое предназначение, и только по вере этой воздастся.
И все-таки…
В последних книгах Кастанеды пошла совсем уж какая-то мистификация, а начатое им на новой волне движение Тенсёгрити и вовсе выглядит до крайности противоречиво. Он сам, конечно, подводит под это дело какую-то объяснительную базу, но выглядит это неуклюже и доверия не вызывает.
Можно было бы предположить, что такой поворот событий связан с потребностью в деньгах, но это тоже не кажется убедительным, поскольку гонорары за постоянно переиздаваемые по всему миру книги должны были быть баснословными. Может он запутывал какие-то следы, может занимался неделанием, а может окончательно двинулся от своих экспериментов.
Много споров ходит о реальной личности Кастанеды, о том, каким он был на самом деле и насколько соответствовал идеалам Пути Воина. Рассказы ходят всякие — верить им или нет, пусть каждый решает сам для себя.
Также не прекращаются и, наверное, никогда не прекратятся пересуды о том, был ли дон Хуан реальной личностью или это лишь собирательный образ. Кастанеда до самого конца придерживался своей легенды и утверждал, что дон Хуан и его линия магов существовали на самом деле, и он действительно проходил у них обучение.
Под вопросом находится и то, достиг ли Кастанеда своей конечной цели. Некролог говорит, что Кастанеда умер от рака печени в 1998 году. В интернете есть скан официального свидетельства о смерти некоего Carlos Castaneda, но для «верующих в Кастанеду» всегда остается надежда, что дон Карлос все еще где-то бродит по земле, а если и нет, то не потому, что его доконала болезнь простых смертных, а потому что пришел его час и он, как полагается настоящему Человеку Знания, сгорел огнем изнутри.
И все-таки… книги Карлоса Кастанеды для многих людей оказались тем самым кубическим сантиметром шанса, который открывает путь к настоящей Свободе. Суровый мужской дух его сказок о Силе — это как раз то, чего так не хватает современной культуре, тонущей в инфантильной бескостной женственности.
Путь Воина — это смертельная битва за собственную свободу, схватка со своими страхами и демонами, в которой еще неизвестно, кто победит. Кастанеда не рассуждает о божественной любви и всепрощении, он беспощаден в своих суждениях. Общество погрязло в жалости к себе, люди слабы и глупы, но у каждого есть шанс вырвать себя из этой дремоты.
А закончим еще одной цитатой швейцарского дона Карлоса, который разделял и проповедовал те же самые ценности.
Что же побуждает человека избрать собственный путь и таким образом вырваться, как из пелены тумана, из бессознательного тождества с массой? Это не может быть нуждой, потому что нужда приходит ко всем, и все спасаются конвенциями. Это не может быть и моральным выбором, потому что люди, как правило, выбирают конвенции. Что же тогда неумолимо склоняет выбор в пользу необыкновенного?
Это то, что зовется предназначением; некий иррациональный фактор, который фатально толкает к эмансипации от стада с его проторенными путями. Настоящая личность всегда имеет предназначение и верит в него; имеет к нему pistis, как к богу, хотя это — как, вероятно, сказал бы заурядный человек — всего лишь чувство индивидуального предназначения. Это предназначение действует, однако, как божественный закон, от которого невозможно уклониться. Тот факт, что очень многие погибают на собственном пути, ничего не значит для того, у кого есть предназначение. Он должен повиноваться собственному закону, как если бы это был демон, который соблазнял его новыми, странными путями. Кто имеет предназначение, кто слышит голос глубин, тот обречен.
p. s.
Продолжение банкета: Мой Кастанеда.
Умоляю. Не надо лекций ни про что.
Психологу – что такое я? что такое человек?
и если у тебя хватит мужества встать на путь поиска ответа и не свернуть — ты найдешь что ты не тело.
Так что задача тех кто знает — помочь поиску других, кто готов искать.
А не кормить их бессмысленными и бесполезными растеканиями мыслями по древу.
Вот вам — таким авторам тест.
Два не равно трем. Правда?
человек умирает -тело остается. Значит человек не тело. Так?
два родителя родили одного ребенка. Уже три жизни. А не две. Так? из чего сделали третью жизнь?
отдали свою материю? но материя лишена жизни.
Отдали свою энергию? но тогда в сотом поколении пра пра прадедушек эта энергия должна быть бесконечной чтоб сегодняшний ребенок имел только часть ее — и был полным человеком. Так?
вам закон сохранения материальной энергии не работает.
Так воТ, Психологи.
откуда третья жизнь- то !!!
какая энергия этим третьим телом движет?
и пока честно не ответите самому себе. Может не будем другим лекции читать. про манов. И про путь.?
Я даже помогу с ответом. Чтоб двоешникам легче было.
Человек — бессмертная живая сущность. Выбирающая быть намерениеМ
> Человек — бессмертная живая сущность
Вопрос оч оч спорный
Оч много идей у Карлоса построено на том, что человек именно смертен и смертен внезапно и что после смерти ничего не остается. И он привлекает внимание к тому, что это надо понимать и чувствовать оч остро, что мол текущий момент может быть последним мигов в твоей жизни)
Что странного в Тенсёгрити? Почему вы думаете, что он запутывал какие-то следы? Я имею ввиду не то Тенсёгрити которое показывают на ютуб. Прочитайте книгу «Магические пассы» и обратите внимание на предисловие. Если убрать мистику, то все логично. КК призывал развивать интеллект и заниматься физкультурой.
прочитал на кануне Пелевина Бэтмен Апполо, он оч интересно описывает человека, как батарейку. вкратце, то, что вырабатывает человек это так называемый агрегат М5, баблос или живительная сила. этот самый баблос у человека вырабатывается не просто так, а человеку в этом помогают. тот самый разум является инструментом при помощи которого «хозяева» доят баблос из человека, и разум, и внутренний диалог является не естественной, а вживленной в человека сущностью. технологии выдаивания баблоса за последнее время оч сильно совершенствуются, и с развитием тех прогресса коррелируются пропорционально) автор описал базовый принцип страдания для выработки баблоса, мол страдание и боль не одно и тоже, мол страдание это боль по боли, которое может практически как вечный двигатель при помощи вживленной саморефлексии вырабатывать баблос)
все по кастанеде один в один, но оч интересно написано и оч не обычно, в целом мои взгляды по кастанеде пришли из закостенелости в какое-то движение. я раньше как-то совсем не думал, кто такие черные летуны и что неорганические существа могут жить в паре с человеком)
прочитать рекомендую)
да, тут еще момент, который подчеркнул автор и который меня оч сильно насторожил, что багов практически остается все меньше и меньше для того, что бы можно было выбраться из процесса выработки баблоса. скоро вообще будет не возможно или сложно даже думать о такой возможности.
и дело еще в том. что признаться самому себе в некой устрашающей правде иногда практически невозможно.
Почитайте Ричарда Баха — там более ярко описано нечто схожее.
Путь воина ДХ также перекликается с Бусидо.
Описание пути в книгах это одни из техник по развитию своего сознания, перекликающиеся и с тибетским буддизмом. и с многим другим. Самое забавное было читать Кастанеду впервые. Шевелящиеся на голове волосы от того что описано в сновидениях — один в один. в этом мире умерщвление личности способствует выживанию. ибо общество рождает именно батареек с условностями восприятия нужных ему героев.
несравненное чувство де жа вю от писания этого текста)
говорят сознание может расти подобно веткам на дереве. пока в один момент случится нечто — выход из этой череды поиска будет найден.
Многое и многое сопоставимо и у Юнга в том числе. множества средств описаний тех нечт что не всякому сознанию осознать.
По меркам магов из книг — социум безполезен. по мнению успешных из социума безполезны они. каждый воспринимает «эту реальность» по-своему.
в течении жизни сталкивался множество раз с самыми разнообразными людьми живущими в своих реальностях и тем не менее пересекающихся в каких-то моментах общего бытия.
А светящиеся существа? увидеть это также разные пути. как вариант через тантру. один раз со мной такое было в момент экстаза именно видение нас как слияние светящихся белых коконов. без остальной присущей повседневной реальности.
а что есть человек без личности? кто ты без личности?
в обществе и социуме отключение от всего этого именно способствует смерти, личность по сути это обусловленность тебя в среде твоего обитания — то есть то кем являешься в обществе и социуме. а кто ты есть на самом деле? вот вам и сталкинг описанный в тех же книгах,
Забавно что совершенно случайно в голову приходит мысль найти нечто тутже приведшее сюда
[удалено]
Но согласись, мысль о психологической смерти возбуждает, правда? Это не так страшно, как об этом пишут в сказках. Может быть это самое кайфовое чувство которое можно испытать. Я иногда что-то подобное испытываю. По моим ощущениям это напоминает чистое безумие, которое заполняет сознание. Но мне не удаётся задержаться в нём, не удаётся дойти до конца. А потом никаких видимых следов не остаётся. Но я чувствую, что постепенно пробуждаюсь. Жизнь как будто сбрасывает с меня шелуху. Иллюзии по прежнему причиняют боль, но потом растворяются, оставляя спокойствие. Когда я во что-то вляпываюсь, то вместе с негативным переживанием присутствует какое-то идиотское спокойствие тюленя, ощущение узнавания или вспоминания чего-то, что итак было понятно, но забылось. Вообще пробуждение для меня совсем не страшно. Это как постепенное таяние. Так что, пусть воины гремят железом, а я просто отогреваюсь в теплых лучах смерти.
Описание пути в книгах это одни из техник по развитию своего сознания, перекликающиеся и с тибетским буддизмом. и с многим другим. Самое забавное было читать Кастанеду впервые. Шевелящиеся на голове волосы от того что описано в сновидениях — один в один. в этом мире умерщвление личности способствует выживанию. ибо общество рождает именно батареек с условностями восприятия нужных ему героев.
несравненное чувство де жа вю от писания этого текста)
говорят сознание может расти подобно веткам на дереве. пока в один момент случится нечто — выход из этой череды поиска будет найден.
Многое и многое сопоставимо и у Юнга в том числе. множества средств описаний тех нечт что не всякому сознанию осознать.
По меркам магов из книг — социум безполезен. по мнению успешных из социума безполезны они. каждый воспринимает «эту реальность» по-своему.
в течении жизни сталкивался множество раз с самыми разнообразными людьми живущими в своих реальностях и тем не менее пересекающихся в каких-то моментах общего бытия.
А светящиеся существа? увидеть это также разные пути. как вариант через тантру. один раз со мной такое было в момент экстаза именно видение нас как слияние светящихся белых коконов. без остальной присущей повседневной реальности.
а что есть человек без личности? кто ты без личности?
в обществе и социуме отключение от всего этого именно способствует смерти, личность по сути это обусловленность тебя в среде твоего обитания — то есть то кем являешься в обществе и социуме. а кто ты есть на самом деле? вот вам и сталкинг описанный в тех же книгах,
Забавно что совершенно случайно в голову приходит мысль найти нечто тутже приведшее сюда
Кто я без личности? Всего лишь ещё один мертвец. Личность нужна, чтобы цепляться за мир, которому мы не нужны. Но это всё лирика, так сказать :)
Личность – это социальное тело. По Шевцову.
Оно отгораживает человека от общества и одновременно связывает его с ним.
А по Кастанеде личность – это тональ, который надо совершенствовать. Вообще, не стоит читать Кастанеду – он намешал в одну кучу много того, чего сам не понимал. Все, что слышал вокруг, в том числе ученые разговоры, теория относительности, там, логический позитивизм, книга мертвых и прочее. Нахватался по верхам и состряпал свой уродливый велосипед. Лучше читать классических философов – они не ставят целью запутать читателя, или заманить его на какой-нибудь путь воина или еще как-то облапошить. Что думают, то и говорят.
ерунда. такое громкое название у статьи, а на деле пшик. пойду-ка кастанеду почитаю…
:yes:
Хотел почитать (уже как лет пять))) Кастанэду:) Статья автора вызвала во мне чувства, не желания!!!
Раз мнение другого человека управляет тобой, тогда действительно не стоит даже начинать. Это не для слабых и безвольных.
это попытка надавит)
Обычно стараюсь не ввязываться во всякие обсуждения, но тут иное дело.
Во-первых хотелось бы поблагодарить автора — на мой взгляд, статья целиком и полностью соответствует заданному вопросу — чем опасен Кастанеда? Для новичков самое то, ибо отсюда они и узнают некоторую чудаковатость самого Кастанеды (что кстати говоря немедленно отпугнет хомячков ищущих чего-то общепризнанного), примерную его биографию и краткое назначение данного учения.
Во-вторых, хотелось бы выразить благодарность самому Кастанеде — жаль (а имеет ли это значение?) что его уже нет в живых, потому как лично для меня его книги, которые я начал читать в юности, стали определенного рода наставлениями. Для человека, вроде меня, не имеющего в своем окружении и не видящего среди ныне живущих людей в целом ничего настоящего, книги Кастанеды были открытием — именно оттуда я узнал, что жизнь никоим образом не вписывается в одобряемые т.н. обществом описания. Да и в каком обществе мы живем? Пьяницы, ворье, трусы, предатели, просто идиоты. Так что, общество в расчет не берем — это серая биомасса, которая никогда ничего не решала.
На мой взгляд, читать Кастанеду нужно (даже жизненно необходимо) если тобою движет нонконформизм и желание познать неизведанное. В этом случае, учение как нельзя лучше усвоится и при необходимости будем применяться.
Как я уже говорил, Кастанеду начал читать в юности. Сейчас мне 29 лет и я понимаю — что я только в начале пути. Нет, это не значит что я ничего не делал. Это означает, что нет ни начала, ни конца — а есть жизнь, поток, движение. Именно понимание этого придает очень много жизненных сил.
Как и у всех, у меня были проблемы с моей прошлой жизнью. Я ходил к психотерапевтам, изучал психологию, нлп — но ничто из этого не приносило результатов.
Как оказалось, вся моя предыдущая жизнь и была подготовкой к учению…
Прости автор, но твой репортаж хоть и не лишён смысла, но передаёт сильное разочарование в К.К.по причине недостатка у тебя личной силы необходимой не только для понимания, но и для подтверждения чудовищной реальности его учения. Он описал всего один путь из многих. Просто в моём поиске смысла жизни, он единственный кто описал происходящее чётко и логично, пусть на первый взгляд и волшебно- ведь всё в конечном счёте так и выходит. Прости за прямоту.
верно.
полностью согласен)
Толковая статья.
ставить карлоса на одну полочку с юнгом совсем не камильфо. совсем огорчает такая лажа. ну как??? «швейцарского дона Карлоса» — зачем???
если говорить о достижениях карлоса в восприятии как таковом и о том, какая база подведена под это …
никакая шизотерика не сравнима с тем, что наработали новые видящие и чего они добились в трезвом понимании …
уж извините, но ваш юнг и рядом не валялся
> Первая, самая распространенная и самая нездоровая причина — это самообман неудачника. Раз ничего не получается — пойду в воины. …. Кто-то потом эту стадию проходит и двигается дальше, а кто-то застревает в ней до самого конца.
> Вторая причина — своеобразный духовный нонконформизм, …. Опять же, некоторые из них потом идут дальше, но большинство просто находят себе другое развлечение.
> Третья группа самая малочисленная …
тут по ходу все шансы без вариантов)
в чем смысл этой классификации, если по этой классификации все равнозначно имеет шансы? и это как бы не мое мнение, это написано в этой классификации, мол тупо есть проход дальше во всех вариантах. не является ли это чем-то больным и не проработанным в психике автора? мне реально не понятен предостерегающий контекст для начинающих кастанедовцев? он там есть?
> отказаться от ценностей вовсе
Самоограничение — самый худший и самый злостный вид потакания себе (ДХ)
психология не рулит
> И хотя Кастанеда не подразумевал никакой наркотической пропаганды, так вышло, что первые книги были многими восприняты, как призыв лизать марки, жевать кактусы и курить траву.
звучит оч осуждающе, как будто это оч плохо. наркотики и наркомания — это социальные критерии, которые к карлосу совсем не относятся. те, кто решил сам попробовать на собственной шкуре то, о чем говорил карлос — им респект. а те, кто это делать не стал скорее всего по прежнему находятся на уровне знания существования только гипотетической возможности …)
Осуждается не наркомания, а мнение, будто пропаганда наркомании содержится в книгах К. К. Еще осуждается идея о том, будто наркомания — это что-то очень сложное и великое, и что нализавшись марок можно стать военом.
И если бы вы внимательно почитали КК, то вы бы заметили там то же самое, что и в этой статье.
это может быть и так, а может и не быть) все зависит от того, сколько в тебе метального мусора. автор, кстати, счастливый его обладатель, и даже навязывает …
> И если бы вы внимательно почитали КК, то вы бы заметили там то же самое, что и в этой статье.
складывается ощущение, что материал статьи первичен :giggle:
>складывается ощущение, что материал статьи первичен
Потому что вдумчивый анализ вы начали со статьи, и теперь вам нужно идти вдумчиво перечитывать книгу, что бы подтвердить или опровергнуть. Нет бы вместо этого сразу вдумчиво прочитать книги и не заморачиваться о статьях…
братан, мне от тебя ничего не надо) я тебе вроде дал понять, что ты не способен к глубокому пониманию, тебе надо смириться — мне не интересно с тобой дискутировать
Когда я вижу человека, потратившего чуть ли не месяц и исписавшего страницу комментариев доказывая свое глубинное понимание и ничтожность тех, кто на него не способен, я сразу понимаю, что этот человек имеет глубинное понимание, на которое я не способен.
все так, все так) не упрямся и все станет проще, осознание придет, надо над этим работать
Вы не могли бы, пожалуйста, посильнее доказывать свое глубинное понимание, а то я еще пока сомневаюсь.
это не для тебя) и это мое лично имхо, и оно без доказательств. и вообще по карлосу просить доказательств нелепо, это ж тебе не мат анализ
Я имею ввиду, продолжайте бахвалиться, пожалуйста.
обрати внимание еще раз, для тебя не должно быть важно каков я, для тебя должно быть важно каков ты сам и что это меняет в тебе. также, повторяю еще раз, мне совсем не интересны твои доказательства, совсем
успагойся
Говорить, что Кастанеда плохой потому что он пропагандирует плохие наркотики так же глупо, как и утверждать обратное: наркотики хорошие, значит и Кастанеда хороший. Потому что хорошее-плохое у вас в голове. Факт же в том, что смысл книг не в наркотиках, это объективный факт, в нашем рациональном мире, знаете ли, факты не зависят от вашего личного настроения. В том, что бы ошибаться на счет фактов тоже нет ничего плохого, просто сайт сделан для того, что бы не ошибаться, и если вы намерены продолжать дальше купаться в своих самообманах, то мне не совсем понятно, что зачем вы пришли на этот сайт.
Впрочем, противоречить самому себе тоже не плохо. Это тупо.
Что за метальный мусор? Это как в fallout 3, что ли? Там была такая пушка под названием “Ракетка”. Заряжаешь в нее мусор и метаешь его. В смысле, мечешь.
по карлосу вообще ничего нельзя осуждать — это мол плохое намерение)
я оч часто встречался с мнением, что при обсуждении карлоса кастанедовцы яростно защищают карлоса в том, что в первых книгах его кинули по беспределу и развели попробовать наркотики, что он в дальнейшем писал, что можно было обойтись и без этого. я даже сам себя поймал как-то на мысли, что защищаю карлоса в том, что он был не наркоман. однако, это черная дыра. мне всетаки удавалось убедить собеседников в том, что ДХ прагматичный маг и не делал ничего просто так, а также, что в книгах карлоса ничего такого нет — это просто додумка, в книгах сам карлос рассказывал только о гипотетической возможности без грибов нарушить непрерывность и остановить саморефлексию) и что в случае карлоса алкалоиды были просто необходимой вещью, без которой никуда и даже сам ДХ просто называл его тупым)
однако, такое положение ничего не меняло, я столкнулся с другим стопом — мол да, карлосу это было необходимо так как он был тупым и не мог без этого, но мы же не такие тупые и без этого все понимать способны) и это оказалось просто не пробиваемой стеной, это ловушка и западня)
как оказалось, что у нас социально оч негативно относятся к наркомании и к наркоманам, мол это социально опущенные люди и никто для себя не хочет таких ярлыков. и поэтому практически каждый пытается любыми способами это дело оправдывать. мол я читал кастанеду, но не читал первые три, так как как они ни о чем, мол сам карлос писал, что без этого можно было обойтись и т. д. в целом это оч огромная куча ментального мусора, которая реально является препятствием в понимании и продвижении. лично для себя я это все проработал, все это Г выкопал из психики и похоронил и остальным советую тогоже
кроме всего известного из книг карлоса, в наше время есть еще одна хня, корорая реально мешает — в магазинах сейчас продают жратву практически всю химичискую, даже казалось бы овощи и фрукты, и то все химические. вся эта химическая жратва реально усыпляет осознанность и заниматься по карлосу становится практически не возможно, не реально даже начать. на мой взгляд, если отбросить все эти ментальные стопы по поводу наркоты, то первые книги карлоса становятся очень важными, так как содержат методы при помощи которых можно реально встряхнуть «мозги» и начать хоть как-то двигаться …
>вся эта химическая жратва реально усыпляет осознанность и заниматься по карлосу становится практически не возможно
Ох лол! Как же я проиграл!
если без сарказма, то ты абсолютно прав. ты не то, что бы проиграл, ты даже не понял самую тонкую разводку, тебя опустили без борьбы
Ахахах, тонкая разводка! С подливой!
именно так
Например, все суслики и почитатели Зеланда уделяют этому огромное внимание. Смысл в этом есть.
По телевизору показывали Афганистан, там многие употребляли наркотики. Были проведены исследования, оказалось, что от части к части наркотики оказывают разное воздействие. Т. е. опытные наркоманы объясняют новичкам, что означают те или иные ощущения. Т. е. наркоманом является не тот кто употребляет наркотики, а тот кто усвоил систему интерпретаций.
о кастанеде нельзя рассуждать снаружи, можно рассуждать об этом только будучи глубоко вовлеченным в это. где-то я в магазине видел табличку над книжками карлоса «читайте мол на свой страх и риск». эта статейка по типу ее продолжение, мол предостережение от человека, который никакого отношения к этому не имеет, а просто проходил мимо
прочитал еще раз и еще раз подумал, стойкое ощущение того, что статейка дерьмовая не ушло. изложение ощущений автора от пути война в негативном ключе, например, не пересекаются с моими ощущениями, в которых в том числе есть и радость. такая статейка — это как бы подножка, что б стало хуже, что бы тот, кто прочитал, перестал надеяться, что у него есть какие-то шансы.
на мой взгляд, помощь войнам могут оказывать те, кто уже потерял человеческую форму. рассуждать на тему того, кто в каких ловушках остался, кто и как попал на путь кастанедовского знания, а так же осуждать все это, либо рассказывать в осуждающем ключе — это не допустимо. недопустимо это потому, что это сводится к бытовой банальности — желанию наставлять на путь истинный и рассказывать у кого какие есть шансы. а рассуждать о шансах, которые дает дух не брался даже ДХ.
автор, лучше не пиши такое
Я все еще жду с нетерпением, когда вы укажите, где тут кто-то в негативном ключе отзывается о КК? Любопытно же!
> Я все еще жду с нетерпением
а все жду, когда ты представляться научишься?
все очень просто, автор рассказывает о том, в какие ловушки могу попадать те, кто себя считают войнами, причем с очень экспертной позиции, мол это и есть так на самом деле. я уверен, что в том наследии, которое оставил карлос все средства хороши и по сути тут не может быть совсем никакой морали, а тем более осуждения.
мне кажется, что в таком ключе можно рассуждать только о своих шансах, однако автор этого не делает, а в место этого он предостерегает других. вот этот комплекс донахуанизма уже раздражает и бесит, у автора есть свои ловушки, и они не настолько явные, очевидные и простые, как те которые он понаходил в других.
внешнее намерение оно наверное таково, что если выражать недовольство, то это как бы есть намеревание, это способ получить этого самого недовольства еще больше. если рассказывать, что все вокруг плохо и все вокруг в ловушках, то этому подтверждений будет все больше, и на мой взгляд именно так работает намерение, оно как бы соглашается с тобой. но если говорить, о тех ловушках и о тех войнах в ловушка, то автор доподлинно не может сказать смог ли достичь или не достичь своей цели любой, который попался в эти ловушки. такого нельзя сказать даже про карлоса.
и даже если есть какие-то заблуждения войнов они никем не могут оцениваться, шансов на свободу у него достаточно и может даже больше, чем у автора. например, о шансах предоставляемых духом не брался рассуждать даже дон Хуан, а тут вот выискался и это очень странно.
уже писал, что я считаю, что такого рода оценки и вообще любая помощь войнам в достижении их цели, как войнов может быть только от того, кто уже потерял человеческую форму, иначе это медвежья услуга, как вот это.
Намеревание 0_o
А так я совершенно не понимаю, что вам не нравится в этой статье. Если, по вашему, автор мелкая букашка и нидастоин делать обзоры великого и непостижимого КК, то так и напишите, а еще лучше — молчите.
ты просишь объяснений, я объясняю, но ты все равно не понимаешь. парень, ты ведь не тупой, ведь правда, ты ж просто упрямишься. давай попроще, что б уж совсем понятнее было. этот обзор пишет человек, который не называется себя войном или сторонником кк, он пишет про людей которые разбиваются в лепешку …, и к которым отношусь, например, и я. я тоже был в соноре, я тоже ел кактусы и грибы, я тоже ходил в группу по тенсегрити, и что? никто не знает, что я от этого поимел или нет и было ли это ошибкой) статья — это в первую очередь глумление над карлосом, автор туп, глуп и безобразен
Глумления там нет, ровно как тупости и безобразия. Хватит проецировать.
только для тех кто не в теме, только для тех, кто с карлосом знаком в каком-то ознакомительном контексте. судя по комментам негативное ощущение от статьи не только у меня, а по карлосу ощущение — это главное
То, что у всех подгорает от статьи к качеству статьи отношения не имеет.
А если имеет, то как раз подтверждает качество. Понять не могу вашу логику искаженную, вам не нравится, что ли, когда подгорает?
что подгорает? прости, теперь я не понимаю.
о каком именно качестве идет речь, может она и качественная, я с этим же не спорю. а логика тут простая, статья написана конкретно для кастанедовцев от которой сами кастанедовцы плюются)
я бы сказал по другому, что б достучаться до понимания. все что околокастанедовское оно предполагает наличие энергии, иначе понимания нет. автор все взвесил, поделил по категория, классифицировал, положил в коробочку, приклеил бирочку и ярлык, и говорит — все вот именно так, это мол правда жизни.
но это как раз таки далеко от реальности, кастанедовский мир не такой, и я, по моему, не одинок в своем ощущении
— Меня действительно покорил твой профессор, — сказал он. — Но ты не мог говорить серьезно об этой идее «измерения нашего постижения». Чего мог добиться профессор, измерив наши реакции? Он пришел бы к выводу, что все мы форменные болваны, так как на деле мы такие и есть. Мы не можем быть ни более умными, ни более быстрыми, чем обычные люди. Однако не его вина в том, что он считает, что может проводить замеры постижения во всех мирах. Этот твоя вина, так как ты не смог донести до ума своего профессора то, что когда маги говорят о мире постижения шаманов древней Мексики, то подразумевают вещи, которые не имеют аналогов в обыденной жизни. К примеру, непосредственное восприятие потока энергии, проходящего сквозь Вселенную, — вот элемент постижения, согласно которому живут шаманы.
(дон Хуан)
меня правда огорчают всякие недалекие люди, которые с высоты своего понимания рожают вот такое.
это тупо ещё один срачок на карлоса, задолбали
автору нужно начать писать свое и про себя
То есть автор мало своего понаписывал?
Серьезно, ваше «плохое чувство» после прочтения вам нужно лечить самостоятельно, а не проецировать на статью.
конечно мало, я как-то уже писал, что мог сделать по теме автор положительного
это не «плохое чувство», а ощущение) сразу видно, что ты чайник. я полагаюсь только на ощущение, а логика подгоняется потом, если она конечно нужна. за частую не нужно объяснять что вот такое это Г, и разъяснять почему это именно так. ощущение это ключевой момент, это главное) и лечить тут ничего, а вам, горе психологам, не стоило бы лезть со своим якобы понимаем куда не попадя
есть ощущение, что вообще не поймешь моих объяснений) извини
>это не «плохое чувство», а ощущение)
Ну я ж говорю, подгорает)
И у «кастанедовцев» как раз не подгорает — они не чувствуют себя настолько важными, что бы подгорать из-за каждой мелочи. Подгорает у духовных онанистов, советую про них статью почитать, на том же сайте есть.
это все равно в тебе ничего не меняет, сорян братан
Вы извинены.
это был сарказм)
Статье несколько лет уже, а воины до сих пор индульируют :))
в книжках у карлоса есть подробное описание процесса перепросмотра, у магов этот процесс ведет к высвобождению энергии. но для всяких психологий и ментальных процессов это тоже очень полезная вещь, так как позволяет добрать до самых глубинных проблем и запотков и собственно понять суть той или иной псих реакции и понять как это решать)
проблемы автора статьи совсем поверхностные, но справится с ними он не может) и также считает, что для того, что бы его читали необходимо гадить другим на голову) и смешное то, что это он называет «психологией без соплей».
пытаться подняться в счет того, чтобы обосрать другого — это плохой способ) автор, пиши свое, ты карлосом никогда не станешь)
Во-первых, поднимаются не для того, что бы обосрать другого, а обсирают других, потому что чувствуют себя поднятыми. Вот как Вы.
Но вопрос: где Вы тут нашли «гадить другим на голову»?
вот проснулся автор песни, я ж все сказал — пиши свое, а карлоса не трогай, он неприкасаемый) и не потому, что я так сказал, а потому, что ты зубы об него поломаешь
отвечаю на вопрос — любое высказывание критики и недовольства, а тем более, если это ничего по сути не меняет, в корне является негативным. гадить — это не означает ругаться матом, не надо быть таким плоским.
блоки это такая штука, которая ай ай ай, с которыми трудно согласится, а еще труднее от них избавиться. советую поразбираться всетаки с этим.
будь конструктивнее, например, вместо того что бы писать статью о том, какой карлос не правильный, что по юнгу все не так, а войны играют в дебилов и т. д. ты можешь написать статью, как психолог, о каких либо практических методах избавления от психологических проблем, ментального мусора и т. д. и по мне так тебя станут читать с удовольствием)
PS: не пиши под анонимусом — страна должна знать своих героев
Никто вроде матом не ругается. И никто Кастанеду не критикует. Вы вообще статью читали?
конечно читал, прочитал даже дважды, с первого раза не понял, что же хочет донести автор песни. статья самодовольная и негативная однозначно, перетирать это больше неохота
В таком случае вам не составит труда объяснить, с чего вы взяли, что вашего идола здесь полили матом и обкритиковали.
Если трудности возникнут, перечитайте еще пару раз, и сосредоточьтесь на P. P. S. Там содержится некая ПОДСКАЗКА.
все оч просто, конечно объясню, только читай внимательнее, а то снова не поймешь. оч трудно разговаривать с человеком, который не в теме. то, о чем написал карлос — это как бы шах и мат в 2 хода, результатом которого является то, что человек не имеет вообще никаких шансов приблизится к высотам карлоса, дух не дает этих самых шансов на свободу, про которую написал карлос и приобрести их никаких способов нет, вот блин. вообще, то о чем написал карлос — это штука о которой трудно и бесполезно думать, по крайней мере много. по мне так это инструкция к действию, которая, на мой взгляд не оставляет шансов узнать так ли все на самом деле, кроме того как все это проверить на собственной шкуре. те, кто пускаются во все тяжки ради того, что бы узнать, понять и осознать — им огромный респект! тех, кто не в теме также и неприятно слушать, автор хочет немного попиариться на имени карлоса, а выглядит это как реальное глумление. тьфу.
вообще около кастанеды трутся вообще разные негодяи, его называют опасным, рассказывают, что после прочтения люди сидят в психушках. в книжных магазинах ставят таблички, что бы читали на свой страх и риск. рассказывают, что он пропагандирует наркотики, пытаются выставить его клоуном. эта мелкая статейка она об этомже. какого черта когото в чем-то предостерегать, если сам не знаешь, что это такое? всех кастанедовских войнов назвать дебилами — мол не шалите, мол дядя карлос так не завещал) чушь все это. я думаю, что у тех, кто в теме мозг варит хорошо, зато, если говорить об опасности, то оч много шансов у новичков пойти на поводу …
«эта мелкая статейка она об этомже.»
То есть вы признаете, что не в состоянии прочесть статью, и вместо этого воображаете, что уже знаете, о чем эта статья?
Потому что очень странно, что вы не можете двух предложений прочесть.
ты по прежнему не понимаешь, то о чем я тебе говорю. само существование такой статьи, написанное как бы в позитивном ключе человеком, который оч далек от этого, от пути война, но как бы рассматривающий это со стороны и дающий оценки — это нелепо. да, можно пройти мимо, но мне не хочется, я ведь радею за тех в теме. это одна из тем в которых не возможно никакого обобщения и сказать по теме нечего, так как каждый в своем искании одинок
>>Oleg
Карлос кастанеда тоже завистливый, книги вон писал на весь мир потому что хотелось почувствовать себя значимым.
И дон Хуан тоже пустынный задрот, учеников набирал силком и избавлял их ЧСВ лишь бы почувствовать себя значимым, а так его даже внук не слушается.
А уж бенефактор дона Хуана… Ну вы понели.
Вообще, статья как будто специально немного провокационно написана, но смысл не в ней, а во всем остальном на этом сайте. И не в том, зачем это автору, а может ли читатель что-то из этого для себя извлечь. И уж поверьте, извлечь есть чего намного больше чем немножко ЧСВ аля «автор завистливый человечишка». Но тут уж кто за чем пришел.
популярно объясняю, для тех кто не читал! никаких учеников и учителей в книгах карлоса не было) все кто так считают — индульгируют в этом) карлос писал потому, что это был его способ удерживать внимание, наверное, приобретенный в университете. коммерческими целями карлос не страдал, книги вышли в свет только потому, что ДХ ему подсказал это сделать, так как карлос не знал, что с накопленными записями делать. популярность его книг, лично для меня объясняется очень просто — он реально открыл грань неведомого для меня)
а теперь по теме: автор спекулирует какой-то сраной пихологией и ментальными процессами, однако по карлосу это идет все в топку, карлос бы это перепросмотрел и забыл бы про это) в статейке предложенный материал оч дешевый, лучше читайте карлоса сами и делайте выводы сами.
всем бобра!