Карлос Кастанеда, страшный и ужасный. Властитель дум, изменивший своими книгами многие жизни. Человек без личной истории. Невольный идол и вдохновитель психоделической революции, породивший целую плеяду паразитов-подражателей. Он начал свой путь как молодой ученый, а закончил то ли растворением в своем собственном мифе, то ли сумасшествием. Все знают о нем, но никто не знает его самого.
Его книгам можно отказать в фактической достоверности, его самого можно упрекнуть в опошлении собственных же идеалов, можно обвинить его во лжи, но нельзя отнять того, что написанные им «сказки о Силе» остаются великолепным выражением поэзии и сущности духовного поиска.
Вы ведь помните начатый еще год назад цикл Не сотвори себе кумира? И если кто-то так подумал, то, нет, я его не забросил, и как раз к годовщине сайта приготовил очередную статью. В первую очередь, она обращена к тем, кто уже читал Кастанеду и имеет хотя бы общие представления о том, кто он такой и о чем его книги. Но по всем основным позициям можно провести параллель и с любой другой системой духовного поиска, которая вам может быть знакома.
Для тех, кто не в теме. Кастанеда — американский то ли писатель, то ли антрополог, то ли мистик. Прославился тем, что написал серию книг-отчетов о своем обучении у индейского шамана дона Хуана, реальное существование которого, однако, осталось под вопросом. Общую информацию можно почерпнуть из Википедии — там достаточно толковая обзорная статья. А мы перейдем к сути дела.
Основная критика свалилась на Кастанеду из-за первых двух его книг, где больше внимания уделяется магическим практикам, сопряженным с приемом различных естественных галлюциногенов. И хотя Кастанеда не подразумевал никакой наркотической пропаганды, так вышло, что первые книги были многими восприняты, как призыв лизать марки, жевать кактусы и курить траву.
Но начиная уже с третьей книги, Кастанеда сам признает, что, неправильно расставив акценты, совершил ошибку, и теперь заново рассказывает ту же самую историю, но уже в совершенно другом ключе. Именно с третьей книги начинается тот Кастанеда, который по-настоящему изменил ход многих личных историй.
На этом тему «наркотической» опасности кастанедовских книг закрываем, как банальную и скучную, и переходим к психологическому их воздействию, которое куда интереснее.
Дон Карлос
За всей мистической атрибутикой книги Кастанеды скрывают совершенно простую и четкую систему взглядов, которая, однако, часто ускользает и от самых рьяных его почитателей.
Здесь и далее я намеренно буду подразумевать, что автор данной системы именно Кастанеда, дабы на корню отсечь все сомнения на тему реальности дона Хуана. В конце концов, совершенно не важно, кто автор.
Концепция, предложенная Кастанедой, в мельчайших подробностях описывает путь подготовки ученика от полной его социальной бессознательности до состояния просветления. Там есть все: от решения базовых социально-психологических проблем, которыми занимается обычная наша психология, до технологии достижения принципиально иных и более высоких состояний сознания, которыми обычно занимаются духовные учения.
Сложность понимания книг Кастанеды заключается в том, что книги эти — художественные, и как таковые, они не имеют своей прямой целью стройного изложения эзотерической системы знания. И хотя Кастанеда несколько раз пытается разложить все по полочкам, целостную систему можно восстановить только после многократного прочтения и осмысления.
Но отличное литературное обрамление само по себе оказывает мощное влияние — оно действует, как ловушка для ума, заставляя его в погоне за сюжетом, все глубже погружаться в магический мир. А формат дневниковых записей, придает повествованию почти осязаемую реалистичность и зовет читателя войти в приоткрытую перед ним дверь.
Что ни говори, а Кастанеда — отличный писатель, умеющий увлечь читателя за собой, оторвать его от земли, от привычных умственных построений и зашвырнуть его в совершенно иной мир — таинственный, пугающий, непредсказуемый, но сказочно манящий.
Основная канва повествования разворачивается вокруг Пути Воина — особого мировоззрения и соответствующего образа жизни, который постепенно трансформирует обычного социального человека в настоящего мудреца, Человека Знания. Оба эти понятия условные, поскольку никакой особой воинственности и никакого конкретного тайного знания тут не подразумевается. Это просто образы, хорошо передающие суровый дух противостояния собственным демонам.
В других традициях Путь Воина соотносится с системой практик, необходимых для очистки и подготовки сознания к будущей трансформации, а просветление, которое наступает, когда сознание окончательно к этому готово, соответствует статусу Человека Знания. Как говорит дон Хуан, — «Когда становишься человеком знания, путь воина заканчивается».
Таким образом, Путь Воина — это своеобразный мостик из социально обусловленного состояния сознания, к состоянию вне всяких условностей, к полной Свободе, которая и есть конечная цель всякого Пути.
Принципы Пути Воина безо всяких противоречий включают в себя всю современную психологию, и даже сверх того — далеко выходят за ее рамки. Черпал ли Кастанеда вдохновение из уже существующих учений или творил что-то свое — тоже не так уж и важно. Даже если это просто талантливая компиляция, ее ценности это не умаляет.
Язык Кастанеды простой и хлесткий, он сбивает с ног, не оставляя читателю шансов ускользнуть от правды о самом себе. А выразительной четкостью формулировок и бритвенной остротой сделанных наблюдений, Кастанеда легко затыкает за пояс всех академических психологов, вынужденных из соображений политкорректности ходить вокруг да около. У Кастанеды талант называть вещи своими именами, и этому у него стоит поучиться любому психологу.
Теоретическую базу и практическую сторону Пути Воина описывать здесь бессмысленно — задумчивые исследователи целые тома по этому поводу исписывают. Коль появится такой интерес, можно будет эту тему продолжить в других статьях, так что пишите заинтересованные комментарии. А пока двигаемся дальше.
Шило на мыло
Каким образом люди вообще попадают в эзотерику? Откуда возникает желание променять теплую и уютную привычную жизнь на невзгоды и тяготы Пути Воина?
Первая, самая распространенная и самая нездоровая причина — это самообман неудачника. Раз ничего не получается — пойду в воины. Такие люди составляют основной костяк любого мистического течения. Их привлекает возможность встать в позу и продемонстрировать всем вокруг свою возвышенную необыкновенность. Кто-то потом эту стадию проходит и двигается дальше, а кто-то застревает в ней до самого конца.
Вторая причина — своеобразный духовный нонконформизм, романтика поиска или побег от скуки. Для этих людей Путь Воина становится хобби — необычным развлечением, которому можно уделять некоторое количество свободного времени, а потом хвастаться перед друзьями своими открытиями. Опять же, некоторые из них потом идут дальше, но большинство просто находят себе другое развлечение.
Третья группа самая малочисленная — это те, кого сама жизнь поставила перед выбором, те, чье выживание находилось на грани, а Путь Воина стал единственным возможным выходом из ситуации. Таких людей немного. Иногда, они встречают своего дона Хуана, как это было с Кастанедой (он, кстати, был тогда на грани самоубийства), иногда, ищут свой путь на ощупь, иногда, находят своего учителя внутри, как это было с Юнгом.
Так или иначе, никто по доброй воле не станет покидать насиженное место.
Только дырявый горшок может пытаться стать человеком знания по своей воле. Трезвомыслящего человека нужно затягивать на путь хитростью. Найдется масса людей, которые с радостью захотят учиться, но эти не в счет. Обычно они уже с трещиной. Как пересохшая бутыль из тыквы, которая с виду в порядке, но начинает течь в ту же минуту, как только в нее наливают воду и появляется давление.
А вот цитата из мира психологии.
Только принуждение заставляет шевелиться природу, в том числе и человеческую. Без нужды ничего не изменяется, и менее всего человеческая личность. Она чудовищно консервативна, если не сказать инертна. Только острейшая нужда в состоянии ее вспугнуть. Так и развитие личности повинуется не желанию, не приказу и не намерению, а только необходимости: личность нуждается в мотивирующем принуждении со стороны судеб, исходящих изнутри или приходящих извне.
…но также сознательное моральное решение должно дать свою силу процессу личностного развития. Если первое, т. е. необходимость, отсутствует, то так называемое развитие будет простой акробатикой воли; если отсутствует последнее, а именно сознательное решение, то развитие увязнет в тупом бессознательном автоматизме. Однако решиться на собственный путь можно только в том случае, если он представляется наилучшим выходом.
Путь Воина — это лишь противовес обычной социальной жизни, а не самостоятельная ценность. «Воинская» система ценностей нужна только для того, чтобы вырвать человека из привычной колеи, из привычной системы взглядов, но менять шило на мыло совершенно бессмысленно. Суть и цель Пути Воина не в том, чтобы подчинить себя более правильным ценностям, а в том, чтобы отказаться от ценностей вовсе.
В противном случае, если не происходит полного отказа от всяких ценностей, человек оказывается распятым на кресте противоречащих друг другу принципов. Вера в праведность Пути Воина не позволяет больше наслаждаться обычными социальными играми, а подавленные, но не отброшенные, социальные интересы никак не дают целиком посвятить себя воинскому образу жизни.
Возникает чудовищный внутренний конфликт, от которого человек становится дважды неуверенным в себе: теперь и член общества из него никудышный, и воин паршивый — ни то, ни се. И от этого на душе становится совсем тяжело.
Путь Воина — это лишь клин, который нужен, чтобы выбить другой клин. Не более того. В конечном счете, важна верность самому себе, а не тому или иному образу жизни. Система ценностей Пути Воина важна, как точка опоры, которую можно использовать, чтобы перевернуть мир привычных своих взглядов. Делать же из него религию — крайне опасно.
Сверхспособности
вместо просветления
У йогов есть замечательная метафора, которая хорошо иллюстрирует данную проблему. Они говорят, что есть путь, а есть цветы у дороги. Цветы эти красивые и чудесно пахнут, но не они являются целью путешествия, они его лишь сопровождают, да и то не обязательно.
Описанный Кастанедой мир магов с их способностями превращаться в животных, мгновенно перемещаться в пространстве и быть в двух местах одновременно — это только цветы у дороги. Сущность Пути Воина не в том, чтобы развить в себе эти умения, и реальное продвижение по пути никак от них не зависит. Дерево рубят — щепки летят, но никак не наоборот.
Сверхспособностями больше всего увлекаются как раз те неудачники, которые не смогли утвердиться в социальной жизни, а теперь хотят утереть всем нос своими магическими фокусами. Иногда, это у них получается, но психологически они так и остаются наивными маленькими человечками с непомерными амбициями.
Кастанеда неоднократно обращает внимание на то, что конечная цель пути — Свобода, и в первую очередь, это свобода от потребности в самоутверждении, в утешении, в признании. Чувство собственной важности — это очень тяжелая ноша. Можно стать настоящим магом, но так остаться при этом полнейшим ничтожеством.
А посмотрите, чем заполнены форумы любителей Кастанеды — одно сплошное самолюбование и погоня за спецэффектами. Как и предрекают индусы, в эпоху Кали-Юги дешевая демонстративная эзотерика становится очень популярной.
Настоящий Путь Воина совершенно бесхитростен — нечем хвастаться и не перед кем. Ни крыши над головой, ни твердой почвы под ногами — одна сплошная неизвестность и полное одиночество. «У воина нет ни чести, ни достоинства, ни семьи, ни имени, ни родины, есть только жизнь, которую нужно прожить» — кому нужно такое путешествие?
Акция личностного развития — это, на взгляд постороннего, непопулярное предприятие, малоприятное уклонение от прямого пути, отшельническое оригинальничание. Поэтому неудивительно, что издавна лишь немногие додумывались до столь странной авантюры. Если бы все они были глупцами, то мы имели бы право исключить их из поля зрения нашего интереса как духовных «частных лиц». К несчастью, однако, личностями являются, как правило, легендарные герои человечества, те, кто вызывает восхищение, любовь и поклонение, истинные чада божьи, чьи имена «не прейдут в эонах». Они — подлинный цвет и плод, семена, порождающие древо рода человеческого.
Культ отсутствующей личности
Другая опасность, подстерегающая доморощенных воинов, — это желание вступить в то или иное сообщество любителей Кастанеды.
Многоуважаемая РПЦ в своей книге по (популярному) сектоведению перечисляет несколько организаций, действующих в этом направлении, в том числе, и в России.
Сей любопытный документ называет Кастанеду основателем секты, но основную критику направляет не на сущность учения, а на деятельность этих самых центров, групп и обществ свидетелей последователей Кастанеды.
Но опасность не в том, что, гипотетически, можно попасть под влияние этих горе-сектантов от Кастанеды, а в самом стремлении найти себе духовное пристанище, круг сообщников-единомышленников.
Вокруг всякого значимого учения рано или позно начинают возникать разного рода тусовки. Люди общаются между собой, делятся опытом, открытиями и переживаниями, и на каком-то этапе такой взаимообмен вполне может способствовать настоящему развитию. Но если задержаться внутри такой тусовки дольше необходимого, она быстро перестает быть подспорьем и становится препятствием для дальнейшего развития.
В случае кастанедовского учения все осложняется еще и тем, что оно само подразумевает создание своей группы. У дона Хуана была группа магов, у Кастанеды тоже была, вот и читатели считают, что им срочно нужно искать себе группу или сколачивать свою собственную.
То же касается и поиска своего личного дона Хуана. В книгах несколько раз упоминается, что только учитель может показать ученику «темную сторону силы». И вот едут в Сонору последователи Кастанеды со всего мира, собирают кристаллы, ищут мескалито, бродят по пустыне, собрав глаза в кучу, и пристают к старым индейцам в потрепанных шляпах. А другие, кому подобный активный поиск не по карману и не по духу, вздыхают и вообще отказываются от всякого поиска — нет дона Хуана под рукой, значит придется жить обычной жизнью.
Однако настоящий поиск всегда происходит в одиночестве, наедине с собой, и чем дальше, тем более глубокого внутреннего уединения он требует. Учитель, гуру или бенефактор даже при всем своем желании не сделают из ученика Человека Знания. Они могут подсказать, подтолкнуть, показать пример, но взрастить в себе новую личность ученик может только сам. Только он сам несет ответственность за результаты своего поиска.
Дон Хуан говорит — «Доверяй своей личной силе, одного этого уже будет достаточно, чтобы пройти свой путь». «Но избран ли я для этого пути?» — сомневается ученик. А ответ один: степень собственной избранности может определить только сам ученик, вступив на путь и пройдя по нему.
Развитие личности означает верность собственному закону. Для передачи слова «верность» мне кажется более всего применимым греческое слово из Нового Завета, которое по недоразумению было переведено как «вера». Однако оно, собственно говоря, означает доверие, доверчивую лояльность. Верность собственному закону — доверие этому закону, лояльное выжидание и доверчивая надежда, а вместе с тем — установка наподобие той, которую верующий должен иметь по отношению к Богу.
Чтобы двигаться по своему пути, не нужен учитель, не нужны попутчики и не нужно само учение, нужна только вера в себя и свое предназначение, и только по вере этой воздастся.
И все-таки…
В последних книгах Кастанеды пошла совсем уж какая-то мистификация, а начатое им на новой волне движение Тенсёгрити и вовсе выглядит до крайности противоречиво. Он сам, конечно, подводит под это дело какую-то объяснительную базу, но выглядит это неуклюже и доверия не вызывает.
Можно было бы предположить, что такой поворот событий связан с потребностью в деньгах, но это тоже не кажется убедительным, поскольку гонорары за постоянно переиздаваемые по всему миру книги должны были быть баснословными. Может он запутывал какие-то следы, может занимался неделанием, а может окончательно двинулся от своих экспериментов.
Много споров ходит о реальной личности Кастанеды, о том, каким он был на самом деле и насколько соответствовал идеалам Пути Воина. Рассказы ходят всякие — верить им или нет, пусть каждый решает сам для себя.
Также не прекращаются и, наверное, никогда не прекратятся пересуды о том, был ли дон Хуан реальной личностью или это лишь собирательный образ. Кастанеда до самого конца придерживался своей легенды и утверждал, что дон Хуан и его линия магов существовали на самом деле, и он действительно проходил у них обучение.
Под вопросом находится и то, достиг ли Кастанеда своей конечной цели. Некролог говорит, что Кастанеда умер от рака печени в 1998 году. В интернете есть скан официального свидетельства о смерти некоего Carlos Castaneda, но для «верующих в Кастанеду» всегда остается надежда, что дон Карлос все еще где-то бродит по земле, а если и нет, то не потому, что его доконала болезнь простых смертных, а потому что пришел его час и он, как полагается настоящему Человеку Знания, сгорел огнем изнутри.
И все-таки… книги Карлоса Кастанеды для многих людей оказались тем самым кубическим сантиметром шанса, который открывает путь к настоящей Свободе. Суровый мужской дух его сказок о Силе — это как раз то, чего так не хватает современной культуре, тонущей в инфантильной бескостной женственности.
Путь Воина — это смертельная битва за собственную свободу, схватка со своими страхами и демонами, в которой еще неизвестно, кто победит. Кастанеда не рассуждает о божественной любви и всепрощении, он беспощаден в своих суждениях. Общество погрязло в жалости к себе, люди слабы и глупы, но у каждого есть шанс вырвать себя из этой дремоты.
А закончим еще одной цитатой швейцарского дона Карлоса, который разделял и проповедовал те же самые ценности.
Что же побуждает человека избрать собственный путь и таким образом вырваться, как из пелены тумана, из бессознательного тождества с массой? Это не может быть нуждой, потому что нужда приходит ко всем, и все спасаются конвенциями. Это не может быть и моральным выбором, потому что люди, как правило, выбирают конвенции. Что же тогда неумолимо склоняет выбор в пользу необыкновенного?
Это то, что зовется предназначением; некий иррациональный фактор, который фатально толкает к эмансипации от стада с его проторенными путями. Настоящая личность всегда имеет предназначение и верит в него; имеет к нему pistis, как к богу, хотя это — как, вероятно, сказал бы заурядный человек — всего лишь чувство индивидуального предназначения. Это предназначение действует, однако, как божественный закон, от которого невозможно уклониться. Тот факт, что очень многие погибают на собственном пути, ничего не значит для того, у кого есть предназначение. Он должен повиноваться собственному закону, как если бы это был демон, который соблазнял его новыми, странными путями. Кто имеет предназначение, кто слышит голос глубин, тот обречен.
p. s.
Продолжение банкета: Мой Кастанеда.
вы просто ненаблюдательны,либо знаете мало “эзотериков”, либо вам повезло и вы выросли в храме Шаолинь
Статья неплох сама по себе!
Только задело высказываение, что в эзотерику идут неудачники!
Бред, я вас даже обматерил!!
Всем эзотерики успешные люди если что!
Но если вы считаете, что всё это фигня то ваш день….
…
Работа, дома, работа, дом…..
ПУТЬ У КАЖДОГО СВОЙ!НАЙДИТЕ И ИДИТЕ С БОГОМ.ЕСЛИ ЕСТЬ СОМНЕНИИ ТОГДА У ВАС НЕ СЛУЧИЛОСЬ САМАДХИ ИЛИ ПРОСВЕТЛЕНИЯ!ЕТО ОЧЕНЬ ДОЛГИЙ ПУТЬ.ДЕРЗАЙТЕ.УДАЧИ И МАСТЕРА ЖЕЛАЮ ВАМ!
Ochen’ blagodarna Vam za statiu! Vovremya ona mne podvernulas’. Siju i raduyus’ – stol’ko vremeni s’ekonomila ;) PASIBA !
Привет, хорошая статья, хорошие цитаты.
Понравилось ваше видение.
Небольшая поправочка
“Вера в праведность Пути Воина не позволяет больше наслаждаться обычными социальными играми, а подавленные, но не отброшенные, социальные интересы никак не дают целиком посвятить себя воинскому образу жизни.”
КК предлагает наслаждаться, но не увлекаться, хотя те личности, кто убегает от социума, действительно соответствуют этой мысли. Однако это поджидает не только кастанедчиков, но и всех других религионистов, как вы верно заметили.
Спасибо за статью.
@Эд
ну и сморозил, паря,ты ж напрочь некомпетентен))) так сиди, кури в сторонке.
МЫ БЛУЖДАЕМ В МЫСЛЯХ, КОТОРЫЕ НАС ПОДВОДЯТ, ВНУТРЕННИЕ БЕЗМОЛВИЕ ЭТО И ЕСТЬ СИЛА. Будем считать, что это мои слова, но знания чужие, а в конце подарю вам стих, который также можно отнести к чужому знанию.
Есть мультик “КУНГ-ФУ ПАНДА”- можно посмеяться, там озвучено “ГРЯДУЩЕЕ ЗАКРЫТО, ПРОШЕДШЕЕ ЗАБЫТО, НАСТОЯЩЕЕ ДАРОВАНО”
Я читал К.К. , но читал после своих друзей, так что был немного готов, правда, не к тому, что было написано, а к самому процессу чтения.
И ТАК: это моё мнение и я не жду с ним соглашения.
1 позиция читателя – “ПРИНЯТЬ” то что написано. Но как можно принимать, то чего НЕ ЗНАЕШЬ! (в принципе можно отнести это и к любой религии.) есть фильм ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ там есть фраза которой я симпатизирую, но не более “МЕНЯ ЦЕРКОВЬ НЕ ПРИМЕТ. ЧТО ЕСТЬ ЦЕРКОВЬ, ЦЕРКОВЬ ЭТО ДЕЛО РУК, ЛЮДСКИХ И Я ВИЖУ ТОЛПЫ ФАНАТИКОВ РЬЯНО РВУЩИХСЯ ИСПРАВЛЯТЬ БОЖЬЮ ВОЛЮ” цитата беседы может быть не точной, но смысл тот.
2 позиция читателя – “НЕ ПРИНИМАТЬ” то, что написано. Да и зачем принимать, то чего нет, а ведь этого нет, потому что я не знаю. (Но в реале, как много того чего мы не знаем, а ведь это есть. И нет смысла заниматься самообманом, что это не так.)
3 позиция читателя – “НАБЛЮДАТЕЛЬ – которые НЕ ОТВЕРГАЕТ, ТАКЖЕ КАК И НЕ ПРИНИМАЕТ” то, что написано. (стараюсь придерживаться этой позиции, правда не всегда получается, да а ведь эту позицию можно применить и в жизни, а именно в отношении к ней самой)
А вообще мне симпатичен К.К. как писатель и естественно его книги, и пускай моя позиция как читатель третья, но после прочтения книг моё отношение к самой жизни стало проще. Хотя до прочтения, я воевал имею медаль “За Отвагу” и орден “Мужества”, и думал что после войны моё мировозрение проще некуда, но оказывается что это не предел т.к. можно еще упростить саму систему отношений как ко всему, так и к себе самому.
МЫ ЗНАЕМ, ТОЛЬКО ТО, ЧТО НАМ СКАЗАЛИ!
О ЧЁМ НЕЗНАЛИ, ПРЕДСТОИТ ЛИШЬ ОЩУТИТЬ.
ШАГНУВ ЗА ГРАНЬ, РЕАЛЬНОСТИ МЕЧТАНИЙ
ГЛОТОКОМ СВОБОДЫ, ЧТО «НЕВЕДОМО» ПОСТИЧ!
И ЖИЗНЬ – ЧТО ПРОТЕКАЛА ПОЛОСАМИ,
И СМЕРТЬ – О НЕЙ ТАК ЛЮБЯТ ГОВОРИТЬ.
И ЭТО ВСЁ ОСТАНЕТЬСЯ СЛОВАМИ,
НЕ БУДЕМ, МЫ, ОБ ЭТОМ ГОВОРИТЬ!
О ТОМ, ЧТО БЫЛО И ЧТО БУДЕТ, МОЖЕТ С НАМИ!
А МОЖЕТ И БЕЗ НАС НЕ СМОЖЕТ БЫТЬ!
ТОТ ДИАЛОГ ВНУТРИ СЕБЯ ОСТАВИМ
И ТОЛЬКО НАСТОЯЩИМ БУДЕМ ЖИТЬ!
СЕРЁГА ……….
Да я курил практиковал кое что понял.Умничать не хочу.В самих книгах К.К есть несколько фраз сказанных Д.Х. о Боге.Где говориться что нам нужно подчиниться ему.Поэтому потратив несколько лет на поиск истины,хочу сказать всем кто очарован идеей пути воина.Если тебя не встретил индеец, маг,нагваль и не повел тебя за собой,значит это не твой путь.А если ты ищешь полного контроля и свободы.Тот кто контролирует все кто соединяет нас в одно целое дал конкретную инструкцию и конкретного человека.Изучайте Ислам в нем истина для разумных. Там тебе и борьба со своим я и принятие судьбы как есть и отказ от этого мира.А если ты дойдешь до Всевышнего то у него сможешь попросить чтобы он сделал тебя абсолютным воином.Мир вам и вашим домам.
В целом с содержанием статьи можно согласиться, но только с одним условием – если оценивать её именно с психологической или популярной точки зрения. Даже цитаты Юнга не придают этой статье какой-то особой глубины, поскольку она по своей сути исключительно психологическая, а, значит, не духовная.
К чему такой пролог?
А к тому, что без учёта этого обстоятельства не имеет смысла оценивать творчество К. Кастанеды с позиций психологии, как мирской (духовно ограниченной) дисциплины. Любой духовник в отличие от психолога прекрасно знает, чем по существу отличается психология от духовности. Психология от духовности отличается тем, что духовность – это область реальной “самотрансформации”, тогда как психология – это область реальной “самоконсервации” от любых трансцендентальных изменений сознания и психики. Духовность выводит за рамки человеческого эго и сознания, а психология заключает в эти рамки. При этом духовность и психология стоят на принципиально различных когнитивных подходах и парадигмах. Психология по своей сути (и в основной массе) дискретна и линейна, как и само рациональное (т.е. мирское) сознание, и использует сугубо традиционную (ограниченную) научную парадигму, тогда как духовеность непрерывна и многомерна, как и духовное сознание и использует нетрадиционную (безграничную и вневременную) парадигму, которая не имеет ничего общего с научной. Именно поэтому нет никакого смысла оценивать творчество К. Кастенеды, как и ценность учения Дона Хуана, с сугубо психологической или даже психоаналитической (Юнгианской) точки зрения.
Творчество Карлоса Кастанеды можно и нужно оценивать только с духовной точки зрения. Только в этом случае можно найти отражение истинных граней его таланта, как и ценности самого духовного знания, которое связано с одной из величайших дохристианских духовных культур и систем духовного самосовершенствования – тольтекской.
Как относящий себя к “новым видящим”, в этой статье я хочу в очень кратком виде пролить свет на подлинный смысл учения Дона Хуана с точки зрения определения его высших целей, как впрочем, и целей любого другого духовного пути.
Как и большинство ищущих, в своё время, я также был озадачен проблемой выбора духовного пути и определения для себя его высших целей. Одним из первых серьёзных духовных знаний, с которым я столкнулся в жизни, и которое просто потрясло меня, а точнее перевернуло до самого основания всё моё сознание и мировоззрение, было именно учение Дона Хуана, изложенное Карлосом Араной Кастанедой в его 12 книгах (с Тенсёгрити 13-ти). Тогда в 1997 г. я принял это духовное знание всем своим сердцем, почувствовав его бездонную глубину, истинность и всеобъемлемость.
Нужно отдать должное Кастанеде за то, что он одним из первых в то время весьма понятным литературно-художественным языком открыл всему миру сокровенное и просто бесценное духовное знание, накопленное и сохранённое одной из величайших духовных культур мира – тольтекской. Знание, о котором, идёт речь, является по мнению многих религиоведов и богословов, одной из древнейших систем духовного развития и совершенствования. По словам учителя К. Кастанеды Дона Хуана Матуса, традиции тольтеков или “людей знания”, от которых тянется его линия, было более 10 тысяч лет и знание это не протяжении всего этого времени свято хранилось и передавалось посвящённым через т.н. магическую традицию, хотя слово “магия” здесь не совсем уместно, поскольку сама тольтекская традиция является в высшей степени духовной, представляя собой альтернативную систему миропознания и мироописания, как своего рода путеводитель в мир духов. Сам Дон Хуан Матус как бенефактор (духовный наставник) Карлоса Кастанеды, будучи нагвалем (духовным лидером) своей группы, упоминал Карлосу о 27 поколениях нагвалей, через которых тянулась его духовная линия и традиция. Говоря об учении Дона Хуана, изложенном в книгах Карлоса Кастанеды, нельзя не сказать о том, что в своё время им не просто прониклось и увлеклось, но стало фанатами огромное количество ищущих и прогрессивно мыслящих людей, для которых на фоне атеизма и бездуховности конца 80-х начала 90-х Кастанеда стал подлинным мастером и духовным учителем, открывшим подлинные глубины и тайны мира духа.
В то же время, нельзя не сказать и о том, что многие люди, глубоко принявшие в сознание и сердце тольтекскую духовную традицию с её невообразимой исторической и мистической глубиной, познакомившись с учением Дона Хуана в его понимании Карлосом Кастанедой, были в итоге несколько разочарованы. Это разочарование было связано, прежде всего, с некоторой непоследовательностью и незавершенностью данного учения. Данная незавершенность учения наиболее остро чувствовалась после того, как Дон Хуан покинул этот мир вместе со своими единомышленниками, оставив Карлоса наедине с его группой войнов. У многих читателей именно после этих событий закралась тень сомнения в том, что едва ли Карлос Кастанеда был готов к миссии нагваля и продолжателя данной традиции. Говоря другими словами, многие поклонники учения Дона Хуана почувствовали для себя некоторую человеческую и нравственную незавершенность данного учения в его понимании и изложении Карлосом Кастанедой. Складывалось впечатление, что Карлос или сознательно или неосознанно как бы недосказал читателям чего-то очень важного, возможно, даже самого главного, что определяет высшую цель учения Дона Хуана и если можно так выразиться его нравственный кодекс. Возможно, это было сделано им сознательно, поскольку в любой практике есть области знания, которые не подлежат публичной огласке, поскольку составляют священное знание, передваемое только при посвящении. Тем не менее, одной из высших целей в учении Дона Хуана, К. Кастанедой была определена т.н. “абсолютная свобода”, но само понятие абсолютной свободы, к которой стремится воин духа, было дано им как-то очень абстрактно и расплывчато. Другими словами, у многих поклонников тольтекской традиции возникало ещё одно вполне обоснованное сомнение относительно того, а понял ли сам Карлос Кастанеда до конца высшую цель духовного пути война?
Ответ на этот вопрос можно найти именно в последних книгах Кастанеды и в частности “Второе кольцо силы”, “Дар Орла”, “Активная сторона бесконечности”, которые как раз и описывали те события, которые происходили уже после ухода из мира группы Дона Хуана. При этом уже не возникало сомнений в том, что Карлос Кастанеда не выполнил возложенной на него лично ответственности и задачи нагваля (духовного лидера). Самым ярким подтверждением этому служат те события, которые чуть позднее стали достоянием гласности и это смерть спутницы Карлоса Елены Ла Горды во время её инициационного прыжка в пропасть, и заболевание самим Карлосом Кастанедой раком печени в результате токсических перегрузок.
Таким образом, есть все основания полагать, что тольтекская духовная традиция на Кастанеде всё таки была завершена, а сам Карлос Кастанеда явился не столько продолжателем, сколько “закрывателем”, если можно так выразиться, этой великой духовной традиции.
Пожалуй, самым ярким доказательством этого служит следующая цитата самого Дона Хуана из книги “Активная сторона бесконечности”, которая совершенно недвусмысленно говорит именно об этом:
– Дух подал мне знак, что нечто подходит к концу. Я решил, что это моя жизнь подходит к концу, и принял эту весть со всей благодарностью, на которую только был способен. Только много позже, гораздо позже до меня дошло, что это не моя жизнь подходит к концу, но вся моя линия.
Далее Кастанеда пишет:
– Я не понимал, о чём он говорит… (см. Активная сторона бесконечности/Неизбежная встреча).
Внимательному читателю этот эпизод говорит о многом. Иными словами, можно сделать вывод о том, что все литературно-художественное изложение К. Кастанедой учения Дона Хуана есть не столько развитие и популяризация этой духовной традиции, сколько памятник-эпитафия этой великой духовной культуре для всех её последователей (т.н. “новых видящих”), которым предстояло на основе опыта Карлоса Кастанеды уже самим творчески переосмыслить наследие Дона Хуана в поисках новых путей развития духовной культуры исходя из меняющейся в мире ситуации.
Эзотерическая суть всего выше сказанного сводится по сути к одному – к тому, что практически все поклонники Кастанеды, искренне проникшиеся глубиной мудрости этого учения, пройдя вместе с Карлосом от начала до самого конца его личной практики у Дона Хуана, оказались как бы в положении заложников этого захватывающего знания, которое в конечном счёте привело их к духовному тупику и оставило наедине, практически так же, как оставил свою группу и сам Кастанеда. В итоге, как уже известно, его группа распалась, причём, не просто распалась, а трагически распалась для некоторых её членов. Именно это обстоятельство и удручало больше всего, как меня лично, так и многих других последователей учения Дона Хуана, пришедших в итоге к некоторому духовному тупику.
* * *
Можно говорить о многих негативных последствиях, с которыми столкнулись практически все последователи учения Дона Хуана. Среди этих последствий и злоупотребление наркотическими и психотропными веществами, и чрезвычайно опасные мистические опыты и эксперименты, которые для многих закончились безвозвратным разрушением психики и потерей связей с миром, и многочисленные суициды с увечьями в результате т.н. инициационных прыжков в пропасти и т.д. И дело даже не в том, открыл Кастанеда своим читателям всю правду о тольтекской культуре и высших целях духовного пути война, или нет. Всё дело в том, что крайне опасно форсировать любой духовный путь, как и давать неподготовленному сознанию высшие духовные знания, поскольку это в строго обязательном порядке будет иметь как позитивные, так и негативные последствия для психики любого адепта, причём, негативных будет заведомо больше. В этой связи закономерно возникает вопрос:
– а есть ли выход из этого духовного тупика, оставленного Карлосом Кастанедой?
* * *
Не вдаваясь в перипетии страданий и подробности поиска многими искателями (и мною в т.ч.) путей выхода из этого духовного тупика, сегодня уже можно с полной уверенностью сказать то, что этот выход есть и этим выходом является православная духовная культура. Пусть это ни покажется кому-то чересчур банальным или парадоксальным, но продолжение и даже развитие тольтекской духовной традиции применительно к высшим целям духовного пути в наше время можно найти только в одном источнике, а именно – в трудах Святых Отцов Православия и в частности трудах таких духовных столпов, как Феодор Мопсуистийский, Деодор Торсийский, Исаак Сирин, Нил Сорский, Василий Великий, Феофан Затворник, Иоанн Богослов, Иоанн Лествичник, Макарий Великий и конечно же Игнатий Брянчанинов.
Когда начинаешь глубоко знакомиться с трудами этих Святых Отцов православия, посвящённых именно пути монашества и иночества (восточной традиции православия), как высшим этапам постижения духовности, связанным с полным разрывом с жизнью светской (мирской) во имя жизни духовной, находишь для себя практически полное отражение всего учения Дона Хуана. При этом совершенно невольно возникает мысль об удивительной схожести многих положений тольтекской духовной культуры с положениями исконного и в частности восточного православия. Параллелей и общих принципов у этих духовных традиций не просто много, но они практически во всём. Они и в определении основополагающих принципов духовного пути и в его основных этапах и даже в конечных целях, хотя у Кастанеды именно высшая цель духовного пути не определена достаточно чётко. Собственно, путь монашества, отраженный в трудах Святых Отцов Православия, в его иноческом и подвижническом понимании, есть практически то наиболее ценное именно в практическом отношении, чего не дал своим читателям и поклонникам К. Кастанеда.
Так, например, одним из принципиальных условий продвижения на духовном пути в учении Дона Хуана является отказ от чувства “собственной важности” или значимости. В православии имеет место практически аналогичный принцип, который известен как отказ от всех желаний и страстей (личных) для достижения т.н. состояния бесстрастия или полного контроля всех желаний. Любопытно, что основой для достижения бесстрастия выступает качество смирения и послушания т.е выполнения основополагающих христианских заповедей. Таким образом, параллель смиренности и отказа от чувства собственной значимости, налицо. Та же ситуация имеет место и по отношению к таким, казалось бы исключительно специфическим понятиям тольтекской культуры, как “тональ” и “нагваль”, впервые введённым в обиход Кастанедой. Понятие “тональ” обозначает всё то, что имеет отношение к повседневному миру (т.е. всё, что поддаётся осознанию умом), а понятие “нагваль” обозначает всё, имеющее отношение исключительно к миру духа (т.е. неосознаваемый умом мир воли). Но практически аналогичные понятия имеют место и отражение в том же православии. Это категории т.н. мирского сознания, находящегося в состоянии “прелести” (завороженности и очарованности миром) и “духовного видения” (прямого восприятия мира духа), в котором проявляются очертания подлинного духовного мира. При этом совпадает даже само определение мира и повседневной т.е. мирской жизни, которая в православии есть “прелестной иллюзией” т.е. “прелестью” по мнения Игнатия Брянчанинова. Аналогичное определение повседневному миру даёт и дон Хуан, называя его такой же иллюзией сознания и результатом саморефлексии, которая не учитывает наличия другого мира – духовного. Любопытно, что даже в определении самой природы человеческой страстности и греховности, и в православии и в тольтекской культуре есть параллели. Православие видит истоки порочности человеческой натуры в аспекте её подверженности страстям (страстности), которые являются результатом грехопадения праотцов (Адама и Евы), которые били изгнаны из рая за то, что прикоснулись к плоду познания добра и зла. При этом путь назад (в рай) к своему изначальному совершенству есть, как уже упоминалость, достижение состояния бесстрастия путём очищения сознания и души от первопричины порока в виде страстности. Под страстностью следует понимать всю природу человеческого эгоизма или его эго программу. В тольтекской духовной культуре данный аспект также имеет отражение, только другими понятиями и категориями. Человеческое эго Дон Хуан также считает главным пороком человеческой природы и определяет его в понятиях “чужеродного устройства”, которое внедрено в человеческое сознание извне и которое управляет поведением человека. По мнению Дона Хуана, устранение данного “чужеродного устройства”* (эго программы) из сознания человека позволяет гармонизировать всю природу человека и открыть ему новые энерго-информационные возможности за счёт более правильного движения (течения) энергии и информации в организме человека.
* В фильме Матрица данное “чужеродное устройство” было очень символично выражено “жучком”, которого извлекала Тринити из тела Нео.
Любопытно и то, что и в православии и в тольтекской культуре в самых общих чертах совпадают даже сами конечные цели духовного пути. В православной духовной культуре высшей целью духовного пути является спасение во Христе с последующим воскресением к жизни вечной (в раю) благодаря покаянию и обретению качества высшей любви. Очень близкая по сути трактовка высшей цели духовного пути имеется и у Дона Хуана, только у него она связана с обретением состояния т.н. полной и абсолютной свободы с сохранением полного осознания себя как бестелесной духовной сущности. Данное состояние определяется им, как возможность продолжения человеческой эволюции (жизни) после смерти тела, только уже в бестелесном состоянии, а в виде высвобожденного энергетического тела, обладающего осознанием. Для выполнения этого манёвра по мнению Дона Хуана нужно вести безупречную жизнь, способствующую накоплению достаточного количества личной силы, чтобы после смерти проскочить мимо “клюва Орла” (символа Бога), питающегося осознанием всех живых существ. Огромное количество параллелей можно найти и в других моментах, включая понимание смысла жизни и особенно смысла смерти, а также важность подготовки себя для перехода в духовный мир.
Говоря же об отличиях, можно сказать, что одно из главных отличий учения Дона Хуана, которое описывал К. Кастанеда, от христианства и в частности православия, заключается в том, что и в тольтекской культуре и в учении Дона Хуана, проводниками в духовный мир и т.н. “союзниками” (дружественными силами) выступают “низшие духи”, которые в православии попросту именуются демонами. В то же время не во всей тольтекской традиции используются именно “низшие силы”. Сам Дон Хуан говорит о том, что зависимость от низших духов была уделом “старых видящих”, тогда как “новые видящие”, к которым принадлежал и сам Дон Хуан, в отличие от “старых”, пересмотрели многие положения прежней традиции и внесли в них существенные корректировки, причём, именно в направлении повышения нравственности и светоносности учения, т.е. в направлении отхода от традиций испльзования низших сил. В этом, по всей видимости, также сказывается общепланетарное влияние христианства и христианской культуры на состояние духовности всего человечества.
Не следует забывать и о том, что сразу несколько поколений нагвалей линии Дона Хуана, из категории именно “новых видящих” нашли в своё время прибежище и спасение под крышей католической церкви, а нагуаль Элиас – один из учителей (бенефакторов) Дона Хуана сам был католическим священником.
Всё вышесказанное говорит о том, что именно христианская духовная культура является в наше время для всех “новых видящих” в высшей степени преемственной и живой духовной традицией, которая не только не противоречит тольтекской культуре, как думают некоторые, но и развивает последнюю, причём, в аспекте нравственности, что особенно ценно и важно. Таким образом, все поклонники и последователи учения Дона Хуана, остановившиеся вместе с К.Кастанедой на перекрёстке определения высших целей своего духовного пути, могут без труда найти её для себя в глубинах христианства.
Ещё обязательно следует сказать, что тот нравственный закон, который утверждает христианство и в частности православие, применительно к жизни человека на земле, является сегодня не просто очень высоким, но он является просто безупречным, говоря словами Дона Хуана, и неизмеримым никакими человеческими мерками, поскольку Авторство нравственного закона православия, как и самой христианской традиции принадлежит, конечно же, не человеку, а подлинному Творцу всего мироздания – Господу Богу, причём, вне зависимости от того, как Его именовать Орлом, Дао, Аллахом, Ишварой, Абсолютом или Богом-Отцом.
ЯКоВ
Уважвемый Олег Сатов, Вы бы продолжели свое понимание К.Кастанеды в своих статьях, как я понимаю в изучении его творчества вы посвятили не мало времени и сил,(и как я понимаю, познали его секреты) а большенство “почетателей” тонут в болоте…ми-ми-ми…но а все же, все почетатели К.К. перед вами в долгу :-)
КТО НИБУДЬ ЗНАЕТ ЧТО ТАКОЕ ЭПИСТИМОЛОГИЯ ???
Джордж: Я не понимаю, почему Кастанеда сдался. Я имею в виду, он был сбит с толку, верно?
Джон: Вы не понимаете, Джордж, потому что делаете то же самое, что и Карлос.
Джордж: …(пауза)… Так и есть.
Джон: Спор между доном Хуаном и Карлосом мог возникнуть только из-за предположения Карлоса, что они с доном Хуаном должны одинаково воспринимать мир. Это – точное описание одного из индульгирующих качеств первого внимания. Почему бы просто не принять различия? И в этих различиях обнаружить новую информацию, синтез. Ответ: из-за чувства собственной важности Карлоса. Его восприятие, его описание должны быть самыми верными. Или же они с доном Хуаном должны договориться о том, как воспринимать мир. Договориться о единственном описании реальности – об эпистемологии галки, о занудной эпистемологии. Именно об этом и говорит дон Хуан.
Джордж: Это меня вдохновляет. Теперь я понял.
Джон: Джордж, важно время от времени бросать кость первому вниманию.
Эта вырезка из книги Черепахи до самого низа. Предпосылки личной гениальности
Авторы
Джон Гриндер
Джудит Делозье
Психологи НЛПИСТЫ.
Автор статьи меня очень разочоровал своей безграмотностью.
Не Карлос виноват, виноват те кто его не понял!!
Мда… Наверное оно действительно все так и есть, но все же могу вас, автор, уверить: адекваты на этом пути встречаются. Я сама Кастанеду ни в каком виде не употребляла (наверное это самое массовое его потребление и отталкивает), но в разговорах определенной тематики его периодически цитируют, просто потому что он многие вещи очень точно обозначил и выразил – так что не зачем изобретать велосипед. И насчет причин, по которым человек становится на Путь. Не обязательно чтобы его туда затаскивали. Я, реалист и скептик, пришла к этому случайно – сначала осознала отличность своих взглядов на жизнь от большинства,затем постоянные поиски и стремление докопаться до сути и понять как устроен мир, как устроена жизнь вывели меня к определенному знанию и я поняла, что мои взгляды сходны с этой концепцией. И Путь – это не совокупность эзотерических практик, это другой способ жить. И я не согласна, что Путь направлен на отказ от ценностей, ибо человек без ценностей – пустышка, а пустышка не способна идти по такому Пути, она не совершит волевого действия.
P.S. Интересно услышать мнение относительно Трансерфинга реальности
Как-то один из практиков сказал: прежде чем погружаться в непостижимые миры освойте самый простой – тот, в котором вы живете :)
Сказки Кастанеды захватывают, конёк-горбунок рядом не стоял. Но все одно и то же, что можно рассматривать двояко – либо действительно существует нереализованные сверхспособности “полетов”, осознанных сновидений и пр. или же это очередной способ выхода из роли “неудачника” по жизни.
а я-то как плакалЬ…
Конечно, на Путь всегда заталкивают “ежовыми рукавицами” и только избранных. Но это как толчок. И всегда есть некая кармическая предрасположенность. Сильно позже, постепенно, он становится все более осознанным и возникает какая-то глубинная потребность в практиках. Это точка невозврата. И вернуться к состоянию и ценностям просто человека отсюда невозможно.
Сначала ты выбираешь Путь, а потом он определяет твою жизнь.
вам всем всё равно умирать когда нибудь.
народ харе индульгировать…правилно написала
КокаЛола.а автор молодец уложил все в одной статье а вы тут 203 ой уже 204 расписали.может он в чём то и не прав. но на данный момент все что сидела у меня в нутри его статья выразила в словах за что респект ему…так что прав он не прав ошибаеться или нет.результат есть. для меня или ещё для кого нибудь…а по сути болтовня она и в африке болтовня))эта статья так же как три типа людей описанных в ней …кому то поможет в продвижении ,но болшенсву лишь даст пищу для разума…вот фраза из комента одного очень хороша
реальный опыт — это пища для разума. иначе разум начинает жрать сам себя. так что болше делайте и меньше читайте и меньше обсуждайте всякие не важные темы..был не был дон или хенаро…вам то какое дело.
А сам то из энтелегэнтов, типа?